Святитель Филарет (Дроздов) учил: «Личного врага люби, врага Христа ненавидь, врага Отечества – БЕЙ!» 16 . Сегодня актуальным и современным звучит призыв Священной Псалтири: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс. 44: 4–5). Оказывается, можно быть кротким и одновременно препоясанным мечом. Именно такие кроткие и «наследуют землю», смогут защитить свою и воцерковить чужую. Так и осуществлялось великое дело собирания Русских земель. Когда к келье преподобного Серафима Саровского подошел масон, кроткий старец возмущенно затопал ногами Вспомните праведный гнев наикротчайшего старца преподобного Серафима Саровского, когда к порогу его кельи подошел масон. Старец возмущенно затопал ногами и громко раскричался на сего нечестивца. Вспомните священный меч кроткого и воинственного благоверного князя Александра. Как мы и прочитали в Псалтири: «ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела». Итак, христианское смирение – это умение контролировать и, где надо, сдерживать свои чувства. Как мы и прочитали у Феофилакта: «Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, – таковые бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться… гневаются… когда должно». И читаем далее: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6). Святой Иероним писал: «Нам недостаточно желать правды, если мы не томимся от сильного стремления, как бы от голода» 17 . Алкание и есть острая и ненасытная потребность – в данном случае понять волю Божию, а правильнее сказать – приобщиться к праведности Христовой. Смысл жизни каждого в отдельности взятого христианина – понять, какое же Божие намерение существует относительно нашей жизни. Распознать это намерение означает приблизиться к исполнению воли Бога в отдельно взятой жизни – жизни каждого из нас. Но что есть высшая правда , которую мы должны алкать и жаждать? Блаженный Иероним говорит, что это – желание исполнить всякую божественную правду в своей собственной жизни. Но такое едва ли возможно. Блаженный Феофилакт видит ответ на этот вопрос в словах Псалтири: «Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33: 11).

http://pravoslavie.ru/94562.html

Так, в Символе святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского, непосредственно о Сыне говорится: «Един Господь — Бог от Бога — образ и выражение Божества» , — святитель Афанасий Александрийский называет Сына «образом Отчим», истинным и от Него «неотличным Образом» , святитель Григорий Богослов утверждает, что Сын есть «Начало от Начала — от бессмертного Отца, Образ Первообраза» , а святитель Григорий Нисский пишет: «Сын в Отце — как красота изображения в первообразном зраке [т. е. как красота образа содержится в виде, в форме первообраза. — д. Г. М.]… Отец в Сыне — как первообразная красота обитает в Своем изображении. И нам следует одновременно держать в мысли то и другое» . Столь же традиционное понимание неразрывности образов Отца и Сына мы находим и у святителя Василия Великого, писавшего: «В Боге Отце и в Боге Единородном (то есть Сыне. — д. Г. М.) созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын в Отце и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они едино» ; именно поэтому Сын есть собственный Образ Отца, Его «Живой Образ» . Наконец, позднее, у преподобного Иоанна Дамаскина, мы находим даже своего рода «иерархический» строй неразрывной системы (как замкнутого цикла) «Божественных образов» Пресвятой Троицы, когда Сын выступает как «природный Образ» Отца — «совершенный, во всем подобный Отцу Образ, кроме нерожденности и отечества», а Святой Дух — как «Образ Сына, ибо никто не может сказать “Господи Иисусе”, как только Духом Святым» (то есть через посредство откровения этой истины Святым Духом. — д. Г. М.), «итак, — заключает Иоанн, — в Духе Святом мы познаем Христа как Сына Божия и Бога, и через Сына мы видим Отца» . Если труды святых отцов на эту тему, очевидно, не всегда были доступны древнерусским иконописцам, то сама православная догматическая традиция и художественно-символический канон именно такого восприятия образа Отца — через образ Сына! — была общепризнанной и распространенной. Ведь и преподобный Андрей прекрасно знал о том, что Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и к Коринфянам называет Сына «Образом Бога Невидимого» (см.: Кол. 1, 15; 2 Кор. 4, 4). Знал он и о том, что, согласно тому же Апостолу Павлу, только Сын есть в духовном смысле точный образ Родившего — «будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), ибо ведь недаром ответом Иисуса на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца было: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).

http://pravoslavie.ru/49214.html

Этот преподобный между многими иными великими добродетелями отличался еще совершенным презрением к золоту и серебру. Когда святая Мелания римлянка повсюду раздавая всё свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла в Александрию, то, услышав о святом Памве, пришла к нему вместе со странноприимцем пресвитером Исидором александрийским; она принесла с собою триста литр серебра и просила Памву взять себе, сколько хочет, из принесенного ею серебра. Но он даже не взглянул на него и не перестал рукодельничать, — он плел рогожку, — а только ответил ей: — Да вознаградит тебя Господь за твое усердие, которое ты имеешь к Нему. Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему брату: — Возьми, что дают, с осторожностью и снеси и раздай братьям в Ливии и на островах: они очень бедствуют, так как земля у них бесплодна, а братьям египетских монастырей ничего не давай, потому что их земля плодородна, и они могут иметь достаток от своего труда. Тогда блаженная Мелания отдала всё принесенное серебро тому брату для раздачи бедным и сказала преподобному Памве: — Отче, заметь, сколько я даю серебра: триста литр. Он же ответил ей: — Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла: неужели «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы» (Ис.40:12) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты мне давала серебро, то, разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств (Мрк.12:42); так молчи, не воструби перед собой! (Мф.6:2) К преподобному Памве пришел однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос Памвы: — Зачем, отец, ты принес собой хлеба? Пиор отвечал: — Чтоб не стеснить тебя. (То есть чтоб не обидеть тебя хлебом, а есть свой). Через несколько дней преподобный Памва отправился к отцу Пиору, захватив с собою кусок своего черствого хлеба, обмакнув его в воде. Увидев это, Пиор спросил:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Есть так называемая презумпция греха. В чем она заключается? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Александр Абрамов 30.08.2013 08:16:02 Протоиерей Александр Абрамов Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Протоиерей Александр Абрамов с вами в эфире радио «Радонеж». Я буду отвечать на ваши телефонные звонки и на вопросы, которые пришли в храм, и которые мои сотрудники передали мне. Вы можете звонить мне по телефону прямого эфира «Радонежа» или посылать смс на короткий номер, начав ваш вопрос словом «Вера». Для тех, с кем я незнаком еще, меня зовут протоиерей Александр Абрамов, я настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, известного почти всем из вас по великой святыне - чудотворному киевскому кресту Святейшего Патриарха Никона. Мы обычно начинаем с вами разговор с Евангелия, которое читалось в предшествующее воскресенье, в этот раз- с Евангелия от Матфея, которое читается в Неделю Всех святых. И я несколько слов хотел бы вам сказать на тему евангельского повествования, затем буду отвечать на ваши звонки. Предлагаю вам поговорить на такую тему: кого можно назвать родней Богу? Своими Богу? О ком говорит апостол, кто такие свои Богу- по мнению апостола, по мнению Церкви? Кто наша родня во Христе? Вот об этом наш сегодняшний разговор, а вначале евангельское чтение, оно очень краткое. Итак: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую Я пред Отцем Моим небесным, а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня- недостоин Меня, и, кто любит сына или дочь более нежели Меня- недостоин Меня, и, кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня». Тогда Петр отвечал, сказал ему: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?  Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

http://radonezh.ru/text/est-tak-nazyvaem...

 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми». Вот Евангелие, которое полагает смущение на сердце очень многим, которые искренне любят своих близких, своих родных, свои семьи, свои дома, свою Родину. Они иногда смущаются: как же так, вот, Христос говорит, что кто все это любит - Его недостоин, значит, и мы Его недостойны, и не будем достойны, или мы должны все оставить, как Он говорит. О чем здесь идет речь? Как это все можно примирить в нашей душе? Мы хотим любить Христа и любить ближнего. А как же быть тогда с заповедью о ближнем? Разве отец и мать или сын, или дочь это не ближние мои? А разве не говорит заповедь: « возлюби ближнего своего, как самого себя», и, это мои ближние, как же я могу их любить, и в то же самое время получается я недостоин Христа, как здесь быть? А это тот случай, когда надо очень внимательно следить и за буквой, и, в первую очередь, за духом этого евангельского повествования. Он говорит не о том, что их надо оставить и бросить, он говорит о том, что во главу угла должен быть поставлен Он сам, Бог. Не надо не любить отца или мать или сына , или дочь, но нужно брать свой крест- и тогда все встает на свои места, и тогда ты становишься более достоин Бога, и тогда ты начинаешь Его исповедовать. Вот, об этом сейчас поговорим, я начну отвечать на телефонные звонки, еще раз: с вами в эфире «Радонежа» в течение часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, жду ваших звонков по телефону или СМС на короткий номер. Мы с вами сегодня разговариваем о том, кто Богу родня и свои Христу, по слову апостольскому. Отвечу на звонки и СМС- сообщения сколько смогу, и также на те вопросы, которые поступили в храм. - Добрый вечер, слушаю Вас. - Здравствуйте отец Александр. - Я хотел узнать об ангелах, об ангельской иерархии, у меня небольшие затруднения …

http://radonezh.ru/text/est-tak-nazyvaem...

И велел он нам терпеть на месте том, пока не исполнится последнее пророческое слово святого, что и случилось, по смотрению Божию. Мы же жаловались, говоря: «сам ты, отче, к Богу отходишь, а нас оставляешь сиротами». Он же обещался пребывать с нами духом неотступно. Всему этому мы тогда не вняли. Теперь мы узнали, что все предсказания святого сбылись с нами». И много говорил старец в утешение: «Потерпим еще немного, не отчаемся в надежде на Бога, но возложим упование наше на Господа и будем надеяться на молитвы отца нашего: не презрит он учеников своих и не оставит нас, детей своих!» Как восхотел Господь преподобного Александра прославить даром чудес. Восхотел же Бог еще более прославить Своего угодника. Не желал святой славы человеческой ни при жизни, ни по смерти, но крепкая десница Господня прославила его. Не оставлял Господь святые его мощи в забвении, не допустил, чтобы храм великого чудотворца Николая стоял без пения и не оскудело место святых трудов, но, как предсказал преподобный: «Если я обрету благодать перед Богом, то не оскудеет святое место сие, но и больше распространится по отшествии моем». Так и случилось, по строению Вышнего Бога. О собрании поселян и соединении с иноками и о игумене. Наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы, собрались поселяне деревни той и, сколько их ни было, и стали говорить инокам: «Отцы наши! Как это вы пребываете здесь, не имея игумена? И у вас в том великая нужда, так как священника нет. А теперь оставьте место сие. Бог может и в другом месте пропитать вас. Мы же станем искать себе священника белого, по своему выбору, как это обычно бывает у мирян». Тот же вышеупомянутый старец имени которого нам не сохранило писание, но известный нам только по слухам, так сказал поселянам: «Лучше нам в голоде и жажде умереть здесь, нежели оставить святое место сие и нарушить поучения и наставления отца нашего, игумена Александра. Надеемся на Господа и на отца нашего Александра, что не оставит Бог святых трудов его. Теперь же, если вы хотите, соединимся воедино.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Как естественный возраст наш определяется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением добродетелей, умерщвлением плотских, земных пожеланий и покорности тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни. Возможная на земле, достижимая людьми во свете Христова учения, праведность является единственным средством для избежания нами опасности обличения за свои грехи духами зла. Станьте, научает нас святой апостол Павел, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6: 14, 16–17). Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31). Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще святой апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 11–12). Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятникам христианской древности, начиная со II века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, со святых Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста. С особенной силой выражается оно у святителя Кирилла Александрийского, а затем, в последующее время, вошло оно в религиозное сознание православных христиан в непререкаемой форме из подробного рассказа преподобной Феодоры, ниже приводимого нами, уже в X веке. С тех пор это учение не потерпело никаких изменений и в свое время исповедовалось нашими русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

918 Деяние первое Халкидонского Собора. ДВС. T. II. С. 103; Деяние второе Халкидонского Собора. ДВС. T. II. С. 231. 921 Кирилл Александрийский , свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии//Богословский вестник. 10. Сергиев Посад, 2010. С. 20. 925 Деяние первое Халкидонского Собора. ДВС. Т. II. С. 103; Деяние второе Халкидонского Собора. ДВС. Т. II. С. 231. 928 Кирилл Александрийский , свт. Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилла к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии//Богословский вестник. 10. Сергиев Посад, 2010. С. 20. 936 Павел епископ Эмесский. Беседа епископа Павла, сказанная в великой Александрийской церкви 1 января, о Воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и в похвалу архиепископу Кириллу. ДВС. Т. I. С. 538. 937 Ср.: Послание Кирилла архиепископа Александрийского к Иоанну епископа Антиохийскому, отправленное с Павлом епископом Эмесским. ACO I, 1, 4, р. 17. ДВС. T. I. С. 541. 981 В первые годы VI века Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафей, или Кнафей изменил текст Трисвятой песни, который исполнялся еще на Халкидонском Соборе. Он добавил к Трисвятому гимну перед словами «помилуй нас» слова «распятый за нас», чем вызвал смуту в народе. Так как эта песнь всегда воспринималась как обращенная ко Святой Троице, то православные подозревали монофизитов в том, что они исповедуют страдания Трех Лиц Троицы или Божественного естества, то есть являются теопасхитами. 982 Евангелист Матфей ссылается на пророчество Иеремии: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» ( Мф.27:9–10 ). Вместе с тем в книге пророка Иеремии не упоминаются 30 сребреников. Единственным местом у пророка Иеремии, в котором говорится о сребрениках, является это: «И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников» ( Иер.32:9 ). Пророчество о 30 сребрениках встречается только в книге Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высока цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников, и бросил их в дом Господень для горшечника» ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Видя непоколебимую веру христиан, то великое мужество, с каким они идут на страдания и смерть, многие язычники убеждались в истинности христианской проповеди и сами становились христианами. Справедливо наблюдение Тертуллиана (писателя 3-го столетия), что “Кровь мучеников – семя новых христиан”. Итак, о вечных ценностях, о духовном богатстве и об истинной жизни свидетельствуют нам христиане-мученики. Покинув этот скорбный мир, они ныне предстоят в неописуемой радости перед Престолом Всевышнего, как открылось это взору апостола Иоанна: “И вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих… Это те, которые пришли от великой скорби, они омыли и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его. И Сидящий на престоле будет обитать в них. Они уже не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который среди престола будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их” ( Откр. 7:9–17 ). Своим подвигом мученики Христовы свидетельствуют о реальности духовных ценностей, о существовании иной жизни, которая несравненно лучше нашей. Они зовут нас мужественно бороться со злом, любить Бога и лично убедиться, какое великое благо иметь Его в своей душе. Молитвами святых мучеников Господь да дарует нам крепкую веру и мужество, необходимые для достижения тихой пристани Царства Небесного. Епископ Александр Преподобномученица Евдокия 14 марта (1 марта по церк.кал.) Святая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском (на восток от Ливанских гор и на север от Палестины во времена Римского императора Траяна (89–117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

— Молю вас, господа мои, спасите меня грешного! Ангелы отвечали: — Для того мы и посланы сюда от Бога, дабы спасти тебя. И они взяли душу его ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и преподобные отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александрова, воспевая хвалу Богу. Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело святого Александра было вынесено также не поврежденным от огня, и от него шло великое благоухание. Император с удивлением сказал тогда: — Наши боги — велики, а Христос — ничто! Потом опять стал принуждать святых к поклонению идолам. Преподобный же Патермуфий сказал ему: — Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшною смертию. Тогда император сильно разгневался и повелел усечь их мечом. И выведены были святые из города на место усекновения. Там они, пред кончиною своею, обратились с молитвою к Богу, и вот с неба раздался голос, который восхвалял Патермуфия, прощал Коприя и обоих их призывал к вечному успокоению. Тогда они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою. Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден персидским войсками и, как предсказал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю. Кончина святых преподобномучеников Патермуфия и Коприя, а с ними и святого Александра последовала в июле месяце в девятый день В то время над римлянами царствовал законопреступник Юлиан, а над христианами — Господь наш Иисус Христос, Емуже со Отцом и Святым Духом подобает честь, слава и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Память преподобного Патермуфия Патермуфий, как сообщает о нем Коприй был сначала идолопоклонником. Он стоял во главе шайки разбойников, воровал и даже снимал одежды с погребенных, совершал и всякие другие злодеяния и мерзости, и молва о его злодействах распространялась по всем странам египетским. Обращение его к Богу совершилось по следующей причине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010