Итак, казалось бы, выделен значительный фрагмент подлинной редакции Епифания Премудрого… Но существует вероятность, что и в данной части имеются вставки из произведений Пахомия. Одна из них выявляется из–за дублировки текста: сначала говорится, что Сергию в момент пострижения было 23 года, а ниже утверждается — 20 лет. Но нам посчастливилось найти список (МДА, 88), обладающий свойствами протографа: в нем вставки из Четвертой Пахомиевской редакции сделаны на полях другим почерком (в остальных списках они читаются уже в основном тексте), в частности, и фраза о 23–летнем возрасте Сергия в момент пострижения. Еще лучшим списком (к сожалению, неполным — текст в нем обрывается на главе «О начале игуменства святого») является список РНБ, Собр. Общества любителей древней письменности, F. 185: в нем фраза о 23–летнем возрасте Сергия вообще отсутствует. Таким образом, мы приходим к заключению, что фрагмент Пространной редакции Жития Сергия XVI в., начинающийся с Предисловия и кончающийся главой «О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине», является первой частью епифаньевского Жития Сергия (вторая же половина, подвергшаяся тенденциозной переделке, вряд ли сохранилась до нашего времени). Лучшими списками фрагмента можно признать рукописи ОЛДП, F. 185 (но она неполная) и МДА, 88 (без учета вставок на полях из Четвертой редакции Пахомия Логофета). Помимо фактических признаков (свидетельствующих, что текст написан явно современником и учеником преподобного Сергия) и стилистических совпадений с другими произведениями Епифания Премудрого, можно указать еще на одну черту, позволяющую сблизить рассмотренный фрагмент Жития с епифаньевским Похвальным словом Сергию: это — использование одних источников (сочинений Кирилла Скифопольского). Похвала Кирилла Евфимию Великому и Савве Освященному использована, как мы помним, в Похвальном слове Сергию, но отдельные выражения встречаются и в Житии Сергия  ; гораздо большее число заимствований видим из Жития Саввы Освященного того же Кирилла Скифопольского (о чем ниже), а вот на пример из Жития Евфимия Великого автор прямо ссылается (МДА, 88. Л. 290—290 об.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

А именно – узаконяют, как это с самого начала было признано истинными представителями истинного (не фарисействующего) монашества, что монастыри должны быть строгими общежитиями, и что монахи не должны оставлять себе при вступлении в них и притяжать себе по вступлению ничего собственного 1089 . Над весьма многими написанными или без письма введёнными уставами возвышались те из них, которые принадлежали знаменитейшим представителям монашества. С течением времени эти уставы начали вытеснять из монастырей множество их собственных уставов и входить в общее употребление; таковыми уставами, были:- Иерусалимский Саввы Освященного († 532), Константинопольский Феодора Студита († 826) и Афонский или святой Горы, начавшийся от преподобного Афанасия († 980). Из сейчас сказанного, по-видимому, следует, что монашество должно было прийти к нам из Греции с каким-нибудь уставом. На самом деле случилось так, что оно пришло к нам без всякого устава. Выше мы замечали, что ничем так не было злоупотребляемо в христианском мире, как монашеством; к этому мы должны прибавить, что ничто так не трудно, как истинное монашество. Вследствие этих двух причин в весьма непродолжительном времени после появления монашества истинного и уставного явилось монашество, так сказать, не совсем истинное и безуставное. Монашество есть исключительный и нарочитый путь, ведущий в царство небесное; царство небесное желательно всякому, а поэтому и желающих идти в монахи, естественно, было много. Но истинное монашество представлялось очень трудным: подвиги телесные, молитва после церковной домашняя устная и умная оставлялись на волю и совесть каждого монаха, ибо тут контроль был невозможен и, следовательно, тут самому себе можно было делать большие или меньшие послабления. За всем тем оставалось ещё нечто существенное, где это произвольное и собственной властью облегчение себе монашества было невозможно: Истинное монашество есть строгое и безусловное общежитие,– совершенное отсутствие всякой собственности, одна и та же со всеми положенная уставом пища в общей трапезе, одна и та же со всеми из монастырской казны одежда, один и тот же со всеми и оттуда же весь домашний обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Скачать epub pdf В издательстве ПСТГУ вышли в свет две новые книги протоиерея Олега Давыденкова , доктора теологии, заведующего кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей ПСТГУ, – научная монография «Богословие Феодора Абу Курры , епископа Харранского» и книга переводов «Арабские сочинения Феодора Абу Курры , епископа Харранского» . В связи с этим мы побеседовали с отцом Олегом об этом выдающемся арабоязычном богослове, его литературном наследии, особенностях его богословской мысли и о мире, в котором он жил – Не могли бы Вы вкратце описать деятельность епископа Феодора Абу Курры , чтобы читатель мог понять исторический масштаб этой личности? – Феодор Абу Курра – самый значительный мелькитский, то есть православный арабоязычный писатель, живший во второй половине VIII – начале IX вв. Предположительно он умер ок. 830 г. Феодор был уроженцем города Эдесса (ныне город Урфа в Турции). Скорее всего, он был монахом в лавре преподобного Саввы Освященного, в Палестине, а затем стал епископом города Харран (в настоящее время небольшой поселок на территории Турции недалеко от турецко-сирийской границы). Абу Курра был весьма плодовитым писателем. Большая часть его обширного литературного наследия была создана и сохранилась на арабском языке. Кроме того, он был автором нескольких десятков небольших богословско-полемических трактатов (опускул) на греческом языке. Таким образом, Феодор был последним мелькитским автором, писавшим по-гречески, а также первым известным христианским писателем, который начал составлять богословские сочинения на арабском языке. В одном из своих арабских сочинений Абу Курра сообщает, что он составил также около 30 богословских трактатов на сирийском языке, однако ни одно из этих произведений до нас не дошло. Несколько сочинений Харранского епископа сохранились только в переводах на грузинский язык. – Каковы основные направления писательской деятельности Абу Курры? – Сфера интересов епископа Феодора была очень обширна. У него много размышлений на общефилософские темы: рациональные доказательства бытия Бога, природа религиозной веры, предпосылки и способы богопознания, вопрос о свободе воли человека. В нескольких своих работах Абу Курра пытается обосновать превосходство христианства над другими религиями (более всего он полемизирует с иудаизмом и манихейством), а также доказать истинность и богооткровенность Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Годы: 1721, 1734, 1738 и др. Алексей Александрович Мартынов прочитал следующие две надписи: «1714 года Августа в 13 день в 1 часу дня преставися раб Божий дому боярина Тихона Никитича Стрешнева человек его...» «1721 году Августа в 22 день преставися раба Божия Татиана Лукина жена секретаря Ивана Спиридонова от роду... лет» «Рус. Арх.» 1895 г. В 1895 году, при выемке земли около дома священнослужителей Успенского собора, с правой стороны от входа с Воздвиженки, в разстоянии около 5 саж. от ограды найден склеп, в котором сохранился с небольшим повреждением маленький гроб, обитый светломалиновым бархатом, и другой гроб, высеченный из камня, распавшийся. На найденных здесь же двух плитах удалось нам прочитать следующие надписи. На плите небольшого размера вырезано: «Лета 7069 июня 19 дня преставися княжна Анна кж... триева дочь семе.ова шестунов». На другой большой плите: «Лета 7067 февраля в 21 день преставися яковлева жена никитича Губина Моклокова Евдокея Григориева дочь Обарина вземлю положена февраля в 23 день». Надписи эти А. А. Мартынов напечатал в «Русск. Арх.» в Надгроб. летописи Москвы. Обарина – фамилия дворянская, существов. в России прежде 1600 года. Эти надписи заслуживают особенного внимания, как древнейшие, современные первоначальному устроению каменого храма. Еще более древняя плита открыта в 1899 году, при прокладке канализационных труб, па которой имеется следующая надиись – «Лета 7046 года февраля преставися князя Федор Дмитреевич.». Эта надпись современна еще деревянному храму Кресто-воздвиженской обители. В том же году найдено еще несколько плит, из которых две превосходно сохранившиеся небольшие плиты имеют следующие надписи. На одной. «Лета 7203 июня в 17день в пндлник в 12 чсу дня на память свтго мчнка мануила преставися раба Бжия болярина Никиты Костантиновича Стрешнева супруга его боярыня ирина григорьевна: жития ее 72 лета тезоименитство ее апреля 16». На другой: «лета 1702 декемрия против 6 числа во 2 часу нощи на память преподобного отца нашего Саввы освященного преставися раб Бжий болярин Никита Костантинович Стрешнев жития его 88 лет тезоименитство апреля 3 числа». Тому же роду Стрешневых принадлежит третья плита, расколотая, с датой 1699 года. Эти три плиты переданы на хранение в московский Главный Архив М. И. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   Восторг богомольцев туземцев, теперь уже ничем и никем не сдерживаемый, не имеет себе предела. Протяжное крикливое «Кирие, елейсон» сменяется радостными восклицаниями о преимуществах веры православной и разнообразными благопожеланиями по адресу всевозможных лиц, к коим теперь всецело направлены народные симпатии. Неистовый стон и крики радости внутри храма передаются наружу уличной толпе, стоящей близ храма, и далеко разносятся по стогнам и закоулкам города. Монахи и резвые мальчуганы феллахи с нарочито для сего приспособленными фонарями разбегаются по разным улицам, чтобы засветить огонь в храмах и домах. Назначенные скороходы отправляются в Вифлеем и лавру преподобного Саввы освященного, чтобы и в этих местах осветить обитателей новым светом. Зажигаются святым огнем костры на площади пред входом в Святогробский храм и по улицам Иерусалима, и ярко пылают весь вечер до пасхальной заутрени, собирая вокруг себя толпы празднично настроенного народа.    При получении благодати от умиления и восторга многие плачут слезами радости, а туземцы, наиболее экзальтированные и возбужденные, святым огнем опаляют себе лоб, голову, руки, грудь, берут его в рот и даже тушат пуки свеч у себя на груди... Долго, однако, эти свечи в руках богомольцев не горят, их обыкновенно скоро тушат особыми бумажными нарочито для сего изготовленными колпачками, наполненными ватою. Это делается с той целью, чтобы сохранить на память о своем паломничестве свечи, имеющие, по народному убеждению, к тому же и силу предохранять от разных болезней и во время сильной грозы. Храм наполняется поэтому удушливым смрадом и густым дымом. В храме воцаряется такая невыносимая жара, что со многими слабонервными и болезненными богомольцами делаются иногда головокружения и обмороки, так что их замертво выносят из толпы на свежий воздух...    Когда первые минуты народного восторга пройдут и ослабеют, из кувуклии появляется усталый и бледный патриарх, имея в руках по пуку горящих свечей, зажженных во святом гробе. Момент этот многими ожидается с нетерпением, и в храме снова раздаются такие неистовые вопли и царит такое возбужденное оживление, что никакие человеческие усилия уже решительно не могут сдержать их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тогда отец наш Савва, будучи уже на тридцатом году жизни, но не смотря на сие, превосходя всех старших его по летам в киновии пощением, бдением, незлобием, смирением и послушанием, просил авву Лонгина, чтобы он позволил ему жить в пещере, которая находилась вне киновии к югу в утесе. Авва Лонгин, видя его отличную добродетель, постоянство и чистоту нравов, ревность и усердие к молитвам, донес о его желании великому Евфимию, и поелику сей сказал: не препятствуй ему подвизаться так, как он хочет, то Лонгин позволил Савве жить в пещере к югу по пяти дней в неделе. Отец наш Савва, получивши желаемое позволение, провел пять лет следующим образом: в день воскресный в вечеру выходил он из киновии с таким количеством пальмовых ветвей, которое достаточно было для работы на неделю, оставался в пещере пять дней, не принимая никакой пищи, и в субботу поутру возвращался в киновию, и приносил с собою пятидневное рукоделие — пятьдесят отделанных корзин. Великий Евфимий, узнавши о такой его жизни, брал его с собою вместе с блаженным Дометианом в большую пустынь, Руву, месяца января четырнадцатого дня. Ибо Евфимий уверен был в нем; он называл его отроком-старцем, и как искусный воспитатель детей руководствовал его к высшим добродетелям и упражнял в оных. В сей пустыне, будучи отделены от всякого обращения с людьми, они оставались до праздника Ваий.    11. Некогда великий Евфимий вместе с Дометианом и Саввою вышел из Рувы, с тем, чтобы пройти чрез всю пустыню, лежащую за Мертвым морем к полудню. Когда пришли они в безводные места и там долго оставались, то от чрезмерного жара блаженный Савва, почувствовав сильную жажду, не мог идти далее и упал. Вероятно, сие случилось от того, что находящаяся в его внутренности влажность истощилась от чрезмерного жара. Старец, сжалившись над ним, отошел от него на расстояние брошенного камня, пал на лице, и произнес следующую молитву: «Господи, Боже! дай в земле жаждущей воду, которая бы утолила жажду юноши». По окончании молитвы Евфимий призвал к себе Савву, и небольшим орудием покопал три раза землю, и открыл ему текущую воду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

   59. Во время сего голода эконом Великой Лавры пришел некогда к Савве и сказал: «В наступающее воскресение я не могу, отче, звать к Литургии, потому что у нас нет ничего, даже нет и обыкновенной пищи, которую нужно будет предложить собравшимся отцам после богослужения». Старец сказал ему на сие: «Не хочу отменять богослужения; ежели же есть недостаток в чем-либо нужном для него, то пусть канонарх пошлет с просфорником в город какую-нибудь драгоценную церковную вещь или одежду, и, продав ее, купит что нужно, и мы совершим божественную службу. Что касается до пищи, то верен тот, кто сказал: «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф.6:34)». В самом деле, в следующий день приехали из Святого Града содержатели гостиниц, известные под именем Созовых, и на тридцати лошадях привезли в Лавру большое количество вина, печеных хлебов, также хлеба в зернах, оливкового масла, меда, сыра и других вещей, и наполнили кладовую всякими припасами, так что сделали для отцов великий праздник. Тогда старец, укоряя эконома, говорил: «Для чего ты говорил: не нужно собирать отцов, потому что для них нет пищи»? — Эконом, узнавши свою ошибку, повергся к ногам его и просил прощения. Старец благословил его, и в наставление сказал: «Никогда не сомневайся, но, укрепляясь верою, всякую заботу твою возложи на Бога, ибо Он печется о нас» (Пс.54:25). Около сего времени пришли к святому старцу отцы живущие в пещере, и сказали ему, что они терпят великие беспокойства от некоторых пастухов, которые пасут стада свои часто на монастырских местах, и бесстыдно требуют от монахов съестных припасов, так что, говорили отцы, нам нет спокойствия от них. Старец, услышавши сие, послал к ним сделать им выговор и попросить их, чтобы они впредь не приближались к монастырю. Но поелику они не послушались, то у скота заключились сосцы, остановилось молоко, и молодые козлята и ягнята умирали с голоду. Тогда пастухи, сознавшись в своем грехе, и догадавшись, что причиною мора в скоте есть их непослушание, скоро пришли к старцу, и, падши пред ним, обещались не приближаться ни к какому из его монастырей. Старец, принявши сие обещание, принес о них молитву, и благословивши отпустил их. По возвращении они увидели, что молоко беспрепятственно текло из сосцов. Расспросивши и узнавши, что молоко начало течь в тот самый час, в который старец по молитве благословил их, удивились и прославили Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Поелику мы, все жители сей святой земли, приняли истинную и апостольскую веру от сих святых четырех Соборов, и в сей вере благодатью Божьей утвердились, то никто никаким образом, хотя бы даже угрожали нам тысячью смертей, не может соединить нас ни с каким человеком, который не повинуется сим Соборам и не принимает того учения, какое принимали они. Для уверения же Вашей власти мы к сказанному нами присоединим, что да будет анафема от Христа Бога нашего Несторий со всякою ересью и всякий его последователь, также всякий, кто одного Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, за нас распятого, почитаете двумя сынами, или божественное и непостижимое соединение в нем двух естеств отвергает, или соглашается на какие-либо сим подобные безумные мнения. Да будет анафема с ним и Евтихий, который утверждал, что Божественное воплощение было только по виду, или по совершенному переменению, и который проклинал и совершенно отвергал различие Божества и человечества одного и того же Христа Бога в его нераздельном и неслитном личном единении, но который за сие и сам с тем же нечестивым Несторием был проклят от упомянутых святых отцов наших. Ваше величество благосклонно принявши сие письменное удостоверение и прошение от нашего всеобщего смирения да благоволит повелеть, чтобы все, непрестанные смятения и бедствия, под предлогом благочестия врагами истины ежедневно причиняющиеся сему святому Божьему Граду и святейшему нашему архиепископу Иоанну, были прекращены. Да будет уверено Ваше величество пред Богом и пред избранными ангелами (1 Тим.5:21), что мы никаким образом без законного и утвержденного правилами суда не войдем в соединение с упомянутыми отступниками от правоверия, никаким образом не согласимся ни на какое нововведение в вере никогда не примем никакого лица из акефалитов, против нашей воли нам рукоположенного. Ежели же что-нибудь подобное и случится за наши грехи: то мы все пред Святою и единосущною Троицею уверяем Ваше благочестие, что мы все охотно прольем кровь свою и что все святые места огнем сожжены будут прежде нежели то явится в семь святом Граде Божьем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Первым св. пророк называется в отличие от второго св. пророка Михея, жившего на 130 л. позже. Св. пророк Михей 1 -й пророчествовал изустно; был современником св. пророка Ильи; предсказал Ахааву, царю Израильскому, что он будет убит на войне с Ассирианами. «Видел я, – говорил он, – Господа, окружённого небесной силой и пославшего духа лжи обмануть царя Ахаава, прельстивши его через лживых пророков обещанием победы...» ( 2Пар.18 ). За эти слова был отведён в темницу и, уходя туда, говорил: «если царь Ахаав возвратится в мире, то я соглашусь, что Бог не говорил мне о нём»... Слова его сбылись. Ахаав погиб на войне, около 897 г. до Р.Х. По словам Четь-Минеи, св. пророк скончался мученически. Св. преподобномуч. Романа, жившего в конце XVII столетия в Карпениси, в Морее Родом простолюдин, неучёный и даже безграмотный, Роман имел счастье быть сыном благочестивых родителей. В благочестии их он и почерпнул то настоящее душевное просвещение, которое вернейшим из всех земных путей приводит к единой истинной цели: соединению с Богом. Простые, но верные суждения родителей – христиан среди их скромной житейской деятельности затеплили в душе его искру Божью... и вот, разгорелась она постепенно и стала освещать ему обстоятельства его жизни, и превратилась, наконец, в тот пламенный порыв любви к Богу, ради которого он и жизнь свою положил... Услышав однажды рассказы соседей о св. Гробе Господнем, подготовленная христиански душа его не осталась равнодушной к услышанному; тронутый и взволнованный новыми для его тёмного ума впечатлениями, он решился немедленно сам отправиться в Иерусалим. Бог помог ему добраться до св. мест, где, поклонившись святыням, он пришёл в Лавру св. Саввы освященного. Здесь привелось ему слышать чтение о мучениках, которые подвергались всяким страданиям ради будущих вечных благ. – Какие же это блага? – спросил Роман, не имевший никакого понятия о догматах веры, не знавшей ничего, кроме того, что он родился христианином. Получив от добрых иноков разрешение возникших в душе его различных вопросов, Роман и сам пожелал достигнуть Царствия Божия путём мученичества и объявил о своём желании Иерусалимскому патриарху. Тот останавливал его, опасаясь исхода такого внезапного, не созревшего решения, и опасаясь также, чтобы это не послужило к проявлению неприязненных отношений со стороны турок к самому Гробу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В опровержение такой искусительной мысли Иосиф приводит в пример самого Спасителя, от которого отбегали ученики и в числе 12-ти им избранных, был Иуда; затем приводит в пример неверных учеников апостола Павла и здесь удивляет своей начитанностью, называя их поимённо; от них переходит к нечестивым ученикам св. Саввы Освященного. Из примеров отступничества он выводит такое положение: кто хулит монашество за то, что не все из монахов спасаются – хулит самого Христа, потому что не все из учеников Его спаслись. Объяснив иночество как второе крещение, Иосиф приводит те же слова Никифора патриарха, какие приводил в послании к четырем духовным лицам, – а именно: чернеца, оставившего иноческой образ, подобает проклинать, как еретика и отступника. Послание оканчивается таким противоположением: «яко же Господь наш Иисус Христос хотя всякого человека спасти, второе крещение (т. е. иночество) подает на очищение грехов, так и враг наш диавол, хотя всякого человека погубить влагает в сердце человеком злая и сопротивная, не ведающим божественного писания». Таким заключением осторожный Иосиф дает самому читателю возможность догадаться, кого искушает дьявол и кто остаётся в сем случае невеждою в Божественном Писании. Зная нетерпимость того, к кому пишет, Иосиф на этот раз отступает от обычной ему формы прямого обличения. Послание это, по всей вероятности, было написано в первый период борьбы Иосифа с ересью (около 1490 г.). Это можно заключить из того, что Иосиф предполагает в вельможе вольнодумные мнения о пользе иночества; на такое же вольнодумство нападает он и точно таким же образом говорит об иночестве в одиннадцатом слове «Просветителя». Послание к вельможе о миловании рабов 115 Поводом к посланию к вельможе о миловании рабов был дошедший до Иосифа слух о том, что вельможа дурно содержал своих рабов и сирот домашних, в тесноте и скудости, что «они гладом тают и наготою стражют». В конце послания Иосиф говорит, что он пишет не только по слуху, но и сам видел их страдания. Этот вельможа не был его духовным сыном, и Иосиф признается, что ему не совсем ловко писать об этом: «не лепо ми, господине, тебе писати о сих, самому ми сущу грешну, и тебе посылати наказание к пользе, и учительский сан восхищати, не имея ума, не размысла очищена».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010