Статьи, известные по текстам XIV в., в большинстве своём встречаются и в более поздних вопросниках, однако некоторые реалии, упоминаемые в ранних текстах, позже исчезают. Мы уже отмечали, что слово «божница» в исповедных вопросниках встречается только в XIV в.; поздние тексты знают только слово « церковь ». В вопросниках XIV в. часто упоминается о «поганых» (язычниках): «Ци бывала еси с поганым человеком?». «Или с братом одиною был еси, с поганым человеком?», «А чи пригаживало ти ся погубити душа крестьяна или погана?», «Ци едал еси векшину, или бобровину, или конину в погани?» Упоминание о них встречается и в Покаянье: «Пообидел еси кого, хотя погана?», «Ли поклял еси, хотя погана?», «Ли пехнул еси человека у кал, хотя погана или скотину?». В текстах XV – начала XVI в. «поганые» упоминаются редко. Так, статья о «поганых» встречается в вопроснике XV в.: «А на рати погубил ли еси кого, крещена или погана?», и в вопроснике Ефросина. 160 В обоих случаях соответствующие статьи были заимствованы из текстов XIV в. В текстах XVI в. «поганые» упоминаются намного чаще: «Или поганства не сказала страха ради?», «Или убевал ли еси кого в рати, или без рати поганина или крестьянина?», «Или душу християнску в поганыя продал еси?», «На отлучени мести с погаными молился, или идолом пожерл, отвергся, а не отвергся?». 161 В одном из текстов XVI в. (М- Соф. 875 ) слово «поганый» заменено на «иноверец». 162 Это позволяет сделать вывод, что распространение в XVI в. статей, касающихся «поганых», было не случайным: под «погаными» начинают пониматься почти исключительно инославные жители других стран. 111 Назовём лишь некоторые труды, в которых затрагиваются эти категории текстов: Суворов Н.С. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в восточной церкви. Ярославль, 1886; Прохоров Г.М. Книги Кирилла Белозерского//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 50–71. Прохоров Г.М., Розов Н.П. Перечень книг Кирилла Белозерского//Там же. С 353–378. Иоанн (Маслов), архим. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси//Богословские труды. М., 1992. Сб. 31. С. 16–34; Артемий Вл-в, свящ. Исповедальная практика Древней Церкви в соотношении с современностью//Журнал Московской Патриархии 1996 8 С. 76–93, Энциклопедия русского игумена XIV–XV вв. Сборник преподобного Кирилла Белозерского Российская национальная библиотека, Кирилло-Белозерское собрание. XII/Отв. ред. Г. М. Прохоров. СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Указатель рисунков Изображение (хромолитография) преп. Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года), писанное при жизни преподобного св. Дионисием Глушицким 1265 . Рис. I. Общий вид Кирилло-белозерского монастыря, со стороны Копани (по фотографии с натуры). Рис. II. Вид Кирилло-белозерского монастыря с мыса Обшары, со стороны Горицкой дороги (по фотографии с натуры). Рис. III. «Меньшой» Кириллов монастырь (Ивановский). Вид со стороны «свиточной» башни (по фотографии с натуры). Рис. IV. Собор Успения Пресвятые Богородицы, церкви: св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. V. План собора Успения Пресв. Богородицы и церкви св. Владимира. Рис. VI. Разрез Успенского собора. Рис. VII. Проект реставрации планов: Успенского собора и церкви св. Кирилла. Рис. VIII. Входные двери в северной стене Успенского собора (по рисунку из альбома Н. Мартынова). Входные двери в северной стене церкви св. архангела Гавриила (по рисунку с фотографии). Рис. IX. Изображение церкви, по рукописи XV века, Кирил. библ. 19–1096, л. 1 об. Рис. X. Ладоница, устроенная в 1610 году в Кириллове монастыре и хранящаяся в местной ризнице (по фотографии с натуры). Рис. XI. Иконостас Успенского собора (по фотографии И. Ф. Барщевского, 1312). Рис. XII. Фреска на западной стене Успенского собора, в правой кладовой (с рисунка из альбома Н. Мартынова 1266 . Рис. XIII. 1. Разрез церкви св. Владимира. 2. Глава церкви св. Владимира. 3. Надпись на ней. 4. Впадина в наружном пилястре паперти. Рис. XIV. Деталь орнамента и окно на главе Успенского собора. Рис. XV. Церкви: архангела Гавриила, св. Кирилла, Успения, св. Владимира и св. Епифания (по фотографии с натуры). Рис. XVI. План церкви св. архангела Гавриила и верхнего этажа над нею (по чертежу из альбома Н. Мартынова). Рис. XVII. Разрез церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XVIII. Фасад церкви св. архангела Гавриила (с чертежа из альбома Н. Мартынова). Рис. XIX. Колокольня. Вид со стороны настоятельских келлий (по фотографии с натуры).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

По левую сторону царских дверей образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» с Превечным Младенцем, венцы и поля резные, золочены, в киоте, киот писан красками. Пелена у того образа крашенинная, пред образом свеча поставная восковая тощая, навожена красками, налеп железа белово. По [nn] левую сторону северных дверей образ святых мучеников Флора и Лавра в житии, писан на золоте, в киоте, киот писан красками. (Л. 151) На той же стороне в завороте образ святого Николая Чюдотворца в житии, писан на золоте. Пред образом свеча поставная деревянная, писана красками, налеп железа белово. Два образа святого мученика Георгия да Бориса и Глеба, писаны на красках, ветхи. Над царьскими дверми в тябле деисус образ Господа Вседержителя со избраными святыми на двенатцати цках. Над деисусом дванадесятные праздники на четырех цках. Над праздниками образ «Знамение Пресвятой Богородицы» со пророки на шеснатцати цках. Все те образы писаны на красках. Пред деисусом паликадильцо медное спускное, о шти ручках, весом восмь фунтов. У правово крилоса хоруговь образ Господа Вседержителя, на другой стороне образ святого пророка Илии, писан на красках. В олтаре на престоле одежда крашенинная, средина выбойчатая. На престоле Евангелие писмяное в десть, подето камкасия травчатая, ветхое, Распятие и евангелисты медные, чеканное дело. Крест осеняльной (Л. 151 об.) деревянной, писан красками. За престолом образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия» выносной, на другой стороне образ Леонтия, епископа Ростовского, да Кирилла, чюдотворца Белозерского, писаны на золоте. Жертвеник подет крашениной, над жертвеником деисус. Образ Господа Вседержителя со избраными святыми, писан на краске в киоте, киот резной, на краске. Два образа пяднишные Воскресение Христово да святой Леонтей, епископ Ростовский, писаны на золоте. У царских дверей завеса холщевая. Той же церкви придел церковь во имя преподобного Кирилла, Белозерского чюдотворца, а в ней святых образов. Двери царские, столбцы и сень писаны на краске. По правую сторону царских дверей местных образов. Образ преподобного Кирила Белозерского да Дионисия Глушицкого чюдотворцев. Образ Александра Куштского в житии, писаны на красках. Пелена у тех образов выбойка крашенинная. По левую сторону царьских дверей образ Пресвятой Богородицы «Одигитрия», писан на красках, (Л. 152) пелена крашенинная. Над царьскими дверьми деисус: образ Господа Вседержителя с избранными святыми на одиннатцати цках, писан на красках. В олтаре на престоле одежда крашенинная, крест осеняльной, деревянной, писан красками. Жертвеник подет крашениной.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

нынешних, а во второй четверти XVIII в. – 9 руб., то в первом случае ценность раки в 2000 p., считая рубль нашим курсом, превысит 3000 руб.; во втором ценность ее не ниже 18-ти тысяч рублей по современному нам курсу рубля (См. любопытное исследование профес. В. Ключевского «Русский рубль XVI– XVIII вв. в его отношении к нынешнему. Опыт определения меновой стоимости старинного рубля по хлебным ценам» в Чтен. Общ. Истор. и древност. 1884 г., кн. 1 стр. 72). 58 Рук. Кир. м. биб. л. 149. «Кирилло-Белозерский монастырь» г. Никольского, стр. 152. Приспособления для освящения церкви св. Кирилла в 1601 г. состояли из четырех паникадил и из семи писанных красками поставных свеч. У последних насвечники были медные, золоченые, а подсвечники – глиняные, старицкие («мураном зелены»). В алтаре перед запрестольною Пречистою находилась свеча поставленная невеликая, писаная красками. По словам старцев – Елевферия Братцова и Пахомия Григорьева, в тех свечах воск был монастырский, «а переделывал Леванид из старых свеч». В 1621г. перед гробницею Чудотворца Кирилла теплилась лампада серебряная, в которой горела неугасимая свеча (на железном стоянце). Это был вклад Димитрия Годунова. Перед аналоями стояли два подсвечника деревянных золоченых (Рук. Кирил. библ. 71–1310, л.146 об. 17; рукоп. Кирил. библ. л. 246 об.) («Кирилло-Белозерский монастырь» г.Никольского. Стр. 163). 59 Ст. опись 1718 и др. годов. О столбцах см. опись 1802 г., ч. II, стр. 57 на обор. и 58; см. о «Кирилловских древностях» Архим. Варлаама, стр. 26 (прим. 71). 61 Освящение этой церкви (как значится в описании Кирилло-Белозерского монастыря г. Никольского стр. 35, СПБ. 1897 г., т. I) последовало: «Лета 7090 третьего (т. е. 1585 г.) месяца мая в 9 день», говорит запись современника, «на память святого пророка Исаи и святого мученика Христофора по пасхе в 5-ю неделю самарянины в Кириллове монастыре основана быть церковь камена над гробом чудотворца Кирилла во имя преподобного отца нашего игумена Кирилла чудотворца Белозерского в второй час дня при державе российского царства государя царя великого князя Феодора Ивановича всея Руси при митрополите Дионисии при архиепископе ростовском и ярославском Ефиме при игумене Варлааме».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Прорись с иконы XVI в. (Атлас, 242 ) показывает облик Ионы митрополита Московского в соответствии с традиционной иконографией. Здесь уместно напомнить, что еще в 1910 г. была опубликована в полном объеме прорись с житийной иконы Ионы митрополита работы Якова Тарасова 1644 г., содержащая 20 клейм со средником. Впрочем, сама прорись довольно грубого рисунка. 42 Изображения Кирилла Белозерского (Атлас,   145 , 146 и др.) не раз становились предметом научных исследований. Авторов привлекали как особенности древнейшего изображения преподобного, так и сохранившаяся легенда о создании первоначального образа Кирилла его современником преподобным Дионисием Глушицким. 43 В Атласе публикуется прорись с иконы Кирилла, близкой по иконографии варианту Дионисия (Атлас,   145 ). Этот извод существенно отличается от других, более поздних изображений белозерского подвижника (ср. Атлас, 50 ,   146 , 147 , 156 и др.). 44 Прорись с изображением двух преподобных (Атлас, 146 ) интересна тем, что на ней можно наглядно проследить приемы работы иконописцев с графическими образцами. Обратим внимание на лики изображенных. Первоначальная форма бород у обоих указывает на прототипы Зосимы и Савватия Соловецких. Однако кто-то из владельцев образца пририсовал к ним более округлые очертания бороды и пометил над одной из фигур: «Белоез[ерский]» и над другой: «Новоезер[ский]». Так, путем незначительного изменения контура рисунка, причем малой его части, под руками мастера образовался иной рисунок, который можно трактовать как изображение преподобных Кирилла Белозерского и Кирилла Новоезерского. При сохранении общего иконографического типа преподобных художнику достаточно было всего лишь изменить очертания бороды, чтобы возник новый образ. Иконы с изображениями Леонтия Ростовского известны с XV в. Публикуемые прориси отражают разные этапы в формировании иконографии святого (Атлас,   149 – 151 ). Перевод с иконы XVIII в. Макария Желтоводского (Атлас, 154 ) интересен изображением монастыря. 45 При сравнении его с двумя другими видами Макариево-Желтоводского монастыря, которые публикуются в Приложении ко 2-му тому (Ил. 63 , 64 ), можно заметить некоторые отличия в рисунках. Эти отличия объясняются разным временем создания икон и отражают определенные этапы становления архитектурного комплекса монастыря. Общим для всех трех видов является панорамное изображение обители, сделанное «по птичьему полету» с юга.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

К.Ю.Новиков Канон «Умиленный» или «Покаянный» преподобного Григория Синаита по каноннику преподобного Кирилла Белозерского Источник ГРМ, ДР. ГР. 15, 1407 г. Статья 1 посвящена публикации ранее не издававшегося канона «Умиленного» прп. Григория Синаита – важнейшего деятеля исихазма. Представлен славянский текст канона, его разночтения, а также опыт перевода на современный русский язык и комментарии. Даны вводные сведения об источнике, послужившем к публикации, о распространенности произведения, а также характеристика молитвенного творчества прп. Григория. Исследования исихазма весьма многочисленны. Современная наука, как светская, так и церковная проявляет значительный интерес к этому столь разностороннему и значительному явлению. Доказательство тому – появление в свет в 2004 году книги «Исихазм. Аннотированная библиография» 2 . В предисловии к этому коллективному труду С.С. Хоружий, в частности, пишет: «...в общем корпусе литературы исихазма следует различать два рода литературы: литературу обычную, входящую в книжную культуру и подлежащую обычным правилам научно-библиографического дискурса, и «рабочую литературу аскезы», которая интегрирована в аскетическую практику и вместе с нею подчиняется законам аскетического дискурса. «Рабочая литература» – очень специфическое явление, с особыми свойствами и законами бытования (к нему приближается изучавшаяся некоторыми учёными, например, Г.М. Прохоровым в России, категория «келейной литературы»). Надо учитывать, в частности, что в эту литературу, даже в эпоху Гутенберга, входили, в первую очередь, не книги, а рукописи; и эти рукописи, прежде, а отчасти и ныне, рассеянные по очагам Традиции (речь об исихазме – К.Н.), заметной частью остаются неизданными до сих пор» 3 . Именно с такой неопубликованной рукописью, относящейся к «рабочей литературе аскезы», и посчастливилось иметь дело автору статьи. Речь идёт о книге келейной библиотеки одной из самых значительных личностей в среде российских исихастов – прп. Кирилла Белозерского (1337–1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

В историческом Ферапонтовом монастыре совершен монашеский постриг 4 июля 2018 г. 19:34 3 июля 2018 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий посетил Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, и совершил в храме преподобного Мартиниана монашеский постриг инока Тихона с именем Мартиниан в честь преподобного Мартиниана Белозерского, чтеца Павла с именем Ферапонт в честь преподобного Ферапонта, основателя Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, и чтеца Евгения с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. В чине пострижения приняли участие наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), настоятель Архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь» иеромонах Иоасаф (Вишняков), монашествующие клирики Вологодской епархии. По завершении пострига владыка Игнатий обратился к монахам Мартиниану, Ферапонту и Алексию со словом назидания. 16-17 июня 2018 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Вологодскую митрополию . В ходе визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил исторический Ферапонтов монастырь. Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вопрос о времени игуменства К. в Симоновом мон-ре очень важен, поскольку напрямую связан с датой основания Кириллова Белозерского мон-ря. Традиц. датой создания обители считается 1397 г.: согласно Житию, К. пришел в Белозерье 60-летним старцем,- следовательно, обитель возникла ок. 1397 г. М. С. Серебрякова, придерживаясь хронологии Строева и считая, что отношения К. и Сергия (Азакова) развивались после ухода из Симонова монастыря архим. Илариона, пришла к выводу, что К. оставил Симонов мон-рь и основал мон-рь в Белозерье не ранее 1407 г. ( Серебрякова. 2006). Это мнение поддержал М. А. Шибаев. Исследователь полагает, что уход К. с поста архимандрита Симонова мон-ря, возможно, связан с его попыткой заступиться за суздальских князей перед Василием I в 1402 г. ( Шибаев. 2011). Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Согласно Житию К., из-за зависти Сергия (Азакова) к духовным дарованиям К. и его известности преподобный был вынужден уйти в Старый Симонов мон-рь, но архимандрит стал досаждать ему и там. В одну из ночей, когда К. по своему обыкновению пел акафист Пречистой Деве, он услышал голос Богородицы, повелевающий уйти на Белоозеро, и увидел яркий свет, показывающий на место, где должен стоять мон-рь. Здесь появляется проходящая через все Житие К. тема чудесного покровительства Пресв. Богородицы сначала К., а затем основанному им мон-рю. В службе К., написанной ранее Жития (что указывает на древнее монастырское предание, восходящее, очевидно, к самому преподобному), сказано, что К. услышал глас от своей келейной иконы «Одигитрия Цареградская» (икона сохр.: ГТГ. Инв. 22943). После чудесного явления К. стал расспрашивать о Белозерье инока прп. Ферапонта , к-рый «едино пострижение имый с святым». Ферапонт однажды бывал на белозерских землях по хозяйственным монастырским делам (у Симонова мон-ря в Белозерье была вотчина - с. Едома ( Копанёв. 1951. С. 46)) и мог указать места, удобные для основания монастыря. Вскоре К. и Ферапонт покинули Старое Симоново и ушли на Белоозеро. Обходя различные места, К. узнал холм над Сиверским оз., показанный ему в видении. По преданию, К. увидел его «с высоты горы Мауры», расположенной на берегу Шексны (предание записал Н. К. Никольский: Никольский. 1897. С. 156. Примеч. 2). Старцы водрузили на склоне холма крест, ископали пещеру, впосл. К. соорудил деревянную келью, к-рая сохранилась в реставрационной копии XVII в. В скором времени прп. Ферапонт покинул К. и основал между Бородавским и Паским озерами Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Первоначальный состав братии Кириллова мон-ря формировался из жителей окрестных мест и монахов, покинувших Симонов мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Таким образом, к Сентябрю 1867 г. комитетом и епархиальными архиереями доставлено было в Святейшей Синод с надлежащих описей до 567 списков из 41 епархии 119 . В настоящее время в архиве имеются: а) Планы из Губернской Строительной Комиссии на монастырские здания. б) Планы Генерального Штаба на владение недвижимых имуществ, в коих определяются принадлежащие монастырю участки земли: пахотной, луговой, леса, озера и проч. в) Приходо-расходные монастырские книги и прочие хозяйственные записи с XVI века и до настоящего времени (1897 г.). г) Указы Духовных Консисторий – Новгородской и Вологодской епархии. д) Ведомости или послужные монастырские списки. е) Ризничная опись за 1859 год 120 – за 1870 г. ж) Есть еще несколько ящиков, в коих хранятся древние необследованные фолианты, относящиеся до истории Кирилло-Белозерского монастыря. IX. Степень монастыря Возвышаясь под благодатным осенением Царицы Небесной и за молитвами преподобного Кирилла во внешних своих преимуществах, монастырь Кирилловский не переставал возвышаться и внутренним достоинством. Особенно при победе над внешними врагами и при установившейся внутренней тишине и спокойствии нашего отечества, св. обитель изменила свое значение военной пограничной крепости на севере. Она стала иметь в виду только свое нравственное назначение и, соревнуя высоким подвигам благочестия, старалась неослабно благо угождать Господу по завету своего наставника и отца преподобного Кирилла. И видимо не оскудело место сие святое в долгий период времени, но еще больше распространилось по отшествии преподобного к Господу: ибо он о сем предрек монашествующей братии, при переселении своем в вечность 121 . По мере нравственно-патриотических заслуг Кирилло-Белозерского монастыря, возвышалась и степень его значения и важности. До учреждения духовных штатов в 1764 году Кирилло-Белозерский настоятель поставлен игуменом степенью 9 122 . А Кирилло-Белозерский монастырь в древних актах именовался «домом Пречистой Богородицы честного и славного Ее Успения и Чудотворца Кирилла» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Время, протекшее от кончины преподобного до первой половины XVI столетия, было золотою эпохою Кирилло-Белозерского монастыря, когда он блистал не столько своими богатствами, сколько великою жизнью иноков. Образ преп. Кирилла и его предания живы были в обители и отражались в жизни ее иноков, освещая им путь иноческих подвигов. Заботою преемников преп. Кирилла, игуменов монастыря, было исполнить все, что видели делающим своего отца, чтобы ничто не разорилось из общего жития и обычая монастырского, им установленных. Таковы были Иннокентий, Христофор, а затем Трифон и Кассиан, воспитывавшиеся в иноческой жизни у самого преподобного. Но не одни игумены хранили заветы преп. Кирилла; их с не меньшею ревностию, часто даже с большею, поддерживали рядовые иноки обители. Как сам блаженный Кирилл, свидетельствует преп. Иосиф Волоколамский, живший некоторое время в Белозерской обители, постоянно имел попечение о монастырском благочинии иноческом, таковы же были и его ученики после него. Уподобляясь ему и имея предания его в своих сердцах, они никак не попускали людям бесчинным и презорливым 36 , которые не хранили и оставляли в пренебрежении предания святого Кирилла. Об этом всегда они заботились не только по отношению к настоятелям, когда видели что-либо, совершавшееся не по обычаю отеческих преданий, стропотно и развращенно. осле смерти учеников преп. Кирилла, первых после него игуменов, некоторые из настоятелей нарушали установления преподобного, но великие житием старцы, столпы обители, восставали и обличали такие нарушения, хотя за это подвергались иногда тяжким побоям. Благодаря этим великим старцам предания преп. Кирилла хранились во всей их чистоте, воспитывая в иноках дух строгого подвижничества. Иоанн Грозный, порицая современные ему порядки в Кирилло-Белозерской обители, внесенные туда боярами-иноками, говорит: «Досюдова в Кириллове и иглы, было, и нити лишние в келие не держали, не токмо что иных вещей». Когда, потом он рассказывает, он приехал туда в первый раз, еще юношею (1547 г.) 37 , и, опоздав к ужину, позвал подкеларника и начал требовать для себя стерлядей и другой рыбы, то подкеларник отвечал: «Мне о том приказу не было, а о чем был приказ, то я приготовил к ужину.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010