Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольскаго (434). 22. Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (613). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (перенесение мощей, 1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Преподобнаго Виталия (VI–VII). 23. Святаго славнаго великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (303). Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). 24. Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272). Преподобнаго Саввы Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Преподобнаго Алексия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобнаго Фомы юродиваго (VI). Преподобныя Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Иконы Божия Матери Молченския (1405). 25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I). Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071). 26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.). 27. Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро-Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV). 28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I). 29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III–IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.). 30.Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неизвестно, как принято это решение Боголюбским и жителями Ростова и Владимира, но епископ Ростовский Леон, бывший преемником Нестора еще с 1158 г., не хотел согласиться с патриархом и начал проповедовать новое учение, что не должно разрешать пост среды и пятка вообще ни для каких Господских праздников, даже для Рождества Христова и Богоявления,— учение, которое, как открыто противное учению патриарха, показалось некоторым ересию . С жаром отстаивал Леон свои мысли пред великим князем Андреем Боголюбским и пред всеми людьми, но был изгнан и отправился сперва в Чернигов к тамошнему князю Святославу, потом в Киев. Вероятно, здесь-то «упре (т. е. обличил) его владыка (т. е. митрополит) Феодор», хотя митрополит мог обличить его и во Владимире, прилучившись там во время самых споров . Недовольный судом митрополита, Леон отправился в Грецию. На пути встретил он императора Мануила, при котором находился болгарский епископ Адриан; вздумал оправдывать пред ними свое дело, но был обличен Адрианом в присутствии русских послов — киевского, суздальского, переяславского и черниговского и за дерзкие речи против царя едва не погиб в реке . Какова была последующая судьба Леона — не знаем, но мнение его о посте в среду и пяток, заклейменное именем ереси, было отвергнуто всеми в России, тогда как два другие мнения — Ростовского епископа Нестора, утвержденное патриархом, и противника Несторова Феодора — нашли себе новых защитников на юге России и возбудили новые споры. В 1168 г. киево-печерский архимандрит Поликарп, согласно с мнением Феодора, разрешил в своей обители пост среды и пятка для всех праздников Господских, Богородичных и нарочитых святых и в продолжение всей Пятидесятницы, ссылаясь на устав Студийский, который был введен в обитель еще преподобным Феодосием. Митрополит Киевский Константин, напротив, согласно с мнением Нестора и Цареградского патриарха, утверждал, что не должно разрешать этого поста ни для каких праздников, кроме Рождества Христова и Богоявления, и порицал Поликарпа.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Впрочем, управляя Русскою Церковию чрез митрополитов, патриархи нередко относились к сынам ее и сами непосредственно. Мы видели несколько примеров, как они присылали свои грамоты не только к нашим митрополитам, но и к князьям, особенно великому, и к епископам, в частности Новгородскому, и к настоятелям обителей, например преподобному Сергию, и вообще ко всем верующим, например в Новгород по вопросу о месячном суде митрополита и в Псков для вразумления стригольников. Иногда, не довольствуясь одними грамотами, патриархи присылали в Россию уполномоченные лица: то для суда над митрополитами Петром, Романом, Пименом, то для примирения митрополита Алексия с литовскими князьями, то для вразумления стригольников. Иногда требовали к себе на суд наших митрополитов, например Киприана. Случалось, что патриарх сам лично удостаивал приходивших в Царьград русских епископов, например Дионисия и Феодора Ростовских, сана архиепископа. Русские с своей стороны, как мы видели, также нередко обращались прямо к Цареградскому патриарху. Князья писали к нему или отправляли послов: то с жалобами на митрополитов, то с просьбами о поставлении новых митрополитов. Епископы иногда извещали его о митрополитах, иногда жаловались ему на них, иногда ездили к нему лично в Константинополь. Сами митрополиты наши по своему долгу, если не через два года, то по временам путешествовали к патриарху, а иногда посылали к нему своих уполномоченных или только свои грамоты по возникавшим вопросам, например по вопросу о браке ярославского князя Феодора на дочери татарского князя Менгу-Темира, по вопросу о причтении к лику святых митрополита Петра и др. Когда наши митрополиты и епископы находились в Константинополе, их приглашали для присутствования на патриаршем Синоде, или Соборе. Так, присутствовали на нем в 1301 г. митрополит Максим и епископ Сарайский Феогност, предлагавший известные вопросы, а в 1379 г.— митрополит Киприан. Греки продолжали приходить в Россию и некоторые из них оставались в ней навсегда и занимали святительские кафедры, каковы были: Варлаам, епископ Сарайский (около 1300 г.), Иеремия Рязанский, хиротонисанный в Константинополе (1389), Матфей († 1385) и Дионисий Ростовские († 1425).

http://sedmitza.ru/lib/text/435939/

Пошлина 4 алтына 4 денги» (Государственный архив Вологодской области, ф. 883, оп. 1, д. 245, л. 8). Других сведений об Иякове не сохранилось. 3249 Никита – Никита Тимофеев Полозов, поп великоустюжского Успенского собора, упоминается в различных устюжских документах с 1663 по 1680 г. (Скрипи ль М. О. Повесть о Соломонии//Старинная русская повесть. Статьи и исследования. М.; Л., 1941. С. 197199). 3250 ...священноиерея Димитрия... – В некоторых списках повести о нем сообщается следующее: «Димитрий, последи бывшей в Троецком Гледенском монастыре иеромонах Дионисий» (РГБ, собр. Буслаева, 11, л. 77 об.). Других сведений о попе Димитрии не сохранилось. 3262 ...а называют... Ярославкою. – В одной из редакций повести Ярославка так объясняет причину своего пребывания у бесов: «Рождение мое есть града Ярославля, и отдаде мя к сим темнообразным мати моя на рождении моем» (РГАДА, ф. 181, 294/673, л. 207 об.). Образ Ярославки, следовательно, ассоциировался у читателей и «списателей» повести с «проклятыми» народной мифологии. Имя же её, как считал А. М. Ремизов, «конечно, не по городу Ярославлю» (Ремизов А. Сочинения... С. 142). Скорее всего, оно является производным от наименований мифологических персонажей с корнем «яр-» (ср.: ярая, ярица, переярица, Ярило и др.). 3268 И вели ему те имена проклинати... – Согласно входящему в состав Требника чинопоследованию над бесноватым, заклинатель должен был обязательно узнать имена бесов, чтобы получить над ними власть (ср.: «И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». – Мк.5:9 ). 3270 ...преподобная Феодора... – По мнению Ф. И. Буслаева , А. Н. Веселовского и ряда других исследователей, это Феодора Цареградская из византийского Жития Василия Нового (X в.), где повествуется о её хождении по воздушным мытарствам (см. наст, изд., т. 8. С. 494527). Не исключено, однако, что автор имел в виду Феодору Александрийскую (11 сент.), с Житием которой повесть обнаруживает значительное сюжетно-тематическое родство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, с радостью и наши иноки приняли весть об этом решении. С благодарностью они заняли готовое помещение, правда запущенное и неприглядное, но во всяком случае издавна приспособленное для монастырского жития. Игумен Феодор молод и энергичен. Дал бы Бог ему здоровья, а трудов и ревности к делу устроения обители у него достанет. 54 Отношения греческого народа к франкам далеко были недружелюбны. Правда, официальные сношения продолжались. Но они были нечасты и вызывались правительственными соображениями, до которых народ не возвышался. Сама Ирина разделяла народные чувства. Это и было одним из мотивов, по которому императрица расстроила брак сына своего с франкской принцессой. 55 Биограф преп. Феодора сообщает, что «зло сделалось известным не только в столице, но и в отдаленнейших странах; так царь лангобардский, царь готфский и наместник воспорский, основываясь на этом нарушении устава, предались невоздержанным пожеланиям, находя благовидным оправдание в поступке римского императора». п. 14. 22 стр. 56 Император установил строгий надзор за поведением патриарха относительно своей персоны. Для безопасности он приставил к святителю шпиона с титулом синкелла, который сообщал императору обо всем, что делал патриарх (Vita Taras. C. Thomas. Theodor von Studion und sein Zeitalter. 50. 8.). 64 Вместе с монахами высказывались против незаконного брака императора Константина некоторые из епископов провинциальных городов. 74 Была у преп. Феодора еще размолвка с патриархом Тарасием по вопросу о симонистах. Биограф святителя Тарасия поставляет ему в заслугу, что он «уничтожил узел симонии и как бы взял в добычу дар Духа Святого». (Vita S. Tarasii scripta ab Jgnai. diak. ed. J. A. Heikel. 1889 an. Helsingforsiae. 20 стр.). Это значит, что Тарасий «определил, чтобы избрание и посвящение иереев совершалось без мзды». На вселенском седьмом Соборе принесены были жалобы на симонистов, но не состоялось никакого решения по поводу этих жалоб. Дело о них предложено было решить после собора. Неизвестно, в каком смысле состоялось решение. Святитель Тарасий стоял за строгие меры. Но применить их было весьма затруднительно в виду многочисленности подозреваемых. Патриарх налагал епитимии на обличенных и только заподозренных на один год и более. Этою мерою Тарасия остались недовольны иноки. Раздались жалобы. Святитель однако скоро успел умиротворить иноков. (См. Св. Тарасий патр. Цареградский и Седьмой вселенский Собор, 1893 г., гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Старинный крест XVII в. с долей Креста Господня передали Украинской Православной Церкви Киев, 14 марта 2013 г. 12 марта в рамках подготовки празднования 1025-й годовщины Крещения Киевской Руси Украинской Православной Церкви был передан старинный крест XVII в. с частицей Животворящего Креста Господня и частицами святых угодников Божиих. В домовом Свято-Николаевском храме при резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру святыню передала председатель Синодального отдела «Церковь и культура» и заведующая музеем «Православная Украина» игумения Серафима (Шевчик). На церемонии передачи присутствовал секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира этот крест будет находиться в Киевской Митрополии как одна из главных святынь торжеств 1025-летия Крещения Киевской Руси, сообщает пресс-служба УПЦ. Крест находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, а затем в собрании графов Шереметьевых. В конце ХХ века святыня была передана Церкви. Крест содержит надпись: «Сей святый крест со святыми мощами построен ... во славу Творца всяческих Христа Бога нашего. А часть Животворящего Древа Креста Господня и мощей святых частиц апостолов пророков святителей и преподобных и праведных мучеников. Водружены в сем кресте благословение Благовещенским собором Великих Государев ». Всего в кресте находится 66 частиц мощей святых угодников Божиих: пророка Даниила, апостолов Матфея, Марка, Луки, Андрея Первозванного, Варфоломея, Филиппа, Варнавы, Тита, Лазаря Четверодневного, святого Игнатия Богоносца, первомученика и архидиакона Стефана, богопраматери Анны, младенцев от Ирода убитых, великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Артемия, Прокопия, мучеников Уара, Меркурия, Мини, Арефы, Вакха, Иоанна, бессребреников Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, преподобномученицы Феклы, великомучениц Параскевы Пятницы, Анастасии Римляныни, Варвары, Татианы, Кристины, царя Константина Великого, Никифора патриарха Цареградского, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Спиридона Тримифунтского, Варсонофия Казанского, преподобных Иоанна Лествичника, Елладия, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Мартирия Печерского, Пафнутия Боровского, Пимена Великого, Евфимия Великого, Евстафия Плакиды, Григория Якракайского, Григория Солунского, Тихона Чудотворца, Михаила Малеина, Иоанна Милостивого, Михаила Синайского, Иакова Персиянина, Григория Декаполита, Давида Солунского, князей Владимира Киевского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Всеволода Псковского, Феодосии Девицы, часть ризы от мощей Сергия Радонежского. 14 марта 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/60093.html

Такова была дочь хана Менгу-Темира, вышедшая за ярославского князя Феодора, когда он был уже и смоленским (с 1279 г.). Несмотря на то, что по требованию князя и сама невеста и родители ее изъявляли полное согласие, чтобы она крестилась, признано было необходимым испросить разрешение и благословение на брак у Цареградского патриарха. И, когда епископ Сарский Феогност, ходивший (в 1279 г.) послом от Менгу-Темира и нашего митрополита к императору и патриарху, возвратился с благоприятным ответом, невеста приняла святое крещение с именем Анны, сделалась супругою Феодора и, чрез несколько лет жизни вместе с мужем своим в Орде, при доме родительском, переселившись в Ярославль, построила здесь церковь во имя архангела Михаила и другие церкви, украсила святую икону Богоматери, часто посещала и наделяла обитель святого Спаса, любила читать Божественные книги и вообще заботилась более всего о жизни благочестивой 2213 . Точно так же крестилась сестра хана Узбека по имени Кончака, вышедшая (ок. 1317 г.) в замужество за великого князя московского Юрия Даниловича и названная в христианстве Агафиею 2214 . Нет сомнения, что и супруги прочих наших князей, женившихся в Орде на тамошних княжнах, были христианки 2215 . Из числа других татар, знатных и незнатных, принявших в России святую веру, известны: а) дед преподобного Пафнутия Боровского, в святом крещении Мартин, бывший баскаком в Боровске еще в дни Батыя 2216 ; б) Буга, в святом крещении Иоанн, бывший баскаком в Устюге. Узнав, что жители (1262) хотят его умертвить, он объявил намерение креститься и, действительно крестившись, своими добродетелями вскоре приобрел себе всеобщую любовь и построил на Сокольей горе церковь святого Иоанна Предтечи 2217 ; в) татарин Кочев, пришедший к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому, в крещении Онисифор, родоначальник Поливановых; г) мурза, пришедший к тому же князю из Большой Орды, в крещении Спиридон, родоначальник Строгановых; д) Олбуга, бывший послом у того же князя и крестившийся, родоначальник Мячковых; е) мурза Салахмир, в крещении Иоанн, прибывший к рязанскому князю Олегу и женившийся на сестре его Анастасии; ж) татарин Кичибей, в крещении Селиван, прибывший к рязанскому князю Феодору Ольговичу, родоначальник Кичибеевых; з) трое знатных мурз – Бахтый, Хидырь и Мамат, которые крещены были (в 1393 г.) торжественно самим митрополитом Киприаном в присутствии великого князя и двора в реке Москве и названы именами трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила 2218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В последнее время жизни у преподобного ослабло зрение, так что он с трудом видел; не мог ничего читать, едва мог ходить и в церковь , куда его водили и поддерживали братья. По его желанию иноки избрали, а Иосиф утвердил, преемника себе – Даниила, впоследствии митрополита Московского. В последние дни своей жизни, преподобный принял великую схиму и в совершенном уединении пребывал в молитве. В церковь его носили на носилках, и он, в уединенном месте, невидимый другим, в лежачем положении выслушивал службу. 8 сентября 1615 года он приобщился Святых Таин, созвал братию, преподал им мир и благословение, и сказал: «если я получу некое дерзновение и милость у Господа, место сие не оскудеет, и обитель распространится». На следующий день, а это было воскресенье, братья отпели у него в последний раз утреню, в церкви богослужение еще продолжалось, и в то время, когда там начали петь: «Святый Боже»... преподобный игумен Иосиф, оградив себя крестным знаменем, предал дух свой Богу, 76 лет от роду, прожив в миру 20 лет, в иноческом послушании у преподобного Пафнутия 18 лет, игуменом в Боровском монастыре 2 года и в своей обители 36 лет. Господь Бог прославил его даром чудес, по молитвам преподобного совершившихся как при жизни его, так и после кончины. Московский собор 20 декабря 1578 года причислил его к лику святых. На соборе 1 июля 1591 г. патриархом Иовом была свидетельствована служба, внесена в минеи, и велено праздновать память преподобного повсюду. Преподобный Иосиф, великий подвижник и церковно-общественный деятель, был вместе с тем самым замечательным представителем древнерусского просвещения и видающимся богословом своего времени. Им написан выдающийся труд под названием «Просветитель», от него осталось более 20 посланий разным лицам, с которыми он имел сношения. Для своей обители он написал «Духовную грамоту, или устав общежительной обители», который составляет довольно большое сочинение из 14 больших глав. Во всех писаниях его отражается тот же дух, какой и в его жизни; та же ревность о славе Божьей и вечном благе своих братий, которая одушевляла его во всех делах. В писаниях его видно знание Св. Писания и обширная начитанность в писаниях отцов и учителей Церкви, на известных тогда в славянском переводе. В них делаются указания и выписки из житий Св. Апостолов, Игнатия Богоносца , Николая Чудотворца и многих др., берутся свидетельства из Патерика Скитского, Старчества, Патерика Печерского, приводятся слова Дионисия Ареопагита , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Феодора Студита и мн. др., приводятся правила и постановления соборные по Кормчей, приводятся свидетельства Филена, Иосифа Флавия, Евсевия и др., указывается на Никифора, патриарха Цареградского, хронограф Георгия Амартола.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

От монастыря ведет к морю прекрасная дорога, иссеченная в скалах, по обрыву глубокого оврага, изрытого быстрым потоком; на этом потоке устроена монастырская мельница.          . При море – хорошая пристань. В виду монастыря возвышается над глубокою лощиною пещера преподобного Космы Зографского, подвизавшегося здесь в исходе XIII и в начале XIV века. Кроме Животворящего Древа Креста Господня, в Зограф следующие святыни: глава преподобной Матроны Хийской и две части ног ее; челюсть преподобномученика Стефана Нового; часть мощей Св. Великомученика Георгия и кровь его; части мощей: св. архидиакона Стефана, священномученика Игнатия Богоносца , Антипы и Харлампия; св. мученика Никиты, Нестора, Варлаама, Кирика; св. великомученика Феодора Стратилата; преподобного Феодосия Великого; св. великомучеников Прокопия и Меркурия; св. Апостола Андрея Первозванного; св. Авксентия; св. Апостола и Евангелиста Матфея; св. великомученика Иакова Персянина; св. Евтихия, патриарха Цареградского; св. бессребреников Космы и Дамиана; св. Кира и Иоанна; св. Пантелеимона и Трифона; св. Петра и Афанасия, патриархов Александрийских; священномученика Климента, св. Ферапонта и других. В алтаре собора есть еще чудотворная икона Божией Матери, называемой «Услышательница». За исключением собора и параклиса Успения, находятся здесь параклисы (т. е. малые храмы): 1) Преображения Господня; 2) св. Архангелов; 3) Рождества св. Иоанна Предтечи; 4) св. Димитрия Солунского; 5) Благовещения Богородицы; 6) Св. Николая Мирликийского; 7) Покрова Божией Матери; 8) св. Спиридона Тримифунтского и 9) преподобного Космы Зографского, на хорах. Зограф – монастырь болгарский, общежительный. Братство его многочисленно; иноки почти все болгары. Богослужение совершается на нашем церковном, то есть, славянском, языке, впрочем, по греческому напеву. Он принадлежит к числу первостепенных обителей св. горы. («Письма с востока», Муравьева, ч. 1. стр. 261; «Письма Святогорца», I, стр. 209 и др. и «Душеполезные размышления» за 1884 г.). Монастырь Ксеноф

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

великомученика Георгия и чудес при этом, а также мученической смерти царицы Александры, жены Диоклетиана (читать 23 апреля), и уверовали во Христа, а императора обличили в нечестии и жестокости, за что и были усечены мечом. Св. Максимиан был цареградским патриархом при императоре Феодосии Младшем. До патриаршества он был известен как человек добродетельный и святой, за что и был избран в патриархи. Скончался в 434 г. Мученица царица Александра. Читать о ней под 23. 22-е число Преподобный Феодор происходил из Галатийского города Сикеи, близ Анастасиуполя, почему и называется Сикеотом. Рождение его было предвозвещено матери. Когда Феодору исполнилось 6 лет, то св. великомученик Георгий явился ей и сказал, что Царь небесный требует к Себе ее сына. Мать опечалилась, думая, что Феодор скоро умрет. Между тем это значило то, что он впоследствии будет основателем обители при храме св. Георгия. Будучи еще отроком, св. Феодор много молился и постился, а на 14 году совсем оставил дом свой и стал жить в затворе в пещере близ храма св. великомученика Георгия. Впоследствии, когда оставил затворническую жизнь и. был настоятелем в своем монастыре, его избрали в епископа города Анастасиуполя. Через 10 лет епископского служения он возвратился в свою обитель и снова предался подвижнической жизни. Имел дар чудотворения и прозорливости. Однажды к причащению св. Феодора куплены были диаконом сосуды. Сосуды казались хорошими, но св. Феодор нашел их черными и велел переменить; и что же оказалось? Мастер вспомнил, что они были сделаны из серебра, купленного у женщины, которая вела худую жизнь. Св. Феодор скончался в 613 г. Мощи его – в Константинополе, в церкви св. Георгия. 15 июня празднуется их перенесение. Преподобный Виталий 60-ти лет прибыл из монастыря в Александрию и принял на себя особенный подвиг – спасать падших женщин. Днем работал поденщиком, а вечером приходил в дом, где жили такие женщины. Здесь отдавал деньги то той, то другой из них, прося беречь себя от греха, а сам по целым ночам молился за них Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010