Редчайшим изображением П. в составе житийного цикла прп. Евфросинии Александрийской являются фрески капеллы-молельни на хорах Спасо-Преображенского собора в Полоцке, соборного храма мон-ря, учрежденного и построенного прп. Евфросинией Полоцкой ок. 1161 г. Молельня при жизни основательницы служила ее личной церковью, близ нее святая имела место для сна. После смерти прп. Евфросинии эта молельня стала почитаться как святыня, она была расписана фресками, к-рые В. Д. Сарабьянов после их раскрытия датировал 1-й третью XIII в. (подробнее см.: Сарабьянов 2007. С. 162-166, ил. на с. 162, 163; Селицкий. 2016. С. 111, 113. Рис. 8). Одна из начальных сцен цикла - беседа П. с дочерью. Оба в мирских богатых одеждах сидят в креслах. Лик П. сохранился хорошо: длинные пряди с проседью, небольшая борода, крупные глаза с яркими белками усиливают впечатление от его внешности как уроженца юга. На нем аристократические красная туника, расшитый, украшенный жемчугом по вороту и по краям плащ, складки написаны объемно, струятся по форме тела, мягко ложатся на подлокотники и сиденье. Правую руку П. положил на грудь, левую поднял в вопрошающем жесте. Его обутые в сандалии ноги аккуратно поставлены на коврик. Эта сцена иллюстрирует сведения Жития о воспитании буд. прп. Евфросинии ее отцом, о наставлении в христ. благочестии; богатство обстановки выдает жемчужная инкрустация мебели. Очевидно, для прп. Евфросинии Полоцкой эта композиция и образ П. не только служили назиданием, но и напоминали ей о родителях. Иконописные подлинники, использовавшиеся в России в позднее средневековье и синодальное время, содержат лишь память П. 25 сент., но в Сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова под этим днем упоминаются 2 египтянина с именем Пафнутий - П. и преподобномученик из Тентиры (Дендеры) ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159). В. Д. Фартусов в своем руководстве, приводя сведения о преподобномученике-соименнике, описал его: «Житель пустыни, египетского типа, с большой бородой с проседью, в убогих и грубых тунике и мантии с куколем» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26).

http://pravenc.ru/text/2579800.html

Силван, Палестинец. Подвизался сначала в Ските (до 363), потом на Синае, наконец, в Палестине, где основал обитель в Герарах. (Пролог 18 янв. Соз. кн. 6. гл. 32). Силуан. Сделавшись учеником пр. Пахомия Великого , вскоре ослабел в ревности к подвигам. Обличенный наставником, он приложил труды к трудам, и преставился в святости. (Чет. Минея в Житии пр. Пахомия Вел. 15 мая). Симеон столпник, архимандрит. (1 сент.). Симеон столпник, дивногорец. (24 мая). Симеон столпник, третий сего имени, повизавшийся в Киликии, недалеко от Эгеи, убиенный молнией, в 6 веке. (Act. SS. Jul. III. p. 310). Симеон юродивый. (21 июля). Сисой. (6 июля). Тимофей. (21 февр.). Тифой. Ученик преп. Пахомия Вел. Ему поручен был надзор над обителью инокинь на острове Тавенне. (Cotel. 1. 690). Фармуфий. (11 апр.). Фока, отшельник сперва Скитский, потом Палестинский, живший после Хадкидонского собора. (Cotel. I. 702). Харитон. (28 сент.). Херимон, отшельник Египетский. (10 авг.). Фалассий пресвитер и игумен в пустынях Ливийских, современник преп. Максима Исповедника преставившегося в 662 году. (Fabr. XI. 113, где указаны и другие Фалассии). Феодор Сикеот. (21 апр.). Феодор, инок египетский из обители, находившейся при девятом знамении от Александрии. (Cotel. I. 460). Феодор Фермейский, славившийся даром духовного ведения и совета ок. 387 года. (Cotel. I. 457). Феодосий (11 янв.). Феодул, сын пр. Нила постника. (14 янв.). Феоктист, «всеизрядный пастырь». (3 сент. или 4 янв.). Феона, преп. Скитский, эконом, современник преп. Кассиана. (Cotel. I. 462.) б) подвижницы: Анастасия, преп. Александрийская. (10 марта). Анастасия Рим.(29 окт.). Вриенна, преп. Нисивийская, наставница преподобномуч. Февронии. (Чет. Минея 25 июня, в Житии преп. Февронии). Евпраксия, инокиня Фиваидская. (25 июля). Евфросина. (25 сент.). Исидора, инокиня Тавеннисиотская. (10 мая). Иерия, инокиня Нисивийская, ученица преп. Вриенны. (Чет. Минея 25 июня, в Житии преп. Февронии). Иулитта. Иуста. Марина. (28 февр.). Мария Египтяныня. (1 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В христианской агиографии известно немало святых женщин, переодевавшихся мужчинами («эпидемическое» распространение этой модели поведения христианской подвижницы потребовало специального решения Гангрского собора (IV в.), запретившего женщинам надевать мужскую одежду). Среди них преподобные Евфросиния Александрийская (25 сентября), Пелагия Антиохийская (8 октября) и Матрона (9 ноября), мученица Евгения (24 декабря), Мария, назвавшаяся Марином (12 февраля), Анастасия Патрикия (3 марта) и некоторые другие. Сюжетообразующий мотив переодевания может получать при этом разные объяснения. Так, девушка Мария называет себя Марином, чтобы не расставаться с отцом, ушедшим в монастырь после смерти жены. Для бывшей блудницы Пелагии пребывание в мужском монастыре под видом евнуха-затворника становится вариантом аскетического подвига, изощренной формой умерщвления грешной плоти. Однако наиболее часто переодевание бывает вызвано стремлением героинь оградить себя от попыток близких вернуть их в мир 107 . Тоска покинутых родных и их драматичная встреча с героиней Жития, нередко уже за пределами ее земного существования, может составлять едва ли не основное содержание агиографического текста (наиболее ярко в Житии преподобной Евфросинии, подвизавшейся под видом евнуха Смарагда). С другой стороны, сюжет о переодетой женщине в мужском монастыре нередко осложняется мотивом клеветы – некая девица тщетно домогается любви пригожего «монаха» и, забеременев на стороне, объявляет его отцом своего незаконнорожденного ребенка. Мнимого блудника изгоняют из монастыря вместе с «плодом греха», воспитанию которого «монах» посвящает остаток дней, изведав «материнство без растления»; тайна открывается лишь после его смерти. (Любопытно, что когда такой клевете подвергаются мужчины-монахи, они обязательно оправдываются при жизни с помощью чуда или Божьего суда.) В большинстве случаев незаслуженные позор и поношение безропотно терпят героини-девственницы, что особо подчеркивает их христианское смирение. Иначе в Житии Феодоры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Один из них, расположенный на южной грани северного столба, безошибочно узнается по иконографическим признакам. Это преподобный Павел Фивейский, облаченный в характерную одежду типа короткого хитона, сплетенного из пальмовых листьев. Напротив него, на северной грани южного столба, изображен монах-отшельник с длинной бородой и седыми волосами, облаченный во власяницу, спускающуюся до земли. Это преподобный Макарий Великий. Предполагают, что среди других святых, раскрытых в этом ряду, изображен преподобный Максим Исповедник. Его образ, расположенный на северо-западной грани северного столба, узнается по остаткам сопроводительной надписи, где читается имя Максим. Фигуры преподобных отцов находятся также в центральной части северной стены, где сейчас раскрыты два образа неизвестных монахов. Напротив, на южной стене, прекрасно сохранились фигуры четырех святых жен, среди которых узнается образ преподобной Евфросинии Александрийской, небесной покровительницы преподобной Евфросинии Полоцкой. Рядом, во всю ширину южной стены южного рукава подкупольного креста, находился аркосолий. Этот аркосолий, расположенный перед входом в диаконник, согласно традиции захоронения основателей монастыря, был предназначен для погребения самой преподобной Евфросинии Полоцкой. Существует предположение, что здесь, у южной стены, преподобная, стоя рядом с образом своей небесной покровительницы, молилась во время богослужений. На сторонах восьмигранных западных столбов, расположенных под хорами, находятся поясные изображения монахинь. Они представлены именно по пояс, так как низкие столбы недостаточны для расположения ростовых фигур. Предполагают, что здесь изображено шестнадцать преподобных жен, которые являют собой собирательный образ небесного покровительства насельниц Спасо-Евфросиниевского монастыря. Фрески Спасо-Преображенской церкви имеют различия, что обусловлено, в первую очередь, участием в росписи храма нескольких мастеров, чья индивидуальность особенно отчетливо проявилась в написании ликов.

http://sobory.ru/article/?object=04904

В той же день житие и пребывание вкратце Преп. Иосифа игумена града Волоколамского, л. 257–327. Нач. «Весь бе не от славных, в пределах и во уезде града Волоколамского, нарицаемая «язвище.» – О Князе Юрье, л. 305. – Послание Преп. Иосифа к Великому Князю Василию Ивановичу всея Руси, л. 310 об. – Грамота духовная Преп. Иосифа игумена, л. 312 об. – О Князе Андрее Голенине, л. 317 об. – О Андрее Квашнине, по реклу Невежда, л. 320 об. – О иноке Исихии, л. 324 об. – О сыне боярском Великого Новограда, л. 320. В той же день служба Преп., игумену Иосифу Волоцкому новому Чудотворцу, л. 329–355. В 10-й день. Мучение Св. жен Минодоры и Митродоры и Нимфодоры, л. 356–370. Нач. «Ниже женам, ниже отроковицам мучения затворися подвиг.» – Житие и подвиги Преп. благоверного Князя инока Иоасафа Каменского нового Чудотворца, л. 372–399 об. Над. «Сей благоверный христолюбивый Князь Андрей Димитриевич родися от благоверного Князя Димитрия Васильевича Озерского.» – Чудеса Преп. и благоверного Князя инока Иоасафа. В 11-й день. Блаженные Феодоры Александрийские, л. 400–413 об. Над. «Во дни Зинона Царя и Григория епарха суща, во Александрии жена некая именем Феодора.» – Пренесение мощей Преподобных Сергия и Германа Валаамского монастыря начальников из Великого Новограда в Коренский уезд во обитель всемилостивого Спаса на езере Неве, на острове Валаам. Сентября в 11-й день написан образ их Серия и Германа по благословению иже во святых отца нашего Иоанна Архиеп. нового Чудотворца, иже есть в темнице и списав повеле написати на их память чести в толк Святых Божиим книгам всем исправление и утверждение православные христиане веры... и проч., л. 414–443. Над. «Ангельское житие на небесех свет показует.» В той же день намять Прел. Власия игумена и Евфросина. Житие их писано февраля в 18-й день, л. 443 об. В 12-й день. Страсть Св. мученика Иулиана, иже от Галатии, л. 444–445 об. Над. «Во времена Диоклетиана и Максимиана Антонин поставлен быв игемон Галатийстей епархии.» В 13-й день. Евфимия Патриарха Терновского, повесть о обновлении храма Христа Бога нашего Воскресения, л. 446–453 об. Над. «Сицевым убо образом праздник сей уставися: Константин Великий , сын Еленин.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Многие священномученики приняли смерть на Бутовском полигоне; в их числе — псаломщик Петр Ворона, протоиерей Петр Воскобойников, расстрелянный за помощь семьям, пострадавшим от советской власти, законоучитель земской школы Петр Голубев, протоиерей Петр Любимов, заявивший о том, что «советская власть довела народ до того, чем нечем накрыть мертвого человека», арестованный и расстрелянный в 1938 году, и многие другие, чьи биографии опубликованы в 55-м томе «Православной энциклопедии». В новом томе содержатся биографии патриархов Константинопольского и Иерусалимского  Патриархатов с именем Петр, семи патриархов Александрийских, трех патриархов Антиохийских, а также статьи об ордынском царевиче преподобном Петре, молчальнике преподобном Петре Галатийском. 55-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателя с биографиями трех российских императоров с именем Петр, автор статей — российский историк Е.В. Анисимов. В новом алфавитном томе также имеется блок статей, посвященных святым с именем Пафнутий, среди которых статьи о преподобном Пафнутии, принявшем мученическую смерть при императоре Диоклетиане, преподобном Пафнутии Александрийском, отце преподобной Евфросинии, преподобных Пафнутии Балахнинском, Пафнутии Боровском, Пафнутии Киево-Печерском. Том также содержит подробную статью о Пафнутиев Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Вниманию читателей предлагаются несколько биографических статей о подвижниках с именем Пахомий. В томе содержатся материалы о карельском чудотворце преподобном Пахомии Кенском, святом Пахомии Нерехтском, новомучениках, погибших в годину сталинских репрессий, двух Константинопольских и двух Антиохийских патриархах. Наиболее объемны статьи о преподобном Пахомии Великом, основателе общежительного монашества в Египте, и Пахомии Логофете, известном древнерусском книжнике. Любителям средневековой культуры будет интересна статья о святом Патрикии (Патрике Ирландском). Том содержит также статьи о ереси пелагианства и ее основателе богослове Пелагии, а также о двух Пелагиях, папах Римских, и многочисленных подвижницах христианства с именем Пелагея.

http://patriarchia.ru/db/text/5515403.ht...

С приходом Симеона в монастыре образовалась небольшая, но действенная группа весьма талантливых поэтов и писателей, в которую входили также иеромонах Филофей Утчицкий, упоминавшийся Игнатий Иевлевич, воспитанники Василий Янович, Савва Капустин и др. В результате Полоцкий Богоявленский монастырь с его братским училищем превращается в важный культурный центр Белоруссии середины «переходного» столетия, в своего рода полюс, способный, хотя бы в какой-то мере, нейтрализовать идейное влияние, исходившее от Полоцкой иезуитской коллегии, кстати, имевшей самые тесные связи с Виленской академией: к примеру, в коллегии преподавал риторику известный Виленский профессор, доктор теологии Сигизмунд Лауксмин (1597–1670), а ранее – в 20-х годах – это делал его коллега, титулованный поэт и теоретик барокко, Матей Казимир Сарбевский (1595–1640). Симеон, придерживаясь позиции мирного согласования догматических религиозных разногласий, никогда не выступал с резкой критикой католицизма. Пожалуй, наиболее характерной чертой его поэтических произведений, написанных в период учительства в братской школе, был патриотизм, искренняя любовь к своему родному городу, к своему краю. Об этом убедительно свидетельствуют такие его произведения, как «Стихи краесогласныя, сложенные во сретение иконы пресвятыя Богородицы из града царского Москвы в Полоцк возвращенныя... А 1959, 7 априлис», «ляменцик» – «А 1663. Априль 27. Взенто образ насвентшей Богородзицы з Полоцка до Москвы...», «Прилог к преподобной матери Евфросинии» и др. Положение поэта еще более упрочилось с 1667 г. – после того, как он был официально назначен воспитателем и учителем царских детей. Впрочем, росту авторитета Симеона среди высоких представителей московской администрации способствовало еще одно обстоятельство – его активная борьба со старообрядцами и деятельное участие в Большом московском соборе (1666–1667), осудившем патриарха Никона , самовольно оставившего в 1658 г. патриарший престол. На соборе Симеон выступал в статусе секретаря-переводчика митрополита Газского Паисия Лигарида и двух вселенских патриархов – александрийского и антиохийского, а после, выполняя соборное постановление, написал обличающий раскольников трактат «Жезл правления» (М., 1667).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

23 апреля стихиры великомученику Георгию, положенные на малой вечерне, зачёркнуты и отнесены на хвалите, а вместо них на особом листке записаны другие «из трефолоя львовскаго»; к стихирам на стиховне прибавлена одна «из харатейной минеи»; стихиры на великой вечерне правлены «с греч. харат. и львовск.». 2 мая зачёркнута служба перенесению мощей свв. Бориса и Глеба, а оставлена служба одному Афанасию Александрийскому . На конце, впрочем, помещена служба и нашим князьям мученикам, но она зачёркнута с заметкой: «сея службы несть», согласно уставу 1682 года. 7 мая вычеркнута память преп. Антония Печерского, согласно уставу 1682 г., и в оправдание замечено: «чисто; зде сея службы не писать для того, что в уставе сего святаго память положена маия в 10 числе, а писать службу со львовского трефология». 12 мая о стихирах св. Епифанию: «сих стихир в греч. и харат. несть». Но в минее 1691 г. они помещены и остались доселе. Против канона: «о сем каноне спросить». 14 мая, память преп. Евфросима Псковского зачёркнута, и перед службой ему замечено: «не быти сей службе». Действительно, в минее 1691 г. она исключена, равно как нет её в уставе 1682 и следующих. Празднование преп. Евфросину было утверждено на соборе 1549 года, а служба ему составлена много раньше. Поводом к исключению её из наших служебных книг послужило, вероятно, её содержание, где превозносится похвалами преподобный Евфросин, как установитель сугубой аллилуйи, а обычай двоения аллилуйя представляется православным и утверждённым патриархом цареградским. Вот, например, как излагается это дело в стихире стиховной на слава: «егда убо, Богу споспешествующу, преподобне Евфросине, духовным желанием распалашеся о божественней тайне пресвятые аллиллуии, царствующаго града достигл еси и от святейшаго патриарха честно приемлем бываеши и благословения сподобляешися и писание приемлеши от него о пречистей аллилуии; тогда и сам зриши умныма очима в соборней церкви дважды глаголема пресвятая аллилуия, и оттуда паки к своей обители посылаем бываеши, мир и благословение братии с собой нося. Темже и обитель твоя с любовию, яко отца, восприемлет тебе, в ней же ты многа лета подвизася в посте и воздержании и трудех, еже к Богу, и писание братии предав и мир и благословение, ко Господу отходиши, того моля спастися нам, иже любовию поющим тя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ (МАРИН) И ЕВГЕНИЙ [Греч. Μαρα (Μαρνος) κα Εγνιος] († нач. VI в.), преподобные Вифинские (пам. 12 февр.). Источники Древнейшие версии Жития М. и Е. не содержат к.-л. хронологических и географических указаний (в более поздних редакциях местом рождения этих святых названа Вифиния; маронитская традиция утверждает, что М. и Е. подвизались в мон-ре Каннубин в Сев. Ливане, а армянская - в мон-ре Сыркхуванк, к югу от г. Ван). Исследование древнейших списков, предпринятое М. Ришаром, позволило опровергнуть выводы Л. Клюнье о лат. тексте Жития как о первоначальном и о том, что М. жила в V в. в окрестностях Триполи (Сирия). Ришар считает, что первоначальное Житие было написано на греч. языке между 525 и 650 гг., вероятно в Сирии. Ближайшей по времени написания к несохранившемуся первоначальному Житию версией является т. н. древнее Житие (Vita antiqua, согласно терминологии Ришара; в BHG не имеет номера). Наиболее ранний список древнего Жития относится к Х в.- Ath. Vatop. 38. Сир. палимпсест 778 г. (Sinait. syr. 30), содержащий версию Жития BHO, N 697, свидетельствует о том, что в то время уже существовало несколько редакций Жития М. и Е. Основными греч. редакциями являются «переработанное Житие» (Vita rescripta) в 3 разновидностях (BHG, N 614: PG. 115. Col. 348-353 по Paris. gr. 1538, X в.) и «расширенное Житие» (Vita aucta) (BHG, N 615d). Греч. Житие представлено большим числом вариантов (Vie de St. Marine. III: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 4. P. 572-592=Vie de St. Marine. II: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 33-61; Richard. 1975; Idem. 1977). Сюжет о женщине-монахине, которая, не узнанная никем, подвизалась в муж. мон-ре, был популярен в лит-ре правосл. Востока (см. также прмц. Евгения Римская, прп. Аполлинария , прп. Евфросиния (Смарагд), прп. Феодора Александрийская, прп. Матрона Пергская, прп. Анастасия Патрикия и др.). Житие М. и Е. было переведено на неск. языков: армянский (BHO, N 690; не изд.), сирийский (раннее сир. Житие BHO, N 697: Lewis. 1900; Histoire de Sainte Marine. I: Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 283-289=Vie de St. Marine. V. Texte Syriaque/Publ. par F. Nau//Vie et office. 1905. P. 111-124; более поздние сир. версии BHO, N 694-696: Bedjan. Acta. T. 1. P. 366-371), коптский (BHO, N 691: Vie de St. Marine. IV: Texte Copte/Publ. et traduit par H. Hyvernat//ROC. 1902. T. 7. N 1. Р. 136-152=Ibid. III: Texte Copte/Publ. et trad. par H. Hyvernat//Vie et office. 1905. P. 62-78), арабский (BHO, N 692-693: Ibid. V: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//ROC. 1902. T. 7. N 2. P. 245-264=Ibid. IV: Texte Arabe/Publ. par I. Guidi, E. Blochet//Vie et office. 1905. P. 79-98) и эфиопский (Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//ROC. 1903. T. 8. P. 614-622=Ibid. VIII: Texte Éthiopien/Publ. par E. Pereira//Vie et office. 1905. P. 192-200).

http://pravenc.ru/text/2562138.html

в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. .В., 1897, 5). 257 Память некоторым из них празднуется в другое время, а иные воспоминаются только в настоящий день. 258 В службе этого дня поименно называются следующие свв. мужи и жены: Аввакир (пр. Египетский, VI в.), Аврамий (затворник, 29 окт.), Авксентий (14 февр.), Агапит (или ученики пр. Саввы Освященного, или наставники пр. Евфросинии Александрийской), Агафон (2 марта), Акакий (7 июля), Алоний (пр. Египетский, V в.), Антоний (17 янв.), его ученики: Иосиф, Нисферон, Питирун (настоятель одной из Фиваидских обителей), Пиор и Сармат (убитый в 357 г. Сарацинами), и его современники Евлогий (пр. Фиваидский, странноприимный), Аммун (4 окт.), Аммонафа (Египетский пустынножитель, в Пелузии), Анур (5 июня), Анина (18 марта), Антиох (преподобный, из обители св. Саввы Освященного, писатель Пандекты, скончавшийся ок. 335 г.), Арис (пр. Египетский), Арсений (8 мая) и его ученики: Аммон и Даниил(знаменитый словом и делом), Аполлос (или Аполлоний , 31 мар.), Ахилла (пр. Скитский, V в.), Афанасий (2 мая и 5 июля), Амвросий (7 дек.), Александр (патр. 30 авг. и 12 дек.), Антипатр (еп. Аравийского г. Бостр, в V в., писавшей против последователей Оригена ), Амфилохий (23 нояб.), Аттик (патр. Цареградский 406–425 г.), Анатолий (3 июл.), Вавила (преподобный из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха ), Вассиан (10 окт.), Венедикт (10 мар.), Вениамин (пр. Нитрийский, скончавшийся в 392 г.), Виссарион (6 июня), Василий (1 янв.), Виталий (22 апр.), Витимий (пр. Египетский, современник пр. Макария Египетского ), Гай (преподобный, мудрый угодник Христов), Геласий (пр. Палестинский, современник ΙV Всел. соб.), Герман (12 мая), Герасим (4 мар.), Григорий (10 и 25 янв. и 17 нояб.), Геннадий (31 авг.), Давид (26 июня), Далмат (3 авг.), Даниил (11 дек.), Дий (19 июля), Дометий (8 мар.), Далматой (или Матой, Келликийский, пресвитер V в.), Дионисий (5 окт.), Диадох (епископ Фотики в Эпире, учитель Церкви V в.), Евлавий (или Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийкой, IV в.), Евсевий (22 июня), Евстафий (21 фев.), Евфимий (20 янв.) и его наставник Пасарион (епископ, основатель одной из Иерусалимских обителей в 1-й половине V в.), Елладий (отшельник Келлийский в Египте), Ерид (или Серид, основатель Палестинской обители близ Газы в VΙ в.), Ефрем (Сирин, 28 янв.), Епифаний (12 мая), Еннат (всепетый), Захария (5 дек.), Зоил (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010