Главною виною этого несчастия и «нечестия», как выражается автор «отсловия к новоженам», были «жены», которые, «из самых обстоятельств видяще, сколь неблагонадежно, опасно и недействительно» вступать в сожительства по одному взаимному согласию, «иначе и не соглашались, или очень редко, итить» в домы своих возлюбленных, которых «дерзали прельстить», как «с венчанием». Как сильно было это движение в московской федосеевщине в пользу брачной жизни, вызванное изложенными выше обстоятельствами, мы не знаем; но знаем, что и в это время скрывались за стенами Преображенского кладбища личности, пользовавшиеся уважением большинства московских федосеевцев, которые по-прежнему путь девственный в жизни считали единственно законным, разрешая в то же время «падать и каяться». Таков был, между прочим, недавно умерший Макар Иванов Стукачев, который, благодаря своему недугу, продолжавшемуся 38 лет, и терпению, с которым он переносил свое страдальческое положение, «заслужил, по выражению почитателей его, непростую и необыкновенную почесть от многих, не только своих одноверцев, но и иноверцев», и в последние 25 лет был «незримым руководителем» московского федосеевства 223 , и который до конца дней своих требовал от всех федосеевцев безбрачия, хотя бы и не девственного. А потому неудивительно, если большинство московских федоееевцев и в рассматриваемое нами время по-прежнему продолжало гнушаться брака и вело жизнь развратную. И это не предположение только, а горькая правда, засвидетельствованная лицами, имевшими случай близко ознакомиться с московским федосеевским расколом в конце прошлого царствования. В 1854 году министерством внутренних дел был командирован чиновник 224 в Москву для «приведения в известность» тогдашнего «положения раскола беспоповщинской секты» в древней столице, и вот что писал он о федосеевском безбрачии: «когда малолетний начнет приходит в возраст, старухи знакомят ого с своими же молодыми девицами, только бы отклонить от женитьбы и от связей с православными женщинами; а чтоб не допускать браков и между своими, предоставляют юношам и девицам все случаи к любовным интригам и связям, полагая в основание такой порочной жизни, что «не женивыйся печется о Господе, а женивыйся – како угодити жене», что неженатый и незамужняя всегда могут покаяться в своем грехе, а обрачившиеся не захотят до смерти оставить своего сожительства и плотского греха, присовокупляя к тому писание основателя Преображенского дома Ильи Ковылина, где сказано: «эта прелесть пестра – пестра, зане сатанина сестра».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Декабря 11-го 1854. У нас нарисовали для о. Парфения, в его книгу, афонских монахов, с восьмиконечными крестами на схимах. Спрашиваю Парфения: носят ли там такие? Отвечает: нет. На что же писать неправду, и притом такую, которая поддерживала бы неправые мысли раскольников? Обратите на сие внимание, и, спросив хорошо Парфения, напишите истинный образ. Посылаю рескрипт для хранения с подобными. Мне дали много книг жития преподобного Павла Латрского. Посылаю несколько вам для раздачи братии. 1014 Отцу наместнику и братии мир. Мир душе брата Вукола. Вы желаете чрез меня слова от Великих Князей. Я их не видал. В ночь, в которую я очень болезновал, на постели прочитал я известие, что Великие Князья прибудут, и будут на краткое время в Чудове и у Иверской, и что в сии места о сем дано знать. Потом сказали мне, что прибудут чрез два часа. Но особы высших классов весь день просидели во дворце и Великих Князей не было. Прошел еще день, и не было. На третий день исправляющий должность обер-полицмейстера обстоятельнее пересказал мне содержание известия о прибытии Великих Князей, и я увидел, что они полагают слушать в Чудове молитвословие, как в предыдущий проезд, и едва успел распорядиться, чтобы меня, еще больного, заменил викарий. Впрочем слышал я, что и они, как другие, находят укрепления неприятелей также трудными ко взятию, как Севастопольские, и что сила неприятелей едва ли уже не больше нашей. Един Бог наша надежда. Воины наши одушевлены добрым духом. – Помолитесь, чтобы Господь не лишил меня пощадения и помощи завтра. Меня убедили быть на освящении другого единоверческого храма на Преображенском кладбище. Служение продолжительное, и по старым книгам имеющее трудный чин. Декабря 18-го 1854. Слава Богу, что в новом манифесте есть воззвание к Богу. А может быть, лучше было бы, если бы мы яснее исповедали, что не раз найдены были мало готовыми для отражения врагов, и только заступление Господне спасло нас. Говорят, что в сражении при Альме силы наши были так неуравнительны с неприятельскими, что если бы они сие знали, могли бы тотчас броситься на Севастополь с большою надеждою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

II. От произведения Кирилла в митрополиты до смерти инока Павла (1849–1854) Глава 1 Новые меры против климоуцких беспоповцев. Мы видели, что одним из самых первых распоряжений инока Павла по учреждении иерархии, едва Амвросий занял свою новую кафедру в Белой-Кринице, было официальное послание от имени последнего к климоуцким беспоповцам с приглашением – принять новоучрежденное священство. Так же точно и теперь одно из самых первых распоряжений, какое было им сделано от имени Кирилла, по возведении его на кафедру Амвросия, касалось тех же климоуцких беспоповцев. Но на сей раз дело шло уже не о том, чтобы привлечь их к принятию белокриницкого священства. После первой неудачи Павел еще менее мог рассчитывать теперь на успех подобного предприятия, так как у климоуцких беспоповцев уже имелось, привезенное из Москвы, с Преображенского Кладбища, составленное Петром Иванычем Ледневым (столь известным впоследствии под монашеским именем Павла Прусского ), сочинение, в котором изложены были доказательства незаконности нового белокриницкого священства и которым климоуцкие беспоповцы пользовались при встречах и беседах с климоуцкими и белокриницкими поповцами 327 . Австрийский Павел, несомненно, знал об этом и, потерявши надежду на привлечение климоуцких беспоповцев под духовную власть митрополии, начал теперь хлопотать уже только о том, чтобы уронить их в глазах правительства и добиться административного разграничения между ними и поповцами, принявшими белокриницкое священство. Он воспользовался тем обстоятельством, что у беспоповцев происходили браки, совершение которых, разумеется, он признавал не законным, и, будто бы по просьбе возмущенных этим климоуцких поповцев, написал прошение в Крайзамт, чтобы правительство произвело следствие о „беззаконных браках и грубиянствах“ беспоповцев (вероятно, разумея под грубиянствами их смелые и резкие обличения незаконности белокриницкого священства), – чтобы потом, по производстве следствия, лишило их права на пользование дарованною липованам привилегией Иосифа II, и совершенно отделило бы их от поповцев, даже подчинило бы ведению особого дворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Герб (Общий Российский Гербовник, часть VII, 64): щит разделён на 4 части. В 1-й части, в красном поле, две серебряные шпаги, крестообразно, остриями вверх. Во 2-й части, в золотом поле, чёрный волк, вправо обращённый, стоит на задних лапах. 3-я часть разделена горизонтально на два неравные поля: в верхнем, меньшем, голубом поле, лежит горизонтально золотой охотничий рог; в нижнем, большем, серебряном поле, дерево. В 4-й части, в красном поле, серебряная башня с тремя зубцами. На гербе дворянские: шлем и корона, из коей выходят два оленьи рога. Намет золотой, подложенный зелёным. 3) Волковы, потомки Андрея Фёдоровича Волкова, жалованного поместьем в 1680 году. Герб (Общий Российский Гербовник, часть VII, 136): щит разделён горизонтально на два поля. В верхнем, красном поле, две серебряные шпаги, крестообразно, остриями вверх. В нижнем, голубом поле, две серебряные башни. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет золотой, подложенный голубым. Щит держат два льва с подъятыми хвостами. 4) Волковы, потомки Иллариона Спиридоновича Волкова, солдата преображенского полка, переведённого в лейб-кампанию и возведённого в дворянское достоинство Императрицею Елисаветою Петровною, 31 декабря 1741 года. Герб (Общий Российский Гербовник, часть III, 120): щит разделён перпендикулярно на две половины. В правой половине герб лейб-кампанцев: в чёрном поле три серебряные пятиугольные звезды, и между ними золотое стропило, с тремя на нём горящими гранатами. В левой половине, в золотом поле, стоящий на задних лапах чёрный волк с высунутым языком. На гербе дворянские шлем и на нём лейб-кампанская шапка, с четырьмя строусовыми перьями, двумя красными и двумя белыми, а по сторонам шапки два орлиные крыла, и на каждом из них три серебряные пятиугольные звезды. Намет чёрный, подложенный, справа золотом, а слева серебром. 5) Волковы, потомки Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего каммер-фурьером и возведённого в дворянское достоинство Императором Павлом Петровичем. Герб (Общий Российский Гербовник, часть II, 139): в красном поле два серебряные стропила рядом и вместе соединённые, и над ними серебряная роза. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет красный, подложенный золотом. В списке владельцев населённых имений в 1699 году, встречается сорок Волковых, различного происхождения; четверо из них были стольниками Петра Великого: Григорий Иванович, Алексей Тихонович, Никифор Семёнович и Дмитрий Артемьевич. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

За Р. S. благодарю. Но напрасно еще не приписали чего-ниб., например, о военных действиях. Дошел до меня темный слух, будто было генеральное сражение, – и наши победили. Давно бы пора. Лучше разом много потерять, да кончить дело, нежели в несколько раз терять больше, – и не видать конца». Ивановский зять мой В.А. Левашев писал мне, чтобы я, чрез земляка своего, профессора Московской семинарии Еф. Мих. Алексинского, попросил его тестя, благочинного единоверческих церквей, нельзя ли его, т. е. Левашева, определить на причетническую должность к вновь открытой единоверческой церкви на Московском Преображенском кладбище. В ответ на это писал я от 13-го ноября: «Без сношения с Ефимом Михайловичем я узнал, что ни на Преображенском, ни на Рогожском кладбищах, причетнических мест ни одного нет. Да если бы и были, очень нелегко поступить туда; но если бы и удалось поступить, весьма трудно удержаться там надолго. Новообратившиеся к единоверию слишком строги в суждениях своих о церковном причте и очень многого требуют от служителей алтаря. – Подтверждением этого служит недавно случившаяся история на одном из помянутых кладбищ. Священник с диаконом, совершивши в одном доме какую-то требу, по приглашению хозяина, и может быть, усердному, остались напиться чаю, и, вероятно, не без дополнения. Но, при сей верной оказии, они позволили себе переступить уже и за границу. – В тот же вечер дано было знать об этом митрополиту. На другой день утром, едва только успели раскрыть глаза вечерние требо-совершители, как их уже требуют на митрополичье подворье. Владыка, сделавши тому и другому приличное назидание, священника вскоре после сего удалил от места, возвратив его на прежнее, а диакона, кажется, оставил впредь до усмотрения. – Итак, на что снисходительно смотрят в Иванове и в Дунилове, того отнюдь не терпят в Москве, и в особенности при вновь открывшихся новоблагословенных церквах. Посему я, со своей стороны, нахожу более спокойным и безопасным для вас остаться в Иванове. Тут вас так хорошо уже все знают и, при всех немощах, охотно терпят. Если у вас, как вы пишете, не так велики доходы: то и в Москве, на причетнической должности, не через край же польется золото и серебро. А от долгов и от должников никуда не уйдешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

П.В. Долгоруков Васьковы Предок их, Иван Михайлович Васьков, упоминается в дьяках в 1550 году. Пять Васьковых, ярославских дворян, ранены при осаде Смоленска в 1634 году: Яков и Иван Семёновичи, Борис Верещагич, Сила Иванович и Роман Фёдорович; первые четверо умерли от рань. Одиннадцать Васьковых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Григорьевич, за усердную службу, пожалован, от Царя Алексея Михайловича, в 1672 году, вотчиною в верейском уезде. Сын его Фёдор Иванович, служа в гренадерской роте преображенского полка, содействовал восшествию на престол Императрицы Елисаветы Петровны, 25 ноября 1741 года; переведён в лейб- кампанию, и пожалован деревнею в пошехонском уезде. Внук его Иван Кузмич был действительным статским советником и костромским вице-губернатором. Он женат был на дочери генерала от инфантерии Ивана Варфоломеевича Ламба, и старшему сыну их, Ивану Ивановичу, Император Александр I дозволил, в 1816 году, именоваться Васьковым-Ламбом. Из других сыновей Ивана Кузмича, Василий Иванович ныне костромский уездный предводитель дворянства, а Фёдор Иванович († 15 декабря 1855), был генерал-майором и губернатором в Новгороде; потом начальником костромского ополчения, и в этом звании скончался. Герб (Общий Российский Гербовник, часть VI, 70): щит разделён перпендикулярно на две половины. В правой половине герб лейб-кампанцев: в чёрном поле три пятиугольные серебряные звезды, и между ними золотое стропило, с тремя на нём горящими гранатами. Левая половина герба разделена на три пола двумя диагональными линиями, исходящими из правого верхнего угла: правое поле зелёное; среднее золотое, левое красное, и в них серебряная шпага, остриём к левому верхнему углу. На герба дворянский шлем; на нём лейб-кампанская шапка с четырьмя строусовыми перьями, двумя красными и двумя белыми, и с каждого бока орлиное крыло с тремя на нём пятиугольными серебряными звёздами. Намет справа красный, подложенный серебром; слева чёрный, подложенный золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Главною виною этого несчастья и «нечестия», как выражается автор «отсловия к новоженам», были «жены», которые «из самых обстоятельств видящие, сколь неблагонадежно, опасно и недействительно» вступать в сожительства по одному взаимному согласию «иначе и не соглашались, или очень редко, итить» в дома своих возлюбленных, которых «дерзали прельстить» как «с венчанием». Как сильно было это движение в Московской федосеевщине в пользу брачной жизни, вызванное изложенными выше обстоятельствами мы не знаем; но знаем, что и в это время скрывались за стенами Преображенского кладбища личности, пользовавшиеся уважением большинства Московских федосеевцев, которые по-прежнему путь девственный в жизни считали единственно законными, разрешая в то же время «падать и каяться». Таков был между прочими недавно умерший Макар Иванов Стукачев, который, благодаря своему недугу, продолжавшемуся 38 лет, и терпению, с которым он переносил свое страдальческое положение «заслужили, по выражению почитателей его, не простую и не обыкновенную почесть от многих, не только своих единоверцев, но и иноверцев», и в последние 25 лет был «незримым руководителем» Московского федосеевства 224 , и который до конца дней своих требовал от всех федосеевцев безбрачия, хотя бы и не девственного 225 . А потому неудивительно если большинство Московских федосеевцев и в рассматриваемое нами время по-прежнему продолжало гнушаться брака и вело жизнь развратную. И это не предположение только, а горькая правда, засвидетельствованная лицами, имевшими случай близко ознакомиться с Московским федосеевским расколом в конце прошлого царствования. В 1854 году министерством внутренних дел был командирован чиновник 226 в Москву для «приведения в известность» тогдашнего «положения раскола беспоповщинской секты» в древней столице, и вот что писал он о федосеевском безбрачии: «когда малолетний начнет приходить в возраст, старухи знакомят его со своими же молодыми девицами, только бы отклонить от женитьбы и от связей с православными женщинами; а чтоб не допускать браков и между своими предоставляют юношами и девицам все случаи к любовным интригам и связям, полагая в основание такой порочной жизни, что «не женившийся печется о Господе, а женившийся – како угодить жене», что неженатый и незамужняя всегда могут покаяться в своем грехе, a обручившиеся не захотят до смерти оставить своего сожительства и плотского греха, присовокупляя к тому писание основателя преображенского дома Ильи Ковылина, где сказано: «эта прелесть пестра – пестра, зане сатанина сестра».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Мая 16-го 1830 года определен законоучителем в Чердынское гражданское училище. Дальнейшая судьба его не была блистательна. Скончался в 1861 году. Из воспитанников этого же курса и доселе здравствует известный епархии о. протоиерей Матфий Попов. Матфий Григорьевич Попов, камышловского уезда, Володинского села, Преображенской церкви священника Григория Попова сын. По окончании курса с аттестатом второго разряда, 13-го марта 1827 года посвящен шадринского уезда, Красномыской слободы, к Вознесенской церкви во священника; мая 5-го 1828 года переведен, екатеринбургского уезда, в Сысертский завод к Симеоно-Аннинской церкви на священническое место и определен наставником в существующее в том заводе училище, каковую обязанность проходил до 1840 года; с 1834 г. по 1838 г. нес должность духовника по некоторым церквам; с 1835 по 1841 год проходил должность благочинного, а в 1841 году от сей должности уволен в следствие сокращения числа благочиннических округов. 24 марта 1840 года за ревностное и исправное прохождение возложенных на него должностей награжден набедренником; 14 декабря 1844 года определен благочинным по 4-му округу Екатеринбургского уезда; 26-го августа 1847 года Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей; 26 сентября 1853 года, по особенному вниманию епархиального начальства к заслугам его, переведен в Каменский завод к Свято-Троицкой церкви и первый штат; 17 июля 1854 года за отлично-усердную и полезную службу удостоен благословения Святейшего Синода; 30 мая 1855 года за отлично-усердную и полезную службу удостоен благословения Св. Синода; 29 октября 1856 года Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой камилавкой; 3 февраля 1859 года сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени; 31 мая 1862 года Всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом; 9 мая 1863 года произведен в протоиерея к Екатеринбургскому Екатерининскому горному собору; 14 августа того же года определен членом Екатеринбургского духовного правления; 10 июня 1866 г. определен благочинным градо-екатеринбургских церквей; 14 мая 1867 г. сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. В 1828 году (пятый выпуск) окончило курс 30 человек. Из них в академию никто не поступил, в учители училищ поступило семь человек, остальные вышли в епархиальное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корниловские чтения проводятся с 2005 года. Они собирают школьников нескольких тверских городских и областных школ, а также обязательно студентов Тверского Государственного университета. Ребята готовят и представляют свои работы от простых зарисовок до вполне приличных неигровых документальных фильмов. Тема всегда примерно одна та же: «Защита Отечества. Наши земляки. Известные и неизвестные страницы истории». Открываю я и, надо признаться, нахожусь в затруднительном положении. Как объяснить детям, почему так часто приходится защищать родную землю? Почему так много у России врагов? Особенно сейчас, когда идет война против всего русского в самой близкой братской Украине . Мелькают холмы, косогоры, перелески наполненные снегом - Старицкий район один из самых красивых в Тверской области. После пасмурной Москвы хочется как-то расслабиться, помечтать. Но мысль о предстоящем выступлении, да и состояние дел в Мире, не дает покоя. Мне, как офицеру Российского Генштаба, возможно острее, чем другим, ощущается эхо грядущей войны, тем более после того как 13 сентября 2014 года Папа Римский Франциск заявил о начале Третьей Мировой. С учетом того, что и Первая и Вторая были направлены против России, нетрудно предположить, что Третья планируется в том же тренде. Стараясь как-то идти вперед, представляя образ тревожного будущего, я перестал привозить школам компьютеры и оргтехнику. Дарю полномасштабные макеты автоматов АК - 74 для организации военной подготовки. Так как же найти нужные слова и доходчиво объяснить детям: почему нас не любят, за что так ненавидят? Сколько раз за последние 200 лет (1812, 1854, 1914, 1941 г.г.) объединенная Европа всей мощью, всеми ресурсами наваливалась на нашу боголюбивую страну? Жгла, резала, убивала, то есть прививала нам темным любовь к культуре и общечеловеческим ценностям, о которых так много говорят сегодня. Светит солнце, снег искрится. Вспоминается пушкинс кое: «Мороз и солнце, день чудесный...», «Теперь моя пора, я не люблю весны...». Вот за этим леском дорога на Берново. Здесь не единожды бывал А.С. Пушкин. Гостил у Вульфов, бывал в Малинниках, встречался с Анной Керн, молился в Спасо-Преображенской церкви. Село Красное принадлежало Полторацким. Говорят, он посещал и сельцо Ивановское - родовое имение Корниловых. Александр Сергеевич еще лицеистом дружил со старшим братом адмирала Александром Алексеевичем, ставшим в последующем губернатором и Киевской, и Вятской, и Тамбовской губерний. Вдруг, как осенило! Александр Сергеевич, спасибо голубчик, подсказал. «Клеветникам России». Стихотворение написано в 1831 году, а как оно современно.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

б) в издании Галланди (Gallandii Bibl. vet. Patr. 1765–1781, tt. I–XIV), представляющем собственно перепечатку (с некоторыми добавлениями) издания Марана. При чем сочинениям апологетов II века отведены в нем первые два тома: I (Иустин, Татиан ); II (Афинагор, Ермий , Феофил). в) в издании Миня (Patrologiae Cursus Completus, S. Gr. t. V и VI), представляющем точно также перепечатку издания Марана с добавлениями из издания Галланди и др. г) в издании Отто (I. С. Th. Ewues de Otto, 9 vol.), которое принадлежит к числу самых полных и исправных. Сочинения апологетов II в. распределяются в нем следующим образом: I–V vol. – сочинения Иустина мученика , как подлинные, так и сомнительные (изданы третьим изданием в 1876–1881 е.); VI vol. – «Речь против греков» Татиана (изд. в 1854 г.); VII vol. – сочинения Афинагора (изд. 1857 г.); VIII vol – Феофила Антиохийского «Три книги к Автолику (изд. 1861): IX vol. – сочинения Ермия, Кодрата, Аристида, Аристона, Милтиада, Милитона, Аполлинария (изд. 1872 г.). Кроме указанных общих есть еще частные издания отдельных произведений того или иного автора-апологета. Они будут указаны в своем месте. В переводе на русский язык изданы следующие памятники апологетической литературы II века: а) в общем издании свящ. П Преображенского (Москва 1867 г. и 2-е. изд. Спб. 1895 г.): сочинения Иустина мученика , Татиана, Афинагора, Феофила Антиохийского , Ермия , Мелитона. б) Кроме того отдельно переведены еще: Иустина мученика «Апология первая» (в Хр. Чт. 1825 г., XVII, 12). «Апология вторая» (Там же, 1840 г, III, 3); Афинагора – «Прошение за христиан» (с сокращениями в Хр. Чт. 1843, II, 205); Аристида – «Апология» (отрывок с армянского фрагмента в Прав. Обозр. 1879, III, 347–352 и в вышеуказанном сочинении свящ. Остроумова «Разбор сведений Евсевия и Иеронима »…. ); Феофила Антиохийского – отрывки из «Трех книг к Автолику» (Воскр. Чт. XXI. 485). Читать далее Источник: Чтения по патрологии/посмертное издание «чтений» Дмитрия Гусева, экстра-ординарного профессора Казанской духовной акад. - Казань : Типо-литография Императорскаго ун-та, 1895-1898./[Вып. 2]: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Общий очерк. - 1898. - 38 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010