Примечания Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1 В силу ограниченности объема курса из неканонических книг нами будут кратко рассмотрены только книги Маккавейские, поскольку с их помощью мы сможем «перебросить мостик» от ветхозаветной библейской эпохи к новозаветной. 2 Подробнее см. в Приложении. 3 Триодь Постная. Неделя сырная. Стихира на «Господи, воззвах». 4 Содержание понятия «завет» будет раскрыто позже в разделе, посвященном патриарху Аврааму. 5 Этим, возможно, определяется символическое значение Сихема в дальнейшей истории Израиля. Здесь перед смертью заключил завет с народом Иисус Навин (Нав. 24:25); здесь предпринята первая попытка установления монархии (Суд. 9:1); здесь совершалось поставление на царство сына Соломона Ровоама (3 Цар. 12:1); здесь находилась первая столица Северного царства (3 Цар. 12:25). 6 В этой связи иногда задают вопрос, является ли это обетование основанием для современных территориальных притязаний государства Израиль. Здесь, по-видимому, следует иметь в виду, что во времена Соломона это обетование уже было исполнено. Так что теперь, скорее, следует ожидать уже исполнения духовного смысла этого пророчества. 7 Служба праздника Воздвижения Креста Господня. Канон, ирмос 1 песни. 8 «И не верившие ничему ради чародейства, при погублении первенцев, признали, что этот народ есть сын Божий» (Прем. 18:13). 9 Вспомним, что именно в Сихеме обещал Бог отдать землю Ханаанскую его потомкам (Быт. 12, 7). 10 «В еврейской Библии эти книги называются «Слова дней» – наименованием, переведенным Иеронимом – Chronica. Это последнее название очень распространено в современной западной протестантской литературе. У LXX называются: b. Paraleipomenon – то есть дополнение опущенного в предыдущих исторических ветхозаветных книгах (Златоуст, Феодорит, Афанасий, Прокопий Газский так объясняют это греческое наименование)» с. 159]. 11 Аса, Иосафат, Езекия и Иосия в некоторые периоды жизни «делали угодное в очах Господних и ходили путем Давида». Иоас, Амасия, Озия и Иоафам «делали угодное в очах Господних», но не как Давид.

http://sedmitza.ru/lib/text/431246/

Самоубийство Только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. Я умерщвляю и оживляю [говорит Господь во Второзаконии] ( Втор.32:39 ). Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ). Ты имеешь власть жизни и смерти, и низводишь до врат ада, и возводишь ( Прем.16:13 ). Поэтому-то во всем Ветхом завете никто нам не укажет самоубийцу, кроме Саула, разбитого филистимлянами, который в отчаянии приказал оруженосцу пронзить его мечом; но когда тот отказался исполнить приказание, тогда Саул выхватил у него из рук меч и сам себя смертельно ранил. Как же этот поступок считает первая книга Паралипоменон? Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице [в Аэндоре] с вопросом ( 1Пар.10:13 ). Если уже в Ветхом завете считали самоубийство преступлением против божественного права, то в Новом завете Спаситель, Который не нарушить пришел, но исполнить ( Мф.5:21 ) закон и пророков, не только подтвердил это Своим учением, но еще и указал на многие более существенные средства, уничтожающие, либо пресекающие зло в самом зародыше, и советовал укрощать побуждающие к нему страсти. Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду ( Мф.5:21 ). Не убивай… люби ближнего своего, как самого себя ( Мф.19:18–19 ). Итак, если нельзя убить ближнего, то тем более – себя самого, ибо мерой и образцом любви к ближнему и есть собственно любовь самого себя: не сказал же Спаситель: люби ближнего более, чем себя . Иисус Христос велел стремиться к самоусовершенствованию: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный ( Мф.5:48 ); и указал на Себя, как на единственный пример и путь ( Ин.14:6 ), говоря: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ); велел молиться: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе… и не введи нас во искушение ( Мф.6:10–13 ), и Сам тоже молился в саду (на Елеонской горе): Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово по случаю торжества о крещении ее императорского высочества, благоверной княжны Александры Александровны, сказанное в Харьковском Успенском соборе 20 сентября 1842 г. Паки торжествуем, благодарим и молимся! Что виной нового торжества и молитв? То же августейшее отроча, о рождении которого мы недавно радовались и благодарили Господа. Что нового с ним? С ним – целое новое рождение! «Следовательно, – спросит кто-либо, – человек родится дважды?» Да, братие, как христианин каждый из нас рождается дважды, хотя яко человеки все мы рождаемся только единожды. Это необыкновенно, чудесно и в то же время совершенно истинно, ибо слышите, что говорит в Евангелии Спаситель и Господь наш Никодиму: «подобает... родитися свыше» ( Ин. 3:7 ). И Никодим удивлялся и недоумевал: зачем это второе рождение? и как может человек родиться в другой раз? Но Спаситель на его недоумение отвечал повторением одной и той же истины, что каждому из нас необходимо нужно родиться в другой раз, дабы войти в Царствие Божие. Почему нужно? Потому что наше первое, плотское рождение недостаточно для цели бытия нашего: «рожденное от плоти только плоть есть» ( Ин. 3:6 ), а «плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15:50 ), потому что для сего Царства, как духовного, нужно возродиться свыше от Духа, чего в плотском рождении нет и быть не может. Для этого-то именно второго нового духовного рождения и учреждено Спасителем нашим Таинство Крещения. Святая купель составляет те таинственные ложесна, из которых выходит человек новый, возрожденный благодатью. Если бы здесь была одна вода, то осталось бы место недоумению: как вода может отрождать душу крещаемого? С другой стороны, если бы в сем Таинстве действовал один невидимый Дух, то мы лишены были бы видимого знамения тайны. Потому премудрость Божия соединила то и другое: и чувственное для наших чувств, и духовное для нашего духа и силы Таинства. Крещаемый погружается в воду, но в этой воде сретает его Дух, тот Дух, Который, по свидетельству священного Бытописателя, носился некогда над водами в первые дни мироздания и воззвал Своим всемогущим действием из хаоса все благолепие видимой нами вселенной ( Быт. 1:2 ), – тот Дух, Который, по слову Спасителя, «идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» ( Ин. 3:8 ), – тот Дух, Который глаголал во пророцех, сошел во время Крещения в виде голубине на Самого Господа, а потом в день Пятидесятницы – в виде огненных язык – на Апостолов; Которым, как премудро воспевает Святая Церковь , «всяка душа живится», и Который, по замечанию Премудрого, «есть во всех» и во всем ( Прем. 12:1 ). Для такого Действователя трудно ли совершить свое дело? Такому всемогущему Духу мудрено ли возродить и одушевить для новой жизни душу и все существо крещаемого?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине протоиерей Димитрий Моничев 17.10.2016 18.04.2023 ( 8  голосов:  4.5 из  5) Нет человека, который бы не задумывался о своем здоровье. Задумываются и врачи о целях и смысле своего труда. Верующие в Бога люди, знают, что всё в мире, созданном творческим повелением Божиим, «да будет» целесообразно и полезно ( Быт.1:3 ). При сотворении мира Дух Божий созидал космос, из хаоса сообщая ему животворящую силу ( Быт.1:2 ). Вот первооснова жизни, ключ к пониманию того, что жизнь есть священный дар Божий. Это было ясно и понятно людям на протяжении тысячелетий, но последние два века много сил потрачено было на то, чтобы доказать, что нас создал «господин случай», что человек есть лишь тело, лишь некий механизм. Сегодня видим результат такого подхода. Раньше не имевший особой врачебной помощи русский крестьянин доживал до глубокой старости. Сегодня в России средняя продолжительность жизни составляет 69,8 года 64 — у мужчин и 75,6 — у женщин, и это при наличии развитой медицины . «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем.2:23 ), значит, Господь сотворил человека, не подверженного болезням и смерти. О том, что Адам до грехопадения не был подвержен каким-либо разрушительным процессам, болезням и их следствию — смерти, ясно свидетельствует святоотеческое толкование Священного Писания. Святой Григорий Синаит, достигший своей преподобной подвижнической жизнью высот божественного видения, пишет: «Тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинуясь, суете, по Писанию, тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:20-21 )». Святой Симеон Новый Богослов пишет: «Адам был создан с телом нетленным… как царь бессмертных, над нетленным миром» . Причина же тления, то есть болезней, старения и смерти — первородный грех. Когда, прельщенные дьяволом, прародители человеческого рода Адам и Ева ослушались Бога и нарушили заповедь, тление одержало верх над естеством, и человек стал смертен. «Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною» .

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-v-ko...

Святая земля: история и эсхатология Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение святая земля встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (12,3), где она названа и землей драгоценнейшей для Бога из всех других ( " земля, драгоценнейшая всех у Тебя " ) (Прем. 12,7). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth , означает землю Филистимлян, которые в конце XIII века до Р.Х. заняли эту территорию и дали ей название, о чем позднее и сообщает греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории - Ханаан (Суд. 4, 2), земля Ханаанская или земля Хананеев (Быт. 11,31; Исх. 3,17). Несколько позднее в Ветхом Завете она называется пределы Израильские (1 Цар. 11,3) и земля Господня (Ос. 9, 3) или просто земля (Иер.). Следовательно, по-преимуществу - Земля. Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто Эрец, или Хаарец=земля (Пс. 103,14: " Хамоци лехем мин ха-арец "="" ) . В Новом Завете она назывется землей Израилевой и землей Иудейской (Мф. 2,20; Ин. 3,22), а также землей обетованной, которую патриарх Авраам " получил в наследие " от Бога ( " имел получить в наследие " ) и " верою обитал он на земле обетованной, как на чужой " (Евр.11,8-9). В этих последних словах содержится высший исторический, метаисторический смысл Святой Земли, но об этом позднее. Итак, Палестина есть земля библейская - земля священной истории и священной географии трех великих мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Рассмотрим ее сначала с точки зрения географии. В наши дни библеисты называют большую географическую территорию Ближнего Востока, включающую Палестину, Сирию и Месопотамию, подходящим для нее термином - " плодородный полумесяц " . Это георафическое пространство вытягивается в виде некого лука или дуги над Сиро-аравийской пустыней и соединяет Персидский залив со Средиземным и Красным морями. С верхней стороны этой географической дуги расположены горные массивы Ирана, Армении и малоазийского Тавроса, а с нижней стороны - Сирийская и Аравийская пустыни. По территории этой дуги протекают четыре большие реки: Тигр, Евфрат, Оронт и Иордан, а на самой ее границе - река Нил. Восточную оконечность " плодородного полумесяца " составляет Месопотамия, а западная оконечность включает в себя долину между Иудейской пустыней и Средиземным морем и спускается до долины Нила. Палестина является юго-западной оконечностью этой большой географической территории, связующей Азию и Африку, а через Средиземноморье еще и Европу.

http://pravoslavie.ru/put/040202155845.h...

новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / / та У день свята Христового Кирил Бутирську в " язницю Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов. Звук: Александр Бригадов. для друку 8 2018 р. 15:43 8 2018 року, в день свята Христового , Кирил ФКУ - 2 УФСВП по м. « Бутирська в " язниця » . Прес-служба Московського   , молдавська Фотоальбоми Кирилом в " в день свята Великодня за темою У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого бути [Стаття] У день пам " святителя Миколая Чудотворця Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя звернення з нагоди проведення «День милосердя та до хто в ув " : та звернення] Раменського у зв " язку з кончиною голови Синодального з тюремного Раменського : Послання] до Господа голова Синодального з тюремного Раменський Представник Синодального з тюремного взяв участь у VI Кирила Прем " Угорщини Орбану святом Великодня : та звернення] Великодне Кирила главам Церков : та звернення] першого конкурсу серед засуджених, покарання у позбавлення Великая сила веры Христовой [Стаття] з ключовими словами тюремне – синодальний тюремного – Великдень   Кирил вручив Думи В.В. орден князя Олександра Невського Кирил звершив в Реутова Кирил взяв участь у Загальномосковському православному Президент В.В. Московського Кирила з 15-ю У 80-ту повного блокади Кирил взяв участь в на Санкт-Петербурга Кирил з Кирил з переможцями та призерами з богослов " я Кирил з губернатором Ямало-Ненецького автономного округу Д.А. Артюховим та Салехардським Кирила з Церкви Сходу на Мар Авою III Кирил Смоленський храм та каплицю на Смоленському Санкт-Петербурга   Календарь ← → Богослужебные указания 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5177708...

В рамках международной конференции «Судьбы прекрасного» состоялось заседание секции «Богословие и философия» По словам председателя секции Т. А. Касаткиной, почти всех докладчиков объединила тема познавательного значения красоты и тема красоты как территории встречи и со-бытия человека и мира, человека и предмета («предлежащего»). И думая в этом направлении, можно было бы заключить, что красота – это лоно Бога… 19 апреля, 2012 По словам председателя секции Т. А. Касаткиной, почти всех докладчиков объединила тема познавательного значения красоты и тема красоты как территории встречи и со-бытия человека и мира, человека и предмета («предлежащего»). И думая в этом направлении, можно было бы заключить, что красота – это лоно Бога… 18 апреля 2012 г. в Свято-Тихоновском университете в рамках международной конференции «Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук» состоялось заседание секции «Богословие и философия». Первым с докладом «Я… пожелал взять ее в невесту себе и стал любителем красоты ее» (Прем 8, 2). Красота Премудрости в Библии» выступил господин Иньясио Карбахоса, доцент Священного Писания Ветхого Завета Церковного университета Сан Дамасо (Мадрид). Докладчик представил роль Премудрости как художницы при творении мира, причем не в роли инструмента, но в некотором роде как посредника. Премудрость играет роль посредника также между Богом и избранным народом – Израилем, «местом упокоения» Премудрости. Несомненна красота Премудрости. Откуда происходит красота премудрости? Премудрость красива и притягательна как инаковость, подходящая человеку, именно поэтому она изображена в виде женщины. Красота Премудрости происходит от «симбиозиса», сожития с Богом, поэтому Премудрость получает «благородство». Премудрость – «радость пред Богом на всяк день», и эта радость проявляется во плоти во время Крещения Господня в Иордане, где Иисус появляется и как жених, и как царский сын на брачном пире, а так как приглашенные на брачный пир не появляются, то брачный пир открывается для всех. «Ты – прекраснее всех сынов человеческих», – обращается ко Христу словами псалма вся Церковь.

http://pravmir.ru/v-ramkax-mezhdunarodno...

Часть 1. Изгнание В 1924 г. в Греции проходит календарная реформа, и на праздник Благовещения Иероним впервые служит в Вознесенском подворье по новому календарю. Это вызвало бурный протест в монастыре, и группа монахов добилась запрещения старцу по приезду в монастырь входить в храм в течение шести месяцев. Он же спокойно выносит все, не меняя своих убеждений, и считая, что вся эта история искусственно раздута теми, «кто был ввержен в ложное самомнение и кто настаивает упрямо и без разбора на том, что не должно, и почитает, что имеет право судить и осуждать…». Источник: http://athosprosopography.blogspot.gr/      С одной стороны, календарный вопрос, преувеличенный из-за неразборчивого рвения определенных кругов, с другой – чересчур сильный местный патриотизм, из-за которого в монастырь принимали лишь монахов из Малой Азии, а также нестяжательство и милосердие старца и, главным образом, недоступная пониманию других отцов его духовная жизнь, сделали старца изгоем в своей обители, тем, на кого «тяжело и смотреть» (Прем. 2: 15). В результате после одиннадцатилетнего игуменского служения он был несправедливо обвинен братией его же монастыря в денежных махинациях и решением Священного Кинота в конце июня 1931 года сослан в монастырь Кутлумуш. Старец же, по примеру Господа нашего, «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Воистину же «род Его кто изъяснит?» (Ис. 53: 7-8). Отцы монастыря Кутлумуш относились к нему с бесконечной любовью, почитая его как святого. Он же говорил им, что страдает за грехи свои. Священный Кинот опосредованно признает его невиновность, прервав изгнание по истечении четырех месяцев и направив его в Вознесенское подворье, «дабы как опытный духовник и своим добрым примером вывел он многие души к спасению во Христе». Несправедливое наказание способствовало его прославлению в Боге, проявлению и достойному употреблению его талантов, раскрытию его добродетелей и лежащей на нем милости. Здесь происходит его второй великий отказ от мира. Старец прожил в «Вознесенье» целых 26 лет, с 60 до 86-летнего возраста: святогорский монах вдали от Святой Горы, которому не суждено было больше вернуться туда никогда. Превратив место своего изгнания в место святого служения, он сделал Вознесенский холм подлинной Святой Горой, став и сам горой святой, к которой прибегают верующие.

http://pravoslavie.ru/64974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОДАТЬ [древнеевр.   или  ; древнегреч. χρις], нетварная Божественная сила (δναμις), в к-рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения. В Ветхом Завете древнеевр.   и   не всегда несут в себе религ. содержание. Так, первое в нек-рых случаях употребляется в эстетическом смысле, напр.,   - «прекрасная серна» (речь идет о красивой женщине) (Прем 5. 19),   - «красивый» (драгоценный) камень» (Прем 17. 8). Словом   библейские авторы характеризуют мудрого человека («Слова из уст мудрого - благодать» - Еккл 10. 12). Когда оно определяет человеческие взаимоотношения или отношение Бога к человеку, то обычно выражает расположение, благоволение, милость, оказываемые друг другу или проявляемые Богом к ветхозаветным праведникам («И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» - 1 Цар 16. 22; «Адер снискал у фараона большую милость...» - 3 Цар 11. 19). В отношении Бога к человеку: «Если я,- говорит Авраам Богу,- обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт 18. 3). «Обрести (или снискать) благоволение» или «милость» (ср.: 2 Цар 15. 25), или «благодать» (Суд 6. 17) - типичные библейские выражения, в каждом из к-рых используется древнеевр. слово  . Основными значениями слова   являются «милость» и «милосердие». С их помощью также описываются отношения между людьми (Быт 20. 13; 3 Цар 20. 31) и отношение Бога к тварному миру и человеку (Пс 32. 5; 35. 6; Исх 15. 13; 34. 7). В Новом Завете древнегреч. χρις, имеет неск. значений. С помощью этого слова описываются расположение и любовь, оказываемые кому-либо («И каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога и находясь в любви (греч. χοντες χριν; слав. «имуще благодать») у всего народа» - Деян 2. 47); богоугождение («то угодно (χρις) Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» - 1 Петр 2. 19); Божественное благоволение (Давид «обрел благодать перед Богом» - Деян 7. 46); выражается благодарность Богу («Благодарение Богу (χρις τ Θε) за неизреченный дар Его!» - 2 Кор 9. 15). Этим словом называется пожертвование, оказываемое кому-либо («Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния (χρις) в Иерусалим»; ср. слав.: «послю отнести благодать вашу во Иерусалим») - 1 Кор 16. 3), и сама христ. жертвенность («изобилуйте и сею добродетелью (χρις)»; ср. слав.: «да и в сей благодати избыточествуете» - 2 Кор 8. 7). Однако в главном значении греч. χρις используется для описания Б. как Божественной силы, даруемой человеку для его спасения. Понятие о Б.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОГОВЕНИЕ религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни. В Синодальном переводе Свящ. Писания рус. слову «Б.» соответствуют греч. ελβεια (осторожность, страх, робость, почитание, Б.- Притч 28. 14; Деян 8. 2; Евр 5. 7; 12. 28), βο (страх, ужас, боязнь - Пс 118. 38; Мал 1. 6; 1 Петр 3. 15), σβομαι (благоговею, почитаю, поклоняюсь - Ис 29. 13). В тексте Септуагинты производные от глагола ελαβομαι не всегда соответствуют рус. «Б.», «благоговеть» в Синодальном переводе. Термином «Б.» описывается широкий спектр состояний, связанных со страхом: от позорной боязливости (Прем 17. 8), естественного страха перед лицом врагов (2 Макк 8. 16), страха перед соперником (1 Цар 18. 15, 29), опасения перед будущим (Нав 22. 24) до священного трепета (Исх 3. 6 ) и молчания перед лицом Божиим (Авв 2. 20; Соф 1. 7). Выражение «νδρε ελαβε » из кн. Деяний святых апостолов передается в Синодальном переводе как «люди набожные» (2. 5) или «мужи благоговейные» (8. 2). В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», «  », «  » фиксируются с XII-XIV вв. ( Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» ( Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же). Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.

http://pravenc.ru/text/149303.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010