Иафету же – Мидия, Альбания, Армения Малая и Большая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Боспория, Меотия, Дервия, Сарматия, Таврия, , Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Молоссия, Фессалия, Локрида, Беотия, Этолия, Аттика, Ахайя, Пеления, то есть Пелопоннес, Аркадия, Эпиротида, Иллирия, Лихнития, Адриакия, возле которой Адриатическое море. Он получил также острова: Британию, Сицилию, Эвбею, Родос, Хиос, Лесбос, Киферу, Закинф, Кефалинию, Итаку, Керкиру и часть , которая называется Ионией, и реку Тигр, протекающую между/38г Мидией и Вавилоном. Б57 После того, как они это унаследовали, Хамов сын Ханаан, увидев, что земля, прилегающая к Ливану, прекрасна и плодородна и намного лучше его собственной земли, силой захватил ее, а наследников Сима изгнал. И так вся земля обетованная . Поэтому Праведный Судия впоследствии возвратил ее сынам Израилевым, потомкам Сима, через Иисуса Навина, как и было провозвещено Аврааму. «Ибо праведен Господь возлюбил правду» ( Пс. 10:7 ). Рагав же, будучи 132 лет, родил Серуха, и после этого жил 207 лет, и умер, всего прожив 330 [Серух же, будучи 30 лет, родил Нахора и после этого жил 200 лет, и умер, всего прожив 230 лет ( Быт. 11:20 )]. М- Он положил начало эллинскому учению о древних и храбрых полководцах, совершивших какие-либо добродетели мужества, памяти достойные. Он почтил их кумирными столпами как совершивших некое благо. После этого И60 люди, не зная замыслов предков, почитавших прадедов Б58 только ради памяти об их добрых делах,/39а стали чтить их и приносить им жертвы, как будто они небесные боги, а не смертные люди. -М Нечестивость их обличая, Соломон говорит: «Недавно почитаемого (как) человека теперь в чести ( Прем. 14:20 ). Более ясно и их и безбожие изобличая, великий говорит вот что: А- Так как в этом проявляется порочность их мыслей, то нужно, чтобы истина церковного знания воссияла. Ведь зло не от Бога и не в Боге, и оно не есть какая-либо сущность. Однако некоторые люди, представление о добром, начали выдумывать и создавать несуществующее по (своему) хотению. Ибо как если , несмотря на сияющее солнце, смежив глаза, тьму себе вообразит затем, как во тьме блуждая и двигаясь, все время спотыкается, приближаясь к пропасти, думая, что (кругом) не свет, а тьма, так и душа человеческая, закрывая мысленное око, которым она может видеть Бога, сама себе выдумала зло. Ведь она создана для того, чтобы видеть Бога и через Hero просвещаться, она же вместо/39б нетленного Бога взыскала тленных [и темных] дел, как писано: «Бог сотворил человека они же взыскали многих помыслов» ( Еккл. 7:29 ). -А

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   «Кандакия» (kan-dak " a) - по-видимому, династический титул эфиопской царицы, встречающийся и в греко-римской литературе; по преданиям, в этой земле правила царица-мать. Очевидно, она правила в Нубийском царстве (ныне Судан), которое лежало к югу от Египта и было известно с 750 г. до н. э.; его главные города — Мероэ и Напата (не путать с Абиссинией, которая стала называться Эфиопией в более позднюю эпоху и была обращена в христианство в IV в.). Это царство имело некоторые торговые связи с Римом, но вельможа и его окружение были одними из тех немногих эфиопов, которые посещали этот далекий север. Вероятно, он был из язычников, «боящихся Бога» (см. коммент. к 10:2). Как хранитель сокровищ, этот человек был высокопоставленным и влиятельным царедворцем.    Слово «евнух» (не всегда использующееся в буквальном смысле — Быт. 39в LXX) означает «кастрированный». Хотя при дворах восточных правителей евнухам отдавали предпочтение, евреи осуждали эту практику, а закон исключал евнухов из израильского общества (Втор. 23:1); несомненно, эти правила были установлены, чтобы уберечь Израиль от кастрации мальчиков (Втор. 23:1). Но Бог не отвергал евнухов (Ис. 56:3—5, даже чужеземных; Прем. 3:14). Эфиопский «евнух» в Ветхом Завете оказался одним из немногих союзников Иеремии и спас ему жизнь (Иер. 38:7—13).     8:28. Большинство людей ходили пешком, состоятельные люди ездили верхом и только очень богатые и знатные имели колесницы; таким образом, евнух мог читать, сидя на колеснице.     8:29,30. В древности чтение про себя было редкостью; те, кто умел читать, почти всегда читали вслух. Описанная здесь ситуация, вероятно, устроена по божественному замыслу (ср., напр.: Быт. 24:13—27).     8:31. Часто вельможу в колеснице сопровождал только один слуга, но даже если у этого царедворца было несколько слуг, осталось место и для Филиппа.     8:32—35. Тексты о рабе, предшествующие Ис. 49:5, относятся к Израилю, однако в 49раб отделяется от остального Израиля, в 53:1—3 отвергается Израилем; в 53:4—12 Он несет на себе грехи Израиля, хотя Самбезгрешен (53:9) и страдает добровольно (53:12). Замешательство вельможи вполне понятно, но Филипп все ему объясняет (поскольку разделения на главы и стихи еще не было, требовалось процитировать часть текста, чтобы читатели поняли, о каком месте Писания идет речь).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

4) В значении «будущий» (как производное от πιναι (от τ πιν (будущее) или евр./арам. (  ))). Данное прочтение отсылает к буд. хлебу Царства (Мк 14. 25; Мф 8. 11-12; Лк 22. 30), что вполне согласуется с иудейской традицией, связывавшей повседневную пищу и грядущий эсхатологический пир (см.: Лк 14. 15; Luz. 2002. S. 451). По мнению Луца, против этой трактовки свидетельствует слово «днесь», требующее «ожидания чего-то крайне близкого», а также неясное для слушателей значение предлагаемого арам. варианта -      ( Luz. 2002. S. 451). Если учитывать традицию Исхода с ее отсылкой к событию дарования манны (см.: Tertull. Adv. Marcion. IV 26. 4; ср.: τ τς μρας ες μραν в Исх 16. 4; τ καθ μραν ες μραν в Лев 23. 37), то можно предположить, что за πιοσιος в случае евр. реконструкции может стоять     а за σημρον -  (днесь). Для арам. реконструкции в данном случае используется материал Таргумов на соответствующие места ВЗ (Таргум Онкелос на Исх 5. 19; 16. 4; Лев 23. 37; Таргум Неофити 1 на Исх 5. 13; 6. 19; 16. 4; Лев 23. 37). Учитывая библейское повествование о манне, данной утром на грядущий день (Исх 16), в случае употребления πιοσιος можно согласиться со значением «на наступающий день», на «сегодня». Это не исключает и эсхатологическое содержание понятия, поскольку в иудейской традиции такие надежды связаны с повторением чуда дарования манны (2 Вар 29. 8; Syb. 3. 49; Откр 2. 17 и др.; см.: Davies, Allison. 2004. P. 609), т. е. «насущный» хлеб - это ежедневный, вкушаемый вместе с Иисусом хлеб, к-рый понимается как предвкушение небесного хлеба Царства (см.: Jeremias. 1971. P. 200; Carmignac. 1969). Фицмайер понимает термин πιοσιος в значении «для существования», ссылаясь на «ветхозаветный фон»: Бог насыщает Свой народ манной, пищей в обыденном смысле. Но уже дохрист. традиция трактует манну как «хлеб ангелов» (Пс 78. 25 LXX; в MT     Прем 16. 20). В таком контексте значение термина вряд ли можно свести к обычному, учитывая «Евхаристические обертона» в повествовании о преломлении хлеба (Лк 24. 35; Деян 2. 42, 46; 20. 7, 11). Это позволяет согласиться с тем, что в прошении о «хлебе существования» верные молились и о хлебе Царства ( Fitzmyer. 2008. P. 900).

http://pravenc.ru/text/2581755.html

«Сказав о творении, что всё Словом получило бытие, евангелист говорит далее и о промышлении, что Слово не только сотворило, но оно же и сохраняет жизнь сотворённого» (Феофил., ср. Злат.). «Дабы никто не оставался в недоумении, каким образом Словом создано столько и таких тварей, евангелист прибавил: в Нём была жизнь… Сколько ни черпай воды из ключевого источника, источник ни мало не оскудевает. Так и творческая сила Единородного: сколько бы ни было создано и сотворено ею существ, она нисколько не умаляется. Или, лучше, приведу более ясный пример света, так как и сам евангелист вслед за сим говорит о нём: и жизнь была свет. Как свет, хотя освещает бесчисленные тысячи людей, однако ж, нисколько не оскудевает в своей светлости, так и Бог и до творения и по творению равно неоскудевающ, не истощается, не изнемогает от созидания многого. И если бы Ему нужно было создать тьмочисленные такие же миры, Он имеет довольно силы не только создать их, но и по сотворении сохранять бытие их. Итак, что сказано об Отце, то правильно можно сказать и о Сыне: о Нём мы живём и движемся и существуем» – Деян. 17:28 . (Злат.). И сам Господь говорит о Себе, что Он имеет жизнь в Себе, следовательно, жизнь самосущую ( Ин. 5:26, 21:17 ), называет Себя жизнью ( Ин. 11:25, 14:6 ), и евангелист именует Его Словом жизни ( 1Ин. 1:1 ) и жизнью вечною ( 1Ин. 3:20 ), т. е. жизнью самосущею и источником всякой жизни. – Жизнь была свет человеков: изложив в предыдущих стихах учение об отношении Слова к Отцу и миру вообще, евангелист рассматриваемыми словами и словами следующего стиха указывает на отношение Слова к людям, как источника их жизни духовной. Свет как на языке священных писателей, так даже и на обыкновенном языке человеческом есть символ духовного озарения, просвещения, особенно религиозно-нравственного, состояния блаженного и радостного ( Прем. 7:29–30 ; Ис. 45:7, 59:9 . см. прим. к Мф. 4:14–16, 5:14, 17 ), тогда как тьма есть состояние духовного невежества, ослепления, развращения и вообще греха ( Ин. 12:35 ; 1Ин. 1:6, 8 ; Рим. 13:12–13 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Доблественные подвижники Божии мужественно во всю свою жизнь с невидимыми врагами бравшиеся, когда избегнут от всех их нападений, тогда, находясь при конце жизни от князя века сего, испытуются с тем, чтобы, если найдет их от сражения уязвленных, или знаки некоторые и образ греха восприявших, к нему отдаться, если же явятся неуязвленны, и знамения победы непричастны, аки непреодолимым и свободным от Христа покой прияти. Сия же и Сам Господь свидетельствует, рекший во время Своего страдания: ныне грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже. ( Ин.14:30 ). Но Он, понеже не сотворил греха, сего ради глаголет, яко в Нем не имать ничесоже; для человека же довольно и того, когда с дерзновением возможет изрещи: грядет князь мира сего, и во мне малое нечто имети будет. Помышляй убо, о человече! О страшных оных от Бога грешным определенных казнях, то есть, егда помрачатся звезды, и померкнет солнце, луна уже просвещаема не будет: ( Мф.24:29 ). Егда молнии возблещут, и громы страшно рассядутся, егда над главою сущий воздух помрачен будет, дабы отвсюду неутешною мукою терзаемы были те, кои гневу преданы суть. ( Прем.5:18 и 21.) Вся тварь, служащи Создателю, ожесточится противу неправедных на их мучение, а кроткою сотворится благотворения ради уповавших на Него. Якоже бо радость на небеси бывает о едином грешнице кающемся; ( Лк.15:7 ). тако негодование и печаль отступающих чрез грех от Создателя. Тогда огнь диаволу и аггелом его уготованный пресекается гласом Господним. Да поскольку две суть силы во огне, то есть, палящая и светящая, лютость и мучение огня достойным сожжения останется; светлость же и блистание веселящимся радости достоянием будет, так что огнь мучения несветл, свет же упокоения не палящ будет. Ниже да сумнишися в сем, о человек, понеже при воздаянии за содеянная нами в жизни разделено будет естество огня, которого свет в наслаждение праведным, а сила жжения грешным в наказание определены будут; ужаснее же тьмы и огня вечного есть оный срам, с которым будут во век пребывать грешники, всегда во очесех имея плотского греха следы, которые, аки от некие неизгладимые краски, в памяти души вечно пребудут. Не многие же приступить возмогли к истинному свету, и открыть тайная; а по откровении сих с непостыдным лицем отступити. Подлинно отвращение и удаление Бога, всех чаемых мук геенских тяжчае и несноснее есть для претерпевающего оное так, как лишение света во очеси, хотя бы не было никакой другой боли. Положим, что кто-либо все человеков благополучие с самого начала света словом изобразив, во едино совокупил бы, однако, и тогда бы нашел, что оно с наималейшею частию оных благ (будущия жизни) сравниться не может, а все здешнее добро достоинством от самого малейшего из оных благ несравненно далее отстоит, нежели тень и сон от истины. Или да приличнейшее употреблю сравнение: колико во всем душа превосходнее есть тела, толикое и между обеими жизньми есть различие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Исаия явился с грозною речью о вавилонском пленении и вызвал смирение и покаяние Езекии и молитву: «да будет мир во дни мои» ( 4Цар.20:14–19 ). С указанными «пополнениями», очевидно, хорошо известными и писателю Паралипоменон и его читателям, понятно цитируемое повествование Паралипоменон. Надеемся, другого вывода и не может быть. Таких примеров можно бы привести и еще не мало. Поэтому, справедливо принятое у 70 наименование книг «Паралипоменон», т.е. дополнений опущенного в книгах Царств и других исторических ветхозаветных книгах. Этими «дополнениями» писатель Паралипоменон выразил и свое полное доверие к книгам Царств. Кроме того, между книгами Царств и Паралипоменон, много сходства в повествованиях о Сауле, Давиде, Соломоне и всех последующих иудейских царях. Эти сходные повествования являются «двумя свидетелями» историчности книг Царств. Содержание книги Царств подтверждается также свидетельствами пророков, которые нередко описывают современные события вполне сходно с книгами Царств. Так, пророки Исаия и Иеремия описывают события из истории иудейского царства, начиная с царствования Ахаза, сходно с описанием их в 4 книге Царств (ср. Ис.7:1–5 = 4Цар.16:5–9 ; Ис.36 –39гл.= 4Цар.18:13–20:21 ; Иер.39:1–10 = 4Цар.25:1–12 ; Иер.52 = 4Цар.25:17–30 ). Пророки Иезекиль и Даниил упоминают о разрушении Иерусалима и переселении в плен Иудеев при царях: Иоакиме, Иехонии и Седекии ( Иез.1:1–2;24:1–14 ; Дан.1:1–3 ). Пророки упоминают о нечестии многих иудейских и израильских царей согласно свидетельствам 3 и 4 книг Царств, например, о преступлениях Ахаава и Амврия ( Мих.6:16 ), Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер.22гл.; Иез.19гл.); пр. Амос упоминает о сирийских царях Азаиле и Венададе ( Ам.1:4 ), описываемых в 4Цар.8гл. О поступках Ииуя с домом Ахаава ( 3Цар.21 ; 4Цар.9:24 ) упоминает пр. Осия (1:4). О царях Асе и Ваасе и их войне ( 3Цар.15:15–22 ) упоминает пр. Иеремия (31:9). Иисус, сын Сирахов, упоминает о деятельности царей Соломона, Ровоама, Иеровоама, Езекии, Иосии и пророков: Исаии, Илии, Елисея и описывает их подвиги вполне согласно с книгами Царств (Прем. Сир.47:14–49:9 ). Он упоминает о многих чудесах и пророчествах, излагаемых в 3 и 4 книгах Царств. Таковы: чудесные события, сопровождавшие деятельность пр. Илии ( Сир.48:2–9 ), Елисея (48:12–15), Исаии (48:24–28). В Новом Завете также существует очень много указаний на повествования обозреваемых книг и подтверждается достоверность последних. Так, говорится о Соломоне, его храме ( Деян.7:47–49 ), его славе ( Матф.6:29 ), о посещении его царицею Савскою ( Матф.12:42 = 3Цар.9 –10гл.). о пророках: Илии и Елисее ( Лук.4:24–27 ; Иак.5:17–18 ; Римл.11:3–4 = 3Цар.17–19 ; Цар.5:8–14), о смерти Давида ( Деян.2:29;13:36 = 3Цар.2:10 ). Все описываемые в книгах Царств, иудейские цари в таком же хронологическом порядке и преемственности поименовываются, с Давида до Иехонии, в родословной Иисуса Христа у евангелиста Матфея (1:6–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Первый и самый естественный ответ: близостью Богодухновенного текста святителю, «целиком почивавшему в Духе Святом». Πрο ранних христиан, буквально живших Писанием, можно было бы сказать: Sacram Scripturam nocturna versant manu, versant diurna, – a потому цитаты приводятся Мелитоном по памяти. Такое мнение будет правильным (в гом. встречаются, например, замены одного предлога другим, ему синонимичным, не влияющим на смысл фразы, и у других св. отцов не засвидетельствованные), но недостаточным. Второе предположение: причину лексических расхождений следует искать в использовании масоретского текста. Но проведенный Angersmorfer’oм и нами анализ (см. комментарии) доказывает обратное, ибо текст по сравнению с LXX-mью не приближается, а удаляется от еврейского оригинала. Предпочтения Мелитоном какой-либо другой версии, нежели LXX, также незаметно. В-третьих, можно видеть объяснение в Testimonia, что не исключено, но (а) «сборники» не покрывают всех разночтений даже со скидкой на цитирование по памяти; (б) расхождения с LXX-mью вызваны иногда косвенным цитированием по НЗ; (в) отсутствующие в Testimonia ветхозаветные места также приведены в гом. не дословно. Первое и третье мнения более распространены среди ученых протестантского направления, но они недостаточны. Необходимое уточнение и существенное дополнение вносится католическими исследователями (по крайней мере, Perler’), а именно – типология, целям которой служит еще и нечто вроде «центонного» метода (ср. гом. 514–8), когда в один комбинированный текст соединяются разные цитаты 220 . Изложим в качестве примера некоторые наблюдения Perler’ (1980). В Исх. 12:5 повествуется об овчати (πρβατον) совершенном, мужеска пола, однолетнем; в гом. (72) Мелитона – об агнце незапятнанном и непорочном (дословно цитируется 1Пет. 1:19 ). Иудейская пасха названа «таинством» (гом. 10, 65 и т. д.), а посему к тексту Исхода привита сакраментальная терминология. Выражение «они положат (θσωσιν) кровь агнца на косяки» ( Исх. 12:7 , ср. 12:22) заменяется на «помажьте (χρσατε) преддверия домов ваших» (гом. 83), ибо кровь прообразует смерть Христову и тем самым Крещение, т.е. помазание Духом Святым (гом. 98–101 с примеч.; ср. 2Кор. 1:21 ; Иуст. Диал., 40,1; In S. Pascha 37). Еще более значимо использование глагола «запечатлеть» (σφραγζειν): уже не двери, но весь Израиль запечатлевается печатью (гом. 96; 106). В этих же словах характеризуется результат крещения: Христос «запечатлел души наши Собственным Духом и члены [нашего] тела Собственной кровью» (гом. 465–6). Третий крещальный термин – «просвещение» (гом. 197) – также не исходит из буквы ветхозаветной истории. В Исх. 12:29–30 и 42 говорится о ночи, но не о «просвещении» Израиля; Мелитон намекает на «свет сынам Израилевым» ( Исх. 10:23 ) в парафразе Прем. 17:20–1; 18:1 , вдохновляясь типологическим толкованием отрывка из ВЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Ф- Не думай, говорит, что [отец твой] принял царство и овладел всей вселенной своею силой -Ф . Ведь Бог, налагая наказание на грешных людей, использует очевидно предназначенных дурных, служащих как бы неким орудием божьего гнева. Поэтому говорит через Исаию: Ф- «Разве прославится секира без секущего ею? Вознесется ли пила без влекущего ее? Так и если кто возьмет жезл или палку» ( Ис. 10;15 ). Ибо как невозможно, говорит, чтобы секире или пиле, или палке придти в движение самим – ведь каждая из них действует, если кто, взяв ее в руки, захочет привести в движение, – так и Я -Ф пользуюсь дурными против дурных. To же говорит Иеремия: «Так сказал Господь Бог/122б Израилев: Я сотворил землю великой Моей силой и мышцею Моею высокой, и дам ее тому, кому пожелаю в глазах Своих. И вот Я дал всю землю Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, чтобы служили ему все племена» ( Иер. 27:4–7 ) [и так далее]. По этой причине он мудрствовал о себе больше, чем (следует) человеку, и пренебрег божественными приговорами, неизреченным правосудием и долготерпением, справедливо был испытан неподкупным и неизбежным Божьим гневом. Глава 92 После же Валтасара царствовал Дарий Мидянин, он же и Б272 Астиаг и 17 лет. У него была жена, Мардохеева Есфирь, выбранная за красоту из еврейских девиц. Когда он собирался, по совету воеводы Амана, истребить ее иудейский народ, она, избавив (народ), заставила/122в (Дария) проколоть его тем же колом, которым он советовал проколоть ее дядю Мардохея, не почитавшего его и не поклонявшегося. На них по справедливости И190 исполнилось сказанное в Писании: «Кто разожжет злобу, погибнет от нее Притч. 19:9 ); «Кто готовит сеть на лицо ближнего своего, попадает в нее ногами своими» ( Притч. 29:5 ); и: «Творящий зло попадет в него и не уведает, откуда оно пришло к нему» ( Сир. 27:30 ); «копающий яму ближнему упадет в нее» ( Еккл. 10:8 ; Сир. 27:29 ); «чем кто согрешает, [тем и наказывается]» ( Прем. 11:17 ). Ибо кто-то из вельмож сказал: «Вот дерево поставил Аман для Мардохея, в 50 локтей. И сказал царь: «Пусть распят будет Аман на том дереве». И было так по велению цареву Артаксерксову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Се же бо Соломонъ, притчю, рече: «възвщю вамъ и не крыю васъ тайнъ Божиихъ, ко то мудрости давець. Преже холмъ м Господь; внегда готовшеть небо, съ нимь бхъ. И разлучаше свой престолъ на втрхъ, внегда крпкыи творшеть (л.205а) вышн облакы, ко тверды [полагаше источники поднебесны] 1226 , полагашеть морю строй свой, и воды не преидуть рока стъ и крпка готовшеть основани земли, бхъ къ нему подобна. Азъ бхъ, иже радовашес на вскъ день, веселхъс предъ лицемь на вско врем». Сей Соломон, получив притчу, сказал: «Я возвещу вам и не скрою от вас тайн Божиих, ибо Он есть податель мудрости: „Прежде холмов рождает меня Господь; когда Он уготовлял небо, я была с Ним, и когда Он определял свой престол на ветрах. Когда Он утверждал вверху большие облака, когда устанавливал источники поднебесные, давал морю свой устав, чтобы воды не переступали повелений уст Его, когда полагал крепкие основания земли, тогда я была при Нем помощницей. Я была Его радостью всякий день, я веселилась пред лицом Его всё время”» ( Притч. 8:25–30 ) Се пакы, въсприимъ притчю о Богородици и о воплощении, рече: бо въ ней духъ различенъ, свто свта и образъ благодати Божи. Та другы Божи [и] пророкы И подобьнйша Солнца и паче вского створени звздъ». О ней же бо Давидъ пвець различными възвсти. Вот, ещё раз получив иносказание о Богородице и о воплощении, он сказал: «Она есть дыхание силы Божией, святое сияние света и образ благости Божией. Она приготовляет друзей Божиих, пророков, и она прекраснее Солнца и превосходнее сонма звёзд» ( Прем. 7:25–27, 29 ). О ней певец Давид возвещал множеством разных [образов]. И пакы въ притчи Соломонъ рече о воплощении и о Двици: «премудрость созда соб храмъ», Слово въселис въ свтую Двицю, «и тверди з столпъ», (л.205б) иже суть правоврнии сбори честныхъ отець, «и закла сво жертвена», тло и кровь, «и черпа в чаши вино», новый законъ, «и готова свою трпезу», на ней же пречистый Агнець – тло и кровь Сына Божи, истача кровь Господню въ грховъ; «и посла сво рабы», иже суть апостоли, проповдующе Бога въ Троици, «съзывающи съ высокымь проповдахе «â äà " начинающи глаголати: иже безуменъ, да клонитьс ко мн; и требующимъ ма речеть: придте, дите мой хлбъ и пийте вино, черпахъ вамъ, оставите и живи будете. Зачало премудрости страхъ Господень, а разумти законъ благо; стъ 1227 исходить правда, законъ же [и] милостыню на зыц носить».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

61 . Кто же пойдет к тому, который, хотя и представляется хорошим советчиком (quamvis instructum ad consilii opem), однако же малодоступен, в котором есть нечто такое, что как бы заграждает источник воды? Что пользы быть мудрым, если этот мудрый не желает (давать) советов? Если ты заграждаешь путь к себе, как советчику (si consulendi intercludas copiam), то (этим самым) ты заключаешь источник, чтобы он не тек для других, а (в то же время) не был полезен и для тебя. 62 . Сказанное можно приложить и к тому, который, обладая благоразумием, оскверняет его пороками, (т. е.) сквернит источник в самом его истоке. (Люди же, как мы знаем, недоверчиво относятся к тем, кто страдает пороками, потому что нечистая) жизнь свидетельствует о нечистоте духа (gegeneres animos). (В самом деле) можешь ли ты почитать кого-либо советчиком лучшим тебя, когда видишь, что по (своим) нравам он ниже тебя? Ведь, на кого я хочу положиться, тот должен быть выше меня. И разве я подумаю, что способен дать мне (хороший) совет тот, кто (как я вижу) не может помочь себе? Поверю ли я, что может освободить меня (от заботы) тот, кто не может освободить себя, – тот, которого поработили удовольствия, кого победила страсть и подчинило корыстолюбие, кого похоть расстраивает и страх терзает? Возможно ли говорить о советах там, где не может быть речи о покое? 63 . (Нет), я буду удивляться и взирать на того советчика 486 , которого Господь дал отцам, когда был милостив (к ним), и отнял, когда был оскорблен (ими). Ему-то должен подражать (в своей жизни всякий) хороший советчик; (подобно ему) он должен охранять благоразумие от пороков, так как благоразумию чужда (всякая) скверна. Глава XIII. После изъяснения при посредстве божественных свидетельств красоты мудрости, св. отец переходит к прославлению союза (добродетели) с другими добродетелями. 64 . Итак, кто как бы на своем лице носит образ красоты, (и в тоже время имеет) звероподобное тело и хищнические когти, тот бесчестит образ вышней красоты (formae superioris… gratiam). Красота же добродетелей и особенно мудрости весьма удивительна и преславна 487 , как об этом свидетельствует писание. Ибо она прекраснее солнца, и светом своим она превосходит все расположение звездное (super omnem stellarum dispositionem). Ибо звездный свет поглощается ночью, премудрость же не побеждается злом ( Прем.7:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010