V. Все эти переживания столь велики, неземны, божественны, что пред ними меркнут все скорби. VI. А каковы же радости ждут тебя, добрый пастырь, верный слуга Христов, во Царствии Небесном? Там ты из рук Самого Господа получишь венец за терпение, гонения и мучения, претерпленные на земле. Там ты будешь стоять у самого Престола Вседержителя и вместе с ангелами неумолчно воспевать Его святыми песнями... VII. Заключение. Терпи же всё ради Христа, ради спасения своего и ради вечной неизреченной славы... 62. Почитай св. Крест Христов I. Речи сектантов, не почитающих св. Креста. 1) Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание св. изображений и св. Креста. 2) «Креста нельзя почитать, – говорят они, – потому что крест Богом проклят. – «Проклят всяк висяй на древе» ( Гал. 3:13 ). 3) «Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца, а православные неразумно почитают это дерево». II. Ответ на сектантские возражения. 1) Православные не идолопоклонники. Идолопоклонниками называются те люди, которые самые изображения признают за Бога. Например, сделают изображение человека и верят, что это изображение есть всемогущий, всё создавший бог. Но никогда православные не верили и не верят, что икона и крест есть Бог. Почитают они св. изображения, как память о Боге, как образы Бога, напоминающие нам Самого Бога. Ведь и сектанты почитают святое Евангелие, но от этого они себя не называют идолопоклонниками. 2) В словах «проклят всяк висяй на древе» проклинается не самое древо креста, а висящий на нём. Если мы этим словам захотим придать сектантский смысл, то получится страшное кощунство, а именно «проклят всяк висящий на древе», т.е. Иисус Христос. Но, обдумавши, этого не скажут и сектанты. Итак, если на древе висит человек, проклинаемый за свои преступления, то и древо из-за него проклинается, а когда на нём висит безгрешный Сын Божий, то к нему относятся другие слова: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда!» ( Прем. 14:7 ; сравн. 1Пет. 2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

9) Наконец, ВСБХБ заявляет, что авторы «апокрифов (неканонических книг?!.) не заслуживают того, чтобы их писания присоединять к Библии», потому что «они ничего не говорят о Христе»!.. Но ведь ничего не говорят о Христе и многие канонические книги, например: Левит, Руфь, 1I-я и 2-я Паралипоменон, 1-я Ездры, Неемии, Есфирь, Екклезиаст, Плач Иеремии. Что же и эти книги изъять из Библии?!. С другой стороны, в некоторых неканонических книгах имеются пророчества о Христе, например: «Книга Премудрости Соломона» (2:12–22) 47 ; от. Варуха (3:36–38); сравн. Иоан. 1:14 ; 1Кор. 1:20–24 ; Колом. 2:3,9). Требовать от каждого автора Ветхозаветных книг, чтобы он говорил о Христе – это значит навязывать ему иные цели, чем какие он намечал для своей книги. Такой прием «библейской критики» допускают только те, которые не брезгуют никакими средствами для опорочения библейских священных книг. 10) Вот еще перл похода ВСБХБ против неканонических книг: «от чтения апокрифов (неканонических книг?!.) произошло уже много вреда для опасения душ». В доказательство этого ВСБХБ приводит «один пример»: одному юноше «очень хотелось сделаться истинным христианином, но он незаконнорожденный, а в Библии сказано, что такие не могут спастись… Он указал в «Книге Премудрости Соломона» 3 гл. 16–19 ст. Это отняло у него всякое мужество».,. И только когда ему объяснили, что «эта книга не богодухновенна и в указанном месте содержит неверное и ложное учение», что и «незаконнорожденные могут спастись», что Иисус Христос может и хочет принять их в Свое царство, как и других, – лицо юноши прояснилось, он обрадовался и пошел домой, чтобы вскоре получить милость». Так ложью ВСЕХБ старается опорочить неканонические книги. Вместо того чтобы объяснить юноше, что так, как говорится в «Книге Премудрости Соломона» было в Ветхом Завете, а в Новом Завете каждый отвечает за свою личную вину, ВСЕХБ ложным обвинением «Книги Прем. Соломона» опорочивает неканонические книги! Яркий пример употребления «лжи во спасение»!» 11) Наконец, ВСЕХБ старается подкрепить свое отрицание неканонических книг ссылкою на «Синайскую рукопись Библии», которая-де «содержит в себе только канонические книги, утвержденные на Лаодикийском Соборе в 363 г.» По мнению ВСЕХБ: «отсутствие в синайской рукописи апокрифов (неканонических книг?!.) доказывает, что Церковь первых веков смотрела на них как на плод человеческой фантазии (так!..) 48 » Ценность же Синайской рукописи ВСЕХБ подтверждает ссылкою на отзыв о ней архимандрита Порфирия Успенского , бывшего настоятелем духовной миссии в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Во-первых, что касается до наименования Сына Божия – второго лица Пресвятой Троицы Словом, то оно встречается еще в книгах Ветхого Завета. Так в псалме Пс.32,6 говорится: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. В книге Премудрости Соломона ( Прем.18, 15 ) читаем: всемогущее Слово Твое (Господи) с небес от престолов царских... в средину погибельная земли сниде, (Сравн. Учение – о Премудрости – Притч.8:22 и дал., особ. Сир.24:3 и дал.) В Таргумах иудейских оно также известно, как учение – о Слове Иеговы. Определеннее и прямее, но неправильно развил это учение александрийский иудей Филон, современник Христа и апостолов. – Раскрывал ли это учение сам Господь, известно прямо; но и у других апостолов, кроме Иоанна (как увидим сейчас), оно есть, хотя я не раскрыто с такой полнотой, как у него. Во всяком случае, нельзя утверждать, что это учение – александрийского происхождения; еще менее можно утверждать, будто оно вытекает из греческой философии и приложено ко Христу в позднейшее апостольского периода время. Мы встречаем наименование Христа этим именем и у других апостолов, например в речи апостола Петра ( Деян. 10:36 ) и в Евангелии от Луки ( Лк.1, 2 ). 371 Правда, у апостола Иоанна это учение раскрыто прямее и определительнее, чем у других апостолов, но это – по особенной причине, вполне понятной из свидетельств церковного предания о происхождении этого Евангелия, по которому оно написано в конце первого века в Ефесе. К тому времени вероятно там сделалось известным и распространилось неправильное (хотя и не совсем ложное) учение Филона о Логосе, как ипостазированном Слове Божием (но не ипостасном), и грозило извратить христианское учение о сем, или по крайней мере затруднить точное представление о сем; и – вот старец-апостол, имея и другие побудительные причины написать Евангелие, кратко, но точно излагает в нем истинное учение о Слове Божием, вечной ипостасной премудрости – Сыне Божием, ставшем плотию и пострадавшем ради искупления всех. 372 На каком же, спрашивается, основании утверждать, что в Евангелии от Иоанна «христология совсем другая, каковой не могло бы быть, если бы это Евангелие было произведением апостольского века и именно апостола из иудеев?» Во-вторых, должно же сознаться наконец, что предположение, будто в апостольский век у христиан из иудеев, даже у апостолов в Иерусалиме, представление о Христе было только как о человеке, хотя одаренном особенными силами, – предположение совершенно неосновательное и хульное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

25) Л. 263 об.–285 об. «Касиа ц(а)ря гре(че)скаго. главизны оуч(и)т(е)лны И(ису)с к с(ы)ну своему ц(а)рю Лву. Имуще краегранесие сице Василие о Х(рист)е ц(а)рь греческии, Лву взлюбленному с(ы)ну, и сц(а)рствующему; о добродетели о и оучении. Глава. А(минь)»: «Житию полезна некаа вещь, и целом(уд)рена и попешителна, не токмо ц(а)рем...». О старших списках этих главизн см. в исследовании А. И. Соболевского «Переводная литература Московской Руси XIV–XVII веков», Спб. 1903, стр. 20. 26) Л. 285 об.–286 об. «С(вя)т(о)го Нила Синаискаго о покаании слово. ни»: «Велика е покааниа сила. Я на(с) яко сие сделовае(т), и яко волиу оубеляе(т)... ». Конец: «Сп(а)си раба твое(го) в(ели)ко оуповающа на тя». 27) Л. 286 об.–287 об. «Велика Макариа, како подобает быти иноку, сло(во), Д(ухови)»: «Помышляю чада. Да по моему нраву, я сице должен инок». Конец: « разве еще вждався испьеши воды». 28) Л. 287 об.–288 об. « Никиты Стифата м(учени)е»: «О(т) иже во сие(х) мечтаемы(х). Ово оубо и су(т) сониа о возрениа...» Конец: «никое(и) попечение настоащиа жизни. ихже долгое безмедие». Сравн. мое Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в к. XV века, Спб., 1897, стр. 310. 29) Л. 288 об.–290 об. «Великаго Макария слово Г(осподне)»: «Аще кто исше(д) о(т) свои(х), и (т)рекся мира сего. И пищи мира изменися...». Конец: « и суетнаго мнениа и(х) и кичение». 30) Л. 291–316 об. «В лето 1385 с от Ч(ислениа) Г(оспода). Преведенаго бы(сть) сие слово о(т) гречески(х) книг на русскиа Дмитрие(м) Зографо(м) Прем(уд)раго Георгиа Писи(ди)та хвала к Б(о)гу. О сотворении сеа твари еилогисои яко возвеличишася дела твоа (Господ)и вся пр(е)м(уд)ростию сотвори(л) еси». : «О всякого дела, и Бог(о)лива словесе. И язык и оу(м), и пища и с(е)р(д)це.» О греческой поэме Георгия и её переводе см. статью И. А. Шляпкипа, Георгий Писидийский и его поэма о миротворении в славяно-русском переводе,1385 года. Спб. 1890 (из Журн. Мин. Нар. Просв. 1890, июнь). 31) Л. 316 об.–318. «Послание Доминика архиеп(ис)к(о)па Венетинска(я) е посла к с(вя)теишему патриарху великиа Антиохиа, Кир Петру. О опресноку и о прочи(х) свои(х) »: «Превысокаго пр(ес)т(о)ла, е(же) во Антиохииско(и) ц(е)ркви первопр(ес)т(о)лному. »

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

15. – Тварная Премудрость есть дух, энергия и цель жизни. «Хотя сама она положена и обусловлена Богом, она, в то же время, обосновывает собой конечную жизнь», имеет в себе «образующую силу» (plastische Kraft) и потому именуется подобием абсолютной Премудрости, дыханием и силой Божией (сравн. Прем.7:22–30 ). Идея не только блага и умна по сущности, но внутренне действенна; в ней, как бы предсотворена сама вещь (75–76). Причина мира в единстве божественной воли и мысли. Соответственно этому, в каждой идее соединяется определение вещи или ее истина с законом осуществления этой истины, который выражает божественное произволение о вещи и о ее жизни (844, 847, 848). Ссылаясь на Григория Нисского , Амвросия Медиоланского , Дионисия Ареопагита , Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина , Штауденмайер учит, что идеи суть творческие силы 29 (321–332). Но если идеи суть Demiurgische Mächte, то должно ли энергию или волевую силу идей отожествлять с волей Самого Бога? Штауденмайер думает, что энергетическое начало в идеях надо также различать от воли Божией в собственном смысле, как он различает абсолютную и тварную Премудрость. Воля идей есть воля Божия о твари, а не о Самом Боге, следовательно, не внутри-божественная воля. Если в Боге только одна воля – одновременно, и о Нем Самом и о твари, то мы впадаем в пантеизм; если же, признавая в Боге единую волю и мудрость, мы бы стали различать в них две стороны – одну, обращенную ad intra, другую – ad extra, то, в таком случае, мы бы внесли в Бога раздвоение… В самих идеях понятие и энергия нераздельны, ибо идеи, суть не только мыслительные, но и действительные определения о твари (333–334). «Нет ума (Intelligenz) без воли, ни воли без ума, потому что оба пребывают в духе, дух же, как личность, есть единство ума и воли» (909). Штауденмайер различает причину и основание: первая всегда свободна, второе есть условие необходимого следствия. Причины – _ только Бог и свободные твари. Основания и следствия относятся к природе (876–877). Сила есть внутреннее начало действия; она есть потенция (dinamis, vis), поскольку не осуществляется, в осуществлении же становится энергией, энтелехией или актом. Чистый акт только Бог, а в твари все отчасти, потенциально, отчасти актуально. Начало и цель стремления к совершенству каждой вещи лежит в ее идее (887–888). Но каково действие идеи на вещь? – Штауденмайер не дает на это ясного ответа. Повидимому, действие идеи всецело определяется божественной волей, т. е. само по себе несвободно; идея и есть некое вторичное выражение божественной воли о каждой вещи; она не вполне актуальна, потому что осуществляется в вещах лишь постепенно; во всяком случае, ее актуальность действует в вещах во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

272 Ibid. col. 1213. Unde mihi videtur... tres capiendae gratiae modos docere, ut ex nobis in eo agi aliquid ostendat, plurimum tamen in Dei largitione consistere. Ponit ergo et mensuram fidei esse, per quam quis gratiam capit; ponit et ad id quod expedit dari; et Spiritum dividere prout rult . Ut ergo tanta in nobis fides inveniantur, quanta possit sublimiorem gratiam promereri, nostri operis videtur et studii: ut autem ad id detur quod expedit et utile sit accipienti, Dei judicium est; vel omnino si dari vult, in ipso est. 273 Ibid. col. 1214... ubi apostoli ad Dominum dicunt: «auge nobis fidem»: quod fides quidem, quae speret et credat, et absque ulla dubitatione confidat, in nobis est: ratio vero fidei ipsius et scientia et perfectus eorum quae credimus intellectus donatur a Deo (выше в 1. IV n. 5 говорит нечто другое о вере «от нас», именно, что она укрепляется даром благодати»; может быть разность произошла от того, что там он имеет в виду веру только еще вступающих в церковь , оглашенных, а здесь, в 1. IX, уже – совершенных христиан, членов тела Xpucmoba)...Si enim in praesenti saeculo dat Deus unicuique gratiam secundum mensuram fidei, sine dubio et in futuro dabit unicuique gratiam pro mensura meritorum. 274 Ibid. col. 1215. Приводя Прем. Сол. 6, замечает, что всякий совершенный (pertectus) в вере ли, в служении ли, в учении ли без благодати ни во что вменится. Et quae enumerata sunt, est quaedam quam labore et assequuntur, sive in quae tamen non habeant a Deo erunt, quia eis nec membra esse possunt. Сравн. Math. comm. ser n. 69 (см. выше). 275 Selecta Psalm. col. 1160–1. Ооδоμε δε οον πς προπτων α υλσσει πλιν πς τλειος μταιον δ τ ργον το ooδoμoντος, α·μευταια оλαη το τηροντος, ν μ Κριος σоδоμο α Κριος φυλξ ’ετς ν εη τς προαιρσεως μν γαϑν, ντιλαμ βανουμνη το Κυρου δναμς τς ooδoμoς το ooδoμ οντος α συνοιοδομοσα τ μ δυναμν ατ’ ατν απαρτσαι τ οοδομουμνον... Κα σπερ ν εποιμι τ γεωργιν γαϑν, τ ποιητιον το αρπο, μιτν εναι πpoaιpeτιοδ το ατ τν τχνην το γεωργο α·προαιρτου το πap τς ΙΙρονοας ατ τν τν ρων ερασαν, α φopv ατρους ετο οτω τ το λογιο γαϑν μιτν στιν τε τς πpoαιpσεως ατο α τς συμπνεοσης ϑεας δυνμεως τ τ λλιστα προελομνω. Ο μνον τονυν ες τ αλν α γαϑν γενσϑαι χρεα α τς προαιρσεως τς μετρας α τς ϑεας συμπνο ας, τις στιν ως πρς μς προαρετος λλ α... μεταπεσομεvoυ α το τελειωϑντος. ε περεπαρϑεη π τ αλ, α αυτν πιγρφοι τοτου ατιον, οχ δ τν δουσαν δξαν ναφρων τ τ πλλ τλεον δωρησαμν ες τν τσιν, α τν συνοχν τς ρετς.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

«Зерц. вел.» Ркп. Солов. библ. 239, л. 275–276. 500 Сборник Рукоп. Солов. библ. 817 (26 ноября), л. 61об., 79. Разыскания в области рус. дух. стих. Веселовск. Зап. Имп. Акад. Наук. 37 т. 201–209. 501 Подробное исследование о стихе и зависимости его от апокрифа сделано в статье «Разыскания в области рус. дух. стих.», Зап. И. А. Н. 36 т., 1–22 стр. 511 Русск. Вестн. 1856 г. XIII, 21–23 стр. Пам. Стар. Р. Лит. II, 465 стр., I, 137–138 (пьяниц. ад – Р. И. Лег. 21, 27, 29. Калеки Пер. 17, 101 стр.). 523 Ник. лет. II, 42 и 43 – рассказ о битве русских с половцами на р. Сальнице в 1112 г., сказание о Невском побоище; Ник. лет. под 1241 г. (III, 43). Лавр. лет. под 1263 г. Полн. собр. лет. I, 206, I, 422. Ровин. Народ. карт. IV, 59. 532 Прав. Собесед. 1859 г. 1 т., 166–8 стр. Слово приписывается Кириллу Ростовскому . У Сухомлинова напечатано в числе творений Кирилла Туровского . Рук. гр. Уварова, 2 т., XXIV. Срав. Смарагд. Минеи Чет. митр. Макар. Ркп. Синод. библ. 996, л. 783 об. Измар. Ркп. Солов. библ. 270, л. 188–189. Златоуст. Ркп. Солов. бибил. 259, л. 248. 534 Пам. отр. лит. 2 ч. 429–438. Ист. рус. слов. И.Я. Порф. 270. Сравн. Опис. Рум. Муз. 422 и 510 стр. 540 Малор. народ. пред. Драг. 92 стр. В др. леген. говорится, что Бог сначала «з рожи сотворив жинку», а когда она не понравилась, создал из ребра. Зап. И. А. Н.и37 т. Отчёт о 22 присужд. прем. А. Весел. 178 стр. 546 Пам. отр. лит. I т. 1–15; т. II, 298–304. И.Я. Порф. Апокр. сказ. в 17 т. Зап. И. Ак. Наук. 34 стр. 548 Нужно заметить, что в апокрифич. литературе нередко указывается на то, как людей «наставляют на де6ла ручная» архангел Михаил (Пам. отр. лит. I, 300 с ркп. 15 в.) и ангелы («Книга Адамова»). Апокр. сказ. Исслед. И.Я. Порф. 180. 551 Апокр. сказ. 17 т. Зап. И. А. Н. 93. Пам. древн. лит. II, 249. По друг. сказ. Адам дал рукописание, испугавшись тьмы. Пам. Отр. лит. I, 300, 301. 553 Ср. апокр. сказ. о наказ. Каина («трясением удов») в Пам. стар. рус. лит. III, 9 и (будет Каин стоня и трясыйся на земли) Апокр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прем.19:5 . и дабы народ Твой совершил славное путешествие, а они нашли себе необычайную смерть. Прем.19:6 . Ибо вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь особым повелениям, дабы сыны Твои сохранились невредимыми. 6 . Указав в предшествующем стихе, что преследование евреев повело к тому, что «народ Твой совершил славное путешествие» (5 ст.), разумея под этим чудесный переход через Чермное море, писатель останавливает внимание на этом чуде и определяет его сущность. «…Вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь особым повелениям…» В этих словах писатель дает более строгое понятие о чуде, чем в XVI 24 ст. Там он говорил только об изменении степени действия сил природы («устремление» и «утихание» природы), здесь он говорит о преобразовании природы в ее существенных свойствах («тварь… в своей природе»). Это преобразование он ставит в параллель с новым творениям («снова свыше преобразовалась») и выражает этим мысль, что непосредственное участие Божественной воли в чуде также необходимо, как и в творческом акте. Прем.19:7 . Явилось облако, осеняющее стан, а где стояла прежде вода, показалась сухая земля, из Чермного моря – беспрепятственный путь, и из бурной пучины – зеленая долина. Прем.19:8 . Покрываемые Твоею рукою, они прошли по ней всем народом, видя дивные чудеса. 7–8 . Описание чуда перехода евреев через Чермное море. Прем.19:9 . Они паслись как кони и играли как агнцы, славя Тебя, Господи, Избавителя их, Прем.19:10 . ибо они еще помнили о том, что случилось во время пребывания их там, как земля вместо рождения других животных произвела скнипов и река вместо рыб извергла множество жаб. 9–10 . Охваченные чувством радости по переходе через Чермное море, евреи сравниваются со скачущими агнцами и пасущимися на воле конями (подоб. сравн. Пс. 113:6 ). Это чувство радости, кроме только что происшедшего чуда, возбуждалось еще воспоминаниями о событиях в Египте ( Исх. 7:26–28, 7:12–14 ). Прем.19:11 . А после они увидели и новый род птиц, когда, увлекшись пожеланием, просили приятной пищи,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Иер. 10:14 . Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо выплавленное им есть ложь и нет в нем духа. Срав Прем. 15:1–10; 14:12–21 . Изображения херувимов или св. икон делаются людьми, верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией: Исх. 26:1 . Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона, и из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и херувимов сделай на них искусной работой. Ср. Исх. 25:18 – 21 Языческие кумиры и идолы не представляют собой решительно ничего божественного и священного, так как в них признаваемы за богов и чествуемы были бессмысленные камни и вообще вещи: Ис. 44:16 . Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пишу, жарит жаркое, и ест до сыта, а также греется, и говорит: «хорошо, я согрелся, почувствовал огонь». 17. А из остатков от того делает бога, идола своего, покланяется ему, повергается перед ним, и молится ему, и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой. Сравн. Иер. 2:28 ; Авв. 2:18 –19 ; Прем. 13:10 . Идолы представляют из себя разных животных ( Деян 7:41 ; Рим. 1:23 . Прем. 15, 18, 19 ), неразумные силы природы и светила ( Деян. 7:42–43 . Прем. 13:1–3 ), затем даже грешного человека со всеми его страстями ( Рим. 1:23 . Прем. 14:15–21 . Дан. 14:3–6 ). А сделанные по заповеди Божией иконы херувимов представляют нам действительных священных личностей, которые наиболее приближены ко Господу: Пс. 17:11 . И воссел на херувимов и полетел и понесся на крыльях ветра. Иез. 10:4 . И поднялась слава Господня с херувима к порогу Дома и Дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. 5 . И шум от крыльев херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога всемогущего, когда Он говорит. 18 .И отошла слава Господня от порога Дома, и стала над херувимами. 19 .И подняли херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них: и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

XIII. О молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих Слово Божие ясно свидетельствует, что ещё в ветхом завете молитвы праведных людей, даже при жизни их, принимались Богом, и Господь отпускал грехи тем, за кого молятся эти праведники: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его» ( Быт.20:17 ). Непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Божий: Прем.18:21 (сравн. Чис.16:44–48 ; Исх.8:8–13:28–29:32, 11–14 ). Много есть свидетельств Слова Божия, удостоверяющих нас и в том, что Сам Бог научил людей обращаться к молитвенному ходатайству святых, например: «Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов.Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву: и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; Иов.42:7–8 . (Сравн. 1Цар.7:8:12, 19–33 ; Ис.37:4 ; Иер.42 гл.). Есть свидетельства Слова Божия о том, что святые действительно ходатайствуют на небе по своём отшествии: «Видение же его (Маккавея) было такое: он видел Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окружённый дивным и необычайным величием, и сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Во времена христианские также сильна была вера в великую пользу взаимных молитв. В книге Деяний апостольских повествуется, что, когда апостола Петра стерегли в темнице, Церковь прилежно молилась о нём Богу, и Бог услышал молитву верных и послал Ангела освободить апостола из темницы ( Деян.12:5:7–10 ). Поэтому апостолы и наставляли христиан молиться друг за друга и учили, что много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010