7. «Бог не сотворил смерти...» СП: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих...» (Прем. 1:13). «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут...» (1 Кор. 15:21-22). «Последний же враг истребится – смерть...» (1 Кор. 15:26). Благие дела Господа Иисуса Христа и апостолов проявились в исцелении болезней, избавлении от страданий и в победе над физической смертью. ТЭ: Смерть как часть механизма эволюции, а также болезни и страдания, сопровождающие эволюцию, сотворены и являются благом. В концепции ТЭ смерть является своего рода творческим началом, так как представляет собой важнейшую часть механизма и процесса «творения» путём естественного отбора: если нет смерти, то нет и «творения». Следовательно, оценка, данная первозданному миру: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма...» (Быт. 1:31), относится в модели ТЭ также к смерти и сопутствовавшим эволюции болезням и страданиям. О существовании болезней у животных задолго до появления человека, то есть в то время, которое в ТЭ соотносится с библейскими днями творения, свидетельствуют многочисленные палеонтологические исследования (в частности, динозавры болели раком Эти противоречия указывают на явный конфликт между концепцией ТЭ, базирующейся на научных знаниях, и Священным Писанием. Детальное обсуждение всех разногласий не входит в задачи статьи и, на наш взгляд, не представляется актуальным ввиду их очевидности, а также с учётом многочисленных аналитических публикаций на эту тему (например, 8, 9, 10]). Значительно меньшее внимание уделено противоречиям между моделью ТЭ и «книгой природы», которая лежит в её основе. Поэтому мы обсудим эти вопросы более подробно. Противоречия между ТЭ и «книгой природы» Поскольку речь пойдёт об эволюции, то необходимо пояснить содержание этого термина. Эволюцией в биологии называют изменение наследственных характеристик (или, что то же самое, генетической структуры) биологических популяций в последующих поколениях.

http://bogoslov.ru/article/4840147

6.2. Итак, Он пожирает народы и снедает как пищу верующих в Него (ср. Мф.16:8 ). Вот что Сам Он говорит в Евангелии: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). Его воля, несомненно, заключалась в том, чтобы обратить народы к вере. Но если, как мы сказали выше, тучность считается достойной порицания, то, напротив, тонкость должна быть похвальной, ибо дух премудрости, названный разумным, святым, единородным и многочастным, именуется также и тонким (ср. Прем.7:22 ). «И стрелами своими разит врага» ( Чис.24:9 ). Его стрелы суть Его слова, которыми Он одолевает дьявола и одерживает верх и поражает всех врагов Своих и тех, кто противится Ему; ибо противник Ему есть всякий согрешающий, доколе грешит он. Но если кто-то услышит слова Божьи и признает свои грехи, будет пронзен и поражен этими стрелами и обратится к покаянию, то и о нем, пронзенном словами истины, скажут, что он сражен Его стрелами. 6.3. Затем Валаам, обращаясь к устроению Его Страстей, говорит: «Преклонился, покоится как лев и как львенок 41 , кто поднимет Его?» ( Чис.24:9 ). Он покоился, как лев, когда был вознесен на Крест и, «отняв силы у начальств и властей, восторжествовал над ними древом Креста» (ср. Кол.2:15 ), и как львенок, когда восстает от сна смерти. А то, что Он одновременно сравнивается и со львом, и со львенком, можно понять так, что совершенные названы львами, а новоначальные и неискусные – львятами. Что же касается слов «кто поднимет Его?», то сказаны они потому, что иногда говорится, что Его воздвиг Отец, а иногда Он утверждает, что Сам в три дня воздвигнет храм тела Своего (ср. Ин.2:19,21 ; Мф.26:61 ), и этим справедливо показано как бы расположение вопрошающего. 6.4. «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» ( Чис.24:9 ). Естественно, те, кто благословляют Христа, благословенны и причастны благословению Отца, а проклинающие Его прокляты. Ведь если посмотришь на тех, кто проклинает Христа, то увидишь, что они прокляты со слезами. Ибо что еще может ожидать тех, кто проклинает Премудрость, кто проклинает Истину, кто проклинает Жизнь (ср. Ин.14:6 ), как не отторжение от всего доброго? Потому что все доброе есть Христос, и тот, кто проклинает Христа, проклиная все благое, осужден вечным проклятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

18. В чем не будем просить у Бога прощения на земли, то не будет отпущено нам на небеси; и в чем раскаиваемся и испросим разрешение на земли, то не поставится нам в грех на небеси. 19–20. Где молятся двое или трое с верою во Христа, там и Сам Христос – ходатай пред Отцем ( 1Ин.2:1 ); а за кого Христос ходатайствует, тому ни в чем не будет отказано от Бога Отца. Много может (сильна) усердная молитва и одного праведника ( Иак.5:17–18 ; Исх.9:27–33–32:11–14 ); но где соберутся на молитву двое или трос во имя Христово, там она имеет более действия в преклонении милосердия Божия (См. Быт.18:26–32 ). 21–22. Если брат твой по вере согрешит против тебя; выговори ему (а не питай в сердце твоем к нему злобы – Еф.4:27 ): и если покается; прости ему. И если семь раз (много) в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится к тебе, и скажет: каюся; прости ему ( Лк.17:3–4 ). И таким образом продолжай прощать до седмижды семидесяти раз, то есть, всякий раз, всегда. 23–27. Цари земные суть образ и подобие благостыни и милосердия Царя небесного; все подданные имеют право на их помилование в случае неимения заплатить им должное. 25–27. За великие и многочисленные грехи (ст. 24) мужа страдает с ним и жена его, не участвующая в преступлении, и за грехи отца страдают дети, доколе Господь, усугубляющий скорбь нашу, не умилосердится над согрешившим, видя смирение его и покаяние. 28–34. Бог с тем прощает нам грехи наши, чтобы и мы от сердца прощали согрешения против нас братий наших (ст. 35); иначе безмерное милосердие Божие (ст. 24 и 27) переменится для нас в праведный Его гнев (ст. 34. См. Притч.29:13 ). Гл. 19. Ст. 12. Телесное девство само по себе пред Богом ничего не значит ( Гал. 5:6 ). Блажена есть неплоды (дева) неоскверненая (духом), яже не позна ложа во гресе, имети будет плод в посещении душ: и евнух, иже не содела беззакония, ниже помысли на Господа лукавая: дастся бо ему веры (за веру, благочестие) благодать избранна (лучшая), и жребий в храме Господни угоднейший. Прем.3:13–14 ; См. Откр.14:1–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

между которыми распределил Господь управление частями мира. Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, — это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи (Иоан. 8:44), о том, что сначала диавол согрешил (1 Иоан. 3:8), равно и об ангелах его (Матф. 25:41; Откр. 12:7,9), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:2). Но - а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) — показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, случилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, потому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж (Матф. 22:30) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного (Втор. 14:1; Прит. 14:26; Иоан. 1:12). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] (Быт. 4:26), в противоположность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с дочерями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. По второму мнению, грех падших духов состоял в зависти: завистью диавола , говорит Премудрый, вошла в мир смерть (Прем. 2:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

34. И наоборот, мы читаем, что Дух – это перст Божий 26 , и заключаем, что перстом 27 назван как Сын, так и Дух. И святой, напоминая, что он был освящен и Сыном и Духом, говорит: Руки Твои сотворили меня и создали меня ( Пс. 118:73 ) 28 . 35. Почему мы не хотим принять единообразие в словах там, где провозглашаем единство власти, коль скоро это единство власти таково, что Дух обличает так же, как обличает Отец и обличает Сын? Об этом так написано: Господи, не в ярости Твоей обличи меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). И в сорок девятом псалме Господь говорит: Изобличу тебя и представлю пред глазами твоими грехи твои ( Пс. 49:21 ). Так же о Святом Духе сказал Сын: Если Я пойду, то пошлю Утешителя к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:7–8 ). 36. Но куда ведет нас безумие этих нечестивых людей, что мы взялись доказывать как нечто сомнительное, что Святой Дух обличает, когда и сами судьи могут судить только с помощью Духа? Лишь по дару Святого Духа воссиял знаменитый суд Соломона 29 , когда царь, пребывая в нерешительности перед спорящими женщинами, одна из которых, заспав рожденного ею младенца, хотела забрать себе сына второй, а та защищала собственного ребенка, увидел ложь в тайных помыслах одной и материнскую любовь в сердце другой. Только меч Святого Духа, о котором Господь говорит: Не мир пришел Я принести, но меч ( Мф. 10:34 ), – ибо не железо, но Дух входит в глубины нашего разума – смог проникнуть в тайники совести этих двух женщин. Есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, и далее добавляет: всевидящий ( Прем. 7:22–23 ). 37. Слышишь, что говорит пророк? – Всевидящий. И потому увидел Соломон, и, приказав принести меч, сделал вид, что хочет разрубить младенца пополам, полагая, что истинная мать будет более озабочена жизнью сына, чем собственным удовлетворением и предпочтет своим правам милость по отношению к сыну, а не свои права милости, тогда как та, что лишь изображала материнские чувства, помраченная желанием победы в тяжбе, ни во что не поставит смерть ребенка, по отношению к которому она не почувствовала бы никакой утраты. Сей муж духовный, судящий обо всем, ибо духовный судит обо всем ( 1Кор. 2:15 ), искал в чувствах сокровенное, что не удавалось найти в словах, и, ища истину, обратился к материнской любви. Победила мать благодаря своей любви, которая является плодом Духа 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но уже у некоторых ветхозаветных писателей намечается духовный подход к страху Божию, в опыте которого в большой степени преодолеваются болезненные, страдальческие ощущения, свойственные не религиозному миросозерцанию. Так в знаменитых словах приточника «начало премудрости – страх Господень» ( Притч. 1,7 ) открывается опыт, совершенно непонятный нерелигиозному сознанию, для которого эти слова, в лучшем случае не более, чем туманная мистическая поэзия. Премудрость – это не разновидность «гениального» рационалистического анализа, но тип целостного познания мира, раскрывающегося в мистической интуиции, для которой характерны не столько способности ума, сколько близость к Богу. И потому о премудрости так говорит Премудрый: «Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий, и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи... Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» ( Прем. 7,22–26 ). «Дыхание силы Божией» естественно сообщается тому, кто в нравственном и мистическом отношениях старается не отступать от близости к Богу. Эта близость переживается с чувством невыразимого священного трепета, что по своей природе и оказывается сродни страху Божию. Именно этот страх имеется в виду, когда в богослужении произносится молитвенное прошение о тех, кто входит в храм со страхом Божиим (никак не со спокойным безразличием!). Так же призывают к чаше со святыми Телом и Кровью Христовыми словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Когда апостол Иоанн пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин. 4,18 ), здесь имеется в виду тот природный страх, в котором нет никакого положительного творческого содержания, даже когда он обращен к Богу. Подлинно религиозный страх-трепет, известный и в Ветхом Завете, совместно с любовью и иными нравственными переживаниями отмечался в разных типах религиозного делания: в служении ( Пс. 2,11 ), в поклонении ( Пс. 5,8 ), в научении (Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Если грех первого человека открыл дверь для смерти в мир человеческий настолько, что она как бы воцарилась над людьми, то мы можем заключать по противоположности, что нравственное совершенствование человека должно было бы иметь совершенно обратное следствие и могло уничтожить в теле самую возможность смерти. Прямое указание на это в Ветхом Завете можно видеть только в словах кн. Премудрости: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечнаго бытия Своего ( Прем.2:23 ). Здесь нетление ставится в самую тесную связь с созданием человека по образу Божию; в этом свойстве человека как бы указывается сущность последнего, откуда с уверенностью можно заключать, что, чем более человек приближался бы к своему первообразу, тем менее становилась бы для него возможность умереть, пока, наконец, тело не сделалось бы совершенно нетленным. В Новом Завете мы находим краткое, но весьма важное для нашего вопроса замечание Апостола Петра об Иисусе Христе, что смерти невозможно было удержать Его ( Деян.2:24 ). Понимать данное выражение в том смысле, что смерть не могла удержать Иисуса Христа «по причине Его Божества» 14 , нельзя потому, что Иисус Христос по Своему Божеству не подлежал ни смерти, ни нисхождению во ад, ни, следовательно, воскресению. Но как Он умер, потому что явился в подобии плоти греховной ( Рим.8:3 ), так не мог быть удержан смертию, потому что не имел греха ( 1Пет.2:22 ; 1Ин.3:5 и др.) 15 . В самом предвечном совете Божием человек был предназначен к обладанию землею, следовательно, быть посредником божественного господства над нею и, осуществляя свою власть над всею видимою природою, приводить ее в служение Богу. Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными,... и над всею землею ( Быт.1:26 ). Тесная связь, в какую ставится здесь обладание землею с образом и подобием Божиим в человеке, дает видеть в первом не простое преимущество человека пред прочими тварями, но задачу, которую он должен был выполнить, как один из существенных моментов богоподобия 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Десятая заповедь Закона Божия «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему». Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в мыслях. Зависть-это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью грех вошел в мир» ( Притч.15:26 , Прем.2:24 ). Чтобы не поддаваться чувству зависти надо благодарить Бога за его милости к нам, недостойным и грешным. Нас следовало бы истребить за наши преступления, а Господь терпит, да еще посылает нам Свои милости. Ради нас Сын Божий пролил Свою пречистую кровь. Апостол наставляет: «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:8–10 ). Задачей нашей жизни является приобрести чистое сердце. В чистых сердцах почивает Господь. Поэтому: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7:1 ). Господь Иисус Христос обещает человеку великую награду за сердечную чистоту: «Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» ( Мф. 5:8 ). Заключение На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди!» и перечислил заповеди, здесь приведенные ( Мф.19:16–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Изображая свойства и действия этой божественной силы, он говорит, что она есть излияние славы Вседержителя, сияние Его присносущего света, непорочное зерцало Его действий и образ Его благостыни ( Прем.7:25–26 ) и по тому самому, всегда присуща Ему, как свет солнцу ( Прем.9:4, 9 ); что ею созданы все вещи и устроен порядок мира и ею же управляется и направляется во благо все его течение ( Прем.8:1 ), что от нее же исходит к людям всякий свет ведения, ею же совершается в них и нравственное совершенство, ею же исправляются и все стези сущих на земли и направляются к их благу и спасению ( Прем.9:17–19 ). Как творящая и промышляющая сила Божия она по любви своей к созданным ею тварям, нисходит с высоты божественного величия в круг творения, проникает все вещи и всё обновляет, проходит сквозь все разумные существа и в души преподобных входит ( Прем.7:22–28 ), сообщая им все нужное для их истинного блага ( Прем.7:10–11 ), желая научить людей угодному пред Богом, она сама предваряет желающих получить от нее сие познание и достойных ее сама обходит ищущи, показуясь им благоприятно на всех стезях жизни ( Прем.6:12–17 ). Эту божественную силу, посредствующую между Богом и миром, творящую и промышляющую писатель книги Премудрости называет иногда Словом Божиим и, представляя это Слово какой-то особенной божественной силой, говорит о нем, что оно сотворило все вещи ( Прем.9:1 ), питало израильтян в пустыне ( Прем.16:26 ), исцеляло их от угрызения змиев ( Прем.16:12 ), наказывало смертью врагов их ( Прем.18:15 ) и вообще было для них руководителем, наставником и спасителем. Такие же точно понятия о Боге и Его отношении к миру, только в более развитых и точных формах, излагаются и Филоном в его сочинениях. Подобно писателю книги Премудрости, и он раскрывает во многих местах своих сочинений мысль, что Бог , как Он есть сам в себе, в своем Божественном существе, совершенно непостижим для ума человеческого, – что его простая сущность превыше всех мысленных определений и наименований, – что Он есть Паτр γνοςτος.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010