Добродетель воздержания имеет дело с едой и питьём не как с пищей, а как с тем, что препятствует разуму. Поэтому вывод о том, что различным видам пищи должны соответствовать особые виды добродетели, несостоятелен. Ответ на возражение 3. Все опьяняющие напитки представляют собой один вид мешающего использовать разум препятствия, и потому различие питья имеет акцидентное отношение к добродетели. Следовательно, это различие не обусловливает различия добродетелей. И то же самое можно сказать о различии еды. Раздел 3. Является ли употребление вина всецело незаконным? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что употребление вина всецело незаконно. В самом деле, без мудрости человек не может достичь состояния спасения, в связи с чем читаем: «Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» ( Прем. 7:28 ); и несколько ниже: «Так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» ( Прем. 9:18–19 ). Но употребление вина препятствует мудрости, в связи с чем читаем: «Вздумал я в сердце моем отвратить от вина тело моё, чтобы сердце моё руководилось мудростью» 350 ( Еккл. 2:3 ). Следовательно, употребление вина всецело незаконно. Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:21 ). Но отвращаться от блага добродетели, равно как и соблазнять братьев, греховно. Следовательно, употребление вина незаконно. Возражение 3. Далее, Иероним говорит, что «после потопа вино и мясо были дозволены, но пришествие Христа при скончании веков сообразовало конец с началом». Следовательно, похоже, что употребление вина противно закону христиан. Этому противоречат следующие слова апостола: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина (ради желудка твоего и частых твоих недугов)» ( 1Тим. 5:23 ); и ещё сказано: «Трезвое употребление вина – здоровье душе и телу» 351 ( Сир. 31:33 ). Отвечаю: еда или питьё, если рассматривать их как таковые, не могут быть незаконными, согласно сказанному [в Писании]: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). |
Следуя Божиим заповедям, благочестивые люди Ветхого Завета благоговейно почитали праведников не только во время их жизни на земле ( 3Цар.1:23 ; 2Цар.24:20 ; 3Цар.18:7 ; 4Цар.1:13 ), но и по смерти. Вечно ветхозаветное благовестие гласит: В память вечную будет праведник ( Пс.111:6 ; ср. Притч.10:7 ; Сир. 44:1–27 ). Под укоризну и порицание подпадали те, кто не оказывал должного почтения праведникам и после их смерти ( Прем.2:16, 21–22 ). Память о них должна быть бессмертной, потому что бессмертна добродетель и ее признают и Бог, и люди ( Прем.4:1 ). В Новом Завете Сам Творец Богочеловеческого домостроительства спасения дает новую заповедь о благочестивом почитании христоносных Апостолов и подвижников веры. Он говорит Своим ученикам: Вы друзья Мои... Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14–15 ). Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Несомненно, эти Божественные слова Спасителя повелевают воздавать благоговейное почтение христоносцам и богоносцам. Воздаваемое им оно в них воздается Ему, а через Него – Его Небесному Отцу. Такой же смысл имеют и другие слова Спасителя, обращенные к Апостолам: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14–16 ). – Эти слова Спасителя означают: Апостолы=святые суть не сами по себе свет, но [они] носители истинного Света – Христа, говорящего о Себе: Я свет миру ( Ин.8:12 ; ср. Ин.1:9, 9:5, 12:35 ). – Верой и любовию Апостолы возжгли свои души этим Светом и светят Им. Поэтому когда прославляются они, тогда в них прославляется Владыка Христос, ибо Он – их слава и свет. |
Правда, прародители не умерли немедленно после грехопадения, но они не умерли потому, что смерть входила в человека не чрез самое вкушение, а чрез грех непослушания и потому с момента греха началось только первое ее действие, которое, ослабивши связь духа с телом, и произвело потом окончательное разделение того и другого. На ту же связь греха с смертью указывают и единичные факты. Чем наказывает Господь развратившееся пред потопом человечество? Он наказывает его смертью. Не вечно, говорит Он, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Чем наказываются от Бога бунтовщики: Корей, Дафан и Авирон, осмелившиеся не признать Священства Ааронова? Они наказываются смертью. Если они умрут, говорит Моисей обществу, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа ( Чис.16:29–30 ). Испрошенное у Господа поглощение бунтовщиков землею, или что тоже смерть немедленная, поставляется здесь в связь с общим за грех наказанием и является только восполнением его. Так же смотрели на смерть и другие ветхозаветные писатели. Вот, например, как изображает Псалмопевец жизнь нашу. Все дни наши, говорит он, прошли в гневе Твоем; мы теряем лета наши, каш звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим ( Пс.89:9–10 ). Потому-то в книгах неканонических и высказывается уже с полною определенностью, что Бог смерти не сотворил ( Прем.1:13 ), что Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), что Он положил пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:17 ). В противоположность взгляду библейскому, признающему смерть явлением ненормальным, случайным, существует, как известно, другой взгляд, взгляд рационалистический, по которому смерть есть явление неизбежное, необходимое, вполне сообразное с законом природы 359 . |
Если же из-за душевных недугов, приключившихся по причине любви к миру сему мы не способны вкусить, как благ Господь, будем верить Божественному авторитету, явленному в Священных Писаниях о Его Сыне, «Который родился от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:3 ), как говорит Апостол. Ибо «все чрез Него начало быть, – как написано в Евангелии, – и без Него ничто не начало быть» ( Ин.1:3 ). Он умилосердился над нашей слабостью, приключившейся с нами не делом [рук] Его, а по нашей воле. Ибо «Бог создал человека нетленным» (incxterminabilem, Прем.2:23 ) 44 и наделил его свободной волей. Ведь он не был бы совершенен, если бы служил заповедям Божиим по необходимости, а не по воле. То, чего не хотят понять оставившие кафолическую веру и хотящие называться христианами, как я полагаю, просто для понимания. Ибо если они с нами признают, что природа паша исцеляется не иначе, как совершением добра, пусть признают, что заболевает она не иначе, как совершением греха 45 . Не должно думать, что наша душа есть Бог , ибо если бы это было так, то ни по своей воле, ни по необходимости она не смогла бы подвергнуться порче; ведь Бог совершенно неизменен, что непонятно для тех, кто в духе соперничества, зависти и суетной славы любят говорить о том, чего не знают, но понятно тем, кто в христианском смирении «в благости мыслят о Господе и в простоте сердца ищут «Его» ( Прем.1:1 ). Итак, эту нашу слабость воспринять соблаговолил Сын Божий, «и Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Не потому, что Его вечность изменилась, а потому что изменчивым человеческим очам Оно явило изменчивое творение, которое Оно восприняло в неизменном величии. Caput XI 12. Sunt autem stulti, qui dicunt: quare non poterat aliter sapiciitia dei homines liberare, nisi susciperet hominem et nasceretur de femina et a peccatoribus ilia omnia pateretur? quibus dicimus: poterat omnino, sed si aliter faceret. similiter uestrar stuliitiae displiceret. si enim non appareret oculis peccatorum, lumen eius aeternum utique, quod per interiores oculos uidetur, inquinatis mentibus uidere non possent. |
Но в Боге нет никаких недостатков. В соответствии с этим, в Боге нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее». Но по отношению к людям, живущим и действующим во времени и пространстве, Бог ведает и рассматривает их прошлое как прошлое, их настоящее как настоящее и их будущее как будущее. г) Вездесущие (πανταχο παρουσα) – это Божие свойство, согласно которому беспредельный, бесконечный, безграничный, не-пространственный, необъятный Бог всецело присутствует везде, всегда и на всяком месте – непостижимым для человеческого ума образом. Охватывая и проникая всё, Бог никоим образом не может никем и ничем быть объемлем или проникнут. В одно и то же время Он во всем и превыше всего. Как беспространственный и необъятный Он безмерным величием Своего существа превыше всего, трансцендентен всему. Как абсолютная полнота бытия Он присутствует во всем, имманентен всему, включая и само пространство, ибо Его не-присутствие в пространстве означало бы неполноту и не-абсолютность Его бытия. Как вездесущий Бог таинственным образом пребывает везде и всегда, причем Его не могут ограничить ни время, ни пространство, ибо при всем Своем вездесущии Он, тем не менее, всегда выше и вне всякого места и времени. Сам Бог, устами Своего святого пророка, так свидетельствует о Своем вездесущии: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где я не видел бы его? ...Не наполняю ли Я небо и землю?» ( Иер.23:23–24 ; ср.: Иов.34:21 ; Прем.1:7 ; Сир.23:27, 17:16 ). Сильно ощущая Божие вездесущие своей преображенной молитвой душой, богоглаголивый Давид воспевает: «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ; ср.: Втор.4:39 ; Нав.2:11 ; Ам.9:2 ). Богомудрый Соломон, воздвигнув великолепный храм Богу, почувствовал, что Необъятный не может быть объят ничем, и так молился Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар.8:27 ; ср.: 2Пар.6:18 ; Ис.66:1 ; Деян.7:49 ). Своим преисполненным Божией благодатью сердцем живо ощущая Божие присутствие повсюду и во всем, апостол Павел говорит, что Бог «недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся, и существуем» ( Деян.17:27–28 ), и что Он «над всеми, и через всех, и во всех нас» ( π πντων, α δι πντων, α ν πσιν μν, Еф.4:6 ; Ср. Ин.4:21–23 ). |
и Новом. Юнгеров в своей работе на которую вы указываете, рассуждает о человеческом влиянии и человеческих идеях на пророков Божиих. Но они были выше человеческого, поэтому и были пророками. В Ветхий Завет по слову ап. Павла лишь ...детоводитель ко Христу. ( Гал. 3. 24 ). В этом смысле вся полнота откровения о смерти и бессмертии открылась людям после Воскресения Христова. Но уже в Ветхом Завете мы видим откровение о бессмертии. Ссылка на Юнгерова, вырванная из контекста не совсем корректна. С точки зрения христианской антропологии человек изначально не был необходимо смертен: смертность связана со злоупотреблением свободой и имеет случайный характер. В Священном Писании говорится: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть... (Прем.2:23-24). Бог не сотворил смерти. Человек, не умер бы, если бы не согрешил. В Новом Завете о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую. Ап. Петр говорит: ...скоро должен оставить храмину мою... (2 Пет.1:14), а в следующем стихе называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: ...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... (2 Кор.5:1), или ...имею желание разрешиться и быть со Христом... (Флп.1:23), или ...время моего отшествия настало (2 Тим.4:6). Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... (Мф.10:28); Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лк.20:38). Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:43). 28 июня 2016, 09:24 И еще один момент, насчет души животного, содержащейся в его крови. По моему мнению, Писание говорит этим о том, что душа животного не безсмертна, и с остановкой кровообращения, так сказать со " смертью крови " , умирает и душа животного. А вот перелив кровь от одного животного другому у вас не получится устроить переселение душ. |
3.5. «Кто исчислит семя Иакова и сосчитает народ Израиля? 21 » ( Чис.23:10 ). Эта фраза напоминает написанное: «И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт.15:5–6 ). Но ни Авраам, ни любой другой человек, ни ангел, никакая высшая сила не могли сосчитать звезды и потомков Авраама, о которых сказано: «Столько будет у тебя потомков» ( Быт.15:5 ). Однако Бог, о Котором написано: «Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» ( Пс.146:4 ), и Кто сказал: «Я повелеваю всем звездам» (ср. Ис.45:12 ), может исчислить семя Иакова и сосчитать народ Израиля (ср. Чис.23:10 ). Ибо только Он знает, кто истинный Иаков и кто истинный Израиль. Потому что не обращает внимания ни на того, кто иудей «по наружности», ни на «то обрезание, которое наружно, на плоти» (ср. Рим.2:28 ), но видит того, «кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, а не на плоти» (ср. Рим.2:29 ). Только Он может исчислять и исследовать, только Он по Своей невыразимой и непостижимой мудрости мог привести к небесному образу, известному только Ему, те Числа, которые мы теперь и рассматриваем; и в них Он повелевает: «Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: от двадцати лет и выше, всех, кто выступает в силе Израиля» ( Чис.1:2–3 ). А их общее количество выражено священным числом (ср. Чис.3:39 ), о чем мы, по милости Божией, уже говорили выше. Однако это число является священным и приятным Богу только тогда, когда Сам Он повелел провести исчисление. Если же, напротив, кто-либо пожелает исчислить народ вопреки велению Господа, даже если это Давид, даже если это великий пророк, таковой нарушил закон, осуждается пророком и получает наказание, о чем мы читаем во второй книге Царств ( 2Цар.24:1 и далее). Итак, только Тот, Кто «исчисляет количество звезд» (ср. Пс.146:4 ) и «все расположил мерою, числом и весом» ( Прем.11:21 ), «исчислит семя Иакова и сосчитает народ Израиля» ( Чис.23:10 ). |
Мало в падшем человеке и самой любви, и влечении к Познанию предметов, относящихся к области веры, а часто и совершенно нет. В мире языческом омрачился разум до того, что язычники славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся..., и служили твари вместо Творца ( Рим.1:23, 25 : ср. Исх.32:4 ; Прем.12:24 ; Иер.2:27 ). Попытки самых выдающихся по уму лиц составить понятие о Боге без полощи откровения приводили к противоречивым и ложным результатам. Сами истины откровения являются неудобоприемлемыми и непонятными для омраченного разума. Душевный человек, говорит апостол, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Проповедь о Христе для иудеев казалась соблазном, для еллинов – безумием ( 1Кор.1:23 ). Помраченный грехом разум готов оправдывать зло и грех во всех его проявлениях. Отсюда-то такое множество религиозно-нравственных систем и теорий, оправдывающих поверье и безнравственность во всех их разнообразных проявлениях (дуализм, деизм, пантеизм, материализм, эпикуреизм, стоицизм, утилитарианизм и т. п.). С помрачением ума грех внес расстройство в области воли, – человеческой нравственной свободы. Природное ее стремление к добру, правота и невинность сменились противоположными качествами: «воля преклонилась более ко злу, нежели к добру» (Прав. исп. 23 вопр.). Это опять обнаружитесь тотчас же по грехопадении. Давая отчет пред Богом в своем грехе, прародители вместо того, чтобы принести искреннее раскаянье, прибавляют к первому греху новый грех – приносят лукавое самооправдание и обнаруживают даже некоторое враждебное настроение по отношению к Творцу. Эта наклонность воли более ко злу, чем к добру сделалась уделом и всех потомков Адама. Ко временам потопа развращение людей на земле достигло такой степени, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ( Быт.6:5 ). Развиваясь в греховном направлении, воля все более погружалась в грех, подпадала под его власть, так что рабство греху сделалось состоянием всего мира, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ; см. |
РАЗДЕЛ IV. О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ Глава 1. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека 1.1. Телесная смерть и бессмертие души Идея бессмертия индивидуальной, личностной души по преимуществу библейская. В языческих религиях и философских учениях, не связанных с библейской традицией, бессмертие души если и признается, то понимается существенно иным образом. Так, некоторые религиозные и философские учения (например, платонизм, индуизм) признают неуничтожимость духовного начала в человеке, но при этом личного бессмертия не признают. Согласно этим учениям, душа как невещественная субстанция после смерти тела сохраняется, но лишь как некая абстрактная схема; неповторимая же человеческая личность при этом распадается. Православное богословие говорит не просто о сохранении духовной субстанции, но о бессмертии человека, т. е. о сохранении в вечности его личностной самотождественности. С точки зрения христианской антропологии человек изначально не был необходимо смертен: смертность связана со злоупотреблением свободой и имеет случайный характер. В Священном Писании говорится: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть... ( Прем.2:23–24 ). Бог не сотворил смерти. Человек, по словам блаж. Августина, не умер бы, если бы не согрешил 1328 . С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви. В Новом Завете о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую 1329 . Ап. Петр говорит: ...скоро должен оставить храмину мою... ( 2Пет.1:14 ), а в следующем стихе называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: ...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... ( 2Кор.5:1 ), или ...имею желание разрешиться и быть со Христом... ( Флп.1:23 ), или ...время моего отшествия настало ( 2Тим.4:6 ). Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... ( Мф.10:28 ); Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ); Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). |
Одна из разрешившихся частей человека–дух–берется Богом, а другая обращается в землю. Земной жизни Товит предпочитает посмертное отшествие к Богу. Анализ 4-й главы. Товит произносит напутственное увещание своему сыну. Он велит помнить Бога и хранить Его заповеди. Особенно же он советует подавать милостыню. Ибо через подачу милостыни ты, – обращается Товит к сыну, – запасешь себе богатое сокровище на день нужды. Значение этого дня определяется далее. Ибо милостыня от смерти (κ θαντου) избавляет 203 и не попускает сойти во тьму – σκτος. По сопоставлению с Тов. 14:10 и Прем. 17:20 можно видеть здесь указание и на мрак посмертного состояния грешников 204 . Товит верует, что милостыня и добродетель избавят от загробного мрака и духовной смерти. Книга Премудрости Соломона Учение о бессмертии кн. Премудрости Соломона стоит в связи с учением книги о душе. Душа есть дух живой и деятельный (12:1), существенно отличный от недеятельного вещества и богоподобный (2:23), отличный от тела человека (8:19–20). Душа бессмертна и при смерти тела она переходит в другой, невидимый мир (3:1–4; 4:10–15). Назначение души есть вечная жизнь в царстве Божием (2:23). Правда и мудрость ведут к этой жизни (1:15; 6:19–20). Следовательно, эта жизнь, полная славы и счастья, ожидает праведных (1:15; 5:15). А порочных и безумных ожидают скорбь и «теснота» духа (5:2–3), отчаяние и безнадежность (4:19–20; 5:14) или вечная смерть (1:15; 2:24). Анализ 2–5 глав. Писатель приводит рассуждение нечестивых о настоящей жизни праведника. Эпикурейцы, не верующие в загробную жизнь, составляют план – убить благочестивого человека (2:1–17). Не веря надеждам праведника на загробное воздаяние, они решаются замучить его до смерти (2:18–20). Но они, по взгляду писателя, ошиблись в своих предположениях, будучи ослеплены злобою (2:21). И они не познали таин Божиих 205 , не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды души непорочных. Бог создал человека для нетления 206 и соделал его образом 207 Своего Существа 208 . Но завистью диавола вошла в мир 209 смерть (θνατος), и испытывают ее принадлежащие к уделу 210 его (2:22–24). В то время как грешников постигает смерть, души праведных в руке Божией 211 , и не прикоснется к ним мучение (3:1). В глазах людей неразумных они казались умершими (δοξαν τεθνναι), и исход 212 их считался погибелью, и отшествие 213 от нас – уничтожением. Но они пребывают (εσν – sunt) в мире 214 . Ибо хотя в глазах людей они и наказываются, но надежда их полна бессмертия (θανασας), в противоположность телесной смерти. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы 215 , потому что Бог испытал 216 их и нашел достойными |
| |