Глава III. Побуждение к греху возникло из души, а не из плоти, и повреждение, образовавшееся от греха, не грех, а наказание    Кто-нибудь, пожалуй, скажет, что причиной всякого рода пороков безнравственной жизни служит плоть, потому что душа живет так под влиянием плоти. Но говорящий так не обращает должного внимания на природу человека во всей ее совокупности. Правда, «тленное тело отягощает душу» (Прем. IX:15). Поэтому и апостол, ведя речь о том же тленном теле, о котором незадолго перед тем сказал: «Внешний наш человек тлеет» (2Кор. IV:16), говорит: «Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор. V:1-4). Итак, хотя мы и отягощаемся тленным телом, но так как знаем, что причиною отягощения служит не природа или сущность тела, а повреждение его, то желаем не совлечься тела, а облечься его бессмертием. Ибо оно и тогда будет, но, не будучи тленным, не будет и отягощать. «Тело бо тленное отягощает душу, и земное жилище обременяет ум многопопечителен (Прем. IX:15.) И тем не менее те, которые думают, что всякое душевное зло происходит от тела, заблуждаются.    Вергилий в своих прекрасных стихах излагает, по-видимому, мнение Платона, когда говорит: Источник их жизни — огонь, и начало их племени небо;Но служат препятствием им преступные их же тела,И отупляют земные суставы и смертные члены.    Затем, как бы давая понять, что четыре известные душевные страсти: желание, страх, радость и скорбь, служащие началом всех грехов, происходят от тела, он прибавляет: Отсюда и страхи у них и желанья, страданья и радость; И звук не доходит до них, заключенных в их мрачной темнице.    Но наша вера учит иначе. Ибо повреждение тела, которое отягощает душу, было не причиною первого греха, а наказанием. Не плоть тленная сделала душу грешной, а грешница-душа сделала плоть тленной. Хотя от этого повреждения плоти и зависят некоторые порочные возбуждения и желания, однако не все пороки дурной жизни следует приписывать плоти: иначе мы должны будем представлять дьявола, который плоти не имеет, чистым от всех них. Хотя мы и не можем назвать дьявола блудодеем или пьяницей, или приписать ему другой такого же рода порок, относящийся к плотскому удовольствию (хоть втайне он советует и подстрекает и к таким грехам); тем не менее сам он — в высшей степени горд и завистлив. Порочность последнего свойства до такой степени овладела им, что за нее он обречен в темницах мрака на суд великого дня (Иуд. I:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Божественное Слово есть Владыка всего, Господь всех ( Деян. 10:36 ; Иуд. 4 ); Царь царей и Господь господствующих ( Апок. 19:16 ). Как к всесовершенному Богу к Нему приложимы все имена, отражающие Божественные свойства. Божественное Слово есть Саможизнь (ατοζω) 50 , Самосила (ατοδναμις) 51 , Самоистина (ατοαλθεια) 52 , Самомудрость (ατοσοφα) 53 , Самосвятость (ατοαγιτης) 54 , Самоблагость (ατοαγαθτης) 55 и т. д. Существование Божественного Слова не есть абстрактное и отвлеченное существование. Божественное Слово есть живое Личное Бытие во всей Его полноте. Божественный Разум Личен, и Его Личное Бытие всесовершенно. Кого же может порождать всесовершенное Личное Бытие Божественного Ума, как не столь же всесовершенное Личное Бытие? Всесовершенная, беспредельная, неограниченная Личность порождает столь же всесовершенную, беспредельную и неограниченную Личность. Полнота Личного Бытия порождает такую же полноту Личного Бытия. Личность абсолютная и безусловная порождает Личность абсолютную и безусловную. Если Божественный Ум есть Ипостасное Начало, то Ипостасно и Само Божественное Слово. Всесовершенная Ипостась рождает всесовершенную Ипостась, потому и Божественное Слово именуется Личностью, Ипостасью, Лицом, Персоной. Раскрыв, что Божественная Жизнь есть Наивысшая Жизнь всесовершенного Разума и Слова, обладающих всей полнотой Личного Бытия в единой Божественной сущности, Православная Церковь добавляет, что Бог есть Дух. Вне этого утверждения раскрытие Божественной Жизни для человека было бы неполным. Оно ограничилось бы раскрытием Умно-Словесной Жизни Бога, но не приоткрыло бы Его всецело духовное, нетварное, невещественное бытие, бесконечно превосходящее все существование тварного мира. Священное Писание многократно учит о Боге: «Бог есть Дух ( Ин. 4:24 ); «Господь есть Дух ( 2Кор. 3:17 )». «Нетленный Твой Дух во всем пребывает» ( Прем. 12:1 ); «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово ( Прем. 1:7 )», – наставляет Соломон. Дух Божий восхваляет Давид: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты ( Пс.

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Сохраняя же и по смерти тела, свое полное личное и самосознательное бытие, души, понятно, являются, вместе с сим, вполне способными и к тому, чтобы вспомнить и пересознать все свое прошедшее, соделанное, совместно с телами, в земной жизни, и отдать в нем отчет пред своею совестью и судом Божиим. Но, мало того, что душа из этой жизни переходит в другую с ясным сознанием всего своего прошедшего, а, что особенно важно, она переходит сюда уже с окончательно определившимся своим духовно-нравственным направлением или к добру или к злу, почему, по словам Сираха, и удобно есть перед Богом, в день смерти воздати человеку по делом его... (ибо)в скончании человека открытие дел его (Прем. Сир.11:26, 27 ). А, что действительно в откровении то нравственное состояние, с которым души умерших переходят в другой мир, признается настолько определившимся и законченным, что они уже не в состоянии изменить его существенного характера и направления, это видно из тех немалочисленных мест его, в которых, с одной стороны, настоящая временная жизнь души, в связи со своим спутником и сотрудником – телом изображается, как предназначенное для ее нравственного самоусовершения на поприще труда, испытания и подвига, за которым, в другой жизни, следует уже заслуженная награда, а, с другой – ясно указывается на то, что, для не заслуживших сего во время своей земной жизни, со смертью прекращается всякая к тому возможность; так как после смерти не может быть ни покаяния, ни исправления. Так, напр., еще премудрый Сирах, руководясь, конечно, не иным, как таким воззрением на настоящую и загробную жизнь души, преподавал, пока живущим в сей жизни, следующие наставления: «Испытывай себя прежде суда, и во время посещения найдешь милость. Прежде, нежели почувствуешь слабость, смиряйся, и во время грехов покажи обращение. Ничто, да не препятствует тебе исполнить обет благовременно и не откладывай оправдание до смерти... Припоминай о гневе (Божием) в день смерти и о времени отмщения, когда Господь отвратит лице Свое» (Прем. Сир.18:20–24 ). Такой, а не иной смысл имеют и, обращенные к иудеям, слова Самого Иисуса Христа: аще не имети веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших ( Ин.8:24 ), а, также, обращенные к коринфянам, слова ап. Павла: молим не вотще благодать Божию прияти вам... се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:1, 2 ), и, сказанные о себе самом: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем, возлюбившим (конечно, во время своей земной жизни) явление Его ( 2Тим.4:7, 8 ). § 159. Учение древнеотеческое

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Апостолы были чисты от гордости и не только не желали почестей, но обезпокоивались, когда она им воздавалась: ( 2Кор. 3, 5 ;. 2Кор. 6, 14 ). Что это за соединение царя и Бога? Послушай, новый Арий (Лигарид)! Один мудрец сказал: что есть царь. Он царь сегодня, а завтра умирает, он – наследие ползучих животных и червей. Начало гордости тогда, когда человек отходит от Бога, и когда сердце отворачивается от Творца, ибо гордость есть начало греха, и тот, кто ее имеет, распространяет омерзение (Прем. Сына Сирах. 10, 10–15 ). За это Бог напускает зло и разрушает. Бог сказал царю Вавилонскому, уподобившему себя Богу и говорившему: Это ли не величественный Вавилон, который я построил силой моего могущества и во славу моего величия. «Тебе говорят, царь Вавилонский, царство отошло от тебя» (I, 401), и Никон цитирует Иезекииля 28, 1–9, где царству ставится угроза гибелью за гордость царей, и Деян. 12, 21–23 о смерти царя Ирода за невоздание славы Богу. И против другого внешнего проявления неограниченной власти царя возражал Никон, за то, что на двуглавом орле нарисован был царь верхом на лошади с надписью пророчества Соломона о Христе, отнесенного к царю на переплете Острожской Библии . «И ты пишешь: Почему орел представлен двуглавым? Потому что он простирается и в церковную и в светскую сферу. Вот ответ: Верно, что Царское Величество вознесся над Церковью, вопреки Божественным Законам, превознося идею собственного достоинства, но не по какому либо Божественному закону. И он не остановился здесь, но гордо воздымается против Бога полетом орла на щите, недавно сделанном в 1663 г. На нем представлен двуглавый орел, и на орле царь верхом на лошади с богатейшей добычей, а над ним надписано пророчество Соломона о Христе, которое царь снес к себе. Слова эти из 3-й главы Песни Песней: «Войдите и посмотрите, дщери Сиона, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его». Есть там и другой текст из Писания, в котором Исаия говорит о вечном царстве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Итак, в злострадании и скорби человек лучше познает суету мирской жизни и скорее всем сердцем и умом обращается к Богу. Потому и Господь говорит человеку: «призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя» ( Пс.49:15 ). В скорбях человек смиреннее бывает духом; в смирении же только и удостаивается он Божьей благодати. Скорби приводят человека в познание прежних его грехов; прекрасным примером тому служат братья Иосифа прекрасного, которого они продали и от которого они после потерпели немало скорби, причем и говорили: «точно мы наказываемся за грех против брата нашего… за то и постигло нас горе сие» ( Быт.42:21 ). И что еще особенного делают скорби? Они заставляют человека мудрствовать о бессмертии души; потому и сказано о страждущих: «ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» ( Прем.3:4 ). В скорби укрепляется в нас надежда вечных благ, как и говорит апостол Павел: «кратковременное легкое страдание наше производит в безсмертном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ). Впрочем, это бывает только тогда именно, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое. Да и, вообще, скорби бывают для нас спасительны тогда именно, когда мы более и более начинаем ненавидеть суетные радости и блага, более и более привлекаемся сердцем к Богу, смиряемся пред Ним, чрез что и удостаиваемся большей Его милости. В противном же случае скорби производят в нас мирскую только печаль, которая, по словам апостол Павла, ведет в муку ( 2Кор.7:10 ). Кто ищет спасения и не старается сносить приключающихся ему скорбей, тот не на пути спасения; ибо Господь сказал: «кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27 ). Не будучи же учеником Христовым, как достигнет и того царства, где Он уготовал престол Свой ( Пс.102:19 )? «Неужели же, в самом деле, – скажет иной, – только в скорбях можно спастись?» «Входите тесными вратами, – Господь говорит, – потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» ( Мф.7:13–14 ). Кто не рассудит, что не зла же нам желает Господь, когда велит идти путем прискорбным? Если бы можно было спастись нам иначе, то благий Человеколюбец не стал бы вовлекать нас в скорбный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Но сказанного еще недостаточно для решения поставленного нами вопроса. Мы знаем, что Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия. Как же, спросите вы, объяснить их? Бог попускает, братие, бедствия праведным людям для их же пользы. Эти бедствия укрепляют праведников в добре, возвышают их пред Богом и открывают в них новые и новые добродетели. «Хвалимся», говорит апостол Павел, «и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыждает» ( Рим.4:3–5 ); «мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Кроме этого бедствия способствуют возвышению будущей славы праведников: ибо, как говорит Премудрый, пред лицем человеческим аще и муки приимут, упование их дессмертия исполнено: и вмале наказани бывше, великими благодетелъствовани будут: яко Бог искуси их, и обрете их достойны себе ( Прем.3:4,5 ). «Кратковременное легкое страдание наше, говорит апостол Павел, производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но и на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:17–18 ). Сами праведные с радостью переносили гонения, хвалились ими, радовались, что удостоились пострадать за имя Христово. Поэтому на бедствия и на скорби смотрели как на доказательство любви Божией к ним. «Господь», говорит апостол Павел, «кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны... Бог наказывает нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности ( Евр.12:6–8,10–11 ). Так сами праведники смотрели на свои скорби и бедствия. О если бы, братие, и нам, грешным, достигнуть такой высоты духа, чтобы не с ропотом и скорбью переносить свои бедствия, а с радостию, за имя Христово, для нашей же пользы, для нашего спасения. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

2. Сначала раем называется и именуется сам Бог , к Которому Павел, восхищенный, был поднят и от Которого «слышал слова неизреченные, – как он утверждает, – которые невозможно человеку» слышать ( 2Кор.12:4 ) 51 . Затем – Церковь верных, имеющую, как насаждения Жизни, святых, питающих делом и словом «алчущих и жаждущих правды» Божией ( Мф.5:6 ). После этого все творение, являющее величие Бога и славу Его для нас людей, потому что от красоты его (творения) мы поднимаемся к Создателю, как считает и Соломон ( Прем.13:5 ). Кроме них – и Божественное Писание, и сам цельный человек, и мудрая жизнь по Богу 52 . 3. Итак, что будет противного для благочестиво размышляющих из тех, которые, созерцая согласно высшей мудрости, философствуют и развивают это все в речь о рае? Я полагаю, никоим образом ничего, как именно и считают истинно святые отцы, так как принято подобное тому, что о рае и мы сказали, и божественным отцом Иоанном Дамаскиным , согласно 45 главе его толкований 53 , в которой он размышляет о рае. 4. О том, что нет нужды нам, верующим, теперь именно в том рае, в котором была дана заповедь Адаму «возделывать и хранить» ( Быт.2:15 ), свидетельствует Слово Божие, принявшее наше естество в начаток смешения ( Рим.11:16 ) 54 и ставшее ипостасью для самой плоти нашей, которую Он принял от чистых кровей Богородицы и воссел одесную величия Отца Своего на высотах, так сказав: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут нее едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:20–21 ), и опять: «И когда Я пойду приготовить вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:3 ). Итак, если в том раю на земле, в котором случилось грехопадение, как ты написал в письме, еще находится Христос с разбойником, потому что сказал ему в то время: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ), какая Ему нужда говорить нам, верующим в Него: «И когда Я пойду приготовить вам место " ( Ин.14:3 ), если рай является приготовленным от сотворения мира?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

32. Премудрость Божия, изложивши так в общих чертах речь свою и к проповедникам слова и к званным на таинственную её трапезу, напоминает тот час и о наградах им, говоря: потому что таким образом умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни ( Притч. 4:11 ). Таким образом, то есть со всем вниманием полагая страх Господень в начало мудрости, ища разумения и ведением божественным усовершая понимание меня (потому что это дарует совет святых, сущее понимание некое дивное, впечатлевающее в благих мыслях и душах законы Божии, пишемые на плотяных скрижалях сердца не чернилами, а благодатию ( 2Кор. 3:3 ), – таким образом ты, стремящийся к успеху, проживешь много времени, и будешь у меня самым счастливым, и прибавится тебе годов жизни. Под множеством времени с прибавкою жизни разумеет действительно блаженное оное и бесконечное время, заключающее в себе, так сказать, множество и всякую такую прибавку, и множество превыше всякого мысленного представления, и прибавку превосходнее всякой воображаемой; под жизнию – ту блаженную и действительную, о которой без сомнения и Христос в последствии сказал: Я пришел для того, чтоб имели жизнь, и имели с избытком ( Ин. 10:10 ). Или: в будущем веке, говорит, станешь жить в свою очередь многое и нескончаемое время, по сказанному то есть; но и в теперешней жизни прибавятся тебе годы жизни. Ибо. так как, по выражению той же книги Притчей, лета нечестивых сократятся, а страх Господень прибавляет дней ( Притч. 10:27 ), то и здесь, говорит, тебе, усердному ученику прибавится годов жизни. Если угодно, разумеются годы чувственные и обнаруживающиеся, потому что и ими иногда еще здесь награждает благодать, конечно, на общую пользу человеков; а если нет, пусть это лучше будут годы и дни, которые мысленное Солнце правды ( Мал. 4:2 ) сверхестественно соделывает в святых душах праведников ( 2Пет. 1:19 ), прилагая знание неизреченное. О них, кажется мне, и вдохновенный Давид сказал негде: кто есть человек, хотящий жизни, любящий наслаждение днями добрыми ( Пс. 33:13 )? Да и сам этот мудрец, опять, говорит: не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется. Ибо мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь возраст старости. Достигши совершенства в короткое время, он сполнил долгие лета ( Прем. 4:8, 9, 13 ). А это то же самое, что – прибавится тебе годов жизни. Слово третье

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

348 Пророчество в данном тексте, очевидно, берется не в общем значении, а в отношении к частному служению учительства и Церкви. 349 С этим текстом ап. Павла напрашивается на сопоставление, определение Духа Премудрости в книге Прем. Сол. 7, 22–3: «Она есть Дух разумный, святой, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и всепроникающий все умные, чистые, тончайшие духи». Здесь, в этом отчасти искусственно умноженном ряде эпитетов в их триседмеричной (3 X 7) полноте выражается та общая мысль, что «она. (Премудрость) одна, но может все и, пребывая в самой себе все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (27). 350 Здесь мы имеем конечно, параллель свидетельству прор. Исаии о седьми дарах Св. Духа: «и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух света и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ). 351 В этом смысле пророки с их живым чувством истории и актуальных ее задач отличаются от апокалиптиков с их дурной, утонченной мечтательностью, которые стремились к раскрытию будущего за историей, вне связи с настоящим наступающего как deus ex machina. 352 В отдельных случаях это отожествление распространяется как будто даже на самый характер ипостасей. Так, в 1Кор. 15. 45 мы читаем: «Второй Человек (Христос) есть Дух животворящий», и в 2Кор. 3, 17 : «Господь (по контексту – Христос) есть Дух». Конечно, здесь духовность Божия берется в отношении к тварной плотяности и в этом смысле недуховностн. Посему, и в этом же смысле, говорится о Св. Духе как о Духе Христовом (см. выше): «а если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ). 353 Essays on the Trinity and the Incarnation. By members of the Anglican Communion, edited by A. E. J. Rawlinson. 1928. IV. The Evolution of the Doctrine of Trinity by Prof. Kirk, p. 205. 354 Св. Дух называется Духом сыноположения в литургии св. Василия Великого (тайная священническая молитва на Достойно и праведно): «иже Дух Святый явися. Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010