10. Менандр: Тех, которые свою жизнь неразумно растрачивают, Прекрасно послушать, но это быстро обращается всем во зло. 11. Хилон: Растрачивающий на то, что не должно, будет иметь мало на то, что должно. 12. Не владеть богатством вреда не принесет, владеть им дурно – оно погубит жизнь того, кто им обладает. 13. Плутарх: Жизнь распутных проходит, словно у умирающих каждый день. 14. Видя распутного богача, который ел маслины и пил воду, сказал: «Если так завтракаешь, то уж не так обедаешь». 15. Кипсел: Скупому лучше умереть, чем жить в недостатке. 16. Платон: Мудрый Платон, видя благородного юношу, который распутно тратил родительское богатство, ядущего хлеб и пьющего воду у ворот гостиницы, сказал: «Если так по своей воле завтракаешь, то уж не так обедаешь». 17. Диоген: Этот, подойдя к некоему юноше, проедающему отцовское наследство, попросил у него десять драхм. Спросив о причине, почему от других берет обол, а от него требует десять драхм, сказал: «Потому что от других надеюсь получать часто, от тебя же больше никогда». 18. Ксенофонт: Не брать блага не так трудно, как удержать взятое. 19. Дифил: Трудно кучу собрать за долгое время, За день один растащить ее легче. 20. Зенон: Зенон сказал оправдывающим свою расточительность тем, что они истратили большие излишки: «Разве вы с поварами согласны, если они говорят, что сделали соленые приправы, потому что у них есть много соли?» Слово 62-е. О привычке и нравах 1. Рим. 7, 22 : Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 2. Прем. 14, 17 : Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон. 3. Сир. 23, 19 : Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится. 4. Свт. Василий Великий : Ни на воске невозможно писать, если не изгладить написанные ранее знаки, ни душе приобщиться к Божественному, если не изгнать прежние мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

33. Дерево узнается по плоду. Возделание древа являет плод его: тако слово помышления в сердцы человеческом. Сир.27:6 . 34. Из переполненного сосуда бежит вода, а от избытка чувствований сердца невольно говорят уста. Каково в человеке сердце, таковы у него и слова; уста получают направление от сердца. Сребро разжженное (чистое) язык праведного: сердце же нечестивого исчезнет (гнило). Устне праведных ведят высокая: безумнии же в скудости скончаваются (до самой смерти своей говорят о низостях). Устне мужей праведных каплют благодати (исполнены мудрости): уста же нечестивых развращаются (развратны). Притч.10:20, 21, 32 . 36. Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только полезное, дабы оно доставило благодать (назидание) слушающим ( Еф.4:29 ), и не служило соблазном. 37. От праведных слов оправдаешься, а от лживых слов осудишься. Хранитеся убо от роптания неполезна и от оболгания щадите язык: яко вещание тайное тще не прейдет, уста же лжущая убивают душу. Прем.1:11 . 41–42. Покаяние и вера обратившихся к Богу осуждают мир (грешников), и делают нас наследниками правды, т. е. праведными ( Евр.11:7 ). 43–45. Если кто избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя Иисуса Христа, опять запутывается в них (в пороках), и побеждается ими: то последнее бывает для такового хуже первого ( 2Пет.2:20 ). Невозможно, единожды просвещенных (верой и крещением), и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго (благодати) снова обновлять покаянием, когда они (отвержением) снова распинают у себя Сына Божия, и поносят Его ( Евр.6:4, 6 ). 49. Кто творит волю Божию, того Бог любит, как брата, как сестру, и как мать ( Ин.15:14 ). Гл. 13. Ст. 11–12. Не всякий может понимать Божественное учение о спасении чрез Иисуса Христа, а только тот, кому Бог откроет, и кто старается иметь чистое сердце ( Мф.5:8 ). Кто способен знать тайны царствия небесного, тому дастся познание, и приумножится, если пребудет верным Божию дару. Кто верен в данном для употребления малом, тому можно поверить и многое ( Лк.19:17 ); а кто неверен в малом, тот будет неверен и во многом ( Лк.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Гл. 11. Ст. 1–7. В церкви мужчины молятся с открытой, а женщины с покрытой головой, по правилу Апостольскому. 7–12. Муж по непосредственному происхождению от Бога есть образ и слава Божия, а жена по происхождению от мужа есть слава мужа: но в отношении к Господу муж не имеет преимущества пред женою, ни жена (женщина) пред мужем ( Гал.3:28 ); ибо как прежде жена произошла от мужа, так после муж от жены, а все от Бога. 19. И возражения против веры полезны; потому что сим лучше открывается и объясняется истина, с опровержением лжи ( Ин.20:25 сл.). 28. Если сердце (совесть) наше не осуждает нас; то мы имеем свободный доступ к Богу ( 1Ин.3:21 ). 31. Кто открывает Богу грех свой, и вины своей не утаивает, но исповедается пред Господом в преступлениях своих; с того Бог снимает вину греха его ( Пс.31:5 ). Гл. 12. Ст. 3. Кто получил от Иисуса Христа благодатный дар, и уверовал в Него; тот не должен злословить Его ( Мк.9:39 ) своим богоотступлением, и сим хулить Духа Святаго, дарующего нам в Господа Иисуса веру ( Мф.16:17 ; Ин.20:28, 29 ). 4–6. Дары Духа Святаго в верующих различны, но Благодать одна и та же: и служения (Господу) различны ( Еф.4:11 ), но Господь один и тот же: и действия Благодати различны, но Бог, производящий все, во всех один и тот же. Премудрость, едина сущи, всяческая может, и пребывающи в себе, вся обновляет, и по родом в души преподобных преходящи, други Божия и пророки устрояет: никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Прем.7:27–28 . 8–10. Дары Святаго Духа верующим: мудрость, знание, вера, дары исцелений и чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки и истолкование их. 14–30. Благодать Божия в верующих многоразлична ( 1Пет.4:10 ), но никто кроме Бога (И. Христа), не может иметь всех дарований, а каждому дается открытое действие Духа Святаго только по мере дара Христова или по мере веры в Него. Все верующие, как члены одного тела Христова, должны служить друг другу полученным от Бога даром, как верные слуги вверенной (данной) им благодати ( 1Пет.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Знаем, что ты учитель пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие ты творишь, никто не может творить, если не будет Бог с ним«, говорил Никодим Христу Иисусу. »Знаем " , я и другие подобные мне. Кто эти мы? «Мы знаем», – так думали о себе фарисеи и книжные люди, а о народе говорили с презрением: «этот народ невежда» ( Ин.7:49, 9:24, 29 ). «Начальники иудейские», или что то же, члены синедриона, большинство которых были фарисеи, также считались знающими ( Ин.7:26 ). Так, между фарисеями и членами синедриона были подобные Никодиму, довольно внимательные к себе, чтобы не идти наперекор истине и Богу. И из начальников многие уверовали в Него: «но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги», говорит евангелист ( Ин.12:42 ). Один из верующих начальников, и притом высокий по духу, известен и по имени: это Иосиф Аримафейский ( Лк.23:51 ). Фарисеи говорили с укоризною служителям своим, говорившим неприятную правду: «уверовал ли в Него (в Иисуса) кто из начальников (членов синедриона) или из фарисеев» ( Ин.7:48 )? Но они лгали или не зная дела, или даже сознательно, чтобы только заставить молчать о неприятной правде. «Мы знаем, говорит Никодим, что ты учитель пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие ты творишь, никто не может творить, если не будет Бог с Ним». Никодим не безотчетно верит в Иисуса. Он верит с сознанием причин разумных, обязывающих к вере в сына Иосифова. Творить чудеса нельзя без уполномочия на то от Бога, без помощи всесильной силы Божией: это истина не подлежащая сомнению. – Потому не должно подлежать сомнению и то, что Иисус, Который творит в виду всех чудеса, – Посланник Божий: так рассуждал Никодим. И надобно отказаться от здравого смысла, если бы захотели осуждать Никодима. Пусть вера князя Никодима еще не вера в Сына Божия, а только в Посланника Божия. Вера растет, как деревцо. Хорошо то, что есть вера и еще лучше, что эта вера – не бесплодная, а привела князя слушать наставления в вере и благочестии. Ст. 3. Отвеща Иисус и рече ему: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше ( ανωθεν), не может видети царствия Божия. Ανωθεν означает «свыше, с неба, от Бога» ( Иов.3:4 ; Ин.3:11, 19:11 ; Иак.1:17, 3:15 ), – означает и «опять, снова» ( Лк.1:3 ; Гал.4:9 ; Прем.19:16 ). Древние переводчики (вульгата, сирский, коптский, арабский), Нонн и Никодим ст. 4. понимали в словах Спасителя второе рождение; Ориген , Кирилл, Феофилакт заменяли ανωθεν словом: ουρανωθεν, «с неба». Нет сомнения, что по последнему объяснению Спасителя второе рождение может совершаться только с неба, силою Божиею: но отселе еще не следует, что в 3 ст. надобно переводить ανωθεν – «свыше», а не «снова»; напротив постепенность, с какою ведет Спаситель Никодима до полного уразумения духовной тайны, требует здесь слова о новом рождении, – а о рождении с неба речь впереди. Видеть царствие Божие – то же, что войти в царствие Божие ст. 5, – участвовать в благах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Одновременно с этим Бог пробуждает в человеке сознание его тварной свободы тем, что дает ему закон или заповедь: «И заповедал Господь Бог, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16—17). Меньше всего можно в установлении заповеди видеть произвол; напротив, ею подтверждается признание тварной свободы человека, которая соотносительна необходимости и благодаря наличности заповеди, «категорического императива», находит для себя проявление. И самое содержание заповеди вытекает из отношения человека к миру. Общение человека с миром установляется не только знанием и властвованием, но и чувственностью, ибо мир есть как бы внешнее тело человека, как это обнаруживается в питании, в обмене веществ. И Бог Сам научает человека питанию, давая благословение пищи (Быт. 1:29). Однако в этом единении с миром для человека таится и опасность, которая может угрожать ему даже и смертью, хотя «Бог и не сотворил смерти», но «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. Сол. 1:13; 2:23—24). Следующей ступенью самосознания для человека было его самоопределение по отношению ко всему живому. Бог приводит к нему все живые существа, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так было имя ей» (Быт. 2:19). Речь идет, конечно, не о произвольном установлении имен, но об их нахождении. Как все животное, человек мог и должен был в себе найти идеи или имена всех животных и тем познать себя как живое средоточие животного мира, печальника всего живого. И это самопознание явилось, конечно, новым шагом по пути осуществления подобия Божия. Человек оказался при этом на высоте положения, ибо «нарек имена» (Быт. 2:20) всей твари и избежал подстерегавшего его здесь искушения. А именно ему угрожала опасность чрез сознание близости и родственности своей к животному миру утерять иерархическую свою высоту: чрезмерно приблизившись к животному миру, он мог ниспасть до животности, затемнить свой духовный лик. И конечно, опасность была наибольшею в области пола, где половой инстинкт, возбужденный зрелищем всеобщей двуполости животного мира, недолжным образом проснувшись, мог затемнить в нем предчувствие о дремлющей в его недрах подруге. Перво–Адам благополучно миновал и для себя, и для грядущей Евы это искушение: перед его глазами прошли все животные пары, но он не »усомнился в том, что здесь нет «помощника, подобного ему» (Быт. 2:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Святая Троица Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь, Он сказал им: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). (Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена.) История крещения Господа нашего Иисуса Христа во Иордане от Иоанна Предтечи ясно учит тайне Пресвятой Троицы. Ясно выражает то же учение о Святой Троице и евангелист Иоанн: Трие суть свидетельствующая на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он ( 1Ин.5:7 ) – говорит о Троих и приписывает Им единство. Учение о Святой Троице известно было и в Ветхом завете, например, пророку Исайи. Исайя видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его ( Ис.6:3 ). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог троичен в лицах. Или еще: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс.32:6 ). (Но, впрочем, особенно ясных указаний на учение о Святой Троице, в Ветхом завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения). Учение о Святой Троице есть основное учение христианской веры. В единого Бога веруют и евреи, и магометане, – христиане же веруют, что единый Бог – в трех Лицах, так что, кто не верует во Святую Троицу, тот и не христианин. Учение о Святой Троице непонятно для нашего разума, но мы веруем ему, по прямому свидетельству слова Божия: Божия никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ). И этому не должно удивляться, потому что познание наше ограничено, несовершенно. «Помышления смертных нетверды», – говорит Премудрый, – «и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал» ( Прем.9:14–16 )? Мы должны веровать в Святую Троицу, но не должны исследовать, как Бог – един в трех лицах. «Сын мой, – говорит премудрый сын Сирахов, – сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных; но тайны открываются смиренным. Ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто… Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» ( Сир.3:17–24 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 7 ). Сойдем и смешаем – множественное число. Отец повелел, Сын смешал языки, Дух рассеял народы по всей земле. Также Агарь встретилась в пустыне с Сыном ( Быт. 16, 7–14 ). И Сын посылает мусульман на христиан за наши грехи. В главах 18 и 19 Книги Бытия тайна триединства описана очень ясно: «Три мужа стоят против него… И сказали ему… сказал Господь… Он сказал… И встали» ( Быт. 18, 2–16 ). Далее: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). «Господь от Господа» – речь здесь идет о Сыне, именно Он сжег Содом и Гоморру. В Книге Исход в 3-й главе сказано, что именно Сын вывел евреев из Египта, первенцев египетских тоже истреблял Сын ( Прем. 18, 12–17 ). Величайшее Откровение имени Яхве – Иегова было дано именно Сыном Божьим: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3, 13–14 ). Именно Иисус сказал, что Он есть Яхве. Триединство Отца, Сына и Святого Духа хорошо видно и в Книге пророка Исаии в 63-й главе ( Ис. 63, 7–14 ). Вся Священная история – это история действия Отца, Сына и Святого Духа. Лекция восьмая. О Святом Духе Святой Дух – Личность. Святой Дух – Бог. Дух Святой вездесущий. Святой Дух всеведущий. Дух Святой – источник чудес. Дух Святой ставит пастырей Церкви во епископов. Дух Святой имеет власть отпускать грехи. Святой Дух возрождает людей для Бога. Дух Святой открывает Святое Писание (дает людям Слово Божие). Дух Святой участвует в зачатии Христа. Дух Святой влечет Христа на гору искушений. Святой Дух участвует в воскресении Христа из мертвых. Дух Святой участвует в воскрешении тел. Духа Святого мы прославляем вместе с Отцем и Сыном. Бытие Духа Святого от Отца. Несостоятельность аргументов против Святой Троицы. Когда мы говорим о Господе Боге Духе Святом, мы должны сказать следующее: 1) Он – Личность; 2) Он – Бог; 3) Он имеет Бытие от Отца (через исхождение). Исхождение от Отца – это ипостасное свойство, означающее, что Дух Святой имеет бытие от Отца, но иным способом, чем Сын. Святый Дух исходит от Отца, Сын рождается от Отца. Святой Дух – Личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Изображая свойства и действия этой божественной силы, он говорит, что она есть излияние славы Вседержителя, сияние Его присносущего света, непорочное зерцало Его действий и образ Его благостыни ( Прем.7:25–26 ) и по тому самому, всегда присуща Ему, как свет солнцу ( Прем.9:4, 9 ); что ею созданы все вещи и устроен порядок мира и ею же управляется и направляется во благо все его течение ( Прем.8:1 ), что от нее же исходит к людям всякий свет ведения, ею же совершается в них и нравственное совершенство, ею же исправляются и все стези сущих на земли и направляются к их благу и спасению ( Прем.9:17–19 ). Как творящая и промышляющая сила Божия она по любви своей к созданным ею тварям, нисходит с высоты божественного величия в круг творения, проникает все вещи и всё обновляет, проходит сквозь все разумные существа и в души преподобных входит ( Прем.7:22–28 ), сообщая им все нужное для их истинного блага ( Прем.7:10–11 ), желая научить людей угодному пред Богом, она сама предваряет желающих получить от нее сие познание и достойных ее сама обходит ищущи, показуясь им благоприятно на всех стезях жизни ( Прем.6:12–17 ). Эту божественную силу, посредствующую между Богом и миром, творящую и промышляющую писатель книги Премудрости называет иногда Словом Божиим и, представляя это Слово какой-то особенной божественной силой, говорит о нем, что оно сотворило все вещи ( Прем.9:1 ), питало израильтян в пустыне ( Прем.16:26 ), исцеляло их от угрызения змиев ( Прем.16:12 ), наказывало смертью врагов их ( Прем.18:15 ) и вообще было для них руководителем, наставником и спасителем. Такие же точно понятия о Боге и Его отношении к миру, только в более развитых и точных формах, излагаются и Филоном в его сочинениях. Подобно писателю книги Премудрости, и он раскрывает во многих местах своих сочинений мысль, что Бог , как Он есть сам в себе, в своем Божественном существе, совершенно непостижим для ума человеческого, – что его простая сущность превыше всех мысленных определений и наименований, – что Он есть Паτр γνοςτος.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Израиль же не впал в идолопоклонство, ибо знает Бога ( Прем.15:2–3 ). Но знание Бога – это не интеллектуальное постижение его существования, а вера в его силу и действие. Третий и последний пример, который приводит автор, кажется ему самым убедительным ( Прем.15:7–13 ). Он говорит о земле, с которой работает горшечник, о её тленности, и смеётся над теми, кто изготавливает из неё священные статуэтки. Глина даёт возможность сделать любую утварь, она ценна только благодаря умению и вдохновению труженика, который её лепит. Будучи сам лишь образом своего Создателя, человек притязает на способность создавать Бога и тем самым соперничает со Всевышним ( Прем.15:10–11 ). И звучит тяжкий приговор: «такой более всех знает, что он грешит» ( Прем.15:13 ). Из приведённых примеров делается самый категорический вывод: «Никакой человек не может образовать Бога, как он сам» ( Прем.15:16–17 ). Затем автор описывает формы идолопоклонства, распространённые в Египте – поклонение самым отвратительным животным. Автор стремится доказать своим соотечественникам, что мудрость Израиля выше, потому что она основана на исторических фактах, а не на мифах, созданных самим человеком. Изображение Богини в виде змеи особенно отвратительно для еврея, для которого это животное изначально символизирует искусителя. Змея лишена одобрения Божия и благословения его ( Прем.15:19 ): при сотворении, обо всех тварях Бог сказал, что они хороши, и благословил их, змей же, после грехопадения, был проклят ( Быт. 3:14–15 ). Так, критика богов заканчивается намёком на дьявольскую природу идолопоклонства 51 . Автор вновь возвращается к истории евреев в пустыне (гл. 16). Рассказывается о казнях, прежде всего, о тьме над всем Египтом (гл. 17), хотя у израильтян был яркий день ( Прем.18:1–9 ), затем о гибели первенцев ( Прем.18:10–25 ), переходе через красное море и уничтожении египетской армии (гл. 19). Вывод из этого исторического обзора следует такой: «Так, Господи, Ты во всем возвеличил и прославил народ Твой, и не оставлял его, но во всякое время и на всяком месте пребывал с ним» ( Прем.19:21 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

в) Наконец не без основания замечали и замечают, что многие мысли и понятия, содержащиеся в книге Премудрости Соломоновой, выражены в такой словесной форме, которая показывает, что писателю ее, по-видимому, знакомы были многие книги Св. Писания, написанные гораздо позднее времен Соломона. Так напр. изображая враждебные чувства, питаемые нечестивыми людьми к праведнику, он выражает их почти теми же самыми словами, в каких они выражаются и в книге пророка Исаии ( Прем.2:18 ; Ис.3:10 ) и, что особенно замечательно, выражаются не в еврейском тексте этой книги, а в переводе ее 70-ти толковниками. Таким же образом, говоря о блаженной, по воле Божией, кончине праведника и суде Божием на нечестивых, он опять выражает свои мысли словами, по-видимому, заимствованными из той же книги ( Прем.3:1–3, 4:11, 14–15 . Срав. Ис.57:1–2 . Прем.5:18–19 . Срав. Ис.59:17 . Прем.1:16 . Ср. Ис.28:15 ). То же самое, может быть, придется сказать и о том замечательном месте книги Премудрости Соломоновой, где писатель ее, возвышаясь над господствовавшим в народе иудейском мнением о достоинстве и значении брачной жизни с ее естественными благословениями, превозносит девство, обещая ему в будущем царстве Божием высокую честь и славу ( Прем.3:13–14 . Ср. Ис.56:4–5 ). Наконец почти все, что говорится в книге Премудрости Соломоновой о происхождении, суетности и безумии идолопоклонства, в 13 и 14 главах ее, так сходно с тем, что говорится об этом же предмете в книгах пророков Исаии ( Ис.44 ) и Иеремии ( Иер.10 ), что мысль о знакомстве писателя книги Премудрости Соломоновой с этими свящ. книгами приходит сама собой, – и если верность этой мысли, на основании одного этого замечаемого в мыслях и выражениях сходства, и не доказывается еще со всей строгостью логического вывода, то и не опровергается никакими другими соображениями. (Сн. особ. Ис.44:12–21 и Иер.10:13–16 с Прем.13:10–13 ; Иер.46:25 с Прем.14:11 и проч.). Итак, за недостатком положительных и точных преданий об историческом происхождении книги Премудрости Соломоновой, для решения этого вопроса, нам следовало бы теперь обратиться к внутреннему свидетельству самой этой книги, так как, по общему закону произведений человеческих, она должна носить на себе более или менее ясные следы своего века, народа и современных ей исторических обстоятельств, равно как и личных качеств писавшего ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010