18, 20), так, если многие находятся в разногласии и борьбе друг против друга по причине гордости, властолюбия и сребролюбия, то это настроение вселяет в них самого богоборца и человекоубийцу—диавола, и они, невидимо предводительствуемые им, не перестают уже с ожесточением воевать друг против друга, как дикие звери, пока не будут одни другими окончательно истреблены. Все это так было и так совершается ежедневно по непостижимым судьбам Божиим. Поэтому, хорошо и спасительно для нас, и самому Вышнему благоприятно отвергнуть нам от мыслей наших всякое расслабление и пагубное для души отчаяние, а в особенности — льстящие нас суетные надежды, по которым мы ждем, что опять по прежнему устроится царская держава в Константинополе, но следует нам воспрянуть от многолетнего сна великого нашего нерадения и небрежения, повинуясь слову проповедника, который говорит: братие, во всякой премудрости ходите ко внешним, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5,15). И опять он же: нощь убо прейде, то есть, многолетняя оная тьма прелести лукавых бесов, владевшая родом человеческим до самого пришествия во плоти Господа нашего Иисуса Христа, миновала и окончательно исчезла явлением Присносущного Живота и Света, а день приближися (Рим. 13, 12), то есть, настал невечерний светлейший свет непогрешительного боговедения, когда воссияло разумное Солнце правды, и распространился по всей вселенной и просветил ее. Поэтому, отложим, говорит, дела темная, яже суть блуд, прелюбодеяние, всякая нечистота плотская, студодеяние, неправда, лихоимание и всякое преслушание и преступление божественных заповедей Христа Спасителя (Гал. 5, 19). Делами же тьмы нарицает их не потому, что они совершаются во тьме,—и днем творят блуд, крадут и разными другими способами беззаконничают люди,— но потому, что они предают нас, делателей своих, вечной преисподней тьме. И. облечемся, говорит, во оружие света (Рим. 13, 12), то есть, в главные четыре душевные добродетели, которые суть (Прем. Сол. 8, 7): правый разум, правда, мужество— не то, которое низлагает тела и разоряет городские крепости, но душевная сила и терпение при наносимых нам от бесов и лукавых людей и различных напастях и приключениях, — и целомудрие, сохраняющее нас во всякой святыни и преподобии и присоединяющее нас самим святым ангелам; также и в другие, рождающиеся от них добрые дела: в воздержание, кротость, смиренномудрие, веру, надежду, любовь, которая есть исполнение всего закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   Ст. 19. Тогда открыта была Даниилу тайна в ночном видении.    Сновидение царя он узнает чрез свое сновидение или, вернее, и сон и значение его он узнал чрез откровение Божие; чего не знали демоны, этого не могла узнать мирская мудрость. Поэтому и апостолы чрез откровение Господне познали тайну, которая была неведомою всем прежним поколениям.    Ст. 20. И благословил Даниил Бога небесного и сказал и проч.    Даниил благословил Бога небесного в отличие от тех, которые находятся на земле и демонскими искусствами и обманами морочат то, что перстно. Ибо боги, не сотворившие неба и земли, погибнут.    Ст. 21. Он изменяет времена и лета, низводит с царства и поставляет.    Поэтому мы не должны удивляться, если видим, что цари сменяются царями и царства царствами, потому что по воле Божией они управляются, и изменяются и оканчиваются. Причины всего этого знает Тот, Кто есть Творец всего, и часто Он дозволяет возвышаться худым царям, чтобы худые худых наказывали. Но вместе с тем он намекает и чрез общее рассуждение подготовляет слушателя к тому, что виденный сон касается изменения и преемствования царств.    Он дает мудрость мудрым и разумение разумным согласно с написанным: послушав мудрый премудрее будет (Притч. 1:5). Ибо имущему дано будет (Матф. 25:29), и душа, пламенеющая любовию к мудрости, с радостию исполняется Духа Божия. В злохудожну же душу не внидет премудрость (Прем. Сол. 1:4).    Ст. 22. Он открывает глубокое и сокровенное, знает то, что во тьме, и свет обитает с Ним.    Кому Бог открывает глубины и кто может сказать: о глубина богатства премудрости и разума Божия (Рим. 11:35), тот, вследствие обитающего в нем Духа, исследует также глубины Божии, в глубине души своей искапывает глубокие кладези, и вынимает всю землю, обыкновенно прикрывающую глубокие воды, и соблюдает заповедь Божию, гласящую: пий воды от своих сосудов и от твоих кладенцев источника (Притч. 5:15). В следующем затем: знает то, что во тьме, и свет обитает с Ним, тьма означает неведение, а свет — знание и разумение. Таким образом как неправое не скрывается от Бога, так правое окружает и облегает Его. Или так следует объяснять это, что тьма означает все таинственное и глубокое сообразно с тем, что мы читаем в Притчах: уразумеет же притчу и темное слово (Притч. 1:6). Тоже самое означает читаемое нами в Псалмах: темна вода во облацех воздушных (Псал. 17:12). Ибо кто восходит на высоту и, оставив земное, стремится, подобно птицам, в тончайший воздух и ко всему эфирному; тот становится облаком, которого достигает истина Божия и которое обыкновенно изливает дожди на святых, и исполнившись многого знания, он имеет в сердце своем многие темные воды, покрытые мраком, чрез который проходит один только Моисей и говорит лицом к лицу с Богом, о котором написано: положи тму за кровь Свой (Псал. 17:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

15:27). Какое же зло может быть большее того, как восстающие на душу плотские страсти, делающие ее мерзкою пред Богом и Создателем ее? Поста­райся же благочестивейший государь, сохранить ее чистою бессмертному Царю и Жениху ее, чтобы удостоиться ей вместе с мудрыми девами, имея горящий светильник войти в небесный чертог Жениха своего. Истинным царем и самодержцем почитай того, благочестивейший государь, который заботится не только о том, чтобы правдою и хорошими узаконениями бла­гоустроить положение своих подданных, но и бессловесные страсти и пожелания своей души-ярость и гнев и беззаконный плотские похоти-всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества. Истинный Божий разум не только украшает внутреннего человека мудростью, кротостью и всякою правдою, но и внешние члены тела его благоустрояет, как то: очи, уши, язык и руки. Этот разум не может дозво­лить ему очами блудно наслаждаться чужою красотою, или располагаться к слушанию неприличных песен и душевредных шуток смехотворцев и кощунников, или внимать клеветам людей завистливых, или самому языком досаждать, злословить и сквернословить, а также руками наносить оскорбления неповинным, или похищать чужое имение. Каким же образом можем приобрести эту спасительную благодать, — сему научает нас боговдохновенный пророк и царь Давид, поя в виде вопроса и ответа. «В чесом, — говорит, поправить юнейший путь свой?» Это вопрос, на который Дух Святый отвечает: «внегда сохранити словеса Твоя» (Пс.118:9), то есть, исполнять заповеди Царствующего на небесах. Поэтому, и в другом месте он молится, говоря: «бла­гости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах» (Пс.118:66). Их и мы всей душей будем соблюдать и, без сомнения, получим всякую благодать и благословение духовное. «Правда возвышает язык», говорит премудрый Соломон (Притч.14:34); «злодейство» же «превратить престолы сильных» (Прем.Сол.5:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

15, 27). Какое же зло может быть большее того, как восстающие на душу плотские страсти, делающие ее мерзкою пред Богом и Создателем ее? Постарайся же благочестивейший государь, сохранить ее чистою бессмертному Царю и Жениху ее, чтобы удостоиться ей вместе с мудрыми девами, имея горящий светильник войти в небесный чертог Жениха своего. Истинным царем и самодержцем почитай того, благочестивейший государь, который заботится не только о том, чтобы правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных, но и бессловесные страсти и пожелания своей души—ярость и гнев и беззаконный плотские похоти—всегда побеждать. А кто побеждается этими бессловесными страстями, тот не есть одушевленный образ небесного Владыки, а только человекообразное подобье бессловесного естества. Истинный Божий разум не только украшает внутреннего человека мудростью, кротостью и всякою правдою, но и внешние члены тела его благоустрояет, как то: очи, уши, язык и руки. Этот разум не может дозволить ему очами блудно наслаждаться чужою красотою, или располагаться к слушанию неприличных песен и душевредных шуток смехотворцев и кощунников, или внимать клеветам людей завистливых, или самому языком досаждать, злословить и сквернословить, а также руками наносить оскорбления неповинным, или похищать чужое имение. Каким же образом можем приобрести эту спасительную благодать, —сему научает нас боговдохновенный пророк и царь Давид, поя в виде вопроса и ответа. «В чесом, — говорит, поправить юнейший путь свой?» Это вопрос, на который Дух Святый отвечает: «внегда сохранити словеса Твоя» (Пс.118,9), то есть, исполнять заповеди Царствующего на небесах. Поэтому, и в другом месте он молится, говоря: «благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах» (Пс.118, 66). Их и мы всей душей будем соблюдать и, без сомнения, получим всякую благодать и благословение духовное. «Правда возвышает язык», говорит премудрый Соломон (Притч.14,34); «злодейство» же «превратить престолы сильных» (Прем. Сол.5, 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

34) Глаголы живота вечнаго, которые, как засвидетельствовал Апостол Петр (Ин. 6, 68), имеет Бог —Слово, суть глаголы о том, что им совершено, которыми тайноводствуемый к Нему еще от — зде стяжевает и вечную жизнь и залог Духа и непостыдную надежду спасения. Но сего не сподобляется тот, кто предпочитает душе плоть, и имеет пристрастие к земным благам и услаждается ими. 35) Словесен (logicoz — разумен) не тот, кто имеет произносимое слово (имеет способность говорить членораздельно): ибо таков всякой человек; но тот, кто словесною (разумною) силою ищет и изследует, как обрести Бога. Впрочем никогда не найдет он, что есть по естеству Преестественный. Это невозможно ни для какого естества; но в премудром благоустроении всего сущаго, в промышлении о нем, его сохранении, направлении и управлении, как бы созерцается и осязается красоты сей хитрец рододелатель и родоначальник (Прем. Сол. 13, 1. 4, 5), как домостроитель познается из дела рук Своих. 36) Нестяжательности не стяжешь, как должно, без без страстия, ни безстрастия без любви, ни любви без страха Божия и чистой молитвы, ни этих без веры и безпопечения, коими окрыляемый ум бросает долуплежущее мудрование, воспаряет в горнее и обозревает его, ища Владыку своего. 37) Лобызай чистоту, как зеницу ока своего, да будешь храм Божий и дом Ему желанный: ибо без целомудрия невозможно соделаться своим Богу. Пораждает же сие любовь к Богу, безпристрастие к миру и удаление от него, а сохраняет смиренномудрие, воздержание, молитва непрестанная, созерцание духовное (Богомыслие), плачь и разсуждение, — доброты коего не улучишь ты без безстрастия. 38) Никто да не введет тебя в заблуждение, будто без святыни (чистоты), в противность слову Апостола (Евр. 12, 14) можно узреть Бога. Ибо Господь, всеблагий и всякой чистоты превыше сущий, неблаговолит внутренно являться нечистому. Как недостоин Его, паче Его любящий отца и матерь, или дочь и сына; так недостоин Его и тот, кто любви к Нему предпочитает что нибудь временное и вещественное и тем паче этот мерзкий и смрадный грех. От того, кто не отвращается от сей нечистоты, отвращается Бог, так как ниже тление нетления наследствует (1 Корин. 15, 50).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

34) Глаголы живота вечнаго, которые, как засвидетельствовал Апостол Петр (Ин. 6, 68), имеет Бог–Слово, суть глаголы о том, что Им совершено, которыми тайноводствуемый к Нему, еще отзде стяжает и вечную жизнь, и залог Духа, и непостыдную надежду спасения. Но сего не сподобляется тот, кто предпочитает душе плоть, и имеет пристрастие к земным благам и услаждается ими. 35) Словесен (λογικς — разумен) не тот, кто имеет произносимое слово (имеет способность говорить членораздельно): ибо таков всякий человек, но тот, кто словесной (разумной) силою ищет и исследует, как обрести Бога. Впрочем, никогда не найдет он, чтó есть по естеству Преестественный. Это невозможно ни для какого естества, но в премудром благоустроении всего сущего, в промышлении о нём, его сохранении, направлении и управлении, как бы созерцается и осязается красоты сей Хитрец Рододелатель и Родоначальник (Прем. Сол. 13, 1, 4, 5), как домостроитель познаётся из дела рук своих. 36) Нестяжательности не стяжешь, как дóлжно, без бесстрастия, ни бесстрастия — без любви, ни любви — без страха Божия и чистой молитвы, ни этих — без веры и беспопечения, коими окрыляемый ум бросает долуплежущее мудрование, воспаряет в горнее и обозревает его, ища Владыку своего. 37) Лобызай чистоту, как зеницу ока своего, да будешь — храм Божий и дом Ему желанный: ибо без целомудрия невозможно сделаться своим Богу. Порождает же сие любовь к Богу, беспристрастие к мipy и удаление от него, а сохраняет — смиренномудрие, воздержание, молитва непрестанная, созерцание духовное (Богомыслие), плач и рассуждение, — доброты коего не улучишь ты без бесстрастия. 38) Никто да не введет тебя в заблуждение, будто без святыни (чистоты), в противность слову Апостола (Евр. 12, 14) можно узреть Бога. Ибо Господь, всеблагой и всякой чистоты превыше сущий, не благоволит внутренне являться нечистому. Как недостоин Его, паче Его любящий отца и матерь, или дочь и сына, так недостоин Его и тот, кто любви к Нему предпочитает что–нибудь временное и вещественное и, тем паче, этот мерзкий и смрадный грех. От того, кто не отвращается от сей нечистоты, отвращается Бог, так как ниже тление нетления наследствует (1 Корин. 15, 50).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

55) Не будь пристрастен к разнообразным и дорогим яствам и не питайся ими пространно; ибо питающаяся пространно, говорит Писание, жива умерла (1 Тим. 5, 6). Да и не дорогими яствами, если можно. избегай насыщения. Ибо написано: не прельщайся насыщением чрева (Прит. 24, 15). 56) Часто бывать вне келлии не позволяй себе, если ты избрал себе безмолвное житие; потому что это очень вредно, — отъемлет благодать, омрачает мысли, ослабляет ревность. Почему и сказано: парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. Сол. 4, 13). Пресеки же сношения с внешними, чтоб ум твой не сделался парительным и не возмущал порядков безмолвия твоего. 57) Сидя в келлии не совершай деланий своих безсмысленно, и времени не иждивай в праздности: ибо безцельно, говорят, путешествующий — всуе протрудится. Но стяжи себе благое делание, собери ум свой. пред очами имей всегда последний час смертный, помни о суетности мирской, как она обольстительна, и вместе как не тверда, и ничтожна, помышляй об обстоятельствах страшнаго на суде испытания, как наши горькие обличители будут видимо представлять тогда наши деда, слова и помышления, которыя они влагали, а мы принимали, приводи себе на мысль и адския мучилища, и то, как в них заключены будут души, представляй также великий оный и страшный день, — разумею, день общаго воскресения, предстания пред Богом, и окончательнаго определения Судии неложнаго, воображай имеющия объять грешных мучения, стыд и обличение совести, и то, как будут они отвержены Богом и ввержены в огнь вечный, к червю неусыпающему, во тьму непроницаемую, где плач и скрежет зубовь, обозревая же все другия мучилища, не переставай, стеня, обливать слезами лице свое, одеяние свое и место, на котором сидишь. Такими помышлениями, как я видал, многие стяжевали себе обилие слез, и дивно очищали все силы души своей. 58) Помышляй также о благах отложенных праведным, поставление их одесную Христа, благословенными их нарицающий глас Владыки — Господа, наследие Царства Небеснаго, превышающие ум дары им, свет оный сладчайший, радость, конца не имеюшую, и никакою печалию не пресекаемую, обители оныя небесныя, сожительство Ангелов, и все другое обетованное боящимся Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

55) Не будь пристрастен к разнообразным и дорогим яствам и не питайся ими пространно; ибо питающаяся пространно, говорит Писание, жива умерла (1 Тим. 5, 6). Да и недорогими яствами, если можно, избегай насыщения. Ибо написано: не прельщайся насыщением чрева (Прит. 24, 15). 56) Часто бывать вне кельи не позволяй себе, если ты избрал себе безмолвное житие; потому что это очень вредно, — отъемлет благодать, омрачает мысли, ослабляет ревность. Почему и сказано: парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. Сол. 4, 13). Пресеки же сношения с внешними, чтоб ум твой не сделался парительным и не возмущал порядков безмолвия твоего. 57) Сидя в келье, не совершай деланий своих бессмысленно, и времени не иждивай в праздности: ибо бесцельно, говорят, путешествующий — всуе протрудится. Но стяжи себе благое делание, собери ум свой, пред очами имей всегда последний час смертный, помни о суетности мирской, как она обольстительна, и, вместе, как не тверда и ничтожна, помышляй об обстоятельствах страшного на суде испытания, как наши горькие обличители будут видимо представлять тогда наши дела, слова и помышления, которые они влагали, а мы принимали, приводи себе на мысль и адские мучилища, и то, как в них заключены будут души, представляй также великий оный и страшный день, — разумею, день общего воскресения, предстания пред Богом, и окончательного определения Судьи неложного, воображай имеющие объять грешных мучения, стыд и обличение совести, и то, как будут они отвержены Богом и ввержены в огнь вечный, к червю неусыпающему, во тьму непроницаемую, где плач и скрежет зубов, обозревая же все другие мучилища, не переставай, стеная, обливать слезами лице свое, одеяние свое и место, на котором сидишь. Такими помышлениями, как я видал, многие стяжали себе обилие слез, и дивно очищали все силы души своей. 58) Помышляй также о благах отложенных праведным, поставление их одесную Христа, благословенными их нарицающий глас Владыки–Господа, наследие Царства Небесного, превышающие ум дары им, свет оный сладчайший, радость, конца не имеющую, и никакой печалью не пресекаемую, обители оные небесные, сожительство Ангелов и всё другое, обетованное боящимся Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

а)  Они делают человека мудрым: лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с ней. Послушайте наставления, и будьте мудры и не отступайте от него (Притч. 8, 10–11, 33). б)  Познания содействуют спасению человека: исследуйте писания (Ин. 5, 39) (сказал Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению писаний) (Лк. 24, 45). – И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). – Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя, пишет св. апостол Павел Тимофею (1 Тим. 4, 16). в)  Нерадение в изучении истины сопровождается печальными последствиями: уклоняющийся от учения впадет в беды, говорит Премудрый (Притч. 17, 16). г)  Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби: сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери (Притч. 10, 1). – Родил кто глупого, – себе на горе, и отец глупого не порадуется. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей (17, 21, 25). д) Всякий христианин должен помнить, что мудрость и знание истины имеют своим источником Самого Бога и потому ниспосылаются от Него, как высшие и драгоценнейшие дары тем, которые достойны их: «у Него премудрость и сила; Его совесть и разум», читаем в книге Иова (12, 13). «Он есть руководитель в мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его и мы, и слова наши, и всякое разумение и искусство делания», – говорит Премудрый (Прем. Сол. VII, 15–16). «Всякая премудрость от Господа, и с Ним пребывает во век, – говорит премудрый сын Сирахов. – Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и бездну и премудрость кто исследует? Источник премудрости – слово Бога всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди. Кому открыт корень премудрости? И кто познал искусство ее? Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. Он произвел ее и видел, и измерил ее, и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. Кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению» (Сир. 1, 1–10; 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

а) Это последнее обстоятельство особенно стоит заметить. Кому и вся наша Русь обязана христианским просвещением, как не иночеству? Как прежде, по свидетельству летописей, так и в наши дни – кто у нас апостольствует в Сибири? Кто разносит по тундрам тамошним неведомые дикарям понятия об истинном назначении человека, о его обязанностях и лучших условиях бытовой жизни? Кто, вместе с верой, учит их строить жилища, заводить хлебопашество и т. д.? Это делают – опять-таки не кто иные, как иноки – главным образом, монашествующая братия. Да, многим обязана наша Русь православному монашеству! А если так, то не слушайте тех, которые проповедуют, что монашество есть извращение человеческой природы – что оно бесполезно в общем строе народной жизни и т. п. Нет, други мои, иночество правильно поставленное, это – душа народной жизни. В нем мы имеем то свято семя, которым, по слову Писания, стоят и держатся царства и народы (Пс. 6, 15). Без него… оскуде преподобный – сами знаете, что дальше сказано в писании: и умалишася истина от сынов человеческих. А умаление истины, пренебрежение к ней – известно, к чему ведет народы: и опустошит всю землю беззаконие и злодейство превратит престолы сильных (Прем. Сол. 5, 24). Приведем и еще одно замечание премудрого (Притч. 11, 10–11): во благих праведных исправится град и в благословении правых возвысится: усты же нечестивых раскопается. б)  Нам скажут: но много ли у нас таких праведников? Где ныне преподобные? Отвечаем: много ли ныне в наших монастырях истинных подвижников, мы не знаем, так как один Господь знает сущия Своя; но что они есть, а еще важнее, – что в монастырях наших жив и действен поныне дух истинного подвижничества, хотя он проявляется теперь, быть может, и не в тех иногда формах, в каких проявлялся прежде, в этом, по нашему, и сомневаться нельзя. Иначе, стал ли бы народ наш тысячами стекаться в обители? Нет, братия, чутья народного не обмануть – что ни говорите! Затем и то надо сказать: ведь и в старые годы не сотнями же считали строгих подвижников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010