Смысл же следующий: наказание отнюдь не будет отсрочено, и пророчество относится ее к отдаленным векам; Моими словами предсказывается то, что теперь наступает, что теперь произойдет, — что они пойдут во главе переселяющихся, то есть князья и сильные, которым выше сказано: «слушайте слово сие, телицы тучные, находящиеся на горе Самарийской» (гл. 4 ст. 1). И еще: «горе богатым на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую, вельможи, главы народов, пышно входящие в дом Израилев» (гл. 6, ст. 1). Вы, первые по богатству, первыми подвергнетесь игу плена согласно с написанным у Иезекииля: «начните от святилища Моего» (Иезек. 9:6), — не от святых, как очень многие полагают, а с разрушения храма, который был святым. «Ибо силнии силне истязани будут» (Прем. Сол. 6:6), и кому более вверяется, с того более взыщется (Лук. 12:48). «И будет», говорит, «истреблено сообщество наслаждающихся», — тех, которые были единодушными лишь в увлечении наслаждениями и устраивали пиры и общие обеды; они все одинаково будут истреблены, так что для тех, которые имели одинаковые наслаждения, будет одинаковое наказание. Вместо этого LXX перевели: «прекратится ржание коня у Ефрема», чего в еврейском [тексте] нет и о чем, как излишнем, мы скажем тогда, когда начнем иносказательное объяснение. «Поклялся Господь Собою Самим» или, как читаем в еврейском [тексте], «душею Своею», согласно с написанным у Исаии: «новомесячий ваших, и суббот и праздников ненавидит душа Моя» (Исаии 1, 14), — не в том смысле, что Бог имеет душу, а потому, что Он говорит применительно в свойствам человеческим. И неудивительно, если говорится, что Он имеет душу, когда Ему приписываются также другие члены, которые ниже души: ноги, руки, чрево и прочие члены. Если же нам будут возражать те, которые утверждают, что Христос не имел человеческой души, но в человеческом теле был Бог вместо души, то пусть они знают, что здесь заключается доказательство действительности (substantiam demonstrari) души во Христе, подобно тому, как и члены тела Его были действительными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ст. 19. Тогда открыта была Даниилу тайна в ночном видении.    Сновидение царя он узнает чрез свое сновидение или, вернее, и сон и значение его он узнал чрез откровение Божие; чего не знали демоны, этого не могла узнать мирская мудрость. Поэтому и апостолы чрез откровение Господне познали тайну, которая была неведомою всем прежним поколениям.    Ст. 20. И благословил Даниил Бога небесного и сказал и проч.    Даниил благословил Бога небесного в отличие от тех, которые находятся на земле и демонскими искусствами и обманами морочат то, что перстно. Ибо боги, не сотворившие неба и земли, погибнут.    Ст. 21. Он изменяет времена и лета, низводит с царства и поставляет.    Поэтому мы не должны удивляться, если видим, что цари сменяются царями и царства царствами, потому что по воле Божией они управляются, и изменяются и оканчиваются. Причины всего этого знает Тот, Кто есть Творец всего, и часто Он дозволяет возвышаться худым царям, чтобы худые худых наказывали. Но вместе с тем он намекает и чрез общее рассуждение подготовляет слушателя к тому, что виденный сон касается изменения и преемствования царств.    Он дает мудрость мудрым и разумение разумным согласно с написанным: послушав мудрый премудрее будет (Притч. 1:5). Ибо имущему дано будет (Матф. 25:29), и душа, пламенеющая любовию к мудрости, с радостию исполняется Духа Божия. В злохудожну же душу не внидет премудрость (Прем. Сол. 1:4).    Ст. 22. Он открывает глубокое и сокровенное, знает то, что во тьме, и свет обитает с Ним.    Кому Бог открывает глубины и кто может сказать: о глубина богатства премудрости и разума Божия (Рим. 11:35), тот, вследствие обитающего в нем Духа, исследует также глубины Божии, в глубине души своей искапывает глубокие кладези, и вынимает всю землю, обыкновенно прикрывающую глубокие воды, и соблюдает заповедь Божию, гласящую: пий воды от своих сосудов и от твоих кладенцев источника (Притч. 5:15). В следующем затем: знает то, что во тьме, и свет обитает с Ним, тьма означает неведение, а свет — знание и разумение. Таким образом как неправое не скрывается от Бога, так правое окружает и облегает Его. Или так следует объяснять это, что тьма означает все таинственное и глубокое сообразно с тем, что мы читаем в Притчах: уразумеет же притчу и темное слово (Притч. 1:6). Тоже самое означает читаемое нами в Псалмах: темна вода во облацех воздушных (Псал. 17:12). Ибо кто восходит на высоту и, оставив земное, стремится, подобно птицам, в тончайший воздух и ко всему эфирному; тот становится облаком, которого достигает истина Божия и которое обыкновенно изливает дожди на святых, и исполнившись многого знания, он имеет в сердце своем многие темные воды, покрытые мраком, чрез который проходит один только Моисей и говорит лицом к лицу с Богом, о котором написано: положи тму за кровь Свой (Псал. 17:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

51. Это сказано тем, кои живут в безмолвии. Находящиеся же в послушании отца, одно да имеют в уме, ни в чем не отступать от заповеди отца; ибо исполняя это, как следует, они исполняют все, требуемое от них; как наоборот, отступающие от точного исполнения этого долга, останутся неискусными во всяком виде добродетели и духовного жительства. 52. Вот и еще совет мой тебе, Христолюбче: возлюби странничество, т.е. будь как странник, чуждый для событий своей страны; не завлекайся заботами родительскими и любвами родственными; бегай бывания в городе и с терпением сиди неисходно в пустыни, говоря с Пророком: «се удалихся бегая и водворихся в пустыни» ( Пс. 54, 8 ). 53. Ищи мест уединенных и удаленных от мipa, и хотя будет утеснять тебя там скудость необходимых потреб, не бойся; если и враги окружат тебя, как пчелы или злые осы, всякого рода воздвигая на тебя брани, и всяческими возмущая тебя помыслами, не устрашайся, не приклоняй к ним послушливого уха, и не убегай с поприща состязания, но паче мужественно перетерпевай все, припевая себе и говоря: «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» ( Пс. 39, 2 ). И узришь величие Божия, Божие заступление, попечение и всякое спасительное о тебе промышление. 54. Друзьями должно тебе иметь такие лица, которые были бы назидательны для тебя и сходились с тобою в образе жизни; ибо говорит Писание, мужи мирные да будут други тебе, братия духовные, отцы святые, о коих и Господь наш сказал: «мати моя и братья мои те суть, кои творят волю Отца, Моего, Который на небесах» ( Мф. 12, 49 ). 55. Не будь пристрастен к разнообразным и дорогим яствам и не питайся ими пространно; ибо «питающаяся пространно», говорит Писание, «жива умерла» ( 1Тим. 5, 6 ). Да и не дорогими яствами, если можно. избегай насыщения. Ибо написано: «не прельщайся насыщением чрева» ( Прит. 24, 15 ). 56. Часто бывать вне кельи не позволяй себе, если ты избрал себе безмолвное житие; потому что это очень вредно, – отъемлет благодать, омрачает мысли, ослабляет ревность. Почему и сказано: «парение похоти пременяет ум незлобив» (Прем. Сол. 4, 12). Пресеки же сношения с внешними, чтоб ум твой не сделался парительным и не возмущал порядков безмолвия твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Боюсь одного только, чтобы не быть уже правдивым вельми и не мудриться излише ( Еккл. 7:17 ). Христос с тобою. 1854 г., ноября 29 дня. С принятием в дом души твоей Виновника жизни и радости спешу поздравить тебя. Дай Бог, чтобы отселе вменяла ты вся за уметы (Филипп. 3:8), обладая сокровищем этим, на селе твоего сердца сокровенным, коего станет с избытком на стяжание вечной жизни и блаженства. Приставь к нему стражей бестелесных: ум, волю, сердце твое. Не отходи от него, по крайней мере далеко, ни мыслями, ни желаниями, ни чувствами. И в горе и в радости, чаще взирай на Него и говори с Фомою: «Господь мой и Бог мой! ( Иоан. 20:28 ). Ты моя крепость, Господи, Ты моя сила, Ты мой Бог, Ты мое радование!.. Силе твоей слава Человеколюбче». Если ты верною пребудешь до смерти Ему, Он даст тебе, яко части своей собственной, венец живота ( Апок. 2:10 ), украсит тебя красотою, как невесту свою: аще и постигнешь скончатися, по слову Премудрого, в покои будешь (Прем. Сол. 4:7). Ибо ядый Его плоть, аще и умрет, оживет ( Иоан.6:50.59 ), для жизни нескончаемой, блаженной. Завтра желалось бы мне послужить в соборе свладыкою: он приглашал нас с о. инсп. ныне чрез ключаря. Молитесь, чтобы не осужден я был окаянный по грехам моим на место мучения, как недостойный принятия тела и крови Христовой. К вам было ныне собрался, да сынок мой Андрюша помешал: нужно было много передать ему об исповеди, поговорить о стяжании чистоты сердца. Причем постоянно почти обличал себя украдкою: зачем, проповедуя иным, сам, как раб неключимый, не делаюсь Божием стяжанием, не пекусь о спаасении? Христос с вами. 1854 г., 3 декабря. Проникнутый горячей любовью сердца, приветствую вас всех чад моих дорогих, с намерением приступить к трапезе Господней. И сам я готовлюсь к тому же, чтобы ближе поставить себя к вам, чтобы споспешествовать вам молитвою моею посильною в этом св. деле, онебешающем души. Да будете все вы един дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). Да ощутят сердца ваши сладость любви Христовой, при вкушении тела и крови Его драгоценных! Да будет Он отселе путем, истиною и животом ( Иоан.14:6 ) вашим. Самонадеянность, друг мой, всегда почти бывает виною если не падений, то расслабления нравственного, подготавливающего падения. На пути тесном, подвижническом, только тот не падает, кто по недоверчивости к себе уложивает себя заживо, не взирая на скорби сердца, во гроб послушания и погребает, как в могиле, в воле Отца свою волю; кто начинает и оканчивает все свои дела с мыслию о Боге помощнике, без воли и благодатного содействия коего ничего никогда не в состоянии мы сделать путного, прочного. Не тужи однако много, видя вместо снопа, одну только горсть в рукояти своего благодеяния постного: смиренное о себе мнение выше почитается Господом самого громадного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В таком же смысле учили о кончине мира и апостолы. Ап. Петр раскрывал это учение по поводу появления наглых ругателей, которые говорили: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет 3, 3–4 ). Указав ругателям, что первобытный мир погиб в волнах потопа (6 ст.), апостол предупреждает, что и нынешняя небеса и земля тем же Словом сокровена суть (содержимые тем же Словом), огню блюдома ( τεθησουρισμνοι ισ – сберегаются, сохраняются, как сокровища, драгоценность) на день суда и погибели нечестивых человек (7 ст.), – до тех пор, пока будут иметь цену в глазах Божиих. Но приидет день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса с шумом мимо и дут, стихии же сжигаемы (разгоревшись, воспламененные) разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (10 ст.). Слова апостола показывают, что грозная перемена с миром произойдет в день Господень, день суда и погибели нечестивых, т. е. в день решительного определения участи грешников. Предметом изменения будут: небеса, стихии, земля и дела, яже на ней. Выражение: небеса с шумом мимо идут дает понять, что под небом разумеются тела, поставленные на звездном небе; стихии, обыкновенно, означают первоначальные, простые вещества мира (Прем Сол 7, 17); земля и дела, яже на ней, обозначают нашу планету и все то, что на ней находится: природа и искусство, царство растений, минералы, животные, города и домы (но не люди), вообще все принадлежности земного обитаемого мира (ср. Авв.2:13 ), – все будет страшным образом разрушено. Орудием будущего обновления вселенной послужит огонь. Действие этого огня – «огненного потопа», или огненной реки» будет состоять не в истреблении окончательном, не уничтожении решительном вещественного мира, а только в обновлении, очищении мира. Сам апостол будущее разрушение мира сравнивает с постигшим древний мир потопом (6 ст.) и прямо говорит: нова же небесе и новы земл и , по обетованию Его, чаем, в нихже правда живет (13 ст.), т. е. нового неба, а не другого неба, новой земли, а не другой земли ожидаем. Слова: в нихже правда живет, дают видеть, что перемена для нынешнего неба и нынешней земли нужна только такая, чтобы не было в них неправды, не осталось ничего из того беспорядочного и зловредного, что в них привнесено было грехом человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Братия и Отцы! Дни наши протекают и проходят, как часы, недели как дни, месяцы как недели, а годы как месяцы: протекающий таким образом год всех влечет к смерти и к последнему дню явления Господа нашего Иисуса Христа; в этот день судный, «вся... нага и объявлена явятся дела наши пред очима Его», – как говорит Божественное Писание ( Евр. 4, 13 ). Что же всуе мятется человек? Что царь уповает на богатство и на золото свое? Что сильный и хищник гордится и хвалится стяжаниями и пастбищами? Что пристрастный к богатству и сребролюбец надеется на сокровища свои? Что сластолюбец ненасытно прилепляется 108 ко греху; – между тем как всякий день должно бы плакать и рыдать, и по возможности очищаться, пока еще не настал суд смертный, дабы избежать гнева, грядущего на сыны непокоривыя? «Сии... елика убо не видят, хулят: елика же по естеству яко безсловесная животныя ведят, в сих сквернятся. Увы и горе им, яко в путь Каинов поидоша, и в лесть Валаамовы мзды устремишася, и в пререкании Корреове погибоша» ( Иуд. 1, 11 ). Опасаюсь я, как бы эти слова, порицая тех, не уничижили и вас, мнящих о себе нечто. Ибо если один домогается отцовского наследства, и для сего предпринимает дальний путь, а другой заботится и подвергается злостраданиям до смерти для того, чтобы приумножить свое богатство; иной же по лихоимству и не по монашески понуждается к приобретению того и другого; то не достойны ли таковые того же осуждения? Даже более, – те могут иметь некоторую, хотя и слабую отговорку, так как должны заботиться о женах и детях; а вам, инокам, отрекшимся мира и того, что в мире, и приемшим единый крест, что остается сказать в оправдание себя? Ничего. Не большей ли казни и муки достойны вы, когда делаете тоже, что и миряне? Ибо Писание говорит: «сильнии... сильне истязани будут» (Прем. Сол. 6, 6); «и емуже предаша множайше, множайше просят от него» ( Лук. 12, 48 ), как то: от иерея и епископа. «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии и нераскаянны? вскую любите суесловие и глаголете лжи?» ( Пс.4, 3 ) во все время жизни вашей? Посему и говорит еще Давид погубит Господь «вся глаголющия лжу» ( Пс.5, 7 ). Мы изобретаем отговорки во извинение наших греховных страстей, и выставляем причиною их гонение, которое нисколько в этом не виновно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1 . Давайте подумаем, вместо ваших рукоплесканий, о том, что вам полезно, и, напомнив немного собранию кое о чем относительно нравственного образа жизни, побеседуем с вами о том, за что проповедник награждается самыми незначительными рукоплесканиями, но после чего у слушателей рождается сильное желание достигнуть спасения души. Хороша и подходяща для набожных душ речь о вере; и когда мы видим ревность вашу, пробуждающуюся во время выслушивания слова о вере, мы ясно понимаем любовь вашей души к своему Владыке. Как худой раб порицает господина, так благоразумный слуга радуется, когда господина все хвалят; поэтому желание похвалы для господина есть доказательство благорасположения слуги. Хорошо бывает мыть сосуд души, чтобы, очистив его нравоучением, под готовить к восприятию мира (благовония) богословия, потому что «в лукавую душу не войдет премудрость» (Прем.Сол.1:4). Нам предстоит коснуться в настоящей беседе вопроса о жизни с той как раз стороны, которая требует весьма тщательной осмотрительности. Именно, если я буду очень обнадеживать вас покаянием, то должно опасаться, чтобы кто-нибудь в расчете на будущее покаяние не ослабел и не сделался беспечнее в жизни. С другой стороны, если я буду замалчивать надежду на покаяние, то опасаюсь, как бы кто не отупел духовно и не предался телесным страстям. Одинаково, как беспечность, когда душа расслабляется от удовольствий, так и потеря надежды на покаяние располагают к изнеженной жизни. Поэтому речь должна быть разделена на две части, – одну для здоровых, а другую для слабых. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). Кто начал падать, пусть предупредит падение покаянием; Если кто подвергся опасности падения, пусть не падает; если кто и после предохранения упал, пусть не теряет надежды на человеколюбие Того, Кто восстановляет падших. Случается иногда испытывать незначительное колебание: «едва не пошатнулись ноги мои» ( Псал. 72:2 ). Бывает, что тот, кто уже поколебался, получает помощь от Господа: «когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня» ( Пс. 93:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

I, 4). Этому наилучшим образом соответствует определение Божественного существа, данное Самим Богом Моисею: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3, 14 ). Действительно, ничто не соответствует так существу Божию, как бытие, так как бытие исключает как начало, так и конец (ib. I, 5). Пророки говорят о Нем: «Кто держит небеса дланию и землю горстью?» ( Пс. 40, 12 ). И в другом месте: «Небо – престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом построите Мне или какое место будет покоя Моего? Разве не рука Моя соделала это?» ( Ис. 66, 1–2 ). Таким образом небо, заключенное в ладони Его, служит для Него престолом и земля, содержимая горстию, – подножием ног Его. Это сказано для того, чтобы не представлять Бога сидящим на троне наподобие восседающего и протяженного тела, но чтобы показать, что Бог находится и в мире и вне мира, обнимая его совне и проницая его изнутри. И дух человека радуется, слыша, что нет места без Бога и нет места, которое не было бы в Боге (ib. I, 6). что в Творце и Родителе начинается эта бесконечность неизмеримой вечности, но эту бесконечность он стремится представить себе в виде некоторого, постигаемого умом украшения. В этом на помощь ему приходит то же Писание. «От величия дел и красоты творений созерцается Создатель родов», – говорит оно (Прем. Сол. 13, 5). Творец великого Сам должен быть величайшим и Создатель красивого – Сам прекрасным. Прекрасно небо, воздух, земля, моря и вся вселенная. которую греки за ее красоту называют космосом. Человек воспринимает эту красоту благодаря какому-то инстинкту природы, наподобие некоторых птиц и животных, также ощущающих ее инстинктивно и выражающих это в радостных криках. И хотя чувство красоты мира невыразимо в словах, тем не менее само чувство подсказывает нам, что Господа этой красоты необходимо мыслить прекраснее всего прекрасного (ib. I, 7). Успокаиваясь на этом благочестивом мнении о Боге и в созерцании красоты Его, дух человеческий понимает, что почтить такое величие он может только признанием непостижимости Его для мысли и доступности только вере (ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Старость честна не многояетна, ниже в числе лет исчитается: седина же есть мудрость человеком, и возраст старости, житие не скверно. Прем.Сол.4:8–9. I. Дряхлая старость сама чрез себя болезнь. Легли здоровы, встали больны: пошли веселы, возвращаемся смутны. Теперь красиво, завтра безобразен: ныне легок и проворен, но после скоро, как только солнце несколько сделает кругов, сам себе тягостен и несносен. Да и надобно ли сему удивляться, когда целость нашего состава разрушается, ежели только тоненькая порвется жилочка, или маленькая остановится капелка крови? Так справедливо Писание Святое напоминает нам. Кая жизнь ваша? говорит оно. Пар есть, иже вмале является, потом же исчезает 382 . Сию нашего естества слабость надменные и высоко о себе мечтающие пусть памятуют: а мы к тому же прибавим и сие, что жизнь наша, кроме всех оных слабостей, еще весьма краткими ограничена пределами. Не успеем, так сказать, осмотреться, взошедши в сей от Бога нам построенный дом, как вот и зовут оттуду вон. Спросил некогда Фараон Иакова, отца Иосифова: сколько ему лет? Иаков отвечал: малы, и злы быша дние лет жития моего 383 . А сколько тогда ему было лет? Сто и тридцать. Что ты говоришь, старче Божий! ежели твои лета были кратки, о когда бы ты знал, что дние лет наших едва достигают седмидесяти лет, а и крепкие едва осмидесяти, да и то с трудом и болезньми! Вот какая в летах наших перемена! Том II. стр. 12, 13. II. При всем том, Христианин, не бойся старости. Старость есть свойство тела; а душа и престарелого человека, когда непорочна, есть в цветущей и неувядаемой юности. Может и душа старит, да и не в престарелом человеке, но в самом младом. Тело состарени от времени, от болезней, от печалей, а душа от греха. Столько в восемьдесят или во сто лет не состаривает тело, сколько один грех состаревает душу; да не только состаревает, но и умерщвляет. Сие, может быть, вас оскорбить, что душа так скоро и в младых летах состареть может; ибо кто без греха? И праведник седмижды на день падает: но не печальтеся, старость душевная конечно сама по себе горестное и страшнее, нежели телесная; но по благости Господней, она учинилась гораздо сноснее нежели телесная старость. Ибо телесной старости, сколько она ни тягостна, но отменить никак нельзя; а старость душевная может отменена быть: и престарелый душею может обновиться, и будет яко орля юность его. Сколько бы люди, особливо богатые и знатные, дали награды, все бы имение дали; ежели бы кто их из старых сделал младыми! Но вот, без всяких твоих даров и воздаяний Господь твой старость твою отменяет и возвращает тебе младость, Покайся, и обновишися: сокрушись, и помладееши: отвергни грех, и старость душевная прейдет: умри плоти, и оживеши духом. Да и том удивительнее сие таинство Господне, что ежели и паки состареешися, и паки обновиться можеши. Паки грех тебя расслабит, и паки, отвергнув его, можешь укрепится. Том XVI. стр. 147, 148. V. Священство

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

320 Митр. Филарет, говоря об отсутствии одежды у прародителей, замечает, что «тело их по красоте (своей) не требовало никаких посторонних украшений». Записки, руков. к основ. разум, кн. Бытия. Москва. 1867 г. Ч. 1. Стр. 49. 328 «Бог, говорит св. И. Златоуст, повелел человеку возделывать и хранить рай, чтобы он (человек) от чрезмерного покоя не развратился " . Там же. Стр. 111. 329 Слово «хранить " (рай) не заключает в себе указания на что-нибудь особенное сверх того, что заключается в повелении «возделывать» рай: то, что возделано, усовершенствовано, естественно требует предохранения от порчи, от возвращения в прежнее, невозделанное состояние. 340 Блаженство (от «благо») – жизнь благами, или в благе, светлая, беспечальная жизнь в царстве добра, не потрясённом борьбой со злом. 349 Этим выражением св. отец, по-видимому, имел в виду указать на многообразие и сложность чувственной природы в сравнении с простотой духа. 353 Для тех, кому показалось бы, что свобода может быть только абсолютной, ограниченная же свобода невозможна, так как самые понятия: свобода и ограничение взаимно исключают друг друга, логически несовместимы, – заметим, что ограниченная свобода и действительно существует, о чём каждому человеку свидетельствует его сознание, и логически удобопредставима. Свобода человека ограничена уже тем одним, что он не обладает всемогуществом, чтобы исполнить все, что хочет. И, однако же, он обладает силами в известной мере, и у него есть круг деятельности, соответствующий этой мере. И вот в этом-то кругу он свободно или делает, что хочет, или не делает, чего не хочет. 354 «Тело тленное отягощает душу», сказал Премудрый (Прем.Сол.9:15). «В членах моих, говорит ап. Павел, вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:23–4 ). 356 Человек в виду древа познания и связанной с ним заповеди не мог не сознавать, что есть нечто такое, чего он ещё недостоин, что ему ещё не по силам. Стремление его возвыситься до этого было законно, но незаконен был путь, который он по научению духа-искусителя избрал для достижения этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010