Но, если угодно, скажем и о других родах наказания, чтобы по прошедшему поверить и будущему. Путешествовал ли кто из вас когда-нибудь в Палестину? Я думаю (что путе­шествовал). Итак, будьте вы свидетелями истины того, что я скажу. Выше Аскалона и Газы у самого конца реки Иордана была страна обширная и плодоносная, которая могла равняться с раем Божиим: Лот возвел очи свои , сказано в Писании, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (Быт.13:10); а теперь она — пустыннейшая из всех пустынь. Там стоят деревья и имеют плод, но плод этот напоми­нает о гневе Божием; висят гранатовые яблоки, имеющие прекрасный вид и подающие незнающим приятные надежды, но, будучи взяты в руки и разломаны, не обнаруживают ни­какого плода, а пыль и прах, во множестве находящийся внутри их. Такова там и земля, таковы и камни, таков и сам воздух. Все сожжено, все обратилось в прах, напоминая о про­шедшем гневе и предуказывая будущее наказание. Неужели и это словесные угрозы? Неужели и это — одни звуки слов? Если кто не верит геенне, то пусть вспомнит о Содоме, пусть поду­мает о Гоморре, о наказании, которое уже исполнилось и остается доныне. Изъясняя это, и божественное Писание говорит о пре­мудрости: она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души — стоящий соляной столб (Прем. Солом.10:6,7). Нужно сказать и о причине, по которой они так пострадали. У них было одно преступление, тяжкое и заслуживавшее проклятия, но только одно: они предавались неистовой страсти к юношам, и за это сожжены огненным дождем. А теперь совершаются бесчисленные и подобные и тягчайшие преступления, но такого сожжения не бывает. Почему? Потому, что уготован другой огонь, никогда неугасающий. Тот, Кто являл такой гнев за один грех, не принял ходатайства Авраама и не был удер­жан жившим там Лотом, как пощадит нас, совершаю­щих столько зла? Не может быть этого, не может.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но, если угодно, скажем и о других родах наказания, чтобы по прошедшему поверить и будущему. Путешествовал ли кто из вас когда-нибудь в Палестину? Я думаю (что путешествовал). Итак, будьте вы свидетелями истины того, что я скажу. Выше Аскалона и Газы у самого конца реки Иордана была страна обширная и плодоносная, которая могла равняться с раем Божиим: Лот возвел очи свои , сказано в Писании, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (Быт.13:10); а теперь она — пустыннейшая из всех пустынь. Там стоят деревья и имеют плод, но плод этот напоминает о гневе Божием; висят гранатовые яблоки, имеющие прекрасный вид и подающие незнающим приятные надежды, но, будучи взяты в руки и разломаны, не обнаруживают никакого плода, а пыль и прах, во множестве находящийся внутри их. Такова там и земля, таковы и камни, таков и сам воздух. Все сожжено, все обратилось в прах, напоминая о прошедшем гневе и предуказывая будущее наказание. Неужели и это словесные угрозы? Неужели и это — одни звуки слов? Если кто не верит геенне, то пусть вспомнит о Содоме, пусть подумает о Гоморре, о наказании, которое уже исполнилось и остается доныне. Изъясняя это, и божественное Писание говорит о премудрости: она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души — стоящий соляной столб (Прем. Солом.10:6,7). Нужно сказать и о причине, по которой они так пострадали. У них было одно преступление, тяжкое и заслуживавшее проклятия, но только одно: они предавались неистовой страсти к юношам, и за это сожжены огненным дождем. А теперь совершаются бесчисленные и подобные и тягчайшие преступления, но такого сожжения не бывает. Почему? Потому, что уготован другой огонь, никогда неугасающий. Тот, Кто являл такой гнев за один грех, не принял ходатайства Авраама и не был удержан жившим там Лотом, как пощадит нас, совершающих столько зла? Не может быть этого, не может.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но мы прекрасно знаем, одни смерти бывают своевременно, а другие несвоевременно; одни по пра­ведности, другие по грехам. Но разве могут быть несвоевре­менные смерти по добродетелям? Восхищен , говорится, чтобы злоба не изменила разума его (Прем. Солом.4:11). Отсюда ясно, что смерть может быть несвоевременной по определению мудрости и по милосердию Божию. Приими, говорит, Господи, Иосию, дабы он не узрел грядущих зол (ср. 4Цар.22:20). Видишь ли, что (не только) вследствие бедствий, а также и по милосердию Божию, бывают то несвоевременная смерть, то ста­рость. Говорится: чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12). Но иная бывает старость по грехам, по сказанному о Каине: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро (Быт.4:15), как это по иному случаю объяснили иные, и как объяснили также мы в толковании на Захарию (Толкование св. Иоанна Златоуста на книгу св. пророка Захарии, о ко­тором он здесь упоминает, до последнего времени не найдено). А Павел говорит: оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:30). Ясно, что мы нашли две причины своевременной и несвоевременной смерти, противоположные между собою: праведность и грех. Посмотрим, не можем ли мы найти также иных причин. Да, находим, именно, – хотя ты и не веришь этому, – то, что Бог может возбудить болезнь или обиды людей. Умирают не только по причине козней человеческих, а и по допущению Божию, подобно тем, на которых упала башня (Силоамская), о которых Иисус говорил: или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? (Лк.13:4). А бывает иная причина и своевре­менной смерти, как исполнилось это на Павле. Не напрасно и не неправедно был долговечен этот праведник: а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп.1:24), иначе он быстро отправился бы ко Христу: он желал оставаться во плоти ради проповеди. Таким образом и пророки по этим же причинам вели долгую жизнь для пользы многих. Вот мы показали уже три причины своевременной и несвоевременной смерти; желаете ли вы также знать и четвертую причину? Авраам обновился от старости к юности, чтобы родить детей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Она была утрачена падением человека, уподобившегося скотам несмысленным, не имеющим разума и рассудительности. Благодать Божия не только возвращает ее человеческому уму, но и дает возможность и силу взращивать ее и пополнять через богомыслие, как это было у первозданного или через изучение данного свыше Откровения, как это возможно стало сейчас. По свидетельству одного из получивших такую рассудительность, именно благодать даровало ему неложное познание существующего, устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. И сокровенное и явное (Прем. Солом. 7:17–21). Невидимое становится видимым через видимое ( Рим. 1:20 ), ибо видимое является аналогией, образом, очертанием невидимого. Поэтому «для всякого, кто предается размышлению, явления красоты становятся образами невидимой гармонии». 1525 Естественно, что в этом рассудку помогает благодать, беседуя с ним через разум и скрывая при этом свое присутствие. Просвещаемый благодатью человек начинает видеть вещи как они есть и «не обольщается более внешним видом вещей, как прежде: ибо беспристрастно смотрит таковый на золото, серебро и драгоценные камни и не обольщается и не судит о них пристрастно». 1526 Такое видение является следствием чистоты. Следовательно, «настоящие разумные суть те, кои явились святыми благодаря чистоте». 1527 Чистота же, по словам некоторого святого Отца, «есть забвение способов ведения через естество, заимствованных от естества в мире». 1528 То есть в состоянии чистоты ум начинает смотреть на вещи естественно, а не через естество, что является неестественным для него. Однако такое естественное рассуждение далеко еще отстоит от того рассуждения, которое появляется у рассудка одухотворенного. Такое рассуждение есть совершеннейшее, сверхъестественное рассуждение, которое превосходнее естественного как «свет солнца превосходнее тусклого света ночных светил небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

У одного благочестивого отца был дурной сын, который, несмотря на все отеческие увещания, проводил время в обществе безнравственных товарищей и предавался всей необузданности страстей своих. Таким образом сердце его постоянно становилось испорченнее, и все доброе в нем, казалось, исчезло. Несчастный отец скорбел втайне о развращенной жизни сына, и молился. По прошествии некоторого времени отец сильно занемог и, чувствуя приближение смерти, призвал к себе своего сына. Когда сын явился к постели умирающего отца, он сказал ему: «не бойся, сын мой, не думай, что я буду делать тебе теперь упреки за твое поведение. Вот я умираю и оставляю тебя наследником всего моего имущества; за это исполни ты последнюю мою просьбу; ее легко исполнить, и потому ты непременно должен обещать мне это и сдержать свое обещание». Сын изъявил полную готовность исполнить волю своего отца, если только это для него возможно. Тогда умирающий отец сказал: «обещай мне, сын мой, что ты, в продолжение двух месяцев, по смерти моей, каждый вечер будешь приходить в эту комнату и полчаса оставаться в ней в уединении». Сын обещал; – тогда отец благословил его и вскоре потом умер, Сын, похоронивши отца, возвратился к своим товарищам и жил по-прежнему, предаваясь всякого рода удовольствиям. Но как скоро наступал вечер, ему приходило на память его обещание, и образ умирающего отца убеждал его сдержать обещание. Сначала было ему трудно быть одному в комнате, ему казалось это скучным, и какой-то страх обнимал его. Но он преодолевал себя ради данного обещания и думал, что два месяца пройдут скоро. Но тут-то открылись у него глаза на его поведение: совесть его заговорила, и страх Божий объял душу его; он пришел в самого себя, увидел пропасть, в которой вела его порочная жизнь, начал плакать и сделался совсем другим человеком. (Из Крумиахера). 12. Библейские изречения, побуждающие к усердному занятию науками Похвала премудрости: премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится; ибо найдет ее сидящею у дверей своих. Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради ее скоро освободится от забот: ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, при всякой мысли встречается с ними. Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении – любовь, любовь же – хранение законов ее, а наблюдение законов – залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу: поэтому желание премудрости возводит к царству (Прем. Солом. VI, 12 – 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Угроза и страх смерти не остановили приближения того страшного дня, которым Бог угрожал первому человеку, если он вкусит от запрещенного плода. Падший ангел позавидовал блаженству людей (Прем. Солом. 2:24), вошел в змия и соблазнил Еву нарушить заповедь Божию. «И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). И исполнилось Слово Божие: человек смертию умер. За святотатственным вкушением от запрещенного плода последовала смерть духа, отчуждение от жизни Божией ( Ефес.4:18 ), разъединение с Тем. Кто есть жизнь всего живущего и Свет человеков ( Ин.4 ), изгнание человека из рая, удаление от древа жизни, осуждение на труды, болезни, скорби, смерть и разрушение тела, проклятие из-за него всей твари. «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Объяснения на некоторые недоумения и возражения История падения человека, или — что то же самое — история происхождения смерти, постоянно вызывала и вызывает со стороны одних возражения, а у других – недоумения. Как мог, — говорят они, — восстать человек против непреложной и святой воли Всемогущего Бога и совершить такой страшный переворот в Царстве Божием? Как мог человек, существо ничтожное перед Богом, стать во вражду со своим творцом и вместе с собою увлечь и всю тварь в бездну нестроения и зла? Почему Творец не уничтожил зла в самом его зародыше и допустил ему войти в мир? Зачем дана человеку самая возможность зла? Зачем дан случай или повод ко греху в виде «древа познания»? Зачем был допущен в рай искуситель, столь  хитрый и сильный во зле? Почему были употреблены все средства, чтобы ускорить переход этой несчастной возможности в действительность: зачем открыт был человеку и случай ко греху и дан был и опытный учитель греха? Говорят: неужели мы признали бы мудрым и добрым такого отца, который намеренно ввел бы сына в искусительно и опасное положение, в котором несчастный и погиб; а отец после этого стал бы уверять, что он вовсе не погубил своего сына, ибо только попустил зло, но не содействовал ему? Ведь сам человек не видит и не может предвидеть, чем кончится испытание, которому он подвергает другого. Если Бог от вечности предвидел, что человек не устоит в испытании, падет и низринет за собою всю тварь, то зачем же он вводил его в испытание? Какую цель могло иметь испытание, когда испытующий, несомненно, знал его гибельный конец?

http://azbyka.ru/smerti-net

Утешьтесь, дорогие братие, Бог к вам и ко всем нам теперь ближе, чем во время нашего прежнего благополучия, ибо в своих скорбях мы невольно взыскали Лица Его, и Он Сам обрел нас в нашем смирении и уничижении. И «во благо будет нам наша сильная горесть», как некогда Езекии ( Ис. 38, 17 ). С другой стороны, «бывает и успех человека – ко злу, и находка – в потерю» ( Сир. 29, 9 ). Сколько бы ни укреплялись и не превозносились «наглые ругатели, поступающие по собственным похотям, суд им готов и погибель их не дремлет» ( 2Nemp. II, 3, III, 3 ). «Знает Господь, поучает нас Св. Апостол Петр, как избавлять благочестивых от искушения, и беззаконников блюсти ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзких, своевольных, не страшащихся злословить высших» ( 2Nemp. II, 9–10 ). Если Всемогущий медлит возгреметь над их головами Своим праведным гневом, то потому, что до времени щадит даже Своих врагов, оставляя им время для покаяния. Он хочет, чтобы и мы, испытанные огнем тяжких искушений, «предстали пред ним неоскверненными и непорочными в мире, как золото очищенное седьмерицею и чтобы те, кто в безумии своем дерзают бороться с Ним, смирились пред Его всемогуществом и пришли в познание истины». Еще премудрый Соломон уразумел великую истину Божественного смотрения, проявляющегося в долготерпении Божием в отношении ожесточенных и нераскаянных грешников. «Весь мир пред Тобою – говорит он – как колебание чашки весов или как капля утренней росы, сходящей на землю. Ты всех милуешь, потому что все можешь и покрываешь грехи людей ради покаяния. Нетленный Твой дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-по-малу обличаешь и напоминая им, в чем они согрешили, вразумляешь, чтобы они отступили от зла, уверовали в Тебя, Господи. Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным вспоминает он историю завоевания народом Божиим земли обетованной, населенной, развращенными язычниками, «или истребить их страшными зверями или грозным словом в один раз. Но Ты, мало-по-малу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что это племя негодное, и зло их врожденное, и помышления их не изменятся во веки» (Прем. Солом. II, 23–24, 12, 1–2, 9, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учительные книги полны практических наставлений о том, как разумно, мудро, на страхе Божием, на правде, на честности, на труде, на воздержании создавать свою жизнь собственную и семейную, и быть полезным участником жизни общественной. Эти наставления чрезвычайно поучительны, метки, правдивы. В их словесном построении много образности, живости, остроты ума, хотя некоторые суждения построены по потребностям далекого от нас времени и чужды нашим обычаям. Житейское практическое направление составляет характерную черту ветхозаветной учительной мудрости. Однако ошибочно думать, что библейская мудрость есть мудрость земного благополучия. Библия видит истинную мудрость в смиренной преданности Богу при самых тяжких страданиях, при страданиях без вины, мудрость в признании непостижимости путей Божиих. «Нагим я вышел из чрева матери, нагим и отойду. Бог дал, Бог и взял; как угодно Богу, пусть так и будет; да будет благословенно имя Господне, принимал благое, буду принимать и злое» (Иова 1:21; 2:10). Вот мудрость праведного Иова. Но нет мудрости в диалектических, логических построениях его друзей, и нет как раз потому, что они самоуверенно считают себя понимающими мысли Божии; в них есть то, что можно назвать рационализмом на религиозной основе. Им сказано просить себе прощения у Бога через Иова. Как ни привлекательны довольство, богатство, успех, слава, привязываться к чему-нибудь такому бессмысленно, такова заключительная мудрость Соломона. Каждого ждет смерть, и оказывается тогда, что все – только видимость, тщета, «суета сует, и все суета» (Екклезиаст 1:2). Есть в жизни нечто более высокое, ценное, более достойное похвалы, идущее от мудрости. Это стремление к познанию дел Божиих, к изучению природы, к чистому знанию: « познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней ...» «Если кто любит праведность, плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.»...» Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен...» (Прем. Солом. 7:17—20; 8:7—8). Здесь – признание прав за наукой в ее многих разветвлениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

Что этот дьявол и ангелы его принимаются в Свящ. Писании за существа личные и действительные, а не воображаемые только, это видно – во первых из книг ветхозаветных, в которых повествуется, что не раз, когда пред лице Божье являлись ангелы Божьи, вместе с ними являлся и дьявол , и потом подробно описываются те многоразличные бедствия, какими дьявол искушал праведного Иова, по допущению Вседержителя ( Иов. 1:6; 2:2 и след.). Повествуется также, что дух лукавый давляше Саула, когда отступил от него Дух Господень (1 Цар. XVI), что воста диавол на израиля и подусти Давида, да счислит Израиля (1 Парал. XXI, 1). В пророчеетвенном видении Захарии изображается первосвященник Иисус, стоящим пред лицем ангела Господня, а одесную Иисуса – диавол, как его обвинитель ( Зaxap. III, 1 ). Наконец, Премудрый свидетельствует: завистию диаволею смерть вниде в мир (Прем. Солом. II, 24). Во всех этих случаях, особенно же в первом и в двух последних, не представлять диавола существом личным и действительным значило бы совершенно извращать смысл речи. Во вторых, из новозаветных книг еще яснее видно признание диавола существом личным и действительным. Для доказательства этого достаточно привести несколько примеров. Об ясняя притчу о семени и плевелах, Спаситель говорит: Сеющий доброе семя есть Сын человеческий; поле есть мир; доброе семя – это сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы ( Mф. XIII, 37 – 39 ). Здесь диавол представляется таким же существом действительным и личным, как Сын человеческий, как ангелы, как сыны царствия и сыны лукавого. Когда фарисеи обвиняли Спасителя, будто Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского ( Мф. 12, 24 ), то Спаситель не только не сказал, что веельзевул и его бесы не суть существа действительныя, чем прямо была бы опровергнута нелепая мысль фарисеев, – напротив, отвечал такими словами, которыми ясно засвидетельствовал подлинность бытия сатаны и его царства. Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как – же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас царствие Божье. Или как может кто войти в дом сильного и расхитить, вещи его, если прежде не свяжет сильного и тогда расхитит дом его ( – 26 – 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Как это «чистии сердцем»? Те, которых сердце не омрачается тьмой греха, те, которые удаляются нечистых дел, внешних и внутренних, те, которые не предаются порокам, но стараются с каждым днем более ум свой просвещать учением истины, сердце питать благоговейными чувствованиями, волю укреплять в добродетели благочестивыми желаниями и добрыми делами. К таким говорит Господь: «яко тии Бога узрят», и в этом созерцании Бога указывает их блаженство. Когда настанет это блаженство? Спаситель говорит: «блажени, – яко тии Бога узрят». Когда узрят Бога, тогда и придет к ним это блаженство. Полное блаженство для чистых сердцем, без сомнения, настанет в будущей жизни, когда они, отложив это тело, как тусклое зеркало, увидят Бога лицом к лицу. Тогда исполнится на них слово Тайноведца: «ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть» ( 1Ин.3:2 ). Как вечна слава лица Божия, так вечно будет и блаженство чистых сердцем во свете славы Божией. Хотя чистые сердцем будут видеть Бога лицом к лицу, уже совлекшись этого покрова грубой плоти, застеняющей от нас мир невидимый, но предначинают созерцать славу Божию и в настоящей жизни. Мудрый древле учил: «в простоте сердца взыщите Его (Господа)» (Прем.Солом. 1:1). По наставлению мудрого, к Богу надобно приближаться с простым, чистым сердцем; только правое, благоговейное хождение перед Богом приводит человека к истинному богопознанию: «яко обретается не искушающим Его, является же не неверующим Ему. Строптивая бо помышления отлучают от Бога» (Прем.Солом. 1:2, 3). Мудрый говорит: «Бога, находят и познают те, которые не оскорбляют Его своим неверием, сомнениями и другими грехами, которые веруют и служат Ему искренно, в простоте сердца. А лжемудрования удаляют от Бога». Вот советы истинной мудрости! Видите вы иногда около себя любомудрствующих, которые ищут мудрости и между тем блуждают вдали от цели. Видите, как ясно мудрый открывает причины этой безуспешности! Ищут и не находят ведения истины, потому что не так ищут как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010