Между тем у пророков иудейского народа недвусмысленно говорилось о том, что все народы смогут приносить жертву Богу на своей земле. Последний пророк Малахия, живший во времена Ездры, обращаясь к современникам, приносившим небезупречные жертвы, писал: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами» (мал.1:10–11). Посредником между писаниями пророков и сознанием эллинистического времени был корпус текстов, которые специалистами объединяются под именем «литературы Премудрости» (Wisdom literature). В действительности он, принадлежа к разряду еврейских Ketuvim («Писаний», в отличие от Torah – «Закон» и Neviim – «Пророки»), включает в себя разнородные книги: как несомненно палестинского происхождения (Книга Екклесиаста, или Проповедника; Книга Притчей Соломоновых; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), так и те, в которых очевидно присутствие сильной эллинистической составляющей наряду с еврейским происхождением значительной части текста (Книга Премудрости Соломона). Литература Премудрости получила наибольшее распространение в Александрии; здесь она выражала приверженность библейскому монотеизму в противоположность господствующему религиозному синкретизму. Существенно то, что само слово «премудрость» (σοφα) сделалось в ней определенным философским понятием. Под «премудростью» подразумевалось не только человеческое знание о Боге («Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ), – многократно повторяется там), но и собственный Разум Бога, которым сотворен мир. Познание Премудрости имеет характер созерцания и выше мирского знания, поскольку Премудрость больше мира; она «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя … отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия, и образ (εκν) благости Его» ( Прем.7:25–26 ). Иудейское образование этого периода включало два основных этапа: изучение Священного Писания и упражнения в его интерпретации. Библия для евреев была не только утверждением веры в Единого Бога, но и историей народа, ключом к его идентичности. Школы, в которых на материале сакрального текста изучались основы родной культуры, назывались «бет-софрим» (дом писания). Герменевтика ставила более узкую задачу их философско-богословского осмысления и преподавалась в «бет-мидраш» (дом толкования). Данная система образования стала предшественницей иудейской Александрийской школы. В свою очередь, сама она восходила к восточной традиции образования истолкователей притч. В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» эта традиция была представлена как целая культурная программа, способная распространить знание об истинном Боге и на другие народы:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Премудрость – «художница» всего существующего. Она устраивает все ко благу. Она есть дух, святой (γιος) и единородный (μονογενς). Автор текста вводит нас в тайну Премудрости и призывает нас любить ее, подчеркивает, насколько она близка к Богу и интимно связана с Ним. В заключение автор говорит, что «пожелал взять ее в невесту себе» (8:2). С самого начала Премудрость живет у Бога. Все выражения чрезвычайно точны. Их корни уходят в библейскую терминологию Ветхого Завета. Нам раскрывается роль Премудрости в творении. Она присутствует, когда Бог творит мир, она его устрояет, она есть Божественная xe?vri. Надо также указать на параллель, существующую между Словом и Премудростью: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростью Твоею, устроившей человека» (9:1–2). Это одновременно синонимический и антитетический параллелизм. Синонимический, так как нельзя противопоставлять Слово и Премудрость, и в некотором смысле они равнозначны и тождественны. Отсюда исходит предание, которое, сначала в иудео-христианстве, а затем в христианском эллинизме будет отождествлять Премудрость с Логосом, с Воплощенным Словом. Антитетический, поскольку в другой перспективе Слово и Премудрость отличаются друг от друга. И этот антитетический параллелизм напоминает параллелизм, встречающийся в псалмах между Словом и Духом: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ). В книге Премудрости Соломона находится очень близкое выражение: «Сотворившему все Словом Твоим и Премудростью Твоею устроивши человека» ( Прем 9:1 –2 ). Отсюда выходит и другое иудео-христианское предание, отождествляющее Премудрость и Дух. Тем самым, Дух приобретает определенную космологическую и, вероятно, новую функцию. е. Премудрость в Новом Завете и христианском Предании В заключение напомним о том важном месте, которое занимает Премудрость в Новом Завете. Ее сокровенное присутствие мы находим прежде всего у синоптиков, возвещающих тайну Иисуса, который «возрастал и укреплялся духом, исполняясь Премудрости (в Синодальном переводе: премудрости. – Прим. ред.), и благодать Божия была на Нем» ( Лк.2:40 ). Позже, двенадцатилетним отроком, Он изумлял учителей Закона в Иерусалимском храме Своим разумом и ответом. Евангелист добавляет, что «Иисус преуспевал в Премудрости (в Синодальном переводе: премудрости. – Прим. ред.) и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Здесь есть еще одно обстоятельство. В Библии зачастую слово “премудрость” встречается в разных смыслах. Скажем, Соломон в молитве просит у Бога премудрости. Какой премудрости просит Соломон? Если вы вчитаетесь в эту молитву, то поймете, что речь идет об искусстве управления царством. Это искусство управления – как бы одна из низших ступеней понимания премудрости. Но когда мы говорим о премудрости Божией, то часто речь идет о промыслительной деятельности Божией в этом мире, особенно о промыслительной деятельности Сына Божия в этом мире. Одно из имен Сына БожиегоПремудрость. Есть еще и такой оттенок библейский в понятии премудрости, который, как правило, указывает на Промысл Божий в этом мире. Несколько цитат. Пс.103:24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал ты премудро; земля полна произведений Твоих”. 1Кор. 1:23–24 – “Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость”. 1Кор.2:7 – “проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей”. Рим. 11:33 – “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” О      премудрости Божией писали очень многие свв. Отцы. Новый Завет , Евангелие, послания апостолов – это, по сути дела, премудрость, данная Богом людям для того, чтобы они нашли правильные пути к спасению. Цель человеческой жизни – это спасение. И средство к достижению этой цели – это Новый Завет, который мы ежедневно читаем. Воля Божия и ее свойства: свобода, святость, всемогущество, всеправедность Следующее свойство – воля Божия. В нашей обычной жизни на волю Божию мы ссылаемся гораздо чаще, чем на какое-то другое свойство: На всё воля Божия”, “Да будет воля Твоя”. Во всяком случае, о воле Божией мы говорим чаще, чем о том, на что бесконечно надеемся, – о милосердии Божием. “Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли” – это утверждение существования воли Божией. Но еще более важным для нас является выражение: “Обаче не Моя, но Твоя будет воля” – так говорил Господь перед Своими крестными страданиями. Это то, чем мы обосновываем наличие двух воль у Иисуса Христа – воли Божией и воли человеческой. Конечно, воля человеческая это “не хочу смерти”, но – “Да будет воля Твоя, а не Моя”. То есть должна быть исполнена воля Божия, а не человеческое хотение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

4 . Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; [Col. 65] ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:6–9 ). Видишь, о сколь многом говорит столь краткая апостольская речь? Она излагает то, что Премудрость сказала о Себе, но Премудрость, которую знают только совершенные, а мудрецы века сего не знают. Ведь он говорит, что это есть премудрость Бога, которая покрыта Божественной тайной и прежде всех век предназначена в славу святых; по этой же причине она познается только теми, кто знает Бога, властям же века сего совершенно неизвестна. 5 . Причину же добавил, которая доказывала и то и другое, что он говорил: если бы познали, (275) то не распяли бы Господа славы. Но написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Видишь теперь, что премудрость Божия, в тайне сокровенная и прежде веков предназначенная, была неизведана теми, кто распял Господа славы.? Но познана теми, которые Его приняли. Верно же он говорит, что Божия премудрость сокрыта в тайне, ибо око ни одного человека этого не видело, и ухо не слышало, и сердце не могло помыслить, что Господь славы либо родится от Девы, либо придет во плоти, либо будет подвержен претерпеванию всех страданий и поруганий. 6 . Но это, несомненно, дар Божий: поскольку нет никого, кто их, сокрытых в тайне, мог бы познать сам по себе, то блажен тот, кто познал их из откровения. Поэтому всякий, кто не познает ее, неизбежно окажется в числе властей века сего; кто же познает – среди премудрых Божиих. Следовательно, не признает Бога, родившегося во плоти, тот, кто отрицает; значит, и вы, которые отрицаете, не признаете. Но что бы вы ни делали, что бы вы нечестиво ни отрицали, мы больше верим апостолу. Да что я говорю апостолу? Более верим Богу. Ведь через апостола верим Тому, Кому, говорившему в апостоле, мы верны. Божественная речь говорит, что Он – Господь славы, распятый властями века сего; ты отрицаешь, и они, кто распинали, отрицали, что распинают Бога. [Col. 66] Распятие Господа славы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Веруй Ему, и Он защитит тебя; оправь пути твои и надейся на Него.» «Боящиеся Господа! Веруйте Ему, и не погибнет награда ваша.» «Боящиеся Господа! Надейтесь на благое, на радость вечную и милости.» «Ибо Господь сострадателен и милостив, и прощает грехи и спасает во время скорби.» «Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: впадем в руки Господа, а не в руки людей, ибо каково величие Его, такова и милость Его...» Подведем итоги А) «Вера,» «надежда,» «любовь,» «радость в Господе,» «кротость и смирение " - не новая ли струя по сравнению с далеким прошлым, входит в религиозное сознание писателя иудея? Разве не чувствуется приближение к Новому Завету в самих этих словах? Б) Еще важнее для нас прозрение в истину Пресвятой Троицы, как оно отражается в двух образах Божественной Премудрости, данных в книге Притчей и в книге Премудрости Соломоновой, – а также идея бессмертия. В) В предложенном здесь материале мы видим, что мысли писателей исходят у каждого из собственной души, как принадлежащие уже от природы их разуму. В то же время они сопровождаются сознанием, что истины, в них выраженные, суть выше собственного разума, что они исходят свыше, от Божественной Премудрости. Г) Мы видим у разделенных сотнями лет между собою писателей тысячелетнего ветхозаветного периода единство идеи, единство точки зрения религиозной, и это всегда соединено с нравственным началом; только вера дает основание достойному моральному образу жизни. Если мы мыслью нашей вернемся еще на полтысячи лет назад, к данному Божественной Премудростью чрез пророка Моисея закону Божию, во всей его почти первобытной простоте и плотности, и сопоставим его содержание с содержанием последних книг Ветхого Завета, пред нашим умом предстанет процесс совершенствования и углубления религиозных идей. Д) И, наконец, в дни Нового Завета, разум человеческий приводится к стопам с нисшедшей на землю Премудрости – Сына Божия, к великой тайне любви Божией. Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов же безумие, для самих же избранных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу – The u Sof i an – и Божию Премудрость,» – как возгласил апостол Павел в своем послании, и в другой раз: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия,» и еще: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Как же Прем учит о самой Премудрости? Она есть прежде всего источник всех благ, а именно: знания (8:8), умения и успеха во всех предприятиях (8:5), всеразличных добродетелей (8:7), богатства (7:11), доброй славы (8:10) и т. д. Она же подает бессмертие людям (6:17–20), которые оказались смертными благодаря тому, что на языке христианского богословия называется первородным грехом (7:1; 9:14; 15:17). Она, затем, есть дар, который подается Богом в ответ на молитву и который не зависит от природных способностей человека (8:19–21). Она, наконец, находит свое проявление во всех отношениях Бога к миру. Книга Прем есть первая из книг Премудрости, определенно утверждающая, что Премудрость принимала участие в деле сотворения мира (9:2). Но Бог не только сотворил мир; Он непрестанно заботится о Своем творении (17:2, ср. 6:7; 14:3). Именно Премудрость является орудием Божественного Промысла: она спасает людей (9:18), она направляла древних патриархов и Моисея (10:1–21). Изливаясь в святые души, она, как это было с пророками, делает из них друзей Божиих (7:14; 7:27). Рядом с этим учением об универсальной роли Премудрости Прем содержит ее описание. Это знаменитое место 7:22–8:1. Премудрость в нем определяется, как дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи (7:22–23). Премудрость здесь, таким образом, еще более оконкретизирована в своих чертах и свойствах, чем во всех предшествующих писаниях хакамим. Перечислив ее свойства, прежде чем назвать Премудрость художницей всего (8:6, ср. 7:21), автор переходит к описанию ее взаимоотношений с Богом. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его (7:25–26). Кроме того, она таинница ума Божия и избирательница дел Его (8:4). Она разделяет престол Божий (9:4), она имеет сожитие с Богом (8:3), она была присуща Ему, когда Он творил мир (9:9). Во всем этом мы встречаем черты, которые уже отмечали в Притч 8:22–31 и в Сир 24:2–6, однако образ Премудрости приобрел еще более четкости, чем у сына Сирахова; ее достоинство к тому же прямо представлено уже почти как  равнобожественное, тогда как роль ее принимает определенно всеобъемлющий характер. Но дает ли нам все это право утверждать, что автор Прем учит о Премудрости если не как некоем Лице, равнобожественном Ягве, то по крайней мере как о некоем существе или умной сущности, бесконечно превознесенной над творением?

http://pravmir.ru/ponyatie-i-obraz-bozhe...

2 . Затем (12–21) идет признание Премудрости, которая раскрывает свою тайну. Это тайноводство Премудрости, раскрытие ее бытия идет с возрастающей силой до 22 стиха, который является кульминационной точкой этой главы: «Я, Премудрость (в Синодальном переводе: премудрость. – Прим. ред.), обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» ( Притч.8:12 ). Человек не может кичится разумом, поскольку он Дан ему Премудростью: «У меня совет и правда; я – разум, у меня сила» ( Притч.8:14 ). Затем идет главное изречение Премудрости: «Страх Господень – ненавидеть зло...» ( Притч.8:13 ). Для евреев, действительно, страх Господень – начало Премудрости. «...Гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу » ( Притч.8:13 ). «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (8:17). «Мною цари царствуют...» (15), а не сами, по своему почину. «...И повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи земли... богатство и слава у меня...» (15–18). Да не превозносится этим человек! «...Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия...» (19–20). Этот текст характерен для еврейской морали, где нет разделения или раздвоенности между самой Божественной сущностью и Его нетварной Премудростью, и Его конкретным практическим правосудием, которое совершается в мире: «Чтобы доставить любящим меня существенное благо, сокровищницы их я наполняю» ( Притч.8:21 ). 3 . Третья часть (22–31). Особенно значимые стихи 22 и 23. Мы встречаем заметное различие в употреблении основного глагола между текстом семидесяти (славянский перевод – «созда мя») и текстом еврейским (русский перевод – «имел меня»). Текст семидесяти гласит: «Господь созда мя началом пути Своего». Ариане ссылались на этот текст, чтобы доказать тварную природу Премудрости, то есть Сына Божия. Но святоотеческое предание, целиком следовавшее греческому тексту семидесяти, начиная со святителя Афанасия, понимало этот текст как говорящий о предвеч- ности и нетварности Премудрости. Еврейский текст гласит: «Господь имел меня началом пути Своего». При таком прочтении отрывок этот не лишен некоторого биологического оттенка. Здесь есть уподобление отцу и матери, рождающим свое дитя.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии делах Божественного Промысла. В Книге Притч.Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его (Притч.8:30). В Прем.7Она также названа художницею всего. В Прем.9прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет (Прем.7:26-27). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла.    Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все).    Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я — как виноградная лоза, произращающая благодать (Сир.24:20). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви (Ин.15:1, 5). Премудрость говорит: Приступите ко мне (Сир.24:21), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... (Мф.11:28).    В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово». Это наименование встречается в Псалмах:     Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс.32:6).     Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их (Пс.106:20).    На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества:     Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс.2:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:20–21 ). Что значит премудрость мира сего? Это премудрость стихийная, земная, которая далее тесных для духа пределов земли ничего не видит и не понимает, которая премудра на зло человеку, на устроение ему вечной погибели и совершенно слепа и глупа, чтобы вести его к истинному счастью. Так как по своей слепоте она не видит света небесной премудрости и не может принять его, то в своей глупой самомнительности почитает небесную премудрость буйством, чем-то нездравомысленным, нелепым. Но терпит ли что от этого премудрость Божия, спасающая людей? Нисколько. Так как человек в первобытном своем состоянии, когда обладал премудростью Божией и имел ясный и светлый ум, не уразумел Бога посредством этой премудрости и пал, то Бог благоизволил спасти верующих в конце веков буйством проповеди; кто не умел пользоваться как должно премудростью Божией для познания Бога, того надо было предать «превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1:28 ), чтобы он узнал, какое великое сокровище для человека премудрость, и уже не через премудрость, а через буйство проповеди вести его к познанию о Боге, о делах Его домостроительства. Кроме того, перед людьми всегда была открыта полная премудрости Божией вселенная; перед ними были исполненные премудрости Писания: Закон, Пророки и Псалмы. Если они в этих делах премудрости Божией не уразумели Бога, то чем же нужно было их привести к спасительному познанию о Нем? Не чем другим, как буйством проповеди – средством, противоположным для премудрых мира, но в существе своем самым премудрым у Бога: «немудрое Божие премудрее человеков... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор. 1:25, 27–29 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии в делах Божественного Промысла. В Книге Притч Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его ( Притч.8:30 ). В Прем.7:21 Она также названа художницею всего. В Прем.9:9 прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет ( Прем.7:26–27 ). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла. Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все). Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать ( Сир.24:20 ). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:1, 5 ). Премудрость говорит: Приступите ко мне ( Сир.24:21 ), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... ( Мф.11:28 ) 319 . В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово» 320 . Это наименование встречается в Псалмах: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их ( Пс.106:20 ). На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010