Часы Великого пятка по внутреннему составу также отличны от обыкновенных великопостных часов. Прежде всего, все четыре часа поются за один раз и совершенно отдельно от всякой другой службы. Потом, псалмы избраны особенные, в которых есть соотношение с воспоминаемыми событиями. Дальше, на каждом часе поются стихиры, читаются паремия, апостол и Евангелие. Наконец, все это заключается чтением блаженных и пр., как заключаются часы пред преждеосвященной литургией. Так составленные часы поются трижды в году в навечериях величайших праздников: Христова Рождества, Крещения и в Великий пяток. Они называются царскими, потому что в Греции, когда она еще процветала, установлено было петь их в придворной церкви в присутствии государя. Памятником этого доселе сохраняется торжественнейшее возглашение многолетия, по окончании часов, царствующему лицу, с самым подробным исчислением всех подвластных земель и народов, и всему царствующему дому. Часы Великого пятка составлены Кириллом, архиепископом Александрийским. По уставу их должно начинать во втором часу дня, в восьмом утра по нашему счету. Вот состав первого часа. После обыкновенного начала псалмы: пятый, второй и двадцать первый. В них, как и в псалмах прочих часов, пророчества о воспоминаемых в этот день событиях. «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Боже мой! ( Пс. 5:3 ). Кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:7 ). Нет в устах их истины, внутри их разврат, гортань их открытый гроб ( Пс. 5:10 ). Почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? Вельможи собираются вместе против Господа и против помазанника его ( Пс. 11:1–2 ). Боже мой! Боже мой! внемли мне, почто ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? ( Пс. 21:2 ). Я в поношении у людей, в презрении у народа. Все, видящие меня, ругаются мне, расширяют уста, кивают головой и говорят: он положился на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволить о нем (что за точность предсказания! Как будто Давид стоял у самого креста и слышал эти вопли: «уповал на Господа, пусть теперь избавит его, если Он угоден Ему» и т. д.). Сила моя иссохла, как череп, язык мой прилипнул к устам; и в персть смерти Ты полагаешь меня. Окружили меня псы, толпа злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников» ( Пс. 21:7–9, 16 –19, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Это толкование, как и все, сказанное Спасителем, надлежит принять именно так, как Он говорит: чтобы оно принесло плод. И еще по поводу Евангельских «повторов» нужно заметить, что каждый из повторяющихся эпизодов в каждом Евангелии, что называется, вплетен в ткань повествования, занимает там свое место и способствует проникновению в целое. А нам, сколько бы мы это ни читали, все должно быть мало. Потому что если бы мы приняли Благую Весть во всей ее полноте, то не только по воде бы ходили, но и по воздуху летали. Вот и на этот раз я как-то особенно задумалась над посеянным в тонкий слой почвы на камне, где ростки просто не могут развить корневую систему, чтобы получать питание. Очень меня задела эта простая ботаническая метафора. И в самом деле, достаточно ли мы сами представляем себе, какова должна быть почва, на которую упадет слово Божие? Достаточное ли внимание уделяют ей наши миссионеры и катехизаторы? Принято сетовать на то, что люди уходят из Церкви. Наверное, резонным было бы предположение, что это именно тот случай: слишком тонкий слой почвы на камне. А что Господь говорил про окаменевшие сердца?.. Эскиз к мозаике " Христос-Сеятель " , К.С. Петров-Водкин, 1914 И тут же Христос говорит ученикам, так сказать, полупритчу: вводит образ и сразу его разъясняет: «Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!». В этих немногих словах - очень много смыслов; ведь свеча – это символ Христова учения, и недаром на Литургии Преждеосвященных даров до глубины души проникает возглас: «Свет Христов просвещает всех», – а у священника в это время в руках горит свеча. Отсюда следует и то, что пришествие Христа в мир невозможно каким бы то ни было образом утаить и сделать если не небывшим, то неявным. И учение Его необходимо провозглашать для просвещения всех, а не группки посвященных, как какую-то тайную эзотерическую доктрину. Здесь же Христос говорит о вещах, которые часто вызывают недовольство: о том, что тайное неизбежно становится явным. Отсюда следует, что нельзя втайне делать недолжное, надеясь, что это удастся скрыть. Ан нет, не удастся, – так уж Господь судил, и в этом смысле общедоступные электронные СМИ – орудие Спасителя.

http://foma.ru/istoriya-gonenij-sluzheni...

Этот праведник, молящийся к Отцу Небесному предъизображенный словами пророка – псалмопевца, есть не другой кто, как Господь наш Иисус Христос , окруженный злобными Иудеями, особенно фарисеями и книжниками. Об них именно говорит пророк псалмопевец: «они затворили сердце свое, устами своими говорят гордо; глаза свои устремили, чтобы повергнуть меня на землю. Они подобны льву, хотящему терзать, похожи на львенка, сидящего в скрытном месте». Но прозревая, в этих словах псалма, Господа Иисуса, обетованного Спасителя своего, кающийся и подвизающийся христианин не может в то же время, хотя в некоторой степени не отнести и к себе слов пророка. И на него подобно льву, хотящему терзать, или подобно львенку, сидящему в скрытном месте, восстали и восстают враги его. Глаза их устремлены, чтобы повергнуть и его на землю. И вот он в умилении сердца произносит дальнейшие слова псалма: «востань Господи, предупреди их, низложи их. Защити душу мою мечем Твоим от нечестивого, рукою Твоею, Господи от людей сих». Во втором псалме, читающемся на третьем часе, изображен человек – грешник, глубоко сознающий грехи свои и немощи; как камень тяготят они душу его; он не знает, как умолить Отца Небесного, чтобы Он не помянул грехов его. А с другой стороны человек – грешник видит всю злобу и ярость врагов своих, – всю ненависть, которой они ненавидят его. Понятно, братия мои, что этот псалом особенно близок теперь сердцу каждого из нас. Понятно, что мы с особенным умилением повторяем вслед за чтецом слова псалма: «К Тебе Господи, возношу душу мою, Боже мой! На Тебя уповаю, не дай посрамиться мне, да не восторжествуют враги мои надо мною .... Вспомни милосердие Твое, Господи, и милости Твои: ибо они вечны. Грехов юности моей и преступлений моих не поминай... Ради имени Твоего, Господи, прости мое преступление; ибо оно велико... очи мои непрестанно устремлены ко Господу. Призри на меня, и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен... Воззри на врагов моих, как много их, и какою злобною ненавистью они ненавидят меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Я неоднократно и усердно просил причетников, чтобы они читали, как можно яснее и внятнее псалмы на часах (и на кафизмах); молю и вас, братия мои, будьте терпеливы, и, сколько возможно, внимательны к этому чтению. Дивным, небесным светом озаряются сказания Новозаветные при сличении с ними псалмов. Самые сокровеннейшие чувства и мысли Господа Иисуса Христа в них как бы выводятся на свет, облекаются в светозарные образы священной поэзии, и раскрываются перед нами во всей ясности и боголепной высоте своей. Что касается до вас, блаженные исповедники, то вы без сомнения с особенной любовью останавливаете внимание ваше на том псалме девятого часа, в котором говорится о примирении нас грешных с Отцем Небесным крестной смертью Единородного Сына Его. Смело повторяйте пред Отцем Небесным слова псалма: «возстанови нас, Боже Спаситель наш, и прекрати негодование Твое на нас. Ужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой из рода в род? Ужели не обратишься и не оживишь нас, дабы народ Твой возрадовался о Тебе?.. Яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое дай нам». Крестная смерть Единородного Сына Божия служит для вас несомненным ручательством, что Отец Небесный благоприветливо услышит вашу молитву, и явит вам милость Свою и спасение Свое. Аминь. Поучение XI За псалмами на девятом часе, по обычаю великопостному, следует чтение кафизмы, хотя и не во все дни недели 31 . За кафизмой читается тропарь часа, – где прямо и ясно указывается нам на время, в которое Господь наш Иисус Христос предал дух Свой Богу Отцу, и где содержится молитва к Единородному Сыну Божию, ради нас вкусившему смерть, чтобы Он умертвил мудрование плоти нашей, и спас нас. «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование Христе Боже, и спаси нас». Тропарь этот произносится первоначально священником пред царскими дверьми; за священником – и всеми молящимися во храме. Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя, – взывает священник и от лица своего собственного, и от лица каждого из молящихся, выражая дерзновенное упование, что крестная смерть Единородного Сына Божия за нас, примирила нас грешных с Отцем Небесным, открыла и нашей молитве доступ на небо, – и небесному вразумлению доступ к нам грешным. А между тем присутствующие во храме, снова дружно повергаются во прах пред Господом и повторяют пред Ним тропарь часа: «иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Григорий не упоминает ни об одном из них в отдельности, но на основании его слов не подлежит сомнению, что Василий Великий заботился дать общее устройство Богослужению, и, без сомнения, обращал внимание на главнейшие последования оного. Так как Литургия Преждеосвященных по ее началу принадлежала временам прежде IV века, то очень вероятно, что св. Василий обратил внимание не на чин только полной Литургии. В самых молитвах, ныне читаемых на Литургии Преждеосвященных, испрашивается достойное причащение всем предстоящим 73 , то есть: происхождение сих молитв находится в связи с теми обстоятельствами, в следствие которых первоначально установлена Литургия Преждеосвященных, и которые, как прежде мы видели, удерживали полную силу не далее IV века. В состав великопостной Литургии находим и другие принадлежности, которые указывают на устройство оной в связи с историею Литургии полной в IV веке. Таковы: ветхозаветные чтения, издревле составлявшие необходимую принадлежность Богослужения великопостного, первоначально употреблявшиеся на каждой обычной Литургии, и с IV века удержанные только на великопостной Литургии, молитвы об оглашенных, по которым образование Литургии Преждеосвященных представляется в связи с древним образованием полной Литургии, – молитвы о готовящихся к просвещению, также совершавшиеся в первых веках на каждой Литургии, и с IV века усвоенные только великопостной Литургии. Поколику древнее священнодействие Преждеосвященных могло быть подтверждено св. Василием Великим , предано для дальнейшего употребления, соглашено в известных частях с общим видом Богослужения: в той мере объясняется церковное предание, усвоявшее великопостную Литургию св. Василию. Итак, по указаниям исторических свидетельств о древности Литургии Преждеосвященных открывается, что по началу сия Литургия принадлежала к составу древнего Богослужения, соблюдавшегося в Церкви по устному преданию, и при устройстве церковного Богослужения в IV век предана была для последующего употребления. Теперь рассмотрим предание, по которому установление Литургии Преждеосвященных приписывается св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В других Церквах Литургия Преждеосвященных совершалась только в некоторые дни седмицы, преимущественно в те, которые наиболее были чтимы по священным воспоминаниям. Таковы были два дня седмицы – среда и пяток, из коих первый освящен воспоминанием о предании Спасителя на вольную страсть, другой – воспоминанием спасительных страстей Господних. Но если некоторые дни седмицы, по самому знаменованию их, избираемы были для совершения в оные Литургии Преждеосвященных, то прочие постные дни оставляемы были без Литургии, в том намерении, чтобы подвиги поста и покаяния служили в сии дни приготовлением к достойнейшему приобщению преждеосвященных Христовых Таин. Такое употребление великопостной Литургии преимущественно принято было в Церквах Палестинских, которые следовали древнему уставу св. Саввы Освященного. В сем уставе Литургию Преждеосвященных положено было совершать в среду и пяток. Никон Черногорец, живший в XI столетии и собиравший правила различных древних уставов, передает такое правило типика Иерусалимского: «в великуюж Четверодесятницу в первой убо седмици же даже до среды не творим службы Прежесвященные. За еже поститися всем по преданию, могущии же и даже до пятка» 170 . В списке богослужебного устава св. Саввы, по славянскому переводу XIV века, читаем: «подобает же ведати, яко не прияхом стваряти Прежесвященные до среды (так говорится в последовании первой седмицы), понеже по преданью святых Отец постятся братия вся до среды, могущии же и до пятка », а о пятке сказано: «И прочее свершают службу Прежесвященных. Причащающижеся вкушають укропа яноже в среду. Тоже стваряють во всем святом посте... Себо прияхом от Лавры св. Отца нашего Савы и от общего житья Богоносного Отца нашего Еуфимья Великого» 171 . Так как но обычаю Церквей Палестинских некоторые дни оставляемы были без Литургии Преждеосвященных на том основании, что назначались для более строгого приготовления к принятию святых Таин в другие дни, когда она совершалась: то совершение сей Литургии вообще не могло быть строго ограничено днями среды и пятка. Так уставу святого Саввы следовали обители Афонские, в которых, по словам Алляция, Литургия Преждеосвященных вообще совершалась только в среду и пяток 172 . Однакож, на первой седмиц, Литургия Преждеосвященных совершалась только в пяток, а в предшествующие четыре дня назначался пост без Литургии, подобно как в уставе святого Саввы, могущим соблюсти строгий пост в продолжении первых четырех дней, предоставлено было приступать к святым Тайнам на Литургии в пяток 173 . Равным образом по тем же побуждениям могли быть избираемы для совершения Литургии Преждеосвященных и никоторые другие дни, кроме среды и пятка. К числу таких дней по уставу св. Саввы принадлежал, наприм., четверток пятой седмицы: в том же славянском списке устава св. Саввы в последовании сего дня сказано: «и свершаеться Прежьсвященная, на нейже причащаемся святых Христовых Таин» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Рязанский Марк рассказал, почему важно совершать Литургию Преждеосвященных Даров вечером 2 мин., 04.03.2020 В связи с началом Великого поста митрополит Рязанский и Михайловский Марк указал на важность совершения Литургии Преждеосвященных Даров именно в вечернее время, как это и положено по Уставу. — В последние годы в нашей церковной жизни появилось такое понятие ­— Литургия вечером, Литургия Преждеосвященных Даров. Для кого-то такая практика стала неким шоком: как же так — Литургия вечером, ведь Литургия всегда совершается утром? ... Это какое-то новшество. Неужели Литургию можно служить вечером? — сказал владыка Марк в своем видеообращении . В этой связи митрополит подчеркнул, что Литургия Преждеосвященных Даров вечером — это норма богослужебного Устава. — В нашей современной традиции, в традиции большинства приходов, когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром, фактически теряется строгость поста в среду и пятницу, — указал архипастырь. Митрополит заметил, что если Литургия Преждеосвященных Даров уже совершена утром и верующие причастились, и «уже фактически нет причин, для того, чтобы поститься», люди вкушают пищу. — И практически среда и пятница, как дни сугубого поста, для нас потеряны. Фактически среда и пятница становятся, своего рода, праздничными постными днями, ведь Литургия, причащение — это же духовный праздник, духовное торжество, — пояснил владыка Марк. В тоже время, продолжил архипастырь, когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, тогда верующие воздерживаются от пищи в течение шести часов. Послабление делается только для немощных, болящих. — Среда и пятница остаются днями сугубого воздержания, когда мы боремся и боремся с собой, когда мы воздерживаемся, ведь среда — это день предательства Христа, а пятница — день смерти Богочеловека на кресте. Поэтому мы призываемся особым образом отметить эти дни, — сказал владыка. Архипастырь подчеркнул, что в этой связи совершение Литургии Преждеосвященных Даров вечером является «отражением этой идеи».

http://foma.ru/mitropolit-ryazanskij-mar...

А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения святых даров, но предлагаются дары, освященные и прежде на литургии св. Златоуста или св. Василия. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии, Златоустовой или Василия Великого , он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец, и по благословении и освящении даров, напояет сей совершенный и освященный агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся эта часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары, прежде освященные. Итак в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол святые дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы: потому они и почитаются Божескою честью, а не образной, – народ повергается ниц на землю и так пребывает во все время перенесения св. даров. Теперь читатель и из простейших может понять, каковое различие существует между дарами, переносимыми на великом входе в литургию Василия Великого и св. Златоуста, и в литургию преждеосвященных. На литургии Василия Великого и св. Златоуста переносятся дары только предуготованные быть телом и кровию Христовою, вместообразные оных, а еще не преложенные в тело и кровь Христову, которые, значит, по существу своему суть еще хлеб и вино, а на литургии преждеосвященных переносится на великом входе истое тело Христово, напоенное истою Христовою кровию. Никита, один из начальных расколоучителей, столько лет бывший священником, сам совершавший столько раз св. литургию, т. е. благословлявший по великом входе св. дары, с произнесением сих слов: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего», и прочее,– он, казалось бы, должен был знать, когда прелагаются св. дары в тело и кровь Христову, и однако же думал и учил, что на литургии св. Василия Великого и св. Златоуста переносимые на великом входе св. дары суть уже истинное тело и истинная кровь Христовы. В своей челобитной царю Алексею Михаиловичу он писал: «по божественному, государь, писанию (?) и святых отец истинному свидетельству в божественной литургии, те преносимыя тайны самое Христово тело, иже нас ради на кресте закланное, и самая Его боготочная кровь» (Мат. для ист. раск. т. 4-й, стр. 13). Поэтому он и восстал против сказанного в Скрижали, что в литургию св. Василия и св. Златоуста на великом входе преносимые святые дары не суть еще тело и кровь Христовы, почему и не должно воздавать им Божеского поклонения, подобающего только святым дарам переносимым на литургии преждеосвященных. Вот каковы были первоучители раскола, – не знали и не понимали тайнодействия ими самими совершаемых таинств, и таким-то вождям последуют именуемые старообрядцы!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Изд. и лит.: Малиновский Н. В. О литургии Преждеосвященных Даров. СПб., 1850; Смирнов-Платонов Г. П., прот. О литургии Преждеосвященных Даров. М., 1850; Владиславлев В. Ф., свящ. Объяснение литургии Преждеосвященных Даров. Тверь, 1864; Ловягин Е. И. Литургия Преждеосвященных Даров//СДЛ. 1878. Вып. 5. С. 141-170; Муретов С. Д., прот. Особенности литургии Преждеосвященных Даров в древних греч. и слав. памятниках. М., 1896; Codrington H. W. The Syrian Liturgies of the Presanctified//JThSt. 1903. Vol. 4. N 17. P. 69-82; 1904. Vol. 5. N 19. P. 369-377; N 20. P. 535-545; idem. Liturgia Praesanctificatorum Syriaca S. Ioannis Chrystostomi//Χρυσοστομικ: Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Crisostomo. R., 1908. P. 719-729; Карабинов И. А. Св. чаша на литургии Преждеосвященных Даров//ХЧ. 1915. 6. С. 737-753; 7/8. С. 953-964; Graf G. Konsekration ausserhalb der Messe: Ein arabisches Gebetsformular mitgeteil und liturgigeschichtlich erläutert//Oriens Chr. N. S. 1916. Bd. 6. S. 44-48; Freestone W. H. The Sacrament Reserved: A Survey of the Practice of Reserving the Eucharist, with Special Reference to the Communion of the Sick, during the first Twelwe Centuries. L., 1917. (Alcuin Club Collections; 21); Thibaut J. B. Origine de la messe des présanctifiés//EO. 1920. Vol. 19. N 117. P. 36-48; Andrieu M. Immixtio et consécratio: La consecration par contact dans les documents liturgiques du Moyen Âge. P., 1924; Τρεμπλας. Τρες Λειτουργαι. Σ. 195-221; Tarchnisvili M. Die «Missa praesanctificatorum» und ihre Feier am Karfreitag nach georgischen Quellen//AfLW. 1952. Bd. 2. S. 75-80; Raes A. La Communion au Calice dans l " Office byzantin des Présanctifies//OCP. 1954. Vol. 20. P. 166-174; Μωρατης Δ., πρωτ. Η λειτουργα τν προηγιασμνων. Θεσ., 1955; Jounel P. Le vendredi saint II: La tradition de l " Église//LMD. 1961. Vol. 67. P. 199-214; Engberding H. Zur Geschichte der Liturgie der vorgeweihten Gaben//OS. 1964. Bd. 13. S. 310-314; Jacob A. Une version géorgienne inédite de la liturgie de Jean Chrysostome//Le Muséon.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

St.-Pb., 2009. T. 5. P. 13-87; Лурье В. М. Святая Чаша в раннехристианских чинопоследованиях домашнего причащения (с прил. заметки о коптском чине Исполнения Чаши)//Средневековое православие от прихода до патриархата: Сб. науч. ст./Отв. ред.: Н. Д. Барабанов. Волгоград, 1998. Вып. 2. С. 4-29; он же. Чаша Соломона и скиния на Сионе: Ч. 1. Надпись на Чаше Соломона: текст и контекст//Византинороссика. СПб., 2005. Т. 3. С. 8-74; Афанасьева Т. И., Слуцкий А. С. Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров в двух древнейших болг. Служебниках//Palaeobulgarica. 1999. Т. 23. 3. С. 88-97; Афанасьева Т. И. К истории текста литургии Преждеосвященных Даров в слав. рукописной традиции XII - 1-й пол. XIV в.//Опыты по источниковедению: Древневрус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 34-46; она же. Слав. литургия Преждеосвященных Даров XII-XV вв.: Текстология и язык. СПб., 2004; Ванюков С. Чин литургии Преждеосвященных Даров: (Исслед. печатных изданий)//БСб. 2001. 8. С. 269-294; Торконяк Р. Лimypriя Передшеосвячених дapib в Ykpaïhcьkiй Цepkbi. Льbib, 2002; Желтов М. С. Римский папа - автор византийской литургии?: К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров//Византия и Запад: 950-летие схизмы христ. Церкви, 800-летие захвата К-поля крестоносцами: Тез. докл. XVII Всерос. науч. сессии византинистов. М., 2004. С. 61-63; idem. (Zheltov M.) The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought//Issues in Eucharistic Praying in East and West/Ed. M. E. Johnson. Collegeville (Minn.), 2010. P. 263-306; Αλεξπουλος Σ., πρωτ. Ο χρνος τελσεως τς Προηγιασμνης Ενα σντομο σημεωμα//Σναξη. 2008. Τ. 104. Σ. 29-36; он же (Алексопулос С.). Чин литургии Преждеосвященных Даров: Богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: V Междунар. богосл. конф. РПЦ (М., 13-15 нояб. 2007 г.). М., 2009. Т. 1. С. 461-478; idem (Alexopoulos S.). The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009. (Liturgia Condenda; 21); Parenti S.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010