Говоря о возведении русских скитов Андреевского и Ильинского, болгарского Ксилургу, румынского Иоанно-Предтеченского и грузинского тоже Иоанно-Предтеченского на положение монастырей, мы ни на минуту не должны забывать, что в решении этого вопроса должны играть немаловажное значение вопросы материального свойства. Монастыри, на землях коих созданы эти скиты, с этим перечислением их в монастыри, лишаются своих доходов, взимаемых ныне с каждого инока, вступающего в число братии скитов, и со всякой новой постройки, созидаемой внутри скита. Что же касается самых скитов, то одно простое перечисление их в разряд монастырей, без определенных земельных наделов, которые доселе были распределены лишь между 20 кириархическими монастырями, может поставить их в новые крайне печальные и даже невыносимые экономические условия жизни. Этот важный вопрос может быть разрешен только в данный момент и единственными путем – путем принудительного отчуждения земель и пересмотра границ земельных владений всех обителей и монастырей. Иначе наши скиты и впредь будут лишены не только земли, воды, леса и топлива, но также не будут иметь и арсаны или пристани для выгрузки жизненных продуктов для своих обитателей на целый год. С разрешения Пандократора или Ставроникиты русский Ильинский скит всякий раз получает право выгрузить свой корабль с продуктами и перевезти их в монастырь, а русский Андреевский скит в таком же положении находится по отношению к Ватопеду. Некоторые из этих скитов владеют весьма ничтожным количеством необходимой для построек земли (например, Ильинский скит), находятся под опасением остаться без воды (Андреевский скит), и почти все скиты, за отсутствием собственного леса, лишены дров. Следовательно, теперь же необходимо разрешить для этих скитов вопросы земельные, водные и лесные или дровяные, компенсировав тем или иным способом монастыри, действительно несущие в этом случае чувствительные материальные ущербы. Едва ли можно сомневаться в том, что превращенные в монастырь скиты, добивающееся самостоятельности на Афоне целые десятки лет, в вопросе собственного выкупа от монастырей и лучшего устройства своих жизненных удобств откажутся от вполне естественного вознаграждения своих кириархических монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мы с монахом Андреевского скита Анеимом заехали в скит, не подозревая подобных отношений в среде братства. Моему спутнику кто-то сказал в Иверском монастыре, что в молдавском Предтеченском скиту прежде были внутренние смуты, но в последнее время они прекратились и все, будто бы, успокоились, притом настолько, что скитская порта, бывшая прежде запертой, теперь открыта. Вот почему мы и прибыли в скит, который, как единственный среди нерусских скитов общежительный и славящийся высокой аскетической жизнью своих иноков, я лично очень желал видеть. Когда мы поздним вечером, около 11.30 часов по афонскому времени, приехали из Лавры в скит, то порта, действительно, оказалась открытой. Мы спокойно вошли в скит, зашли в храм, где совершался параклис, и потом нас пригласили на архондарик. Нас приняли, в общем, очень радушно, хотя из господствующей партии под разными предлогами никто не показался. Приходившие же из числа большинства братии горько жаловалась на своё весьма тяжёлое положение в скиту, говорили, что им положительно опасно оставаться здесь, что многие уже, убоявшись, разошлись по разным келлиям. Я, со своей стороны, сколько мог старался успокоить и одобрить смущённых, убеждая их подождать общего успокоения и возобновления нормальных сношений с их родиной. К сожалению, заговорить о желательности и пользе солидарного выступления молдаванских иноков с русскими при таких обстоятельствах не представлялось решительно никакой возможности. На другой день, после раннего богослужения, поклонившись святыням и внимательно осмотрев соборный храм, в здании которого бывшим на Афоне землетрясением произведены сильные повреждения, мы отправились далее, сопровождаемые искренними благожеланиями и благодарностью за посещение со стороны представителей сочувствующего России большинства. Искренне жаль, если столь благоустроенный, особенно внутренне, скит погибнет, благодаря указанным смутам. О скитах Карейском и так называемом Чёрном Вире, которые обыкновенно упоминаются в исторических трудах, описаниях Афона и даже в статистических отчётах, мы не говорим, потому что 1) Карейский скит, существовавший в древности, ещё в XVI веке превратился в особый городок афонский с древним храмом в честь Успения Божией Матери, и 2) от Чёрного Вира, находящегося в пределах владения Зографского монастыря, построенного в 1747 году на средства русской императрицы Елизаветы Петровны для малороссийских монахов Афона, с храмом в честь Рождества пресвятой Богородицы, остались сейчас одни только развалины, охраняемые двумя монахами Зографского монастыря, являющимися только сторожами их. Мне передавали, что теперешние зографские монахи-болгары намеренно уничтожают всякие следы существования в их владениях русского скита. Будто бы только в самое последнее время уничтожены колонны и другие части здания храма, на котором русские надписи. Я очень усиленно добивался того, чтобы посмотреть Чёрный Вир, но в троекратное посещение Зографа меня под разными предлогами не допустили до этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От составителя Публикуемая в настоящем издании переписка К. Зедергольма и старца Макария Оптинского – уникальный памятник взаимоотношений духовника и духовного сына, а также ценный источник, характеризующий систему высшего управления Русской Церкви середины 19 в. Переписка также существенно дополняет сложившееся мнение о значении оптинского старчества в жизни России 19 в.: старцы не только просвещали русское общество, но и оказывали существенное влияние на деятельность высшего управления Русской Церкви. Оптина пустынь еще в 19 в. получила всероссийскую известность вследствие преемственно сменяющих друг друга в течение десятков лет великих оптинских старцев. Словно со страниц древних патериков сошли эти дивные угодники Божии, для того чтобы вести своих духовных чад ко спасению. Духовное преемство смиренных аскетов зиждилось на том, что каждый последующий старец был не только духовным сыном, но и сотаинником предыдущего. Старчество в Оптиной пустыни началось с прибытия в 1829 г. в Иоанно-Предтеченский скит 1 преподобного Льва (Наголкина) . Вслед за ним в скит переселился преподобный Макарий (Иванов) , по происхождению дворянин, до своего поступления в скит Оптиной пустыни подвизавшийся под руководством старца Афанасия (Захарова), ученика преподобного Паисия Величковского 2 . После кончины старца Льва в 1841 г. отец Макарий сделался его преемником, признанным старцем. К нему притекало множество людей из всех сословий, ищущих духовного совета и утешения. Некоторые из них делались духовными чадами преподобного подвижника. Духовным сыном старца стал и новообращенный из лютеранства русский немец Константин Зедергольм, который после окончания университета по благословению своего духовного отца занял должность чиновника по особым поручениям при обер-прокуроре Святейшего Синода 3 . В 1860 г. последовала блаженная кончина отца Макария, и его место занял самый известный старец Оптиной – преподобный Амвросий (Гренков) . К отцу Амвросию перешли духовные чада старца Макария и среди них К. Зедергольм, поступивший в 1862 г. в Иоанно-Предтеченский скит после выхода в отставку. В скиту Зедергольм принял монашество с именем Климент и подвизался под руководством старца Амвросия до своей кончины в 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Начиная с лета минувшего, 2021 года, в Свято-Введенской Оптиной пустыни отмечали исторические юбилейные даты, связанные с основанием Иоанно-Предтеченского скита. 200 лет назад Преосвященный владыка Филарет (Амфитеатров), управлявший в то время Калужской епархией, решил обустроить в лесу рядом с Оптиной уединенное место для особых молитвенных подвигов. Под Оптинский покров он призвал монахов, которые вели жизнь отшельников в глуши Рославльских лесов. Среди этих пустынников находились будущие преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), они приняли самое деятельное участие в планировке и возведении первых построек скита. Отца Моисея владыка назначил скитоначальником, вручив ему одновременно и духовное попечение над всем монастырем. Несколько лет спустя, по прибытии в Оптину старца Льва (Наголкина), игумен Моисей передал ему духовное окормление братии и мирян-богомольцев. Тем окончательно было положено основание Оптинскому старчеству, оказывавшему затем в течение десятилетий такое мощное влияние на всю верующую и мыслящую Россию. 30 июня 2021 года в монастыре вспоминали 200-летие благословения на основание скита, затем 200 лет закладки скитского храма в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Грядет празднование 200-летия освящения этого храма – оно состоялось 5/18 февраля 1822 года. В преддверии знаменательного события мы побеседовали с насельником скита иеромонахом Никоном (Скаргой).      Отец Никон, говоря о череде нынешних юбилейных дат, можно еще вспомнить не столь большую по числу лет, но очень важную: два года назад прошли торжества в честь 30-летия возрождения Предтеченского скита, который, как и весь монастырь, был закрыт и разорен при советской власти. Чтó же значит сам факт его существования в современной жизни Оптиной? С момента полной передачи в 1990 году Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни скит начал играть самую существенную роль в организации духовной жизни монастыря. Это событие можно приравнять к обретению потерянной драхмы (Лк. 15:8) или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44), как говорится в Евангелии. В скит переселилась тогда старшая братия, духовники отец Илий, отец Антоний. Иеромонах Василий (Росляков), убиенный в Пасху 1993-го, тоже был принят в братство скита в первую очередь; жил он тогда в хибарке старца Амвросия. С этого момента в скиту начались ночные службы, которые задали особый духовный настрой всей братии. Впоследствии, когда братство монастыря умножилось, духовникам – отцу Илию, отцу Антонию пришлось переселиться из скита в саму обитель. Но тот духовный тон, который вначале был задан их подвигом, их усердием, остался в скиту до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/144539.html

Приложение Андреевский скит Андреевский скит Ватопедского монастыря со времени своего открытия в 1849 г. на протяжении последующих более чем ста лет оставался самым «русским» монашеским учреждением на Афоне «единственный на Афоне русский в полном смысле слова питомник иноческий», как писали о нем в церковной печати конца XIX века. 1139 созданный трудами уроженца Малороссии прп. Паисия (Величковского) Ильинский скит по составу своих насельников был по преимуществу малороссийским, если в жизни Пантелеймонова монастыря в разные периоды его долгой истории лидирующую роль играли и сербы, и греки, то Андреевский скит вплоть до кончины в 1971 г. своего последнего русского инока сохранял ярко выраженный русский характер, что сказывалось не только в составе его братии, но и в особенностях монастырского уклада и в архитектурном облике обители. Достопримечательностью Святой Горы стал огромный собор Андреевского скита, вместимостью в 5000 человек – крупнейший на Афоне и второй по величине в Греции (после собора в Патрах), почему сами греки назвали этот скит – «Кремль Востока». История возникновения собора Андреевского скита также связана с Россией, с русской духовной культурой второй половины XIX в. Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница». По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Келлия скуртеев в Карее на Афоне Келлия скуртеев в Карее на Афоне Апелляция к к-польским обычаям не убедила противников нововведения, что подвигло патриарха Кирилла к более решительным действиям. Он обратился к кириархальному монастырю скита св. Анны - Великой Лавре св. Афанасия, с тем чтобы эпитропы монастыря особым постановлением запретили допускать недовольных монахов в церковь, в кельи и на мельницу, что и было исполнено. Последнее было почти равносильно угрозе голодной смерти для тех, кто отказывались подчиниться постановлению. Действия, направленные против несогласных, привели к их уходу из скита. Первым покинул скит Иаков Пелопоннесский ( Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 29-30). Оставившие скит полагали, что теперь смогут спокойно продолжить подвизаться на Св. Горе, однако их не прекратили преследовать бывшие собратья. В те обители, куда отправлялись ушедшие из скита, немедленно посылали письма, оповещавшие местное руководство о том, что новоприбывшие находятся под осуждением Вел. Лавры. Пример таких писем приводит прп. Афанасий Паросский ( Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 30; ср.: Говорун. С. 92). В письмах также указывались лица, оказывавшие поддержку бывшим агианнанитам в тех обителях, куда они переселялись; таковые подлежали выявлению и изгнанию. Так, все перешедшие в находившийся неподалеку от скита св. Анны Новый Скит были по требованию дикея скита св. Анны изгнаны, вместе с ними вынуждены были покинуть Новый Скит известный в дальнейшем приверженец К. иером. Христофор и еще неск. монахов. Новым местом их прибежища стал скит св. Иоанна Предтечи (Продрома), находившийся в подчинении у Иверского мон-ря, поэтому иером. Христофор впосл. именовался Продромитом, т. е. насельником Предтеченского скита. Часть изгнанных из Нового Скита попыталась поселиться в скиту монастыря Ксенофонт, но этому воспрепятствовал живший там на покое бывш. митр. Алеппский Геннадий. Прп. Афанасий Паросский называет последнего «поварешкой» (χουλιρα) и уверяет, что он воздвиг гонения на К., с тем чтобы удостоиться благоволения бывш. патриарха Кирилла и получить доступ к его роскошным трапезам ( Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 30).

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Свой опыт труда на земле они приносили в монашескую жизнь и делали удивительные вещи. Ведь в Валаамском монастыре росло до 60 сортов яблок. Там был аптечный сад, где выращивали всевозможные лечебные растения — живую аптеку для монашествующих на Валааме. Были там каналы и мосты, которые были перекинуты через эти каналы. 9. Скиты Валаамского монастыря До разорения Валаама там существовали строгие скиты, куда не разрешался вход женщинам. Особой строгостью монашеской жизни отличался Иоанно-Предтеченский скит, где скитоначальником был схиигумен Иоанн. Для нашей семьи он сделал исключение: посадил на весельную лодку моих родителей и меня, и мы побывали в этом скиту. И теперь, приезжая на Валаам, я стараюсь посетить Иоанно-Предтеченский скит, который долгие годы был разорён. Сейчас там восстановлен храм и келейный корпус. Вспоминается Смоленский скит, который также был разрушен. Там жил иеросхимонах Ефрем. Он ежедневно совершал Божественную литургию, поминая воинов, которые погибли в Первую мировую войну. И вот сейчас Смоленский скит восстановлен. Мы хотим, чтобы там, как раньше, совершалась молитва, но уже не только о воинах Первой мировой войны, а обо всех солдатах, погибших в последующих войнах. Потому что воинских подвиг — это великий, жертвенный подвиг, и молиться о воинах нужно. Восстановлен храм и в Коневском скиту. До войны пристань была довольно далеко, и дорога к нему вела через мостик. В Коневском скиту жил схимонах Николай, человек подвижнической жизни. Для паломников у него всегда был кипящий самовар, он с любовью встречал их и угощал чаем. 10. «Домашнее задание» Деятельность Патриарха не ограничена только богослужением и приёмом людей. Патриарх Московский является и епископом города Москвы. А сегодня в Москве около пятисот приходов! Поэтому епископ Московский несет непосредственную ответственность за приходскую и монастырскую жизнь в Москве. И очень часто приходится брать домой те огромные кипы бумаг, которые не успеваешь рассмотреть и подписать в рабочее время. Приезжаешь и занимаешься этим «домашним заданием». Так же, как дети, выполняющие дома то, что им задают в школе.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-ii-vs...

Спасо-Преображенский собор Монастырь: центральная усадьба, скиты и подворья Монастырь имеет сложную структуру. Главный собор, основной корпус общежитий обители, хозяйственные постройки расположены в Центральной усадьбе острова Валаам, давшего название всему архипелагу. По островам разбросаны многочисленные скиты. Само слово скит произошло от названия пустыни в Северной Африке Шиит. Это форма монашеской жизни, более уединенная, чем общежительная, когда иноки живут по несколько человек (существует еще отшельническая форма жизни, на Валааме еще в XIX веке она была, теперь уже нет). До революции на Валааме было 13 скитов, сейчас после советского 50-летнего запустения восстановлено 9 из них и построен один новый. Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский скиты были построены для монахов подвижнической жизни. Ранее и устав их был более строг, чем в Центральной усадьбе, а сейчас во всём монастыре он одинаков. Сергиевский и Германовский скиты связаны с хозяйственной деятельностью монастыря: они были построены в местах, где находились каменоломни и шла добыча красного и серого гранита. Есть на острове также Воскресенский и Гефсиманский скиты, которые свидетельствуют о местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь относится к типу ставропигиальных, подчиняющихся не епархии, а непосредственно Патриарху). Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: далеко не все открыты путешественникам. Предтеченский закрыт для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год на престольный праздник, Святоостровский посещают некоторые паломнические группы, Воскресенский осматривают почти все прибывающие группы. На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и даже в Сочи открыты подворья монастыря. Воскресенский скит. Фото: Alexxx Malev Переменна судьба Валаама Существуют разные точки зрения о происхождении топонима Валаам . Но всё же большинство ученых сходятся во мнении, что название архипелага связано с финно-угорским топонимом Valamo , где valo – это «свет», «клятва», или с финским valaa – «отливать из металла», впоследствии под влиянием библейской традиции это название трансформировалось по созвучию с именем ветхозаветного прорицателя Валаама.

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

В Кашире будет восстановлен Никитский монастырь Кашира, 2 марта 2018 г.      В подмосковной Кашире будет восстановлен знаменитый Никитский женский монастырь. Об этом сообщил глава городского округа Алексей Спасский, выступая с отчетом перед местными жителями. По его словам, восстановительные работы в храмах обители проведут за счет средств Фонда порушенных святынь, а создание инфраструктуры на прилегающей территории возьмут на себя городской и областной бюджеты, соощает Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви . «К территории монастыря будет обновлена дорога, обустроена смотровая площадка, произведено озеленение», – рассказал Алексей Спасский. Работы планируется закончить к концу июня текущего года. На освящение восстановленной обители ожидают приезда высших иерархов Русской Православной Церкви. Краткая справка Деревянная Никитская церковь на месте будущего монастыря существовала еще в XVII веке. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Федора Руднева, достроен и освящен в 1855 году. В 1843 году на средства Ф.И. Руднева при храме открыта богадельня, которая в 1862 году  преобразована в женскую общину. В 1884 году  община получила статус женского монастыря. При монастыре действовало две школы – церковно-приходская (на 50 девочек) и живописи, – а также больница для сестер (на 5 кроватей). С конца XIX века до 1920-х годов в монастыре жила старица Ольга Ложкина, благодаря которой монастырь стал объектом паломничества. Среди жертвователей на нужды монастыря был и император Николай II. В 1890 году крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игумении с просьбой открыть школу для местных детей. Школу открыли в 1891 году на том месте, где некогда находилась Соколова пустынь  – мужской монастырь, упраздненный в XVIII веке. Один из храмов этой обители посвящен усекновению главы Иоанна Предтечи – такое же посвящение получил и храм при школе, вокруг которого вскоре образовался Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря  на территории нынешней деревни Соколова пустынь. В 1919 году насельницы, боясь закрытия обители, преобразовали ее в артель. Однако в 1920-х годах монастырь всё же был закрыт, Никитская и Преображенская церкви переоборудованы под производственные помещения, верхние ярусы колокольни сломаны. Иоанно-Предтеченский скит был полностью разрушен.

http://pravoslavie.ru/111157.html

И это действительно так. Свято-Введенская Оптина Пустынь — это золотая чаша, в которую сливалось лучшее духовное вино России. Кроме того, эта обитель и ее преподобные старцы вобрали в себя духовный опыт прежде них идущих святых отцов. От преподобного Паисия Величковского , великого подвижника XVIII века, через его учеников и последователей с их подвигами старчества и нравственного просветительного служения народу Оптина Пустынь впитала в себя дух и Афона, и Греции, и Синая, и Киева. Первыми этот дух принесли в обитель преподобные Моисей и Антоний, братья Путиловы, которые общались с учениками старца Паисия и, вдохновленные ими, основали Иоанно-Предтеченский скит, как место сугубой духовной молитвы. Иеросхимонах Лев (Наголкин) , ученик учеников преподобного Паисия, в этом скиту ввел старчество и при ем мирян для духовного наставления, что стоило ему тяжелой борьбы и неприятностей от тех, кто подозрительно смотрел на эти новшества. В Евангелии есть такие слова, сказанные Спасителем: Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его ( Лк.6:40 ). Этим Христос передал своим последователям силу воскрешать людей, не телесным образом, а воскрешать их покалеченные грехом души. Именно этот дар Господа — дар воскрешающей любви — унаследовали преподобные и богоносные Оптинские старцы, которые воскрешали души приходящих к ним людей. Недаром в дореволюционной Оптиной на выходе из монастыря над вратами висела икона Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как символ воскрешения человеческих душ. Это прямо относится к тем людям, которые побывали в Оптиной пустыни, исповедовались и причастились Святых Животворящих Таинств и ушли, одаренные благодатным оптинским духом. Надо и нам постараться не забывать слова старца Варсонофия: «Пребывание в Оптиной Пустыни есть величайшая милость Божия, которой еще надо сподобиться, живя соответственно заветам великих Оптинских старцев». Когда архипастырь митрополит Филарет освящал Иоанно-Предтеченский скит, он в духовном восторге воскликнул: «Да пребудет на месте сем благословение Пустыни Иордановой и всех в ней подвизавшихся». Действительно, этот скит стал духовным оазисом, где возрастали и подвизались Оптинские старцы.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010