Между всеми ими первое место занимала дочь египетского царя, как невеста Соломонова, о которой и говорит пророк: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. У преосвящ. Порфирия стих 9 переводится так: «Смирну и елей и кассию от одежд Твоих (ощутили мы). Сквозь решетки из слоновой кости, сквозь них радостно приветствовали Тебя» (из нихже возвеселиша Тя). В объяснение этого преосвященный добавляет: «В Палестине, на плоских крышах домов ставятся деревянные решетки с круглыми отверстиями. Сквозь них смотрят женщины и из-за них приветствуют речами кого должно. Все это буквальное объяснение псаломских изречений о царе, царице и дщерях царей есть не что иное, как изображение прообраза Мессии и как аллегорическое сказание о союзе Божественного Жениха Христа с Церковью новозаветною, как с Его возлюбленною невестой. Значит, все эти изречения нужно понимать в особом таинственном смысле. Так, благовонные вещества св. отцы и учители Церкви относят к погребению и помазанию Господа Иисуса Христа, к Его духовному благоуханию или к Его славе после смерти. Под царями разумеют св. апостолов, которые будут сидеть со Христом на престолах и производить суд ( Лк.22:30 ), а под дщерями царей – души христианские. Познав Христа, по нисхождению Его к человечеству, они возвеселиша Его в чести Его – в истинной вере и совершенной любви, прославляя Божество». " Царица есть Церковь , – говорит св. Афанасий, – уневещенная великому Царю, а стояние одесную означает честь, какой сподобится она в будущем веке, а разноцветные ризы ее вера, надежда и любовь» с. 153], вообще различные добродетели христианские и разнообразные правила веры и жизни христианской. Одна из невест (иудео-христианская Церковь ) отличается от всех прочих (Церкви из языческих народов), на нее, стоящую в величественной одежде по правую сторону Царя (ближе всех к Нему, больше всех имеющую власти), обращено главное внимание пророка. Ей, как первой супруге, почетное место – одесную. Это место, по учению Святой Церкви, принадлежит Пресвятой Богородице, Деве Марии, которая, как Матерь Христа Бога, ближе всех брачных душ стоит к прославленному Спасителю, Она имеет наибольшее участие в Богочеловеческой Его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

296. Беседа в день Успения Божией Матери (Говорена в Успен. соборе августа 15; напечатана в Твор. Св. От., в Моск. и Губ. Вед. 1854 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год Вся слава Дщери Царевы внутрь. ( Ncaл. XLIV. 14 ) Дух пророческий в четыредесять четвертом псалме изображает Царя: «глаголю аз дела моя Цареви». Но в сем изображении полагает частию такие черты, которые могут относиться к совершенству человеческому, как сия черта: «красен добротою паче сынов человеческих», а частию такие, которые не могут принадлежать никакому земному царю, и которые безмерно выше всякого совершенства человеческого, какова следующая черта: «престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44:2, 3, 7 ). Сколько бы вы не изыскивали, с кого списан сей пророческий образ, не найдете сего нигде, как только в лице Иисуса Христа 753 , Который, как человек, «красен добротою паче сынов человеческих», потому что в Нем едином естество человеческое безгрешно; Который, как Бог, царствует от века, и, как Богочеловек, «воцарил ся» так, что «царствию Его не будет конца» ( Лyk. I. 33 ). Дух пророческий в том же псалме изображает Царицу, Дщерь Цареву, Которая приближается к изображенному выше Царю, и предстоит одесную Его: «предста Царица одесную Тебе» ( Пс. 44:10 ). В изображении сей Царицы есть также необыкновенная черта следующая: «вся слава Дщере Царевы внутрь». Где найдем лицо, которому принадлежала бы сия черта? – Что заключено внутри, то мы обыкновенно называем сокровенностью или тайною: славою называем обыкновенно нечто такое, что вне открыто и всем явно. Напротив того, дух пророческий велит искать «всей славы... внутрь», и по сей черте узнавать «Дщерь Цареву», Которую Он прославляет. Не даст ли сему пророчеству изъяснения то, что мы ныне благоговейно воспоминаем? Ныне должны мы зреть духом, как Преблагословенная Дева Мария, – «Дщерь Царева», по родословию от Царя Давида, – Дщерь Царя небесного Бога, потому что осенена Духом Святым, – «Царица» и «Дщерь Царева» вместе, потому что Она есть и Матерь и Дева, – восходит от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и сообразно с достоинством Матери Его, восприять достоинство Царицы небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Какое слово изобразит, о, Богомати Дево, Твою богосиянную прекрасность; потому что то, что относится к Тебе невозможно представить ни в мыслях, ни в словах? Однако, при Твоем человеколюбивом допущении, это возможно воспеть; потому что Ты — и Вместилище всех благодатей и Исполнение всякой благородной красоты, и Скрижаль и одушевленный Образ всякого блага, и всей прекрасности, как единая удостоившаяся принять все благодати Духа; лучше же сказать — и единая имевшая чудесно обитавшего во чреве Твоем Того, в Ком — сокровища всех благодатей, и состоявшая чудесной скинией Его; и к Нему сегодня путем смерти в бессмертие отошедшая, и справедливо от земли на небо преставившаяся, дабы в пренебесных скиниях на вечные времена обитать с Ним, оттуда заботясь о наследии Твоем, и неусыпными молитвами к Нему умилостивляя Его о всех. Как из всех приближающихся к Богу Она — наиболее близкая, так и больших, чем прочие, Богородица удостоена достоинств, я имею в виду не только — больше прочих людей, но — и самых всех ангельских иерархий. Потому что, вот, о высочайшем из их чинов Исаия так пишет: «И Серафими стояху окрест Его» (Ис. 6:2); а о Ней вот, Давид говорит так: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44:10). Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы — вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем — Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она — близ Него, но, по справедливости и — одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т. е. — одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но — и потому, что Она воистину — Престол Его; а там, где воссядет Царь, там — и Престол Его стоит. Сей Престол и Исаия видел между Его херувимским хором и нарек его «высоким превознесенным», являя превосходство Богоматери над небесными силами. Посему и вводит самых, восхваляющих за Нее Бога и говорящих: «Благословена слава Господня от места Его» (Езек. 3:12). Патриарх же Иаков загадочным образом был зрителем его: «Яко страшно место сие», сказал, «несть сие, но Дом Божий, и сия Врата Небесная» (Быт. 27:17). Давид же иным образом изобразил это: сочетав в своем лице множества спасенных и употребив как бы некие струны или различные голоса, от различных родов приведенные Сей Приснодевой в гармонию единой веры, приступает к всегармоничной песни в восхваление Ее, говоря: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века» (Пс. 44:18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Нелегко связать сии слова с предыдущими. Может быть, нужно так разуметь буквальный смысл сего стиха: лучшие ароматы несутся от Твоих одежд, взятых из слоновых хранилищ, тех одежд, коими утешали Тебя друзья, принесшие их в дар Тебе. Если соединить с следующими словами (ст. 10): дщери царей в чести Твоей; то можно понимать так: Твои одежды благоухают смирною, стакти и касиею, Ты находишься в слоновых чертогах, где царские дщери утешают Тебя в чести Твоей. Отцы и учители Церкви сказанное о благовонных веществах относят к погребению и помазанию Господа Иисуса Христа, к Его духовному благоуханию или к Его славе после смерти (Вас. В., Афан. В., Злат.). «Смирною, – говорит бл. Феод., – пророк называет страдание Христово, потому что смирна преимущественно приносится мертвым; стакти и касиею – благоухание страдания Христова, а тяжестями слоновыми или, по переводу Акилы и Симмаха, храмами слоновыми – благолепные и светлые церкви; ризою же называет тело Христово ( Евр. 10:19–20 )». – «Видим смирну, – говорит св. Вас. В., – по причине погребения; стакти 293 по причине сошествия во ад (ибо каждая капля ея стремится вниз), и касию по причине домостроительства, совершенного плотию на кресте». Св. Афанасий относит к славе и велелепию Спасителя, кои как бы благоухают на всю вселенную; под царями разумеет св. Апостолов, под дщерями – души христианские. Св. Златоуст относит (нерешительно) и к погребению и к помазанию Христа, и к славе, последовавшей за делами Христовыми, – что Ему будут покланяться в драгоценных храмах. 10 . Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. С Евр.: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Прежде велась речь о Женихе, теперь речь о невесте. Т.е. царские дочери находятся в почете у Тебя, но царица, как госпожа, предстоит на главном месте – по правую сторону, предстоит она в самых драгоценных одеждах, вся преукрашена, вся в лучшем Офирском золоте 294 . Возвеселиша Тя дщери царей в чести Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

§ 13. О частице Богородичной и о положении ее одесную Агнца Приготовив все, необходимое к Священнодействию, Священник из второй просфоры вынимает часть, в честь и память Преблагословенные Девы, и полагает на Дискосе одесную Св. Агнца; потому что Матерь Божия на небесах одесную Бога, т. е. в особенной славе Его Величия, по словам Пророческим, произносимым при сем: предста Царица одесную Тебе. И как Много может моление Матернее ко благосердию Владыки 470 , по учению Церкви: то при возложении Ея части на Дискос, священник и просит Господа, ради Ея ходатайства и молитв, восприять Жертву сию в пренебесный жертвенник 471 . О частицах девятичных Потом вынимаются из третьей просфоры девять частиц о Святых: Пророках, Апостолах, Иерархах, Мучениках и Мученицах, преподобных Отцах и Матерях и всех праведных, воспоминаются имена некоторых из них, особенно знаменитых в Церкви, и полагаются на левой стране Святого хлеба девяточисленно, в три ряда, по образу девяти чинов Иерархии небесной 472 , Богоучрежденной в три тричисленныя статии (т. е. разделенной на три лика, и каждый лик на три чина): потому что и самые Соборы Святых пред Агнчим Престолом сопричислены к ликам Ангельских сил и составляют с ними одну торжествующую на небесах Церковь ( Откр.4:5, 19 ). Повозложещи же всех сих частиц, Священник умоляет Бога, ради молитв и предстательства поминаемых здесь Святых, даровать нам свои щедроты: Их же молитвами посети нас, Боже! О частицах за живых и мертвых Наконец, из особых просфор приносятся частицы за живых и умерших, о памяти и оставлении грехов их 473 ; после же возлагает Священник и о себе самом частицу, произнося моление словами Св. Василия Великого : Помяни Господи и мое недостоинство 474 , и проч. И так, Святой Агнец, возлежа на Дискосе среди всех изъятых частиц, как Царь славы и таинственная Глава Церкви, на небеси торжествующей, и на земли под знамением Креста Его подвизающейся. является окруженным всем воинством небесных и земных духовных сил. § 14. Частицы о живых и умерших. приносимые в Тело Господне, не освящаются, а представляют только тех самых, о коих приносятся, и ниспосылают им благодать и освящение

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Сцена строится по типу деисуса: перед Христом, восседающим на троне и облаченном в царские одежды, с короной на голове, предстоит Богоматерь в образе царицы. На миниатюре Сербской псалтыри, например, по другую сторону изображен ветхозаветный царь Давид (XIV в., Баварская библиотека в Мюнхене). Аналогичны изображения на росписях Маркова монастыря, Касторьи и Македонии. Появление фигуры Давида на миниатюре не случайно, так как композиция сложилась как непосредственная иллюстрация к стихам Псалтыри, где сказано: «Дщери царей в чести Твоей: и предста Царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна. Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое и забуди люди Твоя и дом отца Твоего». ( Пс.44:10–11 ). Было распространенным толкование, что здесь речь идет о Христе и Богородице. «Есть серьезные основания предполагать, – считает В. Н. Лазарев, – что именно в Сербии в композиции «Предста Царица» Христа в образе царя стали впервые заменять Христом в образе архиерея» 64 . Такую замену мы видим на стенах Спаса на Ковалеве в Новгороде (1380), но истоки этого нового иконографического типа восходят к XI–XII векам. Изображения Христа-священника присутствуют в росписях Софии Киевской, Нередицы в Новгороде и Бертубани в Грузии (1212), где они помещаются в горнем месте, что говорит о преемственности изводов. Изображение собственно Христа Великого Архиерея возникает в греческом искусстве XII–XIII веков, а в сербских росписях церкви Михаила Архангела в Лесново (1341–1348) мы уже видим его изображенным дважды: в апсиде и диаконнике. В росписи церкви Петра и Павла в Тырнове, Болгария (кон. XIV-haч. XV вв.) это практически деисусная композиция: Христос в архиерейских одеждах на троне восседает между стоящими по сторонам Богоматерью и Иоанном Предтечей. Надпись «Царь царствующим – Великий Архиерей» говорит о том, что здесь произошло слияние двух иконографических типов. На ковалевской фреске Христос облачен в крестчатый саккос с омофором, на голове – митра, которая уже с XI века, по свидетельству В. Н.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Где в сей день празднуется одному благоверному князю Александру Невскому, там поются величание и псалом, положенные 23 ноября. Где празднуется одному благоверному князю Даниилу, там поют величание и псалом, положенные 4 марта. 31. 08. Положение пояса Пресвятой Богородицы Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим пояс Твой честный, егоже яко священное сокровище людем Твоим даровала еси. Псалом праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы 2 июля 92 В сущности, и общее святительское величание – величание индивидуальное. Как апостолы в величании прославляются за их благовестнические болезни и труды, как преподобные ублажаются за то, что они были наставниками монахов и собеседниками Ангелов, как чествуются страдания мучеников, которые они претерпели за Христа, так и святители величаются за то, что они и ныне продолжают то дело, которое было главным в их земном служении, – молятся о нас Христу Богу нашему. 93 Оно использовано в настоящем сборнике для величания Всем русским святым 16 июля и в Неделю вторую по Пятидесятнице. 94 О составлении особых праздничных избранных псалмов (правда, несколько по другому поводу) было высказано пожелание на Всероссийском Поместном Соборе в 1917–1919 гг. в докладе богослужебного отдела, разосланном Священным Синодом всем преосвященным архиереям к руководству. 95 В дальнейшем владыка цитаты из псалмов везде обозначал дробями, в которых числитель означал номер псалма, а знаменатель – стих. 96 В псалме на 9 марта 20/4 на главе его венец изменен «на главах их венцы»; в псалме на 20 мая 104/2 постави его князя – «постави мя князем»; в псалме на 4 июля 44/10 предста Царица одесную Тебе«предста Царица Тебе». 97 Например, во втором антифоне на Пасху 66/3 познати на земли путь Твой изменен «да познаем на земли путь Твой»; для великопостного прокимна 60/6 Дал ecu достояние боящимся имени Твоего изменен «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; 20/4 в чине браковенчания изменен на множественное число «на главах их венцы»; 68/15 Да избавлюся от ненавидящих ся в прокимне молебного пения о хотящих по водам плыти изменен «избави мя от ненавидящих мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Почему и Павел написал к коринфянам: благовествованием я вас родил ( 1Кор.4:15 ); также: не к посрамлению вашему сие пишу, но как детей моих возлюбленных вразумляю ( 1Кор.4:14 ). Каким же образом сии дщери возвеселили Тебя, Христе? Воздавая Тебе истинную честь и служа Тебе, как Богу. Таков высший смысл в сих словах. А по смыслу легко представляющемуся с первого взгляда, ты можешь понимать сии слова иначе; именно, что разнородное благоухание добродетели исходит из пречистого восприятого Тобою, Господи, человечества, и не только исходит из него, но и из славных и многоценных, в разных местах построенных храмов или церквей Твоих. Ибо это означают дома из слоновых костей веселили. Разнообразие выше сказанных благовонных вещей, означает разнообразие благоухания добродетелей. А что говорит: будут веселить Тебя чрез сии храмы, этим указывает на щедрых строителей их. Сказал в прошедшем времени – возвеселили, вместо будущего – возвеселят Тебя, по обыкновенно пророков, которые о будущем говорят в виде прошедшего. Дочери царей в чести Твоей, должно разуметь так, что не только простые и самые малые люди будут почитать Тебя, но и сами цари, что наиболее удивительно, даже дочери царей тысячью глаз охраняемые со всех сторон и заключаемые в самых недоступных и тайных чертогах царских домов от глаз других, какова была премудрая Екатерина и многие другие из уверовавших во Христа (1). (1) Чтобы сказать яснее, сими словами Давид говорит, как бы так: Возвеселись, Владыко, от важных домов из слоновых костей, которые дщери царей построили в честь твою, устроив из сердец своих храмы (у Никиты). Предста царица одесную Тебе Царицею Давид называет здесь церковь , или собрание благочестивых христиан, которую Царь – Христос, после того как она (прежде) была предана идолам, сочетал с Собою чрез веру в Него. Она – то воцарилась на земле над страстями и воцарилась вместе с Женихом своим Христом в небесном царстве. И жених и царь ее – Христос сидит по правую руку Отца, как единосущный и единочестный с Ним по Божеству; а невеста Его и царица церковь не сидит, а стоит одесную Жениха своего и Царя вместе с бесплотными ангелами: потому что хотя она и невеста и царица, но принадлежит к созданному естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Какое слово изобразит, о, Богомати Дево, Твою богосиянную прекрасность; потому что то, что относится к Тебе невозможно представить ни в мыслях, ни в словах? Однако, при Твоем человеколюбивом допущении, это возможно воспеть; потому что Ты — и Вместилище всех благодатей и Исполнение всякой благородной красоты, и Скрижаль и одушевленный Образ всякого блага, и всей прекрасности, как единая удостоившаяся принять все благодати Духа; лучше же сказать — и единая имевшая чудесно обитавшего во чреве Твоем Того, в Ком — сокровища всех благодатей, и состоявшая чудесной скинией Его; и к Нему сегодня путем смерти в бессмертие отошедшая, и справедливо от земли на небо преставившаяся, дабы в пренебесных скиниях на вечные времена обитать с Ним, оттуда заботясь о наследии Твоем, и неусыпными молитвами к Нему умилостивляя Его о всех. Как из всех приближающихся к Богу Она — наиболее близкая, так и больших, чем прочие, Богородица удостоена достоинств, я имею в виду не только — больше прочих людей, но — и самых всех ангельских иерархий. Потому что, вот, о высочайшем из их чинов Исаия так пишет: «И Серафими стояху окрест Его» (Ис.6:2); а о Ней вот, Давид говорит так: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс.44:10). Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы — вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем — Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она — близ Него, но, по справедливости и — одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т.е. — одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но — и потому, что Она воистину — Престол Его; а там, где воссядет Царь, там — и Престол Его стоит. Сей Престол и Исаия видел между Его херувимским хором и нарек его «высоким превознесенным», являя превосходство Богоматери над небесными силами. Посему и вводит самых, восхваляющих за Нее Бога и говорящих: «Благословена слава Господня от места Его» (Иез.3:12). Патриарх же Иаков загадочным образом был зрителем его: «Яко страшно место сие», — сказал, — «несть сие, но Дом Божий, и сия Врата Небесная» (Быт.27:17). Давид же иным образом изобразил это: сочетав в своем лице множества спасенных и употребив как бы некие струны или различные голоса, от различных родов приведенные Сей Приснодевой в гармонию единой веры, приступает к всегармоничной песни в восхваление Ее, говоря: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век, и во век века» (Пс.44:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В более древние, византийские времена почитание первомученика совершалось в другом месте – за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. А эта церковь в долине Кедрона была построена Иерусалимским Патриархатом лишь в прошлом веке, в 1969 г. Справа от здания сохранилось несколько каменных ступеней древней, шедшей с горы Елеонской лестницы, служившей для религиозных процессий в ветхозаветные времена и в эпоху Христа Спасителя. По средневековым свидетельствам, таких ступеней можно было сосчитать 195 от Золотых ворот до Кедрона и 537 – от Кедрона до вершины горы. В 1931–1934 гг. русским археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено возле храма Стефана 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории Гефсиманского монастыря во имя Марии Магдалины). В 1987 г. над этими ступенями сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим. Гробница Божией Матери В 20-е гг. в Берлине русский поэт, назвавший себя вещим именем «Сирин», сложил эти строки о Матери: Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив, Спускается толпа, виясь между олив, Подобно медленному змию. И матери глядят, как под гору, в туман Увещевающий уводит Иоанн Седую, страшную Марию Как труден Ей путь с Голгофы! Люди расступаются пред горем и ужасом смерти, чтобы завтра снова сплотиться в клевете и злобе на Воскресение. Она пройдет узкими улочками Иерусалима, поддерживаемая учениками и мироносицами, и в тот день никто еще не вспомнит о предсказаниях и не признает в Ней, скорбной Матери Распятого, Матерь Света и Источник Жизни. Только где-то, в библейской дали: «Предста Царица одесную Тебе!» – воскликнет, обращаясь к Богу, Давид, прозревая сквозь плоть и время истинное место Марии в иерархии существ. одесную Креста, одесную Славы... «Вратами небесными» пророчески назовет Ее праотец Иаков: вратами на небо для всех нас. Но Ей, Небесной, надо еще жить с нами, с людьми, в этом святом проклятом городе, отнявшем у Нее Сына, в доме апостола, усыновленного Ей с Креста, неподалеку от горницы Тайной Вечери. Сколько тайных вечеров проведет Она за Кедронским потоком – там, на горе Вознесения, где видела в последний раз Восходящего к Отцу, – в уединенной, дерзкой молитве, понятной и уместной в материнских устах: «Возьми меня, Сыне, к Себе, на небо! Нет больше сил томиться среди страха и праха мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010