7-10, однако в этом указании речь идет о «праздничной жертве», а не о домашнем заклании агнца, и отождествление первой со вторым проблематично. Как бы то ни было, в ином варианте того же указания, в календаре «Культового декалога», такое отождествление уже присутствует: «Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра» (Исх 34. 25), а в Исх 12-13, как было показано выше, заклание пасхального агнца и 7 дней опресноков окончательно совмещены в единый праздник. Проблему происхождения П. и праздника опресноков и их отождествления исследователи решают по-разному - как правило, ссылаясь на различия в представлениях о праздниках в девтерономической и священнической традициях (см. в статьях Исторические книги и Пятикнижие ); широкий спектр предлагаемых гипотез обусловлен отсутствием консенсуса в интерпретации ранней истории Израиля (см. ст. Израиль древний ) и особенно в оценке источников Пятикнижия (см. в ст. Пятикнижие ). В ряде мест Пятикнижия содержащиеся в кн. Исход предписания о П. и опресноках повторяются. В календаре праздников Лев 23. 4-8 («Кодекс святости») говорится о «Пасхе Господней» вечером в 14-й день 1-го месяца и о праздновании опресноков с 15-го числа того же месяца в течение 7 дней, с собраниями в 1-й и 7-й дни. В Числ 9. 1-14 сначала рассказывается о праздновании П. в 14-й день 1-го месяца, а затем устанавливается проведение «второй Пасхи» в 14-й день 2-го месяца для тех членов общины, к-рые не смогли совершить П. в положенный день из-за ритуальной нечистоты или потому что находились в пути. В Числ 28. 16-25 приводятся примерно те же указания, что и в Лев 23. 4-8, но они сопровождаются детальными предписаниями об объеме и качестве жертвоприношений (в частности, содержащееся здесь предписание о заклании козла в качестве жертвы за грех характеризует этот текст как священнический). Во Втор 16. 1-8 в соответствии с др. содержащимися в этой книге указаниями о централизации богослужения П. в месяце авив и неделя опресноков увязываются с особым местом (под к-рым евреи несомненно понимали Иерусалимский храм): «Не можешь ты заколать Пасху в каком-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор 16.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

7. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего. Доводя свою ярость до последней крайности, неприятели не только разрушили храм, но и разрушенный подожгли. – Возжгоша огнем святило Твое, – подожгли святилище и оно выгорело все. – На земли оскверниша жилище имене Твоего, – низринув самые стены храма на землю, в виде развалине, халдеи осквернили их, ибо обагряли кровью и покрывали трупами избитых здесь последних защитников святого места, оставшихся непогребенными: «убиваемы были в святилище Господнем священнике и пророке» (Пл. Иер.2:20 и сл.). Стены храма Соломонова все были сложены из больших и дорогих камней, тщательно обтесанных, и внутри и со вне были обложены деревянными досками, кедровыми, кипарисовыми, украшены всюду изящной резьбой. Такими же досками были покрыты полы и потолки и пр. ( 3Цар.5:17;6:7–9,10,15,18,20,23,36 ). Все это Халдеи и уничтожили огнем. – «В девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим. И сжег дом Господень, и дом царя; а все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское» ( 4Цар.25:8–10 ; 2Пар.36:19 ; Иер.52:13–14 ). 8. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. Разрушивши храм Божий, неприятели желали уничтожить и богослужение в праздники. – Реша в сердцы своем, или – задумали, решили в мысли своей южики их вкупе – соплеменники Халдеев: приидите, и отставит вся праздники Божия от земли, – давайте устраним все праздники, какие совершались на земле – в Иудее. Халдеи признавали сделать это необходимым, чтобы народ не собирался в Иерусалим на праздники, как прежде, в многолюдные и шумные собрания, поскорее забыл бы окончательно свою прежнюю жизнь, в основе которой лежала праотеческая вера, с ее надеждами на славное будущее, а вместе с тем легче мог бы усвоить религию победителей – Халдееи и тверже оставаться в подданстве царю Вавилонскому. Решение свое Халдеи, по допущении Божию, привели в исполнение. Пророк Иеремия, оплакивая разорение Иерусалима, между прочим, восклицает: «народ пал от руки врага, и ни кто не помогает ему; неприятели смотрят на него, и смеются над его субботами... Господь стал как неприятель, истребил Израиля... разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника... Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день»... (Пл. Иер.1:7;2,6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

8). Законом было постановлено, чтобы священники совершали дела своего служения в первой скинии, названной святое, а во святое святых входил однажды в год только первосвященник. Это показывало, что «еще не открыт путь во святилище», то-есть не открыт путь на небо: еще не пришел обетованный Спаситель; еще не открыл Он истинного ведения и поклонения Богу в духе и истине, еще не примирил рода человеческого с Богом Своею умилостивительною жертвою, Своею смертию, претерпенною за грехи мира. Первосвященник однажды в год с кровию входивший во святое святых предизображал Иисуса Христа, имевшего однажды умереть за грехи людей, и этою великою жертвою открыть путь на небо всем верующим в Него. А затем Апостол показывает, что, как скиния, так и дары и жертвы, которые приносились в скинии, с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися к плоти, установлены были только «до времени исправления» т.-е. до пришествия Иисуса Христа, установившего совершеннейшее богослужение, научившего поклоняться Богу в духе и истине. Братия! Апостол говорит о ветхозаветной скинии и о том, что было в ней,– для того, чтобы, в предостережение от вредного влияния иудействующих лжеучителей, показать евреям, уверовавшим в Иисуса Христа, что им не нужно исполнять обрядовый Моисеев закон, который и своими предметами и действиями служил только сению грядущих благ ( Евр.10:1 ), и был пестуном во Христа ( Гал.3:24 ), или детоводителем ко Христу; а по пришествии Иисуса Христа, установившего совершеннейшее служение Богу и Своею смертию открывшего путь в царствие небесное, потерял свое значение и сделался ненужным. А мы, слушая учение апостольское о том, что сень законная прошла, и что теперь видится уже самый образ вещей ( Евр.10:1 ) или самая действительность их, которая, до пришествия Иисуса Христа на землю, для всех ветхозаветных праведников служила предметом пламенных желаний и ожиданий, – мы, пользуясь дарами благодати Христовой, будем помнить об этом, и стараться «поступать достойно звания, в которое призваны, по наставлению Апостола, со всяким смиренномудрием и кротостию и долготерпением, снисходить друг к другу любовию, и сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–2 ), всегда благодаря и прославляя единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, вместе с Отцем Его и Святым Духом, ныне и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

8, стр. 378). 3. Об освящении и покое воскресного дня I. Воскресный покой с исторической стороны. Вслед за рассказом о сотворении мира, в Библии говорится: «так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:1–3 ). Здесь указано основание для счисления времени неделями, которое, несомненно, с этих пор и вошло в употребление, – здесь указан и образец для такого провождения дней недели. Неужели всемогущий Бог подвержен усталости и нуждается в отдыхе? Очевидно, Бог таким распорядком Своей творческой деятельности и покоя подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но и благословил его, а это значит, что он есть день святой или священный, т. е. такой, который человек должен посвящать Богу. Таким образом, седьмой день, как праздник, есть: а) непосредственное установление Божие, б) установление первобытное и в) установление необычайно важное, потому что напоминает о таком важном деле, как завершение творения мира, отчего и самый день седьмой далеко выдвигается из ряда других дней. Самое название свое седьмой день получил от того, что слово суббота на еврейском языке значит покой. Замена эта произошла вскоре же после воскресения И. Христа, которое и послужило для этого основанием. Празднование воскресного дня началось с апостолов. В книге «Деяний св. апостолов» рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собрались для преломления хлеба в первый день недели ( Деян.20:7 ), т. е. они причащались в воскресенье, которое есть первый день недели, как это делали и все христиане в первенствующей церкви. Значит, в воскресенье совершалось общественное богослужение. В первом послании к коринфянам апостол Павел убеждает раздавать в воскресенье милостыню (XVI, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9 . «Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего». Господь (наш) есть Бог, и Он явился нам; составьте праздник и в восторге приидите с ваиями и ветвями, возвеличим Христа, в песнопениях восклицая: благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего. Б. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника торжественного вшествия Господа Иисуса Христа в Иерусалим 1) «Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и, грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему победителю, слава Тебе Спасу Христу, слава Тебе благословеннаму, единаму Богу нашему» 39 . «На херувимех носимый, и певаемый они Серафим, возсел еси на, жребя Давидски Блаже, и дети Тя воспеваху боголепно» 40 . «Ликуй от радости, дщерь Сиона, – говорит пророк Захария, – торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). В исполнение непререкаемых глаголов Божиих радовалась дщерь Сионя и дщерь Иерусалимля при последнем торжественном вошествии Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Многие из народа иудейского, побуждаемые видением божественного чуда воскрешения от мертвых четверодневного Лазаря, другие движимые другими благотворными чудесами и милостями Господа Иисуса Христа, а дети по простоте и незлобию сердца и по сочувствию к любвеобильному и сладчайшему Иисусу Христу, вышли навстречу к Нему из города с ваиями в руках и пели победную песнь: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ). При сем торжестве и радостном волнении народа «весь город пришел в движение» ( Мф.21:10 ) от изумления торжественной встречи. Так, по слову пророка, возрадовалась дщерь Иерусалимля! Между тем Господь, при виде святого града, среди радостного шума празднующих, плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Вслушайтесь в эти молитвы Церкви, когда будете молиться на празднике в храме и помолитесь от глубины души с умилением: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение». «Восшед на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да приидет Твой Дух, нося мир мирови» (стихиры в день Вознесения, вечерня). «Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас» (Синакс.). (Извлеч. из «Воскресное чтение» за 1865–66 г., кн. 1, стр. 139–143). Приложение к беседе 1. Гора Елеонская Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостная, горесть усладительная. Посетим же мысленно гору Елеонскую, которую любил Господь Спаситель наш; на которой в последний раз простился Он с нами в лице Своих учеников и, благословив их, вознесся на небо. Священное Писание , Предание и свидетельства очевидцев изобразят нам гору Божию. приведут на память события, совершившиеся на ней, укажут многие места, служащие памятниками события. «Тогда выступит Господь... и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» ( Зах.14:3–4 ), «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» ( Деян.1:12 ). Вот местность Елеона, по свидетельству св. очевидцев: пророка и евангелистов. Отделяемая на одну версту от Иерусалима и потоком Кедрским, и долиной Иосафатовой, гора Божия возвышается над святым градом, – как страж и зритель его. Сюда удалялись из шумной некогда столицы иудейской для молитвы и уединенных бесед люди, искавшие единого на потребу; здесь Господь наш изрекал милостивые и грозные суды Свои. В глубокой древности времен ветхозаветных, у писателей богодухновенных, упоминается о горе Елеонской, и в таких случаях, кои имели влияние на Церковь Божию. Погибельный сын Давидов, Авессалом, восстает против отца, и – святой царь Израилев удаляется на средний холм Елеона, с небольшим числом приверженных к нему переходит долину Иосафатову и поток Кедрский, с горькими слезами, с непокровенной главой и босыми ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. «Слава в вышних Богу!» – и мы будем повторять эту ангельскую песнь устами и сердцами, благодаря и прославляя Бога Отца, столько возлюбившего мир, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдан Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Братия! Будем молить Господа Бога, да утвердится, да возвысится, да распространится Его мир по всей земле. Не знающие истинного Бога да познают Его, да познают Его беспредельную любовь к человекам, явленную в Иисусе Христе. Не заботящиеся о своем спасении да озарятся светом благодати Его и познают единое на потребу, и возлюбят путь спасения. Аминь. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского, т. II, изд. 1870 г.). Приложение к беседе 3. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Рождества Христова 1) Воспоминание бедного вертепа и убогих яслей, в которых положен был рождейся от Девы Младенец – Предвечный Бог, внушает смирение всякому земнородному. Всяка гора и холм смирится, всякого рода гордыня житейская пусть приникает к этой убогой обители, к этому жалкому вместилищу, – «в них же возлеже не вместимый Христос Бог», – и смирится. «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:6–7 ). Так смирил Себя Искупитель наш, да посрамит нашу человеческую гордость. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Смирим себя под крепкую руку Божию. «Боже великий, Царю невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу безмерным нищеты Твоея; вертеп бо малейший и сей чуждый внутрь вмещает Тя рождшагося» 12 . «Полный истощевается, превечный начинается, Слово одебелевает, Содетель зиждется, не вместимый вмещается, во чреве Твоем воплощаем, Богоблагодатная» 13 . Так воспевает Церковь божественное истощание в Рождестве Христовом! 2) Благоговейной радостью, сердечным умилением и благодарением да исполнится верующая душа, воспоминая божественное истощание, в Рождестве Христовом явленное для спасения нашего. Все обетования, все пророчества о нашем спасении исполнились, когда пришел на землю от Девы воплотившийся Бог, Который спас все человечество. Эту радость Св. Церковь многообразно выражает в песнопениях праздничных: «Слыши небо, внуши земле, яко Бог и Творец в плотское одеяся здание...» 14 . «Услышите горы и холмы, яко грядет Христос да спасет его же созда человека, яко человеколюбец» 15 . «Горы и холмы, древа дубравная, реки и моря, и всякое дыхание в веселии взыграйте: ныне приближается спасение...» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

III. Так, братие, Господь милостив к нам, грешным. И громы, и молнии, и землетрясения, и бури прекращаются по усердной молитве нашей. Е. О благочестивом обычае в нарочитые праздники принимать священников со Крестом и св. водою для молебствия в домах I. Святая Церковь , оберегая чад своих от греховного падения, в нарочитые праздники освятила обычай чрез своего служителя предсылать свое охранительное благословение в самые домы ваши. Вот для чего в большие праздники священники приходят в домы прихожан с Крестом и святою водою. Предки наши понимали цену сего благочестивого обычая, и праздничное время, после церковного богослужения, любили проводить с священниками, часто принимать осенение Животворящего Креста, кропление святою водою и тем сохраняли себя от неподобных дел, удостаивались благодати и получали многоразличные свыше силы. II. 1) Обычай этот установлен, быть может, по примеру нашего Спасителя: ибо радость Своего воскресения Он Сам принес Своим апостолам, собранным вместе страха ради иудейска в одном доме, двери которого были заперты. Господь с Своею прославленною плотию прошел в этот дом чрез затворенные двери и уверил их в Своем воскресении из мертвых. 2) Чтобы еще более объяснить обычай нашего обхождения жилищ ваших, как в Пасху с радостным благовестием Христова Воскресения, так и в некоторые другие церковные или храмовые праздники, указуем вам заповедь Спасителя апостолам . Какая же эта заповедь? «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваги придет на него; если же не будет достоин, то мир ваги к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших; то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших... Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф. 10:11, 12, 13, 14,40 ). Нужно ли вам, братия, объяснение, что и мы – слуги Христовы, строители Его таин, и, хотя недостойные, преемники апостольского служения, и что следовательно заповедь Спасителя в лице апостолов дана и нам? Нужно ли доказательство собственно для христиан, что, хотя они и уверовали во Христа, но нуждаются еще в духовном подкреплении чрез пастырей Церкви, как орудий благодати? Нужно ли утверждать, что это укрепление требует нашего содействия, не только в другое время, но и во дни нарочитых праздников?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Велика радость, возвещаемая ангелом Господним; велика радость, к которой ныне Церковь Христова призывает всех чад своих. а) Эта радость велика и неизобразима по своему предмету. Родися днесь Спас. Кто этот Спаситель? Христос Господь, отвечает вестник небесный. Родился для спасения человеков единородный Сын Божий, истинный Бог , Господь неба и земли. Еще пророк Исаия, просвещенный Духом Святым, Божественное величие обетованного Спасителя изображает так: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник; Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Бог явился на земле для спасения погибавших человеков; Бог воспринял наше человеческое естество, чтобы в нем соделать наше спасение. Кто постигнет сию тайну беспредельной благости Божией! Кто может достойно раскрыть величие милости Божией, явленной в вочеловечении Сына Божия для спасения рода человеческого! Чем могли заслужить люди грешники такую беспредельную милость Божию, что Сам единородный Сын Божий, истинный Бог, благоволил родиться на земле для спасения людей! Люди ничем не могли заслужить эту милость. Это дело беспредельной благости Божией. Еще пророк Исаия, сказав: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам», и проч., присовокупил объяснение, как это может совершиться, говоря: «Ревность Господа Саваофа соделает это» ( Ис.9:7 ). Это то же значит, что сказать: «Любовь Господа Бога, не хотящая смерти грешников, сделает то, что Сын Божий родится на земле». И Сам Спаситель объяснил эту тайну, сказав:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, по имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). б) Эта радость велика и неисчерпаема, по благотворным последствиям великого события, о котором ныне радуемся. Сын Божий воспринял естество человеческое и родился в Вифлееме – для чего? Для спасения людей. Для какого спасения? Не для спасения от какой-нибудь телесной язвы или болезни, не для спасения от какой-нибудь обыкновенной беды или несчастия, не для спасения от внешнего врага или рабства (как думали современные Иисусу Христу иудеи), но для спасения от греха, проклятия и вечной смерти, или вечного осуждения за грех . И для спасения кого родился Христос? Не для спасения одних иудеев, не для одних ветхозаветных патриархов, пророков или избранных праведников, но для спасения всех людей. Апостол учит: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). Иисус Христос родился на земле, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому радость о Рождестве Христовом есть всемирная радость о спасении от греха и вечного осуждения за грех , есть радость о вечной жизни, которую Иисус Христос дарует всем верующим в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Как только Господь наш был предан, то ведут Его сначала к первосвященнику Анне. Сей посылает Его к Каиафе, где заплеванный, битый по ланитам, обижаемый и осмеиваемый услышал: прореки нам, Христос, кто Тебя ударил? Туда пришли и лжесвидетели, обвиняя в том, что Он сказал: разрушьте храм сей и Я в три дня восстановлю его, и что Он называл Себя Сыном Божиим. Когда настало утро, Его ведут к Пилату в преторию. Пилат, вошедши, спросил у них: в чем они Его обвиняют? И как Он не открыл ничего даже похожего на обвинение, то посылает Его к Каиафе, а тот опять к Пилату, ибо Каиафа возбуждал к убиению Его. Но Пилат говорит: возьмите Его вы и распните и по закону вашему судите. Они же снова говорят: нам не позволено никого предавать смерти, побуждая Пилата распять Его. Пилат спросил Христа: царь ли Он иудейский? Он признает Себя Царем, но вечным: ибо царство Мое, говорит, не от мира сего. Пилат, желая отпустить Его, прежде говорит им, что он не находит против Него никакого достаточного обвинения, потом указывает на праздничный обычай отпускать одного из узников но для них Варавва оказывается угоднее Христа. Пилат, в угоду иудеям, прежде наказавши Христа, выводит Его с воинской стражей, облеченного в багряницу с возложенным (на голову) терновым венцем, и влагает в правую руку трость, между тем как воины, ударяя Его, говорят: радуйся, царь иудейский! При всем том, поступив самовольно в угоду (иудеям), Пилат снова говорит: я никакой не нахожу в нем вины, (достойной) смерти. Но мы будем Его преследовать, говорят они, ибо Он называет себя Сыном Божиим. Во время этого разговора Иисус молчал. Толпа кричала Пилату: «Распни, распни Его». Они хотели подвергнуть Его бесчестной смерти, чтобы истребить благую память о Нем. Пилат, как бы пристыжая их, говорит: царя ли вашего распну! Они же говорят, что не имеют иного царя, кроме кесаря. Так как, сказавши хульные речи, они не успели ни в чем, то упоминают кесаря, чтобы хоть таким образом удовлетворить своему беснованию, ибо говорят: «Всяк делающий себя царем противник кесарю».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010