ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Воистину, за краткими и зачастую скупыми евангельскими повествованиями, если вдуматься, может скрываться много важного и трогательного. В самом богослужении праздника Благовещения мы можем найти попытки такого творческого осмысления евангельского повествования Луки, например, в виде диалога Девы Марии с архангелом Гавриилом, на котором построен весь канон праздничной утрени (по греческой версии – Иоанна монаха (Дамаскина), по церковно-славянской – кир Феофана). Ангел возгласил: В радости взываю к Тебе: «Склони ухо Твое и внемли мне,  возвещающему о зачатии Бога без семени;  ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая,  какой ни одна жена никогда не обретала!» Богородица сказала: Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел; как будет то, что ты сказал? Говори самым ясным образом: как зачну Я Дева непорочная? И как же сделаюсь Я матерью моего Создателя? Ангел возгласил: Ты стремишься, Дева, от меня узнать образ Твоего зачатия? Но он неизъясним; совершит же это Дух Святой, осенив Тебя творческою силою. Богородица сказала: Праматерь моя, приняв внушение змия, изгнана из места божественного наслаждения, потому и Я, опасаясь поскользнуться, страшусь твоего необычного приветствия. Ангел возгласил: Я, предстоящий пред Богом, послан Божественную волю Тебе открыть; что Ты страшишься меня, Всенепорочная, еще более Тебя страшащегося? Что Ты опасаешься меня, Владычица, Тебя благоговейно почитающего?     (русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)). Благовещение – по-гречески «эвангелизмос». Дословно – евангелизация, провозвестие радости. Ангел приносит радостную и удивительную весть Марии, еще не до конца понятную Ей самой: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Бога Всевышнего…, и Царству его не будет конца» (Лк. 1, 31-33). Здесь – начало всего Евангелия, в строгом и буквальном смысле. И, соответственно, «спасения нашего главизна», как поется в тропаре праздника. Праздник этот также можно назвать крестобогородичным. Есть такие богослужебные песнопения, которые так и называются – «крестобогородичны», которые осмысливают предстояние Богоматери у Креста во время страданий возлюбленного Сына. Здесь – предвосхищение креста. Старцем Симеоном вскоре после рождения Иисуса были предсказаны известные слова: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35).

http://pravmir.ru/vo-dni-onyi-vostavshe-...

Вон вдали виднеется небольшое четырехугольное здание, накрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена близ дороги в Вифлеем. А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк, предсказывая избиение невинных младенцев вифлеемских:«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет!» ( Мф.2:18 ) Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как родную мать, за что и вознаградил ее Господь великим счастием: она сделалась женой почетного и богатого жителя вифлеемскаго Вооза. А там внизу, на долинах вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе и пел свои дивные псалмы; многие псалмы его поют в этих горах, в которых он знал каждое ущелье, каждую пещеру, каждый источник прохладной воды. В этих горах не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду гонялся за ним, как за беглым рабом или каким-нибудь злодеем. И вспоминаются трогательные, умоляющие слова невинно гонимого, кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: «За что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; по рука моя не будет на тебе» ( 1Цар.26:18;24:13 ). Здесь, в Вифлееме, отыскал его пророк Самуил и впервые помазал на царство, и когда Давид сделался царем в Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. А вот и кладезь Давидов, из которого он, томимый жаждой, пожелал напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из его храбрецов с опасностью жизни пробрались через стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю. Но мужественный царь вылил эту воду вместо жертвы Богу, говоря: «Сохрани меня Бог ! ужели я стану пить кровь этих храбрецов».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Воскресное чтение», 1888 г., 39). II. Сколь назидательна для нас смерть Пресвятой Девы! Как много содержит она духовных уроков! а) Вот Пресвятая Дева, окруженная заботами св. Иоанна, заботами сыновними, сыновней нежностью и любовью как Матерь Христа Бога, не только не страшится расстаться с этой временной жизнью, но как бы ищет смерти, – желает скорее разрешиться и со Христом быти. Нам непонятно это: мы не ищем смерти, когда считаем себя счастливыми. Когда мы довольны своей жизнью, мы стараемся всячески продлить ее, чтобы в избытке насладиться земными удовольствиями. Почему же Богоматерь искала смерти, а мы стремимся только жить? Почему Богоматерь молила Господа избавить Ее от юдоли земной, а мы отвращаемся от жизни загробной? Почему это? Потому что Пресвятая Дева любила Бога, а мы не любим Его. Пресвятая Дева стремилась жить для Бога, а мы живем для себя. Пречистая Дева, живя на земле, жила для неба, а мы на земле предались всему земному, тленному и скоропреходящему и забыли про небо. Если бы и мы жили в Боге и для Бога, если бы и мы любили Его, то и мы бы всегда, подобно Богоматери, стремились к Нему, для Бога забывали себя, для вечной жизни забывали о жизни временной, хотя и счастливой и приятной для нашего грешного тела. Так всякий, кто любит Бога, забывает себя, кто живет для Бога, должен умереть для мира; кто ищет спасения души, да оставит заботы о теле! И этому учит нас Сам Господь, Сам Он требует от всякого христианина, «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Кто же любит Господа, тот и заповеди Его соблюдет ( Ин.14:15 ) и оставит все приятности земли, все сокровища тленные, все удовольствия, страсти, похоти телесные, отречется от своих слабостей и греховных привычек и даже от самой жизни земной и всего себя посвятит Богу, как посвятила Ему Себя Пречистая Богоматерь! Да и так ли приятна наша жизнь, так ли дорога она, как мы ее ценим? Так ли много доставляет она нам удовольствий, благ и сокровищ, как мы привыкли думать? Вглядитесь в нее, присмотритесь – и вы увидите, насколько обманчива наша земная жизнь, насколько ничтожны ее блага и удовольствия, насколько, напротив, она пуста, бедна, тяжела: «Суета сует,– все суета!» ( Ек.1:2 ) – так говорит о жизни премудрый царь Соломон: «Потому что все дни его (человека) – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот какие великие блага даровал нам Своей смертью и воскресением Христос – наша пасха. Нам остается принимать от Него эти дары не только с благодарностью, но и с заботой о том, чтоб сделаться достойными их, чтобы в противном случае не утратить их. Христос, наша пасха, «превел нас от смерти к жизни»; – Своим воскресением Он даровал нам надежду на воскресение. Действительно, все некогда воскреснут, но не все для блаженства. «Истинно, истинно говорю вам, – сказал Господь, – наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... И изыдут, творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:25,29 ). Итак, чтобы сподобиться блаженной жизни по воскресении, надлежит приготовиться к ней доброделанием, а с успехом упражняться в доброделании можно не иначе как при помощи благодати Божией, которая сообщается в Таинствах. Об одном из сих Таинств как о необходимом условии для достижения блаженного воскресения Господь Иисус сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Христос «превел нас к жизни от смерти» не только телесной, но и духовной, возродив нас в Таинстве Крещения. Но горе не сохранившим благодати Крещения и осквернившим себя грехами и нераскаянием по Крещении! «Они, – скажем словами православного Катехизиса (о Крещении), – виновнее в грехах своих, нежели некрещеные, потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее». «Ибо если избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Петр.2:20 ). Но как ни жалко положение таких людей, оно не безнадежно. Осквернившие себя грехами после Крещения могут очиститься через покаяние и вновь возродиться к духовной жизни, – прейти от смерти к жизни. Христос – наша пасха – избавил нас от вечной смерти в адских муках, или от вечной погибели. Чтобы избегнуть погибели, нам остается избегать путей, ведущих к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все священные книги как ветхого, так и нового завета собраны в одну большую книгу, которая называется Библией . Многие части из священных книг Библии читаются в храме за богослужениями; чаще всего читаются Евангелия, послания апостолов и Псалтирь. Каждый христианин должен, помимо богослужения, читать и слушать Библию у себя дома, особенно в праздничные дни. †† 137. Чудеса апостолов (Деян. 3:1–26; Деян. 4:1–31; Деян. 5:12–16; Деян. 9:31–43) Исполняя повеление Господа Иисуса Христа, апостолы, подкрепляемые силою Духа Святого, начали учить людей истинной вере в Иисуса Христа. Чтобы люди яснее видели, что учение апостолов от Бога, Господь дал им силу совершать великие чудеса. Вскоре после сошествия Святого Духа, апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм около трех часов дня помолиться. При дверях храма сидел нищий, хромой от рождения; он попросил у апостолов милостыни. Петр сказал ему: «серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв его за правую руку, поднял, и вдруг укрепились его ноги; он, вскочив, стал и начал ходить, вошел вместе с ними в храм, хваля Бога. Весь народ, видя это чудо, удивлялся и ужасался. Петр начал проповедовать об Иисусе Христе, и из слышавших его уверовало около пяти тысяч человек. Когда Петр и Иоанн, по исцелении хромого, проповедовали народу об Иисусе Христе, к ним приступили священники и начальник стражи при храме, взяли их и отдали под стражу. На другой день собралось собрание главных иудейских судей или синедрион. Представили в синедрион апостолов и исцеленного хромого. Здесь апостолов спросили: «какою силою или каким именем вы сделали это?» Апостол Петр отвечал: «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых». Видя смелость Петра и Иоанна, хотя они были люди некнижные и простые, и видя с ними исцеленного человека, члены синедриона ничего не могли сказать им вопреки, только приказали им не говорить и не учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: «рассудите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? мы не можем не говорить того, что видели и что слышали». Быв отпущены, апостолы пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Выслушав, все единодушно помолились Богу: «Господи! помоги рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека. Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия. Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

http://pravoslavie.ru/97781.html

Г. Духовная беседа с Богамладенцем Иисусом блаж. Иеронима в Вифлеемской пещере Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос родился в городе Вифлееме. В своих уроках мы некогда заучивали пророчество о Его рождении: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» ( Мих.5:2 ). Действительно, Вифлеем был маленьким городком, когда родился там Иисус Христос. Но как он дорог для нас! И теперь Вифлеем тоже небольшой городок. На месте, где родился Спаситель, построен монастырь; посреди монастыря прекрасная церковь ; под главным алтарем этой церкви есть пещера, которая и есть то место, где родился и лежал в яслях Тот, Которого не может вместить весь мир. Пещера эта имеет около 20 аршин длины, 6 – ширины и 4 – вышины; свод пещеры украшен древней толстой мозаикой: выложенное мрамором углубление в стене показывает место рождения; в этом углублении прежде была серебряная звезда, вокруг которой была такая надпись: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». В двух шагах от этого углубления находится другое, с высеченными в скале яслями, в которые Богоматерь положила Младенца Христа. Стены и пол пещеры выложены мрамором; сама пещера обтянута шелковой красной, золотом сияющей, материей; тридцать две золотых и серебряных лампады освещают ее день и ночь. Эти лампады – подарки разных благочестивых царей и королей. Благодарные сердца так прекрасно убрали место рождения Спасителя. Есть обычай в праздник Рождества Христова детям дарить подарки. Когда вы, дети, получите свои подарки, вспомните при этом о тех драгоценных, неоцененных дарах Отца небесного, которые Он дал нам в рожденном Младенце Иисусе, а вместе с тем и о тех дарах, которые мы получили от Иисуса Христа. Он дарит нам все и не требует от нас ничего более, кроме нашей любви и наших грехов, которые мы должны принесть Ему в чистосердечном покаянии. Перенеситесь своими мыслями в Вифлеем. Представьте, что вы стоите в вертепе над яслями, где лежал сповитый Младенец Господь Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) Иисус Христос еще не начал Своей проповеди , а между тем во время крещения Его в Иордане торжественно раскрывается высочайшее таинство Святой Троицы: Бог Сын в естестве человеческом приемлет крещение; Бог Дух Святый нисходит на Сына в виде голубя; Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Сыне Своем. Так высочайшее таинство Святой Троицы, основание нашей веры и надежды, дивным образом открыто человекам во время крещения Иисуса Христа в Иордане. III. Братия! Так настоящий великий праздник напоминает нам великие дела Божии на земле – крещение Сына Божия в водах Иордана, сошествие на Него Духа Божия и свидетельство о Нем Отца Небесного. Праздник Богоявления напоминает нам великие благодеяния Божии, полученные и каждым из нас. По примеру и по заповеди Христа Спасителя, и все мы крестились во имя Святой Троицы, благоволившей явиться на Иордане в день Крещения Господня. В Таинстве Крещения и нас невидимо осенил Дух Божий и возродил нас в жизнь благодатную. В сем великом Таинстве и нам даровано великое право быть чадами Божиими, по благодати Господа Спасителя, так учит благовестник Христов: «Тем, которые приняли Его (Христа, Сына Божия), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Воспоминая о своем крещении во имя Святой Троицы, мы должны приводить себе на память и то, какие обеты давали мы тогда перед Богом и Св. Церковью. Отвергшись диавола и всех дел его, мы обещались во все дни своей жизни всеми силами служить единому Богу, в трех Лицах поклоняемому, и всегда исполнять святую волю Его, которую раскрыл нам Иисус Христос в Евангелии и святые апостолы Его в своих Посланиях. Господь Спаситель говорил: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). Так и для нас исполнение воли Божией – соблюдение заповедей Христовых – есть истинная, необходимая нам пища, которая питает нашу бессмертную душу, укрепляет ее в благочестивой и добродетельной жизни, приготовляет ее к вечной жизни в обителях небесных и на земле доставляет ей истинное успокоение, как залог вечного блаженства по слову Господа Спасителя: «Блажени алчущии и жаждущии правды; яко тии насытятся». Аминь. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского, т. II, изд. 1870 г.). Приложение к беседе 1. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Богоявления Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 2 1–5. В праздник Пятидесятницы Товит посылает сына пригласить к столу кого-либо из бедных единоверцев. 3–8. Товия приносит известие, что один удавленный еврей брошен на площади, и Товит погребает его. 9–14. Постигшая Товита утрата зрения, бедность семьи и упреки жены. Тов.2:1 Когда я возвратился в дом свой, и отданы мне были Анна, жена моя, и Товия, сын мой, в праздник пятидесятницы, в святую седмицу седмиц, приготовлен у меня был хороший обед, и я возлег есть. Тов.2:2 Увидев много снедей, я сказал сыну моему: пойди и приведи, кого найдешь, бедного из братьев наших, который помнит Господа, а я подожду тебя. 1–2 . По возвращении в Ниневию, по ходатайству Ахикара (I:22), Товит не только получил возможность снова жить с женою и сыном, но, видимо, получил во владение свой дом и имел настолько достаточные средства существования, что мог устроить в праздник Пятидесятницы, согласно с предписаниями закона ( Bmop. XVI:11, 14 ) праздничный обед (LXX: αριστον καλν, Vulg.: prandium bonum, слав.: обед добр). «Пятидесятница» – Πεντηκοστ – позднейшее название «праздника седьмин» ( Bmop. XVI:10, 16 ); название это в первый раз встречается в 2Mak. XII:32 и затем в Новом Завете ( Дeяh. II:1, XX:16 ; 1Kop. XVI:8 ), в большей части древних текстов книги Товита название «Пятидесятница» не встречается: в Синайск. код. праздник назван «пятидесятым днем праздника нашего», т.е. Пасхи ( " εν τ Πεντηκοστ τς εορτς ημν, εστν αγα εβδομδων), в Chald и Hebr. M. – согласно библейскому тексту, «праздником седьмин». – Неупоминание о жертвоприношении, богослужении и под. в рассказе о строгом благочестии Товита в плену объясняется отсутствием у израильтян в плену ассирийском всех принадлежностей законного культа по предписаниям Моисея. Тем неопустительнее исполняет Товит (ст. 2, сн. I:16–17) заповедь закона о благотворительности нуждающимся соплеменникам при праздничных пиршествах ( Bmop. XII:18–19, XIV:28, 29 и др.). Тов.2:3 И пришел он и сказал: отец мой, один из племени нашего удавленный брошен на площади.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010