Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ( Мф. 16, 21-23 ). Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения. Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками. О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления ( Исх. 24, 16 ). Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя. Псалмы со 120-го по 134-й. Рекомендуемые статьи Размер шрифта: A- 15 A+ Цвет темы: Цвет полей:

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Антипасха в 2024 году — 12 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. 9 мая, 2021 Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти. Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

http://pravmir.ru/antipasxa-nedelya-o-fo...

2 . Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание Божьего Слова, собираться вечером, утром и в полдень, то есть на Вечерню, Утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3 . Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные; размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить: те дела изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4 . От этих праздников ум и сердце свое верой возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в сем мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию; и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и самих той избранных чести сподобил... 5 . Хотя и всегда, но особенно в такие дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). 6 . О! Сколь светел и благоприятен праздник был бы, когда бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга и, лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божии чудеса, хвалились о имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкой пищей, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости той частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни для души, от мира сего отрекшейся, без утешения не бывает. 7 . Прекрасен праздник, и его христианское сердце всегда желает, – упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые дни, но и всегда должны праздновать христиане, ибо без него никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. Празднословие Многие не считают пороком празднословить и бесчинно смеяться, но Христос говорит: говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда ( Мф. 12, 36 ). А смеющимся и более того гремит: горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете ( Лк. 6, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2) Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание слова Божия, и собираться вечером, утром и в полдень, то есть на вечерню, утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3) Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные, размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить, дела же те изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4) От этих праздников ум и сердце свое верою возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в этом мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию, и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и нас самих той части избранных сподобил. " Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» ( Пс.105:4–5 ). 5) Хотя и всегда, но особенно в те дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). 6) О! Коль светел и благоприятен праздник был бы, если бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга, и лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божии чудеса, хвалились об имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкою пищею, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости вечной частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни без утешения не бывает для души, мира сего отрекшейся. 7) Прекрасный праздник и такой, какого христианское сердце всегда желает, упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые праздничные дни, но и всегда праздновать должны христиане, ибо без этого никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. (Смотри еще главу о почитании страстей Христовых, в этой же книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

III. Так, братие, Господь милостив к нам, грешным. И громы, и молнии, и землетрясения, и бури прекращаются по усердной молитве нашей. Е. О благочестивом обычае в нарочитые праздники принимать священников со Крестом и св. водою для молебствия в домах I. Святая Церковь , оберегая чад своих от греховного падения, в нарочитые праздники освятила обычай чрез своего служителя предсылать свое охранительное благословение в самые домы ваши. Вот для чего в большие праздники священники приходят в домы прихожан с Крестом и святою водою. Предки наши понимали цену сего благочестивого обычая, и праздничное время, после церковного богослужения, любили проводить с священниками, часто принимать осенение Животворящего Креста, кропление святою водою и тем сохраняли себя от неподобных дел, удостаивались благодати и получали многоразличные свыше силы. II. 1) Обычай этот установлен, быть может, по примеру нашего Спасителя: ибо радость Своего воскресения Он Сам принес Своим апостолам, собранным вместе страха ради иудейска в одном доме, двери которого были заперты. Господь с Своею прославленною плотию прошел в этот дом чрез затворенные двери и уверил их в Своем воскресении из мертвых. 2) Чтобы еще более объяснить обычай нашего обхождения жилищ ваших, как в Пасху с радостным благовестием Христова Воскресения, так и в некоторые другие церковные или храмовые праздники, указуем вам заповедь Спасителя апостолам . Какая же эта заповедь? «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваги придет на него; если же не будет достоин, то мир ваги к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших; то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших... Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф. 10:11, 12, 13, 14,40 ). Нужно ли вам, братия, объяснение, что и мы – слуги Христовы, строители Его таин, и, хотя недостойные, преемники апостольского служения, и что следовательно заповедь Спасителя в лице апостолов дана и нам? Нужно ли доказательство собственно для христиан, что, хотя они и уверовали во Христа, но нуждаются еще в духовном подкреплении чрез пастырей Церкви, как орудий благодати? Нужно ли утверждать, что это укрепление требует нашего содействия, не только в другое время, но и во дни нарочитых праздников?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вечерня. По-нашему, обыкновенному, исчислению времени, день начинается с утра, по церковному – накануне, с вечера. И не без основания в св. Церкви введен такой распорядок времени. Еще когда Господь Бог творил только мир, вечер предшествовал утру. Вот что сказано, например, о первых двух днях творения: «и сказал Бог: да будет свет; и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер и было утро; день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью и стало так. И назвал Бог твердь небом, и был вечер и было утро, день второй. Так шел весь порядок творения. Этот порядок усвоила в своих богослужениях и св. Церковь . С вечера начинает она приготовляться к наступающему дню и, призывая православных к своему вечернему служению, вместе с ними, стихирами и песнопениями, начинает новый день. В будни это еще не так заметно, но накануне дней воскресных и праздничных это уже видно ясно. Так, на вечерни в субботу уже воспевается воскресение Христа Спасителя. Отсюда обязанность православных христиан накануне великих праздников и дней воскресных, со звоном к вечерне оканчивать свои обыкновенные дневные занятия, и за тем весь вечер посвящать на приготовление к достойной встрече праздника. Так это и было в прежние, и еще не очень далекие от нас, времена. К вечеру на кануне праздника все очищалось и измывалось в доме. Затем, зажегши все лампады, всей семьей становились на молитву, которая продолжалась по часу и больше, после нее грамотный в семье читал Пролог Четью-Минею, Псалтирь, что могло найтись, что и продолжалось до глубокой полночи. Затем вся семья расходилась на краткий покой и, с первым звоном к утрене, бодро вставала на утреннее славословие Господа. Теперь, к несчастию, все это забыто. Едва ли найдется где-либо семья, в которой совершалось бы что-либо подобное. Приготовления накануне великих праздников есть, часто и немалые, – и все он ограничиваются одним: «что ямы и пием и во что оденемся завтра». О значении наступающего праздника, о молитве, ни в ком ни заботы, ни помысла. Даже вечер великой субботы уже теряет свое значение. И в этот великий, единственный в году, вечер, опять те же заботы и хлопоты: об еде, питье и одежде на завтра, а о достойной встрече величайшего и славнейшего праздника – забыто. Значит, все для себя, и – ничего для Господа, пострадавшего за нас и воскресшего для нас. Даже в столицах в этот вечер я видал, – страшно вымолвить, – видал пьяных... Несчастные, несчастные! Видно только и дожидались, чтобы заранее уничижить и опозорить светлые и светоносные дни Христова воскресения! Как-то и с чем-то предстанут они к Нему на суд? Повечерие

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

«ИБО ХОТЯ У ВАС ТЫСЯЧИ НАСТАВНИКОВ ВО ХРИСТЕ, НО НЕ МНОГО ОТЦОВ; Я РОДИЛ ВАС ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕМ» ( 1Кор.4:15 ), то есть, иными словами, называет себя «отцом» просвещённых им Коринфян и признаёт право за другими их учителями именоваться их «наставниками». И св. Апостол Павел в Гал.4:19 и св. Апостол Иоанн Богослов в 1Ин.2:1 и др. местах обращаются к христианам: «ДЕТИ МОИ!», то есть, иными словами называют себя их «отцами». Св. Ап. Павел в 1Кор.12:28 говорит: «И ИНЫХ БОГ ПОСТАВИЛ В ЦЕРКВИ, ВО-ПЕРВЫХ АПОСТОЛАМИ, ВО-ВТОРЫХ, ПРОРОКАМИ, В ТРЕТЬИХ УЧИТЕЛЯМИ " . То же самое находим в Еф.4:11 . В послании к Евреям св. Апостол Павел прямо призывает: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДЫВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ» ( Евр.13:7 ). Если понимать буквально слова Господа: «И отцем себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ), то тогда и родного своего отца тоже нельзя называть «отцем», но ведь ясно, что такое буквальное понимание абсурдно. 174. ВОПРОС: Когда положено петь акафисты в Великом Посту? ОТВЕТ : По уставу только однажды: именно в субботу 5-ую Великого Поста положено на утрени, в особом порядке, петь акафист Пресвятой Богородице с припевом: «РАДУЙСЯ, НЕВЕСТО НЕНЕВЕСТНАЯ». 175. ВОПРОС: Как правильно считать Сретение Господне, праздником Господским или Богородичным? ОТВЕТ : По своей идее, это – праздник и Господский и Богородичный, ибо празднуемое событие имеет значение и для Самого Господа и для Пречистой Его Матери. Но, по уставным своим особенностям, это праздник Богородичный, что видно хотя бы уже из того, что при совпадении этого праздника с воскресным днём, воскресная служба не отменяется, как это бывает в Господские праздники (когда в уставе ясно сказано: «воскресив ничтоже поем»), а наоборот предваряет праздничную службу, которая с ней соединяется. Поэтому принято на праздник Сретения Господня облачаться в голубое облачение, как это делается во все Богородичные праздники. Впрочем этот праздник имеет и одну уставную особенность, свойственную Господским Праздникам: именно – произносится так называемое «входное», после чего сразу поётся тропарь праздника. 176. ВОПРОС: Как полагается петь: «С нами Бог»? Следует ли безпрерывно петь «Яко с нами Бог», в то время как чтец возглашает, или правильнее припевать: «Яко с нами Бог» к каждому стиху отдельно?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Лк. 24:53 . «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Ср.: Деян. 20:7 .» Что значит «праздновать»? – спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский, и отвечает: «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда и плоти и собирает силы для работных дней жнзни» (Слово III, 19:3), – а потом «день, освященный для праздника, (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежать Богу и Его храму» (Слово IV, 7). И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники: Кол. 2:16 . «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. » 32. Об отмене субботы и праздновании воскресного дня Суббота была праздником для евреев во времена ветхозаветные; в Новом же Завете воскресением Иисуса Христа указан иной день для служения Богу. Это тот день, в который воскрес Христос. Сам Господь Иисус Христос сказал в этот день ученикам Своим: «Радуйтесь» ( Мф. 28:9 ). В этот день Он преподал им мир (Лк. 24и др.). Кто же отменил субботу как праздник для народа? Сам Господь Христос. Он, называя Себя Господином, Сам нарушал субботу ( Мф. 12:8 ; Ин. 5:16–18 ) и учеников оправдывал, когда и они, по примеру Его, нарушали ее ( Мф. 12:1–14 ). Поэтому в новозаветное время для христиан суббота не праздник. Чему радовались апостолы, когда узнали воскресшего Учителя? Конечно, тому, что Он воскрес, что Он снова с ними. Воскресение Господа наполнило их сердца радостью, и этой радости никто уже не мог отнять у них ( Ин. 16:22 ). Понятно, что радость эта должна была с особой силой пробуждаться в сердцах верующих в памятный день воскресения Исуса Христа. Посему и установилось в Церкви празднование воскресного дня. Прискорбно только, что некоторые члены ее, по обольщению «лжесловесников» ( 1Тим. 4:2 ), не хотят почтить Воскресшего с день Его воскресения, а вместе с врагами Его, иудеями, празднуют день их – субботу. Суббота дана была только для евреев, в их роды ( Исх. 31:16 ), т. е. пока они останутся евреями; а для тех, кто ожидал покоя Христова, определен был еще иной день ( Евр. 4:7 ), – именно тот день, в который «камень (т. е. Иисус Христос), отверженный строителями, соделался главою угла» ( Пс. 117:22 ). А это случилось в день воскресения Господа; Он в субботу был отвержен, Его охраняла стража ( Мф. 27:63–66 ). В первый же день недели, в день воскресный, Он сверг камень со гроба, поверг в прах стражу и явился во славе Своей, как Бог, как Владыка жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Михайлов день в 2024 году — 21 ноября Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября, 2021 Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… 21 ноября в России по традиции отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе этот церковный праздник принято было называть «Михайлов день». Михайлов день Архангела Михаила считают покровителем рода человеческого, о нем существует не одно упоминание в Священном Писании. Есть в Библии и эпизоды, где нет прямого упоминания о том, что участником событий был Архангел Михаил, но Церковь традиционно считает, что речь шла именно о нем (например, огненный столп, явившийся перед израильтянами во время бегства из Египта). Архистратиг Михаил являлся пророкам, возглавлял воинство Господне, защищал людей от греха. У Ангелов существует своя иерархия, и приставка архи- говорит об одном из высших ангельских чинов. Архистратиг Михаил считается главой воинства Господнего в борьбе со злыми силами: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18). Архангел Михаил первым восстал против люцифера. Итог этой битвы известен… Поэтому в народе Архистратиг почитается защитником верующих, а Михайлов день — важный праздник для членов Церкви. История праздника В IV веке Лаодикийский Собор установил дату праздника Михайлов день, который отмечается и сегодня. Этот праздник не случайно выпадает на девятый календарный месяц — ноябрь. Ведь существует всего девять известных нам ангельских чинов: Обычаи и традиции на Руси Поскольку праздник выпадал как раз на то время, когда крестьяне успевали продать и получить выручку за свой урожай, в этот день было принято:

http://pravmir.ru/mihajlov-den-v-2024-go...

Но нашлись и нечестивые, которые стали ругаться над Богодухновенными проповедниками. 431 Тогда св. ап. Петр возвысил голос и произнес первую проповедь, в которой показал в славном событии, совершившемся: в сей день, исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта первая христианская проповедь, но поскольку устами св. ап. Петра вещал Дух Святой, то слова его проникли сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, они «умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «что же нам делать, мужи братия?». «Покайтеся», отвечал им св. ап. Петр, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа», и вы не только будете прощены, но и сами «получите дар Святаго Духа»; ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, а и вам и «детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». После сего «охотно принявшие слово» ап. Петра немедленно покаялись, уверовали, крестились ( Деян.2:1–41 ), и новая Церковь из 120 ( Деян.1:16 ) выросла до 3.000 человек. Так окончилось событие, ныне празднуемое, окончилось полным торжеством Святого Духа над не веровавшими. В память этого чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов . 432 Называется этот праздник еще Троициным днем; так как с явлением Святого Духа открылось людям гораздо в явлением свете, сколько сие было нужно для них, таинство Святой Троицы; вследствие этого и св. Церковь , уча нас «православно» и благочестно исповедовать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и проставляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и – Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010