И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «Я увидел страдания народа Моего в Египте... Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян» ( Исх.3:7–8 ). Вот это и значат слова псалмопевца: во смирении нашем помяну ны Господь… и избавил ны есть от врагов наших. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и всякой плоти дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть. По словам св. Иоанна Златоустог о, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» с. 1067]. А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – Богу Небесному, имеющему престол Свой на небесах. По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» с. 1068]. Читать далее Источник: Объяснение священной книги псалмов/Прот. Григорий Разумовский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2002. - 990, с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Конечно, нам нужно обязательно рассчитывать свои силы. Если мотив непосильного рвения в добрых делах — гордость, Господь тебя посрамит. А если же это просто неопытность, неразумие вкупе с искренним желанием помочь, забвением себя, Господь как-то исправит твою ошибку, покроет твое неразумие, поможет тебе». В разделе «Вера» «Что такое свобода?» — задается вопросом Сергей Худиев : «...Мы можем представить себе разбойника, который, как бы мы сказали, гуляет  на свободе — он должен опасаться властей, но, с другой стороны, никто ему не господин, он не вынужден тяжело вкалывать на какого-нибудь хозяина, он может направляться куда хочет. И вот этого человека поймали, связали и бросили в темницу. Сохраняет ли он свободу? Очевидно, нет. Толстые каменные стены, железные решетки и суровая стража стоят между ним и вольным воздухом. Наконец, его приговорили и, по обычаю того времени, распяли — так, что он не может даже рукой пошевелить и вынужден терпеть невыносимую муку. Свободен ли этот человек? Сам вопрос может показаться издевательским. Но это вполне осмысленный вопрос, и на него существует точный ответ. Человек, который не может пошевелиться, тем не менее свободен принять самое важное решение в своей жизни. Мы читаем об этом человеке в Евангелии от Луки: Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23 :39-43).». В рубрике «Новомученики» На сей раз статья игумена Дамаскина (Орловского) «Калмыцкий миссионер» посвящена памяти священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского . У выдающегося русского пастыря-исповедника, философа и богослова протоиерея Валентина Свенцицкого была удивительная и вместе с тем очень типичная судьба. Горение, неравнодушие, радение за правду — вот что характеризует его жизненный путь. Благодаря многочисленным переизданиям сочинения отца Валентина  довольно хорошо известны читателям — как верующим, так и просто интересующимся Православием. В нынешнем году, на этот раз в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вновь выходит в свет книга отца Валентина «Диалоги». Почему появилась необходимость подготовки нового издания и чем оно будет отличаться от предыдущих, нам рассказал старший редактор издательства ПСТГУ Егор Агафонов — в материале «Диалоги с неизвестным» .

http://foma.ru/skoro-v-prodazhe-oktyabrs...

Люди ждали встречи с Богом, самоуверенно полагая, что эта встреча принесет им радость и освобождение. Но человек, не знающий, что такое покаяние, не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх 33:20) — об этом Господь предупреждал еще Моисея. Недаром евреи, вышедшие под его водительством из Египта, упрашивали Моисея, чтобы он сам говорил с Господом от их имени, а они бы стояли в стороне, чтобы не умереть. Поэтому и День Господень (известный христианам как день Второго пришествия Господа Иисуса Христа) станет для многих людей, не готовых к встрече с Богом, «тьмой». Страшный суд (фрагмент росписи Владимирского собора) Василий Васнецов. 1904 Может показаться, что речь тут идет только об историческом Израиле, но это пророчество касается и христиан, предупреждает проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. В Первом послании апостола Петра мы читаем:  Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17). То, что сказано об израильтянах, которые верили в свою богоизбранность и рассчитывали, что Бог будет всегда терпеть их беззакония, оказывается, относится и к «новому Израилю», к христианской Церкви. Сложность пророчества Амоса еще и в том, что Бог предстает здесь как бы облеченным во тьму, Он окружен мраком — и это, по-видимому, противоречит и нашим обыденным представлениям о Боге, и многим местам Священного Писания. Я свет пришел в мир , — говорит Христос народу в Иерусалиме (Ин 12:46); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы , — утверждает апостол Иоанн Богослов (1 Ин 1:5). Противоречит это вроде бы и свидетельствам святых отцов, которые описывали Бога как «нетварный свет» (Григорий Палама) и «огонь» (Симеон Новый Богослов). " Радость праведных о Господе " . Преддверие рая (эскизы росписи Владимирского собора) В. Васнецов . 1885-1896 Но «свет» и «тьма» — понятия весьма условные, когда речь заходит о Боге. Оба они обозначают непостижимость Божества, Его невыразимость человеческими словами. Когда апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете (1 Тим 6:16), а царь Соломон — что Он благоволит обитать во мгле (2 Пар 6:1), они говорят об одном и том же. Другое дело, что у пророка Амоса под «тьмой» подразумевается не столько непостижимость Бога, сколько незавидная участь тех, кто не очистил свое сердце покаянием и оказался не готов к Его приходу. Чем важно это пророчество:

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

монахов), в то время как конфуцианцы – это большая часть миллиардного китайского населения. Буддизм исповедуют 300 млн, мусульман насчитывается около 30 млн, христиан всех деноминаций – не более 4,5 миллиона, ежегодно крещение принимают около 5 тыс. человек 10 . Из этих соотношений ясно, что даосизм в современном Китае является значительной силой, но подлинное увлечение всей нации – учение Конфуция, с которым китайцы надеются вступить в мир высоких технологий и модернизации. Литература   1 .  Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000. 2 . Дао дэ цзин//Антология мировой философии. Древний Восток. М., 2001. 3 . Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. 4 . Лунь-юй//Антология мировой философии. Древний Восток. М., 2001. 5 .  Малявин В. В. Мудрость «безумных речей»//Чжуан-цзы. Ле-цзы. М., 1995. 6 .  Софроний (Сахаров) , архим . Духовные беседы. Эссекс; Москва, 2007. Т. 2. 7 .  Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада. СПб., 2007. 8 . Чжуан-цзы. Ле-цзы. М., 1995. 8 Изначальным импульсом человеческой природы С. С. Хоружий называет Первоимпульс неприятия смерти: «…первичная негативная реакция сознания и организма, всего человека на собственное уничтожение: глубинный, органический и непроизвольный импульс отталкивания, неприятия смерти как собственного абсолютного небытия, конца-уничтожения, тотальной аннигиляции субъективного мира» ( Хоружий С. С. Очерки синергийной антропологии. М., 2005. С. 24). Подобное переживание характерно для развитого субъективного сознания, появление которого может быть зафиксировано уже на стыке тысячелетий (ок. I b.) или даже спустя несколько веков после Рождества Христова. 9 «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор 4. 7 ); «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие ли скажет сделавшему (его): “зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления , а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» ( Рим 9. 20–23 ). 10 См. книгу об истории православной миссии в Китае и особенностях китайского религиозного мировосприятия: Damascen, hieromonk . Christ the eternal Tao. Platina (California), 2002. Читать далее Источник: Религиозная антропология : учебное пособие/К. Б. Ермишина ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Миссионерский факультет, Кафедра религиоведения. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 367 с.; ISBN 978-5-7429-0736-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Франциско Коллантес. Видение Иезекииля Какое объяснение тут можно предложить: Главный грех, в котором Господь обвиняет иудеев устами Иезекииля, — идолопоклонство, отступление от самой первой заповеди Ветхого Завета:  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим  ( Исх 20:3 ). Слова, очевидно, уже мало действовали на людей, объясняет проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Геннадий Егоров. Ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их , — обращается к Иезекиилю Господь ( Иез 33:32 ). Поэтому пророк пытается привлечь внимание людей хотя бы символическими действиями, как мы сказали бы сегодня, устраивает перформанс. По-видимому, это был единственный способ достучаться до равнодушных соотечественников.  430 лет — столько прошло с момента основания Иерусалимского храма при царе Соломоне до разрушения его при Седекии, и всё это время Бог терпел беззакония израильского народа, объясняет преподобный Ефрем Сирин.  Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин предлагал считать годы «беззакония», начиная с разделения Иудеи и Израиля — тогда получаются тоже похожие цифры. «Но точное совпадение едва ли здесь и нужно, — пишет он. — Беззаконное существование Израильского царства действительно относится к беззаконному периоду в Иудейском царстве, как 390 к 40, и такая же приблизительно пропорция существует между длинным пленом первого и коротким второго».  Иезекииль не просто юродствует, изображая судьбу израильского народа, — он подвергает себя вполне реальным страданиям. Более того, Бог отнимает у пророка «утеху очей», его жену, и даже запрещает совершать плач по умершей. Смерть любимой жены пророк уподобляет другой катастрофе — разрушению храма: Вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей (Иез. 24:21). И тут возникает еще один важный вопрос: почему Бог возложил на Иезекииля такое тяжелое наказание, когда виновен был не лично пророк, а народ? Сам по себе Иезекииль был человек, судя по всему, вполне благочестивый и верный Богу. Зачем же ему пришлось терпеть все эти страдания — тосковать об умершей жене, больше года лежать на земле, есть нечистую пищу, изображать из себя сумасшедшего?

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837—1857 Иоанн Предтеча стал предшественником воплотившегося Бога — Господа Иисуса Христа. Он учил иудейский народ покаянию, без которого люди не могли бы узнать Спасителя, не поняли бы Его проповедь о Царствии Небесном. Иоанн, безусловно, не был Илией, но пришел в духе и силе Илии (Лк 1:17). Он выполнял ту же задачу, которую предстоит выполнить Илие в преддверии Второго пришествия Господа Иисуса Христа: напомнить людям, чьи мысли и интересы связаны только с земным, о Боге и о грядущем Страшном суде. «Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого», — говорит святой Иоанн Златоуст. Чем важно это пророчество: Явление пророка Илии — один из основных признаков Второго пришествия Господа и Страшного суда. Где еще можно встретиться с этим пророчеством: К пророчеству Малахии несколько раз обращаются участники евангельских событий. Апостолы, видевшие Преображение Господа на горе Фавор (и пророка Илию, говорившего с Господом во время Преображения), на обратном пути интересуются: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Господь им разъясняет: Правда, Илия [должен] прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них (Мф 17:10–12). А позже жители Иерусалима, проходившие мимо Голгофы в день распятия Господа и слышавшие Его вопль: Илú, Илú! ламá савахфанú? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», приостанавливались и говорили: Илию зовет Он ; посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Мф 27:46, 47, 49). Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева . Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

Патриаршее приветствие учащим и учащимся Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета по случаю Актового дня 17 листопада 2006 р. 21:03 18 ноября, в день избрание на Патриаршество святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, традиционно отмечается Актовый день Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета . По случаю предстоящего празднования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие ректору, профессорско-преподавательской корпорации и учащимся ПСТГУ. Досточтимый отец Ректор, дорогие учащие и учащиеся! Вот уже четырнадцатый год Мы отмечаем Актовый день Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, приуроченный ко дню избрания на Патриарший престол святого Патриарха Тихона, вашего небесного покровителя. За четырнадцать лет Университет стал кузницей кадров для Русской Церкви. Здесь получают богословское образование будущие пастыри, готовятся к церковному служению иконописцы и регенты, ученые и миссионеры, преподаватели и воспитатели молодого поколения, которые откроют ему истину и красоту православного вероучения и основы православной культуры. Многие приходы Русской Православной Церкви, Москвы, Подмосковья и отдаленных епархий имеют в своем составе священнослужителей, получивших богословское образование на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Административные структуры Русской Церкви также приняли уже многих выпускников Университета, многие духовные учебные заведения, а также православные светские школы и вузы опираются на них в учебном процессе и организационной работе. Широко по всей России используются учебные и методические пособия Свято-Тихоновского университета. Во многих епархиях Русской Православной Церкви стали известны миссионерские группы Свято-Тихоновского университета, помогающие вернуть к вере русских людей, до того в течение многих десятков лет лишенных не только пастырского окормления, но и элементарных сведений о православии, составляющем основы жизни их предков. Более двадцати епархий имеют сегодня около 50 образовательных центров — филиалы Свято-Тихоновского Университета, факультеты, отделения и кафедры Теологии, в которых студенты получают богословское образование на основе государственных стандартов по Теологии, разработанных в ПСТГУ. Отрадно отметить, что более 20 из них — государственные университеты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204013...

Святейший Патриарх поздравил учащих и учащихся Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета с Актовым днем 17 ноября 2006 г. 21:10 18 ноября, в день избрания на Патриаршество святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, традиционно отмечается Актовый день Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета . По случаю предстоящего празднования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие ректору, профессорско-преподавательской корпорации и учащимся ПСТГУ. Досточтимый отец Ректор, дорогие учащие и учащиеся! Вот уже четырнадцатый год Мы отмечаем Актовый день Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, приуроченный ко дню избрания на Патриарший престол святого Патриарха Тихона, вашего небесного покровителя. За четырнадцать лет Университет стал кузницей кадров для Русской Церкви. Здесь получают богословское образование будущие пастыри, готовятся к церковному служению иконописцы и регенты, ученые и миссионеры, преподаватели и воспитатели молодого поколения, которые откроют ему истину и красоту православного вероучения и основы православной культуры. Многие приходы Русской Православной Церкви, Москвы, Подмосковья и отдаленных епархий имеют в своем составе священнослужителей, получивших богословское образование на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Административные структуры Русской Церкви также приняли уже многих выпускников Университета; многие духовные учебные заведения, а также православные светские школы и вузы опираются на них в учебном процессе и организационной работе. Широко по всей России используются учебные и методические пособия Свято-Тихоновского университета. Во многих епархиях Русской Православной Церкви стали известны миссионерские группы Свято-Тихоновского университета, помогающие вернуть к вере русских людей, до того в течение многих десятков лет лишенных не только пастырского окормления, но и элементарных сведений о Православии, составляющем основы жизни их предков. Более двадцати епархий имеют сегодня около 50 образовательных центров — филиалы Свято-Тихоновского Университета, факультеты, отделения и кафедры теологии, в которых студенты получают богословское образование на основе государственных стандартов по теологии, разработанных в ПСТГУ. Отрадно отметить, что более 20 из них — государственные университеты.

http://patriarchia.ru/db/text/162500.htm...

  Литература    Д-р философии М. О. Орлов, К. Ю. Петрова, прот. Димитрий Полохов [Штурбабин, Орлов, Петрова, 2022; Орлов, Полохов, Петрова, 2019; Орлов, 2018; Полохов, 2016; Петрова, 2019, 2021]. Михайлов П. Б. История как призвание богословия//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2012. 4 (47). С. 7–22. Михайлов П. Б. Богословие на перепутье: философская или историческая теология?//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. 2 (58). С. 9–24. Михайлов П. Б. История и истина: возможности взаимодействия богословской и исторической методологий//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. 5 (60). С. 109–122. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе//Вопросы философии. 2010. 7. С. 93–101. Шмонин Д. В. Теология и университет: учеб. пособие для аспирантов теологических специальностей. М.: Моск. архитектурный ин-т, 2022. 219 с. Шмонин Д. В. Теология и философия науки: проблемы идентификации//Вопросы философии. 2022. 1. С. 197–207. Шмонин Д. В. Теология в новой парадигме//Вопросы теологии. 2023. Т. 5. 3. С. 494–508. Михайлов П. Б. История и истина: возможности взаимодействия богословской и исторической методологий//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. 5 (60). С. 109. Там же. С. 110. Шохин В. К. Философская теология и основное богословие//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. 1 (51). С. 62. Васильев А. Методы академической теологии (pro et contra Бернарда Лонергана)//Вопросы теологии. 2021. Т. 3. 2. С. 254. Шмонин Д. В. Теология и университет: учеб. пособие для аспирантов теологических специальностей. М.: Моск. архитектурный ин-т, 2022. 219 с. «Не повторяющей древнюю но черпающей из нее ценное и актуальное», — уточнил ученый позднее [Шмонин, 2023. С. 494].

http://bogoslov.ru/article/6195691

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве проходит 5-я совместная студенческая конференция Богословских факультетов Свято-Тихоновского университета и Берлинского университета им. Гумбольдта 22.02.2010 19 февраля в Москве состоялось открытие 5-ой совместной студенческой конференции Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) и Богословского факультета Берлинского университета им. Гумбольдта. В течение нескольких лет активно развивается сотрудничество двух вузов. Студенты Свято-Тихоновского университета не только проходят стажировки в Гумбольдт-Университете в Берлине, но и проводят совместные конференции. Первая конференция была посвященная понятию святости в Православии и лютеранстве, она прошла в 2003 году в Москве. Вторая конференция на тему «Писание и Предание» проходила в Берлине в 2004 году. Опыт таких встреч показал, насколько важно обсуждать то, что нас разделяет и отличает друг от друга вместе с живыми носителями традиции, а не только изучать все это по учебникам. На 5-й конференции была поднята актуальная для современной российской действительности тема - преподавание теологии в университетах. Ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев считает, что преподавание теологии в вузе - это необходимая альтернатива атеистической парадигме в гуманитарных науках и образовании. Отец Владимир подчеркивает, что изучать историю, культуру, искусство, литературу, философию, тем более, религию с позиций «научного атеизма» или в внерелигиозных, надрелигиозных позиций совершенно бесперспективно с научной точки зрения. «Мы в течение ряда лет мучительно " пробивали " государственный образовательный стандарт по Теологии, - сообщил участникам конференции отец Владимир. - Теперь мы уже несколько лет бьемся за то, чтобы в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации была внесена Теология, в то время как во всем мире в течение многих веков существуют теологические факультеты, доктора теологии, богатейшие христианские архивы, библиотеки, музеи, огромная научно-богословская литература».

http://drevo-info.ru/news/7937.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010