На горе, примерно на половине высоты, виден греческий православный монастырь – Сарантарион, что означает в переводе Сорокадневный. По нему и вся гора называется Сорокадневной (или, в арабской передаче, Каранталь). Монастырь был основан здесь еще преподобным Харитоном Исповедником (IV в.) – в числе нескольких, устроенных им после Фаранской Лавры. ...По традиции, паломники поднимаются к монастырю по серпантинной, усыпанной гравием дорожке в благоговейном молчании, творя Иисусову молитву. Не случайно на эту гору возведен был Духом Спаситель тотчас после крещения в Иордане. Не только потому, что Каранталь самая высокая из окрестных гор (330 м): вершина эта еще в ветхозаветные времена почиталась урочищем дьявола. Именно сюда в день Очищения (еврейский праздник «Йом Кипур») приводили черного «козла отпущения». И возьмет первосвященник двух козлов и поставит их пред лицем Господним... и бросит... жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения ( Лев. 16, 7–8 ). В еврейском тексте дословно: «а другой – для Азазела». Так называли и избранного козла и гору, куда его вели, и т о г о, кому приносили жертву. Лингвисты считают, что в основе древнееврейского слова лежит корень, обозначающий этимологически козла. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех , а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтобы он понес на себе их беззакония в землю непроходимую... И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую... И да будет сие для вас постановлением очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году ( Лев. 16, 9–10, 21–22, 34 ). Путь козла в «непроходимую землю» (т.е. к той горе, на которой мы с вами находимся) был обставлен с чрезвычайной пышностью. Дорога была разделена специальными «станциями» (шалашами-скиниями с водой и пищей), от каждой из которых до следующей священника с животным сопровождали нарочитые «станционные смотрители». О преодолении каждого участка пути немедленно сообщалось в Иерусалим расставленными на вершинах сигнальщиками. Первосвященник с нетерпением ожидал каждого из этих сигналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Чего только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками церковного устава! Говорят, что после соборования поступить в монашество или, оставаясь в миру, исполнять различные обеты, например: не вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное - что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда. Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, " многих больных мазали маслом и исцеляли " (Мк. VI, 13). Со всей определенностью и ясностью о Таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. Собор священников, откуда и другое название таинства - Соборование) и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему " (Иак. V, 14, 15). Определенно, апостол говорит о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство как уже на существовавшее и общеизвестное, которым и заповедует пользоваться в случае болезней. С XVII века на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII века совершение этого таинства составляло частную особенность священнослужения только в Московском Успенском соборе и в некоторых монастырях. Происходило это один раз в год, в Великий четверг . Елеосвящение - это Таинство Исцеления. Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: " Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию " .

http://zavet.ru/a/rss_984125030.html

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:32–33 ). Данное пророчество Иеремии носит мессианский характер. Оно относится к Новому Завету. Речь идет не об историческом Израиле, а о новом, духовном. Место это приводит св. апостол Павел и прибавляет: « Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» ( Евр.8:13 ). Богоизбранность еврейского народа имела одну великую цель – рождение Христа. После Боговоплощения избранничество евреев закончилось. Под «уставами» в ветхозаветных священных текстах понимаются установления, которые Бог дал народу, после заключения Завета. Слово это встречается и в других библейских текстах: « Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей» ( Пс.88:31–34 ). Почему сказано, что «бесы веруют и трепещут»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» ( Иак. 2:19 . Св. апостол Иаков говорит о бесплодности чисто рассудочной веры: «тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26). Падшие ангелы знают о существовании Бога, но, так как они утвердились во зле и неспособны исправиться, то их вера не соединяется с любовью к Нему. Они трепещут, ожидая Суда. Почему православные почитают Деву Марию и других Святых? Где в Библии написано, что Дева Мария была Приснодевой? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Высокое почитание Пресвятой Богородицы имеет основание в том факте, что Она является реальной Матерью реально воплотившегося Бога. Поэтому явившийся к ней архангел Гавриил, чтобы известить Ее об этом великом событии, называет ее «благодатной». Слово это во всей Библии ни к одному лицу больше не применяется.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ныне число иноческих обителей Московского Патриархата составляет 541. У многих обителей появилась возможность иметь землю, обустраивать подсобные хозяйства, традиционно сочетая молитву и труд. Например, садово-огородное и парниковое подсобное хозяйство Троице-Сергиевой Лавры, рыбное хозяйство Покровского женского монастыря в Хотьково – много помогают в решении продовольственных проблем. Однако не все монастыри имеют подсобные хозяйства, а там, где они существуют, зачастую юридически не оформлены государственные акты на право пользования землей. Следует обратить особое внимание на своевременное оформление земельных и имущественных прав обителей. Конечно, в современной жизни монастырей по-прежнему имеется немало сложностей. Остается большой проблемой недостаток опытных духовников, что порой отрицательно сказывается как на строе монастырской жизни, так и на пастырском окормлении народа Божия. Поскольку духовник не только принимает покаяние, но и несет ответственность перед Богом за совершаемое душепопечение, он должен употреблять многие усилия, чтобы самому стяжать дар сострадательной любви, мудрости, терпения и смирения. Ибо только собственный духовный опыт, реальное знание того, что есть борьба с грехом, способны уберечь духовника от ошибок, сделать его слова понятными и убедительными для пасомых. Уместно вспомнить слова апостола Петра, обращенные к пастырям: “пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду” (1 Пет. 5. 2–3). Особо тщательным должен быть подбор духовников для женских монастырей. Наследие прошлых веков, а также положительный и отрицательный современный опыт подсказывают, что, возможно, стоит вернуться к практике служения в женских обителях по преимуществу семейных священников. Назначение туда монахов и целибатов может восприниматься скорее как исключение, допустимое для пастырей, имеющих большой духовный опыт и находящихся в преклонных годах.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 . Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело ( 2Кор. 9:7–8 ). Можно ли подавать записки о здравии за некрещеных? наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) Уважаемая Галина. Женщина в церковной лавке сказала Вам совершенно верно. Записки на проскомидию можно подавать только с именами крещеных людей. За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню, можно поставить за них свечу перед иконой, но еще раз повторю, на проскомидии их имен поминать нельзя. Ответьте, пожалуйста, что означает со славянского фраза из молитвы Пресвятой Богородице «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу…»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Поистине правильно прославлять Тебя, как Богородицу, всегда блаженную и совершенно непорочную, и Матерь нашего Бога. Что Вы думаете о таком методе лечения болящих как отчитки? иеромонах Адриан (Пашин) Так называемая отчитка применяется не для лечения той или иной физической немощи, болезни, а для исцеления от страшного духовного недуга – одержимости бесом. Конечно, освобождаясь от бесовской зависимости, человек получает облегчение не только для души, но и для тела.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодос...    Через некоторое время после кончины Феодосия захотел Георгий, сын Симона и внук Африкана, оковать гробницу преподобного отца Феодосия, что и сделал.    Послал он одного из подручных бояр своих, именем Василия, из города Суздаля в богоименитый город Киев, в Печерский монастырь, чтобы оковать гробницу преподобного Феодосия, и дал ему Георгий пятьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота на окование гробницы преподобного. Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить и какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца, — но что даром получено, то даром и брошено. Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина. Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое.    Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О, чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с ними сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою.    И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты Господа, говорящего: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Хорошо уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием, ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым». И все это наяву произошло с Василием в ту ночь, а не во сне, когда являлся ему преподобный Феодосий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Она же не соглашалась и слушать его не хотела. А когда уходила от него, то блаженный, войдя в пещеру, усердно молился Богу о спасении матери своей и о том, чтобы дошли слова его до ее сердца. И услышал Бог молитву угодника своего. Об этом так говорит пророк: «Рядом Господь с теми, кто искренне зовет Его и боится волю Его нарушить, и услышит их молитву, и спасет их». И вот однажды пришла мать к Феодосию и сказала: «Чадо, исполню все, что ты мне велишь, и не вернусь больше в город свой, а, как уж Бог повелел, пойду в женский монастырь и, постригшись, проведу в нем остаток дней своих. Это ты меня убедил, что ничтожен наш кратковременный мир». Услышав эти слова, возрадовался духом блаженный Феодосий и, войдя в пещеру, поведал великому Антонию, и тот, услышав, прославил Бога, обратившего сердце ее на покаяние. И, выйдя к ней, долго поучал ее на пользу и для спасения души ее, и поведал о ней княгине, и послал ее в женский монастырь святого Николы. Там постриглась она, облеклась в монашеское одеяние и, прожив много лет в искреннем покаянии, мирно скончалась.    Об этой жизни блаженного отца нашего Феодосия с детских лет и до той поры, когда пришел он в пещеру, поведала мать его одному из братии, именем Феодору, который был келарем при отце нашем Феодосии. Я же от него все это услышал — он рассказывал мне — и записал, чтобы узнали все, почитающие Феодосия. Однако обращусь я к дальнейшему рассказу о подвигах отрока, а нужное слово укажет мне Бог, дарующий благо и славослов.    Тот отец наш Феодосий вышел победителем в борьбе со злыми духами в пещере. После пострижения матери своей отвергся он от всего мирского и еще с большим усердием начал отдаваться служению Богу. И было тогда три светила в пещере, разгоняющих тьму бесовскую молитвою и постом: говорю я о преподобном Антонии, и блаженном Феодосии, и великом Никоне. Они пребывали в пещере в молитвах Богу, и Бог был с ними; ибо сказано: «Где двое или трое собрались служить мне, тут и я среди них».    В это же время был некто по имени Иоанн, первый из княжеских бояр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Орел опять поднялся и отлетел недалеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течении трех часов. Наконец орел свернул направо, в сторону, и уже более не показывался. Монах последовал за ним и в сторону; увидев неожиданно три пальмовые дерева, источник воды и малый вертеп, сказал он сам себе: вот место, которое приготовил мне Господь. Он вошел в пещеру и начал безмолвствовать в ней, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. И вот однажды приходит к нему диавол в виде старца, аввы; лицо у него было страшное. Брат, увидевши его, испугался, пал лицом на землю и начал молиться, потом встал. Диавол сказал: помолимся, брат, еще. Они помолились, и когда окончили молитву, диавол спросил его: сколько времени живешь ты здесь? Он отвечал: шесть лет. Диавол сказал: ты сосед мой! а я только четыре дня тому как узнал, что ты живешь здесь. Моя келлия недалеко отсюда; одиннадцать лет я не выходил из нее, - вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству. При таком известии я подумал сам с собою: схожу к этому человеку Божию и побеседую с ним о пользе душ наших. Скажу ему и то, что отшельничество наше не приносит нам никакой пользы, так как мы не причащаемся святых тела и крови Христовых, что я боюсь, чтоб нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера: сходим туда в воскресный день или после двух недель, причастимся телу и крови Христовым и возвратимся в наши келлии. Совет диавола понравился брату. Когда наступил воскресный день, диавол опять пришел, говоря: пойдем, пора. Они отправились и пришли в вышеупомянутый монастырь, где был пресвитер; вошедши в церковь, стали на молитву. По окончании молитвы брат оглянулся, и не видя того, кто привел его, помышлял сам в себе: куда он ушел? не за какою ли нуждою? И долго ожидал его, но он не приходил. Потом вышел из церкви, начал искать его. Не нашедши, стал спрашивать у братии того монастыря: где тот авва, который вошел со мною в церковь? Они отвечали: мы не видали никого; видели только тебя одного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Осенью 1978 года я поехал к старцу Паисию. Тогда он жил в келлии Честного Креста монастыря Ставроникита. День был дождливый. Когда я подошел к келлии, калитка была закрыта. Я потянул за веревку, и зазвонил колокольчик. Один, два, три раза… Ответа не было. Я подумал: «Не уйду, пока не увижу старца». Прошло минут десять, я снова позвонил и прождал еще десять минут с той же мыслью. Вдруг калитка открылась и показался старец. Он поклонился и поцеловал мне руку. Я попытался сделать то же, но у меня не получилось. Он провел меня к себе в келлию, и я поклонился Честному Кресту. Затем он предложил мне угощение. Он очень обрадовался, когда услышал, что я из далекой и гостеприимной Австралии. Старец ездил в Австралию с отцом Василием Гонтикакисом, игуменом монастыря Ставроникита, в марте 1977 года. Отец Василий ездил, чтобы исповедовать, а старец – чтобы наставлять. Старец очень полюбил Австралию, у него было святое желание, чтобы там основали православный монастырь. Он даже указал мне место между Сиднеем и Канберрой, сказав: «Монастыри – это Акрополь Православия. Там, где есть православные монастыри, есть и живая Церковь ». Я представляю себе радость старца сейчас на небе, когда он молится за четыре монастыря в Австралии – два женских и два мужских. Тогда, молодому иерею, он дал мне совет: «Жертвуй всем ради Христа. Но Христом не жертвуй никогда. Впереди у тебя много работы. Делай то, что можешь, а остальное устроит благодать Божия. Теперь я буду молиться за Православную Церковь в Австралии. – Помолчал и продолжил: – Австралийский архиерей Стилианос просит, чтобы я поехал туда. Чтобы построить монастырь. Однако помысел говорит мне, что он будет всегда держать меня рядом с собой, куда бы ни поехал, чтобы представлять меня христианам. Я помолюсь нашей Матушке, Пресвятой Богородице, и да будет воля Божия». И воля Божия была, чтобы он остался в уделе Богородицы, что и сделал. Австралия была лишена его присутствия, однако он распростер над ней свой молитвенный покров. Он расспросил меня о разных людях и вещах, с которыми встретился во время своего пребывания в Австралии. Обо всех он сказал доброе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

осиянный небесным светом, стал Павлом, из гонителя — проповедником Евангелия. А если мы вспомним о сошествии Святого Духа на Апостолов в День Пятидесятницы, то и там “внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго” ( Деян.2:3-4 ). “Я знаю, которых избрал”, — говорит Господь ( Ин.13:3 ). Ныне — твоя Пятидесятница. Со смирением прими Божественное о тебе волеизъявление, со страхом Божиим и любовью приступай к апостольским трудам, беспрестанно молись: “Да будет воля Гвоя и на земле, как на небе” ( Мф.6:3 ). С детства ты возлюбил Христа, посвятив себя служению Церкви. Твоя иноческая жизнь начиналась в Свято-Троицком Городиловском монастыре, в Закарпатье. Ты получил высшее богословское образование в Московских духовных школах. Подвизался в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса. Потом ты вернулся на родную закарпатскую землю, потрудился и продолжаешь трудиться для утверждения там Святого Православия. В нелегкие для Украинской Православной Церкви времена ты вступаешь на путь епископского служения. Особенно сложная ситуация сегодня в Закарпатье. До предела обострились отношения между православными и католиками восточного обряда. Православные подвергаются насилию со стороны униатов. Тяжкое бремя несут наши священнослужители в этом регионе. Посему тот, кто желает быть епископом в этих условиях, по словам апостола Павла, воистину доброго дела желает ( 1 Тим.3:3 ). Апостолы и их последователи выходили на ниву Божию и сеяли слово Святого Евангелия, однако сатана шел теми же местами, щедрой рукой сея плевелы и похищая посеянное ( Мф.13:3-25 ). Посылал лжепророков, приходящих в овечьих одеждах, а “внутри суть волки хищные” ( Мф.7:3 ), предлагал мир, а сам разделял людей на классы, партии, движения, расы, нации, порождая вражду, зависть, ненависть. Для того чтобы зло не уничтожило человека совсем, чтобы не погиб он для Царства Небесного, создал Господь Свою Святую Церковь. Православная Церковь есть “Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” ( 1 Тим.3:3 ), “и врата ада не одолеют ее” ( Мф.16:3 ). “Не бойтесь, — пересказывает Евангельское повествование святитель Иоанн Златоуст, — что Я, говорит Господь, посылаю вас словно овец среди волков и хочу, чтобы вы были, как голуби. Я мог бы поступить иначе: Я мог бы не попустить вам переживать какое-либо зло и не отдавать вас, как овец, волкам. Я мог бы сделать вас страшнее львов, но лучше этому быть, как есть: это и вам принесет больше славы, и Мою возвестит силу”.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010