Если решимся на это, то легко уже устремимся и на добрые дела. Так никто впредь, прошу вас, не показывайся на конских ристалищах; никто даже не проводи дня в неприличных собраниях; не предавайся игре в кости и происходящему из-за нее крику, и прочим гибельным удовольствиям. Какая, скажи мне, польза от поста, когда ты целый день воздерживаешься от пищи, а между тем предаешься игре в кости, и тратишь весь день в пустословии, а нередко даже в клятвах и богохульстве? Нет, прошу, не будем так беспечны о своем спасении; напротив, пусть всегда будет у нас разговор о духовном, и каждый, взявши в руки божественную книгу и созвавши ближних, да питает словом Божьим душу и свою и собеседников своих, чтобы таким образом нам и избегнуть козней лукавого, и получить от поста великие блага, и насладиться любовью Бога, по благодати и человеколюбию Единородного Сына Его, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   [ 1 ] Текст Злат.: εις φαυσιν επι της γης, του διαχωριζειν... согласно с Лукиан. и другими сп., и вопреки Александр. сп., где φαυσιν της γης =освещать землю (Елизав. Библ.) Согласие с Лукиан. сп. у Злат. выразилось здесь и в том, что у него не читается дальнейших затем слов: και αρχειν της ημερας και της νυκτος="" , как в Алекс. и др. списках. В масор. тексте не читается ни первых, ни последних слов. [ 2 ] В славянской Библии: введе, в греч. εθετο, что буквально будет " положил " и составляет более близкую передачу евр. вайясем="" , каковое выражение вполне соответствует содержанию этого библ. повествования. [ 3 ] της των τροπων αναλλαγης; разумеются зимний и летний повороты, определяемые по солнцу.   Беседа 7.   И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их (Быт.1:20,21).   Продолжение увещания к ходившим на зрелище; тяжкая ответственность тех христиан, которые своим поведением дают повод к соблазну неверующим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Еще одна предпосылка правильного общения со Христом и правильных взаимоотношений – это правильная вера во Христа. Она же должна быть полной и безошибочной. Апостол говорит: «Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или, если бы мы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому» ( 2Кор.11:4 ). Получается, что бывает другой Иисус, и иной Дух, и иное благовестие. И можно принимать это, хотя для Бога это весьма неприятно. И поэтому апостол, в послании к Галатам (гал.1:6–9) предупреждает нас против иного благовествования, которое для него и вовсе не является благовествованием. Я не буду тексты зачитывать, мы все помним. В этом отношении вы скажете, ну, собственно, а в чем вопрос-то? Если мы хорошо знаем догматику, то это является условием для того, о чём Сергей говорил, то есть для познания Христа. Ну вот я сейчас перескажу разговор с одним баптистом, не называя имени. Мы когда заговорили о Христе, то я предложил поразмышлять над тем, что Христос есть совершенный Бог , и есть совершенный человек. Ну с этим не поспоришь. Значит в Нем две природы. И два образа, по Писанию. Образ Божий и образ раба. Следовательно, во Христе два лица. Божеское и человеческое. Вот мой собеседник сказал: да. Не знаю, кто из вас согласен, или не согласен с этим мнением, но вот он в целом согласился. В ответ на это я сказал ему, что это ересь Нестория, осужденная Третьим Вселенским собором. Вот именно в такой формулировке. Потому что Единого Христа я в своих размышлениях рассек на двух Сынов, что, конечно, лишает нас спасения. О чем это говорит? Не о том, что человек еретик. Нет. Это говорит о том, что можно молиться Христу, можно считать, что ваше общение с Ним, и плохо понимать, с кем ты в общении. Или даже ошибочно представлять. Поэтому правильная вера во Христа, преподаваемая Церковью , является предпосылкой, условием правильных личных взаимоотношений. Еще один тезис краткий. Личные взаимоотношения со Христом возможны только через его Тело, то есть Церковь . С чем это связано? Господь вознесся телом, безусловно. Но на земле он Свое таинственное Тело, Церковь , оставил же нам? Или не оставил? И, следовательно, когда мы крестимся, мы крестимся во Христа. Когда мы причащаемся, мы причащаемся во Христа. Когда мы молимся Отцу, скажем, в Небесном, мы молимся через Христа. Итак, церковная жизнь, где постоянно проповедуется Христос, как я постараюсь показать, она способствует максимально глубокому личному общению с Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих; ибо размышляю о поучениях Твоих. Я сведущ более старцев; ибо повеления Твои храню. (98–100) Радикальная противоположность такой Премудрости — тот персонаж псалмов 14(13) и 53(52), который выговорил»в своем сердце», т. е. в средоточии своей негодной, невоспитанной, нездравой мысли:«нет Бога». Как бы мы ни переводили примененное к нему слово nbl — «глупец»,«безумец», или иначе, — очевидно, что имеется в виду отсутствие того особого ума, о котором только что шла речь. От легендарных времен Соломона, царя писцов и мудрецов, при котором общие для цивилизованных земель Ближнего Востока культурные стандарты, в том числе навыки мысли и поведения сословия писцов, нашли себе путь в жизнь народа Божьего, и до эпохи эллинизма, породившей девтероканонический эпилог»сапиенциальной»литературы, константной традиции, о которой мы говорим, остается нерасторжимое единство сакрального интеллектуализма, предполагающего, что праведность — непременное условие тонкости ума, но и тонкость ума непременное условие полноценной праведности: Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах. Он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться ко Господу, Творцу его Он покажет мудрость своего учения, и будет хвалиться законом завета Господня. (Сир 39:1–3,6,10) Напротив тому: В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху. (Прем 1:4) Позднее мы встречаем очень энергично заявленное утверждение сакрального интеллектуализма в Талмуде, например,«Грубый человек не страшится греха, и невежда не может быть свят, и нетерпеливый не может учить, и тот, кто занят торгом, не может стать мyдpым»(Pirqe Abot II 5).«Невежда не может быть свят» — это уже специфический мотив талмудического презрения к ’ am h > (кстати, предполагающее мгновенную реакцию понимания у собеседника ) может послужить для нас одним из многочисленных поводов к тому, чтобы задуматься о чертах морфологического сходства между обоими феноменами Geistesgeschichte, не вместимыми в рамки истории литературы: между русским символизмом и немецкой романтикой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Здесь, однако, следует оговориться: и при общительности надо проявлять рассудительность. Так, прп. Исаак Сириянин пишет: «Будь дружен со всеми, а мыслью своею пребывай один». Можно думать, что в этом совете прп. Исаак рекомендует христианам всегда ощущать не только собеседника, но и Бога в своей душе, т. е. непрестанно тайно молиться. Глава 40. Скрытность Будьте мудры, как змии. Мф. 10, 16 Кроме молчаливости и сдержанности в словах христианину в ряде случаев необходимо проявить в жизни и скрытность. Господь сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7, 6 ). Поэтому христианин в отношении своей веры и своих убеждений должен быть осторожен, скрывая своя «святая святых» от нескромных взглядов, непонимания и насмешек людей мира. В этом случае скрытность не есть порок, а добродетель. Примеры скрытности в некоторых случаях показывал Сам Господь. В Евангелии говорится, что Он «не вверял Себя» людям ( Ин. 2, 24 ). Также, когда братья Его предлагали Ему идти в Иудею и «явить Себя миру», то Он отказался от этого и сказал им, что «Я еще не пойду на сей праздник». Однако, позднее «Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно» ( Ин. 7, 3–10 ). Также многим, исцеленным Им от болезней, Он запрещал рассказывать об этом другим ( Мк. 7, 36; 1, 44; 8, 26–30; 9, 9 ; Мф. 8, 4; 16, 20 ; Лк. 5, 14 ), не желая того, чтобы народ видел в Нем только врача телесных болезней. Следует вспомнить, что многое из того, что Он открывал Своим апостолам, Он открывал не всем им, а только тем, кого Он считал подготовленными к этому. Так, при воскрешении дочери Иаира, при преображении на горе Фавор и при молитве Господа в Гефсиманском саду были допущены присутствовать лишь три Его апостола из числа двенадцати – Петр, Иоанн и Иаков ( Лк. 8, 51 ; Мф. 17,1 ; Мф. 26, 37 ). Примеры скрытности имеются и у святых Христовой Церкви. Про одну из причин, которая заставляла их не говорить о себе, так пишет схиархимандрит Софроний:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

И в книге Екклесиаста есть похожий стих о наследнике: «…кто знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем…» (Еккл 2:18-19). Таков мир саддукеев, людей образованных, интеллектуальных, обладающих безупречным вкусом, прекрасно знающих и греческую и римскую литературу. В Библии они видят поэзию, а религия для них — символ национальной идентичности. И вот такие люди приходят к Иисусу и говорят: «Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял её второй, и умер, и он не оставил детей; так же и третий. Брали её за себя семеро, и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою» (Мк 12:20-23). Саддукеям этот вопрос кажется забавным и смешным. Вот Ты веришь в воскресение мёртвых. А чьей она будет женой, когда мёртвые воскреснут? В этом вопросе — вся логика этих умных, образованных, тонких, насмешливых, ни во что не верящих, во всём разочаровавшихся людей. Итак, саддукеи — это одна группа собеседников, совопросников Спасителя, с которыми, в общем-то, Он почти не спорит. Другая группа — это люди, с которыми Он, напротив, постоянно дискутирует. Фарисеи, или перушим, что на иврите означает «отделённые». Их было примерно шесть тысяч. Фарисеи как бы отделили себя от народа, от обычных, простых, не знающих Закона и живущих не по заповедям людей. Они подчёркивали эту свою отделённость: вот мы — настоящие верующие, а остальные — это всякая дрянь, которая ни во что не верит и ничего не знает. Фарисеи, в отличие от саддукеев, — не священнического происхождения. Это простые люди, очень часто мелкие ремесленники — сапожники, портные и т. п. Но они независимо от своего социального положения обладают большим религиозным и моральным авторитетом. Складывается интересная ситуация: духовное лицо, в пышном одеянии совершающее церемонию в храме, такого авторитета не имеет, на него смотрят как на представителя чисто официальной религиозности, с ним никто не советуется..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов.. Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками (Обратите внимание на форму царских врат. Она полностью совпадает с описанием). На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом” ( 3Цар.6; 16, 29:31-32 ) И если вы присмотритесь, то рядом с изображениями четырех евангелистов вы увидите и иконы херувимов. Но апостолы здесь появились не случайно. Ведь именно благодаря их евангелиям мы можем достигать вечной Жизни, Которая есть Бог Сын, почивающий в наших алтарях Своим Телом и Кровью. А спасение это стало возможным лишь благодаря воплощению, совершившемуся в момент Благовещения, которое также изображено на вратах. А как свидетельства подлинности вочеловечения по бокам мы видим иконы Христа и Его Матери. Надо заметить, что первообраз царских врат есть и на небе. Апостол Иоанн видел “вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда” ( Апок.4:1 ). И давайте и мы последуем вслед за голосом в земной образ небесного святилища. Мы подошли к северным вратам, и затем я предупредил моего собеседника: — Вы не имеете права и возможности войти в алтарь, ибо пребываете в смертном грехе ереси, и поэтому сила Божия может покарать вас, если вы не присоединившись к Христовой Церкви, войдете в святилище. Не хотелось бы, чтобы с вами произошло то же, что случилось с Надавом и Авиудом, принесшим чуждый огонь Господу и погибшим от Его пламени ( Лев.10:1-7 ). Чтобы этого не было, я покажу вам алтарь из дверей. После того, как я убедился в том, что мой собеседник не оскорбился таким к нему отношением, мы открыли врата, и я сказал: — Сейчас можно почти без комментариев зачитывать слова книги Откровения и показывать образы небес на нашей скорбной земле. “И вот, престол стоя стоял на небе, и на престоле был Сидящий.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

И поэтому неудивительно, что наши святые говорят: границы Церкви — это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, основанной Христом, тот вне ее. И, возвращаясь к «теории ветвей», мы видим и с этой стороны ее несостоятельность — поскольку не может быть так, чтобы совершенно разделившиеся между собой сообщества, называющие себя церквями, все в равной степени имели подлинное таинство Тела и Крови Христовой. Как пишет апостол: «разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13). Христос один, и Тело Его одно. Поэтому и Евхаристия одна, совершаясь непрерывно на протяжении двух тысяч лет в единственной подлинной Церкви Христовой. Наша задача — найти эту Церковь, которую основал Господь Иисус Христос и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая Евхаристию. Эта Церковь — истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквями, если они отделены от нее, — не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), а не: «Я создам Мои церкви». Церковь одна, непрерывно сохраняющая свое единство на протяжении веков. Именно Библия говорит нам, что непрерывность существования и неизменность учения это сущностные признаки Церкви. Сколько ни доводилось мне беседовать с протестантами об этих вопросах, я не мог избавиться от ощущения, что мои собеседники не понимают реальности Церкви, что это вообще такое. Они зачастую представляют ее как просто человеческое собрание: «Вот приехал я в некий город, нашел нескольких единомышленников, мы стали собираться вместе, читать Библию, молиться — вот это и церковь». Но на самом деле это просто кружок по интересам, который ты сам создал. А где же та Церковь, которую создал Христос? Обычно при разговоре о Церкви наши протестантские друзья ссылаются на одну и ту же цитату: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Им кажется, что эти слова сказаны как принцип определения Церкви (любые двое-трое, собравшиеся во имя Христа), но если мы вместе внимательно прочитаем данный евангельский отрывок, то увидим, что толкование это ошибочное. Потому что всего на несколько стихов выше, в этой же самой речи Христос говорит: «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:16-17). Значит — двое или трое единомышленников это еще не Церковь. Церковь это нечто другое и гораздо более авторитетное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

– И так о нём и ему подобных святых мы должны понимать то, что воспевает Давид: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. Когда он будет падать, не разобьется, ибо Господь поддерживает его за руку ( Пс. 36, 23–24 ). Ибо чьи стопы Господом утверждаются, тот чем иным может быть, как не праведником? Однако ж о нём говорится: когда упадет, то не разобьется. Что значит: упадет , как не то, что подвергнется падению в какой-либо грех ? Но он не разобьется, т. е. долго не будет подавлен тяжестью греха. Хотя на первый раз и кажется, что он разбился, однако ж, при помощи Божией, которую испрашивает, поднявшись, скорым восстанием не теряет праведности, или если на минуту по немощи плоти и споткнется в чём-нибудь, но поддержанный рукою Господа опять поправится. Ибо не перестает быть святым после падения. Сознавая, что он не может оправдаться надеждою на свои дела и веря, что от уз греховных может освободиться благодатию Божиею, он не перестает с Апостолом взывать: бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом Господом нашим» ( Рим.7:24–25 ) 8 . – Ну вот вы и сами дочитались до нашего учения! – радостно воскликнул Илья Иваныч. Ваш же святой отец говорит, что можно по немощи падать, согрешать и не терять праведности. Так и мы думаем о себе. Конечно, мы согрешаем – что утаивать? Но мы не отчаиваемся в своих грехах, а прибегаем к Единому Ходатаю – Христу. Он смывает с нас всякую скверну, и мы опять делаемся святыми ( 1Ин. 2, 1–2 ). Куда ж еще яснее нашего упования?.. И сектанты дружно подхватили то же самое, возбужденно махая руками и озираясь на все стороны. Они были довольны, что их «книжный» Илья Иваныч нашел выход из тягостного положения. Им дела не было до того, насколько содержательно возражение, поставленное их «пресвитером». Им важно было уже то одно, что Илья Иваныч «на всё» может «дать ответ»; «не полезет за словом в карман», в какое бы затруднение не ставил его православный собеседник... – Не будем спешить, друзья мои! – остановил я чересчур расходившихся сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Из Откровения Божьего более, чем из Катехизиса, нам известно о предваряющей благодати Божией, о том, что любовь Божия и милость Его изливаются на нас раньше, чем мы способны бываем призвать Бога. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:6, 8); «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Сама вера есть Божий дар, и никто никогда не смог явить свою веру и жизнь по вере, если не предварила этого благодать Божия. Вот как пишет об этом протоиерей Георгий Флоровский: «Благодать... пробуждает свободу, возбуждает и оживляет произволение. Именно „произволение“ и есть хранитель благодати. Дары, подаваемые в таинствах, должны быть удержаны и взращены. И только чрез произволение они могут проявиться, претвориться в действительность нового человека» с. 221]. Таким образом, мы верим, потому что призваны, мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас и дал нам пережить эту Свою любовь как часть нашего опыта. В психологии также подмечена эта закономерность: «Наше восприятие имеет особенность любить то, что ему уже известно» с. 11]. Действие Божественной любви, таким образом, есть призыв, Его обращение, Его слово к человеку — слово, на которое каждый из нас должен ответить. Это призыв к диалогу. «Можно сказать, что мир возник потому, что Бог создал ситуацию диалога вне Себя. Он заговорил вовне — произнес СЛОВО — и мир появился. Потом Он сотворил достойного Себе собеседника в этом диалоге — человека, чье богоподобие заключалось в том числе и в способности мыслить и изрекать слово — прежде всего как ответ на первичное Слово Творца» с. 8]. Однако, чтобы ответить, надо иметь имманентное знание об Обратившемся, о чем и свидетельствует святой Григорий Нисский: «Если Божество есть полнота благ, а человек Его образ, то значит, что человек исполнен всякого блага. Следовательно, в нас есть представление всего прекрасного, всякая добродетель и мудрость, все, что только есть умопредставляемого о наилучшем» [цит. по: 1, с. 365]. Именно такое имманентное знание (или, так сказать, предваряющее знание), благодаря которому и возможно узнавание, и есть основа для диалога во всех его аспектах: как слово Бога к человеку и как слово человека к человеку о Боге. Исходные установки диалога следующие:

http://pravoslavie.ru/55799.html

Извольте ка посмотреть, как об этом говорить священное Писание»; при этом он указал на 33 главу Второзакония. Мы выпишем здесь то, что прочли, дабы вы, читатель, могли видеть, как способен Талмуд и последователи его отыскивать смысл Писания, читать, так сказать, промеж строк и разъяснять то, чего нет в тексте. «Вот благословение, сказано в книге Второзакония, которым Моисей, человек Божии, благословил сынов израилевых, пред смертью своей. Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона. Истинно Он любит народ Свой; все святые Его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, что бы внимать словам Твоим» (Второзак. 33, 2, 3, 4). «Что ж тут такого особенного? спросил я собеседника: ведь из этих текстов узнаем то же самое, что сказано и в книге Исход (19 и 20 гл.); именно, – что Господь явился израильтянам на Синае и дал им закон, который они и приняли». Мы убеждены, что христианин, привыкший смотреть на священное Писание прямо без предвзятой мысли, прочитав указанный текст священного Писания и талмудическое толкование на него, скажет, что это толкование нелепо; да иначе нельзя и сказать, потому что в тексте нет ничего такого, что ему навязывает Талмуд. Будто – бы Бог носился с законом своим с одного места в другое, навязывал его и жителям Сеира и Фарана. Талмуд, восхваляя Израиля за его готовность принять закон, вот что еще передает. «Когда евреи изъявили согласие принять закон, то Бог не вдруг решился дать им его, а предварительно спрашивал их, какое ручательство представят они Ему в верности соблюдения Его святого закона? Евреи указали на заслуги предков своих, Авраама, Исаака и Иакова. «Но они все согрешили», сказал Бог . Евреи продолжали указывать на Моисея, Аарона. «Но ведь и они не чужды были греха, ответит Господь. Израильтяне представили свидетелями своих малых детей и сказали: «если мы забудем закон Твой, то из уст сих младенцев, как начертано от вечности в законе Твоем совершится Тебе хвала».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010