«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Итак, согласно с православным взглядом на Церковь, умирающие «во Христе», будучи святыми членами Церкви, пребывают в нерасторжимом единении с Церковью. Будучи членами Церкви, они сочувствуют церковным службам, славят вместе со всей Церковью Спасителя и молятся за воинствующую Церковь. Они также молятся за ее членов, находящихся в душевных или телесных недугах, за тех, кто не достиг совершенной добродетели, и по благодати Божией помогают тем, за кого молятся. Молитвы торжествующей Церкви соединяются с молитвами воинствующей Церкви, и небо вместе с землей славят Господа и молятся о жизни и спасении мира. В Православной Церкви немыслимы разрыв или разделение между ее членами, будь то живыми или умершими, ибо немыслимо отделение членов Христовых от Церкви — Тела Христова — по смерти; они не могут стать мертвыми и бесчувственными. Для Церкви немыслимо подобное отделение от союза с Господом. Немыслимо, чтобы ее члены, восприняв жизнь «во Христе», больше не имели ее. Немыслимо, чтобы ее члены были без сознании и без чувств. Напротив, Церковь верит, согласно со Священным Писанием, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12).» В небольшом сочинении «О святых Божиих заступниках наших на небесах» святитель Нектарий Эгинский пытается разобрать учение Церкви о заступничестве святых. Здесь также размещены: молитва свт. Нектария «Агни Парфене» и выдержки их писем «Путь к счастью». Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/tvoreniya-...

δ) (Благочестие) вместе с истинной верой основывается на прилежной молитве и добрых делах. О нем так говорит Апостол: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:8 ). Посему правильно называются благочестивыми только те, которые, воссылая к Богу непрестанные молитвы, удаляются от всякого нечестия и греха. Здесь, разумеется, благочестие ненаружное, какое имели Фарисеи, но истинное и сердечное, чтобы иначе и о нем не сказал Господь: люди сии... чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит om Меня ( Мф.15:8 ). И еще: Фарисей слепой: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их ( Мф.23:26 ). Испов., I, отв. на вопр. 79. (Близкий к идолопоклонству порок) есть лицемерие, когда кто наружные дела благочестия, как например, пост и строгое наблюдение обрядов, употребляет для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении сердца своего ( Мф.6:5–7 ). – Катих. стр. 101. III. Особенные виды внешнего богопочтения 1) Исповедание веры. α) Оно состоит вообще в открытой жизни христианина, сообразной с учением веры, особенно в виду опасности пострадать за нее от врагов истины. Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога? Исповедание сей самой веры. (Исповедовать веру) значит открыто признавать, что мы содержим Православную веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могла заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел свидетельствует, что оно (исповедание веры) нужно для спасения: сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению ( Рим.10:10 ). Почему нужно для спасения не только веровать, но исповедовать Православную веру? Потому что если бы кто для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания Православной веры, то показал бы тем, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. Кат. стр. 17. См. также (стр. 13) 8-е и 9-е блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

«В православии, особенно российском, насильственного принуждения к принятию христианства почти никогда не было. … единственным явным исключением, … является инструкция императора Петра I тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить народы Сибири» Свободно-волевая. Исследованию принципов внутренней (в понимании автора публикации) миссии посвящена работа протоиерея С. Стаценко «Богословское обоснование внутренней миссии» Выборка содержательных (описательных) характеристик принципов и их сути приведена в табл. 12. Некоторые моменты, касающиеся формулирования принципов миссии, изложены о. Сергием в его труде Анализ последнего остается за рамками настоящего исследования, поскольку не привносит в него принципиально новых знаний. Таблица 12. Принципы внутренней миссии по протоиерею С. Стаценко (в последовательности приведения в тексте и их классификация по категориям Содержание текста Содержание принципа Категория принципа «… человек может быть научен только через человека …». Личностная. «По примеру Христа проповедь … должна быть в первую очередь направлена на категорию ”мытарей и грешников”, то есть людей, поставивших себя, в силу своей профессии, привычек и наклонностей, в маргинальное положение по отношению к ”добропорядочному обществу”». «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мк. 2:15–17 ). Церковно-просветительская и духовно-воспитательная. «… принцип постепенности вхождения в опыт Богообщения и в христианскую аскетику …». «…важно сначала открыть «Жениха»-Христа, показать Его человеку, причем сделать это в форме радостного, праздничного переживания» Церковно-просветительская.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Мученик Марин жил в III в. За разрушение идольского капища и за всенародное исповедание Христа он был усечен мечом. В этот день воспоминается воскрешение Лазаря Иисусом Христом. Лазарь был евреем, родом из Вифании, селения в 2 верстах от Иерусалима. У Лазаря было две сестры, Марфа и Мария. И. Христос любил всех их троих за благочестие и часто останавливался у них. За несколько дней до страданий И. Христа Лазарь опасно заболел. Сестры посылали сказать И. Христу, что тот, кого Он любит, болен. Но И. Христос ответил, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией. Лазарь между тем умер и был погребен. На четвертый день после его смерти И. Христос пошел в Вифанию. Сестры Лазаря, узнав, что И. Христос идет в их селение, вышли к Нему навстречу и сказали: «Господи, если бы Ты был здесь, брат наш не умер бы. Но и теперь я знаю, – прибавила Марфа, – что, чего ты ни попросишь у Бога, даст Тебе Он». И. Христос сказал Марфе: «Воскреснет брат твой». – «Знаю, что воскреснет при всеобщем воскресении», – печально проговорила Марфа. «Я – воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет, – сказал Иисус и спросил: – Где вы положили его?» Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Господь велел отнять камень от нее, помолился Богу Отцу и громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь воскрес и вышел из пещеры. Враги Господа положит тогда убить не только Его Самого, но и Лазаря. Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии был поставлен апостолами в епископа. Пресвятая Богородица подарила ему омофор, сделанный Ею Самой. Лазарь жил после воскрешения 30 лет в великом благочестии. В IX веке мощи его были перенесены из Кипра в Константинополь. 18-е число Св. Кирилл был архиепископом в Иерусалиме, в IV веке. Тут и родился он от благочестивых родителей. Сделавшись священником, три года говорил он поучения готовящимся ко крещению и новокрещенным – так называемые «огласительные», которые дошли до нас. Когда же был поставлен во епископа, то защищал истины веры от ересей Ария, Македония и других, за что 3 раза лишали его епископской кафедры и ссылали в заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае полезно читать их, хотя бы ты и не понимал читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не переменял воды, где размачивал листья. «Почему ты не переменяешь воды, разве не чувствуешь, как от нее нехорошо пахнет?» спрашивали Арсения братия. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в мире, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день страшного суда избежать адского смрада», – отвечал Арсений; 40 лет прожил он в пустыне и умер на 95 году своей жизни. Св. Пророк Исаия происходил из царского рода и был призван к своему служению следующим видением. Он видел Господа, сидящего в небесном храме, на величественном престоле. Перед Ним были серафимы, из которых каждый имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств)! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия сказал: «Жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «Вот это касается твоих уст, и беззаконие твое отъемлется, и грех твой очищается!» После сего послышался голос Божий: «Кого Я пошлю к иудеям? Кто пойдет для нас?» Исаия отвечал: «Пошли меня, я пойду». Господь вещал ему: «Поди. Настойчивой проповедью ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза, и в душе своей останутся бесчувственными; они не обратятся, и Я не исцелю их». Исаия спросил: «Господи! Долго ли продолжится такое бесчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют дома, и эта земля не сделается пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Опасаясь, что когда подданные его будут ходить в Иудею, в Иерусалим, где находился храм Божий, могут перейти под власть царя иудейского, Иеровоам поставил у себя в царстве идолов и сказал им: «Не нужно вам ходить в Иерусалим, Вот вам боги, которые вывели вас из Египта». В один из языческих праздников в Вефиле, когда сам царь подошел к жертвеннику, чтобы совершить курение, по повелению Божию пришел сюда пророк Иоад и, обратившись к жертвеннику, сказал, что по времени Иосия, из рода Давидова, принесет на нем в жертву самих жрецов, а что это действительно сбудется, то он сейчас распадется. Так и случилось. Тогда царь разгневался и протянул руку с приказанием схватить пророка; но рука его вдруг одеревенела, так что он не мог поворотить ее к себе. Обратился к пророку, чтобы тот исцелил руку. Пророк помолился, и рука исцелилась. Иеровоам приглашал Иоада к себе в дом, но он отказался, так как Господь запретил ему пить и есть в земле Израильской. Случилось же, что пророк Иоад поверил престарелому пророку из Вефиля, что будто тот получил приказание от ангела пригласить его к себе в дом и угостить, и вошел к нему, но на возвратном пути был убит львом. Св. пророк Иоад жил за 990 лет до Р. Х. Преподобный Иоанн безмолвник, прежде бывший епископ, родился в армянском городе Никополе и получил хорошее образование. Со смертью своих родителей, 18-летним юношей он оставил мир. Одну половину своего имения раздав бедным, а на другую соорудив храм, начал подвизаться при этом храме. Когда освободилась епископская кафедра в городе Колонии, то жители упросили его принять на себя сан епископа. В это время управлял Арменией Пазаник, человек гордый. Он начал вмешиваться в церковные дела и притеснял святого епископа. Иоанн вразумлял Пазаника, но это не исправляло его. Тогда святитель тайно оставил город и, скрыв свой сан, поселился в обители св. Саввы, близ Иерусалима, в виде простого инока. Тут он посвятил себя подвигу безмолвия. Некоторые из святых принимали на себя подвиг совершенного молчания на основании слов Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в день суда ( Мф. 12:36 ) и слов Его апостола: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ( Иак. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Первое – Христос не разделяет их вероубеждений. На вопрос самарянки, кто более правильно поклоняется Богу, Он отвечает: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4, 22 ). Второе – в то время действовало положение, была жесткая установка: иудеи с самарянами не сообщаются. Иисус Христос игнорирует эту установку, он общается с самарянами. Когда ученики увидели, что он беседует с самарянкой, они удивились: «В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?» ( Ин. 4:27 ). Еще есть притча о добром самарянине, в которой Господь в нравственном смысле ставит выше еретиков (сектантов-самарян), чем правоверных иудеев. Если перевести на современный язык, то, наверное, получится притча о добром «свидетеле Иеговы». Как известно, в этой притче был избит, изувечен человек, и ортодоксальный священник пробежал мимо – наверное, спешил на требу. Потом ортодоксальный певчий (левит) прошел мимо – наверное, спешил на спевку хора. А вот заведомый еретик, сектант, с кем иудеи никогда не общались, – самарянин, тот остановился и проявил заботу об израненном человеке: перевязал его раны, возлил вино и елей, отвез в гостиницу, оплатил пребывание там и сказал: если будут какие-то издержки, я и это оплачу (см. Лк. 10, 31–35 ). Христос рассказывал эту притчу, отвечая на вопрос законника: «Кто мой ближний?», показывая, что иногда в жизни ближним может оказаться человек другой веры. Установлено, что 85–90% сектантов, действующих на территории Российской Федерации, – это крещенные в православной Церкви. И то, что на их жизненном пути ближним оказался человек другой веры – это вопрос, который мы должны адресовать сами себе. Иначе – ситуация не рабочая, когда мы постоянно будем говорить, какие они плохие. А почему, собственно, люди идут за ними? Может, мы недостаточно внимательно относимся к таким вопросам, как подготовка взрослого человека к крещению, кто крестные родители младенца, будут ли они воспитывать его в православной вере? Эти вопросы мы должны задавать только себе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouche...

Перенесете мощей Архидиакона Стефана. Он был первым христианским мучеником, почему и называется Первомучеником. Он был одним из числа первых семи диаконов, посвященных самими апостолами. Из этих диаконов Стефан был особенно исполнен веры и Духа Святого, как о нем говорится в книге Деяний апостольских. Именем Иисуса Христа он совершал многие чудеса. Многие еврейские законоучители вступали с ним в споры, но никто не мог противиться его мудрости. Поэтому они оклеветали Стефана перед синедрионом (верховным судилищем), будто бы он говорил хулу на Бога и ветхозаветного законодателя, пророка Моисея. Когда привели его на суд, то архиереи спросили его: «Справедливо ли то, что донесли на тебя?», Стефан отвечал целой речью, где объяснил, что он почитает Бога и пророка Его Моисея, как равно чтит и храм Божий и закон Его; но что сами евреи не имеют истинного богопочитания в сердцах своих. Кончил речь следующими словами: «Народ упрямый и жестокосердый! Вы всегда противитесь Духу Святому. Что сделали отцы ваши, то делаете и вы сами. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Вы же сделались предателями и убийцами Того Праведника, о котором они предсказывали». Услышав эти слова, члены синедриона от досады заскрежетали своими зубами на Стефана. А Стефан взглянул на небо и сказал: «Я вижу небо отверсто, и Сына человеческого (т. е. Иисуса Христа), стоящего по правую сторону Бога Отца». Поеле этого иудеи бросились на Стефана, вывели его за город и там побили камнями. А он в это время молился, говоря: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Последние же слова св. Стефана были молитвой за врагов: «Господи, не поставь им сего во грех» ( Деян.6, 7 ). Мощи св. Стефана были обретены в 415 г. в окрестностях Иерусалима. Вместе с ними были обретены мощи Никодима, тайного ученика Христова, Гамалиила, учителя св. апостола Павла, который защищал апостолов в синедрионе, когда судили их за проповедь Христову, и сына Гамалиилова Авива. В 428 г. 2-го авг. при императоре Феодосии Младшем, мощи св. Стефана перенесены были из Иерусалима в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

По философскому определению Гегеля, суверенитет - это ?уверенная в себе субъективность?. Однако в информационный век, при открывшихся технологиях манипулирования общественным сознанием классические определения не работают. Истинная свобода человеческой личности определяется не в сфере социально-политической, а в онтологии и реализуется в сфере духовной. Поэтому Русская Православная Церковь всегда считала, что подлинно гражданское общество созидается на духовно-нравственных объединяющих началах. Историческая роль Православия в формировании гражданских добродетелей очевидна. Ведь само понятие ?гражданские доблести? коренится в православной этике. Православные христиане, сознавая себя гражданами Небесного Отечества, являются одновременно и гражданами Отечества земного. Не случайно святитель Филарет, митрополит Московский, сказал, что ?худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден?. Мысль святителя Филарета находит обоснование в Святом Евангелии: того, кто с честью и по совести исполняет свой долг, можно уподобить ?доброму рабу? из притчи Спасителя - ?В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего? (Мф. 25, 23). Служение Правде Божией начинается с добросовестного служения общественному благу, с малого - с соблюдения закона и сочувствия к ближним. Когда святой Иоанн, Пророк, Предтеча и Креститель Господень проходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, спрашивал его народ: ?Что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 10-14). ?Гражданские доблести, мирные и миротворные, честь, любовь и правда? - это те добродетели, которые христианская душа стяжает в земном Отечестве и дает отчет Богу в Отечестве Небесном. В чинопоследовании Таинства Исповеди содержится исповедание грехов мирян: небрежение гражданским долгом, отсутствие душевных качеств, которые можно обозначить как отсутствие чести, иными словами - гражданского достоинства, - почитаются грехами, в которых человек должен каяться перед Богом: ?Согрешили: леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы, исполнением своих обязанностей с роптанием и небрежением. Согрешили: лукавством против ближних, обманом их, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью... неимением прямодушия, верности, правдивости, уважительности, охранения и защищения чести других, скромности в словах и поступках, нестяжательности?.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/1...

Пред ней молился преподобный Косьма и слышал голос о пути спасения. Жил св. Косьма в XIII–XIV в. (память его 22-го же сент. читать в Афон. патер.). 23-е число В настоящий день празднуется зачатие Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святого. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и сил Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание». Между тем народ дивился, отчего Захария так замедлил в святилище. А он, вышед оттуда, уже не мог говорить. Тогда народ понял, что он видел видение. Св. Захарий возвратился в дом, и скоро св. Елисавета зачала предсказанного сына и долго таилась, говоря: «Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за бесчадие». Мученики Андрей и дружина его: Иоанн и дети иоанновы: Петр и Антонин, были родом из Сиракуз. Будучи взяты в плен сарацинами, пострадали в Африке от их владетеля – Аврахима. Жили в IX веке. Преподобномученица Ираида дева подвизалась в Африке, в одном из монастырей Александрии. Однажды выйдя за водой, она увидела, что пристает к берегу корабль со множеством священников, диаконов, жен и дев, заключенных в цепи за веру Христову, и присоединилась к ним. Все привезенные на корабле были усечены мечом. Ираида же первая из них подверглась казни. Это было в V веке. Преподобный жены Ксанфиппа и Поликсения были ученицами святых апостолов и обратили многих ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010