митр. Владимир (Сабодан) Пасхальное послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви Христос воскрес, и уже не умирает, смерть Им более не обладает. ( Рим. 6:9 ) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне – братья и сестры! Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа мы сердечно приветствуем каждую боголюбивую христианскую душу радостным лобзанием мира! Христос воскрес из мертвых, и Его Гроб с этого момента стал источником жизни. Тот, в Чьих руках власть над жизнью и смертью , не имеющий порока и греха, принял от людей поношения и проклятия и умер на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха, проклятия и смерти. «Во Христе, – говорит святой Амвросий Медиоланский , – воскрес мир -человечество, в Нем воскресли небеса, в Нем воскресла земля». Жертвой Христовой истреблена сама причина наших несчастий – грех , и воссоздан в человеке образ Божий. И более того, Спаситель мира соделал нас участниками Славы Божией, усыновив Ему человека, некогда отвергшегося любви Отчей. Поэтому Христос для всех верующих в Него становится Начальником жизни ( Деян. 3:15 ), Начальником умерших ( 1Кор. 15:20 ), Новым Адамом , приводящим в жизнь вечную ( 1Кор. 15:22 ). С Воскресением Христовым воскресла на земле святая истина и посрамилась всякая ложь. Долгим и томительным было время ветхозаветного ожидания пришествия Спасителя. Но когда, наконец, пришел в этот мир Господь – Сама Истина, мир Его не познал. Пришел к своим, и свои не приняли Его ( Ин. 1:10–11 ). Над Истиной надругались, предали мукам и пригвоздили ко Кресту. Но воскрес Христос, а с Ним – вся правда и добродетель. Воскрес Христос – и положил начало новой жизни, начало новому человеку. Воскресение Христово является настолько важным событием, что святой апостол Павел указывает на него как на критерий истинности всего христианского учения: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Много рядом с нами людей, считающих, что свободу приносят деньги или власть, сила или здоровье, вседозволенность или безнравственность. Поклоняясь этим идолам века сего, соревнуясь в гордыне и эгоизме, они до времени не замечают, как все глубже и глубже погружаются в рабство — в рабство себялюбия, порока и страстей. Благо тем, кто приходит в храм Божий и здесь познаёт, что есть истинная свобода и как стать на путь совершенствования. Благо тем, кто ради обретения этой свободы неленостно трудится над своим спасением, сохраняя верность Христу среди всех невзгод и печалей века сего. Церковь наша неуклонно идет по пути возрождения. В обществе, где еще совсем недавно отрекались от Бога, а затем немало сил положили в погоне за ложными благами мира сего, ныне умножается число людей, которые стараются жить как православные христиане. Но чтобы совершенная радость, радость о Христе Воскресшем год от года возрастала в сердцах наших соотечественников, нам самим предстоит возрастать в добродетели и призывать к этому наших ближних. Господь по великой и неизреченной Своей милости благословляет наши усилия по созиданию приходских и монашеских общин. Во всех сферах жизни нашего общества: в экономике, в политике, в семье — укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности. Но потрудиться нужно еще очень и очень много! Особо следует заботиться об укреплении семьи, дабы сделать ее крепкой и гармоничной, способной к воспитанию новых поколений в правде и чести, Духе и Истине. Если наши семьи воистину станут «малыми церквами», сильными единой верой, полными взаимной любви мужей и жен, родителей и детей, — наши народы забудут о моральном кризисе и о многих бедах, этим кризисом порождаемых. Везде — и в храме, и дома, и там, где мы совершаем наш трудовой подвиг, — повсюду, куда Господь нас направляет, мы должны быть свидетелями Христа Распятого и Воскресшего, просвещать мир светом духовной радости, разума, мира, свободы. В этом наше посланничество миру, где еще много страданий, безверия, вражды, несправедливости, порока и неправды. Будем же побеждать их Светом Христовым и силой Его благодати! Исполним апостольский завет: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). И будем помнить всегда, что сказал Господь Своим ученикам, являясь им по Воскресении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

http://pravoslavie.ru/5697.html

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного тем, что в нем преобладают пасхальные песнопения. После возгласа священника «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется «Христос воскресе…» (трижды) со стихирами «Да воскреснет Бог…», как на утрени и Литургии. Затем вместо тропаря поется ипакои «Предварившия утро…» Если же канон поется и святому, то перед этим ипакои поется тропарь святому. После 3-й и 6-й песен поется «Спаси от бед…», после 6-й песни поется еще кондак «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертие…» и икос Пасхи «Еже прежде солнца…» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме…», «Христос воскресе…» (трижды) и ипакои «Предварившия утро…», на. " Слава» – тропарь святому, на «И ныне» – кондак Пасхи «Аще и во гроб…» Затем следует ектения «Помилуй нас, Боже…» и вместо «Слава Тебе, Боже…» поют «Христос воскресе…» и отпуст. 2. Содержание молебных пений и история возникновения чинов «Благословение Господне – оно обогащает» ( Притч. 10:22 ). Церковь молебными пениями и священнодействиями освящает и благословляет все, что связано с жизнью человека, его бытом и деятельностью. В Богослужении освящается «вся природа, во всех ее явлениях и проявлениях, частях и областях… Нет таких сторон бытия, – говорит священник Павел Флоренский , – которые не освящались бы: священными бывают времена, места, вещества, предметы и явления». 302 Жизнь, здоровье и благополучие людей в большой мере зависят от состояния окружающей его природной среды, или, говоря иначе, от «влияния стихий», благотворные или разрушительные действия которых находятся не во власти человека, а во власти Господа Вседержителя. Могущество Творца, «поставившего горы силою Своею…, укрощающего шум морей» ( Пс. 64, 7–8 ), управляет стихиями. «Он речет – и восстает бурный ветер. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают… Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую… Он превращает пустыню в озеро и землю иссохшую – в источники вод; и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды. Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет» ( Пс. 106 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Молитва Ефрема Сирина читается в дни Великого поста. Это по преимуществу молитва покаяния. Но Великий пост приводит нас к Пасхе. Покаяние же приводит к радости, о которой один из замечательных проповедников XVIII века архиепископ Белорусский Георгий (Конисский) сказал так: «Радость плотская ограничивается наслаждением: по мере, как затихает гудок, затихает и веселость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба» . Связь покаяния и радости, Креста и Воскресения становится одной из тем Каменноостровского цикла. Следующее стихотворение уже вплотную приближает нас к богослужению Страстной (в древности она называлась Пасхальной) недели. «Подражание италиянскому» Смерть Иуды. Капитель церкви св. Лазаря, Франция. XII в. «Подражание италиянскому» называется так, потому что оно представляет собой подражание сонету итальянского поэта Франческо Джанни, известному Пушкину во французском переводе А. Дешана. Если «Отцы пустынники…» многими нитями связано с воспоминаниями Великой среды, то «Подражание италиянскому» переносит нас к событиям Страстного четверга и Страстной пятницы – предательству Иуды. Как с древа сорвался предатель ученик, Диявол прилетел, к лицу его приник, Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной И бросил труп живой в гортань геенны гладной… Там бесы, радуясь и плеща, на рога Прияли с хохотом всемирного врага И шумно понесли к проклятому владыке, И сатана, привстав, с веселием на лике Лобзанием своим насквозь прожег уста, В предательскую ночь лобзавшие Христа. Пушкин вслед за Джанни и Дешаном пытается написать о том, о чем Священное Писание и богослужебные тексты Страстной седмицы хранят молчание. В образном строе своего стихотворения он следует не за православной, а скорее за католической традицией. Пушкин рисует безотрадную картину гибели человеческой души. О чем же рассказывает евангельское повествование? Один из 12 учеников Христа Иуда еще в среду уговорился с иудейскими первосвященниками, что предаст им Христа за 30 сребреников. В ночь с четверга на пятницу он привел вооруженных людей от первосвященников в Гефсиманский сад, куда Иисус любил уединяться со Своими учениками. Для того, чтобы воины знали, кого схватить, Иуда договорился с ними об условном знаке: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф. 26: 48–50). Так совершилось предательство; ночь, в которую оно произошло, Пушкин называет «предательской». Поутру, узнав, что Иисус осужден, Иуда, «раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27: 3–5).

http://pravoslavie.ru/92862.html

На такое значение этого таинства указывает катехизис, когда учит, что «причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни». Первый вопрос, который прежде всего должен быть рассмотрен здесь, есть вопрос об установлении таинства причащения. Об этом установлении повествуют евангелисты Матфей, Марк, Лука и апостол Павел. По свидетельству их, «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание, – Также и чашу после вечери и сказал, – (пейте из нее все) сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови (которая за вас проливается), сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание». В этих словах указываются все принадлежности, необходимые для таинства, именно: и установитель таинства причащения, и видимая сторона этого таинства, и невидимое существо его. Кроме того, в них указывается также время, когда было установлено таинство причащения и цель, с которою оно было установлено. Итак, кем установлено таинство причащения? Когда оно установлено? Что предлагается нам в этом таинстве? Для чего оно установлено? Вот те вопросы, к ближайшему рассмотрению которых мы приступим теперь. Прежде всего мы спрашиваем: кто установил таинство причащения? Ответ на этот вопрос дается в первых словах сейчас приведенного изречения Слова Божия. Его установил именно Господь наш Иисус Христос, Который Сам свидетельствовал о Себе: «дана Мне всякая власть на небе и на земле», и владычество Которого простирается на весь мир видимый и невидимый. При этом Он установил его не словом только, как прочие таинства, но и самым действием. Значит, верно то, что таинство причащения имеет установление Божественное и не есть дело человеческое. О времени самого установления Слово Божие говорит, что установление это совершилось «в ту ночь, в которую предан был» Господь Иисус Христос, то есть в ночь с четверга на пятницу. Чтобы яснее представить себе это время, перенесемся духом в Иерусалим в ту горницу, в которой Спаситель в последний раз вкушал с учениками Своими пасхального агнца, совершал пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

На этой вечере они совершают всегда Таинство Церкви, которое потом стало называться Евхаристией, то, что заповедал им Господь творить в Его воспоминание. От пасхальной ветхозаветной трапезы, которая совершалась только один раз в год, остается последняя ее часть, когда Господь преподал им хлеб и вино со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Таинство это было для них чрезвычайно важным, они ощущали в этом Таинстве свое соединение со Христом. Они относились к нему с особенным благоговением, конечно, молились, вспоминали, что было с ними в течение трех лет, когда они ходила с Господом, просили помощи в своих делах, тем более, что сразу же и их жизнь стала служением этому миру; они привлекали множество людей ко Христу, вызывая вражду иудеев и всего языческого мира. Жизнь их была трудной, и они обращались ко Христу с молитвой, каждый молился от всего сердца. Естественно, не было никакого чина, кроме того, который остался от Тайной Вечери, может быть, каждый апостол совершал Таинство даже немного по-своему, оставаясь верным только самому главному, детали менялись. В тот момент не ощущалось потребности узаконить какой-то чин, создать чинопоследование, никто не записывал молитв. Каждый апостол, уходя, уносил с собой это Таинство и совершал его. И оно все шире распространялось среди христиан, и делалось все более значительным. Вскоре в Иерусалиме появляется епископ – апостол Иаков, брат Господень по плоти, он упомянут в Евангелии: «Вот Матерь и братья Твои», и сначала эти братья не верят, что Иисус есть Мессия. Они знали Его с детства и сомневались в Нем. Но потом Иаков и Иуда стали верными учениками Христа, Его апостолами. В Новом Завете сохранились их послания. В Послании Иуда называет себя только братом Иакова, подчеркивая, что он раб Христов: для того, чтобы подтвердить истину, что настоящего родства, подразумеваемого под словом «брат», здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Не мимоиди Мене апреля 2016 В богослужебной византийской поэзии удивляет не столько игра слов и смыслов с филигранностью рифмы и ритма - это, увы, неуловимо для русского уха, - сколько глубокое исполнение заповеди Христовой: " Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне " (Ин. 5:39). Богочеловек говорил о Писаниях ветхозаветных - других в Его время еще не было. И Сам Он начал Свою проповедь в синагоге, прочитав слова из книги Исайи пророка. " Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него " (Лк. 4:17-21). В Своем служении Христос Спаситель многократно указывает на то, что " ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами " - о Кресте Его и Славе (Лк. 4:21).Уже по Воскресении Своем Он толкует Писания ученикам на Эммаусской дороге, зажигая их сердца. Он, став по Воскресении Своем посреде апостолов, отверзает им ум к разумению Писаний (Лк. 24:45). Удивительные открытия ожидают читающего богослужебные книги. Гимнографы, авторы богослужебных текстов, были дивными богословами и искусными поэтами. Они унаследовали апостольскую традицию чтения Ветхого Завета в свете Нового - ведь " поэт " по-гречески означает и пророка, а " богословом " зовется не ученый, написавший множество книг, а тот, кто имеет опыт Встречи с Богом Живым. Непонятные и непонятые слова гимнографов отсылают нас зачастую к дивным и страшным ветхозаветным прообразам дел Христовых. Типологическое - прообразовательное - толкование Писания, такое характерное для православной мысли, пронизывает всю богослужебную поэзию, соединяя видения пророков и проповедь апостолов. Не хотелось бы повторять такие общеизвестные примеры, как Великий канон Андрея Критского, в ткань которого вплелись практически все образы Священной истории Ветхого и Нового Заветов, и Пасхальный канон Иоанна Дамаскина, построенный на последних главах книги пророка Исайи. Образы рассеяны по Октоиху, Триодям, Минеям… В этих книгах нет ссылок, нет параллельных мест, а жаль - мы уже не подражаем Отцам, считавших знание текста Писаний само собой разумеющимся делом, и не всегда можем понять, какое место - или чаще, места - Священного Писания вдохновляет гимнографа, поющего о Тайне Христа Бога.

http://mitropolia.spb.ru/docs/ne-mimoidi...

Но я отвечаю за них: они, несомненно, православной христианской веры, потому что принадлежать к православно-христианской церкви и разделяют веру этой Церкви, участвуют в ее молитвословиях, приступают к ее таинствам; постигают смысл всего этого не всегда умом, но постигают сердцем, так как помимо ума имеется в нашей душе более глубокий способ постижения таин веры, способ постижения именно сердцем, как, например, дети и простые благочестивые люди сердцем далеко глубже постигают внутренний смысл пасхальной песни: Воскресенья день! просветимся, люди! чем постигают умные своим умом. Не всегда способны простые люди исповедать свою веру, т, е. точно выразить ее смысл собственными устами, независимо от стороннего руководства; но исповедуют под руководством церкви, повторяя вместе с нею и за нею в душе и собственными устами: Господи помилуй. Боже! милостив буди мне грешному. Верую во единого Бога Отца Вседержителя. Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христом, Сын Бого живого и т. д. Такая-то простота нашего простого православного люда слишком далеко отстоит от самозаключенного идиотства трех старцев, которые или от роду не знали ничего, или же все в своей отрешенности от мира забыли; которые ни в богослужении церковном, ни в таинствах не участвовали; у которых не имеется не только никаких слов для исповедания веры в Бога христианского, но никаких и понятий христианских, никакого содержания веры, А что благодать Святого Духа, витая в церкви, врачует немощное и недостающее восполняет в ее членах, об этом послушаем опять же св. апостола Павла, «Братие! блюдите единение духа в союзе мира, Едино тело есмы, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего. Едина вера у нас; едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас. И Он поставил одних апостолами, других – пророками, иных – евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, в дело служения, для созидания тела Христова, т. е, церкви; доколи все приидем во единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова: дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, но лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения; но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть Глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви, в любви каждого и всех ко всем ( Еф.4:4–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к читателям газеты «Известия» 17 апреля 2009 г. 12:00 В преддверии Светлого Воскресения Христова Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к читателям газеты «Известия». Дорогие друзья! Сегодня, когда вы держите в руках этот номер газеты, Церковь молитвенно вспоминает самое трагическое событие в истории человечества — распятие и смерть Господа Иисуса Христа. С высоты Голгофского креста прозвучали Его последние слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Казалось, этим и завершилось все, что было связано с Иисусом из Назарета, и ученики Его полагали, что с кончиной Иисуса окончилось и само дело Спасителя. Но в ночь с субботы на воскресенье совершилось величайшее чудо, имевшее спасительное значение не только для человечества, но и для всего Божия творения: Христос воскрес! Ад, который, казалось, одержал победу над Жизнью, не в силах был удержать в своих недрах Начальника жизни — Бога. Христос покинул место Своего погребения и явил Себя ближайшим ученикам. Но поразительно: они, так долго бывшие с Ним рядом, слышавшие Его голос, видевшие творимые Им чудеса, не узнали Его. Почему? Евангелист отвечает: «Глаза их были удержаны...» (Лк. 24. 16). Удержаны до тех пор, пока Воскресший Спаситель не открыл их Сам. Пасхальное богослужение дает всем нам возможность стать соучастниками события Воскресения Христова, пережить исключительный опыт общения с Ним в Святой Евхаристии, осознать, что наше спасение есть великое чудо любви Божией. Ибо без крестных страданий не было бы и Воскресения. Без смерти Спасителя не было бы и Его победы над смертью. Так и мы, проходя наше земное поприще, с кротостью и смирением, а главное — в уверенности во всеблагом Промысле Божием должны принимать встречающиеся на этом пути испытания, памятуя слова апостола: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 4-5). Надежда наша — Христос Воскресший, и если мы со смирением и верою приблизимся к Нему, то явственно ощутим Его любовь, которая войдет в нашу жизнь и сделает ее полной и счастливой. Поздравляю вас с приближающимся праздником Светлого Христова Воскресения, желая обильных милостей от Воскресшего Господа. + Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/622100.htm...

Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. 3.2 Или вспомним город Содом, который был цветущим и богатым городом, вроде как и жить было там комфортно. Но есть одно НО — жизнь эта в постоянном грехе. 4) Прошлое. Никто не может изменить прошлое. Его можно лишь принять. Сфокусируйте свое внимание на том, что вы лично можете изменить, то есть направить свою волю в полезное направление. 5) Моя история.  Я поделюсь с вами своей историей. В одно время я стал сомневаться в религиях, хоть и был воспитан в Православной семье. Я стал задаваться вопросами: “Почему меня учили, что правослание истинно? Но как же другие религии? К одному ли Богу ведут все религии? Почему так много мнений? Почему конфесий христианский несколько? Где Истина?”. Много месяцев меня волновали эти мысли, пока я впервые не пришел на Всенощное Пасхальное Богослужение. Теперь я знаю точно, что есть Истина и знаю это уже не только разумом, но и сердцем. 6) А как же я? Подумайте о настоящем. Ветхий завет обновился Новым и сейчас можна жить Новым Заветом. Подумайте, чем именно вы можете послужить Богу? Стремитесь к Покаянию , то есть изменению внутренней и внешней жизни, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. Покаяние начинается с ума (со смены мировозрения), далее идет в чувства и волю. 7) Ответ на ваш вопрос “Как снова обрести мир с Богом?” Ответ здесь — “Как обрести веру?” Спасибо Вам, Андрей! Сложный вопрос вы подняли, ответить на него непросто. Наверное, я не смогу, но все-же как-то попытаюсь высказаться…

http://azbyka.ru/vopros/kak-snova-obrest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010