Елизавета Федоровна была в курсе того, что делалось в Палестинском Обществе, общалась с его руководящими деятелями и покровителями среди высшей императорской бюрократии. Много лет спустя, в связи с кончиной К.П. Победоносцева , одного из членов-учредителей ИППО, великая княгиня с большой теплотой вспоминала о роли обер-прокурора Св. Синода в становлении Общества: «Константин Петрович был одним из первых почетных членов Палестинского Общества и относился к деятельности Общества всегда с искренней отзывчивостью, мощно поддерживал его и радовался его успехам. Не могу не вспомнить, что Общество, пользуясь радушным гостеприимством Константина Петровича, целый ряд первых лет своего существования имело свои собрания в его доме. Как утешительны были моему дорогому мужу эти добрые отношения его к Палестинскому Обществу» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 373/1. Д. 196. Л. 48). В рескрипте на имя вдовы Победоносцева, Екатерины Александровны, великая княгиня писала: «Между основателем и первым Председателем Общества, в Бозе почившим Великим Князем Сергием Александровичем, и Константином Петровичем установились издавна самые лучшие отношения, которые во многом способствовали процветанию Палестинского Общества» (Там же. Л. 51). Отношения, сложившиеся между великокняжеской четой и ИППО, с одной стороны, и Победоносцевым, с другой, повлияли и на «выбор веры» – вопрос, который встал перед Эллой с приездом в Россию. По законам Российской империи Элла имела право не принимать православия, остаться в отеческой протестантской вере. Выбор религиозного пути в русском обществе, которое тогда отличалось индифферентизмом, растущим нигилизмом и атеизмом, представлялся нелегким делом. Участие в жизни Православного Палестинского Общества облегчило для Елизаветы Федоровны постепенное вхождение и укоренение в православие. Палестинское Общество ставило своей задачей возрождение и расширение русского православного паломничества, из стихийного религиозного движения все более превращавшегося в актуальное средство народной дипломатии и культурной политики, в действенный фактор русского присутствия в Палестине. При этом ИППО занималось и научной, и научно-издательской и популяризаторской деятельностью (знакомить народ со святынями Палестины, историей Святой Земли и русско-иерусалимских связей).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Другое значимое начинание, инициированное Сергеем Вадимовичем, — это строительство музейного комплекса в Иерихоне. Проект выполняется силами Управления делами Президента Российской Федерации. Вчера я имел возможность обсуждать с Владимиром Игоревичем все то, что там происходит. Совершенно очевидно, что к осени, к великому юбилею Иерихона, этот культурный центр будет построен. Фактически это первый столь крупный проект на Святой Земле в третьем тысячелетии, за исполнение которого активно взялось именно Российское государство. Надеюсь, что Божией милостью в год празднования десятитысячелетнего юбилея Иерихона мы будем иметь радость видеть уже завершенным это строительство и открыть культурный центр. Также усилиями Сергея Вадимовича Императорское православное палестинское общество получило участок земли в Вифлееме — городе, где произошли события, ставшие переломными в мировой истории. Вскоре на этом месте планируется приступить к строительству просветительского и культурно-делового центра. Сейчас данный вопрос изучается, и мы надеемся, что на этом участке появится сооружение, достойное и нашего российского присутствия, и места, на котором это присутствие имеет осуществляться. Вот то, над чем сейчас сообща трудятся представители государства, Русской Церкви, Палестинского общества на Святой Земле. Однако перед Обществом стоит еще много важных целей и задач, которые касаются не только Палестины. Общество продолжает сотрудничать с различными международными научными организациями, принимать участие в международных научных конференциях, симпозиумах, семинарах. Научный потенциал Общества всегда был очень высок. При участии его членов ежегодно выходит несколько монографий, публикуется много статей научного характера. Хотелось бы выразить надежду, что трудами наших ученых «Журнал Императорского православного палестинского общества» вновь станет таким же известным и читаемым, каким он был до революции: тогда это был один из самых популярных журналов, наряду с «Русским паломником». Эти тексты зачитывали, как говорится, до дыр, но в информационном обществе такое уже невозможно. Наверное, былой славы журнала в полной мере не вернуть, но вернуть его в поле, в котором обсуждаются культурные и интеллектуальные проекты, в котором происходит соприкосновение различных точек зрения, касающихся истории Палестины, сделать журнал эффективным инструментом повышения интереса нашего общества к Святой Земле — думаю, очень важно.

http://patriarchia.ru/db/text/1179274.ht...

Таким образом, номинально Афанасий Иванович с 1 июля 1888 г. вступил в ряды постоянных сотрудников Палестинского Общества и оставался им до самой смерти, хотя фактически его первый труд в изданиях Общества был напечатан в «Палестинском Сборнике» (Т IX Вып. 2) лишь в 1890 г. под заглавием «Описание Св. Земли безымянного (автора) конца XIV в.» (Перевод Г. С. Дестуниса). Пребывание В.Н. Хитрово в Иерусалиме летом 1888 г. имело целью, между прочим, и вывести Иерусалимскую Патриархию из крайне тяжелого финансового кризиса и тем поддержать сильно колебавшийся трон Патриарха Никодима. Средством для этого признавалось заключение Патриархией займа в полтора миллиона рублей при посредничестве и даже поручительстве за Патриархию со стороны Палестинского Общества. Но Патриарх Никодим, опасавшийся попасть «под начальство Палестинского Общества», поддерживаемый в этом опасении и своими близорукими сторонниками, отклонил предложенные ему посредничество и услугу Общества и заем не состоялся. «Я, – писал В.Н. Хитрово к русскому послу в Константинополе А.И. Нелидову от 21 июня 1888 г., – Патриарха и Патриархию оставил в самом грустном и безотрадном состоянии. Для меня вопрос низложения Его Блаженства самовольного или вынужденного есть только вопрос нескольких дней много – месяцев. Неудовольствие местного православного населения возросло до максимума, и взрыв его тоже не заставит себя долго ждать». За последнее красноречиво свидетельствовал и преступный выстрел, направленный в Патриарха во время посещения им прииорданских монастырей. При таком положении дел в Иерусалиме Патриарху Никодиму естественно было думать лишь о самом себе и стараться выговорить для себя у святогробского духовенства всевозможные выгодные и почетные условия на случай уже решенного им добровольного отречения от престола св. апостола Иакова. Думать о меценатстве, когда распущена была Крестная Богословская школа, и закрыты госпиталь и народные школы Патриархии, мечтать об издании на средства Патриархии описания рукописей Патриаршей библиотеки А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Мы назвали лишь главный научный труд А. А. Дмитриевского , составивший славу ему и русской литургической науке. Полный список книг и статей учёного включает более двухсот публикаций по самым разным церковно-историческим и богословским проблемам 18 . В последнее время предпринимаются усилия по изданию неопубликованных, хотя вполне готовых к печати трудов учёного 19 . К их числу относится и предлагаемая читателю монография «Архимандрит Леонид (Кавелин) – третий начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Рукопись органично входит в ряд многочисленных научно-биографических публикаций А. А. Дмитриевского о русских деятелях в Иерусалиме и на православном Востоке 20 . По происхождению – это большой неопубликованный раздел из известной монографии «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века» 21 . Рукопись была обнаружена покойным протоиереем о. Анатолием Просвирниным (впоследствии архимандритом Иннокентием) во время работы над научным наследием архимандрита Леонида (Кавелина) 22 . Отец Иннокентий надеялся опубликовать рукопись и успел проделать первоначальную работу по подготовке её к печати. Но издание не состоялось. В 1997 году иеромонах (ныне игумен) Сергий (Данков) предложил рукопись для публикации в подготовлявшемся тогда юбилейном сборнике «Богословских трудов», посвящённом 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Но по соображениям объёма публикацию пришлось отложить до настоящего выпуска. На творческую историю рукописи проливает свет хранящаяся в Архиве внешней политики Российской Империи переписка А. А. Дмитриевского с членами Совета ИППО в связи с работой над упомянутой исторической запиской «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века» 23 . Глубокий и вдумчивый исследователь, А. А. Дмитриевский считал, что историю деятельности непосредственно Палестинского Общества необходимо должно предварить не менее подробной историей правительственных и церковных учреждений, предшествовавших появлению Общества в Святой Земле: Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возникшей в 1847 году; Палестинского Комитета, созданного в 1859 году; и Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИДа, существовавшей в 1864–1889 гг. Руководители Совета Общества торопили историка, опасаясь, что разраставшаяся по хронологии и объёму рукопись не будет окончена к сроку. Скажем сразу, что так оно и случилось: история Палестинского Общества была доведена А. А. Дмитриевским лишь до 1889 г. – времени его слияния с Палестинской Комиссией. Наиболее существенным для истории нашей рукописи является письмо А. А. Дмитриевского вице-председателю Общества Н. М. Аничкову от 15 мая 1906 г. 24 , которое по его важности мы рискуем, несмотря на объём, воспроизвести здесь полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову 305. Донесение помощника инспектора Палестинских учебных заведений ИППО С. С. Аверкиева управляющему учреждениями Общества в Палестине П. И. Ряжскому 306. Донесение управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову 307. Отношение канцелярии ИППО к инспектору Палестинских учебных заведений Общества П. И. Ряжскому 308. Отношение Совета ИППО к управляющему подворьями Общества в Палестине П. И. Ряжскому 309. Письмо управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского вице-консулу в Хайфе П. П. Секретареву 310. Письмо управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского вице-консулу в Хайфе П. П. Секретареву 311. Договор ИППО с фирмой «Певзнер и Коган» 312. Депеша вице-председателя ИППО князя А. А. Ширинского-Шихматова управляющему Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжскому 313. Отношение канцелярии ИППО управляющему подворьями Общества в Иерусалиме П. И. Ряжскому 314. Донесение управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову 315. Письмо инспектора Палестинских учебных заведений и управляющего подворьями в Палестине П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю A. A. Ширинскому-Шихматову Приложение I Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле Использованные источники Приложение II Русские школы в Святой Земле     Стегний П. В. О российском консульском представительстве в Святой Земле Выход в свет документального сборника «Россия в Святой Земле» – это не только попытка вернуть нашему обществу архивные материалы, доступ к которым в течение длительного времени – по крайней мере, полутора веков – был крайне затруднён. Составители сборника видят свой духовный долг в том, чтобы обратиться в год 2000-летия христианства к теме, которая вновь обретает свою изначальную значимость для России, страны многонациональной и многоконфессиональной, но по истории своей, духовным истокам преимущественно православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Международная выставка в Манеже знакомит посетителей со странами Ближнего Востока Москва, 8 июня 2012 г. В московском ЦВЗ «Манеж» продолжается масштабная Международная юбилейная выставка «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока», информирует пресс-служба Императорского Православного Палестинского Общества. 8 июня посетителей выставки «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока» ждет большой и насыщенный день – он посвящен Государству Израиль. День выставки 7 июня был посвящен Сирийской Арабской Республике. Россию и Сирию всегда связывали дружеские отношения. Пожалуй, это самая дружественная России страна Ближнего Востока, связанная с нашей страной сотнями нитей – исторических, культурных, духовных, экономических, политических, военных и просто человеческих. По понятным причинам в Москву не смогла приехать делегация из самой Сирии, однако московская сирийская диаспора эффективно и убедительно представила свою страну, ее туристические и паломнические возможности, которыми, несомненно, россияне смогут воспользоваться после того, как ситуация в Сирии стабилизируется. Именно о вековых связях между народами главным образом и говорили выступавшие на мероприятиях Дня Сирии. Доктор Гандур Дия, руководитель сирийской диаспоры в России, поблагодарил Императорское Православное Палестинское Общество за возможность рассказать о своей стране не только в стиле сводок с мест боевых событий. По его словам, к сожалению, не все россияне знают, что современная Сирия богата памятниками христианской культуры, что значительную часть сирийского народа составляют христиане. Заместитель председателя Федерации мигрантов России Надия Гандур и председатель Национального союза сирийских студентов в России и странах СНГ Анастасия Хавалла говорили о том, что для многих сирийцев Россия давно стала вторым домом, что сирийцы, живущие в России, любят нашу страну часто даже больше, чем сами россияне.

http://pravoslavie.ru/54113.html

Сирия: колыбель христианства в пламени войны (+ АУДИО) ‘Сирия: колыбель христианства в пламени войны’ — так называлась лекция, которую 5 июня прочитал в РИА Новости член совета Российского Императорского Православного Палестинского общества, сопредседатель Российского комитета солидарности с народом Сирии Олег Фомин. Он рассказал об истории христианства в Сирии и сегодняшней ситуации в стране. 7 июня, 2013 ‘Сирия: колыбель христианства в пламени войны’ — так называлась лекция, которую 5 июня прочитал в РИА Новости член совета Российского Императорского Православного Палестинского общества, сопредседатель Российского комитета солидарности с народом Сирии Олег Фомин. Он рассказал об истории христианства в Сирии и сегодняшней ситуации в стране. «Сирия: колыбель христианства в пламени войны» — так называлась лекция, которую 5 июня прочитал в РИА Новости член совета Российского Императорского Православного Палестинского общества, сопредседатель Российского комитета солидарности с народом Сирии Олег Фомин. Он рассказал об истории христианства в Сирии и сегодняшней ситуации в стране. Арабы — одни из первых христиан на земле «Арабы действительно пришли на Ближний Восток b VII веке с мусульманами, но и до них еще b I веке на землях, где находятся современная Палестина и Израиль, проживали арабские племена, — сказал Фомин. — Например, между Дамаском и Амманом жило христианское арабское племя гассанов и правила династия Гассанидов». И многие другие арабские племена приняли христианство до появления ислама в  Сирии . По словам Олега Фомина, самое значительное из этих племен — таглиб, о котором говорили, что если бы ислам «запоздал», таглиб поглотил бы арабов и все арабы были бы христианами. В 612 году арабские племена выступили единым фронтом против персидского владычества, но в последний момент им на помощь пришли христианские племена. «Исторический факт участия в первой общенациональной битве — предмет особой гордости арабского христианства», — отметил Фомин. «Я подвожу вас к мысли, что первыми христианами на земле были не только обращенные евреи, но и арабы из этих племен», — пояснил он. В Сирии до сих пор есть несколько деревень, где говорят на языке, на котором проповедовал Иисус Христос. Самая большая из них — Маалюля.

http://pravmir.ru/bez-xristian-v-sirii-s...

В Узбекистане будет создано отделение Императорского православного палестинского общества 19 мая 2009 г. 11:32 13 мая в зале Коллегии Счетной палаты Российской Федерации состоялось внеочередное заседание Совета Императорского православного палестинского общества . Совет рассмотрел следующие вопросы: С докладом о программе «Россия в Святой Земле» выступил председатель ИППО, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин . Главный редактор журнала «Российская археология», действительный член ИППО Л.А. Беляев рассказал о проделанных археологических и научных изысканиях в городе Иерихоне, на участке с библейским деревом Закхея, который принадлежит Российской Федерации. Также была отмечена необходимость и важность этой работы, приобретающей особое значение в связи с празднованием юбилея города Иерихона, которому в 2010 году исполняется 10 тысяч лет. Выступление сопровождалось видеопрезентацией. Затем выступил руководитель проекта консервационных работ на Сергиевском подворье, действительный член ИППО С.В. Островский. Он рассказал о том, что его компания «СтройПроектИнжиниринг» ведет консервационные работы в Восточном блоке Сергиевского подворья. Ею разработаны проекты по строительству музейно-паркового комплекса на участке в городе Иерихоне и культурного центра на участке в городе Вифлееме. Его выступление также сопровождалось видеопрезентацией. Заместитель председателя ИППО, специальный представитель Президента Российской Федерации на Ближнем Востоке, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А.В. Салтанов рассказал о межведомственном согласовании программы «Россия в Святой Земле» и о придании ей статуса Федеральной целевой программы. По итогам выступлений члены Совета постановили одобрить предложения ИППО для внесения в программу «Россия в Святой Земле», провести первую конференцию ИППО 21 мая 2010 года, цикл мероприятий посвященных 130-летию создания ИППО — 18-21 мая 2012 года и отчетно-выборную конференцию ИППО — 19 мая 2012 года. Заместитель председателя ИППО Ю.А. Грачев выступил с информацией о приеме в действительные и ассоциированные члены ИППО и о создании отделения ИППО в Республике Узбекистан. Было принято решение о создании отделения ИППО в республике. С.В. Степашин проинформировал членов Совета о подписании им приказа о назначении действительного члена ИППО Е.А. Агаповой помощником председателя ИППО на общественных началах по взаимодействию с общественными и религиозными организациями в Российской Федерации. Сайт ИППО /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/647878.htm...

Вениаминовское подворье состояло из обнесенной каменной стеной усадьбы, площадью 1 600 кв.м, с четырьмя флигелями и двумя цистернами, необходимыми тогда в Иерусалиме для сбора дождевой воды. 5 июля 1892 г., в день тезоименитства «Президента Палестины», как называл Вениамин председателя Палестинского общества вел. кн. Сергея Александровича, были торжественно открыты новые ворота Подворья, «с мраморною доскою и с надписью золотыми буквами» (старец потратил на их сооружение 100 наполеондоров). В августе 1893 г. на участке Подворья был построен еще один двухэтажный корпус, стоимостью в 300 наполеондоров. В знак благодарности Сергей Александрович выразил желание «от своего имени послать ему золотой наперсный крест с драгоценными камнями». 1098 Известно также о пожертвовании Вениамином (в сентябре 1894 г.) значительной суммы на благоустройство Бет-Джальской женской семинарии ИППО (там же, л. 33). 15 декабря 1894 г. он прислал в благословение вел. княгине Елизавете Федоровне икону «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы», «вырезанную на дощечке Мамврийского дуба». 1099 Написанный Вениамином в июне 1895 г. «Ответ князю К. А. Вяземскому из Иерусалима» 1100 содержит уникальные сведения о состоянии русских подворий в Святой Земле до и после создания Палестинского общества. После кончины своего основателя (Вениамин умер 10 сентября 1897 г.) Вениаминовское подворье было перерегистрировано в 1898 г. на имя Председателя Палестинского общества вел. кн. Сергея Александровича. Бессменной его смотрительницей на протяжении всего периода до 1914 г. была назначенная Вениамином Ксения Александровна Хомутова. В отличие от других подворий ИППО, предоставлявших временный (как правило, сезонный, с Рождества до Пасхи) приют паломникам, Вениаминовское подворье представляло собой фактически богадельню, где за небольшой вступительный взнос паломницы, желавшие окончить свои дни в Иерусалиме, могли «откупить» себе отдельную комнату или место в общей, с 2–3 совладелицами. О социальном составе приюта можно судить по регулярно составлявшимся спискам. Так, на 1 декабря 1900 г., среди его пестрого «населения» значились, помимо доживавшей свой век англичанки К. Хен, из числа первопоселенок, 36 русских женщин: 3 дворянки, 19 крестьянок, 8 мещанок, 4 казачки и 2 солдатки. 1101 Подворье пользовалось доброй славой: на каждое вакантное место немедленно находилось несколько желающих, и Совету ИППО приходилось вмешиваться, чтобы соблюсти справедливость в очередности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вице-председатель Общества Ф. П. Корнилов от 1 декабря 1884 г. за 685 по этому поводу писал следующее: «Общее собрание Православного Палестинского Общества в заседании 18 минувшего октября, в видах распространения сведений об Обществе и усиления материальных средств оного, постановило: ходатайствовать о предоставлении Обществу права открывать свои отделы в городах Империи. Совет Православного Палестинского Общества, составив на сем основании проект дополнительных статей к Высочайше утвержденному 8 мая 1882 г. уставу Общества, имеет честь представить означенный проект дополнения устава на благоусмотрение Вашего Превосходительства, покорнейше испрашивая Вашего распоряжения об утверждении оного в установленном порядке». 7 марта 1885 года К. П. Победоносцев уведомил Совет Общества, что «Государь Император, по всеподданнейшему докладу, во 2 день текущего марта Высочайше соизволил утвердить составленный Советом Православного Палестинского Общества проект дополнительных статей к уставу сего Общества относительно открытия и действий отделов Общества». 25 марта заслушано было сообщение обер-прокурора, и все уполномоченные Общества оповещены о последовавшем Высочайшем утверждении отделов циркулярами, а публика – через газеты «Правительственный Вестник», «Свет» и «Церковно-Общественный Вестник». Все указанные нами меры бесспорно имели важное значение как для популярности Общества, так и для привлечения денежных средств в кассу его. Популярность Общества настолько возрасла, что в «денежном отношении» еще в 1883 г., «паче ожидания», 143 оно «перевалило» за 30 тысяч. Жертвователями явились не только высокопоставленные лица и именитое купечество, но даже и целые крестьянские общества. Так в 1885 г. сход крестьян Подберезской волости Новгородской губернии, пожертвовал в Общество 30 р. и обязался вносить ежегодно по копейке с души, что составит в год 33 р. 77 к., а в 1886 г. эти же крестьяне увеличили свои пожертвования до 2 к. с души. В число членов записывались даже лица иудейского вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010