– Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер. 31, 31–32 ). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете? – Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Напомню, что там читается пятнадцать ветхозаветных паремий, и эта, о Новом Завете, – четырнадцатая. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, – это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны. Вторая паремия из этой книги – А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) – читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа – Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей. Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, – это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах (см.: 31, 33). И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов. – Само словосочетание «Новый Завет» – не здесь ли оно появляется впервые? – Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере (см.: Мф. 26, 28 ; Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ). – Слышим ли мы голос Иеремии в Евангелии? Не цитирует ли его Спаситель? – Параллели, безусловно, есть, хотя относительно отдельных мест спорят: цитата ли это из ветхозаветного пророка или оригинальное выражение, например, апостола Павла: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах ( Рим. 2, 15 ). Одно из самых известных параллельных мест – изгнание Иисусом торгующих из храма. Мф. 21, 12–13 : написано, – дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Точно так же называет Храм Иеремия: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 11). И Самого Христа люди принимают за воскресшего Иеремию (см.: Мф. 16, 14 ), из чего можно сделать вывод, что и во времена Римской империи покоренные ею евреи ждали возвращения этого пророка на землю (37, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Кроме посещения церкви для общественного богослужения мы должны затем в праздничные дни и дома заниматься молитвою и чтением слова Божия и других назидательных книг или разговорами душеспасительными. Мы должны также в эти дни посвящать Богу часть из своего имения и употреблять то на нужды церкви и служащих ей и на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела, вызываемые христианской любовью к ближним. Поступая так, мы поистине будем святить праздничные дни и вместе освящаться сами. Правда, каждый из нас по мере возможности должен делать все указанные дела и в рабочие дни. Кому же препятствуют обычные житейские работы, тот по крайней мере праздничные дни должен освящать таковыми делами. Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них, и по возможности при начале и окончании каждого дела. Но среди христиан, к сожалению, есть немало таких, которые употребляют праздничные дни не на святые и богоугодные дела, а на дела плотские и порочные, позволяя себе в праздники нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье. О подобных христианах должно сказать, что они не только не освящают праздничных дней, а напротив, оскорбляют святость их. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы неприличны дням святым, то тем более дела бесполезные, плотские и порочные. Как ненавистны Богу праздники, проводимые в нечестии, видно из следующих слов, сказанных народу еврейскому через пророка Исайю: «Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они – бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Не менее преступны против четвертой заповеди и осуждаются ею также те, которые вообще ничего не делают и в будние дни не занимаются делами, приличными их званию, но проводят время в праздности и рассеянности. В заповеди ясно сказано: шесть дней делай, то есть, трудись и занимайся своими житейскими работами. А как необходим и полезен труд уже для настоящей жизни, это может знать каждый из нас по собственному опыту. Трудом человек приобретает благосостояние себе, а праздностью он разрушает его. Истине этой поучал уже премудрый Соломон, говоря: «ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогощает». Из посланий апостола Павла мы знаем, что он трудился день и ночь и заповедал труд всем христианам. Любящим праздность и рассеянность он запрещает даже есть: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Итак, будем трудиться и заниматься своими житейскими делами в будние дни, а в праздники будем усердно посещать церковь для богослужения и поучения в слове Божием и делать другие богоугодные дела, и мы угодим Богу и выполним обязанности, возлагаемые на нас четвертою заповедью Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Друг! что ж воздадим, чем возблагодарим Господа Бога за такую полноту Его любви к нам? В таком важном деле не дерзну сказать своего слова. Обратимся за словом к Его возлюбленному ученику, и выполним точно и безусловно, что скажет он нам. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире также, как Он. Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Станем и мы любить Его, потому что Он еще прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, потому что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И заповедь мы имеем от Него такую, чтобы всякий, любящий Бога, любил и брата своего», ( 1Ин. 4:16 – 21 ). Прошлое и настоящее В заключение этого письма поговорю с тобой еще несколько о тех далеких временах, когда Церковь Христова сияла еще таким чудным, благодатным светом. Так люблю я переноситься мыслью к этим временам! Но грустно, грустно делается каждый раз, как посравнишь прошлое с настоящим, как увидишь, сколько прекрасного вышло из употребления и совсем забыто, и сколько, взамен того, привнесено пустого, суетного, ничтожного. В те времена всему народу позволялось принимать участие в псалмопении и молитвах. Ученые и неученые, и даже женщины, девы и дети участвовали тогда в общественном богослужении. Дети, вместе с прочими, молились за оглашенных и верных 206 . Девы воспевали по чину псалмы: поутру, в часы третий, шестой, девятый, в вечер и в полночь; они каждый день должны были выучивать псалмы и некоторые другие места из священного писания 207 . А теперь? Посмотри хоть бы на наших женщин и дев за божественной литургией: что они, зачем пришли? Псалмопением или молитвами они заняты? А еще есть местности, в которых девы совсем не ходят, да и не пускаются в Божью церковь – хороши должны выходить матери семейства! А дети, посмотри, как стоят они в Божьей церкви, ничему не наученные, ничего не понимающие и не принимающие ни малейшего участия в богослужениях. Об ученых я уже и не говорю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасение своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудших и т. д., по Апостолу – к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Eфec. IV, 12–13 ). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нуждам каждого… находясь в любви у всего народа. ( Дeяh. II, 42, 44–45. 47 ).Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Дeяh. V. 13 ). Так и все христиане, духом своим между собою объ­единяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа – Главы церковного тела, – объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах – приходах. С принятием веры от греков мы русские восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и с своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский Архиерей, управляя гораздо более обширною епархиею со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому «сборным воскресеньем».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но противоречия и разногласия нет: потому что об иной жертве говорил Моисей, и об иной после него пророчествовал Малахия. Из чего это видно? И из того, что уже сказано, и из других весьма многих признаков. И во–первых — из места: ибо Малахия предсказал, что богослужение будет совершаться не в одном городе, как у иудеев, но « от востока до запада »; потом из самой жертвы: ибо назвал ее « чистой »; этим показал он, о какой жертве он говорит; наконец — из лиц приносящих ее; ибо не сказал: в Израиле, но « между народами ». И дабы ты не подумал, что это богослужение будет учреждено в одном, или двух, или трех городах, он не просто сказал: « на всяком месте », но « от востока до запада », показывая, что всю землю, какую только освещает солнце, обнимет и проповедь (Христова). А жертву называет « чистой » потому, что прежняя была нечиста, не по своей природе, но от расположения приносящих. Потому и сказал: « курение отвратительно для Меня » (Ис. 1:13). Впрочем, если сравнить и самую жертву (ветхозаветную с новозаветной), то найдем между ними великое и неизмеримое расстояние, так что, при таком сравнении, одну только эту жертву (новозаветную) по преимуществу и должно назвать чистой. И что сказал Павел о законе и благодати, что « то прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы » (2 Кор. 3:10); то же и мы можем смело сказать здесь, — что эта жертва в сравнении с той (древней) одна только может быть названа чистой: ибо приносится не с дымом и испарениями, не с кровью и выкупом, но с благодатью Духа. Послушай, как и другой пророк предсказывает о том же и говорит, что служение Богу не будет заключено в одном месте, но все люди, наконец, познают Его. Вот что говорит Софония: « страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места » (Соф. 2:11); между тем Моисей не позволил этого, но повелел служить (Богу) в одном месте. Итак, когда слышишь, как пророки предсказывают и предвозвещают, что люди уже не будут принуждены собираться отовсюду в один город и в одно место, но каждый будет служить Богу, сидя дома; то к какому другому времени можешь отнести это, как не к настоящему? Послушай, как и евангелие и апостол согласны с этим пророком (Софонией).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

49:5–6). Об отмене пришедшим Христом жертвенного богослужения и о введении вместо его нашего богослужения, послушай, как предсказано: « Жертвы и приношения Ты не восхотел; уготовал же мне тело; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал » (Пс. 39:7); на то же указывает пророк и в другом месте: « народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне » (Пс. 17:44–45), т. е. не созерцая море расступившееся и камни раздавшиеся, но выслушав моих апостолов. Сказав: « уготовал же мне тело », пророк еще присовокупляет: « тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне » (Пс. 39:8). Здесь указывается на два обстоятельства: на то, что Господь придет, и на то, что Он придет тогда, когда будут отменены жертвоприношения; это произошло тогда, как власть над иудеями перешла к римлянам. О пришествии Господа мы находим предсказание у Варуха, который говорит: « Он явился на земле и обращался между людьми.» (Варух. 3:38).Также Моисей говорит: « Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему, а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу » (Втор. 18:12–19). На ком другом сбылось это, как не на одном Христе? Хотя многие восстали пророки, и хотя всех их иудеи не послушали, но за это ничего не потерпели; а за непослушание Христу, они теперь повсюду влачат жизнь, как блуждающие и бесприютные, как беглецы и изгнанники. Посмотри, как они, лишившись гражданства, отеческих законов и обычаев, всюду подвергаются бесчестию и посрамлению, наказанию и мучению. А сколько они пострадали при Веспасиане и Тите, этого и сказать невозможно: так бедственная участь их превысила всякое несчастье; так исполнились пророческие слова: « кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить, с того Я взыщу ». За то у них превратилось все в пустыню, что они не послушались того Пророка. Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: « Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ничем не обижая и не смущая своих традиционных прихожан, нисколько не меняя их уклад жизни и веры, через этот день можно привести в Церковь несколько молодых людей. Даже если таких новичков «валентинова призыва» окажется всего пять человек — неужели этого мало? МИССИОНЕРСКАЯ МОЛИТВА Лучший первый шаг на пути возрождения православной миссии — это введение молитвы о миссионерах в ежедневное богослужение. Это же странно, что Церковь не молится о своих миссионерах. Отец Сергий Булгаков совершенно справедливо сказал, что в религии живо только то, что есть в культе . Те истины нашей веры, которые постоянно поются и проговариваются в храме, — поддерживаются и остро переживаются людьми, а то, что отсутствует в богослужении, остается уделом досужего любопытства каких-нибудь книжников. Ни один другой завет Христа не игнорируется нашей Церковью столь откровенно и постоянно, как этот: Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф 9:36–38). Христос просит нас, чтобы мы молились Ему о ниспослании миссионеров, — а мы уже сколько веков эту просьбу Христа не исполняем. Это евангельское слово не расслышано нашей церковной историей. Мы привыкли, что человек молит о чем-то Бога. А тут Бог умоляет человека! Прямая мольба, прямая заповедь Христа, которую наше богослужение презирает! Где у нас молитва Господину жатвы, чтобы Он миссионеров послал, делателей? О шоп-туристах мы молимся каждый день — о «плавающих и путешествующих». Но привычки молиться о миссионерах у нас нет. В нашем годичном богослужебном круге нет ни одной молитвы о миссионерах. Вслушаемся в службу праздника апостолов Петра и Павла. Прихожане воспитываются не призывами Синода, а строем богослужения и теми мыслями, которыми пропитаны богослужебные книги. Реальное отношение Церкви второго тысячелетия к миссионерству ярче всего видно из службы апостолам Петру и Павлу: ибо это тот день, когда Церковь уж, казалось бы, должна ощущать себя именно апостольской и должна была бы молиться о том, чтобы ее члены подражали апостольскому служению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет в назидание [ 148 ]. Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновения, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и, должно быть, пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием [ 149 ]. За это же говорит замечание ап. Павла: если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь [ 150 ]. Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγ το σατν, сонмище сатаны) [ 151 ]. Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем посреди его; под престолом души убиенных за слово Божие — Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» ( Рим.12:3, 6–8 ). Посему в православном приходе облагодатствованные чрез архиерея пастыри должны быть ответственными руководителями и устроителями всей приходской жизни. Под их руководством прочие клирики и пасомые миряне должны, в меру своих от Бога дарований и возложенных послушаний, содействовать устроению прихода для удобнейшего достижения спасения души всеми и каждым христианином-прихожанином. Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасение своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудших и т.д., по апостолу – «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:12–13 ). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого… находясь в любви у всего народа». ( Деян.2:42, 44–45, 47 ). «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Так и все христиане, духом своим между собою объединяясь в богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа – Главы церковного тела, – объединяются и во всей христианской жизни и деятельности как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах – приходах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010