Святитель Василий Великий   Дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места. Святитель Тихон Задонский   Много друзей, но во время благоденствия, во время же искушений едва найдешь и одного. Преподобный Максим Исповедник   Хвалю изречение Феогнида 5 который, не одобряя дружбы, продолжающейся только пока пьем и бываем вместе, хвалит дружбу, выказываемую на деле. Что же он пишет? «За чашею много бывает друзей, а в важном деле их мало». Мы с тобой не пивали из одной чаши и вместе бывали не часто (хотя, конечно, надлежало быть этому и по нашей дружбе, и по дружбе наших отцов), требуем же друг от друга благорасположения в делах. Святитель Григорий Богослов Какой должна быть истинная дружба Друг любит во всякое время, и, как брат, явится во время несчастья. Притч. 17:17 Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый — то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его. Сир. 9: 12-13 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15: 12-13 Ничего не жалей для верного друга, который показал себя не за чашей, но в бурное время, который ничего не делает тебе в угождение, кроме полезного. Знай пределы вражде, а не благорасположению. Святитель Григорий Богослов Надлежит нам так себя самих и друг друга чтить и любить, как Сам Христос первый Своим примером показал, благоволив пострадать за нас. Преподобный Максим Исповедник Что короче сего повеления о милости: таков будь к друзьям и ближним, какими желаешь иметь их к себе? Но есть другое и сего короче — это Христовы страдания. Святитель Григорий Богослов Многие скажут мне, что без дружбы не выжить человеку. Они имеют в виду не друга, а помощника, союзника. Конечно, друг, если нужно, даст нам денег, выходит нас во время болезни, защитит от врагов, поможет нашей вдове и детям. Но дружба не в этом. Это скорей помехи. В одном смысле эти дела очень важны, в другом — неважны. Они важны, ибо тот, кто их не сделает, окажется ложным другом. Они неважны, ибо роль благодетеля случайна в дружбе, даже чужда ей. Дружба совершенно свободна от «нужды, чтобы в тебе нуждались». Нам очень жаль, что представился случай оказать помощь, — ведь это значит, что друг был в беде, а теперь, ради Бога, забудем об этом и займемся чем-нибудь стоящим! Сама благодарность не нужна дружбе. Привычная фраза: «Да о чем тут говорить!..» — выражает наши истинные чувства. Знак истинной дружбы не в том, что друг помогает, а в том, что от этого ничего не изменится. Помощь отвлекает, мешает, на нее уходит время, которого и так всегда не хватает друзьям. У нас всего два часа, а целых двадцать минут пришлось потратить на «дело»!

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Святитель Григорий Богослов Друг так мил, что даже места и времена становятся любезны от него. Как светлые тела разливают свет на окружающие предметы, так и друзья самим местам, в которых случалось им бывать, сообщают свою приятность. Святитель Иоанн Златоуст У нас с тобой все общее — и печали и радости: таково свойство дружбы. Святитель Григорий Богослов Не дивись же, если называю своим принадлежащее друзьям, научившись сверх прочих добродетелей и дружбе и помня мудрое изречение, что друг есть другой «я». Итак, имение, значительное для друга, поручаю твоей досточестности как свое собственное. Святитель Василий Великий Таков закон дружбы, по которому все делается для них (друзей) общим достоянием! Святитель Григорий Богослов Друг — это другой «я» Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. 1Цар.18:3 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой да будет моим народом, и твой Бог — моим Богом, и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду… смерть одна разлучит меня с тобой. Руфь 1:16-17 Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. Пс.54:13-15 Друг — это твое «второе я», alter ego, как говорили в древности, человек, на которого можно посмотреть и увидеть отображенным в нем себя самого, но чистого, освященного, увидеть в нем свою красоту, как бы отраженную в зеркале любящих глаз, любящего сердца. Митрополит Антоний Сурожский В отношениях дружбы незаменимая и ни с чем несравнимая ценность и своеобразность каждой личности выявляется во всей красоте своей. В другом «я» личность одного открывает свои задатки, духовно оплодотворяемые личностью другого. По слову Платона, любящий рождает в любимом. Каждый из друзей для личности своей получает утверждение, находя свое «я» в «я» другого. «Имеющий друга, — говорит Златоуст,— имеет другого себя». «Любимый для любящего, — рассуждает св. Отец в другом месте, — то же, что сам он. Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных лиц, а одного человека».

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Святитель Григорий Богослов Друг так мил, что даже места и времена становятся любезны от него. Как светлые тела разливают свет на окружающие предметы, так и друзья самим местам, в которых случалось им бывать, сообщают свою приятность. Святитель Иоанн Златоуст У нас с тобой все общее — и печали и радости: таково свойство дружбы. Святитель Григорий Богослов Не дивись же, если называю своим принадлежащее друзьям, научившись сверх прочих добродетелей и дружбе и помня мудрое изречение, что друг есть другой «я». Итак, имение, значительное для друга, поручаю твоей досточестности как свое собственное. Святитель Василий Великий Таков закон дружбы, по которому все делается для них (друзей) общим достоянием! Святитель Григорий Богослов Друг — это другой «я» Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. 1 Цар 18: 3 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой да будет моим народом, и твой Бог — моим Богом, и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду... смерть одна разлучит меня с тобой. Руфь 1:16-17 Ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. Пс. 54: 13-15 Друг — это твое «второе я», alter ego, как говорили в древности, человек, на которого можно посмотреть и увидеть отображенным в нем себя самого, но чистого, освященного, увидеть в нем свою красоту, как бы отраженную в зеркале любящих глаз, любящего сердца. Митрополит Антоний Сурожский В отношениях дружбы незаменимая и ни с чем несравнимая ценность и своеобразность каждой личности выявляется во всей красоте своей. В другом «я» личность одного открывает свои задатки, духовно оплодотворяемые личностью другого. По слову Платона, любящий рождает в любимом. Каждый из друзей для личности своей получает утверждение, находя свое «я» в «я» другого. «Имеющий друга, — говорит Златоуст,— имеет другого себя». «Любимый для любящего, — рассуждает св. Отец в другом месте, — то же, что сам он. Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных лиц, а одного человека».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты: «Вино лишает человека способности сохранить ум в трезвении. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают плоды долговременного подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом. Вот почему сказал преподобный Исаия, египетский отшельник, что любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований. Эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности». Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Для меня, как для священника, я нашел подтверждение в Книге Левит, в 10-й главе, о том, что Бог говорит Аарону, а Аарон – это есть основатель ветхозаветного священства, что когда ты входишь в скинию собрания, когда ты входишь в храм, то ты не должен употреблять вина во веки веков. Для чего? Для того чтобы отличать священное от не священного. И мое глубокое убеждение в том, что священник вообще всегда должен быть трезвым. Почему? Потому что меня, как священника, могут в любой момент времени вызвать к умирающему человеку для того, чтобы его напутствовать в мир иной. И если я нахожусь в нетрезвом состоянии, для меня является смертельным грехом в нетрезвом состоянии заходить в алтарь. Тем более, брать святые дары и идти причащать человека». Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области: «Человек, находящийся даже в небольшой стадии опьянения, теряет чувство Бога. Он не может отличать священное от не священного, чистое от нечистого. Даже малое употребление алкоголя лишает человека возможности общаться с Богом. А в Священном Писании четко говорится, что потерять чувство присутствия Бога – это очень страшно». Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия, член Церковно-Общественного совета по защите от алкогольной угрозы, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение»: «Если кто-то, может быть, из священников или мирян, я не исключаю того, в настоящее время это не знает, и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу. И к церковной позиции оно не имеет никакого отношения».

http://pravoslavie.ru/101066.html

Скачать epub pdf Декабрь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Пер. А. А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 4. 12. С. 177–192 (1-я пагин.). (Продолжение.) —177— лал Он, и говорили так, как будто слухи и молва о Нём никогда не достигали до ушей их. Что же было то, чего они хотели? Об этом ясными словами сказали Ему: «отцы наши ели манну в пустыне, как и написано: хлеб с неба дал им в пищу ( Ин.6:31 ; ср. Пс.77:21 )». Как бы так говорили: если сделаешь таковое знамение, то хорошо, если – меньшее, то не хочем более видеть Тебя, потому что Моисей сказал нам: «пророка, как я, воздвигнет вам (Господь) ( Втор.18:12 )». Поскольку Господь видел, что они хвалятся Моисеем, а Им гнушаются, то отказался сделать то, чего они хотели, не потому чтобы не мог исполнить его, но потому что это будет для них бесполезно. Ведь, Моисей сделал им это, и пользы не получилось, так что, напротив, они отвратились от союза с ним и развратили нравы свои. Господь же, не гнушаясь даров пославшего Его, но порицая принимающих дары, (и) зная, к какой цели стремится их жестокая душа, сказал им: «вот хлеб, который сходит с небес; если кто будет вкушать от него, тот разве умрет?» Ни коим образом, – говорит, – потому что это есть хлеб, который дан всему миру ( Ин.6:33 ). Моисею дана была несовершенная манна; посему манна его давалась только израильтянам. А чтобы показать, что дары Моисея превосходятся Его дарами, как и призвание жестоковыйного народа превосходится призванием язычников, говорит: «всякий, кто вкушает от этого хлеба, будет жить во век ( Ин. 6:51 )». Потому что хлеб Божий сошел с неба и к тому же дан всему миру. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его к Себе Отец, пославший Меня ( Ин. 6:44 )». Сие сказал для того, —178— чтобы учение, данное им от Бога, вызвать в них к действию. Но где же то, что (сказано Им): «Я есмь путь и дверь овцам ( Ин.10:7 )»? 2264 Далее, сказал сие для того, чтобы каждый из них делался совершенным, как привлеченный Богом, и таким образом становился бы надежною Его собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сколько раз Господь останавливал людей, которые хотели начать с Ним «богословский» диалог! Они спрашивали: Неужели мало спасающихся? На что Господь отвечал: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата ( Лк.13:23–24 ). В другой раз, разговаривая с самарянкой, которая, удивившись тому, что Господь попросил у нее воды, объясняла свое удивление словами: Ибо иудеи с самарянами не сообщаются ( Ин.4:9 ), Иисус прервал ее рассуждения об отношениях двух религиозных общин повелением: Пойди, позови мужа твоего ( Ин.4:16 ). Вмиг Он перевел разговор в область личной жизни – в область истинного богословия. Всякий раз Его интересует сам человек, а не богословский диалог, который оказывается отвлеченным занятием, оставляющим без соприкосновения с жизнью и с тем человеком, который говорит. Я ищу не вашего, а вас, – говорит апостол Павел ( 2Кор.12:14 ): ищу человека, его спасения. Так же и богословие ищет человека и его спасения. Поэтому, несмотря на то, что евреи времен Христа так хотели богословских дискуссий, Он оставил их без ответа. Но Он молчал и не отвечал ничего ( Мк.14:61 ). Потому что Он пришел не дискутировать, но взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Он пришел и воспринял всю нашу природу целиком. Он вошел в нас, вошел в тень смертную, в которой мы находились, и вывел нас на свет. И мы вошли в Его жизнь: мы живем в Нем. Эта-то жизнь во Христе и ее выражение и есть истинное богословие, которое есть единственная Истина, потому что говорит об одной вечной жизни и ведет нас к ней. Таким образом, мы понимаем, что не можем богословствовать, просто взяв в руки бумагу и начав излагать на ней свои идеи, которые, возможно, верные, богословски удачные (как терминология) или общественно полезные. Материал, на основе которого каждый подвизается, богословствует и говорит в Церкви, есть не чей-то, но его собственный, его бытие – сокрытое и неведомое. Наш подвиг, в котором мы распознаем грех во плоти нашей ( Рим.8:3 ), есть, одновременно, и наше усилие выразить богословие. «Тот, кто пребывает в делании... пусть знает, что, победив страсти, он законно обретет душевное здравие» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Чудовищный маховик преступлений и ответных преступлений, ненависти и мести раскручивается все быстрее и быстрее, убивая, калеча, обездоливая в абсолютном большинстве случайных и невинных людей. Так происходит тысячи раз в долгой и кровавой истории падшего человечества. Некоторые люди не верят в существование ада. Увы, ад реален, и это очевидно. Как вулканы выбрасывают раскаленные камни, дым и лаву, так и ад вырывается на поверхность темным пламенем ненависти и мести, чтобы навсегда затянуть в себя тех, кто поддастся этому пламени. Как этого избежать? Богословие иногда считают чем-то непрактичным, интеллектуальной игрой для специалистов, однако это не так. Самая практичная наука на свете — это богословие. И православное богословие говорит о первородном грехе — о том, что наша природа повреждена грехом и мы чрезвычайно склонны (есть хорошее слово «удобопоползновенны») ко всякому злу и безумию. В популярных песенках поется: «Слушайся своего сердца». Истина состоит в обратном: сердца не надо слушаться. Как говорит пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). Господь Иисус говорит: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21–23). Со дна человеческого сердца — в том числе моего сердца — может подняться такое, что унесет меня прямиком в ад, если я не осознаю этого достаточно быстро, не ужаснусь, не отвергну — и мне следует иметь в виду, что этот греховный помысел может прийти со множеством оправданий. Талибы, устроившие взрывы в Пешаваре, вовсе не считают себя безумными и кровожадными дикарями. Они «ведут войну», они «мстят за свои тяжкие обиды», за кровь своих людей... Как говорил террорист в каким-то фильме, «я никогда не убивал ни ради денег, ни ради удовольствия... У меня всегда были серьезные причины».

http://pravoslavie.ru/68787.html

Вот как в статье «Межправославное совещание богословов» комментирует это пораженческое заявление болгарский «Церковный вестник» (1975, 24, с. 7): «Вместо того чтобы подчеркивать природу Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и ее идентичность с Православной Церковью, участники этой встречи старались раскрыть экуменические компоненты православного понятия о единстве. Такое единство обнимает полноту апостольского общения, которая должна осуществляться с христианами всего мира… Главным следствием такого понимания является то, что Православная Церковь не призывает уже инославных принимать Православие… Сама Православная Церковь должна каждый день обращаться к истинному Православию. Последние две фразы — предел самоуничижения со стороны якобы «православных» богословов, выражают суть принятых на Крите решений: Православная Церковь не имеет права требовать присоединения к ней, ибо она сама постоянно должна обращаться к некоему неведомому «истинному» православию за ее пределами! Вот до чего довели Православную Церковь ее официальные представители, участвуя в экуменическом движении!  В) ЭКУМЕНИСТЫ ТРЕБУЮТ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОКАЯНИЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ ЗА РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАН До сих пор лишь инославные теологи требовали и от Православной Церкви покаяния в грехе разделения христиан 414 , на что православные богословы всегда энергично возражали, как это видно и в Эванстонской декларации, где написано: «Доклад секции по богословским вопросам исходит из предположения, что Церковь должна идти к единению путем покаяния. Мы признаем, что в жизни и в свидетельстве верующих христиан были и еще существуют несовершенства и несостоятельность, но мы отказываемся допустить, что Церковь, которая есть Тело Христово и хранилище Богооткровенной истины, может быть умалена человеческой греховностью. Потому мы не можем говорить о покаянии Церкви, так как по самой своей сущности она свята и непогрешима. Ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25—27). Таким образом, Господь, Единый и Святой, соделал навеки тело Христово. Святость Церкви не опорочивается грехами и ошибками ее членов. Они не в состоянии умалить и истощить неисчерпаемую святость Божественной жизни, изливаемой Главою Церкви по всему ее телу» 415 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Коковин В.Г.: Уважаемый суд! Получается, из всего, что было здесь сказано этими людьми, можно любого человека втоптать в грязь и уничтожить. В итоге так получается. В отношении ИНН и всего остального. Знаете, я не юрист. Все, что мы делали, мы делали на основании закона. Меняли название именно в юстиции, ИНН остается тот же самый. Просто меняется название и для этого делаются различные пояснения, разъяснения и так далее. Я сейчас не могу в голове держать то, что в таком напряжении, все это вместе. Это одно. Второе, самое главное. Человек говорит, что он верующий человек, то есть православный [ прим. авт. – показывая на Каклюгина]. Православный человек так не поступает. То, что Господь сказал: « Ты видишь ненавидишь, как ты можешь Бога любить, которого не видишь» [ прим. авт. – лжеепископ Георгий (В.Г. Коковин) здесь вольно интерпретирует евангельский фрагмент: « Лицемер, как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если ненавидишь брата своего человека, который около тебя? Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Любовь познали мы в том, что Сын Божий положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 4: 20).]. Что касается вероисповедания. Понимаете, он не богослов и этот человек не богослов. Они не могут эти вещи… если сами богословы по сегодняшний день… вот то, что конфессий сколько? Существует «Истинно-православная церковь», Русская Православная Церковь, Старообрядческая православная церковь – они между собой не конфликтуют, понимаете? Меня рукополагали, законно рукополагали, грамоты есть, в деле они есть [ прим. авт. – лжеепископ Георгий (В.Г. Коковин) лукаво упоминает материалы уголовного дела, а не гражданского, в рамках которого идет судебное заседание, поскольку в этих материалах никаких документов, удостоверяющих его каноническое рукоположение, нет.]. Все есть. Я не нарушил закона. Я никого не оскорбил. Никого не унизил. Никого не обманул. Следствие, которое проходило, Каклюгин считает, что я «нагрёб» денег много – я нищий, абсолютно нищий. Вот сидит бывшая потерпевшая, которая считалась потерпевшей – она здесь тоже находится (Куимова С.Л.), и там еще двое потерпевших. Ничего не смогли, в чем они потерпевшие – никто не смог объяснить.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/15/...

Патриарх поздравил с выпуском учащихся духовных школ Русской Православной Церкви 17 июня, 2013. Новостная служба Патриарх отметил преимущество учебного заведения, в котором изучаются богословские дисциплины. 17 июня. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к учащим и учащимся духовных школ с посланием по случаю выпускного дня в учебных заведениях Русской Православной Церкви. «Окончание учебы — особо значимое событие. Позади годы, которые впоследствии многие из вас, украшенные сединами и стяжавшие житейскую мудрость, будут вспоминать как самые светлые и счастливые. Теперь же для большинства из вас начинается новый период в жизни. Приобретенные знания, умения и навыки вам предстоит употребить на пользу людям, «да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем» (2 Фес. 1:12)», — сказано в обращении Предстоятеля. Патриарх отметил преимущество учебного заведения, в котором изучаются богословские дисциплины. «На первый взгляд, в нем, как и во многих других вузах и училищах, созданы те же условия, в которых можно надлежащим образом преподавать и усваивать знания. Богословское же образование наряду с этим способствует нашему духовно-нравственному возрастанию в течение всей последующей жизни», — сказал он. «За время, проведенное в стенах alma mater, вы постигали не только основы различных научных дисциплин, но и приобретали определенный духовный и жизненный опыт — в молитве, в несении послушаний, в совместном проживании. Теперь каждому из вас предстоит пройти гораздо более трудную и суровую школу — школу жизни, которая заканчивается вместе с нашим пребыванием на земле», — добавил Патриарх Кирилл. Он отметил, что молодому возрасту присущи особая энергия, бодрость, стремление изменить к лучшему мир. «Постарайтесь же направить эти силы в первую очередь на ревностное исполнение своих обязанностей на избранном вами поприще, будь то служение пастыря, регента или иконописца, или какое иное служение на ниве Божией. Итак, по слову апостола Павла, «будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58)», — заключил глава Русской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarx-pozdravil-s-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010