Последующие чтения, чтения великопостных Недель, разделены между евангелистами Иоанном и Марком. Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. Иконоборцы, отрицая иконы и священные изображения, подрывали основной христианский догмат о воплощении, то есть, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым. Поэтому в это воскресенье и положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя. Евангельское чтение дня говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила ( Ин. 1, 43–51 ). Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос, – «из Назарета может ли быть что доброе», – затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля. Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». И действительно, в воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь , предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании – на обожение. «Подобное познаётся подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ). Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского († ок. 1360), защитника учения о несозданном Фаворском свете. Указав в предшествовавшее воскресенье на обожение как цель христианского делания, теперь Святая Церковь говорит о его плодах, о преображении человека, когда существо его осиявается Божественным светом. Не случайно на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Последующие чтения, чтения великопостных Недель, разделены между евангелистами Иоанном и Марком.    Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется Неделей Православия, или Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. Иконоборцы, отрицая иконы и священные изображения, подрывали основной христианский догмат о воплощении, то есть, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым. Поэтому в это воскресенье и положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя.    Евангельское чтение дня говорит о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила (Ин. 1:43-51). Нафанаил, сначала сомневавшийся, что Иисус из Назарета есть Христос, – «из Назарета может ли быть что доброе», – затем, когда Спаситель сказал ему о виденном Им под смоковницею, признал Его, как Сына Божия и Царя Израиля.    Указывая на нечто большее, Господь сказал: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».    И действительно, в воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и дольним миром, так как Бог стал Человеком, чтобы последний мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. И Церковь, предлагая в начале поста это евангельское чтение, указывает и на цель человека в его покаянном делании – на обожение. «Подобное познаётся подобным», только очистив себя от страстей и уподобившись Богу чистотой и святостью, мы можем познать Бога и соединиться с Ним. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).    Второе воскресенье Великого поста посвящается памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского († ок. 1360), защитника учения о несозданном Фаворском свете. Указав в предшествовавшее воскресенье на обожение как цель христианского делания, теперь Святая Церковь говорит о его плодах, о преображении человека, когда существо его осиявается Божественным светом. Не случайно на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

С другой стороны, праздники учреждались самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждений из Священного Писания . Праздничный день – есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:1–3 ). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: «…Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» ( Лев.16:31 ). «Вечное» – означает неизменяемое. Сектант : Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели? Православный : Вы перепутали православных с католиками. Мы именно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно отдавая преимущество именно Воскресному дню. Об этом мы можем прочитать в «Пространном Катехизисе», который был одобрен и издан Святейшим Синодом «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». Здесь в 533 ответе сказано о субботе: «Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста». Также и в книге «Кормчая» (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла) сказано: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да упражняются (учатся) в церковь , поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота – начало всего творения символизирует), неделя же воскресения» (Правило 1-е). Жены «мироносицы» ради святости субботы оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Сказано: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:55–56 ). Как мы видим, они пребывали в покое не ради «страха иудейского», а «по заповеди». Сами свв. апостолы имели обыкновение именно в этот день пребывать в «общении слова». Сказано: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» ( Деян.17:2 ). Кстати, православные всегда и вменяли католикам в вину их неправильное отношение к субботнему дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8). Бог силен воздать нам, отблагодарить нас (слово «благодать» на современном русском языке и значит «благой дар»), обогатить и вещественно, и духовно, для того чтобы мы имели избыток и от этого избытка всякому человеку могли помочь, — «были богаты на всякое доброе дело». Апостол Павел продолжает: «Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (ст. 9–10). Господь, возращающий семя, так что оно приносит обильный плод и насыщает тех, кто трудился над сеянием и жатвой, может «умножить плоды правды вашей», то есть нашей праведности, правильного отношения, любви к людям. «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу» (ст. 11). То есть чтобы мы были богаты, могли не только от скудости, но и от избытка той благости, благодати, которая у нас есть, благотворить всякому нуждающемуся, «который через нас производит благодарение Богу». Последние слова означают, что, оказывая людям благодеяние, мы таким образом вызываем в них благодарение Богу. И это для нас, быть может, самая великая награда. Тем самым мы проповедуем Евангелие. Не обязательно мы доказываем подлинность евангельского повествования, защищаем истины веры, но, показывая, что в христианах действительно есть любовь, что мы являемся носителями, проводниками этой любви, мы распространяем слово Божие. И это самая лучшая, самая убедительная проповедь. Приведу вам пример из жизни. Один человек интересовался духовными вопросами, но, как многие современные интеллигентные люди, к сожалению, больше увлекался всевозможными восточными учениями, которые приходят к нам прежде всего из Индии, этого заповедника язычества. Наши общие знакомые пытались его переубедить, но их слова не производили на него должного впечатления: он оставался при своем мнении. После одного из таких разговоров мой друг, который еще не был членом Церкви, хотя и был крещен в детстве, он был, так сказать, этническим православным, прощаясь с ним по принятому у христиан обычаю, троекратно его облобызал. И почему-то именно это произвело на него сильнейшее впечатление, в душе у него все перевернулось. Такое, казалось бы, простое, элементарное проявление любви привело этого человека в Церковь. Он покаялся и стал православным христианином, стал жить по-христиански. Можно было бы привести много других подобных примеров.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Все радуются. Не радуется только Богочеловек Иисус Христос. Он знает, что если люди не получат от Него земных благ, Его сочтут предателем национальных интересов и мечтаний о земном благополучии. И через несколько дней толпа этих же людей будет неистово кричать и требовать Его казни через распятие на Кресте. Ученики Господа поняли подлинный смысл этого торжественного входа в Иерусалим только после смерти и Воскресения Иисуса Христа. Господь вышел на решающую битву с силами зла и ада. Ценой Своих страшных страданий и смерти Он освобождает человека от власти смерти, греха и ада, Своим Воскресением Христос открывает людям путь к бессмертию и Вечной Жизни. С высоты Елеонской горы Спаситель любовался прекрасным видом Иерусалима. Он знал, что этот священный город через сорок лет будет разрушен до основания и скорбел о нем: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то€, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 41–44). Вопросы: 1. Что ждали иудеи от Мессии? 2. Как люди приветствовали Иисуса Христа? 3. Зачем Иисус Христос входил в Иерусалим?   34. Вербное воскресенье Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в воскресный день накануне Страстной недели. Страстная неделя называется так потому, что на ней вспоминаются страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Праздник Входа Господня в Иерусалим является великим и двунадесятым. В южных странах христиане идут в этот день в храм с пальмовыми ветвями. В России, северной стране, пальмы не растут, поэтому возник обычай идти в храм с вербами, на ветвях которых почки распускаются раньше, чем у других деревьев. Благодаря этим вербам праздник получил еще одно название — Вербное воскресенье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Рубрики Коллекции Библиография. «Фома» – февраль 2024 29 мин., 27.02.2024 Поделиться Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2024.  FOMA.RU Обложка : В синем звёздном небе в мерцающих облаках несется голубоглазый лев. На спине у него сидит мальчик в красном плаще и заворожённо смотрит вдаль. В середине обложки — белая надпись: «КТО-ТО БЕЗ СЛОВ ТЕБЯ ПОДНИМАЕТ». Буква «Д» - «прозрачная». Внизу обложки тоже есть надпись белого цвета: «ВОТ, ЛЕВ ОТ КОЛЕНА ИУДИНА, КОРЕНЬ ДАВИДОВ, ПОБЕДИЛ» [ОТКР 5:5]. Пролог : Евгений Солонович . «Переписать бы зиму набело...» . Стихотворение. Фото Mathieu Bigard/Unsplash//Фома. - – февраль 2024. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: февраль //Фома. - – февраль 2024. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 25 февраля. Неделя о мытаре и фарисее. [За несколько недель до начала Великого поста православные начинают к нему готовиться. В первое «подготовительное» воскресенье Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11–14). . В этой притче звучит напоминание о том, что смиренное осознание своих грехов и покаяние в них — это путь ко спасению и жизни вечной. А праведные дела, сопровождающиеся гордыней, могут оказаться для человека бесполезными на суде Божьем]. Ил.: Мытарь и фарисей. Учительное Евангелие, XVI век. - С.4; 12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. [Почти тысячу лет назад в Константинополе среди богословов и монахов разгорелся спор: кто из святых является самым великим. Благочестивые образованные люди разделились на три партии, одна из которых считала таковым Василия Великого, другая — Григория Богослова, третья — Иоанна Златоуста. У каждой партии были свои аргументы в этом споре, на компромисс идти никто не хотел. И тогда все три святителя явились во сне Иоанну Мавроподу митрополиту Евхаитскому, повелев ему засвидетельствовать, что все они находятся в полном согласии друг с другом и желают, чтобы этот раздор среди церковных людей был прекращен. После того как митрополит рассказал всем об этом чудесном явлении, споры были прекращены. В честь этого события и был установлен праздник, прославляющий трех вселенских учителей и святителей]. Ил.: Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.  - С.4;    

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-250-...

Великий пост, труд восхождения Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени. 18 февраля, 2010 Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени. Великий пост это свидетельство Церкви о Царствии Божием, свидетельство всего опыта церковной жизни — опыта святых о том, что возможно и что именно красиво перед Богом жить по закону Духа Святого, а не по закону суеты этого мира — «ешь, пей, веселись». Апостол Павел поучает верных: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука, 17:21) говорит Господь, в самом сердце человека. Если бы я любил Бога, то я бы слушал Церковь, если бы я слушал Церковь, мне бы было радостно разделить общее для православных христиан послушание — Великий пост. Мне давно нравится сравнение великого поста с лествицей, каждая неделя это новая ступень, ведущая нас по пути духовного восхождения; Попробую и я построить свою лестницу к Богу. Очень важно, чтобы построение этой лествицы не превратилось в построение вавилонской башни. Мы восходим к Богу не для того, чтобы низвергуть Его и не для того, чтобы стать богами по собственному произволу. Но чтобы стать богами по благодати — а благодать в руке Божией — в Его воле дать ее или нет трудящемуся ради Его святого Имени.

http://pravmir.ru/velikij-post-trud-vosx...

Седмица 7-я по Пасхе Воскресение. О единосущии Отца и Сына Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325). Ин.17:1–13 Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих. Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону. И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» ( Ин.11:41–42 ). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Рубрики Коллекции Неизвестныи художник с гравюры XIX века Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее 5 мин., 24.02.2024 Поделиться Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году приходится на 25 февраля. Это первое из четырех подготовительных воскресений перед Великим постом. В этот день за литургией читается притча из Евангелия от Луки, в которой рассказывается о двух людях — мытаре и фарисее, которые зашли в Иерусалимский храм, чтобы помолиться Богу. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк 18:10–14) Фарисеев в народе уважали и почитали. Это были ревностные хранители религиозной традиции. Об этом говорит само их название. Слово «фарисей» происходит от семитского корня «паруш», который означает «тот, кто отделён». Фарисеи — это отделенные. Отделенные от всего скверного и нечистого. От язычников с их заблуждениями, от нерелигиозных евреев с их теплохладностью и равнодушием к вере отцов. Одним словом, отделенные от всего, что препятствует истинной вере в Бога. Фарисеи — это хранители чистоты закона Моисея. Они не только дотошно изучали Тор у и скрупулезно исполняли ее предписания. Они готовы были за нее умереть. И не только на словах. В свое время, во II веке до Рождества Христова, именно они возглавили восстание против язычников. Многие из них отдали свои жизни, но отстояли независимость Иудеи и сохранили веру в Единого Бога. Что говорить, их верность была засвидетельствована кровью. В сознании многих евреев того времени фарисеи были героями веры и настоящими патриотами. А потому их партия пользовалась огромным авторитетом и поддержкой у простых людей.

http://foma.ru/molitva-kotoraja-derzhit-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Подготовительные Недели к Великому посту Неделя о мытаре и фарисее (Лк., 89 зач., XVIII, 10-14) Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Покаяние — высшая добродетель Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, в канун Великого поста, читается знаменитая, если можно так выразиться, евангельская притча о мытаре и фарисее, которая внутренне подготавливает православных христиан к вступлению на поприще покаяния. Смысл ее вкратце можно выразить в нескольких словах: покаяние выше всех добродетелей. Господь Иисус Христос сказал: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (ст. 10). Так начинается сегодняшнее евангельское чтение, но мы вернемся на один стих назад, для того чтобы понять, зачем эта притча говорилась, к кому она была обращена. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» ( Лк.18:9 ). «К некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны», — то есть к тем людям, которые думают, что они лучше других и потому имеют право уничижать людей, кажущихся им худшими и грешными. Если мы обратимся к самим себе, то увидим, что мы все так о себе думаем, считаем себя праведными. Когда мы сравниваем себя с лучшими нас, то находим возможность оправдать себя: либо нас плохо воспитали и потому мы не виноваты, либо мы жили в такое тяжелое время, когда религия была запрещена. Мы отыскиваем какую-нибудь более или менее основательную причину и оправдываем себя. Когда же мы сравниваем себя с худшими нас, то не находим этим людям никакого оправдания и осуждаем их смело, не рассуждая, без всякой оговорки. Потому ко всякому из нас относится притча о мытаре и фарисее. Всякий из нас имеет в себе фарисея и в какой-то степени является им, то есть праведником, думающим о себе, что он имеет право уничижать других, потому что он лучше их.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010