Неделя пятая Великого поста. Евангелие о служении и страданиях Сына Божия Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение». Смирение Господа нашего Иисуса Христа точно так же достойно восхищения, как и Его чудеса, включая воскресение, чудо чудес. Облекшись в сокрушенное и рабское тело человеческое, Он стал слугою слуг Своих. Почему люди пытаются выглядеть большими и лучшими, чем являются? Се, ни трава в поле не прикидывается большей, чем она есть, ни рыбы в воде или птицы в воздухе не стремятся показать себя более хорошими. Почему люди притворяются большими и лучшими? Потому что они на самом деле некогда были больше и лучше, нежели теперь, и смутное воспоминание об этом заставляет их величать и возносить себя, хотя бы на веревке, кою натягивает и отпускает демон. . Потому Господь наш Иисус Христос изложил учение о смирении ясно-преясно как день, как словами, так и примером, дабы никто никогда не мог усомниться в неизмеримой и неизбежной важности смирения в деле спасения человека. Потому Он и явился в теле человеческом, данном Адаму как наказание после грехопадения. Облекся в толстую и грубую одежду осужденного безгрешный Господь и Творец прозрачных и светоносных херувимов - разве это само по себе не есть ясный и достаточный урок смирения для грешных людей? Но тот же самый урок Господь повторил тем, что родился не в царском дворце, а в пастушьей пещере; и тем, что дружил с презираемыми грешниками и бедняками; и тем, что умывал ноги Своим ученикам; и тем, что добровольно принял на Себя страдания, испив наконец и горчайшую чашу в муках на Кресте. И все-таки люди хуже всего понимали и неохотнее всего усваивали очевидный урок смирения. Даже и сами ученики Христовы, ежедневно видевшие кроткого и смиренного Господа, не могли ни понять Его кротости, ни усвоить себе Его смирения. То, что они были заняты самими собою и пеклись о своей собственной части, славе и награде, проявлялось даже в страшные минуты, когда тому менее всего следовало бы проявляться.

http://pravoslavie.ru/45782.html

Неделя Рождественских чтений ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НЕДЕЛЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 27 января - 3 февраля. - Рождественские чтения. - Дети, Церковь и журналисты. - Министр не признал учебник. - Семья - малая Церковь. - Белоруссия: сотрудничество с Церковью. - Нетрадиционное оправдание для раскольников. - Три ветви русского народа. - Угроза безопасности по-американски. - Душевнобольные террористы. " Ваххабизм " как политический инструмент. 26 января 2003 года в Государственном Кремлевском дворце Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл XI Международные Рождественские образовательные чтения и возглавил первое пленарное заседание. Об этом сообщает сайт " Седмица.Ru " . " В XI Рождественских чтениях принимают участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, государственные деятели, ученые, деятели культуры и образования... XI Международные Рождественские образовательные чтения, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, посвящены задачам, стоящим перед образованием и культурой России, и осмыслению их в свете Православия " . В числе обсуждаемых проблем были вопросы " о значении Православия для возрождения и преображения жизни Российского общества, о православном осмыслении важнейших проблем современности, о воссоздании русской культуры образования, о воспитании подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству " . Там же опубликован и полный текст " Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии XI Международных Рождественских образовательных чтений " . Говоря о возрождении духовной культуры, Патриарх Алексий отмечает, что далеко не все осознают то, какое значение это имеет для будущего страны: " Не стоит сердиться на тех, кто пока этого в должной мере не понял или не может избавиться от навязчивой боязни попасть под власть некоей новой идеологии. Кроме того, сегодня мы являемся свидетелями активной пропаганды, направленной против культурных ценностей нашего Отечества " . " Судьба России, ее будущее - в руках педагогов, воспитателей и учителей... Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor29.htm

Пасхальный цикл В Великую Субботу заканчивается Триодь постная и вступает в действие Триодь цветная, содержащая богослужения пасхального цикла – от Пасхи до Недели 1-й по Пятидесятнице. Основная тема богослужебных текстов, вошедших в эту книгу, – прославление воскресшего из мертвых Спасителя мира. Воскресение Христово. Пасха Празднование Воскресения Христова начинается пасхальной полунощницей, совершаемой священниками в белом облачении. На полунощнице читается канон Великой Субботы, во время которого, на 9-й песни, святая плащаница вносится в алтарь. Сразу же или через несколько минут после окончания полунощницы начинается пасхальная утреня – наиболее торжественное, праздничное и радостное богослужение церковного года. Его открывает пение пасхальной стихиры:  Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Стихира.  Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.  Воскресение Твое, Христос Спаситель, Ангелы воспевают на небесах. И нас на земле удостой славить Тебя чистым сердцем. Эта стихира поется сначала священнослужителями в алтаре, затем ее подхватывает хор. Начинается пасхальный крестный ход: во главе процессии идет свещеносец, далее хор, священнослужители и прихожане. Архиерей или старший священник несет в левой руке трисвечник, в правой кадило; другие священнослужители несут Евангелие и икону Воскресения Христова. Процессия выходит из храма западными дверьми и обходит храм в направлении против часовой стрелки. Во время крестного хода продолжается пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» и совершается трезвон («ударяют во вся кампаны и тяжкая и клеплют довольно»). По выходе всех прихожан из храма двери храма затворяются. Обойдя храм, процессия возвращается ко входу, настоятель становится у закрытых дверей и произносит начальный возглас утрени: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице». Хор отвечает «Аминь», и священнослужители трижды поют тропарь Пасхи: Триодь цветная. Неделя Пасхи. Утреня. Тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Перед выбором Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8 – 15 марта. – Сомнительный праздник. – Имущество и бюджет. – Закон о социальном партнерстве. -  Выборы Президента. – Ответ клеветникам России. - Амнезия и кощунство. – Мифотворчество. – Интеллектуальная православная собственность. - О вере и святынях. – Строительные вопросы. - Украина против унии. – Крестопоклонная неделя. Прошлая неделя началась со светского праздника, который в силу разных политических и исторических причин несколько раз менял свое название. Он был днем «солидарности и борьбы женщин за свои права», потом стал «международным женским днем», был «праздником весны и красоты». В итоге, в общественном сознании он остался просто «днем 8 марта». Уже несколько лет в православной прессе ведутся споры о том, стоит ли праздновать этот праздник и как к нему относится православным. Обсуждалась эта тема и в нынешнем году. На сайте «Единое Отечество» был опубликован большой материал Ольги Кравец под названием «Что празднуем, - день международных женщин-революционерок?» , в котором кроме истории праздник можно прочитать о том, какие исторические события в тяжелые для страны революционные годы выпадали именно на этот день. В этот же день Православная Церковь чтит память святого пророка Иоанна Предтечи. По решительному мнению автора статьи, когда в этот день «мужья поздравляют с 8 марта своих жен - они фактически благословляют их на деяния Иродиады, то есть на супружескую измену». И чтобы избежать обвинения в предвзятости, автор обращается «к положению женщины в современном обществе» и анализирует женский терроризм и состояние современной семьи, которая все реже и реже оказывается предпочтением женщины. Более спокойная статья на эту тему была опубликована на сайте « N ewsprom.ru» .  В ней отмечено, что празднование 8 марта берет свое начало все же не в революционные годы, а несколько раньше: «Вообще-то, поклоняться женщинам именно 8 марта начали еще древние римляне. В этот день матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в браке, — получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и заботой». Далее в материале упоминается одна из «авторов» современного праздника - революционерка Клара Цеткин, а также пересказывается официальная – революционная -  и неофициальная – религиозно-пуримическая - версии возникновения «международного женского дня». Постепенно Международный женский день в стране потерял «свою политическую окраску», а «8-е марта стало праздником женщин, весны и любви». Хотя сегодня некоторые православные авторы старательно пытаются ее снова реанимировать.

http://pravoslavie.ru/4883.html

Подпишитесь на наш Телеграм Великий Пост. Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим Шестая неделя Великого поста называется седмицей Вайи, то есть веток. Она заканчивается Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. После этого собственно Великий пост закончится и начнется Страстная седмица. Важный момент: воскрешение Лазаря по вполне понятным причинам сразу стало «скандалом». Именно этим объясняется торжественая встреча Христа в Иерусалиме, в котором у Него почти не было учеников. Воскрешение было доказательством мессианского достоинтсва Иисуса, поэтому Его встречают как Царя. Казалось бы, на этом — всё. Но как мы знаем, это было только началом. А концом и целью стал Крест. Интересно, что Господь воскресил «всего лишь» трех людей: сына вдовы, дочь Иаира и Лазаря. Двух детей и друга… Иисус — человек Православие по Феодору Студиту сводится к формуле: «три в Боге и два во Христе». Один из Троицы стал человеком. Но верим ли мы на самом деле , что Иисус был человеком? Иисус плачет, узнав что Его друг, Лазарь, умер. Всезнающее и Всеблаженное Божество плачет, когда умер близкий. « Смотри, как Он любил его »… Смысл страдания « Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Это первый шаг к вопросам теодицеи: «Почему Бог допускает зло?», «в чем смысл страданий»? Ответ Христа: « это болезнь не к смерти, но к славе Божьей ». Также и со слепорожденным: Господи, какой смысл в его слепоте? У грешных людей возникает ложная идея справедливого наказания. Но Господь отвергает этот морок: не согрешил ни он (слепой), ни родители его. Зачем же ? « Чтобы явились дела Божьи ». Аналогичным образом решена проблема в книге Иова. «Слава Божья» и «дела Божьи» — вот конечная цель всего. Второй вопрос, на который мы находим ответ в истории воскрешения Лазаря: как Господь «реагирует» на нашу боль? Как Космический Палач? Нет: как сочувствующий друг — слезами. Теодицея не утешает (если только это не вера святых в Промысел) — утешают слёзы Господа. Вера и догмат В рассказе о воскрешении Лазаря есть интересное противопоставление факта воскрешения и догмы воскресения.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

Подпишитесь на наш Телеграм Вторая неделя Великого Поста посвящена святителю Григорию Паламе. На первой неделе Церковь говорила о Торжестве Православия, победе догматической истины. Как связан пост, покаяние, догматика и вера — мы говорили в блоге . Вторая седмица Поста тоже посвящена догматике, а именно — учению о Божественных энергиях, которое защищал Палама. Скажем несколько слов об этом учении. В XIV веке в Византии разгорелся спор о природе Фаворского света: был ли он феноменом тварным («чудесным», но сотворенным, или даже просто атмосферным явлением) или же нетварным, то есть Самим Богом. Почему это важно? Подвижники во время углубленной молитвы тоже видели Свет. Они верили (или, точнее, чувствовали, знали), что видимый ими Свет — Бог. Речь, таким образом, шла об опытном Богопознании, о реальной жизни с Богом. Опыт показывал, что Сам Бог непосредственно соединяется с людьми. Противники же Паламы — Варлаам, Григора, Акиндин — разными богословскими средствами отвергали паламитское учение о нетварности Света. (Часто взгляды антипаламитов сводят к «варлаамитской ереси». Это полемическое упрощение. На самом деле паламитский догмат атаковали с разных сторон и по разным причинам). Как и всегда в догматике, истина явила себя в форме антиномии: Бог непознаваем и недоступен Сам по Себе, но его энергии познаваемы и доступны. (Энергия здесь означает «действие», ее не стоит путать с «энергетикой»). Речь идет о том, что делает Бог — о Божественной Жизни, действии, реальности. Так Палама вводит различие между сущностью Бога и Его энергиями. Насколько реально это различие? Энергия Бога и есть Сам Бог — поэтому Его познание возможно через жизнь с Ним. Энергии Бога неслиянны, но и нераздельны с сущностью Бога. Различие сущности и энергии не вносит сложности в простоту Бога. Бог непознаваем по сущности, но познаваем в Своих энергиях, которые есть Он Сам (т. е. они — нетварны). Почему все это так сложно? Потому что самое сложное — говорить о простом. Бог бесконечно прост. Божество выше всяческих понятий и совершенно свободно. Бог несводим к понятиям сущности и энергии. Паламитский догмат, как и всякий догмат, — парадокс. Он не информирует о чём-то, но лишь указывает на Тайну и преображает ум этим указанием.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

Поминальная трапеза Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем... преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных. Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере. В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших. Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье). Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прощёное воскресенье Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье. Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 17 марта 2024 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.   В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения. Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста. Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.   Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 13 марта   Создатель мой Господь,/прах от земли взяв,/животворным дуновением вложив в меня душу, оживил/и почтил, назначив на земле/владыкою всех видимых творений,/и Ангелам сообитателем./Сатана же коварный,/орудием своим змия употребив,/пищей меня соблазнил,/и от Божией славы отлучил,/и преисподней смерти предал в землю;/но, как Владыка и милосердный,/вновь меня к Себе призови.

http://predanie.ru/tema/proshhennoe-vosk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О Страстной седмице Страстной седмицей , или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре , – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них в храмах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Про песнопения Страстной седмицы можно сказать, что они входят в золотую сокровищницу церковной гимнографии. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или предсказано, а в Новом – изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека , – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/kak-provesti-strastnuyu...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 31 декабря 2023 года 18. Неделя 30я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 5й. Мчч. Севастиана и дружины его. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского. Прославление прав. Симеона Верхотурского (службу зри 12 сентября) . Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отец (по Марковой главе Типикона под 18 декабря: «Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец»). Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря . Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Севастиана и дружины его) может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 5й – 6, и отцов, глас 6й – 4 (первая стихира: «Явися мира концем…» – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3. На литии стихира храма и стихира отцов, глас 1й: «Лучами облиставшеся…». «Слава» – отцов, глас 3й: «Праотцев собор…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественного Духа…». На стиховне стихиры воскресные (Октоиха), глас 5й. «Слава» – отцов, глас 2й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 2й: «Велия веры исправления…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2й: «Велия веры исправления…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные (Октоиха) . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа (Октоиха). Седален отцов по полиелее, глас 8й: «Авраама, Исаака же и Иакова…». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление…». Степенны и прокимен – гласа (Октоиха). Евангелие воскресное 8е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010