«Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Мы и есть нищие духом, убогие душой грешники, но не хотящие сознаться себе в этом. А если когда и называем сами себя грешными, то как нестерпимо больными и несправедливо обидными нам будут эти укоризны, услышанные от других. Если больны этим, то не будем стыдиться обращаться к покаянию, обращаться к врачу, перед которым не стыдно показать свои застарелые болезни, свое убожество, – такому, как святитель Николай. «Блаженны алчущие» правды и истины, но не своей, а Божией. Устремляющиеся в этой жизни скорбей, утрат, болезней, бесприютности к единому источнику – Богу, чтобы насытиться милостью Божией и радостью любви совершенной. И в день скорбей наших мы, как когда-то пророк Давид, Бога взыскуем, и просим Его помощи, и в молитвенном стоянии пред ним и его святыми не обманываемся в надежде на молитвенную помощь святого помощника Николая. «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4: 15–16). Как часто приступают к нам по нашей греховной жизни сомнения, маловерие, уныние, отчаяние, и мы забываем милость и благодать Божию. И в этой ночи душевного мрака и отчаяния, как когда-то царь и пророк Давид молившийся: «Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой», и мы, молясь Господу и призывая святого угодник Божия себе в помощь, утверждаемся в непреложности Божиего промышления о мире, о его чудесном, непостижимом уму, но так понятом сердцу сопровождении нас на путях жизни. Будем хоть мало подражать святому Угоднику. Если у нас нет золота, нет даже достаточно денег, чтобы подать нуждающимся, то дадим им наше сочувствие, не будем умножать их скорби. Не будем спешить осуждать их, будем просить им, а не себе б о льшей милости. Если не имеем административной власти над другими, то будем властвовать над собой, не будем гневливы, раздражительны, завистливы, неприязненны, предвзяты и неблагодарны. Будем уважительны и к старшим, и к младшим, и к ровесникам своим. Не будем превозноситься над ближними, которым мы досаждаем каждый день.

http://pravoslavie.ru/75965.html

Блаженный Иероним, описывая египетские киновии замечает, что хотя пост в них был одинаковым весь год, расписание трапезы изменялось «с Пятидесятницы вечером, дабы сохранить этим церковное предание… " 144 . Молитвенное правило усиливается в дни праздников и, наконец, самые первые описания уже специфически монашеского богослужения не оставляют никакого сомнения в том, что основой его остается тот общий устав или структура, которая засвидетельствована и более ранними, до-монашескими памятниками и которая, в последнем итоге, восходит, как мы уже знаем, к первохристианской и иудеохристианской lex orandi. Второй элемент состоит в том нарочитом ударении, которое монашество поставило на молитву и псалмопение. «Любовь к псалмопению родила монастыри» заметил бл. Августин. Конечно, заповедь о постоянной молитве не была новой в христианстве. «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5, 17 ) – тут тоже монашество было продолжением первохристианской традиции. Но новой была идея молитвы, как единственного содеражания жизни, дела, ради которого и нужно отделение, отречение от мира и от всех его дел. В ранне-христианском понимании ее, молитва не противополагается жизни и составляющим ее занятиям, она пронизывает жизнь, она состоит, прежде всего, в новом понимании и жизни и этих занятий, в отнесенности их к центральному объекту веры – к Царствию Божьему и Церкви. – «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека» ( Кол. 3, 23 ). – «Итак едите ли, пьете ли, или иное, что делаете, все делайте в славу Божию… ибо Господня земля и что наполняет ее… ( 1Кор. 10, 26, 31 ). Поэтому – «молитесь во всякое время духом» ( Еф. 6, 18 ). Молитвой проверяется, освящается, судится дело, но она не противопоставляется ему. Но монашество было уходом от жизни и ее дел ради молитвы. Оно укоренено было в опыте эпохи, когда первоначальное и эсхатологическое устремление христиан, делавшее возможным это простое отнесение всякого дела к «Дню Господню», начало усложняться, колебаться, меняться. Ибо, как это ни кажется странным с точки зрения современных категорий христианской мысли, но именно это ясное эсхатологическое различение двух эонов – Царства – Церкви и «мира сего» делало простым отношение первых христиан к жизни в «мире сем».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Блаженный Иероним, описывая египетские киновии замечает, что хотя пост в них был одинаковым весь год, расписание трапезы изменялось «с Пятидесятницы вечером, дабы сохранить этим церковное предание…»  . Молитвенное правило усиливается в дни праздников и, наконец, самые первые описания уже специфически монашеского богослужения не оставляют никакого сомнения в том, что основой его остается тот общий устав или структура, которая засвидетельствована и более ранними, до–монашескими памятниками и которая, в последнем итоге, восходит, как мы уже знаем, к первохристианской и иудеохристианской lex orandi. Второй элемент состоит в том нарочитом ударении, которое монашество поставило на молитву и псалмопение. «Любовь к псалмопению родила монастыри» заметил бл. Августин. Кончено заповедь о постоянной молитве не была новой в христианстве. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17) — тут тоже монашество было продолжением первохристианской традиции. Но новой была идея молитвы, как единственного содеражания жизни, дела, ради которого и нужно отделение, отречение от мира и от всех его дел. В ранне–христианском понимании ее, молитва не противополагается жизни и составляющим ее занятиям, она пронизывает жизнь, она состоит, прежде всего, в новом понимании и жизни и этих занятий, в отнесенности их к центральному объекту веры — к Царствию Божьему и Церкви. — «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человека» (Кол. 3, 23). — «Итак едите ли, пьете ли, или иное, что делаете, все делайте в славу Божию… ибо Господня земля и что наполняет ее… (1 Кор. 10, 26, 31). Поэтому — «молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18). Молитвой проверяется, освящается, судится дело, но она не противопоставляется ему. Но монашество было уходом от жизни и ее дел ради молитвы. Оно укоренено было в опыте эпохи, когда первоначальное и эсхатологическое устремление христиан, делавшее возможным это простое отнесение всякого дела к «Дню Господню», начало усложняться, колебаться, меняться. Ибо, как это ни кажется странным с точки зрения современных категорий христианской мысли, но именно это ясное эсхатологическое различение двух эонов — Царства — Церкви и «мира сего» делало простым отношение первых христиан к жизни в «мире сем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших. Бог — Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне. Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им. Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни. Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Это стихи из 117-го псалма, который предназначался у евреев для пения в праздники, в знак благодарности народа Богу за Его милости. В них — пророчество о пришествии Мессии, Его полной преследований жизни, смерти и Воскресении. Этими словами когда-то встречали Иисуса Христа, когда Он входил в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Ими встретят Его и во Второе Пришествие (Лк 13:35). После ветхозаветного пророчества поется тропарь — песнопение, в котором кратко выражается смысл праздника, и читаются кафизмы. В современной богослужебной практике они часто сокращаются, а то и не читаются вовсе. Однако кафизмы — это возможность посмотреть на псалмы с другой стороны: не как на молитву, а скорее как на назидание или молитвенное размышление. Это еще и возможность насладиться ветхозаветной поэзией. Может быть, поэтому во время чтения кафизм даже разрешается сидеть. Полиелей — весть о Воскресении Христа После чтения кафизм Царские врата открываются, зажигаются все светильники и начинается самая торжественная часть Утрени — полиелей. Хор поет избранные стихи из 134-го и 135-го псалмов с припевом «Аллилуия», «яко в век милость Его», где Бог прославляется как Творец и Промыслитель за многие милости к человеческому роду. Слово «полиелей» и переводится как «много милости» (от греческого слова «поли» — много, и «елеос» — милость). Елеем также называется масло для светильников и лампад, которые особенно много зажигали в этот момент Утрени.

http://blog.predanie.ru/article/utrennee...

В моей совести звучат слова Господа, изреченные за 2300 лет до нашего времени чрез одного из великих пророков: " О тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов, и говорят один другому, брат брату: " Пойдите, послушайте, какое слово вышло от Господа " . И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и слушают слова твои, но не исполняют их, ибо они в устах своих делают из этого забаву, и вот ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий: они слушают слова твои, но не исполняют их " (Иезек. 33, 30-32). Не то же ли происходит и с нашею проповедью, с нашими пастырскими беседами, поучениями? К нам, проповедникам, приходят послушать, как ходят на концерт, в театр; бывает, что и умиляются нашим словом, но как только вышли от нас, так и забыли то, что слышали... Душа болит, когда сознаешь эту бесплодность проповеди, это удивительно равнодушное отношение нынешних христиан к делу своего спасения! Но не быть же нам и отступниками от Христа. В нас еще не совсем погасла совесть. Надо возжигать этот светоч божественный. Пусть он горит и светит нам все ярче, все животворней! Вот он ярко осветил наше сердце, все наше духовное существо, во дни говения. Не давайте же ему гаснуть. Поддерживайте этот священный огонек. Чем, как? Прежде всего - ежедневною молитвою. Увы, я знаю, что многие, считающие себя образованными, именующие себя православными христианами, не только не читают, но и не знают всех утренних и вечерних молитв! Дай Бог, чтоб из тех, кто будет читать эти строки, не было ни одного такого! Таким, именуемым православными, все некогда, все недосужно - им, видите ли, минута дорога: когда тут молиться - дела ждут! Вот если целые часы терять на празднословие, пересуды, чтение печатных простынь - это нужно, на это тратится половина жизни... А с Господом побеседовать, с святыми Божиими - времени нет, досуга нет! А хотим, чтобы Господь нас миловал, благословлял труды наши, сами же не хотим понудить, - как скорбно мне произносить это слово: понудить себя вместо того, чтобы сказать - иметь счастье - с Отцом Небесным побеседовать, Его благословения себе на грядущий день. Его покрова на наступающую ночь испросить!.. Положим же за твердое, неотменное правило: читать, утром и вечером хотя по три молитвы: ведь на это только несколько минут нужно будет уделить. Садясь за обед и ужин, принимаясь за дело, хотя крестным знамением себя ограждать, хотя мысленно к Богу обращаться. Видите, для начала христианской жизни надо же поставить себя в присутствие Божие, а это и совершается чрез молитвенное обращение к Богу. Надо заставить себя делать это, приучить себя, сделать это насущною потребностью сердца. Ужели и на это воли недостанет? Ужели и тут ложный стыд нас удержит? Как же после этого требовать, как желать и ожидать, чтоб совесть наша не погасла?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

В Священном Писании неоднократно Господь дает рекомендации о том, как надо молиться. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Не примирившись, не простив человеку от всей души, от всего сердца, молиться бессмысленно и бесполезно. И третье условие истинной молитвы – смирение. Без смирения молиться нельзя. Господь в Евангелии приводит пример ложной молитвымолитву фарисея (см.: Лк. 18: 10–12), который молился без всякого смирения, не оставив долгов ближним, потому что раз он осуждает ближних, значит, его отношение к ним было, мягко говоря, не любовное, значит, он не оставил какие-то свои обиды на ближних. И такая молитва, естественно, Господом не приемлется. Мы видим, что человек молился с гордым сердцем, хотя и вроде бы благодарственной молитвой («Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди…»). Без смирения молиться нельзя Пример истинной молитвымолитва мытаря (см.: Лк. 18: 13), который не мог поднять очи на небо, молился, бия себя в грудь, только и мог произнести: «Боже, милостив буди мне, грешному». Недаром утренние молитвы с этого и начинаются – для того, чтобы мы правильно настроились на всё последующее молитвенное правило. Когда мы говорим с сердцем, примеренным с Богом и людьми, начинается наша молитва. Молитва фарисея, который молился с чувством гордости, без смирения, – это прямая дорога к прелести. Мы неоднократно встречаем в житиях святых, знаем по опыту Церкви, что такое прелесть: у человека начинались видения – прельщение бесовское, а он принимал эти видения за действие благодати Божией, принимался с ними беседовать, и это всё больше и больше разрушало его отношения с людьми, ибо он считал себя не похожим на прочих – «хищников, прелюбодеев и грешников», так как «общается» с Самим Богом, с ангелами… Эта гордость заводила в страшное помрачение. Вот что бывает, когда человек молится неочищенным сердцем, имея гордыню. Как мы знаем, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5: 5). А мы и просим в первую очередь благодати в молитве, даров Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/97087.html

В то же время интересен образ Марии – ее привлекало само Слово Божье. А человек, который воспринял Слово Божье, евангельскую проповедь и является носителем евангельской добродетели в своей жизни – это уже миссия в этом мире. «Иной раз безмолвие – красноречивее многословия» – Имеют ли женская миссия и служение ограничения? – Слова «… а учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:11-15) из Послания апостола Павла к Тимофею – послания пастырского – тоже касаются внутренних правил молитвенных собраний, а не общей концепции женщины в Церкви. В контексте этой главы говорится и о внешнем виде женщины, и об украшениях, и ее поведении. Другое дело, что часто эти слова используют как ссылку на безупречно авторитетный источник. Например, когда мужу надо заставить жену замолчать. Поскольку полнее эта фраза звучит «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Но при этом, как правило, муж не очень хочет вспоминать слова того же автора: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25,28). Да и вообще, если уже дело дошло до семейного конфликта, то возникает вопрос: «Неужели все библейские предписания являются руководящими правилами в жизни самого мужа?!» А в семье, где верующая жена и неверующий муж, именно женщина может своей жизнью, своим примером не то что уговорить и привести мужчину в Церковь, а пробудить его к вере. «Ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 1:14). И это лучшее назидание и миссия. А Церковь – это тоже семья. Иной раз безмолвие бывает более красноречивым, чем многословие. И зачастую без слов, но личным примером можно объяснить и доказать больше. Протоиерей Александр и матушка Екатерина Немчиновы «Видимо, не всё так безусловно…» – А как же женщины, которые выбирают своей профессией работу со словом? Что делать женщине с даром говорить и писать? Насколько она может реализовать себя в Церкви и рассчитывать на поддержку?

http://pravmir.ru/molchat-li-v-tserkvi/

В этой молитве мы просим у Бога, чтобы Он дал нам понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило во славу Божию, на утешение родителям и на помощь нашим ближним. Чем мы можем утешить наших родителей? Хорошими успехами в учении, скромным поведением, послушанием и вниманием к ним. Перед учением, как и перед любым делом, вместо этой молитвы можно произносить молитву «Царю Небесный». Молитва после учения Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего. Благодарим Тебя, Создатель, за то, что ты удостоил нас милости Твоей, чтобы внимать учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение. Домашняя и храмовая молитва Хороша молитва дома, а в храме лучше. Наш народ всегда любил, знал и ценил богослужение, церковные напевы и чтения. Ребята часто в храме скучают, потому что не понимают смысла читаемого и просто устают стоять на месте. Что же, ради Бога нужно немного и потерпеть. Для отдыха можно присесть в некоторые моменты службы. Только шуметь и разговаривать в храме нельзя. Особо важные службы во время Великого Поста, Пасхи, больших праздников. Старайся запомнить и сохранить их в своем сердце подольше. Каждый год они приносят в нашу душу что-то новое, обогащают нас духовно. Ведь все праздники – это воспоминание нашего спасения, принесенного нам Христом, как же не знать, не любить их! При домашней молитве хотя бы некоторую часть молитвенного правила желательно читать всей семьей. Но есть у каждого из нас и своя особая молитва. Правило для нее дал Сам Спаситель. Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6, 6 ). Затворенная дверь в комнате означает не только то, что нельзя молиться напоказ, для людской похвалы, но и то, что душа наша не должна отвлекаться на земные помыслы и заботы. Помни, что искреннее и горячее прошение твое Господь слышит. И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21, 22 ). Однако, если мы просим ненужное или даже вредное по незнанию и непониманию, то Апостол говорит так: просите и не получаете, потому что просите не на добро ( Иак. 4, 3 ).

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Вернемся к евангельской притче. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Под вдовой изображается наша душа. В древности вдовы были беззащитны, их каждый мог обидеть, и у них не было никакой возможности отстоять свои интересы. Наша душа так же беззащитна. Кроме того, под вдовством нашей души можно подразумевать и то, что она не состоит в браке, то есть лишена благодати, поэтому нашими душевными свойствами равно являются и одиночество, и беззащитность. Под соперником нужно понимать либо грех, либо самого диавола, того, который вводит нас в грех, угнетает, порабощает себе. Господь нас не защищает, хотя мы многократно приходим к Нему, молимся. Однако если даже этот несправедливый приточный судья, который не боится ни Бога, ни людей, все же сжалился над вдовицей, желая избавиться от ее посещений, просьб, вынес справедливый приговор и защитил ее, то тем более Бог должен защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь. Обратите внимание на то, что здесь уже ясно сказано о непрестанной молитве: вопиющих к Нему день и ночь. Так мы и должны молиться. Избранный есть тот, кто день и ночь вопиет к Богу. Он будет защищен и спасен Богом от соперника, то есть диавола, желающего его погубить. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре, – говорит Спаситель. Нам кажется, что Бог медлит защищать нас, но по сравнению с вечностью и нашим малым усердием, это – скорая защита. Если человек не поддастся, перетерпит это мнимое промедление, будет уповать на Бога и молиться, несмотря на невыносимые душевные скорби (иногда человеку кажется, что он уже на грани падения, отчаяния, что грех его вот-вот победит), тогда этому терпеливому молитвеннику вскоре подается защита от Бога. Но много ли таких людей, которые имеют веру в то, что нужно усердно, непрестанно молиться даже в период самой тяжкой душевной скорби и что Господь их не оставит и в конце концов поможет? Как правило, мы некоторое время молимся, потом впадаем в нерадение и начинаем относиться к молитве Иисусовой в лучшем случае как к обязанности. Это значит, что мы теряем веру в то, что Господь нам обязательно поможет, как бы долго и тяжело ни проходила наша борьба.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Верующему все возможно», — сказал Сам Господь Иисус Христос. И еще сказал: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет». У читающего Евангелие может сложиться впечатление, что для верующего возможно все, чего бы он ни пожелал. Нужно передвинуть гору — помолись с верой, и гора подвинется. Нужна работа — помолись, и она непременно появится. Хочется избавиться от надоевшей болезни — только помолись... Однако горы почему-то переставляются очень редко — всего несколько примеров есть в житиях святых. И молитвенные просьбы Господь не всегда исполняет... В чем дело? Разве Спаситель сказал неправду? Или вера наша не такая? Первое правило при чтении Священного Писания: неясные и спорные отрывки следует толковать в связи со всем Писанием, в контексте всего Писания. Если сложен для понимания вопрос об исполнении молитв, то уместно вспомнить, что ещё говорит Писание на эту тему. Первое же, что приходит на память, это слова апостола Иакова: Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4, 2–3). Обладаем ли мы знанием, что для нас — добро, а что — во вред нам? Очевидно, что утвердительный ответ на этот вопрос будет слишком самоуверенным. Мои мысли — не ваши мысли, говорит Господь (Ис. 55, 8). Так, задача молящегося — стремиться узнать Его мысли, Его о себе волю, а не навязывать Богу собственный сценарий. Одной твердокаменной уверенности, что Он может всё, для молитвы недостаточно. Знание воли Божией не означает прозрений будущего. Скорее, речь о том, чтобы стать истинно Божиим человеком и предаться в Его руки настолько, чтобы действовать согласно с Его волей. Апостол Павел писал: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Значит, чтобы познавать волю Божию, нужно жить не так, как мир велит, но как Бог велит. Нужно преобразоваться обновлением ума, то есть так укоренить себя в Боге постом, молитвой, любовью, милосердием к ближним, чтобы сам ум у нас уже был новый — ум Христов. Тогда и сможем всегда просить у Бога только того, что согласно с Его волей.

http://pravoslavie.ru/49916.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010