Ежегодно, по расчету на 60 лет, 686 руб. 38 коп. Итак, вся сумма, потребная на полное научное критическое издание славянского текста Библии, в течение 60 лет потребует 1) на оплату научной работы…… 34.500 р. – к. 2) на типографские работы      ………..41.182 „ 80 „ 3) на подготовительные работы….5.000 „      – „ ------------------------------------- Всего…………….80.682 р. 80 к. За вычетом 5.000 руб., необходимых единовременно на подготовительные работы, остальная сумма 75.682 руб. 80 коп., разложенная на 60 лет, выразится в сумме 1.261 руб. 38 коп. ежегодной ассигновки, или 6.306 руб. 90 коп. в пятилетие. Если иметь в виду, что Св. Синод проявляет попечение об усовершенствовании или практическом приспособлении текста Библии к потребностям, главным образом, школы – разумеем, к сожалению, мало полезные для своего назначения издания Нового Завета на 4 языках, издания в 90-х годах славянского и греческого Паримийника – и что попечение это относится к одной из существенных обязанностей высшей русской церковной власти, можно надеяться, что Св. Синод не откажет принять на себя, на счет специального типографского капитала, расходы по печатанию первого научного текста Славянской Библии в исчисленном выше размере – 686 руб. 38 коп. в год. При таком условии показанная выше сумма ежегодного расхода в 575 руб. на научные работы по изучению и восстановлению величайшего религиозного, научного и национального памятника для высших наших законодательных учреждений – Государственной Думы и Государственного Совета, можно думать, не покажется обременительной. В соответствие с изложенным, практическое осуществление указанного здесь научного издания славянского текста Библии в общем может почитаться возможным при следующих условиях: 1. При С.-Петербургской Духовной Академии, согласно § 1, пункту 2 академического устава, учреждается Комиссия для научного издания славянского текста Библии. 2. В состав Комиссии входят, кроме соответствующих по своим занятиям профессоров и доцентов С.-Петербургской и других духовных академий, ученые специалисты из членов Императорской Академии Наук, профессоров русских университетов и вообще лиц, заявивших себя известностью в области изучения славянского библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

Из обстоятельств этой последней группы, уполномочивавших на односторонний развод, XXII-я новелла Юстиниана одно (ссылку in metalla) устранила совсем 252 , а бракорасторгающую силу двух других (безвестного отсутствия мужа на войне или неспособности его к телесно-половому сожительству) обставила более строгими гарантиями их неустранимости 253 . Несколько позже сделан был ещё новый шаг в том же направлении – и безвестное отсутствие перестало быть законным основанием для развода bona gratia 254 . Ещё более значительным сокращениям подвергся (в Nov. CXVII, с. 8–9) принятый было раньше список поводов к прекращению брака cum damno. Основательными причинами для такого развода здесь признаны лишь следующие: участие одного из супругов в заговоре против верховной власти или недонесение о нём, покушение на жизнь другого супруга, судебно-доказанное прелюбодеяние и обстоятельства, обычно сопровождающие adulterium или ведущие к нему, – в частности, для иска против мужа – попытка его склонить жену на прелюбодеяние, несправедливое обвинение её в этом преступлении и постоянная связь с посторонней женщиной, живущей в одном доме с законной женой или в том же городе, не прекращённая после двукратного увещания со стороны своих или жениных родственников; против жены – самовольное участие её в пиршествах или купанье с посторонними мужчинами, не вызванная необходимостью ночёвка не у себя дома и посещение театра или цирка без ведома и согласия мужа 255 . Сравнительно с упомянутыми ранее 256 постановлениями того же законодателя, количество бракоразводных поводов данной группы сократилось, таким образом, больше чем на половину 257 . Изложенными определениями юстинианова права ещё не закончились колебания византийского гражданского законодательства в урегулировании бракоразводных дел. Не вдаваясь в подробности, достаточно лишь упомянуть об „Эклоге» императоров-иконоборцев, с её несколько хвастливою попыткой сблизить законодательные нормы о разводе с содержанием евангельской заповеди 258 . Но всякий крутой и резкий поворот в эту сторону уже заранее был обречён на неудачу в том обществе, которое едва мирилось с осторожною уступчивостью знаменитого творца „новых заповедей», – и бракоразводное право исаврийцев скоро должно было уступить своё место вновь праву юстинианову, реставрированному в „Прохироне» 259 , „Василиках» 260 и отчасти в новеллах Льва Мудрого 261 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Подканцеляристов Копиистов Изложенное распределение дел подписали генерал-лейтенант Волков, ст. сов. Иван Тимофеев , полковник Д. Овцын, кол. сов. Иван Исупов и ассессор Артемий Козьмин 256 . Как видно из позднейшего дела, это распределение было произведено в связи со следующими обстоятельствами. 29 декабря 1737 г. Последовал В. указ составить каждой коллегии для себя инструкцию, подобно новой инструкции Камер-Коллегии, в которой обозначить 1) производящиеся дела; 2) чтобы не всякое дело решали все члены сообща, а некоторые дела единолично; 3) чтобы сокращены были в делах многоплодные выписки; 4) уничтожены излишние реестры и записки, которыми одна волокита наносится; и эти проекты представить прямо на утверждение, не дожидаясь остальных коллегий. В силу этого Коллегия Экономии приступила к составлению проекта, но не успела окончить, как по резолюции 25 апреля 1740 г. все заопределенные вотчины были отданы Коллегии Экономии. Тогда именно, 25 сентября 1740 г., дела Коллегии Экономии и были расписаны на 4 экспедиции. Затем 21 июня 1741 г. заопределенные вотчины снова были отданы духовным властям и проект инструкции вновь остановился. Между тем, 16 января 1742 г. по журнальному определению Коллегии Экономии ее дела были вновь распределены по экспедициям так, что под надзором полк. Овцыну постановлено было быть в Греко-Латинской Академии, сов. Исупову – богадельни, Хрущову – Госпиталь, Козьмину – Черно-грязский двор и пашня и синодальный житный двор. Затем 20 сентября 1742 г., по предложению прокурора Чаплыгина, состоялось новое распределение четырех экспедиций между названными четырьмя членами Коллегии Экономии без расписания самих дел. Поэтому такое, по настоянию Чаплыгина, и было выполнено 18 ноября 1743 г. 257 и осуществлено на практике 258 . Присутственное время в коллегиях и их канцеляриях было строго определено указами. Президенты и члены должны были являться к 8 часам утра и оставаться до 2 часов дня, а в случае надобности присутствовать еще с 4 до 7 часов вечера. Отсутствие или запоздание записывалось прокурорами или секретарями, а где прокуроров не было, в особые дневные журналы, которые в виде еженедельных ведомостей доходили даже до Государыни 259 . Секретари находились в канцеляриях с 8 часов утра до 10 вечера, сменяясь два раза – до полудня и после обеда 260 . За выход из присутствия раньше срока полагалось взыскание 261 . В 1738 г. велено было учредить в канцеляриях дневное и ночное дежурство секретарей или протоколистов, или регистраторов, или даже простых канцеляристов, где старших чиновников на это не доставало 262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Если уже вставлять непременно имя, то с большею вероятностью (почти даже наверное нужно заменить имя Зосимы именем Симона, так как в послании к сему последнему, которое помещено под 104, Геннадий сам свидетельствует: «да и к тобе если о Федк о двоеженц (дьяк) послал грамоту» (стр. 147, столб. 2, строк. 3-я сверху)). Грамота 101 тоже говорит о дьяке двуеженце, имярек (которое издатели затушевали). Ввиду всех изложенных обстоятельств я решился поступить так: 1) грамоту, усвоенную Феодосию Ростовскому, издать в конце XV в. под заглавием: неизвестного ростовского архиепископа; 2) грамоту к Зосиме перевести на имя Симона. Но вот что всего более меня затрудняет и в чем не оставьте меня советом: как поступить с посланиями, изданными в Актах под 97 и 98 и усвоенными митрополиту Геронтию? В подлиннике опять стоит роковое имярек. На самом же деле послания принадлежат исключительно митрополиту Ионе, под именем которого и изданы далее (по списку Царского) под 261. 2041 На беду, издатели не оговорили, что имя Геронтия выставлено прежде, над теми же посланиями, по догадке, напротив, прямо заметили: «Оба послания, писанные митрополитом Ионою к вятчанам, послужили образцом для Геронтиевых» (другими словами: обращены, в Синодальном списке, в безымянный образец и по догадке приписаны Геронтию). И я немножко сплоховал: открыл это печальное обстоятельство слишком поздно, т. е. когда дошел до посланий Геронтия; нужно было бы так или иначе раскрыть истину в легенде к посланиям Ионы 73 моего издания). А раскрыть истину или, что то же, вытравить ложный факт, вкравшийся в русскую историю (церковную и гражданскую), мне кажется, необходимо. Но как и где? В предисловии или в примечании к единственному посланию Геронтия, которое войдет в мой сборник? (Акты исторические. T. 1, 285. II). Преданнейший А. Павлов На Никитской, Шереметьевский переулок, дом князя Мещерского. 12 Высокоуважаемый Афанасий Федорович, По Вашему указанию перехожу за рубеж XV века с тем, чтобы идти вплоть до Стоглава. Насколько этим решением удлиняется путь к предполагаемой цели и вместе увеличивается объем 1-го тома издаваемых мною памятников, об этом можно приблизительно судить по прилагаемому при сем списку русских и греческих статей, стоящих на ближайшей очереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фактическим подтверждением этого может служить изложенное нами выше учение циников о безразличном отношении их ко всем внешним благам, не исключая и самого факта жизни. В данном случае, циники проповедуют совершенную апатию ко всему существующему, обнаруживая полное пресыщение и разочарование жизнью, совершенную надломленность жизненной энергии и чувства жизни. А поскольку циники к числу внешних вещей, к которым человек должен относиться совершенно безразлично, относят также и всех близких человеку лиц – родных, знакомых и друзей 257 ; поскольку, далее, они отрицали нравственное значение брака, считая его необходимым только для продолжения человеческого рода 258 и для удовлетворения половых инстинктов 259 , почему циники и проповедывали общность жен и детей, чем, конечно; уничтожались всякие прочные чувства супружеской и сыновней любви; поскольку, наконец, циники отрицали всякого рода патриотические чувства, считая своим отечеством весь мир 260 , почему они и не признавали существующих гражданских законов 261 , – постольку мы вправе утверждать, что, в частности, циники проповедывали и притупленность всех нравственных чувств, чувств любви и привязанности к людям, даже наиболее нам близким. Само собой понятно, что эта притупленность общего чувства жизни и интереса ко всему существующему с психологической необходимостью должна повлечь за собой и надорванность волевой энергии, подобно тому, как это же мы отметили и у позднейших киринейцев, а отчасти, и у софистов и у Сократа. И действительно, уклонение циников от общественных и государственных должностей и забот, их уклонение от брака и воспитания детей 262 , безразличное отношение к такого рода социальным вопросам, как, напр., к вопросу о рабстве, которое циники не считали ни благом, ни злом 263 , – все это может служить самым ясным доказательством того, что циники не обнаруживали никакой энергии, направленной к изменению и улучшению существующего порядка вещей – физического и нравственного, что, у них, естественно, вытекало и из их общего односторонне-интеллектуалистического и натуралистически-детерминистического миросозерцания. Правда, циники, по-видимому, заботились о том, чтобы примером собственной жизни и другим людям сообщить добродетель и сделать их счастливыми, почему циники и любили называть себя врачами, а остальных людей считали больными, как бы своими пациентами 264 . Но, во-первых, такая забота о счастье ближних совсем не мирится с только что нами изложенным учением циников о совершенном равнодушии их ко всем людям, даже самым близким нам, а, во-вторых, лечение циников, очевидно, должно было состоять только в том, чтобы и другим людям сообщить то же апатичное отношение ко всему существующему, какого придерживались сами циники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

синод подлинниками. 4) В случае каких-либо препятствий и затруднений доносить об оных св. синоду. Вместе с сим, предписать самому архиепископу Венедикту непременно и без малейшего замедления выполнить все требования командируемого по изложенным делам и с ним же донести о том св. синоду». 261 В этом указе заключались и программа действий для ревизора, и выговор и угроза для Венедикта, и боязнь синода, чтобы Венедикт не сделал какой-либо отчаянной выходки. Ревизором назначен был Антоний, ректор киевской семинарии, человек тонкий, хитрый, самостоятельный и твердый. Венедикт принял Антония не очень мягко и любезно; но он повел дело так ловко, что преосвященный исполнил почти все предписания синода, за исключением только двух, именно: 1) касательно вновь строящейся каменной церкви Олонецкого уезда в Верховском погосте и 2) возвращения в капитал Александровской церкви билета Сохранной казны в 1250 руб. асс., несмотря на то, что он в это время был очень нездоров, так что с ним делались припадки даже во время отправления богослужений. Так, 22-го июля, как рапортовал секретарь олонецкой консистории, случилось следующее происшествие с Венедиктом во время отправления им богослужения в кафедральном соборе: по освящении св. Даров, он упал на руки сослужащих с ним и потом спущен был на пол в полном архиерейском облачении и оставался в беспамятстве до прибытия медиков около 25-ти минут. Священнодействие докончил и положенный на этот день царский молебен совершил уже Антоний – ревизор. 262 Что же касается исполнения высочайшего повеления о неблагонадежных чиновниках, то Венедикт рапортовал и об этом синоду, но объяснил причину своей медленности поэтому делу чрезвычайно темно и уклончиво; впрочем, из этого рапорта можно было видеть, что он недоволен своей консисторией. «Возвратясь на епархию, писал он, в мае месяце 1847 г. и озабочиваясь тем, что около пяти минувших не имел я к служащим в консистории чиновникам личных по службе отношений, ниже непосредственных с ними занятий делами, поручал я для безошибочности своей рассмотреть это присутствием епархиальной консистории и дать мне отзыв свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассматриваемая книга так велика и так богата содержанием, так характерно, многообразно и многосторонне представляет во многих мечтах своего содержания саму личность автора, что краткою статьей нельзя ни обнять всего этого содержания, ни оценить книгу по достоинству. Сделаем возможное в этом отношении. После общего предисловия издателей о научном наследии преосв. Порфирия (стр. 1–4) и краткого очерка жизни и деятельности его (стр. 5–13), «Книга бытия» преосв. Порфирия в изданной части I-й содержит в себе из дневников его: а) «Поездку из Петербурга в Вену» в 1841 году (стр. 1–33); б) Поездку в Далмацию из Вены в 1842 году (стр. 34–102); в) По возвращении из Вены в Петербург пребывание в сем последнем, с 11 октября 1842 года и по 23 мая 1843 года (стр. 103–138); г) Путь из Петербурга в Сирию (стр. 138–214); д) Поездку по Сирии и Палестине в 1843 году (стр. 215–353); е) Пребывание в Иерусалиме в 1843–1844 годах (стр. 353–466); ж) Поездку по Галилее в 184 году с 23 февраля по 13 марта (стр. 467–582) и з) Пребывание в Иерусалиме с 27 марта и по 30-е апреля того же 1844 года (стр. 582–689). К этому издателями присоединены: переводы иностранных речений, встречающихся в книге (стр. 691–702), азбучный указатель не только «собственных», как сказано в заглавии его, но и многих нарицательных имен (стр. 703–774), а в конце приложена раскрашенная карта Палестины. Само собою разумеется, главнейшую и важнейшую часть содержания книги составляют дневники преосв. Порфирия, то полные и обстоятельные, в тот же или один из последующих записанные, а то краткие, перечневые (см. напр. стран. 153 и дал., 214 и дал., 222 и дал., 261 и мн. др.). Среди дневных записей там и сям встречаются специально и с особенною тщательностью обработанные отделы или прямо предназначенные к напечатанию и где-либо в свое время напечатанные (как напр. на стр. 108–114) известие о кончине и погребении митрополита Новгородского и С.-Петербургского Серафима) или настолько обдуманно составленные и систематически изложенные, что они могли бы с пользою быть тогда же напечатанными в любом духовном или светском повременном издании (как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О такой близости Верховного Существа к этому народу и особом божественном к нему покровительстве свидетельствуете тот необыкновенный, не встречающейся среди других народов факт, что вместо обычных ненадежных средств для исследования Божественных советов, именно –гадания по необыкновенным явлениям природы и прорицания на основании предчувствия – у Израиля есть действительное только – ему одному данное средство заранее узнавать решения и советы Божества. Именно, в нужное время, по требование обстоятельств, Дух Божий открывает потомкам Израиля, что совершит Господь во благо народа Своего 261 . Наконец, крепкая и грозная, как рог единорога, Божественная мышца еще яснее обнаруживается в исторической жизни Израиля. При приближении врагов он встает, как страстно привязанная к своим детям разъяренная сильная львица; он как сильный и страшный лев величаво выступаете на врагов с непоколебимым сознанием своей неодолимой силы. Подобно льву, пожирающему свою добычу и вылизывающему кровь из своих растерзанных жертв, Израиль не прекратит своей победоносной борьбы с вызвавшими его на бой врагами, пока не употребит добычу (богатство их) в свою пользу и не воспользуется трудами военнопленных. § 5. Третья притча Валаамова (Чис.23:25–Чис.24:9) Изложенное выше второе благословение, вышедшее из уст Валаама, еще более не понравилось Моавитскому царю: изображение духовного и политического могущества Израильтян выпуклыми чертами страшной для палестинских народов Египетской монархии разбивало в прах остатки надежды Моавитян на возможность ослабления неприязненных соседей магической силой слова Валаамова. Дважды обманутый в томительных ожиданиях пред глазами своих князей, Валак пришел в досадливое недовольство и, опасаясь, как бы Валаам увлекаемый нашедшим на него вдохновением не изрек еще большего в пользу Израильтян, властно сказал Валааму: «ни клясть, не кляни его, ни благословлять, не благословляй его» ( Чис.23:25 ). Такое заявление царя несомненно произвело тяжелое впечатление на Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Доказательством предыдущих построений может служить тот несомненный факт, что христианские ordines minores принадлежат к клиру (тогда как языческие служки – только служки), что поэтому для них также (еще и поныне), хотя и в меньшей мере, нежели Для ordines majores, действительны требования, предъявляемые к клирной личности и к клирному поведению. Сюда же ведет другой, столь же несомненный факт, а именно, что ordines minores мыслились изначально как предуготовительные ступени для священства. 283 Уже Римский епископ Корнелий, который впервые дает нам полное перечисление clericorum minorum (Евсев. VI, 43, 11) и годы юности которого падают на время образования ordines minores, прошел прежде, нежели стать епископом, все ступени церковного служения. 284 Эти факты исключают какое бы то ни было сравнение христианских низших клириков с языческими храмослужителями. Также и в ordines minores должны были приниматься только духовно настроенные личности потому именно, что ordines minores прежде всего предназначены к тому, чтобы быть школой образования для личности, которая делается духовной. Это вовсе не есть мысль, проистекшая из мудрых церковно-политических соображений Римского епископа (как полагает Harnack. S. 98), а мысль, необходимо данная вместе с происхождением, со всей историей развития христианских ordines minores, далеко отстоящих от языческого храмослужения. Первое церковное должностное лицо, положение которого определилось изложенными мыслями, был диакон, – конечно, создание древнехристианское, а не заимствованное от язычества. Как служитель при Евхаристии, он обязан был обладать духовностью, и в то же время его служение должно было стать школой его духовной личности (см. выше, прим. 261, 275). Поскольку именно эти самые мысли были перенесены также на остальных прислуживающих при Евхаристии помощников, постольку остается правильным старый взгляд, видевший в ordines minores дальнейшее развитие диаконской должности. Но, во всяком случае, эти другие прислуживающие должностные лица только отчасти вышли непосредственно из диаконата. Было уже замечено, что должность заклинателя и чтеца имела другое происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Именно так идея кармы формулируется у современника Оригена — языческого философа Плотина (см. Эннеады. III,II. О Провидении, 13). 214 Иероним огрубляет систему Оригена, когда, перечисляя оригеновы ереси, пишет: «бесчисленные миры следуют один за другим в бесконечные века… И когда все достигнут формы и меры равенства и новое воинство возвратившегося из ссылки народа явит в себе разумные твари, сложившие все остатки тел, тогда снова из иного начала возникнет иной мир иные тела, коими облекутся души, ниспавшие с неба — так что мы должны опасаться, как бы мы, ныне мужчины, не рождались впоследствии женщинами и что ныне девственница не стала непотребною женщиной. Вот что я признаю в книгах Оригена еретическим, а ты укажи, в каком его сочинении ты читал противоположное этому» (Иероним. Апология против Руфина. 2, 13). Во-первых, были книги, в которых Ориген писал противоположное изложенному. Во-вторых, Иеронимово опасение того, будто согласно с воззрением Оригена девственница станет блудницей, само порождено полемическим преувеличением. 215 Блаж. Иероним. Письмо 100. К Авиту. с. 265. 216 Ориген замечает, что в евангельской притче о богаче и Лазаре богач, уже помещенный во ад, в конце концов проявляет доброе чувство и сострадает своим братьям, заботится о них. Значит, по выводу Оригена, в аду все же бывают добрые мысли, а потому можно питать надежду на освобождение добра от зла, на то, что это семя добра не погибнет окончательно. см. Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. Киев, 1914, с.185. 217 Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 1, Минск, 1992, с. 382. 218 Рерих Е. И. Письма 1932-1955. Новосибирск, 1993, с. 142. 219 Рерих Е. И. Письма 1929-1938. Т. 1, Минск, 1992, c. 184. 220 Рерих Е. И. Письма 1932-1955. Новосибирск, 1993, с. 276 и 102. 221 См. Шапошникова Л. В. Неугасимый свет тернового венца//Рерих Н. К. Душа народов. М., 1995. 222 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 261. Понятно отсюда, что экзальтированное почитание рериховцами преп. Сергия оказывается на деле культом Кришны; имя преп. Сергия ведет их не к Евангелию, а к Бхагавадгите. 223

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010