«Аще корень свят, то и ветви», говорит Апостол ( Рим.11:16 ). Св. Церковь торжествует ныне день рождения Пресвятой Богородицы от святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Оба они происходили от знатного рода – старец Иоаким в колене Иудином имел родоначальника царя Давида, а благочестивая супруга его, Анна, была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова. Незадолго до Рождества Христова жили Богоотцы в обетованной земле, в городе Назарете, отстоящем на три дня пути от Иерусалима, городе бедном, незнатном и маловажном, так что Евреи не ожидали из него ничего особенного и говорили: «из Назарета может ли что добро быти?» ( Ин.1:46 ). А между тем здесь, по воле Божией, последовало рождение Пресвятой Богородицы, пребывание ее в доме Иосифа, Благовещение о пришествии Спасителя в мир, здесь провел Богочеловек первые тридцать лет своей земной жизни, так что это был как бы отечественный город Его, от которого усвоялось Спасителю мира название Назарянина. Незнатный до Рождества Пресвятой Богородицы какими-либо важными историческими событиями – Назарет пред очами Господа прославлялся великими делами благочестия и милости Св. Богоотец Иоакима и Анны, вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним, – изобилуя богатством вещественным, они ежегодно отделяли две трети своих доходов, одну – на Божий храм, а другую – бедным и странникам. Неотступно следуя всем правилам Закона Божьего, они, как исповедует Св. Церковь , и в законной благодати были так праведны пред Богом, что удостоились в преклонных летах породить младенца Богоданного – радость и спасение всему человечеству. А это значит, что чистотой и святостью они превосходили всех, чаявших тогда утехи израилевой. Иначе и быть не могло, ибо надлежало родиться от них Пресвятой Деве Марии, честнейшей херувимов, славнейшей без сравнения серафимов, родиться от таких праведников, которые могли бы оправдать на себе апостольское изречение: «аще корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). Мы и видим в Пресвятом младенце, Деве Марии, дитя прекраснейшее, святейшее с самой колыбели ее: небесный блеск выражался в Ее чистых глазах, божественный мир почивал на Ее блаженном лице. Все видевшие это дитя восхищались Им, радовались Им; им думалось, что они видят пред собою ангела, а не человека. Но гораздо прекраснее была, душа Ее. С первых дней она была подобна небесным духам и возбуждала в них радость о красоте будущей царицы небесной. И эту красоту душевную Мария навсегда сохранила, ни одно дыхание греха никогда не осквернило Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единственная проповедь 21 сентября - Рождество Богородицы 20.09.2011 454 Время на чтение 4 минуты МОЛИТВА Не оставь меня в час нужды, Светлая Дева Мария, Не оставь меня в час вражды, Не покинь меня в скорби И в радости не покинь. К Помощнице скорой Шагаю в песках пустынь, По улицам миллионных, Одетых в смог городов, Среди коробок бетонных И смрадных морских портов, Средь смокингов, лимузинов, Дворцов, зловонных трущоб... Гайд-парк, бульвар Капуцинов, Район московских «хрущоб», Литейный... К дверям собора Приближусь - среди святынь, Помощница скорая, Рабы своей не покинь! Наталия КАРПОВА, СПб, убита 5.02.1995 Если бы мне поручили произнести проповедь... Между прочим, был в древности такой обычай в египетских монастырях: собиралась изредка братия, приглашала какого-нибудь мирянина и просила его произнести слово поучения. Кем были древние египетские монахи? Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего православного монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам простого мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень полезен. Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить о Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде двунадесятых праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет меня. Что же именно? Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались бездетными. Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных семей, и вовсе не все они выбрали такую участь по доброй воле. Приглядитесь к этим семьям: они, конечно, своё горе напоказ не выставляют, но живёт оно в них, живёт... И даже не горе, а чувство вины. Именно вины, - хотя, казалось бы, в чём люди провинились?.. Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и размножайтесь!» - и этот завет остался в генах наших как непреложный закон. И если человек хоть немного, да старается жить по-Божески, то и к голосу этого закона он не может не прислушиваться. Надо иметь детей - это не только радость, но и долг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

К торжеству введения Пресв. Девы, как изображают это событие древние церковные предания, праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет своих родственников; собрали лик дев и приготовили многие свещи. Прибывшие из Назарета в Иерусалим благоговейно и торжественно шли к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с кивотом во храм Соломонов ( 1Пар.15 ). Ведомой во храм благочестивыми родителями девический лик предшествовал с горевшими свещами и пением; за нею с веселием следовали сродники, соседи и знакомые; первосвященник и священники с псалмами духовными сретили Пресв. Деву, будущую Матерь Архиерея великого. Иероним говорит «кругом храма, сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней, на каждой из сих ступеней пели один псалом священники и левиты, восходя к служению. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с нее дорожные одежды и по обычаю одели ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы в совершенном возрасте. Если Господь в младенчестве Девы явил ее величие, это предвещало уже, какова будет она». Все удивились, видя трехлетнюю отроковицу, так скоро на все ступени восшедшую, как бы совершеннолетняя. Архиерей Захария совершил дело необычайное и для всех удивительное: ввел отроковицу в самое Святое Святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному архиерею, однажды в год, и притом с очистительною жертвенною кровию, которую приносил он за себя и за грехи народа, и куда не только женскому полу, но и священникам запрещен был вход ( Евр.9:7 . Исх.30:10 ). Но Матерь Божия, по выражению предания, введена была во Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию, который древле с духовным веселием внесен был в Святая Святых ( 1Пар.15 ) в служил прообразованием Пресв. Девы Марии, одушевленного кивота, имевшего носить в себе Христа Бога. Первосвященник Захария, сын Варахиин, родитель Предтечев, пророк Божий, проразумевая будущее, ввел Пресв. Деву во Святая Святых, по таинственному Божию научению, быв тогда вне себя, Богом объят. И не только первосвященник, вводивший Деву, но и все, сопровождавшие ее при входе в храм Божий – ее родители, родственники и девы – объяты были Духом Божиим. Пресв. Дева вошла во Святое Святых не только однажды в день введения, но во все время пребывания своего во храме она невозбранно всегда входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику ( Лев.16:2 ). По словам Церкви: «Ангели, вхождение Пречистые зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во Святая Святых».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Введением Пречистой Девы Марии во Храм, после долгого ожидания обетования, начинается новое время, когда Сын Божий через Нее воспримет человеческую природу. Бог действует по благодати, не по хотению плоти и крови, как говорит Писание (Ин. 1, 13). С самого начала вера Пресвятой Девы — не просто плод человеческих усилий, но стяжание благодати и милости Божией, совершающей «вся во всех». Пречистая Отроковица — образ человеческого существа, которого коснулась благодать Божия и которое принимает этот дар с изумлением и благодарностью. Это становится основанием его жизни среди мрака земного существования. Все святые — свидетели побеждающей благодати Божией. Мы знаем это чудо победы благодати в конкретных личностях человеческой истории. И эти ступеньки Иерусалимского Храма — не есть ли образ того, как человечество шло в течение долгих веков к встрече с Богом? Святые праведные Иоаким и Анна — неслучайно их имена всегда звучат на отпусте — как бы от лица всех ищущих Бога людей передают свою Дщерь священнику для духовного воспитания. Свое единственное, драгоценнейшее Чадо — дар Божий за их деннонощные молитвы в течение всей жизни — они смиренно возвращают Богу. В доме Господнем, где Пресвятая Отроковица будет возрастать, Она будет иметь возможность принять сокровище Предания Давидова, которое передавалось от поколения к поколению. Придет время, когда от Нее в свою очередь будет учиться по человечеству Христос. Из Ее Материнских уст Богомладенец будет слушать с великим благоговением первые молитвы, которым Она будет учить Его, как только Он начнет произносить первые слова. Какое богатство любви будет исходить из Ее сердца, исполненного благодати! Задумаемся сегодня, как мы участвуем в жизни святого человечества. Мы также приняли несомненный дар веры от многих наших предков, которые хранили его и передавали как сокровище из рода в род. И мы имеем радостный долг сохранить это достояние, чтобы передать его другим. В наше время, когда идет открытая война против Церкви и против семьи, мы должны изо всех сил беречь и стараться умножить то, что нам дано. Замысел врага рода человеческого очевиден: создать разрыв между поколениями в надежде, что старое поколение вымрет, а новое удастся растлить. Мы должны сделать все, чтобы наша Церковь сохранила в неповрежденности тайны веры: «золото получил, золото передай». И чтобы присутствовал в наших христианских семьях дух молитвы и любви.

http://moral.ru/svyaz/

Оцерковление – наше спасение. «Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище: людие веселитеся». (Стихира Входа во храм Пресв. Богородицы). «Днесь храм одушевленный и Великого Царя» – Пречистая Отроковица Мария – входит в храм Господень во Иерусалиме для того, чтобы «Тому (то есть, Господу) уготоватися в Божественное Жилище: людие веселитеся!» – так, радостно, призывая всех к веселию, поет Св. Церковь в день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемого 21 ноября по нашему православному календарю. Это было исполнение обета над Пречистой Отроковицей Марией – обета, который дали ее благочестивые родители св. праведные Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и глубоко скорбя об этом, они слезно молили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Богу. Молитва их была услышана. Господь даровал им дитя – Отроковицу Марию, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень. По особому откровению Божию, сам первосвященник Захария встретил Пречистую Отроковицу и ввел Ее во Святая-Святых, это таинственное обиталище славы Божией, куда и сам он мог входить лишь однажды в год, а более – никто из смертных. Сами Ангелы поразились необычайностью этого события, как поется об этом в праздничному песнопении: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая-Святых». Для чего все это было нужно? Для того, чтобы, воспитавшись во Святая-Святых, в этой таинственно-благодатной тишине храма, в постоянной ничем неразвлекаемой сердечной молитве, Она могла духовно созреть, дабы стать достойным сосудом воплощения Сына Божия – сделаться чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное рождение от Нее Божественного Искупителя Господа Иисуса Христа. Вот почему этот праздник считается преддверием праздника Рождества Христова, как бы открывая вход к нему, вследствие чего с этого дня мы на всех праздничных службах слышим радостное рождественское песнопение: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите». Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно говорится: «Днесь благоволения Божия предображение...  в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем  предвозвещает »...

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Похвальное слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Святителя Илии Минятия Кефалонитского Кто Сия проницающая аки утро ? ( Песн. 6:9 ). Ныне девственное торжество: девы, торжествуйте! Богоматерняя слава – матери, прославьте! Богоотеческое веселие – родители, веселитесь! Всемирная радость – все в мире да радуется! Вы, небесного священноначалия огнезрачные чины, вы, сладкогласные соловьи рая, воспойте сегодня неумолчными песнями рождество Девы! Радуйся ныне и ты, святейшая двоица, Богоотцы Иоаким и Анна. Не всегда одинаков вид неба: то оно покрывает свое ясное чело темными тучами, то опять показывается золотистое и светлое. Велика по истине была ваша печаль, велик и глубок ваш стыд пред людьми. Но, ведь, очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их ( Пс. 33:16 ). Ваша молитва услышана: вот какой радости и чести вы сегодня удостоились! Радости, – ибо у вас родилась Дщерь, Которая имеет соделаться обиталищем Божества и, как солнце, чистым престолом Царя славы; чести, – ибо вы удостоились войти в сродство с Самим Богом. И тогда как раньше вас поносили, как бесплодных и бездетных, теперь все почитают и уважают вас, как родителей Богоматери и всечистой девственной Дщери. А Ты, новорожденная Дщерь, богомудрая Мария, Которая должна родить Божественное Слово безначального Отца, породи ныне слово в устах моих, чтобы я мог по достоинству восхвалить Тебя. Как некогда Серафим взял щипцами уголь с жертвенника и, прикоснувшись к устам Исаии, очистил нечистый язык его – и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от олтаря, и прикоснуся устнам моим ( Ис. 6:6 ). – Так и Ты, клеще таинственная, носящая таинственный уголь Спасителя мира, Который есть Ипостасная Премудрость Отца, прикоснувшись нечистым и скверным моим устам, умудри их, чтобы они могли сегодня из различных похвал сплести венец, достойный пречистой главы Твоей. Ты, с преблаженной краткостью в одном единственном слове включившая все красоты витийства, чудесным Своим всемогуществом дай силу моему голосу и голос моему неразвитому языку, чтобы я мог беспрепятственно славить честное и святое Твое рождество. Недалекий по образованию и слабый по природе, я при всем том осмеливаюсь прославлять Тебя, надеясь на теплое Твое заступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду 3 декабря, 2017 Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2024 году 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы в 2024 году — 4 декабря Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню. Это намерение Иоакима и Анны — посвятить свою дочь Богу — стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии. При шествии в храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником. К крыльцу храма, по словам блаженного Иеронима, вело 15 ступеней — по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в храм священник Захария по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то — лишь однажды в год. Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.» Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц. Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.

http://pravmir.ru/prazdnik-vvedeniya-vo-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге " Необыкновенное путешествие Серафимы " " Горько признаваться, что отрок слабоват умом... " Рецензия на книгу для детей Тимофея Веронина " Необыкновенное путешествие Серафимы " Совсем недавно на прилавках православных магазинов и ярмарках появилась новая книга для детей Тимофея Веронина “Необыкновенное путешествие Серафимы”. Эта книга, великолепно изданная на прекрасной мелованной бумаге, снабженная яркими иллюстрациями, выпущена в свет Издательским Советом Русской Православной Церкви и одобрена известным московским пастырем протоиереем Николаем Ведерниковым, слова которого приведены на оборотной стороне обложки. В частности, отец Николай отмечает, что “автор не отступает от церковного предания и вместе с тем использует образы, питающие воображение ребенка… Книга вписывается в миссионерское направление”. Но я уверен, что уважаемый отец Николай все-таки не нашел времени для более детального ознакомления с текстом этой повести, иначе он отказался бы от своего напутствия! Что же за новая повесть перед нами? Открываем книгу, и сразу попадаем в настоящий мир “православного фэнтэзи”, так популярного среди определенного круга православных читателей в наше время. И все бы вроде ничего, ведь мы привыкли уже к тому, что Архангелы разговаривают между собой, сидя на крышах домов и строя свои планы на страницах романа мастера жанра – известной современной писательницы, и различные чудеса и видения в современной православной прозе тоже вроде бы не новость, но в повести Тимофея Веронина героями стали библейские персонажи – Спаситель, Пресвятая Богородица, святые Богоотцы Иоаким и Анна, святой праведный Симеон Богоприимец, Апостол Иоанн Богослов, святая Мария Магдалина, а также преподобный Серафим Саровский и другие. И вроде бы, действительно, автор знакомит юных читателей с православными праздниками в легкой и непринужденной форме, форме сказочного путешествия на “острова праздников”. И информация о праздниках в книге, правда, присутствует. Но как она подается маленькому читателю? Главная героиня повести, девочка Фима, лично общается со святыми (даже со Спасителем и Пресвятой Богородицей), присутствует при важнейших событиях Евангельской истории, описанных автором так свободно и непринужденно, что просто диву даешься!

http://azbyka.ru/fiction/neobyknovennoe-...

Скачать epub pdf ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 ноября/4 декабря) Тропарь (глас 4) Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. Кондак (глас 4) Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий 34 , в IV веке – блаженный Иероним , а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские . На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время. Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока. Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета – быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы «священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и светозарное обиталище» 35 . Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили много свечей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010