е. ко времени коронации. Небывалое торжество это продолжалось восемь дней. Прибыло множество латинского и униатского (польского) духовенства – до тысячи душ, множество почетных гостей, войска, – народу было до ста тысяч! Прибыли епископы, служили всенощные и обедни. Для коронации было избрано место на поле. Трудно передать весь блеск торжества. Все было разукрашено, освящено. Молитвословие сопровождалось громом пушечных выстрелов и музыкой. При пении молитвы «Под Твою милость» стотысячная толпа падала на колени и повторяла эти святые слова. По возложении корон, икону перенесли в храм, поставили на престол, и снова шли богослужения при громе пушек, трубных звуков и пр. Торжество закончилось на восьмой только день, 8 сентября 1791 года Почаевские монахи перенесли торжественно икону из братской трапезной церкви в новый храм Успения Богородицы, поставили ее на горнем месте, и в таком виде оставалась эта святыня до 1831 г., т. е. до того времени, когда Почаевская обитель снова перешла в полное ведение православных. Не могли католические монахи и вообще католики легко помириться с мыслью, что от них отошла Почаевская обитель, но сделать что-нибудь были бессильны. Распускали они, например, слухи, что икона сама оставила Почаев и перешла в католический монастырь. Число поклонников стало уменьшаться, так как и в самом деле иные поверили слухам, но проявление чудес от иконы скоро убедило в противном, и поклонники снова стали стекаться со всех сторон... Делали униаты попытки похитить икону, но все козни их легко раскрывались, злоумышленников постигала неудача, и слава о чудотворной иконе только увеличилась. Новые почести и украшения доставлялись иконе все больше и больше. Установлено чтение пред нею акафистов, сделан роскошный киот, а Святейший Синод разрешил завести особую книгу для записи чудес, от иконы этой совершаемых. Почаевскую Лавру посетил Государь Император Николай I и Государь Александр II, причем, как мы уже рассказали (гл. II), был пожертвован роскошный иконостас для Успенского храма, и для великой святыни чудотворной иконы Божией Матери нашлось то приличествующее место, которое она занимает и ныне. Переходим к изложению чудес от Чудотворной иконы Божьей Матери Почаевской. Чудес этих было так много, что не пересказать, конечно, всех. Совершались они в течение всего времени жизни обители: была ли эта обитель введении католиков или православных. Совершались эти чудеса на тех, кто обращался с искренней молитвой, а таких благочестивых людей всегда было много. Не все чудеса записаны, но и известных достаточно, чтобы видеть проявление великой благодати, почившей на обители. Поразительно было воскрешение сына помещика Ивана Жабокрицкого из переводов. Получивши и ранее исцеление болезни глаз, он скончался после второй, тяжкой уже болезни. Велико было горе родителей, но велика была и радость их, когда после молитвы к Пресвятой Богородице Почаевской, произнесенной бабкой умершего, умерший этот протянул руки и попросил есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40. Перевод преосвященного Иннокентия и назначение нового архипастыря В 1840 г. преосвященный архиепископ Иннокентий именным Высочайшим указом в 28 день января переведен на архиерейскую вакансию в епархию Орловскую. Минскому архиепископу Никанору повелено быть архиепископом Волынским и Почаевской лавры архимандриту. 184 Отделение третие. Преосвященный Никанор архиепископ Волынский, потом Варшавский и Новогерогиевский, член Святейшего Синода, священно-архимандрит Почаевской Успенской лавры и управляющий Волынской епархией (1840 – 1848 гг.) 1. Свидание ее с преосвященным Иннокентием в лавре Преосвященный архиепископ Никанор прибор в Почаевскую лавру в первых числах марта месяца. Предместник его преосвященный Иннокентий, по своему болезненному состоянию, еще не мог выехать к месту своего назначения, и еще недели три оставаясь в Почаеве, имел случай передать своему преемнику обстоятельное сведение о состоянии обители и монастырской братии. 2. Предметы, на которые обращено внимание преосвященного Никанора Железная крыша, как на большой церкви, так и на других зданиях, наскоро сделанная при преосвященном Иннокентии, требовала в некоторых местах переделки. По повелению преосвященного Никанора, куплено в Киеве на этот предмет 187 пудов листового железа, и крыша надлежаще исправлена, и вся и а всех монастырских зданиях в 1840 году покрашена вновь. Получив донесение от лаврского благочинного, которым был тогда иеромонах Серапион, – что братия неисправно ходят в церковь , стоят не на клиросе, а в ризнице, или, по углам в церкви и при кружке, дабы им удобнее было безвременно выходить из церкви, преосвященный Никанор сперва поручил наместнику объявить в трапезе тем из братии, которые допускают себя к этому беспорядку, его неудовольствие. Но, когда эта кроткая мера со стороны архипастыря, не прекратила подобных отступлений от общего порядка: то в 1841 году преосвященный Никанор дал предложение духовному собору, о подтверждении братии за подписками: чтобы они непременно на всех богослужениях и во всех церквах становились в одном приличном месте – на клиросах, и отнюдь не становились в толпе народа и не ходили без надобности по церкви, исключая лиц, определенных для исполнения служебных треб, – чтобы о преступающих это распоряжение немедленно было ему доносимо, – чтобы братии было известно, что только болезнь, командировка и другие важные обстоятельства будут принимаемы в уважение не бытности в церкви на богослужении. Притом велено братии объявить в трапезе, чтобы все иеромонахи и иеродиаконы облачались на молебное пение в высокоторжественные дни и в субботу на акафист, под опасением взыскания, в случае не бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Свято-Успенская Почаевская Лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенская Почаевская лавра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в городе Почаеве Тернопольской области. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры в Украине. В лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Явление Богородицы на Почаевой горе Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери. Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство. Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Вспоминаем архимандрита Амвросия (Юрасова) 12.01.2021 14:21:11 Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2020/12/21/21-00 Приветствую вас, дорогие братья и сестры. В эфире радио «Радонеж» ведущий иеродиакон Елеазар Титов и протоиерей Сергий Успенский. Первый раз я выхожу в эфир после затяжного перерыва, связанного с переходом нашего духовника, архимандрита Амвросия - нашего духовного отца в мир большинства. Вести без батюшки передачу немного непривычно. Батюшка стоял у истоков радиостанции «Радонеж» вместе с Евгением Никифоровым. Это их дело, и нам его надо продолжать. Сегодня так получилось, что отец Сергий был первым келейником у отца Амвросия, а я был последним келейником у батюшки. Мы с отцом Сергием будем вспоминать батюшку, тех старцев, отцов, которых с нами сегодня нет на земле, они уже в мире большинства. Но не помнить о них и не учиться у них невозможно. Отец Сергий, благослови. о. Сергий - Бог благословит. Уточню, моя фамилия Конобас. Успенский - по моему храму, где я служил 30 лет. В храм Успения Пресвятой Богородицы я попал по благословению отца Амвросия. Вся жизнь наша, и отца Елеазара, и моя - всё у нас было с благословения отца Амвросия. Я познакомился с батюшкой, когда мне было 16 лет, в 1977 году. Я сам киевлянин. У нас говорили, что в Почаевской Лавре есть старец, отец Амвросий. К нему едет много людей. Когда мы вознамерились с нашими братьями во Христе поехать в Почаевскую Лавру, то спросили, как там найти отца Амвросия. Нам ответили: очень просто, вы увидите множество людей и одного священника. За ним идет тысяча людей. Это и есть отец Амвросий. Мы его так и нашли, когда приехали. Батюшка выходил со службы, и тысячи людей окружали его. Это было грандиозное шествие. Только на следующий день я попал к отцу Амвросию на исповедь. Он меня с любовью принял и спросил, чем я занимаюсь. Отвечаю, что только окончил школу в Киеве. На что он ответил: так оставайся в Почаевской Лавре. И так с его благословения я и остался в Почаевской Лавре, стал помогать батюшке. Передавал записки, вел работу, которую батюшке было тяжело вести. И впоследствии всегда был с ним рядом. Господь меня так сподобил, что я видел огромное число чудес, которые совершались через отца Амвросия по вере людей. Этих чудес было так много, что надо писать о них книги. Потому что сказано: тайну цареву храни, а славу Божию поведай.

http://radonezh.ru/2021/01/12/vspominaem...

В октябре 1944 года военным трибуналом УНКГБ по Киевской области он был осужден по 58 статье, пунктам 8, 10, 11 Уголовного Кодекса Приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей. Местом отбывания срока был назначен Севвостлаг на Колыме, где непосильно трудились и погибали тысячи невинных, оклеветанных людей на золотых приисках. Согласно приговору, ему, как епископу Украинс кой Автономной Православной Церкви вменяли участие в контрреволюционной террористической организации, антисоветскую агитацию и антисоветскую деятельность. Опасность церкви по меркам того времени заключалась, во-первых, в «реакционно-религиозном» Православии, во-вторых, в политическом национализме. Следствие не доверяло Православной Церкви в целом и тщетно пыталось найти факты, порочащие Святую Почаевскую лавру. «Совсем молодым человеком я дал обещание в душе: никогда не идти против Родины и русского народа, который находится под Покровом Пресвятой Богородицы»; – говорил Владыка Вениамин на следствии 1944 года. «Я посвятил свою жизнь Церкви. В руках насельников Лавры никогда не было оружия, мы духовно вооружены. Я разделяю участь Православной Церкви в полной мере, хочу служить Богу и православному народу…» … «Я разделяю участь Православной Церкви в полной мере» - это внутренний выбор Владыки, сделанный давным-давно, еще в 1928 году, когда он пришел послушником в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Это был его выбор, сделанный и в 1943 году во время побега с немецкого поезда, вывозящего население оккупированных территорий на Запад. «Я разделяю участь Православной Церкви в полной мере» – означало в ХХ веке быть на Голгофе с Господом и Его последователями: епископами, священниками, иноками и верующими, расстрелянными и томящимися в заключении, на каторге и в ссылке. «Нас почитают умершими, но вот, мы живы…» (2 Кор. 6: 9) Жизнь Владыки Вениамина показывает, как вопреки всем материальным обстоятельствам Господь ограждает Свою Церковь и управляет Ею. Сколько раз архиерей находился в одном шаге от гибели и как часто Господь откликался на Его мольбы – знал только Владыка. Свидетельством великого милосердия Божия и ответной горячей любви Владыки к Господу были молитвенные слезы пастыря, неудержимо срывавшиеся во время Божественной литургии в Алтаре в последующие после ссылки годы служения .

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/24/...

Смотрите, в советское время работала такая мощная атеистическая машина, и ей не удалось закрыть Почаевскую лавру. Вспомните 1960-е годы, когда в период хрущевских гонений местные власти объявили нашей лавре настоящую войну – монахов силой вывозили в леса и поля, лишали прописки, сажали в тюрьмы и психушки, водой из брандспойтов заливали кельи. Но Матерь Божия не допустила закрытия, лавра устояла. Митрополит Почаевский Владимир (Мороз) – Ведь Почаевскую лавру не раз хотели поработить и турки, и татары, и униаты. – На стене Успенского собора изображен исторический эпизод: облога лавры, татары выпускают сотни стрел. Но над обителью является Пресвятая Богородица, и стрелы поворачиваются вспять, поражают захватчиков. Те обращаются в бегство. И это не сказка. Это реальное свидетельство заступничества Божьего. Событие это сохранено в летописях и других документах. А было вот что. В августе 1675 года Магомет IV, турецкий султан, вознамерился мстить Польше за нарушение Бучакского мира и за поражение при Хотине . Он отправил 50-тысячное турецко-татарское войско с конницей, под предводительством Нуреддина, султана татарского, чтобы учинить нападение на короля. Как обычно, татары оставляли после себя выжженную землю. И вот, на пути этого кровавого войска оказался небольшой и незащищенный православный монастырь Почаевский. Подступая к нему, турки уже сожгли окрестные строения, убили двух человек из братии и начали готовиться к штурму. С военной точки зрения, осада обители не представляла для них серьезной операции: монастырь в то время не имел ни крепостных стен, ни сторожевых башен, как это изображается на позднейших гравюрах, и за его деревянной оградой скрывалось множество мирных беженцев. Помощи ждать было неоткуда. Игумен обители о. Иосиф (Добромирский) благословил братии обратиться к единственной Заступнице – Матери Божией – и к блаженному угоднику Иову. Избавление Почаевской обители от нашествия турок в 1675 г. Литография XIX в. Лишь начали петь кондак, как над церковью явилась Царица Небесная с распростертым омофором

http://pravoslavie.ru/109672.html

Архив Пн Противники Украинской Православной Церкви препятствуют прохождению крестного хода в Почаев 25 августа 2023 г. 18:44 Противники Украинской Православной Церкви препятствуют прохождению крестного хода из Каменец-Подольского в Успенскую Почаевскую лавру . Как  сообщает  пресс-служба Черновицко-Буковинской епархии , пикетами встретили участников крестного хода жители сел Збаражского и Лановецкого районов Тернопольской области. «Крестный ход обходит села по полевым дорогам. В два-три раза увеличивая маршрут без еды, без воды. На все проклятия паломники отвечают " Христос Воскресе " », — сказано в сообщении от 24 августа 2023 года. По данным епархии, в крестном ходе участвуют 7 тысяч паломников. Ранее, 23 августа, участникам молитвенного шествия  не разрешили  пройти через г. Волочиск Хмельницкой области. По решению исполкома Волочисской терриориальной общины, активисты, депутаты и терроборона заблокировали вход в город и «рекомендовали» координаторам крестного хода пройти другим путем. В связи с действующим в стране военным положением Каменец-Подольская епархия   не участвует  в этом году в организации традиционного Успенского крестного хода в Почаевскую лавру. Паломники  начали  шествие 19 августа. С иконами и молитвенными песнопениями они преодолевают сотни километров пешего пути, чтобы 27-28 августа принять участие в престольных торжествах обители. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 12 апреля 2024 г. (30 марта ст.ст.) пятница Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р. Х.). Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXIX, 13–23 . На веч.: Быт. XII, 1–7 . Притч. XIV, 15–26 . Утреня только по Триоди. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». В конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь. 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6055803.ht...

Вениамин (Новицкий), архиепископ Будущий архиепископ Вениамин (в миру Сергей Васильевич Новицкий) родился 25 сентября 1900 г. в с. Кривичи Минской губ. В августе 1928 г. поступил в число братии Успенской Почаевской лавры. Принял монашеский постриг, в том же году пострижен в мантию, рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. С 1934 г. архимандрит. С 1936 г. настоятель церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы во Львове; благочинный православных приходов Галиции. С июля 1937 г. состоял в числе братии Успенской Почаевской лавры. В декабре 1937 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Об изменяемости канонов Православной Церкви». 15 июля 1941 г. хиротонисан во епископа Пинского и Полесского, викария Волынской епархии (в кафедральном соборе г. Луцка); хиротонию возглавлял митрополит Киевский Николай (Ярушевич) . Имел местопребывание в Успенской Почаевской лавре. С июня 1941 по 1943 г. находился на оккупированной немцами территории; вошел в состав епископата Автономной Украинской Православной Церкви. В августе 1945 г. Собором епископов 1942 г. Автономной Украинской Православной Церкви был избран епископом Полтавским и Лубненским. В сентябре 1943 г. при отступлении немцев из Полтавы возвратился в Успенскую Почаевскую лавру. В 1944 г. по вызову властей приехал в Киев и там был арестован. В 1945–1956 гг. в заключении в лагере на Колыме. 30 сентября 1956 г. участвовал в богослужении в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вместе с епископом Афанасием. С 22 ноября 1956 г. епископ Омский и Тюменский. С 1958 г. архиепископ. С 21 февраля 1958 г. архиепископ Иркутский и Читинский; в. у. Хабаровской и Владивостокской епархией. С 31 мая 1973 г. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. 14 октября 1976 г. скончался в Чебоксарах. 1. 2 апреля 1957 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Отвечая обер-прокурору Святейшего Синода князю Мещерскому, преосвященный Амвросий в своем отношении к нему, включив почти все теже самые предметы, сверх того присовокупил сведение о количестве наличных сумм и капиталов, принятых от базилиан и обеспеченных на недвижимых имениях, – о библиотеке, которую, по его мнению, надлежало оставить в лавре, – и наконец о том, что он присоединил и принял в число лаврской братии, Бонифратского провинциала некоего ксендза Иоанна Навроцкого, нареченного при присоединении Павлом, и ему, как человеку, по мнению его преосвященного, очень хорошему. Способному, преданному царю и отечеству, и весьма полезному для лавры, вверил лаврский архив, рассмотрение документов и все процессовые дела. Последствия показали, что поспешный преосвященного Амвросия отзыв о иеромонахе Павле был весьма ошибочным: прозелит этот, пользуясь лишним доверием к нему двух архипастырей, Преосвященного Амвросия и приемника его преосвященного Иннокентия, как подосланное орудие папистов, повредил много лавре, о чем мы еще скажем после. Отделение второе. Преосвященный Иннокентий епископ (впоследствии архиепископ) Волынский, первый священно-архимандрит Почаевской Успенской лавры (1832–1840 год) 1. Назначение его на Волынскую кафедру и прибытие в Лавру По Высочайшему повелению, с переводом преосвященного Амвросия в Нижегородскую епархию, в 1–й день февраля 1832 года назначено быть Волынским епископом и принять в управление Почаевскую обитель преосвященному Иннокентию, епископу Курскому. Он прибыл в Почаев 23 марта. Преосвященный Амвросий еще не выехал к месту своего нового назначения, и до половины апреля имел возможность передавать устно своему преемнику сведение как вообще о Почаевском монастыре, и сделанных уже по оному распоряжениях; так и в частности о своих проектах на будущее время. На другой день после своего приезда в лавру новый архипастырь 24 марта предложил Духовному собору немедленно донесть ему о целости всего монастырского имущества, сообразно с описями, составленными при передаче базилианами обители, и представить подробную ведомость о фундушах, денежных капиталах, по записям, или векселям и о всех доходах из каких бы источников оные ни происходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

После выселения из лавры в кон. 20-х гг. XX в. остался жить в Киеве вместе с мон. афонского пострига Виталием (Мищенко). В 1931 г. тяжело заболел и 8 апр. того же года был пострижен в схиму с наречением имени Кукша. После пострига стал поправляться и вскоре полностью выздоровел. В 1931-1933 гг. занимался печением просфор для ц. св. Ольги в Киеве. 13 марта 1933 г. К. был арестован вместе с большой группой лаврских монахов и послушников, однако в связи с отсутствием улик постановлением Киевского обл. отдела ГПУ от 28 июня того же года был освобожден. 3 апр. 1934 г. рукоположен во диакона, 3 мая того же года - во иерея. После закрытия ц. св. Ольги служил псаломщиком, затем священником в церкви Воскресенской Слободки в Киеве. Прп. Кукша (Величко). Рака с мощами (Успенский мон-рь, Одесса) Прп. Кукша (Величко). Рака с мощами (Успенский мон-рь, Одесса) 28 апр. 1938 г. арестован и 26 сент. того же года приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Отправлен в Соликамский лагерь в Пермской обл. Освобожден 5 мая 1942 г., определен к поселению под адм. надзор на 5 лет в одном из сел близ г. Кунгур. По истечении срока ссылки в июне 1947 г. вернулся в Киево-Печерскую лавру. В 1948 г. был назначен схиигуменом. Проживал в схимническом корпусе в Ближних пещерах. Нес послушание свечника и проводника по Ближним пещерам. К. пользовался большим уважением и известностью как духовный наставник и исповедник. Большое количество паломников стремились к нему за советами и назиданиями. 23 окт. 1951 г. был переведен схиигуменом в Почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру . Нес послушание у Почаевской иконы Божией Матери и совершал литургию в пещерном храме. К. посещало множество паломников, желавших попасть к нему на исповедь. С марта по апр. 1957 г. церковное священноначалие определило К. пребывать в затворе. В апр. К. был переведен в Крещатицкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской монастырь в с. Крещатик Черновицкой обл., где продолжал принимать паломников. В 1960 г., после закрытия черновицкого в честь Введения во храм Пресв. Богородицы женского монастыря , его монахинь перевели в Крещатицкий мон-рь, а монахов из Крещатицкой обители - в Почаевскую лавру. К. был переведен в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь . Осенью 1964 г. он тяжело заболел и 24 дек. того же года скончался. Во избежание стечения народа похороны состоялись в тот же день на монастырском кладбище близ Успенского храма. Могила К. пользовалась почитанием среди верующих, которые обращались к св. угоднику с просьбами о помощи и получали облегчение в скорбях и болезнях.

http://pravenc.ru/text/2462221.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010