Но как? В образе раба, тихий как жених, кроткий как агнец. Как капля тихая – на руно, как овца – на заклание и как агнец незлобивый, ведомый на жертву, так Он приходит, нося на Себе не только разумную, но и бессловесную природу человеческую, и на бессловесном сидя, научает людей не превозноситься, низлагая сильных с престолов и вознося смиренных, алчущих исполняя благ, и богатящихся отпуская ни с чем (ср. Лк. 1: 52–53 ), – имея спутниками у Себя только двенадцать человек, и то бедных, и чрез них-то созывая к Себе народы. Он-то и есть жезл, произросший из корня Иессеева (см. Ис. 11: 1 ), – Он, Кому, навстречу вышедши сегодня, еврейские дети предносят масличные ветви как Милостивому и вайями прославляют как Победителя смерти, говоря: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мк. 11: 9 ). Ибо что говорит Евангелист? И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу ( Лк. 19: 29–31 ). Ученики слово Слова приводят в действие: привели ослицу и осленка, покрыли их одеждами своими, и Иисус воссел поверх их (см. Мф. 21: 6–7 ). Противолежащее селение есть образ настоящей жизни: ибо сия жизнь была «против» Бога и далека от Него. Итак, когда Бог уже приблизился к этому селению, когда, воплотившись, Он соделался с нами Бог ( Ис. 8: 10 ; Мф. 1: 23 ), тогда Он и посылает двух учеников, то есть два Завета, привести к Нему два народа – ветхую ослицу, состарившуюся синагогу, и нового осленка, еще не наученный народ, – язычников. Слова противолежащее селение обозначают и то, что Господь послал освободить от наказания и призвать к небу и того (Адама), который поселен был «против» рая сладости, и видя которого, наконец, спасаемым, древние пророки, апостолы и священнопроповедники священнолепно выходят навстречу [Господу], Нисшедшему с горней высоты на вольное страдание в Сионе, и богоглаголивыми голосами своими, как бы одушевленными масличными ветвями, выражают похвальную песнь: благословен Грядущий во имя Господне! Что ты говоришь, [евангелист]? Видишь Сидящего на жалком осле, и восклицаешь: осанна в вышних! ( Мк. 11: 10 )?! Видишь зрак раба, а говоришь: во имя Господне ( Мк. 11: 10 ), Бог Господь (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   Видишь, чего требует от тебя Бог твой? Чтобы помнил ты благодать, которую получил, и не хвалился бы, как не получивший. Видишь, каким обещанием побуждает тебя к исповеданию. Опасайся, чтобы ты, противясь небесным повелениям, не впал в нечестие иудеев, которым Господь Иисус говорит: мы играли вам на свирели, и вы не плясали;мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.    Подло это слово, но не подло таинство. И потому надлежит опасаться, чтобы кто-нибудь, будучи прельщен простым толкованием слова, не подумал, что приказываются нам комедийные пляски и игры; ибо это не похвально и в юношеском возрасте. Повелевается же так плясать, как плясал Давид перед ковчегом Господним. Ибо все для благочестия творимое пристойно; почему не должны стыдиться всего того, что может служить к почитанию Христа.    Итак, проповедуется здесь не сладострастный некий пляс, но такой, которым каждый должен воспрянуть от лености и члены свои уготовить к благочестивым движениям; плясал духовно Павел, когда он, забывая о том, что позади, простирался вперед в честь Всевышнего. Так же и ты, когда приступаешь к крещению, получаешь совет воздевать руки и иметь быстрые ноги для восхождения к вечности. Такого рода пляс в согласии с верой и есть спутник благодати.    Это и есть таинство: мы играли вам на свирели, и вы не плясали, то есть не возводили душу к духовной благодати. Мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали, то есть не приносили покаяния. И потому оставлен иудейский народ, что не покаялся и отверг благодать; через Иоанна — покаяние, а через Христа — благодать. Эту последнюю дарует как Господь, а первое — проповедует как раб. Церковь хранит оба дара, да обретет благодать и не отвергнет покаяния; ибо благодать есть дар, покаяние же — врачевание согрешающего.    Знал Иеремия, что покаяние есть великое врачевание и для того в Плаче своем говорит об Иерусалиме кающемся: Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его. И далее прибавил: око мое изливает воды; ибо далеко от меня утешитель. Из этого видим мы, что Иеремия считал за несносное зло то, когда нет утешающего в скорби. Итак, для чего вы отнимаете утешение, когда не хотите ослаблять покаяния?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как хорошо послужить Господу Вседержителю от всего сердца, чем бы то ни было! Сколько за то награды человеку от щедрого Бога! Награда в тебе самом – в твоей совести, награда вне тебя – в благодарной памяти людей, но, что выше и дороже всего, – награда в памяти, в вечной памяти о тебе Самого Господа Бога и в вечном прославлении от Него на небесах! Вот пример из Евангельской истории. Однажды, когда Спаситель наш был в Вифании – в доме Симона прокаженного, к Нему подошла женщина со скляницей драгоценного мира, разбила сосуд и возливала Ему миро на голову, и помазала Ему ноги, который и отерла волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием от мира. Когда другие негодовали на трату драгоценного мира, Господь похвалил ее и сказал: доброе дело сделала она для Меня: возлиявши это миро на тело Мое, она приготовила Меня тем к погребению. Истинно говорю вам: где только будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала 166 . Это пророчество Спасителя, как видите, исполняется доселе во всем мире, везде, где есть церкви Господни; каждый год вслух всей церкви восхваляется ее похвальное усердие к Господу и будет восхваляться до скончания века. Так, возлюбленные, хорошо служить Господу от всего сердца, с великою любовью! О тебе сохранится память во все века до скончания мира! О тебе вечная память на небе; тебе вечная радость и слава на небе! Да еще и на земле тебе так бывает приятно, как не бывает приятно никому из людей, кои не служат Господу от всего сердца. Доказательством этому служат все святые – апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные и праведные. Послужили они Господу от всего сердца на земле – и из века в век прославляются они на земле; вечная слава им и на небе. Можно, возлюбленные, и нам – притом не раз и не два, а много раз делать дела, весьма подобные делам святых мироносиц и праведного Иосифа, и награды потому можно нам ожидать равной с ними. В Евангелии Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа есть весьма утешительные для нас, бесценные для нас, истинные, как ей и аминь – слова: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В своей хвалебной песни по случаю рождения богодарованного сына ( Лк.1:67 и дал.) священник Захария с восторгом говорит о посещении и спасении Богом Своего народа от руки всех ненавидящих его, а целью общественного служения Мессии он ставит служение пред Богом в святости и правде, прощение грехов и руководительство народом по пути мира и справедливости. А какой искренней и сердечной представляется благодарность престарелого Симеона за исполнение его надежды, когда он от всей глубины сердца восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля!» ( Лк.2:29–32 ), Как согласно звучало с этими словами Богоприимца Симеона и похвальное слово пророчицы Анны, этой восьмидесятичетырехлетней вдовы, когда она прославляла Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:36 и далее). И таких благочестивых, верующих, надеющихся душ, было, конечно, немало среди иудейского народа; на основании ветхозаветных пророчеств они твердо держались того убеждения, что уже должно быть близко к ним время спасения не только государственного, но и душевного, а что Ожидаемый ими должен явиться среди Своего народа как Искупитель, как Спаситель, как Свет мира и Слава людей Своих – Израиля! Знатные, каким был, например, «благообразный» советник Иосиф Аримафейский ( Мк.15:43 ), ожидали приближающегося Царствия Божия так же, как и представители простого народа – позднейшие ученики Иисуса Христа. И если от имени апостолов Петр торжественно исповедует своего Учителя: «Ты – Христос, Сын Бога живого!» ( Мф.16:13 и далее; ср. Мк.8:27 и далее; Лк.9:18 ), то этим высказывается лишь общая уверенность учеников, что уже исполнилось в лице их Учителя то, чего они давным-давно ожидали (Ср. Мф.14:33 ). Подобным образом Марфа ( Ин.11:27 ) и Нафанаил ( Ин.1:49 ) также исповедуют Господа как Христа, как Сына Божия, Царя Израилева. Даже когда искуситель в пустыне и изгоняемые демоны ( Мф.4:3, 6 ; Мк.3:11 и др.) говорят об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то этим они доказывают также только ту мысль, что таковым в то время ожидали Мессию многие из иудеев; они пользуются в этом случае лишь выражением, которое было тогда в народном употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Стремление к Царству Небесному и восхищение этого Царства еще в земной жизни не только похвально, но и очень важно. Но, вы спросите, что же для этого нужно? Неустанная работа над собой, над своей душой. Если гневаемся, укротим гнев кротостью и смирением. Если прилепляется сердце к вещам и богатству материальному, противопоставим сему чувству радение о богатстве духовном, обогатимся милостью и милосердием, помощью ближним, от всего сердца творимою. Господь обещает нам великое благо свободы от греховного рабства. Обратимся же ко Спасителю за помощью, свято веря в то, что Сын Божий многое может в доме Отца Своего, и если освободит нас, то истинно свободными будем. Аминь. Христос воскресе! Слово 60. О мужестве Христовых учеников. В субботу 4-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. ( Деян.12:11 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Преславное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа не могло не отразиться на дальнейшей жизни и мировоззрении ближайших учеников Его, которые открыто и дерзновенно подняли знамя бла-говестия, дабы возвестить всему миру Божию истину о вечной жизни и Царствии Небесном. То величайшее чудо и благословенное событие, которое совершилось на их глазах, в огромной степени укрепило веру святых апостолов и позволило им все жизненные невзгоды встречать со стойкостью и терпением. В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали об аресте апостола Петра и чудесном его избавлении от уз (см. Деян.12:1-11 ). Церкви Христовой в это время было нелегко, надвигалась новая волна преследований. Инициатором жестоких гонений выступал сам царь Ирод Агриппа I, который поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Нужно заметить, что вообще дом Иродов вошел в историю, запятнанным множеством злодеяний и убийств. Ирод Агриппа был внуком Ирода Великого, который искал убить родившегося Господа нашего Иисуса Христа, но, не найдя Его, истребил всех Вифлеемских младенцев. А дядя царя Ирода Агриппы — Ирод Антипа Галилейский — после известных событий приказал отсечь голову Иоанну Крестителю.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И Каин, когда был проклят Богом за братоубийство, «пошел», как сказано, «от лица Господня и поселился в земле Нод» ( Быт.4:16 ). Поэтому все, кто недостоин находиться в присутствии Бога, идут от Его лица. Однако святые и едят, и пьют «пред Богом», и все делают «пред Богом». И в обсуждаемом нами отрывке я вижу еще больше и скажу, что те, кто воспринял более полное знание о Боге и глубже проник в Божественные учения, даже если делают зло, то совершают его перед Богом и в Его присутствии, как бы говоря: «Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» ( Пс.50:6 ). Что же получает тот, кто делает зло перед Богом? То, что он сразу кается и говорит: «Согрешил я». Тот же, кто стремится скрыться от лица Бога, не знает, как обратиться и очистить свой грех покаянием. В этом и состоит разница между тем, чтобы совершить зло перед Богом и уйти от присутствия Бога после согрешения. 6 . Но, как мне видится, Иофор пришел к Моисею не бесцельно и отнюдь не напрасно ел хлеб со старейшинами народа израильского «пред Богом». Ибо он дает Моисею похвальный и полезный совет, чтобы тот избрал и назначил начальников народа, «людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих гордыню 21 » ( Исх.18:21 ). Ибо вожди народа должны не только быть людьми не гордыми, но ненавидеть гордость, иными словами, чтобы они не только сами были непорочны, но и ненавидели пороки в других. Я говорю, чтобы они ненавидели не людей, но пороки. «И поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе» ( Исх.18:12–22 ). Пусть вожди и старейшины народа слышат, что они должны судить народ всякий час и должны всегда без задержек вершить суд, улаживать споры, примирять враждующих, призывать к взаимному прощению живущих в раздоре. Пусть каждый уразумеет свои обязанности из Священного Писания . Сказано, что Моисей сам должен был заниматься делами Божьими и объяснять людям слово Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы рождены и воспитаны в мире, и потому опутаны многоразличными узами мира; чтобы порвать эти узы, Сын Божий пришел на землю, вооруженный мечом: не мните, яко приидох воврещи мир на землю ( Мф.10:34 ) т. е. заключить мир с отступником миром – и действительно, он отступник, так как он отделился от Бога и не признает Бога – мир Тем бысть и мир Его не позна ( Ин.1:10 ); – не приидох воврещи мир, но меч ( Мф.10:34 ), хочу вести с ним вечную войну, так как он Мой враг. Великие узы, слушатели мои, (узы), которые привязывают нас к миру, есть любовь родителей к детям, детей к родителям, брата к брату, друга к другу, любовь к собственной жизни; и Христос говорит: меч приидох воврещи на землю, чтобы рассечь эти узы и отделить детей от отца их, дочь от ее матери и невестку от свекрови. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою ( Мф.10:35 ). Иже любит Отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (37 ст.). Кто старается сохранить свою жизнь, потеряет ее: обретый душу свою, погубит ю (39 ст.). Следовательно, Христос хочет, чтобы люди любили только Бога и больше, чем родителей, и детей и самую жизнь. Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, от всея души твоея и всею крепостию твоею. Другие узы – это житейские заботы и попечения (о том), что нам есть, что пить, во что одеться, как прожить. Христос говорит: приидох воврещи меч на землю, чтобы разсечь и эти узы; Он хочет, чтобы мы не заботились ни о пище, ни об одежде, ни о чем-либо другом, и обещает, что Он Сам, как Отец и Податель всего, одевающий цветы мира и питающий птиц небесных, будет заботиться о вещах, нам необходимых. Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся; весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех ( Мф.6:25,32 ). Таким образом, Христос рассекает все узы, связывающие нас с миром, чтобы мы не имели решительно никакой доли в мире, чтобы все целиком принадлежали Богу. Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоея и всею крепостию твоею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Наконец, давай, когда следует. Это самое (важное); то есть (давай) теперь, в этой жизни, не ожидая смертного часа. Тогда будешь милостив поневоле, тогда ты все оставляешь, так как не можешь ничего унести с собою в могилу. Теперь, пока ты живешь, делай добро, чтобы оно было добром по произволению, и имело совершенную награду. «Хороша, – говорит божественный Златоуст, – милостыня и в смертный час, но в течение жизни она лучше». И при последнем издыхании можно воздать Богу благодарение; но еще лучше и имеет большее значение, если кто при жизни помогает нищим! Какая награда от Бога! Какая похвала от людей! Какая радость в совести! Какое веселие сердцу! При жизни видеть сироту, который от твоей милостыни преуспевает, девицу, которая с твоей помощью вышла замуж, видеть несчастного, который поправился благодаря твоей поддержке! Когда же ты думаешь сделать завещание? Не тогда ли, когда будешь при последнем издыхании и (нетерпеливые наследники) преждевременно придут закрыть тебе глаза, чтобы растащить твое имущество? А если и сделаешь, уверен ли, что наследники выполнят твою волю? Ошибаешься! Когда ты был жив, ты не доверял им своего богатства; как же по смерти доверишь им свою душу? Умершие богачи, если возможно, встаньте из гробов ваших, и я предложу вам только один вопрос: чтобы обогатить своих наследников, вы согрешили. Если бы Бог даровал вам один час жизни, что бы сделали вы? Конечно, вы в тот же день своими собственными руками раздали бы остальную милостыню, которая еще уцелела, и именно в двойном и тройном количестве, чтобы умилостивить правду Божию. Вот ты спрашиваешь: Учителю, что сотворив, живот вечный наследую? ( Лк.18:18 ). Я тебе отвечаю: давай, и давай, где следует, давай, сколько следует, давай, как следует, давай, когда следует, и будешь иметь сокровище на небесех, вечную жизнь, небесное царство. Чего тебе еще нужно? II Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследую? Как вы думаете, что это за человек, который таким образом вопрошает Христа? Это не какой-нибудь коварный книжник, ни лицемерный фарисей, который приходит с целью или искусить Христа, или уловить Его в словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

И не спавшие в тот час пастухи услышали это ангельское славословие Спасителю и поспешили прийти и поклониться Свету, видя странное чудо – рабу Божию и земную Деву, ставшую небесной Невестой. Ибо Она предстала в пещере как Невеста и Брачный Чертог и Матерь Божия, когда родила младенца Христа, по пророческому гласу Исайи: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9:6 ). А после пастухов и волхвы с востока, ведомые яркой звездой, освещавшей им дорогу, после долгого пути пришли туда поклониться Родившемуся в Вифлееме. Как только пришли они в Иерусалим, они потеряли из виду звезду. Боясь не найти дорогу без проводника своего, они вынуждены были спрашивать жителей города о том, где родился Христос. Все удивились сему странному чуду. Ирод же, услышав об этом, сильно испугался и, созвав священников, стал их расспрашивать, где родится Христос. Они же, не скрывая, отвечали ему, признались, не солгав, ибо не могли они сокрыть лучей Солнца, и явили откровение Отца, истолкованное пророком, сказав, что Христос рождается в Вифлееме. Об этом говорит пророк: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ). Горе тебе, непокорный Израиль! Ты принял закон и отверг Законодателя. Люди твои явили миру, где родится Христос, и они же не признали Его, когда Он родился. Что же произошло с волхвами? Смутился разум их, а сердце наполнилось печалью, стоны их были подобны стремительно набегающей волне, потопляющей корабль, поток слез излился из глаз их на землю, в невыносимом горе искали они звезду – проводника своего, направлявшую их в пути с Востока и утерянную ими ныне. Куда же пропала звезда, указывавшая им дорогу? Каким образом сокрылась она от них? Узнай истину и взгляни на чудо и на смысл его. Звезда скрылась от них, чтобы они стали расспрашивать и чтобы сие Таинство Неба и земли было явлено из уст неверующих священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Поучаясь в Слове Божием в смирении своих сердец, в духовных своих чреслах они вынашивали полную смирения Царскую Палату – Деву Марию. Здесь была высочайшая их духовная внутренняя миссия. Немногие из них вкладывали свою духовную лепту во внешнюю миссию, как праведный Симеон Богоприимец, один из 70-ти переводчиков Еврейской Библии на греческий язык, сделавшейся могучим миссионерским средством в языческом мире. Но особую ревность в распространении иудейства проявляли фарисеи и книжники ( Мф.23:15 ), заслужившие себе от Христа строгое осуждение. Что же? Плохо ли поступали эти ревнители, распространяя веру в Единого Бога? Нисколько. Господь обличал не это их законное и похвальное рвение, а то, что, приобретши прозелита, они оставляли его без надлежащого морального воспитания, через что делали «его сыном геены, вдвое худшим себя». «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне», говорит Христос ( Ин.6:45 ). Проповедуя среди язычников о Едином Боге, фарисеи и книжники делали именно это доброе дело, подготовляли языческий мир к принятию Христа ( Ин.4:37–38 ). Св. ап. Павел, посаженный в темницу и через то лишенный возможности лично проповедывать о Христе, так писал к Филиппийцам: «Узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев о Господе ободрившись моими узами, начали с большею смелостию, безбоязненно проповедывать Слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа: одни по любопрению проведуют Христа нечисто, думая увеличить тяжесть моих уз; а другие из любви зная, что я поставлен защищать блоговествование. Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (1:13–18). И Католическая Церковь , хотя она отпала от Истины Церковной, но в отношении внешней миссии – «что до того?» Ее миссионеры не первым же делом говорят о Папе, земном «наместнике Христа». Проповедуют они о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010