Проходит полоса допросных вызовов — и для оставшихся в камере открывается долгий приятный день, украшенный возможностями и не слишком омрачённый обязанностями. Из обязанностей нам может выпасть два раза в месяц прожигание кроватей паяльной лампой (спички на Лубянке запрещены категорически, чтобы прикурить папиросу, мы должны терпеливо «голосовать» пальцем при открывании волчка, прося огонька у надзирателя, — паяльные же лампы нам доверяют спокойно). — Ещё может выпасть как будто и право, но сильно сбивается оно на обязанность: раз в неделю по одному вызывают в коридор и там туповатой машинкой стригут лицо. — Ещё может выпасть обязанность натирать паркет в камере (Зв всегда избегает этой работы, она унижает его, как всякая). Мы выдыхаемся быстро из-за того, что голодны, а то ведь пожалуй эту обязанность можно отнести и к правам — такая это весёлая здоровая работа: босой ногой щётку вперед — а корпус назад, и наоборот, вперёд-назад, вперёд-назад, и не тужи ни о чём! Зеркальный паркет! Потёмкинская тюрьма! К тому ж мы не теснимся уже в нашей прежней 67й. В середине марта к нам добавили шестого, а ведь здесь не знают ни сплошных нар, ни обычая спать на полу — и вот нас перевели полным составом в красавицу 53ю. (Очень советую: кто не был — побывать.) Это — не камера! Это — дворцовый покой, отведенный под спальню знатным путешественникам! Страховое общество “Россия” > в этом крыле без оглядки на стоимость постройки вознесло высоту этажа в пять метров. (Ах, какие четырёхэтажные нары отгрохал бы здесь начальник фронтовой контрразведки, и сто человек разместил бы с гарантией!) А окно! — такое окно, что с подоконника надзиратель еле дотягивается до форточки, одна окончина такого окна достойна быть целым окном жилой комнаты. И только склёпанные стальные листы намордника, закрывающие четыре пятых этого окна, напоминают нам, что мы не во дворце. Всё же в ясные дни и поверх этого намордника, из колодца лубянского двора, от какого-то стекла шестого или седьмого этажа, к нам отражается теперь вторичный блеклый солнечный зайчик. Для нас это подлинный зайчик — живое дорогое существо! Мы ласково следим за его переползанием по стене, каждый шаг его исполнен смысла, предвещает время прогулки, отсчитывает несколько получасов до обеда, а перед обедом исчезает от нас.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

А. Архангельский , Кастальский, В. Л. Лирин , игум. Никифор (Кирзин)) версий песнопения ( Потёмкина. 2008. С. 24-29). Существуют также обработки напева Киево-Печерской лавры иером. Нафанаила (Бачкало) , А. С. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), «вятское» «Н. о.» А. П. Есаулова , симоновское, «церковного напева» прот. В. М. Металлова , знаменного распева П. Г. Чеснокова (Ор. 11, 4, 1905), Правдолюбова 1), закарпатского напева Трубачёва, болгарского распева (гласы 3, 8) архиеп. Ионафана (Елецких ; ныне митрополит). Кастальский использует демественный напев («Ныне отпущаеши» 1, «демеством», 1904), а также «мелодию по старой рукописи» («Ныне отпущаеши» 2, 1904). В совр. обиходе «Н. о.» может исполняться на 6-й глас. В изд. «Обиход церковного пения. Всенощное бдение». Неизменяемые песнопения. Осмогласие» (М., 2005. С. 91-93) помещены «Н. о.» киевского распева, а также киевского распева в обработке В. А. Бирюкова и киево-печерского напева . Сочинения XIX-XXI вв. на текст «Н. о.» представляют широкий диапазон различных форм и авторских стилей: от простых песнопений для церковного обихода до развернутых композиций концертного характера. К этому тексту обращались композиторы, работавшие в Придворной певческой капелле (прот. П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , Г. Я. Ломакин (2 сочинения)), композиторы петербургской школы 2-й пол. XIX - нач. XX в. (А. А. Копылов , М. А. Гольтисон (3 сочинения), прот. М. А. Лисицын (2 сочинения)), композиторы московской синодальной школы (А. Т. Гречанинов (соч. 34, 1904), Кастальский (3 сочинения), П. Г. Чесноков (3 сочинения), В. С. Калинников (1912), А. В. Никольский (Ор. 17. 2; Всенощное бдение. Ор. 26, 4), Н. C. Голованов (для муж. хора). С кон. XIX в. особую группу составляют композиции с соло, представляющим прямую речь Симеона Богоприимца. Их авторами являются Н. И. Соколов (тенор соло), А. А. Архангельский (тенор соло), Ф. Е. Степанов 3, баритон соло), Г. М. Давидовский (2 сочинения, тенор соло, альт и бас соло), Л. И. Ергичев (тенор соло), К. М.

http://pravenc.ru/text/2578003.html

Главный характер, избранный г. Соловьёвым в последнее время, это характер рыцаря прогресса. Едва заслышит он, что где-то высказалось слово, подозревающее чистоту прогресса, Не дождавшися дня, он седлает коня, Надевает доспех боевой – и в поход, в поход! Вероятно, оттого-то иногда, торопясь к битве в потёмках, он вовсе и не туда попадает, куда хотел бы попасть. Бесспорно, стоять за прогресс – дело похвальное; но, во-первых, надобно точно быть уверенным, что кто-нибудь вооружается против прогресса, а во-вторых, надобно себе задать вопрос: чей прогресс, прогресс чего именно? Иногда можно бы подумать, что, по мнению г. Соловьёва, всё, что случилось в известных географических пределах годом позже, есть уже прогресс против того, что было годом раньше, и что завоевание Константинополя Турками есть прогресс Греческой области. Иногда он как будто осторожнее и считает прогрессом только явления жизни, исходящие из внутренности самого общества. Тогда выходит, что вся жизнь Римской империи до её последнего дня была прогрессом, что от Болеслава Великого до самого раздела вся жизнь космополитски просвещённой Польши была прогрессом, и что прогрессом должно называть движение любой страны, несколько развивающей у себя грамотность и централизацию, хотя бы она в то же время отнимала у большинства своих членов даже значение людей, и т. д. и т. д. Вот что выходит из одной простой недогадки, из того, что историк наш никогда не задал себе вопроса: прогресс чего? Может усовершенствоваться наука, а нравы могут упадать и страна гибнуть. Может разграфляться администрация и, следовательно, по-видимому, приходить в порядок, а народ упадать и страна гибнуть. Может скрепляться случайный центр, а члены всё болеть и слабеть и страна опять-таки гибнуть. Где же тут прогресс страны, несмотря на действительный, может быть, прогресс некоторых проявлений человеческого разума? Прогресс есть слово, требующее субъекта. Без этого субъекта прогресс есть отвлечённость или, лучше сказать, чистая бессмыслица. Риль и ему подобные также друзья прогресса; но они хотят, чтобы прогресс был прогрессом существ живых, а не отвлечённостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Потёмкин, представлявший их интересы на заседаниях Комиссии. Кроме того, Григорий Александрович являлся членом Комиссии духовно-гражданской, которой предстояло разработать свод законов о положении Церкви и правах духовенства, а также участвовал в заседаниях Большой и Дирекционной комиссий. Это были первые уроки его практической деятельности по определению основ государственного строительства, которые в последующем, безусловно, сыграли свою роль в формировании его личности государственника. Успешная работа в Комиссии вновь обратила внимание на него Екатерины II. 22 сентября 1768 года по случаю годовщины ее коронации он был произведен в действительные камергеры (чин генерал-майора) и отчислен из Конной гвардии, как состоящий при дворе. И все же, как ни старалась Екатерина II, приобщить его к придворной службе, Г.А. Потемкин не показывал особого рвения. Было очевидно, что придворная служба с ее интригами и борьбой за место у трона его интересовали мало. Рамки дворца для него были узкими, ему необходим был простор для его кипучей энергии и стремления к подвигам. Он рвался туда, где действительно вершились великие дела. Возможность проявить себя предоставила разразившаяся 25 ноября 1768 года первая в царствование Екатерины русско-турецкая война (1768 – 1774 годы). Война прервала заседания Комиссии по Уложению, так как большинство ее депутатов убыли к месту службы. 18 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о прекращении пленарных заседаний Уложенной комиссии. Примеру убывших в армию депутатов Комиссии последовал и Г.А. Потемкин. 2 января 1769 года маршал комиссии А.И. Бибиков объявил депутатам, что «господин опекун от иноверцев и член Комиссии духовно-гражданской Григорий Потемкин… отправился в армию»28. Принимая это решение, Г.А. Потемкин считал, что пребывание вне боевых действий, не позволит ему добиться больших успехов. Поэтому с началом войны, в январе 1769 года, он отпросился у Екатерины в действующую армию «волонтером». Это было верным решением. Уже на фронте он проявил себя как человек смелый, думающий, обладающий талантами командира и военачальника.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

Страшно и смертно ехать зимой, потому что конвою за заботами о бдительности не под силу уже таскать уголь для двадцати пяти печек. Но и в жару ехать не так-то сладко: из четырёх малых окошек два зашиты наглухо, крыша вагона перегрета; а воду носить для тысячи человек и вовсе конвою не надорваться же, если не управлялись напоить и один вагон-зак. Лучшие месяцы этапов поэтому считаются у арестантов — апрель и сентябрь. Но и самого хорошего сезона не хватит, если идёт эшелон три месяца (Ленинград-Владивосток, 1935). А если надолго так он и рассчитан, то продумано в нём и политическое воспитание бойцов конвоя и духовное призрение заключённых душ: при таком эшелоне в отдельном вагоне едет кум — оперуполномоченный. Он заранее готовился к этапу ещё в тюрьме, и люди по вагонам рассованы не как-нибудь, а по спискам с его визой. Это он утверждает старосту каждого вагона и в каждый вагон обучил и посадил стукача. На долгих остановках он находит повод вызвать из вагона одного и другого, выспрашивает, о чём там в вагоне говорят. Уж такому оперу стыдно окончить путь без готовых результатов — и вот в пути он закручивает кому-нибудь следствие, смотришь — к месту назначения арестанту намотан и новый срок. Нет уж, будь и он проклят с его прямизной и беспересадочностью, этот красный телячий этап! Побывавший в нём — не забудет. Скорей бы уж в лагерь, что ли! Скорей бы уж приехать. Человек — это надежда и нетерпение. Как будто в лагере будет опер снисходительнее или стукачи не так бессовестны — да наоборот! Как будто когда приедем — не с теми же угрозами и собаками нас будут сошвыривать на землю: “Садись!” Как будто если в вагон забивает снег, то на земле его слой не толще. Как будто если нас сейчас выгрузят, то уж мы и доехали до самого места, а нас не повезут теперь по узкоколейке на открытых платформах. (А как на открытых платформах везти? как конвоировать? — задача для конвоя. Вот как: велят нам скрючиться, повалом лечь и накроют общим большим брезентом, как матросов в «Потёмкине» для расстрела. И за брезент ещё спасибо! Оленёву с товарищами досталось на Севере в октябре на открытых платформах просидеть целый день: их погрузили уже, а паровоз не слали. Сперва пошёл дождь, он перешёл в мороз, и лохмотья замерзали на зэках.) Поездочек на ходу будет кидать, борта платформы станут трещать и ломиться, и кого-то от болтанки сбросит под колёса. А вот загадка: от Дудинки ехать узкоколейкой 100 километров в полярный мороз и на открытых платформах — так где усядутся блатные? Ответ: в середине каждой платформы, чтобы скотинка грела их со всех сторон и чтобы самим под рельсы не свалиться. Верно. Ещё вопрос: а что увидят зэки в конечной точке этой узкоколейки (1939)? Будут ли там здания? Нет, ни одного. Землянки? Да, но уже заполненные, не для них. Значит, сразу они будут копать себе землянки? Нет, потому что как же копать их в полярную зиму? Вместо этого они пойдут добывать металл. — А жить? — Чту жить?… Ах, жить… Жить — в палатках.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

протестант. государей. С одной стороны, он ценил праотеческую традицию, с другой - опасался вызвать протест в среде духовенства. Светская власть при П. А. взяла на себя функции защиты правосл. веры. Борьба с «раскольниками» - старообрядцами была одним из важнейших направлений совместных действий власти и Церкви. Особой поддержкой П. А. пользовался архиеп. Нижегородский Питирим (Потёмкин), инициативный, изобретательный борец со старообрядчеством в Поволжье. Сам бывш. старовер, архиепископ был своеобразным теоретиком борьбы с расколом, автором полемической кн. «Пращица Духовная» (1721), которую в лит-ре называют «Книгой русской инквизиции» (см.: Морохин А. В. Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церк. деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009). Законодательство о старообрядцах кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. имело неуклонную тенденцию к ужесточению и в рамках «регулярного» гос-ва приобрело тотальный характер. Это выражалось в усилении контроля Церкви над прихожанами - бывш. староверами, в борьбе с укрывательством раскольников (злостный укрыватель по закону подлежал казни как противник власти), в беспощадном преследовании «старцев-расколоучителей», в облавах на общины, укрывавшиеся в лесах. С введением подушной подати на староверов положили двойной подушный оклад. При этом власть подтверждала, что двойной оклад не означал легализации старообрядческого учения и двойное обложение сделано, согласно указу, «не для того, чтобы они свою раскольническую прелесть рассеивать могли и других учили» (ПСЗ. Т. 6. С. 739-742. 4052). Это было одно из многочисленных постановлений, направленных против любых форм распространения старообрядческой веры. Запрещались все старообрядческие общественные богослужения, строго преследовалось хранение дониконовских книг. Категорически запрещалась передача основ старообрядческой веры др. лицам, в т. ч. внутри семьи. За «совращение» хотя бы одного человека в старообрядчество «совративший» рассматривался как расколоучитель ( Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибир.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

В 1792-1798 гг. ежегодно в составе эскадр находилось в практических плаваниях в Черном море. Этим судном командовали: - А.П. Алексиано (1787) – привёл судно в Севастополь; - Г. С. Карандино (1788-1789); - Г. Г. Белле (Белли) (1790-1792); Из рапорта контр-адмирала Ушакова князю Потёмкину: «Репетичного судна " Полоцк” командующий флота капитан-лейтенант Белле во время боя с отменной храбростию, искуством и расторопностию выполнял долг свой...» - Т. Мессер (1794-1797); - С. В. Подгаецкий (1798); - К. П. Лобысевич (1799). В декабре 1799 г. судно вышло из Николаева с припасами для эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, находившейся в Средиземном море. Шхуна «Полоцк» пропала без вести (предположительно разбилась у Дунайских гирл). В 2013 году останки, предположительно шхуны «Полоцк», были найдены членами центра подводных исследований Крыма на дне моря у берегов посёлка Черноморского на западе полуострова. Сейчас Полоцк – небольшой город в Витебской области Белоруссии. Славен своей историей. Беларусь не имеет выхода к морю, сухопутная государственная граница установлена с пятью государствами. Наша страна расположена в центре Европы. Географический центр Европы находится в Полоцке. Беларусь занимает территорию площадью 207,6 тысяч квадратных километров, что составляет приблизительно 2% от площади Европы. Так исторически сложилось, что Беларусь стала сугубо сухопутной державой, лишившись морей. Такая потеря следствие потери былой великой страны Советского Союза. Наша страна в мгновенье ока стала сухопутной державой. Те из белорусов, которым довелось во времена Советского Союза служить в ВМФ, внесли свой вклад в преумножение славы российского и советского военно-морского флота. И вклад этот огромен. Сегодня в Республике Беларусь проживает более 200 тыс. человек, служивших в разные годы в Военно-Морском Флоте. Во все времена и на всех морях белорусы героически сражались и несли боевую вахту плечом к плечу с россиянами. 74 адмирала-белоруса посвятили свою жизнь военно-морскому флоту России.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/10/po...

Под III кто предводители, или началоводцы, какого толка в поповщине, и таких двенадцать показано числами арифметическими: 1).аввакумовщина от Аввакума протопопа, они же и онуфриевщина 29 от ученика Аввакумова Онуфрия; 2).никитовщина от распопы Никиты, и подобные им софонтиевщина и стариковщина; 3).диаконовщина и кадильники; 4).иевлевщина 30 от игумена Иова; 5).досифеевщина 31 от чёрного попа Досифея; 6).степановщина от Степана попа и пасхотворцы 32 ; 7).осиповщина от Иосифа чёрного попа; 8).ветковцы; 9).епифановцы 33 от Епифания монаха, бежавшего из Киева в Яссы; 10).чернобольцы по местечку Черноболь; 11).сусловщина от Фёдора Суслова; 12).перемазанцы, они же и иорженцы. IV.Здecь показание о беспоповщине. Под сим именованием двадцать три арифметических числа: 1).означаются: перекрещиванцы поморяне, андреевщина, даниловщина и федосиевщина 34 ; 2).нетовщина, они ж согласие Спасово, и кузминщина; 3).аврамьевщина, разстриговщина 35 и чувственники; 4).капитоновщина и подрешетники; 5).мессалиане, или меселиане 36 , они ж и богомилы; 6).потёмкомщина; 7).розинковщина 37 ; 8).акулиновщина; 9).титловщина от Тита чернца; 10).осиповщина от Иосифа чернца; 11).филипповщина 38 от Филиппа; 12).самокрещенцы 39 ; 13).нифонтовщина; 14).погребатели; 15).христовщина, они же и наговщина; 16).детоубиватели 40 ; 17).самостригольщина 41 ; 18).пастухово или адамантово согласие; 19).новожёны, они же артамоновщина; 20).молоканы и субботники; 21).иконоборщина и щельники, также селезнёвщина; 22).суетные; 23).познающие и сомнящиеся. [Начало различия толков раскольнических.] I.Ckaзaho выше в §1, под числом XII, что у отщепенцев российских первоначальные предводители находились: протопоп Аввакум, Никита пустосвят и прочие, а по них изникали и другие многие настоятели. Известно ж, что в несправедливости и лжи согласия не бывает: из чего произошли у них разные толки, один другому противные, хотя-то раскольники называют себя: староверами, старообрядцами и православными. [Разделения толков.] II.Toлku раскольничьи справедливо можно вообще разделить на поповщину и беспоповщину.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

В истории русской армии было 18 солдат, навечно оставленных в списках частей. В полках установилась традиция: при ежедневной перекличке офицер называл Архипа Осипова или Степана Новикова – и в ответ звучало: «Погиб смертью героя». Эти священные имена были высечены на мраморных досках Храма Христа Спасителя: рядовой Архип Осипов рядовой Петров портупей-прапорщик М. Шеремецкий портупей-прапорщик Н. Кокурин портупей-прапорщик С. Кублицкий прапорщик Грибовский унтер-офицер С. Старичков капитан Жирнов штабс-капитан Ожецневский поручик Хондажевский поручик Шоке унтер-офицер Гришанов унтер-офицер А. Ракитников унтер-офицер В. Нестеров унтер-офицер С. Смирнов унтер-офицер А. Лобачев рядовой Василий Рябов гренадёр Степан Новиков Каждый из них совершил подвиг на поле боя, многие отдали жизнь «за царя и Отечество». Гренадера Степана Новикова включили в этот священный список позже других – в 1912-м году. Но подвиг он совершил первым из восемнадцати – 1 октября 1787 года, в Кинбурне. Под Суворовым убили лошадь, он увидел солдат, державших под уздцы коней. В пылу сражения Суворов принял их за русских, приказал подать ему коня. Услышав русскую речь, турки бросились на генерала. Гренадер Степан Новиков грудью встал на защиту «батюшки Суворова». Двоих убил, остальных обратил в бегство. Суворов заметил, что сзади Новикову угрожает турецкая сабля, крикнул, гренадер повернулся, отбился. Подвиг Степана Новикова После победы Суворов писал Потёмкину: «Позвольте, светлейший князь, донесть, что и в низшем звании бывает герой. Неприятельское корабельное войско, какого я лутше у них не видал, преследовало наших с полным духом; я бился в передних рядах. Шлиссельбургского полку гренадер Степан Новиков, на которого уже сабля взнесена была в близости моей, обратился на своего противника, умертвил его штыком, другого за ним, следующего застрелил и бросясь на третьего, — они побежали назад. Следуя храброму примеру Новикова, часть наших погналась за неприятелем на штыках, особливо военными увещеваниями остановил задние ряды сержант Рыловников, который потом убит. Наш фронт баталии паки справился; мы вступили в сражение и выгнали неприятеля из нескольких ложементов. Сие было около 6 часов пополудни».

http://pravmir.ru/pokrovskaya-pobeda/

Тянет так себе – покуда тянется, последние соки выжимает, а чтобы вложиться в землю, чтобы с душой – этого нет. Бросит сад, как пить дать бросит, когда уже всё вымутит, что возможно. Не умеем мы, чтобы сами по себе… без власти. А если умеем, то только чтоб под себя, как куркули… без зазрения совести… Фото: LBeetle, photosight.ru Я еду на очередное отпевание. Их у меня за месяц уже больше десятка, а крещение — одно. Вымирает народ медленно, но верно. Но в храм не идут. Я наблюдаю за мужичками местными. Любопытное это занятие. Приезжаешь на похороны. Во дворе под тентом стоит гроб, вокруг на скамеечках древние старухи, ну, молодёжь городского вида, два, три человека – из самых близких родственников посъезжались, а мужиков нет, разве что дед какой-нибудь беззубый. Но не то, чтобы совсем нет мужиков. Они есть. Но почему-то всегда они кучкуются за забором на улице, возле машин, никак не могут от них оторваться. Стоят, базарят, покуривают, поплёвывют, но во двор не заходят. Почему? Загадка. Удивительный это народ – наши сельские мужики. Вот уж действительно, душа — потёмки. Не скажешь, что безбожники отъявленные. Разговоришься — вроде как и не против веры, но дальше пространного «что-то, может, и есть» дело не идёт. И это именно остатки кондового советского уклада. Ну, вот не принято так, да и всё тут, «как-то всё это… того… не того… вот». Такие вот аргументы. Но ты эти аргументы никакими доводами не перешибёшь. Для них церковное всё – это дичь, что-то не совсем серьёзное, из области бабьих преданий. Приходят вот такие мужички в храм действительно уж от какого-то самого чёрного и беспросветного горя, да и то ещё не всегда…. Беда, просто беда, и ничего ты тут не поделаешь. Только молиться. Именно молиться. Не думайте, что тут можно убедить в чём-то. Мужик сельский должен до всего именно сам дойти, сам – вот этот-то самое главное. А как только начнёшь его уговаривать, он именно тебя ещё больше станет дичиться и чудиком считать. Бывают, конечно, и исключения, но это с теми, кто уже сдвинулся с мёртвой точки, кто уже заинтересовался и готов слушать. Такие и расспрашивают с интересом, и живость какую-то проявляют. Как корабль новый со стапелей – если уж сдвинули его с мёртвой точки, то дальше сам пойдёт, не удержишь. Но таких — единицы.

http://pravmir.ru/chkalov-i-deparde/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010