Однажды пришел к преподобному попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощь. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить эти деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Но недаром говорят: утро вечера мудренее. Наутро первая мысль в голову: «Сходи к старцу Анатолию», да и только. И пошел. Подходит под благословение, старец благословляет, как будто в лоб два раза ударяет, и кладет благословение медленно, чинно, а крестьянин и говорит: «Погибаю я, батюшка, хоть совсем умирай». — «Что так?» — «Да вот, так и так...» — и все рассказал крестьянин старцу. Старец Анатолий еще раз благословил его и сказал: «Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь». Так оно и случилось, помог ему Господь и дом построить, и другим человеком стать. Преподобный Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут... А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!» Прп. Анатолий (Потапов), иеросхим. Оптинский После закрытия Оптиной пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. За обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного больного, врач отпустил его. Вернулся он обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой благодарением Господу на устах. 29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику отцу Варнаве грубо приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь.

http://drevo-info.ru/articles/6356.html

San Nicola nella critica storica.Bari, 1987. P. 261-266, 311-319. 4. Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая Мирликийского и похвала ему. Исследование двух памятников древней русской письменности XI века. СПб., 1881 (на обложке - 1882). С.19-22. 5. Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце//Ученые записки высшей школы г. Одессы. Отдел гуманитарно-общественных наук. Т. 2. Одесса, 1922. С. 123-127. См. также: Виноградов А. Ю. Греческая житийная традиция свт. Николая. Проблемы и перспективы//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С.102-106. 6. Творогов О. В. Житие Николая Мирликийского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI-nepbaя пол. XIV в. Л., 1987. С. 169; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 215; Крутова М. С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С.119-120. 7. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989 (репринт: М., 1871). С. 218, 453-459. 8. Там же. С.219. Г. Подскальски довольно подробно пересказал эту редакцию жития в своей монографии (С. 218-219). 9. Потапов П. О. К литературной истории рукописных сказаний о св. Николае Чудотворце. С. 127-129. 10. Крутова М. С. . Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. С.132. См. также: Бугаевский А. В. Проблема создания нового обобщающего труда о святителе Николае Мирликийском//Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. См. также: Виноградов А. Ю. Святой Николай между агиографией и археологией//Добрый кормчий... С.36-55. 11. См., например: Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. С. 62 (со ссылкой на работу Vita S. Barthelemy). 12. «Хожение» игумена Даниила в Святую землю в начале XII в. СПб., 2007. С. 22. 13. Сводку таких древнейших свидетельств см.: Murjanoff M. Zur Geschichte der Verehrung des heiligen Nikolaus.//Archiv für Liturgiewissenschaft.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Шамордино, 1908; Поселянин Е. Жизнеописания подвижников благочестия XIX века. СПб., 1897; Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Сергиев Посад, 1916. Наследие: Собрание писем Оптинского старца скитоначальника иеромонаха Анатолия (Зерцалова) к монахиням. Сергиев Посад, 1914. Преподобный Анатолий Оптинский (в миру Александр Потапов, † 1922; память – 30 июля/12 августа) родился в 1855 году. Происходил из мещан города Калуги. С юных лет стремился к монашеству, но исполнению этого заветного его желания противилась мать. Только после ее кончины, уже в тридцатилетнем возрасте, 15 февраля 1885 года Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Поселился в скиту. Келейничал у преподобного Амвросия и у преподобного старца Иосифа (Литовкина ; см. примеч. 34 к гл. «Старец Нектарий»). Пострижен в мантию 3 июня 1895 года. В 1903 году, будучи еще иеродиаконом, принимал народ для духовного назидания. Рукоположен во иеромонаха 26 марта 1906 года. 4 июля 1908 года переведен из скита в монастырь на должность духовника приходящих богомольцев. Скончался 30 июля 1922 года. По некоторым сведениям, пришедшие арестовывать старца застали его лежащим в гробу. См. о нем: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 404–437. Оптинские старцы. Заря, 1990. С. 64–68. (Сборник статей, первоначально напечатанных в журнале «Православная Русь». 1990. 4–6.) Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков, † 1913; память – 1/14 апреля) родился 5 июля 1845 года. Происходил из оренбургских казаков. Окончил Полоцкий кадетский корпус, военное училище в Оренбурге и казачьи офицерские штабные курсы в Санкт–Петербурге. Участвовал в военных действиях в Туркестане. Имел чин полковника. Служил при штабе Казанского военного округа. Живя в миру, вел истинно христианский подвижнический образ жизни. Встречался со святым Иоанном Кронштадтским , пророчески указавшим П. И. Плиханкову путь его будущего служения. Побывал в Оптиной пустыни и получил от преподобного Амвросия повеление в три месяца окончить все дела в миру и принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf Преподобный Анатолий младший (1855 – 30 июля/12 августа 1922) Преподобный Анатолий (в миру Александр Алексеевич Потапов) родился в Москве, его родители происходили из мещан. С юности он стремился к монашеству, но, следуя воле матери, оставался в миру. После смерти матери в 1885 г. в возрасте тридцати лет калужский приказчик Александр Потапов пришел в Оптину пустынь. Вскоре он стал келейником старца Амвросия. В 1895 г. был пострижен в монашество и после кончины старцев Иосифа и Варсонофия стал вместе с прп. Нектарием продолжателем оптинского старческою делания. Духовными детьми прп. Анатолия были в основном люди из простого народа, который ласково называл старца «утешителем» и «вторым Серафимом». После закрытия Оптиной в 1918 г. старца арестовали, но вскоре отпустили. В 1922 г. готовился второй арест прп. Анатолия. Старец попросил отсрочки на сутки и под утро скончался на молитве. «Это был выдающийся пастырь, наставивший на путь христианского благочестия тысячи русских душ», – вспоминали о нем современники. Указание пути ко спасению Потщимся взирать выну (постоянно. – Ред.) к Пастыреначальнику и Подвигоположнику Христу Иисусу. Близ Господь всем призывающим Его во истине. Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со Святой Церковью Православной, ея же врата адовы не одолеют; будем ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя, в светлом уповании и благой надежде на помощь вездесущего и всевидящего Господа, отчаяния и нечаяния устраняясь; все с молитвой... и благоуправится житие наше во спасение. Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианином, кротким молчаливым примером влекущим других на путь сей. Очень сочувствую вам в том, что вы, живя в миру, задыхаетесь. Да, очень тяжело верующему сердцу смотреть на все то, что творится вокруг. Не отчаивайтесь и не унывайте, избегайте – насколько возможно – всех обществ, забав и увеселений. Пусть будет ваша комната вам келлия. Свободную минуту посвящайте на молитву, на чтение книг Св. Писания и на домашний и на ручной труд. В праздники посещайте храм Божий... Конечно, такой образ жизни от мира вы не скроете, над вами будут смеяться. Не обращайте на это внимания, пусть смеются. Помните, что по слову апостола Павла «вси хотящии благочестно жити гонимы будут» 67 . Быть может, и вам придется понести что-нибудь, уготовьте душу свою во искушение. Бог все творит для нашего спасения

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922) Прп. Анатолий (Потапов) Преподобный Анатолий (младший), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) Прп. Нектарий Оптинский Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец. Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) Прп. Никон (Беляев) Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

    См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов //Фома. - — август 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: Боюсь, что Бог пошлет мне болезни. Как быть? Письмо в редакцию/ Никита ; Отвечает психолог Александр Ткаченко/ Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова//Фома. - — август 2020. - С.14-22. - (рубрика « Вопрос номера »). Реклама радио «ВЕРА»: С. 23 Патриарх Кирилл: «Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби» . Из проповеди после литургии с сурдопереводом для представителей общин глухих и слабослышащих людей в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Москва, 25 сентября 2016 года Фото Нелли Гавриловой //Фома. - — август 2020. - С.24-25. - (раздел « Вопрос номера »).                                  ВЕРА(раздел). – С.26-43. Школа «Фомы». Именины: Анатолий. [портрет]: Значение имени : Происходит от греческого νατολ – «восток», «восход солнца»; День памяти : 12 августа; Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855-1922): [С ранних лет ему мечталось посвятить себя Богу, но, пока была жива мать, она просила его быть при ней — и Александр слушался. Лишь в тридцать лет поступил в Оптину пустынь Его авторитет как духовника неуклонно рос Принимая у человека исповедь, он одновременно горячо молился за него, и, если Бог открывал ему, что у человека на душе остались какие-то грехи, батюшка не читал разрешительную молитву, пока тот не выскажет всего. По молитвам отца Анатолия люди нередко выздоравливали, но он всегда старался представить дело так, чтобы человек не связывал свое выздоровление лично с ним. 11 августа 1922 года в бывший монастырь приехала ЧК. Старца Анатолия допросили и хотели тотчас увезти, но батюшка попросил отложить арест на день, чтобы приготовиться к отъезду. Чекисты ушли, велев келейнику батюшки отцу Варнаве, чтобы тот к утру был собран. Назавтра вернулись: «Готов?» «Готов»,— ответил келейник и открыл дверь в комнату. Посреди нее стоял гроб с усопшим старцем.]; Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Анатолий : Святой мученик Анатолий Никейский (312 г.), день памяти - 3 декабря; Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (458 г.), день памяти - 16 июля; Анатолий Рыбаков (1911-1998) [автор повестей и романов " Дети Арбата " , " Тридцать пятый и другие годы " , " Кортик " и др.]; Анатолий Папанов (1922-1987) [актер театра и кино, народный артист СССР]; Интересные факты ;Ил.: ; Старец Анатолий был погребен рядом с захоронением старца Амвросия. На фото молебен перед началом раскопок и палатка над местом работ. Фото optina.ru; Сельхозартель. Фото optina-pustin.ru//Фома. - – август 2020. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-208-...

Борисова Александра Сергеевна (17.05.1901–21.07.1958), член Александро-Невского братства. С 1924 года жила в общине сестер на Конной, которую духовно окормлял архимандрит Гурий (Егоров). В 1932 году арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. В 1935 году приехала к архимандриту Гурию в Ташкент, где и жила до своей кончины. Борисяк Алексей Алексеевич (1872–1944), геолог и палеонтолог, академик АН СССР (1929), основатель научной школы палеонтологии позвоночных. Преподавал в Ленинградском горном институте в то время, когда там учился Константин Вендланд. Боровой Виталий Михайлович (18.01.1916–07.04.2008), протоиерей. Совершал пастырское служение в различных храмах как в стране, так и за рубежом – был настоятелем Петропавловского собора города Гомеля, храма Рождества Богородицы в Женеве, Богоявленского собора в Москве. С 1984 года почетный настоятель московского храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Бураков Борис Алексеевич (1908–13.06.1978), протоиерей. Около четырех лет проходил церковное послушание в Симеоновском храме в Дрездене. Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович, 30.12.1896–11.09.1937), архимандрит. Член Александро-Невского братства. 17 феврала 1922 года митрополитом Вениамином (Казанским) пострижен в монах с именем Варлаам. Через два дня им же поставлен в иеродиакона. Весной 1922 года рукоположен в иеромонаха епископом Венедиктом (Плотниковым). После ареста в июне 1922 года руководителей Александро-Невского братства епископа Иннокентия (Тихонова), архимандрита Гурия (Егорова), иеромонаха Льва (Егорова), окормлял братство в их отсутствие. В октябре 1924 года приговорен к трем годам Соловецкого лагеря. Работал на железной дороге. Вел переписку из лагеря с духовными чадами. Во второй раз арестован 17 февраля 1932 года. Приговор выездной сессии ОГПУ от 22 марта: 10 лет концлагеря с конфискацией имущества. Отправлен на строительство Беломорканала. Продолжал переписку с духовными чадами. Расстрелян в лагере в 1937 году. Варнава (Клыков Василий Семенович, 15.08.1875–26.03.1938), иеромонах, ученик оптинского старца Анатолия (Потапова). Проживал с 1924 года в Троице-Сергиевой пустыни под Петроградом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Сказав это, Сын Божий оставляет землю, дав ученикам повеление идти и проповедовать Евангелие всей твари даже до края земли. Мы знаем из Священного Писания случаи, когда Господь откладывал уже назначенные события. Так гибель Ниневии, определенная проповедью Ионы через 40 дней, покаянием царя и горожан отложилась еще на 150 лет. По поводу того, что конец не наступил в 1922 году, в книге «Россия перед Вторым пришествием» приводится мнение о важном значении Земского собора во Владивостоке в июле-августе 1922 года. На этом соборе приносилось покаяние от лица России за отступничество. В книге высказывается мнение, что этим было вымолено у Бога продолжение истории. В августе 1922 г. Великий князь Кирилл Владимирович Романов объявляет себя «блюстителем Русского Престола». Таковы ли причины промыслительных деяний Божиих или нет – едва ли нам дано знать. Одновременно с грозными пророчествами о конце еще тогда, в начале века, идет как бы другая цепочка пророчеств о том, что всё еще восстановится. О восстановлении православной России говорил св. Иоанн Кронштадтский , как и тот же старец Варнава Гефсиманский . Еще ранее говорил об этом прп. Серафим Саровский , а потом и оптинские старцы – прп. Анатолий (Потапов) и прп. Нектарий. Об этом же говорил и старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (†1949 г.), в годы Второй мировой войны простоявший, подобно прп. Серафиму Саровскому , 1000 дней и ночей на камне в молитве за Россию. Так удивительно сочетается в России ожидание конца и ожидание еще и особой милости Божией и восстановления веры. А вот еще один, так напряженно ожидавшийся год, этому уже мы все свидетели – год 1992-й. Семь с половиной тысяч лет от творения мира по библейской хронологии. На этот год указывал прп. Нил Мироточивый: «Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда! До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом!» Мрачные пророчества о 1992 годе нам всем памятны. Об особенных событиях, имеющих произойти в этот год, говорил иеромонах Петроний из Румынского скита на Афоне в 1989 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Личность отца Никона была вскоре выяснена, но никаких доказательств его контрреволюционной деятельности найдено не было, и 17 марта того же года Калужская Губчека распорядилась освободить его. В 1920 году в музей прибыла ликвидационная комиссия, которая составила акт о передаче всего имущества монастыря Главмузею. В июле того же года часть церковного имущества была передана религиозной общине. В это время в Оптиной из насельников монастыря организовалось садово-огородное товарищество. В 1922 году ликвидационная комиссия удалила из монастыря бóльшую часть монахов, и с этого времени Оптина пустынь поступила в особое ведение ОГПУ: туда был направлен его представитель для постоянного наблюдения, у него хранились ключи от всех монастырских помещений, кроме церквей и музея. 9 марта 1920 года скончался скитоначальник схиигумен Феодосий, 30 июля 1922 года скончался иеросхимонах Анатолий (Потапов) , зимой того же года был арестован старец Нектарий [j] , который благословил своих духовных детей обращаться к иеромонаху Никону; с этого времени отец Никон стал принимать на исповедь народ, продолжавший по-прежнему ехать в Оптину за духовным окормлением. Осенью 1922 года отец Никон писал матери: «Христос посреде нас, дорогая мамаша. Мира и радования о Господе Иисусе усердно тебе желаю и прошу твоих святых молитв и родительского благословения. О себе что писать мне? Я жив и здоров, нужд никаких особых не имею, необходимое все получаю, тружусь несколько в письмоводстве, много занят бываю различными делами по обители или, вернее, делами, касающимися вообще нашего общего жития, пою на клиросе и, наконец, служу, предстоя престолу Божию во святом алтаре. Что касается моей внутренней жизни и по келье, и по душе, то это далеко не всем можно знать. Келия моя в длину имеет пять аршин, в ширину три аршина шесть вершков в одно окно. Келия для меня дороже всяких пышных домов и чертогов. Что касается условий нашего общего жития, то это дело сложное и вместе очень простое: сложное, ибо трудно изложить на бумаге все, что сейчас представляет бывший монастырь, и все, что мы переживаем и предпринимаем, – простое, ибо, “аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие”, по псаломскому слову (Пс. 126, 1). Да, нужно принимать меры возможные, подсказываемые здравым разумом и не противные духу христианского и иноческого жития, но, принимая их, успеха ожидать должно всецело от руки Господней.

http://fond.ru/kalendar/522/nikon/

Именно в это неспокойное время сблизился владыка Афанасий с Иосифом Афанасьевичем Потаповым, впоследствии священником. Их теплые отношения не прерывались, несмотря на тяжелейшие испытания. Он стал вторым сыном Матроне Андреевне, когда ее родной сын, епископ, отбывал сроки в местах не столь отдаленных. И похоронил ее тоже он. Здесь уместно сказать несколько слов об отце Иосифе. Он родился в 1899 году в деревне Прокунино Судогодского уезда Владимирской губернии. С 16 лет уже послушник Боголюбского монастыря и келейник викария Владимирской епархии преосвященного Евгения (Мерцалова), епископа Юрьевского. С 1919 по 1922 год по призыву служил в Красной армии. В 1920 году оказался во Владимире и имел возможность по воскресным дням и праздникам посещать Успенский собор и Троицкую церковь . Здесь Господь и свел его с архимандритом Афанасием, здесь сразу после демобилизации владыка Афанасий и рукоположил отца Иосифа во диаконы (25.02.1922). За несколько дней до этого события епископ лично обвенчал Иосифа Афанасьевича с девицей Марией Ивановной Хренковой, что было не совсем обычно для его сана. Диакон служил в храмах Владимира, был на хорошем счету у епархиального начальства и любим прихожанами. Для первенца молодой семьи Георгия владыка стал крестным отцом. За близость к владыке Афанасию отец Иосиф был постоянно на заметке у ОГПУ. 3 ноября 1931 года диакона арестовали и приговорили к трем годам лагерей. С июня 1934 года отец Иосиф служил диаконом в Петушках. 2 мая 1936 года его снова арестовали. Это случилось на другой день после ареста владыки Афанасия, который находился в Петушках на нелегальном положении. Приговор – три года лагерей. Во время Великой Отечественной войны служил в строительном батальоне, участвовал в обороне Ленинграда. После демобилизации его пригласили в разрушенный Новгород. С 30 апреля 1946 года отец Иосиф – диакон Никольского кафедрального собора, через год – протодиакон. 12 ноября 1947 года рукоположен во пресвитера. С 1957 года – протоиерей. В 1967 году стал духовником Новгородской епархии. Почил в 1981 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010