Меньше года управлял старец подмосковной обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте…». Большая опухоль, появившаяся на шее старца, затрудняла его дыхание. Во время болезни причащался старец ежедневно.    1/14 апреля 1913 года преподобный Варсонофий Оптинский предал свою чистую душу Господу. Тело его было доставлено в Оптину пустынь и погребено 9 апреля.    Святые мощи преподобного старца были обретены 27 июня/10 июля 1998 года и в настоящее время пребывают в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.    Преподобне отче наш Варсонофие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Анатолий младший (Потапов) День рождения — 15/28 февраля 1855Постриг в мантию — 3/16 июня 1895День тезоименитства — 3/16 июляИерейская хиротония — 26 марта/8 апреля 1906Постриг в схиму — 1921Кончина (день памяти) — 30 июля/12 августа 1922Обретение мощей — 27 июня/10 июля 1998   Преподобный старец Анатолий, прозываемый младшим, или «маленьким», в миру Александр Алексеевич Потапов, родился 15 февраля 1855 года в первопрестольном граде Москве, в мещанской семье, где и прошли его детские и юношеские годы. Еще в молодости он твердо решил поступить в монастырь, но по требованию матери и из любви к ней вынужден был задержаться в миру на 11 лет, вплоть до ее кончины. Он учился в уездном училище, а затем занимался торговым делом, благодаря чему узнал мир, увидел множество людей, побывал в различных житейских ситуациях. Эти годы стали приготовлением к старческому служению, а полученный опыт пригодился впоследствии в духовном окормлении приходивших к нему людей.    В 1885 году в возрасте 30 лет Александр поступил в Оптину пустынь и был определен в скит на послушание келейника преподобного Амвросия. В 1888 году он был пострижен в рясофор. Будучи келейником великого старца, отец Александр стал свидетелем духовных подвигов и старческого служения последних лет жизни преподобного Амвросия, когда к его хибарке в скиту притекала за советом и утешением вся Россия. Современники с любовью вспоминали келейника Александра, отмечая необыкновенное радушие, благожелательность, приветливость и благодушие будущего старца. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Монастырь Раваница, во имя Вознесения Господня в 10 в. от г. Чуприи, основан царем Лазарем в 1381 г. Сюда перенесены останки царя Лазаря, погибшего в битве с турками на Косовом поле. Возобновлен в 1710 г. 628 Считаем не излишним отметить, что по напечатании в журнале „Разсудная книга“ выпущена и отдельным изданием, Рязань 1900 632 К сожалению, в последнее время и у нас завелся совершенно антиканонический обычай чествования в храме Божием юбиляров священников, церковных старост и богатых возобновителей и благоукрасителей храмов, при чем чествуемым лицам приносятся в дар драгоценные кресты, иконы, адресы и похвальные речи, иногда весьма невысокого красноречия… Православный храм есть дом Господень (Кυριακν= церковь ), в котором приносятся дары и славословие только Богу, а не дары и славословие людям, хотя бы это были иереи, старосты и ктиторы. Следовало бы безусловно воспретить это новшество. 636 Историч. сведения о примечат. местах в Белоруссии. Без-Корниловича, Спб. 1855 г., стр. 116 и сл. 642 Первая православная церковь в м. Бешенковичах заложена в бытность Петра I помещиком Казимиром Огинским; но в 1723 г. иезуит ксендз Гинторф выгнал из церкви иеромонаха, все пожитки у него отнял, а церковь обратил в Униатскую, за что православные жители подавали жалобу Петру. Без-Корниловича, „Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии. Спб., 1855, стр. 115, примечание. 645 Вот какой отзыв о Потапове сделан профессором Спб. Д. Акад. М. Кояловичем: „Начальник (северо-западного) края, несчастный Потапов, потом, как известно даже из газет, страдавший умственным расстройством, мало того, что открыто заявлял свое неверие в русскую честность и благородство, с одной паней молился в костеле и в костеле давал ей клятву в своей верности. Латиняне высоко подняли голову“ и пр. (Церк. Вестн. 1880 г. 45, стр. 5). 651 20 мая 1868 г. См. о нем статью: „Памяти о. архим. Иннокентия“ в Правос. Собеседнике 1868 г. ч. 2-я, стр. 254264. 652 Хитров, еп. Якутский, † еп. Уфимским 8 сентября 1896 г. ср. о нем т. II Хроники по указателю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Игумен Герасим младший (†31 июля/13 августа 1918) — ученик иеросхимонаха Герасима, основатель и строитель скита преподобного Сергия Радонежского недалеко от Калуги. Часто посещал Оптинских старцев.     Архиепископ Тульский Дамаскин (Россов; †31 июля/13 августа 1855) писал: «Если кто желает витать между небом и землей, тот должен жить в Оптиной».     Архимандрит Даниил (Мусатов; †17/30 июня 1855) — ученик Оптинских старцев, аскет, подвижник, преподаватель Калужской Духовной Семинарии, а затем Киевской Духовной Академии.    Святитель, митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Попов-Вениаминов; †31 марта/13 апреля 1879) — просветитель Сибири и Америки. Приезжал в Оптину к преподобному старцу Амвросию.     Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев; †7/20 июня 1900) — великий архипастырь, приезжал в Оптину пустынь к преподобному старцу Амвросию.     Епископ Ханькоуский (Китай) Иона (Покровский; †7/20 октября 1925) — архиерей святой жизни, почитаемый не только китайцами, но и монголами. Его кончина явилась всенародной трагедией; от великой скорби на его могиле умер язычник — монгольский князь Гантимир. Будучи студентом и преподавателем Казанской Духовной Академии, часто приезжал в Оптину к своему духовному отцу преподобному Анатолию (Потапову). Очень хотел вступить в братию Оптиной пустыни.    Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии Лаврентий (Князев; †24 октября/6 ноября 1918) — подвижник благочестия, новомученик, духовный сын преподобного Анатолия (Потапова). Расстрелян.    Святитель, митрополит Московский Макарий (Невский; †16 февраля/1 марта 1926) — апостол Алтая, ревностный миссионер. Приезжал в Шамордино и общался там с Оптинскими старцами. Его постоянное наставление — «Кто желает спастись, пусть читает письма Оптинских старцев».     Архимандрит Мефодий (†1906) — настоятель Псково-Печерского Успенского монастыря. Старец, один из любимых учеников преподобного Амвросия Оптинского.     Митрополит Сербский Михаил (Иованович; †5/18 февраля 1897) — приезжал в Оптину пустынь при настоятельстве преподобного Моисея, после чего «наслаждался сладостным воспоминанием духовного братства, исполненного любви христианской».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

81 О деятельности преосвящ. Платона на Рижской кафедре и о борьбе его с немцами см. подробную и обстоятельную статью А. Князева , под заглавием: «Псковская и Рижская епархия под управлением преосвящ. Платона (Городецкого) », – в Христ. Чт. 1878 г., январь–февраль, стр. 114–252. Впрочем, виновниками удаления архиеп. Платона (в 1867 г.) из Риги были сколько немцы, коих он сильно раздражил своими окружными посланиями, переведенными на немецкий язык, столько же, или, еще более, тогдашний генерал губернатор прибалтийских губерний граф Шувалов, как это известно из всеподданнейшей за­писки сего последнего, изложенной в V вып. сочинения Ю. Самарина: «Окраины России», стр.67–73, Берлин, 1875 г. Неудовольствия между архиепископом и генерал-губернатором происходили из-за неисполнения православным духовенством рижской епархии закона 15-го марта 1865 года об отмене в Прибалтийских губерниях предбрачных подписок при смешанных браках о крещении детей рожденных от этих браков в Православие. 88 Историч. сведения о примечат. местах в Белоруссии. Без-Корниловича, Спб. 1855 г., стр. 116 и сл. 94 Первая православная церковь в м. Бешенковичах заложена в бытность Петра I помещиком Казимиром Огинским: но в 1723 г. иезуит ксендз Гинторф выгнал из церкви иеромонаха, все пожитки у него отнял, а церковь обратил в Униатскую, за что православные жители подавали жалобу Петру. Без-Корниловича, «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии. Спб., 1855, стр.115, примечание. 97 Вот какой отзыв о Потапове сделан профессором Спб.. Д. Акад. М. Кояловичем: «Начальник (северо-западного) края, несчастный Потапов, потом, как известно даже из газет, страдавший умственным расстройством, мало того, что открыто заявлял свое неверие в русскую честность и благородство, с одной паней молился в костеле и в костеле давал ей клятву в своей верности. Латиняне высоко подняли голову» и пр. (Церк. Вестн. 1880 г. стр. 5) 103 †20 мая 1868 г. См. о нем статью: «Памяти о. архим. Иннокентия» в Правосл. Собеседнике 1868 г. ч. 2-я, стр. 254–264.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Утварью достаточна. Опись церк. имущества составлена в 1850 году. Земли: огород 2,284 саж., пахот. 19 дес. 640 саж. и сенок. 4 дес. 2,107 саженей. На эту землю план есть. Причт пользуется ею спокойно. По качеству грунта земля глиниста, гориста, почва плохая. Дворов – 40, прихожан – 354 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Голятина в 1 версте. 783 . с. Дубляны 429 волости Княгининской, от Житомира 260 вер., от Дубно 30 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Рудня Почаевская 25 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 20 вер., от ближ. приход. с. Княгинина 4 вер. п с. Лопавш – 5 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Построена в 1849 году на средства казны по Высочайше утверждённому 14 марта 1838 года проекту. Каменная, крыта жестью. Починена в 1867 году, а с 1855 года по 1867 год совершение богослужения в ней было запрещено вследствие большого повреждения, открывшегося в ней вскоре после постройки. Вокруг её устроена каменная ограда. Утварью достаточна. Проводы бывают в Светлую субботу, также в понедельник и вторник Фоминой недели. При этой церкви хранится: вся утварь и метрич. книги упразднённой Лишнеяской церкви – с 1799 года, а испов. ведом. с 1816 года. Опись церк. имущества составлена в 1806 и в 1884 годах. Копии метрич. книг хранятся с 1801 года, а испов. ведом. с 1816 года. Земли: усад. 2 дес. 179 саж., пахот. 67 дес. 2,292 саж., сенок. 8 дес. 1,756 саженей. На эту землю имеется люстрационный акт. Причт пользуется ею спокойно. Земля посредственна. Причт: свящ. – 270 руб. и псаломщ. – 50 руб. Причт имеет собственные дома и хоз. постройки. Церк.-приходская школа есть и помещается в доме местного священника. Деревни прихода Свищев и Лишня – вблизи. Дворов – 135, прихожан – 1,141 д. об. п. Свящ. – Иоанн Михайлов. Перхорович (с 1884 г., а на службе с 1862 г.) и псаломщ. – Иродион Прокл. Потаповский (с 1880 г., а на службе с 1870 г.). К этому приходу приписаны две церкви: одна – кладбищенская – в том же селе Дублянах, а другая – в с. Демидовке в 2 вёрстах. 784 . В том же с. Дублянах есть церковь во имя святого Архистратига Михаила. Кладбищенская. Построена в 1800 году на средства прихожан, а в 1847 году починена на средства казны. Деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветха. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1791 года. Церковь эта приписана к предшествующему Свято-Николаевскому приходу с. Дублян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Макарий, архим. [Миролюбов]. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1–2. М., 1860. Макарий (Веретенников), архимандрит. Некоторые вопросы иконографии на Руси в середине XVI века//Макариевские чтения. Вып. III. Ч. II. М., Можайск, 1995. Маковская С. Иконописцы и художники//Русская жизнь. 1965. 5440 (3 ноября). Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума//Труды Отдела древнерусской литературы. 1966. Т. 22. Мальцева О.Н. Сийский иконописный подлинник: Новые материалы об иконописной мастерской Антониево-Сийского монастыря XVII века//Религия в истории культуры. СПб., 1991. Мальцева О.Н. Иконописная мастерская Антониево-Сийского монастыря в XVII веке//IV научно-практическая конференция «Погибшие святыни». Сборник материалов. СПб., 1996. Мальцев Н.В., Мальцева О.Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI–XVIII веков. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2000. Манасветов К. Иконы господских праздников. СПб., 1855. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973. Масленицын С.И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980. Маслов К.И. К истории церковной живописи XIX века. 1858 год//В кн.: Искусство христианского мира. VI./Сб. ст. М., 2002. Мельник Т. Интерьер ростовского Успенского собора в XVI–XVII вв.//Сообщения ростовского музея. Вып. 5. Ростов, 1993. Меняйло В.А. Осташковские иконописцы Сергеевы-Потаповы//ГММК. Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991. Мещерский В.П.О Палехе//Русский инвалид, 1869. 22. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965. Молодых В.Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири//Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Вып. 1. Тюмень, 1924. Мохова Г.А. Вятские иконописцы. Киров, 2001. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева/Сост. А.А. Салтыков. М., 1981. Музей икон в Реклингхаузене. Германия. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

П.В. Долгоруков Дуловы ... Михайло Лукич в полоцком 1551 года; Михайло Иванович, в звании воеводы, в гродненском походе 1550 года. Второй Дулов был дворцовым дьяком при Иоанне Грозном. Игнатий Иванович и Осип Потапович находились стольниками Петра Великого. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

ЖМП 10 октябрь 2011 /  15 декабря 2011 г. 01:00 Протоиерей Виктор Потапов: Евангелие есть жизнь в Боге Притча о сеятеле и другие притчи, изложенные в 13-ой главе Евангелия от Матфея и в параллельных местах Евангелий от Марка и Луки, были произнесены Христом при таком большом стечении народа, что из-за чрезмерной людской тесноты Спаситель был вынужден проповедовать народу, стоявшему на берегу Галилейского озера, из лодки. Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством Евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди по-разному принимают Слово Божие, и как это слово по-разному воздействует на людей, в зависимости от их душевного настроя. Евангелист Матфей так излагает эту притчу: «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»  (Мф. 13: 1-9). Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» - Иисус Христос; «семя» - слово Божие, а «земля», «почва» - сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим: 10: 17). Потому Христос всюду сеял слово Божие, - в селах, городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников - епископов и пресвитеров, которые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божьего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле - сеять в наши сердца слово Божие.  Когда сеется живое слово Божие в греховную природу падшего человека, возникает новая жизнь. Всем без исключения людям дана возможность принять слово Божие и всем в одинаковой мере даётся шанс получить эту новую жизнь от слушания слова Божия. Основная забота всей христианской жизни состоит в том, чтобы постоянной работой над собственным сердцем приготовить в себе почву к принятию семени (слова) Божия. По-разному подходят люди к этой задаче. Пока мы разъясняем смысл притчи о сеятеле пусть каждый, по слову еп. Феофана Затворника, «...рассудит сам, к какому классу он принадлежит».

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о бесплодной смоковнице Эта притча записана в Евангелии от Луки: «Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» ( Лк. 13: 6–9 ). В евангельские времена в Палестине в виноградниках часто насаждали фруктовые деревья. Три года должны были пройти прежде, чем плоды смоковницы становились пригодными для собирания и употребления. Смоковница в притче после трехлетнего срока не приносила плода. «На что она и землю занимает?» – говорит хозяин виноградника. Корни смоковницы впитывают влагу, необходимую для растущих вокруг нее виноградных лоз, что показалось хозяину бессмысленным расходованием драгоценной для Палестины воды. Виноградарь всё же уговаривает хозяина повременить с решением уничтожить бесплодную смоковницу, говоря: «Господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». Употребление навоза нигде не упоминается в Ветхом Завете. Кроме того, обычная смоковница не нуждается в навозе. Таким образом, можно сказать, что виноградарь предлагает предпринять некоторые чрезвычайные меры, чтобы помочь смоковнице принести плод и обеспечить её дальнейшее существование. В еврейском народе сохранилась легенда об Ахикаре (5-ый век до Р.Х.), которую большинство современников Христа знали. Там встречаются такие слова: «Сын мой, ты как дерево, которое не даёт плода, несмотря на то, что росло рядом с источником. Его хозяин вынужден был его срубить. Дерево сказало ему: «Пересади меня и, если я и на новом месте не принесу плода, тогда сруби меня». В ответ хозяин сказал: «Когда ты стояло рядом с водой, ты не принесло плода. Почему же должны появиться на твоих ветвях плоды, если ты будешь стоять в другом месте?» Иисус употребил эту известную народную сказку в Своей притче, дав ей другую концовку. Здесь просьба не отклоняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о добром пастыре Иудеей времен Спасителя правил римский прокуратор, официально представлявший римского императора. Одновременно как бы рядом, но фактически и под властью был так называемый царь, который, с одной стороны, был марионеткой, а с другой – полновластным тираном. Это было в политических интересах Рима. На этой почве у прокуратора и царя бывали столкновения, в частности, у Понтия Пилата с Иродом младшим. Но непосредственный контакт с народом во всех внутренних делах и вся связанная с этим ответственность были в руках севших на Моисеевом седалище, как выразился Иисус ( Мф. 23: 2 ), книжников и фарисеев, тогдашней религиозной интеллигенции. Фарисеи были своего рода «интеллигентской элитой», аристократией, проводившей определенное богословское направление внешней обрядности одряхлевшего культа, целью которого было сохранение религиозно-национального самосознания в тогдашних политических условиях, но в ущерб личной духовной жизни и истинной религиозности. На современном языке мы могли бы назвать представителей этого класса «аппаратчиками». Именно с этой сомнительной по своим качествам и положению этнической властью Израиля Иисус вступил в открытый конфликт, зная наперёд, как дорого это Ему обойдётся. Но другого выхода не было: эта власть была даже не «кесарева», о которой Иисус сказал, что кесарю надо воздавать кесарево, в то же время воздавая Божие Богу ( Мф.22: 21 ). Это была подмена Царства Божия, фальшь, ложь. Это было прямым вызовом Богу, нравственно неприемлемым. Главной целью иносказательной речи о добром пастыре было противопоставление истинных народных учителей религии, заботливо ведущих народ по правильному пути ко спасению, и книжников и фарисеев – ложных, эгоистических руководителей духовно-нравственной жизни народа, больше думающих о своих выгодах и ведущих народ не ко спасению, а к гибели. Корни непонимания Христа и вражды к Нему кроются в духовной слепоте. Иисус исцелил одного слепорожденного в субботу, в день покоя, когда по закону нельзя было трудиться. Это было потрясшее всех чудо, но ученые фарисеи старались убедить слепого: «Не от Бога этот Человек (Иисус), потому что не хранит субботы, …мы знаем, что Человек Тот грешник» ( Ин. 9: 16, 24 ). На это слепой ответил: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Фарисеи сказали ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» ( Ин. 9: 33,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010