Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних (40 прав. Трулл. Соб.), а для произнесения самих обетов - 17-летних (18 прав. Вас, Вел.). В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам - 40 лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. На учащихся духовных семинарий и академий этот возрастной ценз не распространялся. Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников. Другое условие - предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться 3 года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, очевидно расположенных к иноческому житию, послущнический искус мог быть сокращен. (5 прав. Двукр. Соб.). Согласно указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г., лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса. Необходимое условие для пострига - свободное и непринужденное стремление к иночеству. В 40-м правиле Трулльского Собора говорится, что «мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от Отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения...» В Российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы. В Византии и Древней Руси существовало ошибочное мнение, что принудительный постриг и даже только облачение в монашеские одежды (хотя бы и в шутку) делает монахом. Истории известно много примеров насильственных постригов государственных деятелей - политических соперников государя.

http://sedmitza.ru/lib/text/432398/

   Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу десятилетних (40 прав. Трулл. Соб.), а для произнесения самих обетов — семнадцатилетних (18 прав. Вас, Вел.). В России же в синодальную эпоху государственное законодательство дозволяло постриг мужчинам не ранее 30 лет от рождения, а женщинам — 40 лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. На учащихся духовных семинарий и академий этот возрастной ценз не распространялся. Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников.    Другое условие — предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться 3 года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, очевидно расположенных к иноческому житию, послущнический искус мог быть сокращен. (5 прав. Двукр. Соб.). Согласно указу Святейшего Синода от 25 мая 1832 г., лица, окончившие духовно-учебные заведения, и вдовые священнослужители освобождались от послушнического искуса.    Необходимое условие для пострига — свободное и непринужденное стремление к иночеству. В 40 правиле Трулльского Собора говорится, что «мы должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдати преданное нам от Отец постановление: и сего ради должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и разсуждения…»    В Российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы.    В Византии и Древней Руси существовало ошибочное мнение, что принудительный постриг и даже только облачение в монашеские одежды (хотя бы и в шутку) делает монахом. Истории известно много примеров насильственных постригов государственных деятелей — политических соперников государя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

И мой отец в старости смирился от мухи. Однажды моя сестра застала его плачущим. “Что с тобой, отец? — спросила она. — Может быть, тебя обидел кто-то из внуков?” — “Нет, нет, — ответил он ей. — Что есть человек… Я хотел прихлопнуть муху мухобойкой и не смог этого сделать. Я пытался прибыть её справа – она улетела налево, хотел прихлопнуть слева – она улетела направо! Я, когда был молодым, стрелял так метко, что четов не убивал, а обстреливал их со всех сторон, так что пули ложились вплотную и так понуждал их сдаваться. Когда мне было шестнадцать, я подстрелил львёнка, ранил его и вступил в схватку с раненным зверем. А сейчас не могу убить мухи! Э, человек есть существо ничтожное”. Несчастный чувствовал одно большое “ничего”, ноль, так словно он ничего не совершил в своей жизни. А знаете, как смиряются старички-монахи в приютах для старых монахов в святогорских монастырях! Над ними совершают ещё один… монашеский постриг! Им обстригают волосы, чтобы они были короткими и их было легче мыть. Им обстригают бороду, потому что у них текут слюни, валится мимо рта пища и как их потом чистить? Этот постриг – последний постриг. Постриг смирения! Мзда от ухода за стариками До чего докатился мир! И в Фарсах и в Эпире ухаживали даже за старыми животными. Ну, за мулам, понятно, почему [потому что их мясо не употребляется в пищу]. Но ведь и тех животных, мясо которых было съедобным, тоже не резали, оставляли в живых. К примеру, старых быков, на которых раньше пахали, хозяева чтили. Они ухаживали, заботились о них в старости, говоря: “Ведь это наши кормильцы”. То есть рабочие животные, которые трудились в поле, имели добрую старость. И ведь тогда у людей не было технических средств, которые есть сегодня. Надо было в ручной мельнице смолоть кормовую чечевицу, мелко её подробить, чтобы бедный старый бык мог её прожевать. А люди нынешние о подобных вещах забыли: они не заботятся даже о старых людях, что уж там говорить о старых животных! Никогда в жизни я не чувствовал себя так хорошо, как в те несколько дней, когда мне дали послушание ухаживать за одним старым монахом. Уход за стариками имеет великую мзду. Мне рассказывали об одном послушнике на Святой Горе, который был одержим страшным бесом. Ему дали послушание ухаживать за шестью старенькими монахами в монастырском приюте для стариков. Те годы были тяжёлыми, у людей не хватало средств, облегчающих их труд. Бедолага взваливал себе на плечи тюк со стариковским бельём и тащил всё это на дальний пруд, где стирал всё это с помощью щёлока… Прошло немного времени, он освободился от беса, которым был одержим, и стал монахом. Это произошло, прежде всего, потому, что сам он жертвовал собой ради других, а ещё и потому, что старички-монахи давали ему свои благословения.

http://pravmir.ru/starost-smiryaet-chelo...

Чую беду вам от сего, и бью тревогу. Смотрите! Кому же за вами смотреть, как не вам самим? Сторонние что увидят? – А просмотрите; пойдет от сего охлаждение, за тем ослабление внимания, далее блуждание мыслей, потом расшатание обычного порядка жизни, разленение в молитве, да и всякая беда. Сначала дурных мыслей не будет, а только пустые; потом и дурные украдкой покажутся, и все чаще и чаще. Затем сочетается с ними сердце, – и до дел недалеко. Избави вас, Господи! Подогревайте себя. Час смерти и решения Божия суда в уме содержа, Господа умоляйте не лишать вас милостивого покрова своего и защищения. 88. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провести его душеспасительно. Да смотрите, здоровье не расстройте. Не покормишь лошадку, не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит; а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело – раба послушная; но надо его вышколить. Ну школьте; только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Душу нельзя так закалить, как тело. Она подвижна. С самой высокой высоты может свихнуться и полететь стремглав. О, Господи! спаси же! О, Господи! благопоспеши же ( Пс.117:25 ). Не забывайте, всякий день читать слово Божие и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою. Душа будто обсахарится, и станет тверже и прочнее. Постриг придет в свое время. Он есть знак. И конечно гораздо лучше принять его тогда, когда в душе твердо установится все им означаемое. Малый постриг не есть еще настоящей постриг. Есть ангельский образ – схима: она идет к тем, кои совсем уже умерли миру, и живут будто воскресшие для будущей жизни. Ниже сего – обыкновенный наш постриг монашеский, что у вас называется – сделаться манатейною: этот означает достигших известной меры чистоты, искусных в борьбе со страстями, никогда неподдающихся и препобеждающих все наветы врага. Первоначальный же чин – рясофорие есть не более, как пометка на овце, что она нашего стада, а что из нее выйдет, кто знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена. c. Монашеский постриг Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря. Решение о совершении над послушником монашеского пострига принимается епархиальным архиереем по письменному представлению игумена или игумена совместном с Духовным собором. Прежде обращения к епархиальному архиерею игумен лично удостоверяется в отсутствии у кандидата к постригу следующих препятствий: несовершеннолетний возраст; документально подтвержденное серьезное психическое заболевание; обремененность долговыми, семейными и прочими подобными гражданскими обязательствами; нахождение под предварительным или судебным следствием по уголовному делу. Кроме того игумен монастыря лично удостоверяется в свободном изволении послушника на принятие пострига. В случае выявления факта принуждения к постригу каким-либо лицом, постриг не может быть совершен. Если уже после пострига станет достоверно известно, что постригаемый был принуждаем к постригу, не давал добровольного согласия или не находился в полной ясности ума, то такой постриг признается недействительным. Виновные в принуждении к постригу несут каноническое наказание, определяемое епархиальным архиереем. Игумен испытывает кандидата на знание содержания монашеских обетов и основ монашеской жизни, а также чинопоследования пострига, настоящего положения, внутреннего устава монастыря. Приступающему к постригу объясняется, что монашество принимается пожизненно и оставление монастыря и монашества является тяжким преступление перед Богом, Которому даются монашеские обеты. В случае каких-либо сомнений, колебаний или неадекватного поведения кандидата постриг необходимо отложить.

http://religare.ru/2_94799.html

Вот и все. Если мы начнем себя так жалеть и очень много думать, то чем это кончится? Мы запутаемся. Проще нужно. Меньше слов и больше дела. Вопрос. Не расскажете ли Вы о значении и смысле иноческого пострига: как к нему правильно относиться? Ответ. Иноческий постриг - это начало пути. Обеты еще не даются, но в то же время возвращения к мирской жизни уже нет. Человек еще не дал монашеских обетов, как бы еще не приступил (теоретически) к самому подвигу, но это уже подготовка - подготовка к тому, что он примет полный постриг и затем все силы своей души употребит на совершенствование, на заботу о своем спасении. Это нечто вроде обручения, как сначала бывает обручение, а потом - брак, так и здесь. Иночество является неким предвкушением того, чем уже будет собственно монашество. Не знаю, как в других восточных Православных Церквах, но вот в Иерусалимской Церкви постриг в рясофор для монашествующих (мужчин) является возможностью принять архиерейский сан. В Иерусалимской Церкви архиереи не имеют манатейного пострига, там вообще существует только две степени пострига: рясофор и великая схима, а малой схимы, то есть мантии, у них нет. Не знаю, может быть, действительно стоит так поступать, ведь при схимническом постриге и при постриге в мантию обеты одни и те же, только в схимническом постриге при произнесении обетов добавляется слово " паки " , то есть " еще раз " , - еще раз человек повторяет обеты, которые прежде были им даны при постриге в мантию. Я не буду спорить с обычаями Иерусалимской Церкви. У нас свои обычаи, там - свои, принципиально они не разнятся. У греков такое отношение: если человек решил остаться в монастыре и не думает делать церковной карьеры - стать архиереем, например (перед женщинами тем паче такой вопрос не стоит), - то он может принять постриг сразу в великую схиму уже совсем в юном возрасте, так же, в общем-то, как у нас в мантию. Вопрос. Почему, когда наставница тебя ругает, становится трудно открывать помыслы, хочется замкнуться в себе? Как это легче преодолеть? Ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Священник Константин Польсков. Монашеский постриг как таинство Целью данного доклада является попытка рассмотреть вопрос о монашестве, вернее, о монашеском постриге, с точки зрения того, является ли он таинством, и если да, то какова его мистическая природа. О таинственном содержании монашеского пострига Является ли монашеский постриг только одним из тайнодействий? Три признака тайнодействия Итак, попытаемся выяснить, возможно ли отнесение монашеского пострига в разряд «церковных тайнодействий». Протопр. Борис Бобринский в своей ранней статье выделяет три «формальных» признака, по которым таинства отличаются от тайнодействий. Тайнодействия 1) факультативны в жизни христианина; 2) большинство их имеет частный характер; 3) они установлены Церковью в ее истории, в то время как таинства имеют Божественное установление 618 . Хотя автор и подчеркивает, что «это определение тайнодействий лишь приблизительное» 619 , оно дает возможность сделать определенные выводы. Остановимся на них подробнее. Факультативность тайнодействия Сам автор указывает, что в вопросе о необходимости таинств в деле спасения и, наоборот, о факультативности для него тайнодействий 620 нельзя провести жесткой юридической черты. Так, не все христиане принимают все таинства. В случае священства, которое женщинам недоступно, можно возразить, что как члены Церкви женщины не могут обходиться без священнослужителей, то есть что оно установлено и для их спасения, а иногда женщины опосредованно принимают участие в деятельности служителей алтаря (жены священников, которые мистически составляют с супругом «плоть едину» ( Быт. 2:24 )). Здесь также можно вспомнить об утерянном институте диаконисс, чинопоследование рукоположения которых в 8-й книге «Апостольских постановлений» следует непосредственно за чинопоследованием рукоположения дьяконов (Const. Ap. VIII 19) 621 . В случае же брака ясно, что это таинство не является общеобязательным. Не вступившие в брак и не принявшие монашество не рассматриваются церковным сознанием как «неполноценные» и не могущие наследовать Царство Божие. Целительное таинство елеосвящения по ряду причин также не всеохватно. Поэтому вывод о том, что монашеский постриг не является таинством только лишь на основании того факта, что монашествующие составляют незначительную часть всех членов Церкви, звучит неубедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Приглашаем на презентацию книги о монахине Адриане «Монахиня из разведки» Она ушла добровольцем на фронт и прошла всю войну разведчицей в штабе маршала К. Рокоссовского. Ее высоко ценил авиаконструктор С. Королёв, ее портрет писал художник А. Шилов. Майор в отставке, она встретила Христа и приняла монашеский постриг. 25 сентября, 2012 Она ушла добровольцем на фронт и прошла всю войну разведчицей в штабе маршала К. Рокоссовского. Ее высоко ценил авиаконструктор С. Королёв, ее портрет писал художник А. Шилов. Майор в отставке, она встретила Христа и приняла монашеский постриг. Книга «Монахиня из разведки» — это история жизни ветерана Великой Отечественной войны монахини Адрианы (Малышевой). Она ушла добровольцем на фронт и прошла всю войну разведчицей в штабе маршала К. Рокоссовского. Ее высоко ценил авиаконструктор С. Королёв, ее портрет писал художник А. Шилов. Майор в отставке, она встретила Христа и приняла монашеский постриг. Майор Наталия Малышева и монахиня Адриана — жизнь, посвященная людям и Богу. В основе книги — беседы Анны Даниловой и монахини Адрианы, которые они вели в течение полугода. Приглашаем всех на презентацию книги «Монахиня из разведки», которая состоится 2 октября 2012 года, в 19.00 в культурном центре «Покровские ворота». На вечере выступят священники и миряне, хорошо знавшие матушку Адриану, а также будут показаны фрагменты ее бесед! Проведет презентацию главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова. АДРЕС: Москва, ул. Покровка д.27, стр. 1. ст.м. Чистые пруды, выход в город к Чистопрудному бульвару (по переходу налево до конца). Проехать на трамвае до остановки «Покровские ворота» (2-я остановка), либо пройти пешком 10 мин. по левой стороне Чистопрудного бульвара до пересечения с улицей Покровка. Далее идти по ул. Покровка по направлению от центра. После дома войти в арку с вывеской «Атон», 2-ая дверь справа. ст.м. Китай-город, выход в город к ул. Маросейка (по переходу направо до конца, направо вверх по лестнице). Проехать на троллейбусе до остановки «Покровские ворота» (2-я остановка) и перейти через дорогу. Далее идти по ул. Покровка по ходу троллейбуса. После дома войти в арку с вывеской «Атон», 2-ая дверь справа.

http://pravmir.ru/priglashaem-na-prezent...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление I. О таинственном содержании монашеского пострига. 1. О том, является ли монашеский постриг «простым « тайнодейством в ряду других 1.1. Три признака тайнодействия Итак, попытаемся выяснить, возможно ли отнесение монашеского пострига в разряд «церковных тайнодейств». Будущий протопресвитер Борис Бобринский в своей ранней статье выделяет три «формальных» признака, по которым таинства отличаются от тайнодействий. Тайнодейства 1) факультативны в жизни христианина; 2) большинство их имеет частный характер; 3) они установлены Церковью в её истории, в то время как таинства имеют Божественное установление 1 . Хотя автор и подчёркивает, что «это определение тайнодейств лишь приблизительное» 2 , но оно даёт возможность сделать определённые выводы. Остановимся на них подробнее. 1.2. Факультативность тайнодействия Сам автор указывает, что в вопросе о необходимости таинств в деле спасение и, наоборот, о факультативности для него тайнодейств 3 , нельзя провести жёсткой юридической черты. Так, не все христиане принимают все таинства. Если в вопросе о священстве, которое женщинам недоступно, можно возразить, что они как члены Церкви не могут обходиться без священнослужителей, т. е. оно установлено и для их спасения, а в ряде случаев (жёны священников, которые мистически составляют с супругом «плоть едину ( Быт.2:24 )) опосредованно принимают участие в деятельности служителей алтаря. Здесь также можно вспомнить о утерянном институте диаконисе, чинопоследование рукоположения которых в VIII книге Апостольских установлений следует непосредственно за чинопоследованием рукоположения дьяконов-мужчин (VIII, 19) 4 . То, например, таинство брака не является общеобязательным. Не вступившие в брак и не принявшие монашество не рассматриваются церковным сознанием как «неполноценные» и не могущие наследовать Царство Божие. Целительное таинство елеосвящения по ряду причин также не всеохватно. Поэтому вывод, о том, что монашеский постриг не является таинством только лишь на основании факта, что монашествующие занимают в Церкви незначительный процент, звучит неубедительно. 1.3. Частный характер тайнодействия

http://azbyka.ru/monasheskij-postrig-kak...

— В пункте 3 Проекта говорится, что браки между православными и нехристианами признаются в качестве законных. При этом в пункте 7, подпункте « а» в качестве основания для церковного развода указывается отпадение супруга или супруги от православия. Нет ли тут противоречия? — Противоречие было бы в том случае, если бы не учитывалась динамика процесса, его последовательность. В первом случае речь идет о браке, в который вступает православный муж с атеисткой, мусульманкой, иудейкой, etc. Таковые браки признаются законными. Мы не видим основания для лишения причастия таких лиц по причине того, что они состоят в браке, который не может быть венчан. Понятно, что, будучи сознательным православным христианином, человек в такой брак вступить не может. Но он мог вступить в него в ту пору, когда еще не был сознательным православным человеком. Может быть, тогда он и был крещен и даже считал себя верующим, но, тем не менее, не был сознательным и дисциплинированным членом Церкви. И совсем другое дело, когда и муж и жена — православные, и вдруг один из супругов отпадает от веры. И таким образом жизнь с ним становится трудной и даже невыносимой для другой стороны. Создается ситуация, в которой появляется основание для развода. Однако перечисленные основания для развода носят разрешительный, а не рекомендательный характер, потому что ни в коем случае не следует рекомендовать развод, — всегда можно исправить ситуацию. — Касается ли это измены? Что можно посоветовать невиновной стороне? — Исходя из современной житейской ситуации, разумеется, пытаться сохранить брак. — Сетуют, что недостаточно подробно прописан пункт, когда основанием для развода становится монашеский постриг одного из супругов: ничего не говорится о том, должен ли тот, кто стремится к монашеству, получить согласие своего супруга. — Не прописано потому, что относится в основном к другой теме — к статусу монашествующих. Очевидно, что в высшей степени предосудительно оставлять жену под предлогом намерения принять монашеский постриг. В синодальный период оставление мужа или жены без согласия другого супруга было невозможно, больше того: согласие другой стороны должно было быть выражено самым решительным образом, — через совместный постриг.

http://pravoslavie.ru/65625.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010