Смотр. Христ. Чт. часть XVI, стр. 7. 257 Игнат. в послан. к Траллианам, лист. 12. В кратчайшем изложении посланий св. Игнатия находим следующее: «Ежели вы повинуетесь Епископу, как Иисусу Христу, то ясно, что вы живете не по человеческому обыкновению, но сообразно Иисусу Христу». 259 Игнат. в послании к Ефесеям, лист. 49. В кратчайшем изложении посланий св. Игнатия сие место читается так: «Чем более кто молчания видит в Епископе, тем более должен уважать его. Ибо кого Домовладыка посылает для управления домом Своим, того нам должно принимать как Самого Пославшего. И так очевидно, что на Епископа должно взирать как на Самого Господа». Смотр. Христ. Чт. часть 1, стр. 34. 266 Послан. к Траллианам, изд. 1784 г. Москва, лист. 10. В кратчайшем изложении посланий св. Игнатия сие место читается так: «Все должны почитать Епископа, как [Бога] Отца, и Пресвитеров, как Собор Божий и сонм Апостолов: без них Церковь не может назваться Церковию». См. Хр. Чт. часть XXXVII, стр. 240. 282 т.е. ежели не будет иметь возможности, наприм., принять святое Причащение, несмотря на то, что он крайне того желает. Большой Катихизис лист. 307 на обор. 294 Послание к Смирнянам, лист. 38 на обор. В кратчайшем изложении послании св. Игнатия сие место читается так: «нельзя без Епископа крестить». Смотр. Христ. Чт. часть XXXII, стр. 256. 357 Малый Катихизис в статье о пятой тайне. Смотр. подобное место в суждении о третьей тайнее под вопросом: которым образом сия тайна разуметися имать? 373 Смотр. в обыкновенно употребляемом Требнике предисловие и сказание о еже како подобает быти Духовнику. 377 Смотр. Никона Черной горы слово 55. Пролог Сентября 25, Генваря 16, Марта 10, Мая 15, Июля 25 и проч. 387 Смотр. Потребник, напечатанный 7132 (1624) г. при Патриархе Филарете, лист. 141 на обор. Также Кормч. лист. 596 на обор. 408 Этот закон читается так: «Брак есть мужеви и жене сочетание и събытие (совокупное сожительство) во всей жизни». Кормч. глав. 49. грань 4. л. 408. 448 В Кирилл. книге неоднократно приводятся слова св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

во второй раз прибыл св. Макарий Коринфский, и тогда он [прп. Никодим] составил „Эксомологитарий“ в его первоначальном виде...» (Βος κα πολιτεα... Νικοδμου μονχο... Σ. 24). То же самое говорит и иеромонах Онуфрий Иверский: «Когда же во второй раз прибыл упомянутый митрополит Коринфский, по его побуждению тот [прп. Никодим] взялся за исправление переведенных творений прп. Симеона Нового Богослова , затем составил „Эксомологитарий“» (см.: Βος ν συνψει το... Νικοδμου γιορετου... Σ. 70). 1784 г. – дата, связанная со вторым приездом св. Макария Нотары на Святую Гору, но по ней нельзя определить, когда именно был составлен «Эксомологитарий» и остальные упомянутые творения прп. Никодима. На основании вышесказанного можно предположить, что в своем первоначальном виде «Эксомологитарий» был написан после «Пидалиона». В нем содержалось два текста («Руководство» и «Наставление») вместе с правилами Иоанна Постника , снабженными комментариями. Об «Эксомологитарии» см.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Αθαρετος πδοσις δο ργων ες τν γιον Νικδημον τν γιορετην//Κληρονομι 31. 1999. Σ. 242 ξ.; Idem. Τ Πηδλιον κα α λλαι κδσεις. Σ. 449–454. 78 Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. εσηγητικ κθεσις το Δωροθου Βουλησμ περ το Πηδαλου//πιστημονικ παρουσα στας θεολγων Χλκης 2. 1991. Σ. 345–348, 350, 351, 353, 356, 357, 359–362. 79 Дорофей Вулисма писал так: «Причем упомянутый нами переводчик хотя вполне мог писать высокопарным слогом, но почти не прибегал к нему, с одной стороны, потому, что он, кажется, ни о чем другом не заботился, кроме общей пользы, с другой стороны, потому, что его принуждал к этому, как мне представляется, брат Агапий, приставник, имевший целью спасение многих» (Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Τ Πηδλιον κα α λλαι κδσεις. Σ. 253; Idem. εσηγητικ κθεσις το Δωροθου Βουλησμ περ το Πηδαλου. Σ. 347).  80 См.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Т Πηδλιον κα α λλαι κδσεις. Σ. 89; Idem. ερομναχος γπιος Λεονρδος. Σ. 38. 81 В письме от 5 января 1792 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Уроженец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника († 1587 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал (в 1540 г.) преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжме. Вслед затем удалился он за 60 верст от Коряжмы и, при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. Е блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г.; мощи его почивают под спудом в одном из трех храмов упраздненной (1791 г) обители 402 . 394 О св. Меркурие: а) похвала и канон; о последнем в ркп. «написал повелением блаж. епископа того же Смоленска кир Варсонофия» (1509 г.); б) церковная повесть, писанная позже похвалы, как видно по языку; в) народная повесть в Цветнике 1656 г. Похвала помещена и в Русск. временнике. Здесь сказано: «бе Меркурий родом Римлянин, верою благочестив Греческого закона, от рода славна». Слово: «Римлянин» в памятн. древн. означает уроженца Запада, подведомого Римск. папе. 397 О том, что св. Меркурий отправился к Татарскому стану на коне, говорится только в народной повести; но самое расстояние Долгомостья от города показывает, что иначе в одну и ту же ночь св. Меркурий не успел бы пеший явиться в стан. 398 Русский времен. 1, 114–116. Минея Макария и Димитрия на 24 нояб. у Толстого 1. 171: «нояб. 24 повесть о св. муч. Меркурие, како свободи град в л. 6746. По ркп. святцам св. Меркурий преставился в л. 6747 нояб. в 24 д.» В следован. псалт. кончина отнесена к 1247 г. Но тогда Татары не тревожили ни одного угла России; напротив в 1238 г. разорили они Тверь и были в 100 верстах от Новгорода. Так по всем летописям. 399 Сведен. о монас. и церкв. ст. 550. М. 1852 г. Никитина ист. гор. Смоленска стр. 69. М. 1847 г. 401 Ист. иер. 3, 65. Матер. стат. стр. 32. Спб. 1841 г. В слов. свят., Спб. 1784 г. сказано: «святыя мощи обретаются в Киеве». По ркп. святц. в опис. святых Киева читаем: «св. великомученик Меркурий Смолевский, иже во гробе приплы». Это – ошибка: приплыл в Киев св. Мерисурий, еписк. Смол. (см. сент. 21. д.). В ркп. 16 в. «намять св. Меркурия, иже есть гроб его в Смоленске граде нашем, и бывших от него чудес». Толстого 2. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Это христианам говорится, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергают Христа. Мало стадо истинно принимающих Христа. К ним говорит Христос: не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк. 12, 32 ). К прочим говорит: что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6, 46 )? И в последний день ответит им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф. 7, 23 ). Поэтому апостол всякому христианину говорит: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( 2Тим. 2, 19 ). Принять Христа и не любить Христа есть противоречие, это то же самое, что и не принять. Пришел Он не ради Себя в мир, но ради нас. Рассуждай об этом, и увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы рабы Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что Христос для нас: Господь и Спаситель. Потому требуется от нас к Нему любовь, чтобы возлюбить явление Его, и от любви принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от этого последует и послушание Ему. Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет, и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему неугодно. Без послушания, что ни делает человек, неугодно Богу. Пост После Крещения [Иисус Христос] изведен был духом в пустыню и сорок дней постился. Подражая Христу, святая Церковь содержит ежегодно пост Четыредесятницы, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи. Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа и сердце свое – от желания чужих вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

1. Как в ночной тьме человек не может познавать окружающих его вещей в их надлежащем виде, так грех препятствует человеку правильно познавать свои высшие обязанности. 2. Как ночная тьма возбуждает неприятное чувство, наводит тоску и страх, так грех влечет за собою ужас и отвращение. 3. Как странствующий в ночной темноте сбивается с правого пути, так человек, коснеющий во грехе, не находит пути, ведущего к вечному спасению. Воззвание апостола к нам при наступлении Великого Поста « Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти ». Ст.12–14. Оно заключает в себе: 1. Радостную весть « ночь прошла, а день приблизился .» 2. Серьезное предостережение: « итак отвергнем дела тьмы , … не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти .» 3. Убедительное увещание: « облечемся в оружия света … облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа .» Три степени пробуждения от греховного сна « Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали » Ст.11. Пробуждение от греховного сна имеет три степени: 1. Первая степень — сознание, раскаяние и решимость. 2. Вторая степень — исповедание грехов. 3. Третья степень — принесение плодов покаяния. Образцы церковной проповеди Слово в Неделю Сыропустную. « Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися » (Мф. 6:16). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками с тем, чтобы заслужить от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом бесполезным и излишним, a казаться другим постниками — делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся золотой средины и, не уклоняясь ни направо, ни налево, идут путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной (9). «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф. 6:16 ). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Скорее всего, найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками – делом глупым и смешным (14). Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные, а на земле в продолжение не много более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься, так как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ), потому что «Царствие Божие не пища и питие» ( Рим. 14:17 ) (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

за десятину давай, хоть в «постники» иди». А между тем «постники» стояли с торжествующим видом, и когда миссионер спросил одного из них С. Т-сова: «кто он»? – последний отвечал: «постник-православный»… на другие вопросы: «знает-ли он Иисуса Христа – Сына Божия, Един-ли Бог Отец и Христос – Сын Божий; иль было их много; есть-ли сейчас на земле «Христы» у «постников» – и истинны-ли они? отвечал: «почем знать; можа один, а можа пять и больше было; можа и теперь есть»… Не знал он, во чье имя крестят детей в Церкви православной… Не знал самой важной молитвы Господней и молитв Богородице и на вопрос: «знает-ли он Матерь Иисуса Христа – Деву Марию, одна-ли Богородица была или много, и есть-ли теперь «Богородицы» у «постников»? упорно отвечал: «не знаю; можа одна, а можа и больше было, можа и теперь есть – я не грамотен»!… Всё это действовало удручающе. И этот 80-летний «постник» числится овцою Церкви православной!… «На что нам такие?» с горечью и болью в сердце спрашивали миссионера православные крестьяне и он невольно говорил им: «да, на что нам такие?…». И как-то сами собой приходили на мысль святые и вечные слова Апостола: «отступят некоторые от веры; внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил… ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением… Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( 1Тим.4:1–4 ; Тит.3:10 ), и «аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51 Ап. прав.). Тамбов. миссионер Иван Айвазов Яцкевич В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101:5-6). И опять-таки: зане пепел, яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Павел же: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5), и снова: братия, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), чтобы стать храмами Бога Живаго (2 Кор. 6:16). И Петр: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение (2 Пет. 1:5-6). Посему подобает всегда бдеть, бодрствовать, искать вышнего и мыслить по заповеди Господа, сказавшего: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. И продолжает: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12:35-37). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 7. О посте    Монах, желающий посредством чистого поста усвоить себя Богу, обязан избрать чистейший пост и не быть порабощенным страстям и всегда возделывать великое безмолвие. И таковой с Ангелами соревнуется, с праведными соликовствует. Ибо освободившийся от земного с небесными пребывает в собеседовании. Здесь печалится, там веселится. Здесь утеснен, [Col. 1453]там отдыхает. Постник подобен пальмовому цветку, называемому «алатиос» (του φονικος νθει τω @ λεγομν λατ), который снаружи неприглядного цвета, внутри же — белоснежен и многоплоден. Так же и постник: снаружи мрачен, внутри же световиден и с дерзновением собеседует с Богом. Ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). Пост же заключается не только в том, чтобы есть поздно, но и есть мало (τ βραδυφαγη σαι, λλ κα τ βραχυφαγη σαι), и не в том, чтобы раз в два дня вкушать пищу [это и есть аскеза], но в том, чтобы не вкушать много (λλ τ μ πολυφαγη σαι).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

По пути в царство Божие «мытари и блудницы» идут впереди «первосвященников и фарисеев» ( Mф. XXI, 31 ); но в самом царствии Божием нет места блудникам (Кор. V, 10; Eфec. V, 5 ). Мытари и блудницы предваряют постников и девственников только в определенном направлении – в направлении к тому смирению, которое, в противоположность самоправедности и самодовольству, есть условие веры во Христа, пришедшего призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Mф. IX, 13 ). Мытари и блудницы предваряют тех постников и девственников, которые в воздержании видят добродетель, ведущую к совершенству и к заслуге пред Богом, к самодовольству приточного фарисея. Но когда определенное направление пройдено, тогда какое же оправдание для беззакония? Теперь уже путь изменился: что было впереди, теперь стало сзади. Для уверовавшего во Христа жить по плоти то же, что: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» ( 2Nem. II, 22 ). «Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (20 – 21). Почему, хотя закон был дан евреям для познания греха, хотя язычники были предоставлены своим путям, чтобы познали свое бессилие, хотя вообще наша неправда открывает правду Божию, хотя верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, но это еще не значит, что и христиане должны делать зло, чтобы вышло добро. Праведен суд на тех, которые так говорят ( Puмл. III, 5 – 8 ). Ведь мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Итак, да не царствует грех в смертном нашем теле, чтобы нам повиноваться ему в похотях его ( Puмл. VI ). Потому-то апостол различает блудников мира сего, с которыми дозволяет христианам общение, «ибо иначе надлежало бы им выйти из мира сего», от тех, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или пьяницею и пр., повелевая извергать таковых из среды христиан и даже не есть с ними ( I Kop. V, 9 – 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Старец говорит ему: " В селении ты сыт был слухом; но теперь ступай, и с сего времени принимай пищу в девятом часу; а если что делаешь, делай тайно " . Когда постник начал так делать, то уже с болезнью ожидал девятого часа. Знавшие его говорили: " Постник одержим бесом " . Когда он пришел к старцу и рассказал ему обо всем, сей отвечал ему: " Такой путь угоден Богу! " .Брат спросил авву Матоя: " Что мне делать, если в день поста или на рассвете придет ко мне брат? Это беспокоит меня " . Старец отвечал ему: " Если ты без смущения совести ешь с братом своим, хорошо делаешь; ежели же никого не ожидаешь к себе и ешь – в этом уже твоя воля " .Авва Кассиан рассказывал: " Пришли мы к одному старцу, и он предложил нам пищу. Мы были сыты, а он упрашивал нас еще поесть, и когда я сказал: " Не могу " ,– старец отвечал: " Шесть раз предлагал я трапезу приходящим братиям и, угощая каждого, ел вместе с ним; но и теперь еще голоден. А ты однажды поел и так уже сыт, что не можешь есть более " " .Тот же авва рассказывал: " Некогда пришли мы, я и святой Герман, в Египет к одному старцу; и, когда он принял нас с любовью, мы спросили его: " Почему вы, принимая чужестранных братий, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине? " . Старец отвечал: " Пост всегда со мной, а с вами не могу быть всегда. Пост хотя полезен и необходим, однако же он в нашей воле; а исполнение дел любви необходимо требуется законом Божиим. В лице вашем принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правил поста могу вознаградить, когда отпущу вас. Ибо не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися... егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни (Мк. 2, 19–20; ср.: Мф. 9, 15) " .Авва Исидор, пресвитер, говорил: " Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться " . Не будь тщеславен Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010