В архивах хранится опись, из которой следует, что церковь, заложенная ещё в 1782 году, " совершенным строением окончена и украшена в 1796 году. Освящена самим его преосвещенством, архиепископом Ростовским и Ярославским в том же году месяца июня 9-го дня " . На нижнем этаже Троицкого храма разместилась тёплая зимняя церковь. На верхнем - летняя, с роскошным барочным иконостасом и удивительными фресками. В летний храм вела сохранившаяся до наших дней деревянная лестница с резными перилами. В конце XVIII века всю храмовую территорию с трёх сторон обнесли каменной оградой с кованными воротами и двумя угловыми часовнями. С четвёртой стороны устроили торговые ряды. Вскоре после революции храмы Вощажникова стали закрывать. В начале 1920-х годов прошло изъятие всех церковных ценностей. Серебряная и золотая утварь в огромном количестве были вывезены из храмов, но службы пока продолжались. А в 1929 году закрывается Троицкая церковь, а вслед за ней - Рождественская и позднее, кладбищенская Преображенская. В бывшем Троицком храме устроили скотобойню, в Рождественском - цех по ремонту тракторов. Можно представить, чем в итоге эта затея обернётся: вся земля вокруг церквного здания оказалась буквально пропитана кровью животных и соляркой, при подходе к бывшему храму стоял невыносимый смрад, а в Рождественской церкви по полу даже проложили рельсы! Печальной оказалась судьба и служивших в храмах людей. Сейчас в возрождённом храме Живоначальной Троицы есть икона священномученика Феодора (Поройкова). Это последний батюшка Вощажникова, служивший здесь при советской власти. Восстановление храмов в Вощажникове началось в 2000 году. Рассказывают, что на протяжении всего времени - и до сих пор - здесь происходят чудеса. Чудеса начали происходить практически одновременно с началом восстановительных работ в храмовом комплексе. Сказывают сельчане, что как только разобрали старую кровлю и демонтировали прогнившие балки, на пруд неизвестно откуда слетелись одиннадцать лебедей - словно благословение Божие. А когда стали открывать заколоченные старыми досками окна, внезапно обнаружилось, что одна из досок - это икона. На ней сохранилось едва различимое изображение Киево-Печерских старцев. Оно было в кошмарном состоянии, поскольку святотатцы заколотили окно рисунком наружу. Между тем оказалось, что образ содержит мощи. Исследователи предположили, что они принадлежат кому-то из изображённых святых, однако кому именно, установить так и не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=15095

Орлов, Ник. Никит., преп. Тамб. дух. сем. Орлов, Петр. Кирилл., свящ. Моск. —28— 342. Орлов, Серг. Ник., свящ. Моск. Орлов, Фед. Серг., преп. Волок. дух. уч. Осипов, Конст. Виктор., пот. поч. гр. Павлов, Ив. Михайлович Парадоксов, Феод. Вас., свящ. г. Сызрани Парусников, Ал-ий Серг., свящ. Моск. Пашутин, Ал-ей Сем., Моск. куп. Поддьяков, Зосима Ник., пом. смотр. Устюжск. дух. учил. Покровский, Викт. Тимоф., прот. Моск. Покровский, Иоанн. Иосиф., свящ. Моск. Полотебнов, Ан-др. Григорьевич, прот. Моск. Поляков, Ал-др. Яков., пот. поч. гр Пономарев, Ив. Антонович Пономарев, Кир. Руф., препод. Мстисл. дух. уч. Попов, Ив. Вас., проф. М. Д. А. Попов, Конст. Мих., библиот. Моск. Дух. Акад. Попов, Серг. Григ. Поройков, Ал-др. Павл., свяш. Моск. Портнов, Валент. Петр. Поселков, Ив. Ал-дров., Моск. куп. Поспелов, Филар. Ник., свящ. Моск. Потапов, Ал-др. Ник., свящ. Мос. Преображенский, Феод. Петрович, свящ. Моск. —29— 365. Приклонский, Петр Васил., прот. Моск. Промптов, Васил. Яковл. Пронин, Никол. Петр., пот. поч. гр. Прорубников, Фед. Федор. Протопопов, Вас. Петр., пом. библиот. Моск. Дух. Акад. Прохоров, С. В. Прусаков, Серг. Семенович, Моск. куп. Пыхов, Абрам Васил. Петухов, Иван Никол. Разумихин, Арсений Иван., свящ. Моск. Ремов, Феод. Георг., свящ. Моск. Рождественский, Иоанн Васильевич, свящ. Моск. Рождественский, Серг. Дм., преп. Моск. дух. сем. Розанов, Ал-др Андреевич, псал. Моск. Розов, Анат. Феод., свящ. Моск. Рубин, Петр Вас., прот. Моск. Рудаков, Влад. Ал-еев, штаб-ротмистр Рудакова, Натал. Владимир. Руднев, Мих. Иван., прот. Моск. Руднев, Мих. Никол., преп. Тульск. дух. сем. Румянцев, Феод. Иван., прот. Моск. Ряжский, Павел Ив., преп. Тамб. дух. сем. Садковский, Серг. Макс., свящ. Моск. Самсонов, Яков Дмитр. Сашина, Ксения Фаддеевна —30— 390. Сахаров, Дмитр. Савел., староста Вознесен. за Данилов. мон. церкви Сахаров, Ив. Адриан., Кишин. Епарх. мисс. Селезнев, Ник. Дм., пот. двор., колл. сов. Сергиевский, Вас. Филар., свящ. Моск. Сергеев, Петр, свящ. Моск. Серебрякова, Евф. Андреевна

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Орлов, Ал-ей Иван., преп. Тамб. д. сем. Орлов, Ник. Димитр., свящ., законоуч. Холм. Мар. уч. Орлов, Ник. Никит., преп. Тамб. дух. сем. Орлов, Петр Кирилл., свящ. Моск. Озеров, Сим. Сим., прот. Моск. Орехов, Феодор Артемьев. Остроумов, Валент. Васил., Моск. прот. Пальчиков, Ник. Вас., Стат. Сов. Парадоксов, Феод. Вас., свящ. Никольской ц. г. Сызрани. Парусников. Ал-ей Серг., свящ. Моск. Парфений, архим., Ректор Вифан. дух. сем. Пашутин, Ал-ей Сем., Моск. куп. Петропавловский, Иоан. Димитр., прот. Моск Покровский, Ал-др Григ., пом. смотр. Сумск. д. уч. Покровский, Викт. Тим., прот. Моск. Покровский, Иоанн Иосиф., свящ. Моск., законоуч. Коммерч. уч. Поляков, Ал-др Яковл., пот. поч. гражд. Поляков, Вас. Григ., инсп. клас. Устюж. Еп. жен. уч. Полянский Петр Феодор., пом. инсп. М. Д. Академии Попов Ив. Вас., доцент М. Д. Академии Поройков, Ал-др Павл., свящ. Моск. Портнов, Вал. Петр., Моск. куп. Порфирий, архим., Ректор Тавр. дух. сем. Поспелов, Иоанн Григор., каф. прот. г. Костромы Последов, Филарет Никит., свящ. Моск. Постников, Вас. Иоан., свящ. Моск. Потапов, Ал-др Ник., свящ. Моск. Преображенский. Феод. Петр., свящ. Моск. Приклонский, Иоанн Иоан., прот. Моск. Приклонский, Петр Вас., прот. Моск. Прокофьев, Ив. Ал-др., пот. поч. гражд. Пронин, Ник. Петр., Моск. куп. Прорубников, Фед. Феод. Прусаков, Серг. Семен. Пшеничников, Вас. Никиф., прот. Моск. Петухов, Иван Никол. Раввинов, Ник. Никан., преп. Виф. дух. сем. Разумихин, Арс. Иоан., свящ. Моск. Ремов, Феод. Георг., свящ. Моск. Рождественский, Иоан. Вас., свящ. Моск. Рождественский, Серг. Дим., преп. Моск. д. сем. Розанов, Евл. Григ., преп. Нижег. д. сем. Рубин, Петр Вас., прот. Моск. Рудаков, Влад. Аи-еев., шт.-ротм. в отс. Руднев, Мих. Иоан., прот. Моск. Румянцев, Феод. Иоан., прот. Моск. Рыбакова, В. П. г-жа. Садковский, Серг. Макс., свящ. Моск. Сапожников, Влад. Григ., Мануф.-Сов. Сатина, Ксения Фаддеевна Сахаров, Серг. Христоф., пом. инсп. Псков. д. сем. Семенов, Егор Семен., пот. п. гр. Сергиевский Вас. Филар., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троицкой, в Елизаветинском училище, свящ. Дмитр. Никол. Беляева Троицкой, в Ермаковской богадельне, свящ. Иоанна Иоанновича Воронцова Троицкой, в Зубове, свящ. Дим. Петр. Орлова Троицкой, на Капельках, свящ. Алексея Петр. Соколова Троицкой, в Кожевниках, свящ. Мих. Павл. Фивейского Троицкой, на Листах, прот. Вас. Евл. Беликова Троицкой, в Лужниках, свящ. Ал-да Крылова Троицкой, в Набилковской богадельне, свящ. Мих. Петр. Знаменского Троицкой, в Полях, прот. Ник. Ал-др. Соловьева Троицкой, в Приюте Цесаревны Марии, свящ. Иоанна Петр. Троицкого Троицкой, в Покровском, свящ. Клавдия Александров. Цветаева Троицкой, на Пятницком кладбище, свящ. Вас. Симеон. Казанского —43— Троицкой, в Серебрениках, свящ. Ал-дра Дим. Харитонова Троицкой, в Странноприимном доме графа Шереметьева, прот. Иоан. Тихон. Розанова Троицкой, в Сыромятниках, свящ. Вас. Филипп. Барбарина Троицкой, в М. Троицкой, свящ. Сергия Иоанновича Любимова Троицкой, на Хохловке, свящ. Павла Конст. Розанова Троицкой, на Шаболовке, прот. Вас. Феод. Рудиева Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Пав. Поройкова Успенской, в Гончарах, свящ. Никит. Ал-др. Ремизова Успенской, в Казачьей, свящ. Серг. Алек. Булатова Успенской, в Кожевниках, свящ. Алексия Птицына Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Дим. Воздвиженского Успенской, на Остоженке, свящ. Вас. Стефан. Митропольского Успенской, в Начатниках, свящ. Василия Петр. Никольского Успенской, на Покровке, свящ. Димитр. Григор. Фаворского Филипповской, на Мещанской, свящ. Ал-ия Ник. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. Ал-дра Дим. Касимова Харитониевской, в Огородниках, прот. Валент. Вас. Остроумова Христорождественской в Палашах, свящ. Дмит. Никиф. Ренского Феодор-Студитской, у Никитских ворот, свящ. Феод. Пет. Преображенского —44— 2) Через начальства духовных семинарий и училищ: Волоколамского духовного училища смотрителя Мих. Конст. Казанского Данковского дух. училища смотрит. В.И. Лебедева Дмитровского дух. училища смотр. Вас. Яков. Розанова Жировицкого дух. училища смотрителя Петр. Фед. Полянского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1930-е годы храм закрыли и осквернили, в здании сделали склады,иконами забивали окна. В 2000 году началось восстановление храма Живоначальной Троицы. В храме служил священномученик Феодор Поройков. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский район, село Вощажниково. Подробнее... Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Вощажниково) [ править править код ] Первое упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Вощажникове относится к XVI веку. Во времена царя Михаила Фёдоровича Романова здесь была деревянная церковь. Старая деревянная церковь была разобрана за ветхостью и на её месте построена в 1700 году каменная однокупольная церковь. Ранее храм был украшен каменной резьбой, на окнах были каменные наличники, купол на церкви был обит деревянной чешуёй, крест на куполе – железный. Алтарь церкви и трапезная были покрыты тёсом. В первоначальном виде храм до нас не дошёл. Церковь была закрыта в 1934 году, а в помещении была устроена машинно-тракторная станция (МТС). В настоящее время ведутся реставрационные работы фасада храма. 21 сентября 2018 года состоялась первая Божественная литургия. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, село Вощажниково. Подробнее... Храм Владимирской иконы Божией Матери (Давыдово) [ править править код ] Храм Владимирской иконы Божией Матери построен в 1834 году. Закрыт в 1935 году, использовался под склад. Возвращен верующим в 1998 году. Приход восстанавливает храм и реализует социальные проекты. В общине действует детский центр (детский сад, начальная школа), трапезная, Центр традиционной культуры. Также есть собственные сельхозугодья и территория, где новые члены общины могут построить себе жильё. Реализуется социальный проект для людей с ограниченными возможностями и их семей. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский район, с. Давыдово. Подробнее... Храм Николая Чудотворца (Зубарёво) [ править править код ] Летняя Никольская церковь в Зубарево была возведена в 1820 году. В храме Николы Угодника было три престола: во имя свт. Николая, свт. Леонтия Ростовского и прп. Сергия Радонежского. При Никольской церкви существовала церковно-приходская школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Декарт Р. Первоначала философии// Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 368. Лейбниц Г.В.Ф. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 257. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С. 158. Эйнштейн А. Письмо к Соловину от 1 января 1951 г.// Эйнштейн А . Собрание научных трудов. Т. IV. М., 1967. С. 565. Эйнштейн А. Религия и наука// Эйнштейн А . Собрание научных трудов. Т. IV. М., 1967. С. 126. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени//Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 135. Спиноза Б. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1957. С. 94.  Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 310. «Воскресные беседы по Радио " Свобода " », 1262. Хазен А . М . Разум природы и разум человека. М., 2000. С. 330. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М., 2006. С. 38. Там же. С. 139. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т. 1. С. 500. Это событие известно из самых разных источников. Вот свидетельство сестры Паскаля, Жильберты: «В то время Богу было угодно исцелить мою дочь от слезной фистулы, которой она страдала три с половиной года. Фистула эта была такого дурного свойства, что искуснейшие хирурги в Париже сочли ее неизлечимой; и наконец Бог взял на Себя ее исцеление через прикосновение к Святому Тернию, хранящемуся в Пор-Рояле, и это чудо было засвидетельствовано многими хирургами и врачами и подтверждено торжественным решением Церкви» (Жизнь господина Паскаля, написанная госпожой Перье, его сестрой// Паскаль Б. Мысли. М., 1995. С. 49). А вот что пишет по этому поводу Д.Юм, философ-скептик, которого никак не заподозришь в желании исказить факты: «Ученость, ум и честность монахов Пор-Рояля и строгость нравов тамошних монахинь пользуются большой известностью во всей Европе. Однако все они свидетельствуют о чуде, происшедшем с племянницей знаменитого Паскаля, необыкновенный ум и святость жизни которого хорошо известны. Знаменитый Расин рассказывает об этом чуде в своей известной истории Пор-Рояля и подкрепляет рассказ всеми доказательствами, которые смогли представить множество монахинь, священников, врачей и светских людей, достойных несомненного доверия. Многие ученые, и в частности епископ города Турне, были так уверены в этом чуде, что ссылались на него для опровержения атеистов и свободомыслящих. Французская королева-регентша, сильно предубежденная против Пор-Рояля, послала своего врача, чтобы исследовать чудо, и он вернулся, вполне уверовав в него. Словом, сверхъестественное исцеление было так несомненно, что оно на время спасло этот знаменитый монастырь от погибели, которой грозили ему иезуиты. Если бы в основании этого чуда лежал обман, то он, несомненно, был бы раскрыт такими умными и сильными противниками и ускорил бы поражение его изобретателей» ( Юм Д. Исследование о человеческом разумении// Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 109).

http://bogoslov.ru/article/379836

Нижегородская и Екатеринодарская епархии оказывают помощь пострадавшим в ДТП паломникам Краснодар, 27 сентября 2017 г. Фото: Карина Сапунова/ТАСС      Ночью 26 сентября автобус с паломниками из Нижнего Новгорода, которые возвращались из Абхазии, столкнулся с грузовиком на трассе М4 Дон. 6 человек погибли, 19 пострадали. Священнослужители Екатеринодарской епархии оказывают поддержку людям, попавшим в больницы, и готовятся принять родственников погибших. Вместе с ними в Краснодар готовятся выехать представители Нижегородской епархии, сообщает Диакония.ru . Соболезнования в связи с трагедией выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Возношу молитвы к Милостивому Богу о упокоении душ новопреставленных в обителях небесных и о скорейшем исцелении пострадавших. Да укрепит всех вас Господь во дни скорби и печали, да ниспошлет силы с христианским достоинством пережить боль невосполнимой утраты», говорится в обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви к родным и близким погибших и пострадавших. “Наши священнослужители будут дежурить в морге, чтобы оказать духовную поддержку родственникам погибших, которые приедут на опознание, – рассказал Диакония.ру руководитель социального отдела Екатеринодарской епархии протоиерей Дмитрий Болтонов. – Батюшки находятся и рядом с пострадавшими. Благочинный Горячеключевского округа протоиерей Сергий Брусов и протоиерей Константин Капранов, окормляющий местную больницу, прибыли туда сразу после аварии. Для пострадавших уже приобрели вещи первой необходимости и предметы гигиены – их вещи остались в разбитом автобусе”. По словам отца Дмитрия, в больнице города Горячий Ключ сейчас находятся 7 человек, в больницах Краснодара - 10 человек, один из пострадавших уже выписался. Нижегородская епархия организует доставку родственников пострадавших и погибших в ДТП в Краснодарский край – об этом сообщил руководитель Отдела по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Нижегородской епархии протоиерей Михаил Поройков. Отец Михаил вместе с другими священнослужителями епархии также выедут в Краснодар, чтобы поддержать пострадавших и родственников погибших.

http://pravoslavie.ru/106657.html

В Нижнем Новгороде пройдет конференция, посвященная Великой княгине Елисавете Феодоровне Нижний Новгород, 25 октября 2005 г . В конце октября в Нижегородском медицинском колледже состоится конференция, посвященная преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне. 1 ноября 2005 исполняется 141 год со дня рождения святой княгини Елисаветы, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Отделение сестер милосердия при Нижегородском медицинском колледже названо в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Поэтому конференция является традиционной и проводится ежегодно в конце октября – начале ноября. Участники конференции – первокурсницы – будут читать стихи, художественные произведения, посвященные их покровительнице, рассказывать о ее жизни. В конференции также примет участие духовник отделения иерей Михаил Поройков. По словам заведующей отделения сестер милосердия Татьяны Царевой, целью проведения конференции является «ознакомление студенток с жизнью и судьбой покровительницы отделения преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны». Справка: Елизавета Федоровна, старшая сестра Александры Федоровны, будущей русской императрицы, родилась 1 ноября (20 октября) 1864 года в семье герцога Гессен-Дармштадского Людовига IV и принцессы Алисы. В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой Великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II. С приездом в Россию Елизавета Федоровна начала познавать страну, ее культуру и веру. После посещения Иерусалима в 1888 году Елизавета Федоровна приняла твердое решение перейти в Православие. В 1891 году император назначил Великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Москвичи скоро узнали великую княгиню как защитницу сирых и убогих, больных и бедных. Когда началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна сразу же занялась организацией помощи фронту. 4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом. После кончины мужа Елизавета Федоровна разделила свое состояние.

http://pravoslavie.ru/14930.html

При перечислении заслуг покойного, следует еще отметить, что при нем построена была в Лондоне в 1865 г. православная, вместо бывшей деревянной, каменная церковь . В одном из иллюстрированных английских изданий помещено весьма отчетливое изображение внутренности этого храма с описанием, которое в свое время переведено было на русский язык в Духовной Беседе. В 60-х годах о. Евгений с замечательным трудолюбием и усердием, не смотря на свои преклонные уже тогда лета, писал ряд статей и известий «О тех делах и явлениях англо-американской церковной жизни», которые имели интерес для русской публики. Статьи эти, присылаемые им на имя обер-прокурора Святейшего Синода, напечатаны были тогда большею частью в Христианском чтении. В этом же журнале за 1869 г. напечатана его статья «об англиканском священстве». В Православ. Обозрении 25 – «Устройство и быт англиканской церкви», а в прибавлении к творениям святых отцов 26 «Начатки движения англиканской церкви к соединению с восточною». Кроме того он перевел, или точнее переделал, и издал на русском языке «Чтения для детей», пастора Тодда, одно из лучших и наиболее назидательных произведений английской детской литературы. Книга эта выдержала два издания. Ему же принадлежит перевод английской брошюры «О началах английского университетского образования». Но покойный протоиерей более известен был не литературной своей деятельностью, а практическою на пользу православной церкви. Занимая целые десятки лет важный пост, он до кончины своей трудился над делом единения англиканской церкви с православною. Его трудам и ревности обязаны некоторые из англичан обращением в православие, напр. доктор Овербек и др. Попов Марк Александрович Попов Марк Александрович , священник села Никольского на Элноти Любимского уезда, воспитывался в Ярославской семинарии, умер в июне 1860 г. Не оставив после себя ничего в печати, о. Марк вел, постоянные беседы со своими прихожанами и любил заниматься наукой. «Пусть останется и детям в назидание, писал он незадолго до своей смерти одному из своих знакомых, что отец их, вдали от центров просвещения, постоянно хранил любовь к науке и литературе». В некрологе его 27 говорится, что он, священник бедного сельского села, в убогом нанковом подряснике, среди мирных полей глухого края часто толковал о Канте и Гегеле. Поройков Василий Алексеевич

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

10 Декарт Р. Первоначала философии// Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 368. 11 Лейбниц Г.В.Ф. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 257. 12 Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С. 158. 13 Эйнштейн А. Письмо к Соловину от 1 января 1951 г.// Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. IV. М., 1967. С. 565. 14 Эйнштейн А. Религия и наука// Эйнштейн А . Собрание научных трудов. Т. IV. М., 1967. С. 126. 15 Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени//Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 135. 16 Спиноза Б. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1957. С. 94. 17 Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 310. 18 «Воскресные беседы по Радио “Свобода”», 1262. 19 Хазен А . М . Разум природы и разум человека. М., 2000. С. 330. 20 Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М., 2006. С. 38. 21 Там же. С. 139. 22 Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т. 1. С. 500. 23 Это событие известно из самых разных источников. Вот свидетельство сестры Паскаля, Жильберты: «В то время Богу было угодно исцелить мою дочь от слезной фистулы, которой она страдала три с половиной года. Фистула эта была такого дурного свойства, что искуснейшие хирурги в Париже сочли ее неизлечимой; и наконец Бог взял на Себя ее исцеление через прикосновение к Святому Тернию, хранящемуся в Пор-Рояле, и это чудо было засвидетельствовано многими хирургами и врачами и подтверждено торжественным решением Церкви» (Жизнь господина Паскаля, написанная госпожой Перье, его сестрой// Паскаль Б. Мысли. М., 1995. С. 49). А вот что пишет по этому поводу Д.Юм, философ-скептик, которого никак не заподозришь в желании исказить факты: «Ученость, ум и честность монахов Пор-Рояля и строгость нравов тамошних монахинь пользуются большой известностью во всей Европе. Однако все они свидетельствуют о чуде, происшедшем с племянницей знаменитого Паскаля, необыкновенный ум и святость жизни которого хорошо известны. Знаменитый Расин рассказывает об этом чуде в своей известной истории Пор-Рояля и подкрепляет рассказ всеми доказательствами, которые смогли представить множество монахинь, священников, врачей и светских людей, достойных несомненного доверия. Многие ученые, и в частности епископ города Турне, были так уверены в этом чуде, что ссылались на него для опровержения атеистов и свободомыслящих. Французская королева-регентша, сильно предубежденная против Пор-Рояля, послала своего врача, чтобы исследовать чудо, и он вернулся, вполне уверовав в него. Словом, сверхъестественное исцеление было так несомненно, что оно на время спасло этот знаменитый монастырь от погибели, которой грозили ему иезуиты. Если бы в основании этого чуда лежал обман, то он, несомненно, был бы раскрыт такими умными и сильными противниками и ускорил бы поражение его изобретателей» ( Юм Д. Исследование о человеческом разумении// Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 109).

http://azbyka.ru/problema-chuda-i-sovrem...

   001    002    003    004    005   006     007    008