Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Курской Коренной пустыни Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Курской Коренной пустыни 24 сентября, в день Попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества, посвященные принесению в Курскую Коренную пустынь чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Утром святыню, доставленную из Знаменского собора Курска, встречали у врат обители Святейший Патриарх Кирилл, Митрополит Нью-Йоркский и Канадский Иларион, собор иерархов и духовенства, насельники монастыря и многочисленные паломники. Крестным ходом Курская Коренная икона была принесена в храм Рождества Пресвятой Богородицы, близ места явления чудотворного образа. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы, а затем и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили Митрополит Нью-Йоркский и Канадский Илларион, Первоиерарх РПЦЗ; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Воронежский и Борисоглебский Сергий; архиепископы Курский и Рыльский Герман, а также сонм архиереев Русской Православной Церкви Московского Патриархата и РПЦЗ. Среди молившихся был схимитрополит Иувеналий (Тарасов). В храме присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, губернатор Курской области А.Н. Михайлов, мэр Курска Н.И. Овчаров, президент Российского фонда культуры Н.С. Михалков, группа паломников РПЦЗ и другие почетные участники торжеств. За богослужением пели Архиерейский хор Знаменского кафедрального собора города Курска и хор Сергиево-Казанского храма города Курска. Перед причащением верующих архиепископ Белгородский Иоанн огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с принесением чудотворного образа. По окончании Литургии Его Святейшество приветствовал архиепископ Курский и Рыльский Герман. Затем к участникам торжеств с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель выразил благодарность митрополиту Илариону, архиепископу Герману, Г.С. Полтавченко и всем, кто участвовал в организации принесения Курской Коренной иконы в Россию.

http://pravoslavie.ru/32056.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Слова на двунадесятые и великие праздники " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление От издательства Издательство «Сибирская Благозвонница» публикует издание богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира (Икима) под названием «Слова на двунадесятые и великие праздники», являющихся органичным дополнением его цикла богослужебных проповедей на Евангельские и Апостольские чтения на каждый день года под названием «Вечное сокровище», выпущенного в четырех томах и охватывающего период 1–25 недель (седмиц) по Пятидесятнице (всего 448 проповедей). В рамках цикла «Вечное сокровище» готовится к изданию также собрание проповедей «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», объемлющие период Великого поста и Пятидесятницы. Нынешний том содержит в себе 73 проповеди: 1) на двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа Иисуса Христа, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Святой Троицы), Преображение Господа Иисуса Христа и Успение Пресвятой Богородицы; 2) на великие праздники: Обрезание Господа Иисуса Христа, Рождество Иоанна Предтечи, праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы; 3) на прочие дни: Новый год, юбилеи Святейшего Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Кирилла. В книге также помещены Слова не только на сами дни двунадесятых праздников, но и на их предпразднство, попразднство и отдание праздника. Ведь, по словам автора, христианские праздники, как известно, имеют вневременное измерение – ведь мы с вами живем в эпоху Нового Завета, когда врата Царствия Божия отверсты всем желающим войти в него и уже никогда не закроются. Поэтому Церковь и установила отмечать предпразднство таких великих дней, чтобы мы могли успеть должным образом подготовить к ним свою душу, начать заранее размышлять о смысле праздника и не забывать о нем в нашей повседневной суете, потому что каждый из святых дней Православия заключает в себе очень важные для нас события и примеры, глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

После заключительных благодарственных молитв игумен говорил: «Благословен Бог , милуяй…» и благодарил всех, служивших за трапезой. Так заканчивалась трапеза и Чин Панагии. Годовой круг богослужений Суточные службы не совершаются отдельно от служб недели или года. Их разнообразный состав определяется тем, что к одной и той же службе: вечерне, утрене и литургии присоединяются чтения и пения, связанные с воспоминаниями определенного дня недели или праздника года. В каждом монастыре существовал особый календарь, где подробно перечислялись все службы на каждый день года. Все праздники, по Иерусалимскому уставу, принятому Русской Церковью в XV веке, делились на несколько степеней: великие, средние и малые. Великие праздники в календаре обозначались крестом в круге. Они имели дополнительные дни празднования: предпразднства и попразднства. К числу великих праздников относились не только двунадесятые праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честнаго Креста, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница или Троица, Преображение, Успение Пресвятой Богородицы), но и дни великих святых, апостолов Иоанна Богослова, Петра и Павла, Рождество и Усекновение честной главы святого пророка Иоанна Предтечи. По чину великих праздников в монастырях праздновались дни памяти местных святых. В Кирилло-Белозерском монастыре к великим праздникам по чину богослужения были причислены также день преставления преподобного Сергия Радонежского (25 сентября), день памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября), день святого Варлаама Хутынского (6 ноября), преподобного Димитрия Прилуцкого (11 февраля), преподобного Зосимы Соловецкого (16 апреля), хотя устав о трапезе в эти дни был всетаки на ранг ниже, чем в двунадесятые и великие праздники. В великие праздники отменялись службы часов, поклоны и работы на монастырь в течение всего дня. В средние праздники братия освобождалась от службы часов, поклонов и от работ до обеда. В менее крупные праздники отменялись часы и поклоны, но не отменялись послушания. В каждом монастыре разные праздники (кроме основных великих) могли попасть в разные категории в зависимости от установившейся традиции и воли настоятеля. Неподвижный круг праздников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Укреплять семьи " января 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова В попразднство Рождества Христова, 8 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил нижний придел Всех святых храма Рождества Христова в Веселом поселке и совершил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, протоиерей Александр Кудряшов, настоятель протоиерей Олег Жаворонков с клиром и другие священнослужители. Владыка обратился к верующим с архипастырским словом. " Мы именуем Матерь Божию Богородицей, потому что Она родила Сына Божиего. Он был Сыном Человеческим и Сыном Божиим, - сказал владыка в проповеди. - У Пресвятой Богородицы особая духовная связь с Сыном. Она выносила Его в Себе и видела малюткой, воспитывала и жила рядом долгие годы, пока Христос не вышел на проповедь Царствия Небесного и не принял искупительную смерть в святом граде Иерусалиме " .  " И сегодня, празднуя второй день Рождества Христова, мы должны углубляться в своих познаниях о Господе нашем Иисусе Христе, изучать Евангелие, следовать святым заповедям, участвовать в жизни Церкви и Таинствах, которые Господь даровал нам для исцеления душ, - продолжил архипастырь. - Господь пришел, чтобы спасти нашу падшую природу, ведь невозможно нам спастись самим, потому что грех поразил все наше существо. И Творец Сам исправил Свое творение, стал новым Адамом. Теперь мы рождаемся в новую жизнь через Крещение, слушая Его призыв взять крест свой и следовать за Ним. Если будем просить Господа облегчить его, то Он даст нам силы на несение креста " . " Сегодняшний праздник напоминает об отношениях Христа и Божией Матери. Это повод посмотреть на наши отношения в семье, друг ко другу, - отметил владыка. - Проявляем ли любовь и помощь, хватает ли у нас сил и тепла для ближнего? Или мы такие немощные, что не можем понести труды ради друг друга? Будем укреплять наши семьи, чтобы они составляли малые церкви, чтобы в них царили любовь, взаимная поддержка и уважение. Будем любить нашу Матерь Церковь, ходить в храмы " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

11. Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 7-й. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского. Прп. Феодоры Александрийской. Сщмч. Автонома (с 12 сентября) . Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (службу зри 28 июня) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы и полиелейной службой прп. Силуана Афонского (по 2-й Марковой главе Типикона под 8 сентября: «Аще случится попразднство Рождества Пресвятыя Богородицы в Неделю») . Примечание. Служба прп. Феодоры Александрийской и сщмч. Автонома (с 12 сентября) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 3, праздника, глас 2-й (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне вечера, без стиховных припевов) – 3, и преподобного, глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Веселися и радуйся...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне утрени, без стиховных припевов); и стихиры преподобного, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без стиховных припевов). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Приидите, вси Христу...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «В благознаменитый день...» (см. в службе прп. Феодоры Александрийской, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «О всеблаженне отче Силуане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Неплоды безчадная Анна...» (см. в службе прп. Феодоры Александрийской). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

http://patriarchia.ru/bu/2023-09-24/

При чтении Шестопсалмия, начальный стих «Слава в вышних Богу» не опускается, как это некоторые ошибочно думают, заменяя его тропарем «Христос Воскресе». По правилу, начиная утреню, лик поет «Христос Воскресе» трижды, и затем чтец начинает Шестопсалмие «Слава в вышних Богу» и проч. Особенность службы в неделю свв. Отцов 1го Вселенского собора заключается в том, что в этот день приходится попразднство Вознесения Господня. Потому служба посвящена воскресному дню (6го гласа), памяти свв. Отцов и празднику Вознесения. На вечерни — по «Ныне отпущаеши» тропарь «Богородице Дево» опускается. На утрени поется задостойник — «Величай, душе моя» и ирмос — «Тя паче ума», а вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь Вознесению. В неделю Св. Пятидесятницы или Святые Троицы вся служба посвящена исключительно этому великому торжеству. Приходящийся в порядке очереди седьмой глас опускается. Второй Круг Второй круг богослужебного года заключает в себе тридцать две недели, начиная с недели Всех Святых до недели о Закхее включительно (в некоторые церковные годы число недель по Пятидесятнице бывает более означенного — от 33 до 37-ми). Чтение Евангелия за воскресной литургией в этом кругу распределяется следующим образом: от недели Всех Святых до 17й недели включительно читается Евангелие от Матфея; от 18й недели до 32й недели включительно читается Евангелие от Луки; недостающие евангельские чтения от 33й до 37й недели берут из предыдущих предпразднственных и попраздственных недель, имеющих свои чтения, т.е. делают в таком случае «отступку». Этот круг является самым продолжительным в году, так что большинство церковных праздников приходится именно на этот период. Остановимся на понятии о праздниках. Как уже было замечено, праздники разделены на великие, средние и малые. Опознаются праздники в Типиконе (т.е. Уставе) и в Месячной Минее особыми знаками, именно: О великих праздниках в Типиконе сказано: «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». Эти праздники суть Христовы, Богородичны и Предтечевы два: Рождество (24-го июня) и Усекновение (29-го августа) и обоих верховных Апостолов, Петра и Павла (29-го июня). К этому разряду принадлежат девять праздников, так называемых двунадесятых, а именно: Рождество Богородицы (8го сентября), Воздвижение Креста Господня (14-го сентября), Вход во храм Пресвятые Богородицы (21-го ноября), Рождество Христово (25-го декабря), Богоявление Господне (6го января), Сретение Господне (2го февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25-го марта), Преображение Господне (6го августа), Успение Пресвятой Богородицы (15-го августа). Три же из числа двунадесятых праздников, именно Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Пятидесятница, суть подвижные. Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, есть высочайший: он не в числе двенадцати. Праздник Покрова Пресвятые Богородицы (1го октября) имеет знак великого праздника, но не принадлежит к числу двунадесятых.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Во второй паремии ( 3Цар. 8:1, 3–7, 9–11 ) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы – кивота Завета Господня, который по освящении Соломонова храма священники внесли во Святая Святых под осенение Херувимов. В третьей паремии (Иезек. 43:27, 44:1–4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата. На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На утрене по полиелее величание. Канонов два. Катавасия: «Христос раждается, славите» (ирмосы ближайшего по времени праздника – Рождества Христова). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припев и ирмос. Припев: Ангели вхождение Пречистый зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых. Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы. На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, – прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье – в соединении с воскресными). Вместо «Достойно» поется задостойник. Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника – 25 ноября/8 декабря. Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому . Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля – отдание праздника Рождества Христова. – Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: «Христос раждается, славите» (рядовая, после всех песней). 34 Никифор Каллист (Ксанфопул; Патриарх Константинопольский).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Архив Пн В праздник Собора Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2013 г. 14:45 8 января 2013 года, в день Собора Пресвятой Богородицы, попразднство Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; епископ Бронницкий Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; благочинные г. Москвы и столичное духовенство. Среди молившихся за богослужением были преподаватели и курсанты факультета православной культуры Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого. За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением Алексея Пузакова. Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил благочинный Воскресенского округа г. Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с проповедью . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2698298.ht...

Что касается богослужения, в котором раскрывается нам тайна любви и Домостроительства Божия и через посредство которого мы получаем возможность жить премирной богочеловеческой жизнью, то именно Рождество Христово, как воплощение Бога Слова, делает возможною такую жизнь. Если богослужение – не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Иисуса Христа и если оно снисхождение к нам Бога Невидимого в образах видимых, явление во времени Превечного Бога и откровение Бога Единого в сонме святых, то только благодаря тому, что «Слово стало плотию» ( Ин. 1, 14 ), и явилось нам во времени («когда пришла полнота времени», Гал. 4, 4 ), соединив раздробленное грехом человеческое естество в Единое Тело Христово ( Рим. 12, 5 ). Таким образом, в празднике Рождества Христова и его богослужении впервые во всей полноте раскрывается тайна Богочеловеческой жизни, которая в предшествующих праздниках, относящихся к первой части церковного года, только приоткрывается в образах и символах Ветхого Завета. Предпразднство Рождества Христова Подобно другим двунадесятым праздникам, как отмечалось, Рождество Христово празднуется несколько дней и предваряется предпразднством. Если у остальных двунадесятых праздников, кроме Богоявления, предпразднство продолжается один день, Рождество Христово имеет пять дней предпразднства (с 20 по 24 декабря). Попразднство Рождества продолжается шесть дней и завершается праздником Обрезания Господня, который по своему духовному смыслу в значительной мере продолжает ряд мыслей, развиваемых в службе Рождеству Христову. Продолжительность подготовки к празднику соответствует особой важности и значительности тех духовных переживаний, к которым Святая Церковь подготавливает нас в эти дни. Служба первого дня предпразднства (20 декабря) начинается следующими словами: «Предпразднуим, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очесы, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего». Так устанавливается непосредственная, преемственная связь между тем, что должно стать предметом нашего духовного созерцания в предстоящие дни предпразднства и следующего за ними праздника Рождества Христова, и тем, что уже прошло перед нашим духовным взором в дни праздников Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010