«Обращение к народам мира», как считает автор, заставило Патриархию избегать каких-либо контактов с карловацким церковным центром, отчего каноническая ущербность зарубежного Синода становилась особенно очевидной. 990 Исследователь также пишет о канонической незаконности Карловацкого Синода и о полноте канонической власти митр. Сергия. Как известно, Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 1934 года в Сремских Карловцах, в отсутствие на нем митр. Евлогия принял постановление о снятии с него запрещения. Однако самого митр. Евлогия это постановление не удовлетворило, поскольку было выражено в оскорбительных для него выражениях. Протоиерей Владислав Цыпин по этому поводу рассуждает, что Карловацкий Синод, само существование которого после ряда постановлений высшей власти Русской Церкви было канонически незаконно, не имел права ни налагать церковные прещения, ни снимать их. Эта власть, по мнению автора, в полной мере принадлежала Московской Патриархии, которую ввиду изоляции Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Петра представлял тогда его Заместитель митр. Сергий и образованный им Синод. 991 2.5. Новая российская историография С начала 1990-х годов стала быстро развиваться новая российская историография темы. В это время отечественные историки получили доступ ко многим документам центральных и местных архивов, к исследованиям зарубежных авторов. Одним из главных трудов в этой области стала обширная книга московского историка А.В. Попова «Российское Православное зарубежье: История и источники», содержащая, помимо историографического и источниковедческого обзора, библиографический перечень из 3240 работ. В работе А.В. Попова говорится о том, что камнем преткновения между РПЦЗ и РПЦ (Московский Патриархат) являлась Декларация митрополита Сергия (Страгородского) , которая дала основание Зарубежной Церкви выйти из подчинения московской церковной власти и прекратить с ней общение, – в этом исследователь солидарен с мнением епископа Григория (Граббе). Автор отмечает, что два пункта этого послания вызвали наибольшее неприятие клира и паствы РПЦЗ: «Выразим всенародно нашу благодарность и советскому правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения, а вместе с тем заверим правительство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Числился старостой Свято-Николаевского собора в Харбине. Время пребывания в должности неизвестно, но раньше пребывания в этой должности Евгения Васильевича Попова. Неизвестно имя. Кедров Священник охранной стражи КВЖД, назначенный в 1900 г. на Западную линию. Неизвестно имя. Кедров С. В. Член Харбинского епархиального совета первого созыва (1922 г.) Неизвестно имя. Крестовских Бывший насельник Харбинского мужского монастыря, иеродиакон Евграф. Поступил в монастырь в 1929 г. После 1945 г. вышел из монастыря и снял с себя сан. Лахин Священник Ляоянской церкви. Во время Русско-Японской войны, когда японские войска стали приближаться к Ляояну, был переведен к церкви г. Маньчжурия. После революционной вспышки в России в 1905 г. административно выслан за пределы Маньчжурии по политическим мотивам. Неизвестно имя и дальнейшее отношение к церкви. Лифантьев А. Д. Преподаватель богословских курсов в Харбине в 1928–1934 гг. Неизвестно имя. Лобай Регент хора Иннокентьевской церкви г. Тяньцзиня в 1931 г. Неизвестно имя. Лобас Николай Иванович Бывший протодиакон. Служил в поселке Верх-Урга Трехречья в 1932–1933 гг., в церкви при Доме милосердия и в Покровской церкви Харбина. В 1948 г. – начальник канцелярии митрополита Нестора (Анисимова) . В середине 1950-х гг. вернулся в СССР. Служил в Ставропольской епархии. Во время «хрущевских» гонений на церковь снял с себя сан. Вел атеистическую работу. Данные о покаянии, к сожалению, пока нет. Медин Б. Г. Председатель ревизионной комиссии Иверской церкви Харбина. Скончался в 1934 г. Похоронен на Успенском кладбище. Неизвестно имя. Мелестин Священник Пекинской духовной миссии. Жил в скиту в западных горах (видимо место рядом с Пекином). Зверски убит в ноябре 1930 г. Не включен, так как такого имени а православном календаре нет (есть Мелиссен, Мелевсипп). Мурасеев Регент церковного хора в г. Хайларе в 1943 г. Неизвестно имя. Павлов И. Священник охранной стражи КВЖД. В конце 1900 г. назначен служить на станциях Инкоу и Телин. Неизвестно имя. Петров В. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Декрет ВЦИКа от 8.4.29 г. в статье 5й о т. н. „церковных двадцатках“ укрепляет церковь тем, что узаконяет формы организации церковного актива. Из практики борьбы с церковной контрреволюцией в прошлые годы и в настоящее время нам известны многочисленные факты, когда антисоветский церковный актив использует в интересах проводимой антисоветской работы легально существующие „церковные двадцатки“ как готовые организационные формы и как прикрытия. Вместе с декретом ВЦИКа от 8.4.29 г. нахожу необходимым отменить также инструкцию постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИКа по вопросам культов „О порядке проведения в жизнь законодательства о культах“. Ряд пунктов этой инструкции ставит религиозные объединения на положение едва ли не равное с советскими общественными организациями, в частности, имею в виду пункты 16 и 27 инструкции, которыми допускаются религиозные уличные шествия и церемонии, и созыв религиозных съездов» . В результате этих обсуждений в апреле 1938 года и была закрыта комиссия по культам, а уже летом 1937 года на служителей церкви, вместе с другими категориями «врагов народа», обрушилась жесточайшая волна репрессий. Завершить разгром церкви помешала Великая Отечественная война. Стоило ли так подробно во всех деталях разбираться в этой истории? Есть в Госархиве РФ фонд Р5263 документов Постоянных центральных комиссий по вопросам культов при ВЦИК (1929–1934) и ЦИК СССР (1934–1938). В фонде 1853 единицы хранения. Лишь малая толика из них — дошедшие до Москвы дела о закрытии церквей, подобных Флоро-Лаврской церкви в станице Пролетарской. По Ростовской области (Азово-Черноморскому краю) дел о закрытии церквей и расторжении договоров с религиозными обществами — 15. Сколько смог, просмотрел — и по Ростовской области, и по другим. Ничего подобного делу по закрытию Флоро-Лаврской церкви, фигурирующему под номером 341 в описи 1, по накалу страстей, по упорству борьбы верующих не нашёл. Да и просто по объёму таких дел совсем не много. Могу с уверенностью утверждать, что если схожие дела по стране и были, то единицы.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

П. Флоренский 24 октября 1934 г., Кремль, быв. Троицкий собор 1934 .Х.24. Дорогая Аннуля, вот история моей поездки. С 17 августа по 1 сентября в Свободном, с 1 по 12 дорога до Медвежьей горы, с 12 сент. по 12 окт. на Медвежьей горе, 12-го октября переезд до Кеми, с 12 октября по 20 октября в Кеми, с 20 по 23 на Морсплаве (б. Попова гора), 38 23-го переезд по Белому морю и приезд на Соловки. По дороге морем сильно укачало, несмотря на краткость времени переезда. Сегодня, после различных проволочек, наконец, попал в Соловецкий кремль. 39 Не знаю, что писать тебе. Первые впечатления очень тяжелые, отчасти вероятно от дорожной усталости, качки, неопределенности и неустройства. Местность тут красивая довольно, но ее, пожали, и не увижу. Кремль сложен из огромных необтесанных валунов, так что снаружи живописен. Небо серое, воздух влажный, сравнительно теплый, особенно при северном ветре. Тут 243 пруда или, точнее, озера, но я видел один пруд. Все время думаю о вас, беспокоюсь, не зная, как вы доехали, как живете, как ваше здоровье и в особенности мамы. Письмо очень спешу писать, т.к. иначе пропущу срок и будет нельзя, надо сейчас сдать его. Имей в виду, что писать отсюда можно лишь один раз в месяц, и потому не беспокойтесь, не получая от меня писем. Адрес мой: Мурманская ж.д., ст. Кемь, почтовое отделение Попов остров, 8-е Соловецкое отделение ББК, мне. Очень жалею о работах, оставленных на БАМе: там я мог бы сделать что-нибудь полезное. А также о лазурном небе ДВК и сухом воздухе. Так обрывается всякая полезная деятельность, и все приходится начинать сначала; да и придется ли? Мне сюда вещей не присылайте, т.к. их некуда класть; денег прислать можно не более рублей 10. Но необходимо, чтобы вы написали скорее, тем более, что с прекращением навигации (вероятно в начале или половине декабря) письма доходят, весьма задерживаясь. Как живет моя Тикулька? Как Мик? Что делает Оля? Приехали ли мальчики и как они себя чувствуют? Хоть бы вы все были веселы и радостны, только этого хочу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

– Чего добивалась ваша группа своей контрреволюционной деятельностью? – спросил его следователь. – Конкретно о целях мы не говорили, однако считали, что успех интервенции, на которую мы рассчитывали, зависит в значительной степени от той помощи, которая ей будет оказана внутри СССР антисоветскими элементами, которых мы считали долгом собрать и объединить вокруг Церкви, как одной из легальных возможностей в условиях диктатуры пролетариата. 26 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Александра к пяти годам заключения в концлагерь, и 7 марта того же года он был отправлен в Севвостоклаг в город Владивосток. Арестованный в начале 1938 года в лагере вместе с епископами и духовенством, он, учитывая опыт предыдущего ареста и вполне осознавая глубину проявленного им тогда малодушия, на этот раз на требование следователя рассказать о контрреволюционной группе и антисоветской агитации перечисленных ему следователем священников, ответил: «О существовании контрреволюционной группировки я ничего не знаю. Антисоветских высказываний среди священнослужителей я не слыхал. Сам я никогда антисоветской агитации не вел». Священномученик Павел  родился 13 января 1890 года в селе Сысой Сараевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ильи Попова. Образование Павел получил в учительской семинарии, некоторое время он пел в церковном хоре и в 1918 году был рукоположен во священника. С 1934 года отец Павел стал служить в храме в селе Панское Мичуринского района Воронежской области . 14 сентября 1935 года отец Павел был арестован и заключен в мичуринскую тюрьму. Ему предъявили стандартное по тем временам обвинение в антисоветской агитации. Лжесвидетелями против священника выступили жители села, мало его знавшие, а также дежурные свидетели, вовсе его не знавшие. Одни обвинения отец Павел категорически отверг, а о других сказал, что с людьми, давшими эти показания, совсем незнаком. Как одно из доказательств преступлений священника сотрудники НКВД привели случай, когда он совершил в храме Таинство Соборования множества прихожан, и заявили, что, совершая соборование, священник тем самым дал понять, что все храмы вскоре закроют и негде будет собороваться, а поскольку храмы, как о том заявляли власти публично, они закрывать не собираются, то, следовательно, священник клеветал на советскую власть. Были проведены очные ставки, но отец Павел отверг показания всех лжесвидетелей.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

- За успешное и усердное преподавание Закона Божия в церковной школе и устройство здания для церковной школы награждён скуфьей 13 января 1904 г. . - За отличную усердную службу по духовному ведомству награждён камилавкой 6 мая 1909 г. . - Наперстный крест, от священного Синода выдаваемый (1913 г.) . - Медаль в память императора Александра Шго за перепись . - Медаль в память 25-летия церковных школ . - Юбилейные крест и медаль в память 300-летия Дома Романовых . Преследования в период Советской власти - Лишение избирательных прав как служителя религиозного культа — не позднее августа 1930 г. - Обложение налогом хозяйства по постановлению Пролетарского финансового отдела — начало 1931 г. - Опись имущества — 22.01.1931 г. (Дом деревянный — 300 р., Буфет — 50 р., Стол — 20 р., Тумбочка — 5 р., Умывальник — 5 р., 4 стула и табуретки — 5р. Итого — 440 р.). - Реализация имущества на сумму 1015 р. в погашение долга по культналогу и самообложению и выселение из дома — весна 1931 г. - Подтверждение лишения избирательных прав постановлением Пролетарского станичного совета от 26.07.1934 г. - Оставление в списках лиц, лишённых избирательных прав, по постановлению Пролетарского райисполкома от 25.10.1934 г. Противостояние беззакониям, творимым Советской властью в 30е годы . - В 1936 г. организовал шествие 30–40 верующих к райисполкому «с требованием об открытии религиозного дома». - В 1936 г. на базарной площади станицы Пролетарской говорил группе граждан, что «скоро вернут нам церкви, об этом говорит проект новой конституции». - В сентябре 1937 г. говорил, что «хватит существовать советской власти безбожников», призывал «подписываться на строительство церкви» в станице Пролетарской. Арест, осуждение, расстрел, станица Пролетарская Азово-Черноморского края Дата ареста: 24.09.1937 г. Обвинение при аресте: «Систематически вёл контрреволюционную пораженческую агитацию, общественно полезным трудом не занимался». На момент ареста — «священник, без определённого рода занятий». Приговор и приведение приговора в исполнение: по постановлению «тройки» УНКВД по Азово-Черноморскому краю от 09.10.1937 г., «осуждён к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества». Расстрелян 14.10.1937 г. (в день великого праздника казачества — Покрова Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЗДЕЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Александр Поздеевский Александр Викторович Поздеевский ( 1868 - 1940 ), священник , священномученик Память 12 октября , в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 18 августа 1868 года в с. Большие Соли Костромской губернии (ныне пос. Некрасовское Ярославской области) семье псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Дядя архиепископа Феодора (Поздеевского) . Обучался в церковно-приходской школе, затем в Николаевском училище и 5 лет в ремесленной школе К.А.Попова посада Большие Соли на отделении иконописи. В 1894 году находился на военной службе 30 января 1895 года был определен на место псаломщика церкви Рождества Пресвятой Богородицы родного посала Большие Соли, 20 декабря 1898 года посвящен в стихарь . 4 апреля 1910 года рукоположен в сан диакона епископом Иннокентием.. Не позднее 1918 года был рукоположен во священника , продолжал служить в родном селе. К этому времени возник и первый конфликт о.Александра с властями. Узнав, что в село прибыли работники волостного управления для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, в " набат " , чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей. После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви о. Александр стал учить Закону Божьему в храме, снабжая детей своими учебниками, а детей было более пятидесяти. О.Александр вместе с женой и детьми в советское время были лишены избирательных прав (начиная, примерно, с 1922 по 1934 год). В 1930 года, когда постановлением сельсовета церковь в селе была закрыта и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и облачения. После закрытия церкви Рождества Богородицы, о.Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане. Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 г. Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей, в октябре 1934 г. его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 г. — деревня Агафоново (сейчас это территория пос.Некрасовское). В 1930 году батюшке шел седьмой десяток, его семеро детей разъехались.

http://drevo-info.ru/articles/13673237.h...

   Митрополит Кирилл находился под плотным наблюдением ГПУ, и при обыске у него обнаружили письмо епископа Дамаскина (Цедрика) и на допросе требовали выразить свое отношение к его содержанию. Митрополит Кирилл, пытаясь как можно доходчивее объяснить суть проблемы, обсуждаемой в письмах, упомянул имена епископов Дамаскина и Афанасия и этого было достаточно для обвинения митрополита Кирилла в действиях по созданию «нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой организации». Митрополита Кирилла арестовали 14 июля 1934 г. и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму. В конце года он был отправлен в ссылку в Казахстан.    Григорианский раскол сохранял влияние в 30-х гг. лишь в некоторых епархиях Поволжья и Урала, более всего в Свердловской и Ульяновской. 26 апреля 1932 г. скончался первенствующий в расколе архиепископ Григорий (Яцковский). В 1933 г. по репутации григорианской группировки нанесен был серьезный удар самоубийством ее видного деятеля — епископа Бориса (Рукина), который в 1923 г. был рукоположен во епископа Можайского еще Патриархом Тихоном, а у раскольников титуловался митрополитом. Его влияние среди единомышленников было настолько значительно, что по-другому этот раскол называли «борисовщиной», особенно в Москве, где жил преосвященный Борис. После этой трагической смерти из руководителей григориан оставался в Свердловске архиепископ Петр (Холмогорцев), которого там любили за простоту нрава и красноречивые проповеди.    В 30-х гг. репрессии впервые коснулись видных деятелей обновленчества. В 1934 г. в Иваново-Вознесенске был арестован и скончался в заключении Александр Боярский, которого в раскол привлекла, вероятно, увлеченность социальными проблемами, занимавшими его еще в дореволюционные годы, когда он служил священником в Колпине, на Ижорском заводе. В 1922 г. он единственный из обновленцев выступил свидетелем защиты на процессе митрополита Вениамина (Казанского) и других питерских священномучеников, но был скоро устранен от участия в суде. Арестовали священника Тихона (Попова) (у обновленцев он титуловался митрополитом Воронежским). До революции он участвовал в работе Государственной думы в составе фракции националистов, поддерживал Столыпина и к обновленчеству примкнул не по искренним убеждениям, а из житейских соображений. Он был осужден на 10 лет лишения свободы и освобожден уже только во время Отечественной войны. В 1944 г., вернувшись в каноническую патриаршую Церковь, был принят в сане протоиерея и назначен ректором Богословского института. А Александр Иванович Введенский, главный предводитель раскола, и в страшные 30-е гг. вел благополучную жизнь человека из светского общества, украшал себя драгоценными митрами и панагиями, разводился и женился, посещал театры и концерты.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Родился в с. Дубокрай Витебской губернии в семье дьячка. Окончил начальное училище и семинарию. В 1891 г. – псаломщик. С 1895 г. – иерей, настоятель храма в с. Бедрица Витебской губернии. В 1897 г. овдовел. В 1898 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время учебы служил и проповедовал в храмах столицы, настоятель Суворовского Кончакского храма при Николаевской академии Генштаба. С 1904 г. – благочинный 9-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, а затем главный священник Маньчжурской армии, контужен при исполнении пастырских обязанностей. В 1909 г. – член Епархиального миссионерского совета. В 1910 г. – член Духовного правления военного протопресвитера. В 1911 г. – протопресвитер, глава военного и морского духовенства в императорской армии, находился при Ставке Верховного Главнокомандующего. В 1915–1917 гг. – член Св. Синода. В 1917 г. – организатор и составитель программы Всероссийского съезда военного и морского духовенства. С 1919 г. – протопресвитер Добровольческой армии и Вооруженных сил на Юге России. В 1920 г. эвакуировался в составе Русской армии в Болгарию. С 1924 г. – доцент, а затем профессор богословского факультета Софийского университета, профессор богословия. Служил в русском храме в Софии, преподаватель в духовной семинарии. В 1921 г. член Русского Всезаграничного Церковного Собора, но в заседаниях не участвовал. В 1926 г. – председатель Софийской академической группы. После раскола перешел в юрисдикцию митрополита Софийского. Автор мемуаров «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота» (Нью-Йорк, 1954) 252 . Скончался в Софии. III. Монашествующий Полихроний, инок – вероятно, Полихроний (Запрудер Павел Леонтьевич; 1861–1934) – на Соборе член III отдела – «О церковной дисциплине», избран от монашествующих Владикавказской епархии. До 1914 г. – иеромонах на Афоне. С 1928 г. – в Буевской оппозиции. В 1929–1931 гг. – архимандрит, иосифлянский благочинный Ставрополья, окормлялся у еп. Иоасафа (Попова). Арестован в 1931 г. по групповому делу «церковно-монархической организации «Истинных тайных христиан» «. В 1934 г. обвинен в принадлежности к «Истинно-православной церкви» и расстрелян в тюрьме г. Красноярска вместе с еп. Филиппом (Гумилевским). 253  IV. Миряне

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельной комнаты я не имел, а помещался за ширмой в комнате хозяев; никуда, ни в какие другие дома без нужды какой-нибудь мелкой не ходил. Если бы я систематически агитировал, то хозяевам моим было бы известно, ввиду условий помещения в таком маленьком поселке. Ежегодно зимой через Киеват про­езжали раз до пяти в зиму уполномоченный ГПУ и его помощник. У меня произведен был в первую зиму моей ссылки обыск, в другую зиму лишь осмотр помещения. Каждый раз агенты ГПУ расспрашивали о моей жизни и поведении моих хозяев, и если бы я систематически агитировал во время своей ссылки, то я был бы арестован и привлечен к ответственности много раньше июля сего 31 года. Отдельные же фразы случайных и шутливых разговоров с хозяевами едва ли можно считать агитацией. Газет я не имел и не читал. Свои воззрения по затронутым при допросе вопросам я высказывал уполномоченному Лопаткину. Об этих беседах с ним я, конечно, рассказывал вместе со мной арестованному и содержимому Амвросию Полянскому. Но это тоже не может быть признано агитацией». 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ пригово­рило архиепископа Прокопия к трем годам ссылки в Казахстан. Освободив­шись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе. По дороге в Камышин архиепископ Прокопий заехал сначала в Мос­кву узнать о последних церковных событиях. 16 сентября 1934 года архиепископ приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий – арестовали и его.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010