Какое проклятье наследует тот, кто публично разглашает прегрешенье своих духовных отцов! Да что тут говорить? Не только проклятье получает разглашающий грехи своих духовных отцов. Он достоин смерти! Раз уж дерзкий и злословящий своего отца по плоти достоин смерти, как установил Бог: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» ( Исх.21:17 ), то насколько более достоин смерти публично поносящий своих духовных отцов?! Ибо насколько дух выше природы и душа выше тела, настолько духовные отцы выше природных и кровных отцов. И если Бог запрещает порицать мирских начальников народа: «Начальника», – говорит Он, – «в народе твоем не поноси» ( Исх.22:28 ), то насколько более Он запрещает порицать духовных начальников народа, как я уже говорил, патриархов, архиереев, священников и всех духовных пастырей и учителей? Святой Максим говорит: «Не допускай на отца твоего (то есть духовного отца) поношения и не поощряй бесчестящего его, дабы не разгневался Господь на дела твои и не истребил тебя из живущих на земле» (Первая сотница о любви). Не следует соблазняться теми, кто соблюдает заповеди и священные правила Христиане, остерегайтесь порицать других. А более всего и в особенности постарайтесь, братья мои, не соблазняться и смущаться, когда видите и слышите, что некий брат соблюдает заповеди Господни и священные правила святых апостолов и Вселенских и Поместных Соборов, а также святых отцов. Но прежде всего стремитесь и сами подражать брату, восхваляя его, как блюстителя церковных преданий и заповедей Господних. И ни в коем случае ради Божьей любви не поносите такого человека оскорбительными прозвищами, не браните и не преследуйте его как нарушителя современных обычаев и людских преданий. Во-первых, потому, что, понося и преследуя его, вы поносите и преследуете Самого Христа, Его божественных апостолов и святых. Ибо ради любви к заповедям Христовым и ради истины, которая была передана апостолами и святыми, терпит он и ратует. Во-вторых, порицая такого человека и преследуя, вы причисляете себя к тем древним гонителям святых и тиранам, а его заставляете причислять к тем древним гонимым святым и делаете так, чтобы он удостоился благословения Господа, Который говорил: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» ( Мф.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Любые сектанты и еретики стремятся к расточению Самой Церкви. Своими энергиями распада они тщатся противодействовать объединяющему Церковь Святому Духу: Кто не собирает со Мною, тот расточает . Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 30-32). Кроме борьбы с сектантством, ересями и расколами, что давала Христианам соборная методика? В экстремальных условиях первых трех веков по Рождестве Христовом перед Христианскими общинами стояли задачи не только собственного выживания, но задачи постоянного взаимодействия с ближними и дальними сообществами единоверцев, задачи апостольского, миссионерского служения - обращения к Истине и спасению язычников, иноверцев практически из всех социальных слоев тогдашнего общества - от рабов до патрициев, от рыбаков до членов императорских семейств. Если отпадение в сектантство и уклонения в ереси в ряде случаев и происходили у Христиан, то сама обширнейшая распространенность правоверного Христианства в ту пору в Азии, Африке и Европе, его дальнейшая триумфальная судьба, его общая для древней Вселенской Церкви догматическая неповреждённость на протяжении первых трех веков по Воскресении Спасителя свидетельствуют о том, что промыслительное содержание Веры на протяжении нескольких поколений осуществлялось не одной только строгостью общинных уставов и уставов поместных Церквей, но и свободным, совершенно добровольным единством членов Церкви - единством в исповедании веры, в Богослужении, в гражданском бытии, в быту; единством, осуществляемым через соборное согласие и взаимопонимание (5). Конечно, многие проблемы, связанные с единогласием, единодушием членов Церкви разрешались на обычных духовных собеседованиях пастырей с пасомыми (6). Чем же эти собеседования отличались от Соборов? Целью таких собеседований было пастырское рассуждение на спасительные темы и научение навыкам рассуждения рядовых членов Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 )(прп. Анатолий, 20). Всем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для этого руководственные правила. И эти правила заключаются прежде всего в книге, именуемой «Кормчая». Это – сборник правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. В конце этой книги, в главе «О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры и от святыя Восточныя Церкви», – папа Римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же «Кормчей» книге, в 10 главе, в 6 правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: «Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити». А в 33 правиле того же Лаодикийского Собора сказано: «С еретики и со отвергшимися от соборныя Церкве да не помолится никто». Но вот вопрос: каков взгляд святых отцов нашей Православной Церкви на ересь? – В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братья и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: «Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» И если бы это было не так, если бы те ереси или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в Святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). И еще: есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать нам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1, 7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Нельзя ни на минуту упускать из вида, что древние каноны были вызваны к жизни в целях сохранения чистоты учения Христова и вне связи с этим учением они являются обычными памятниками мертвого права. На основании буквы канонов можно устроить управление еретической общины, но это управление еще не обеспечивает появления в ней истинного учения. Поэтому нельзя, преклоняясь раболепно перед священною силою древних канонов как в XVII веке староверы пред буквою богослужебных книг, применять поместные и даже вселенские постановления к текущей жизни, если такое их применение к русскому быту вне прежних условий греко-римской жизни, грозит хотя бы малейшему отклонению нашего учения от важнейшего в законе ( Мф. 23:23 ). Стремясь к оживлению православной религиозной жизни, следует помнить слова апостола: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). А мы знаем, что Христос благовествовал людям, что суббота для человека, а не человек для субботы. Христос сказал фарисеям: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:24–27 ). Точно также: каноны создавались для того, чтобы направлять церковную жизнь по правильному руслу, а не жизнь создавалась для того, чтобы во всей строгости подчиняться канонам, даже в ущерб сохранению учения Христова. Никого так сильно не обличал Христос, как книжников и фарисеев, которые исполняли букву закона, и оставляли важнейшее в нем: «суд, милость и веру» ( Мф. 23:23 ), забывая истинный дух закона. И мы знаем, что вселенская церковь также опасалась обнаруживать пристрастие к букве. После иконоборческого собора (754 года), на котором присутствовало 338 отцов, патриарх константинопольский Тарасий, обсуждая вопрос о новом соборе, спрашивал: «да разве какое постановление может связывать истину?» ( Деян. 7:76–77, 57–59 ; Лебедев, История вселенских соборов, М. 1876, вып. II, стр. 279.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Но вот идут законы Ноя: « Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте » ( Быт. 9:4 ). Нельзя, если душа еще находится в животном, то есть кровь не слита, отрезать кусок, пожарить его и съесть! Ни в каком виде не разрешается кровь для употребления в пищу! Это жесткий закон! Сказано: « Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша » ( Быт. 9:5 ). Этот закон подтвержден в Моисеевом законе, этот закон подтвержден на Первом апостольском соборе в Иерусалиме, о чем говорится в книге Деяний святых апостолов, когда было постановлено, чтобы христиане «… воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови…» ( Деян. 15:20 ). Что такое «удавленина»? Это когда кровь не сливают! И 63-е правило Святых Апостолов ясно гласит: «Если кто, – епископ, пресвитер, диакон или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен». То есть на всех уровнях: и после потопа это было установлено, и Моисей это подтвердил, и у пророков об этом говорится, и апостольский собор это подтвердил, и правила Поместных и Вселенских соборов, и святые отцы подтверждали неоднократно это правило, потому что кровь – всегда скоромна! Поэтому никаких кровяных колбасок, кровянок, кровавых бифштексов христианам есть нельзя. Далее сказано: « Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя (то есть если зверь забодает человека, сказано в законе, то этого зверя надо убить, – О. С.), взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его » ( Быт. 9:5 ). Здесь Библия устанавливает смертную казнь за убийство: убийца должен быть убит. Это первое такое свидетельство из слова Божьего. Кстати, очень интересная деталь: древние, которые очень внимательно изучали Писание, обратили внимание на то, что если какое-то явление в Библии описывается в первый раз, то это ключевая ситуация. Если вы потом хотите понять, что означает вот это явление, обратите внимание на его первое описание. Тогда вам станет понятно, о чем идет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины, потому что в нем — самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в крещении и миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков». Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и другом случае совершается упразднение христианства — непослушание Христу Богу. И есть нечто худшее, чем все ереси вместе взятые, — сознательная и открытая ненависть ко Христу. Знаменитый философ талмудист XII века Маймонид, именем которого названа сегодня в Москве высшее учебное заведение, говорил: «Подобает убивать и бросать в ров погибели Иисуса из Назарета и всех Его последователей». Сам Христос отвечает ему в Евангелии: «Вы ищете убить Меня, потому что отец ваш диавол». Какое может быть общение у христиан с диаволом? И святые отцы двенадцати соборов разных веков особыми определениями призывают «святителей, священников и всех людей (т.е. мирян), как говорит преподобный Иосиф Волоцкий, не входить ни в какие сделки с противниками истины и совести». Неужели после этого кто-то, ссылаясь на благословение своего духовного отца, дерзнет вменить ни во что слово Христа и всей Церкви?

http://moral.ru/dom_0408.html

Но как можно разрешить это мнимое противоречие? Следующим образом. Мат­фей говорит о жезле вещественном, а Марк о жезле духовном, то есть о власти Апос­тольской, ради которой люди должны были давать Апостолам пищу. Подобно тому, как царю ради царского жезла приносится дань, так церковноначальникам ради Церковного жезла, или ради духовной власти, даются средства существования. Поскольку у церковноначальников есть жезл, то есть власть, данную им Христом, для управления Его Церковью, из этого следует, что у них есть власть устанавливать законы и жезлом усмирять сопротивляющихся их выполнению. И если у них есть зако­нодательная власть, кто дерзнет отнять у них власть установления святых постов в некое урочное время, по их благоволению и таинственному усмотрению. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я пе­редал вам ( 1Кор. 11, 2 ). Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди ( 1Фес. 4, 2 ). И ниже: Итак непокор­ный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого ( 1Фес. 4, 8 ). Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замеча­нии и не сообщайтесь с ним ( 2Фес. 3, 14 ). Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ). И выше: По­минайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ). Остальное смотрите в Догмате о Преданиях. Из всех этих изречений Священного Писания каждый может ясно увидеть, что Церковь Христова, то есть Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, Цер­ковные столпы и светила, имеют полномочную власть устанавливать законы, чтобы их выполняли верующие, и обязывать к их соблюдению, в случае невыполнения наказывать и усмирять непокорных. И каждый, кто отвергает их, отвергает не людей, установивших законы, а Бога, наполнившего их Святым Духом, согласно словам Апостола, а точнее Словам Христа, Который сказал им: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается ( Лк. 10, 16 ). Глава 3. Твердость установления от Святых Соборов

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

О том же самом идет речь и в 92-м правиле этого Собора. Правило 68 (59) Еще следует просить императоров, чтобы они благоволили вынести определение о том, что, если кто-либо, по апостольскому праву, принадлежащему Церквам, захочет судиться по какому-нибудь делу в Церкви, и одной из сторон, быть может, решение клириков не понравится, в таком случае да не будет позволено вызывать в суд для дачи свидетельских показаний того клирика, который разбирал это же дело прежде или присутствовал при его разбирательстве, и да не обязывают давать показания того, кто состоит в родстве с лицом церковным. (Апост. 75; I Всел. 2; Карфаг. 38,140.) Толкование Ал. Павел словами смеет кто у вас судиться у нечестивых, а не у святых? ( 1Кор.6 :l) повелевает, чтобы христиане судились во внутрицерковных судах, а не в светских. Итак, если клирики, согласно этому апостольскому праву и привилегии, будут разбирать в Церкви какое-либо дело, но одна из тяжущихся сторон не удовлетворится их решением, настоящее правило просит императоров вынести определение, чтобы недовольный не имел права вызывать в другой суд для дачи свидетельских показаний по этому делу того клирика, который разбирал его или присутствовал на судебном разбирательстве, и чтобы не имел права привлекать к свидетельству того, кто приходится клирику родственником. С одной стороны, потому, что священнослужители и клирики не дают свидетельских показаний против воли, а с другой – потому, что тому, кто разбирал дело, запрещено давать по нему показания [ 267 ] . Смотри также Апост. 75. Правило 69 (6о) Подобает просить христианских императоров и о следующем: поскольку вопреки божественным повелениям во многих местах устраиваются пиршества, происходящие от языческого заблуждения, так что вместе с язычниками на их празднество тайно собираются даже христиане, то пусть императоры повелят запретить это и в городах, и в частных владениях, в особенности потому, что в некоторых городах даже в самые дни рождения блаженных мучеников и притом в самих священных местах обнаруживается это беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Об этом и боговидец Моисей говорит так: He подобает прибавлять к тому и убавлять от того (см. Втор. 12:32 ). И божественный ап. Петр, хвалясь ими, восклицает: Во что желают проникнуть Ангелы ( 1Пет. 1:12 ). И Павел говорит: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал. 1:8–9 ). Поскольку это истинно так и засвидетельствовано перед нами, то мы с радостью, подобной той, которой радовался бы кто, если бы нашел большую добычу ( Пс. 118:162 ), с любовью принимаем божественные правила и храним в целости и без изменений их повеления, изложенные трубами Духа, всехвальными апостолами, а также шестью святыми Вселенскими соборами, и соборами, собиравшимися поместно для изложения таких постановлений, и святыми отцами нашими. Все они, будучи просвещены одним и тем же Духом, определили полезное. И тех, кого они предают анафеме, и мы анафематствуем; тех, кого извергают, – и мы извергаем; тех, кого отлучают, – и мы отлучаем. А кого они подвергают епитимии, – такую же епитимию налагаем и мы. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр. 13:5 ), – ясно взывает божественный апостол Павел, восшедший до третьего неба и слышавший неизреченные глаголы. (IV Всел. 1; VI Всел. 2.) Толкование Божественные правила для посвященных суть свидетельства [ 388 ] , потому что они свидетельствуют и показывают им, как подобает жительствовать. А руководством они названы потому, что если их соблюдают, то они исправляют жизнь посвященных и руководят ею. Итак, этот Собор, с радостью принимая данные правила, в настоящем правиле воспевает Богу, так определившему, эти пророческие слова Давида, возвещающие следующее: «Я возрадовался, Господи, о свидетельствах Твоих, подобно тому как возрадовался бы, если бы обрел все богатства мира. И Ты повелел, чтобы я вечно хранил свидетельства Твои, которыми умудри меня, – и я буду жить в них». И если этот глас пророка повелевает нам хранить свидетельства Божии вечно и жить в них, то ясно, что и они пребывают вечными и незыблемыми (ибо, по толкованию Зонары, греческим словом κρδη называется хрупкая и легко ломающаяся ветка смоковницы, a тο, что твердо и неподвижно, называется непоколебимым (κρδανχα).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Обрати внимание на то, как здесь Поместный собор исправляет и наставляет римского единовластителя. Правило 113 (102) Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию. Необходимо попросить издать об этом предмете императорский закон. (Апост. 48; VI Всел. 87; Анкир. 20; Василия Велик. 9, 25, 35, 77.) Толкование Настоящее правило предписывает не расторгать браков, кроме как по причине прелюбодеяния. Если же муж оставит жену или жена мужа, пусть они не вправе будут вступить в новый брак, но или снова возлюбят друг друга и соединятся, или, в противном случае, оба останутся безбрачными, как Господь учит в Евангелии: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:6 ) и кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать ( Мф.5:32 ). И апостол, научившись этому от Господа, говорит вступившим в брак: Не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( 1Кор.7:10–11 ). Если же расставшиеся вступят в новый брак, должно принудить их к покаянию, т. е. убедить их обоих покаяться в прелюбодеянии. Собор говорит, что должно попросить императора издать и гражданский закон относительно этого предмета. Смотри также Апост. 48. Правило 114 (103) Угодно было и то, чтобы все совершали утвержденные на Соборе молитвы, будь то предначинательные, заключительные, молитвы представления или молитвы на возложение рук, а других, противных вере, отнюдь не произносили. Да читаются те молитвословил, которые составлены мудрейшими людьми. (Лаодик. 18.) Толкование Молитвы, которые иереи возносят Богу во время церковных служб, бывают разные: одни называются предначинательными, поскольку читаются перед службой и в начале ее [ 291 ] , другие – заключительными, поскольку читаются после самих молитвословий, иные – молитвами представления, поскольку они поставляют пред Богом и посвящают Ему народ [ 292 ] , и, наконец, иные молитвы произносятся при возложении рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010