1945 г. в Москве, в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Председателем Собора был патриарший местоблюститель, в работе Собора участвовали 47 архипастырей и 125 представителей 89 епархий Русской Церкви от приходского духовенства и мирян. Братские правосл. Церкви представляли папа и патриарх Александрийский и всей Африки Христофор II , патриарх Антиохийский и всего Востока Александр III , католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат , митр. Фиатирский Герман, представитель патриарха К-польского архиеп. Севастийский Афинагор I , представитель патриарха Сербского митр. Скопский Иосиф , представитель Румынской Православной Церкви еп. Арджешский Иосиф , представитель патриарха Иерусалимского. 4 февр. 1945 г. в Патриаршем Богоявленском соборе состоялась торжественная интронизация избранного патриарха. 10 апр. 1945 г. делегация РПЦ во главе с патриархом была принята в Кремле И. В. Сталиным и В. М. Молотовым. День Победы, 9 мая 1945 г., совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. В Патриаршем Богоявленском соборе патриарх с сонмом иерархов совершил торжественный благодарственный молебен. Поместный Собор 1945 г. в ц. Воскресения Христова в Сокольниках Поместный Собор 1945 г. в ц. Воскресения Христова в Сокольниках В 1949 г. в М. е. насчитывалось 212 церквей: 33 в Москве, 179 в Московской обл. В 1947 г. в Московской обл. были возвращены храмы в городах Верея и Высоковск, в селах Тархове и Глебове Талдомского р-на. В Москве в 1947-1948 гг. возвращены храмовый комплекс летней Гаврииловской и зимней Феодоровской церквей в Телеграфном (ныне Архангельском) пер. (составил один приход), Успенский храм на Таганке, Всехскорбященский храм на Б. Ордынке и Малый собор Донского монастыря (как приходский храм). В кон. 40-х гг. в условиях кадрового дефицита Московская Патриархия поощряла переезд в Москву деятелей русской церковной эмиграции. Это находило поддержку со стороны властей и вписывалось в международный аспект церковной политики советского руководства, в реализации к-рого активно участвовал московский уполномоченный Трушин.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

и хиротонисанных в довоенные и военные годы. На смену им пришли архиереи, родившиеся в ХХ в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Одним из ближайших помощников А. в эти годы был митр. Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) (с 1990 г. Патриарх Алексий II ), ставший в дек. 1964 г. постоянным членом Свящ. Синода и управляющим делами Московской Патриархии. Межправославные связи РПЦ в Патриаршество Алексия I Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. Июль 1948 г. Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Москва. Июль 1948 г. Осенью 1944 г. А. начал переговоры с Патриархом К-польским Вениамином по вопросу снятия с Болгарской Православной Церкви схизмы, наложенной Патриархом К-польским Анфимом VII в 1872 г. (см. Схизма Болгарской Церкви ). Прибытие в Москву в янв. 1945 г. на Поместный Собор представителя Патриарха К-польского митр. Фиатирского Германа позволило благополучно закончить переговоры. В февр. 1945 г. этот вопрос был окончательно разрешен приездом в Стамбул митр. Софийского Стефана. В июне 1945 г. Экзарх Болгарии митр. Стефан во главе делегации своей Церкви посетил Москву. В апр. 1945 г. А. направил еп. Кировоградского Сергия (Ларина) в Югославию для переговоров со священноначалием Сербской Православной Церкви о передаче РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с переходом после войны большей части территории епархии в Советский Союз. Ранее, 7 дек. 1944 г., этот вопрос подняла побывавшая в Москве делегация Мукачевско-Пряшевской епархии. 22 окт. 1945 г. на заседании Свящ. Синода, куда был приглашен еп. Мукачевский Владимир (Райич), была оформлена передача Сербской Православной Церковью Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническое ведение РПЦ. В мае - июне 1945 г. А. совершил паломничество в Св. землю, к-рое было одновременно и ответным визитом на пребывание глав и представителей Вост. Патриархатов на Поместном Соборе в Москве в янв.-февр. 1945 г. Это было первым в истории РПЦ посещением ее Первосвятителем св.

http://pravenc.ru/text/64694.html

   2 февраля 1945 г. Поместный Собор избрал митрополита Ленинградского Алексия Патриархом Московским и всея Руси. Первосвятительское служение великого старца продолжалось 25 лет. Господь даровал ему редкое долголетие. Рассказывают, что однажды, когда старец-святитель уже был в глубоко преклонном возрасте, к нему обратились с просьбой об увольнении на покой одного московского священника. «А почему его надо увольнять?» — спросил Патриарх. «Он очень старый». «А я?» — опять спросил Святейший, и на этом разговор был окончен. Перед отпеванием блаженнопочившего Патриарха митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен произнес надгробное Слово. Он сказал: « Шествие Святейшего Патриарха Алексия в потусторонний мир начинается с тех мест на земле, которые он очень любил и о которых проявлял любвеобильную заботу. Это обитель преподобного Сергия Радонежского, в которой прошла юность Святейшего Патриарха, его годы учения в духовной академии, время монашества и монашеского искуса, а затем и настоятельство, так как во время патриаршества Святейший Патриарх Алексий являлся одновременно и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры... Имя Святейшего Патриарха известно как имя усердного делателя непрестанной молитвы... Он с благоговением и слезами на глазах стоял перед ракой преподобного Сергия, вознося горячие молитвы о Русской Православной Церкви и ее чадах» .    ЖМП. 1944. 6. С. 53.    Там же. 7. С. 3—4.    Цит. по: Патриарх Сергий. С. 296.    ЖМП. 1945. 4. С. 5.    Там же. 1944. 12. С. 5.    Там же. С. 5—6.    Там же. С. 6.    Там же. С. 17.    Там же. 1945. 2. С. 36.    Там же. С. 41—42.    Положение об управлении Русской Православной Церковью. М., 1945. С. 2.    Там же. С. 4.    Там же.    Там же.    ЖМП. 1945. 2. С. 49.    Там же. С. 51.    Там же.    Там же. С. 51—52.    Там же. С. 53.    Там же. С. 60.    Там же. С. 5—7.    Там же. 1945. 3. С. 21—22.    Там же. 5. С. 10—11.    См.: Алексеев В. «Штурм небес» отменяется: Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992. С. 198.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Из письма от 19 января 1945 года: «…Сейчас мы здесь по горло заняты приготовлениями к Собору, ты и представить себе не можешь, сколько это дает забот. Приезд четырех Патриархов и многих митрополитов с Востока, Сербии, Грузии, кроме наших членов всякого звания, — это огромная работа о размещении, о столе и так далее. Правительство широко идет навстречу нашим нуждам в этом отношении и самые наиглавнейшие верхи своим участием облегчают эти заботы. Большая часть забот и дел лежит, конечно, на комиссиях, на мне, как центральном лице: немало труда, волнений, напряжения. Надеюсь, что с помощью Божией удастся все провести как следует…» Из письма от 31 Января 1945 года: «… Я эти дни очень занят по случаю Собора. Очень много гостей из всех стран…» Из письма от 3 февраля 1945 года: «… Как я писал тебе во вчерашней телеграмме, вчера состоялись выборы на место Дедушки. Все было очень торжественно, молитвенно, пышно. Но я, как тяжелое бремя, принимаю это послушание, которое я не просил и которого не желал. А внешние почести и всякая пышность, во-первых, очень относительные понятия, а, во-вторых, уже не могут меня занимать теперь, когда и по возрасту, и по жизненному опыту все это воспринимается как суета земная…» Из письма от 9 февраля 1945 года: «… посылаю вам, мои дорогие Данилушка, Аня, Ленечка и Наташенька, снимки в связи с бывшим у нас Поместным Собором. Их очень много, я выбрал несколько — только чтобы вас ознакомить с нашими делами. Все наши именитые гости постепенно разъезжаются. Я очень устал от служб, приемов и всяких забот. Пишу наскоро, чтобы только послать вам эти снимки. Все будет подробно описано в нашем журнале, который скоро выйдет. Крепко вас всех, моих дорогих, целую, обнимаю. Господь да хранит вас в добром здоровье. Горячо любящий А.» Андреевич Остапов – бессменный секретарь и келейник будущего патриарха Алексия на протяжении почти всего его архиерейского служения (вместе со своей семьей составлял круг самых близких и родных людей патриарха). В начале войны семья Остаповых попала в оккупацию на территории Новгородской области. Митрополит Алексий провел всю блокаду в Ленинграде, проживая на хорах Николо-Богоявленского собора. Несколько лет они ничего не знали о судьбе друг друга. Письменное общение возобновилось только 24 августа 1944, первая встреча после разлуки произошла в ноябре 1945 года, а полное воссоединение в 1946 году. Документальная кинохроника

http://pravmir.ru/prinimayu-eto-poslusha...

Поместный Собор Русской Православной Церкви открылся 31 января 1945 года в храме Воскресения Христова в Сокольниках в Москве. На Соборе от имени семи автокефальных Православных Церквей присутствовали три Патриарха, четыре митрополита, один архиепископ и четыре епископа в сопровождении более 20 клириков и мирян. В состав Собора 1945 года входили 204 участника, из которых 46 иерархов Русской Православной Церкви – 4 митрополита, 13 архиепископов и 29 епископов, 87 клириков и 38 мирян. 4 февраля 1945 года состоялось торжество интронизации митрополита Ленинградского, и с этого дня он стал известен всему миру как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 10 апреля 1945 года у Председателя Совнаркома СССР Сталина состоялась встреча и беседа по делам Православной Церкви с Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким Николаем и протопресвитером Николаем Колчицким. 22 августа 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР вынес постановление о предоставлении церковным органам – Патриархии, епархиальным, приходским общинам и монастырям – юридических прав на приобретение транспортных средств, производство церковной утвари и т. д. Этим же постановлением местным советским органам предлагалось не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон. Продолжали открываться храмы, восстанавливаться архиерейские кафедры. В 1945 году произошло восстановление административно-канонических связей с Московской Патриархией ряда русских епархий и приходов за рубежом. Некоторые из оставшихся тогда в живых иерархов и клириков, бывших в оппозиции к митрополиту Сергию, сочли возможный признать Святейшего Патриарха Алексия и вступили с ним в молитвенное общение. Это объясняется тем, что с именем митрополита Алексия стали связывать позитивные перемены, происходившие в церковной жизни в середине сороковых годов. Земной путь Святейшего Патриарха Алексия поражает прежде всего тем, что это было беспрестанное чередование событий чрезвычайных. Две мировые войны. Революция, по своим последствиям и историческому значению превзошедшая все перевороты, какие совершались в жизни великих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Права Поместного Собора как высшего судебного органа не были конкретизированы. Указывалось лишь, что Собор осуществляет суд над Патриархом . Новая судебная система разрабатывалась Отделом о церковном суде Поместного Собора 1917–1918 гг., который подготовил проект Устава об устройстве церковно-судебных установлений (после бурной полемики проект был отвергнут Епископским совещанием Собора) . В ст. 7 Устава содержалась норма о том, что «ведомство Высшего Церковного Суда и Поместного Собора распространяется на судебные дела всей Российской Православной Церкви». Однако если предметная подсудность дел Высшему Церковному Суду детально регламентировалась Уставом (ст. 34, 35), то о компетенции Поместного Собора в Уставе почти ничего не говорилось (лишь ст. 115 уполномочивала Поместный Собор решать, по представлению архиереев или Патриарха, вопрос об «устранении от должности» судей церковных судов). Таким образом, судебным полномочиям Поместного Собора уделялось очень мало внимания даже на уровне законопроектов. Наконец, особым правом Поместного Собора было избрание Патриарха, которое могло совершаться на специально созванном для этой цели Соборе или на очередном Соборе, если бы срок его проведения совпал со временем выборов . В 1945 году было принято краткое Положение об управлении Русской Православной Церкви. В преамбуле Положения Поместный Собор был назван высшим органом законодательной, административной и судебной власти в РПЦ. О полномочиях Собора Положение упоминает дважды: в ст. 14, где подтверждает его право избирать Патриарха, и в ст. 7, согласно которой Поместный Собор выражает «голос клира и мирян» при «решении назревших важных церковных вопросов». Крайне неопределенный характер последней нормы и то обстоятельство, что Поместный Собор 1945 года, принявший Положение, не отменил акты Собора 1917–1918 гг., позволяют сделать вывод, что установленные ранее полномочия Поместного Собора сохранили свою законную силу практически в полном объеме . Исключением является право избрания членов Священного Синода и ВЦС: Положение 1945 года установило иной порядок формирования Священного Синода (ст. 17–20), а ВЦС был фактически упразднен еще в сер. 1920-х гг.

http://bogoslov.ru/article/377177

Отец Н. Чуков был освобожден 30 ноября 1923 г., настоятелем Николо-Богоявленского собора он служил в марте 1924 — марте 1935 гг. (с небольшим перерывом в 1930-1932 гг.), номинально оставаясь также настоятелем захваченного обновленцами Казанского собора. Затем протоиерей оказался выслан в Саратов, там овдовел, не служил, писал труд «Мои воспоминания». В декабре 1941 г. митрополит Сергий (Страгородский) предложил ему стать епископом, но по условиям того времени о. Николаю пришлось отказаться. После определенной нормализации церковно-государственных отношений он принял повторное предложение, 13 октября 1942 г. был пострижен в мантию с именем Григорий и 14 октября в Ульяновске хиротонисан во епископа Саратовского, а 15 октября возведен в сан архиепископа. Помимо Саратовской в 1942-1943 гг. Владыка временно управлял Астраханской, в 1942 – 15 мая 1944 г. – Сталинградской и в сентябре 1943  - январе 1944 г. Тамбовской епархиями. В сентябре 1943 г. он участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем митрополита Сергия Патриархом и стал ближайшим помощником Первосвятителя, который осенью 1943 г. поручил ему разработку проекта учреждения Богословских школ в Русской Православной Церкви. С 26 мая 1944 г. Владыка Григорий – архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями, а с конца 1944 г. также и Олонецкой епархией. В январе - феврале 1945 г. архиепископ участвовал в Поместном Соборе, избравшим Патриархом митрополита Алексия (Симанского). В марте 1945 г. он совершил поездку в освобожденные от оккупации Рижскую и Таллинскую епархии для выяснения состояния церковных дел и нормализации их, в связи  с чем был назначен временно управляющим и этими епархиями. В апреле 1945 г. Владыка Григорий возглавлял делегацию Московской Патриархии в Болгарии, посланную для возобновления канонического общения с Болгарской Православной Церковью. В 1945 г. он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» и 7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода с временным оставлением управления Псковской и Олонецкой епархиями. В сентябре 1945 г. Владыка посетил Финляндию, после чего взял на себя управление русскими православными общинами и монастырями в этой стране.

http://bogoslov.ru/article/2518081

Согласно постановлениям 1917 года, Собор состоял из епископов, священнослужителей и мирян. Каждая епархия была представлена, как и в 1945 году, своим архиереем, одним клириком и одним мирянином. Однако, как и в 1945 году, процедура принятия решений была противоположной той, что существовала на Соборе 1917–1918 годов: пленарному заседанию надлежало одобрить постановления, разработанные архиерейским совещанием, состоявшимся 28 мая в Новодевичьем монастыре. В 1917 году, наоборот, архиерейское совещание утверждало принятые пленарным заседанием определения. Что касается способа избрания патриарха, то в 1971 году он представлял некий компромисс между тайным голосованием, установленным в 1917, и простой выкличкой, имевшей место в 1945. По приглашению секретаря Собора Таллинского митрополита Алексия (Ридигера) каждая епархиальная делегация должна была встать и устами своего архиерея ответить: «Мы, духовенство и миряне такой–то епархии, избираем Патриархом Московским и всея Руси...». Таким образом, 2 июня 1971 года патриархом был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), патриарший местоблюститель 862 . Единственным Поместным Собором, организованным не для избрания патриарха, оказался Собор 8 июня 1988 года, созванный в Загорске по случаю Тысячелетия крещения Руси князем Владимиром. Как в 1945 ив 1971 гг., каждая епархия была представлена архиереем, одним священнослужителем и одним мирянином, что составило 272 члена 863 . 8 июня 1988 года этот Собор утвердил без внесения каких–либо поправок Устав, предварительно рассмотренный и одобренный подготовительным архиерейским комитетом, собравшим 71 епископа под председательством архиепископа Смоленского Кирилла (Гундяева). Этот Устав сменил принятое в 1945 году Положение, исправленное в 1961. Новый Устав, состоящий из 14 глав 864 , стал намного объемнее Положения, включавшего только четыре части. Устав начинается с напоминания правовых основ, которых должна придерживаться Церковь : а) Священное Писание и Предание, б) апостольские правила, Вселенские и Поместные Соборы, отцы Церкви, в) постановления Поместных Соборов г) данный Устав, д) государственные законы, касающиеся Церкви 865 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На протяжении 1872 – 1945 гг. продолжала действовать наложенная Константинополем схизма. В ходе Великой Отечественной войны осенью 1944 г. Советская Армия освобождает Болгарию от фашистов. В стране было создано правительство Отечественного фронта, которое разрешило в январе 1945 г. избрать Главу Болгарской Церкви. Болгарским Экзархом был избран митрополит Софийский Стефан (1945 – 1948). По ходатайству Русской Православной Церкви перед Вселенским Патриархом Вениамином 22 февраля 1945 г. болгарская схизма была прекращена. Восстанавливалось каноническое и молитвенное общение между двумя братским Церквами. 13 марта 1945 г. представителям Болгарской Церкви был вручен специальный Томос, подписанный Патриархом Вениамином и всеми членами Священного Синода Константинопольской Патриархии, по которому схизма отменялась и признавалась автокефалия Болгарской Православной Церкви. Митрополит Стефан после четырех лет экзаршества подал в отставку (1948). С 1948 по 1953 гг. Болгарская Церковь вновь управлялась Наместником-Председателем Священного Синода. 10 мая 1953 г. в Софии состоялся Третий Церковно-Народный Собор, на котором было восстановлено патриаршество в Болгарии, и был торжественно интронизирован Болгарский Патриарх Кирилл (1953–1971). Но Константинополь опять отверг шаг болгарских иерархов и не признал восстановления Патриаршества. Лишь в 1961 г. по ходатайству Русской Православной Церкви Константинополь признал достоинство Болгарского Патриарха. Вскоре же, в 1962 г., Болгарский Патриарх Кирилл нанес свой первый официальный визит в Константинополь. Патриарх Кирилл (в миру – Константин Марков), родился в 1901 г. в Софии. Окончил Софийскую Духовную Семинарию, а затем богословский факультет Черновицкого университета. Учился также в Берлинском и Венском университетах. В 1923 г. принял монашеский постриг, а в 1936 г. хиротонисан в сан епископа и назначен генеральным секретарем Священного Синода. До своего избрания на Патриарший престол возглавлял Пловдивскую митрополию. В 1951 г. он стал Наместником-Председателем Синода. Патриарх Кирилл – автор более 25 фундаментальных научных трудов, нескольких сот статей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В январе 1945 г. состоялся Поместный Собор, где присутствовали главы и представители 8 автокефальных Православных Церквей. Все они не только заявили о своей признательности правительству СССР, но и фактически дали согласие на совместную борьбу с Ватиканом, который представлялся советскому руководству основным религиозным противником на международной арене. В мае-июне 1945 г. Патриарх Алексий отправился с официальным визитом к Иерусалимскому, Антиохийскому и Александрийскому Патриархам. Чтобы смягчить позицию Константинопольского Патриарха Максима V, ему передали 50 тыс. долларов. Это принесло желаемые результаты: Константинопольский Первоиерарх, несмотря на давление турецкого правительства, отказался осудить греческих коммунистов, развернувших вооруженную борьбу в своей стране. 1044 Больший успех был достигнут в Восточной Европе. В январе 1945 г. Патриарх Алексий содействовал снятию Константинопольской Патриархией схизмы с Болгарской Православной Церкви. Не случайно Патриарха Алексия и Г. Карпова наградили орденом «Звезда Румынии». 1045 «Постепенно, – пишет исследователь, – сложился крепкий союз восточно-европейских православных церквей под эгидой Московской Патриархии». 1046 Происходил массовый переход русских эмигрантских общин в юрисдикцию Московской Патриархии. Причина была понятна: патриотическое движение в эмигрантской среде в годы войны, появление чувства гордости за победу над фашизмом, желание вновь обрести связь с родиной. Уже вскоре после освобождения Парижа, в ноябре 1944 г. митрополит Евлогий написал Патриарху Алексию о желании пересмотреть свой статус и восстановить связи с Москвой. 1047 По некоторым оценкам, настроения владыки характеризовались как «великая радость духовной победы, связанная с победой на полях сражений, как знак «прощенности» русского народа», а Москва при этом виделась не меньше как «всемирным центром Православия». 1048 Воссоединение 75 евлогианских приходов с Московской Патриархией состоялось в сентябре 1944 года в результате поездки во Францию митрополита Николая (Ярушевича) . В сентябре 1945-го воссоединился с Московской Патриархией и глава Западно-Европейской епархии Заграничного Архиерейского Синода митрополит Серафим (Лукьянов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010