XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1) Единая; 2) Святая; 3) Соборная (вселенская) и 4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:14, 16 ). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том: 1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело; 2) что они исповедуют одно учение; 3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства; 4) что они соблюдают одни и те же общие правила. 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Церковь в данной местности или стране имеется в виду и в тех местах новозаветных книг, в которых это слово употребляется во множественном числе. Так, например, говорится, что апостол Павел рукоположил пресвитеров к каждой церкви, основанной во время первого путешествия (Деян 14:23). Римлянам шлет приветствия от всех церквей Христовых (см. Рим 16:16). В Галатии имеются многие церкви (Гал 1:2), также многие церкви есть в Македонии (2 Кор 8:1) и, конечно, в Иудее (1 Фес 2:14). Церковь для апостола Павла, так же как и для апостола Иоанна (Откр 2–3) является Церковью в Коринфе, Ефесе, Смирне. В каждой местности это не часть Церкви, но вся Церковь Христова, живущая полнотой благодати Духа Святого. Одновременно каждая Церковь не мыслится вне связи с другими Церквами. В 1 Kop l:2 читаем: Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас . Похоже в 2 Кор 1:1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся ( oЬsV — имеется в виду существование в онтологическом плане, а не просто находящейся) в Коринфе, со всеми святыми во всей Ахаии. Связь между Церквами была разного рода. Это был, например, обмен посланиями. Колоссян Апостол просит, чтобы передали его послание к ним также Церкви Лаодикийской, а сами они должны прочитать то послание, которое было в Лаодикии (Кол 4:16). Проявлением связи был также сбор денег на помощь Церквам в Иудее (2 Кор 8–9). В межцерковных отношениях апостольских времен не замечается признаков возвышения одной местной Церкви над другой. Несомненно, Церковь Иерусалимская имела для Апостолов особое значение, но нигде в книгах Нового Завета мы не находим свидетельств ее преобладания над другими. То же самое наблюдается и по отношению к Церкви Антиохийской, которая благословила Варнаву и Савла на дело, к которому призвал ихБог (см. Деян 13:2). Быть может в прощании апостола Павла с пресвитерами Ефесскими (Деян 20:17–38) можно усматривать указание на особую роль Церкви в Ефесе. Но если даже это так, то это скорее роль, сходная с ролью Церкви Иерусалимской или же Антиохийской. Мышление в категориях Церкви “поместной” и “все­ленской” в смысле того, что “целое”, и того, что является “час­тью” этого целого, чуждо содержанию новозаветных книг. Местная Церковь в Ефесе так же, как каждая другая местная Церковь, является Церковью вселенской. Центром ее жизни, как апостол Павел принял от Самого Господа , является Евхаристия (см. 1 Kop 11:23–29). Совершение Евхаристии определяет место предстоятеля в Церкви и его роль по отношению к другим поместным Церквам.

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

XV. Учением о наивысшей видимой главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и её управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только Римский епископ Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1. Единая, 2. Святая, 3. Соборная (вселенская) и 4. Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть... И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоанн 10, 14 и 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том, 1. что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своей общей главе, вместе с которой составляют одно тело, 2. что они исповедуют одно учение, 3. что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же святые Таинства, 4. что они соблюдают одни и те же общие правила 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее.    XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217—222). в) О свойствах Церкви     402. Каковы главные свойства Церкви?    Главные свойства Церкви таковы, что она есть:    1) Единая;    2) Святая;    3) Соборная (вселенская) и    4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна     403. Почему может быть Церковь только одна?    Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь.     Пояснение:    Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:14, 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого.     404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять?    Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство.     405. В чем состоит внутреннее единство Церкви?    Внутреннее единство Церкви состоит в том:    1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело;    2) что они исповедуют одно учение;    3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства;    4) что они соблюдают одни и те же общие правила.     406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?»    Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Многократно бывало в истории, что Господь посылал тяжелые испытания для очищения церквей. «Кого Я люблю, тех и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ). Не раз омрачалась жизнь Церкви внутренними раздорами и разделениями настолько, что нужно было, по выражению отцов Церкви, «восстанавливать единение». Бывало, что отдельные поместные церкви сдвигались надолго со своего основания. В Откровении св. Иоанна Господь повелевает предупредить ангела Ефесской церкви, той церкви, в которой так недавно ап. Павел «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго» ( Деян.20:31 ), всенародно и по домам, – предупредить, чтобы он покаялся в том, что оставил прежнюю любовь, и творил бы прежние дела: «если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места, если не покаешься» ( Откр.2:5 ); повелевает также написать ангелу Лаодикийской церкви: «как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слаб и наг» ( Откр.3:16–17 ). На все времена оставил тайнозритель в этих словах предупреждение каждой поместной церкви 46 . К скорби Церкви, многие области, теряя чистоту исповедания, совсем порвали связь со вселенской Церковью и увлекли с собою других. Так образовался, рядом с Православной Церковью, широкий мир, по вере христианский, но от нее отделяющийся, нередко с ней враждующий, мир различных исповеданий христианских «не православных». Православная Церковь признает за ним общее для себя и для него имя «христианства». Древняя Церковь не отказывала в этом общем имени тем, кто принимал и исповедывал все учение Церкви, но, как часто бывало в то время, продолжал еще оставаться не крещенным; многие из таких лиц стали мучениками за Христа, крестившись собственной кровью. В наше время принято оставлять его также и за теми, кто крещены и исповедуют веру христианскую, хотя и не чисто и хотя они не принадлежат к Церкви Православной. Второй Вселенский собор в постановлении о способах принятия в Церковь еретиков, говорит, в частности, следующее о монтанистах, не имевших вообще у себя водного крещения: «принимаем их как язычников. В первый день делаем их христианами , во второй оглашенными, потом в третий – заклинаем их с троекратным дуновением в лицо и уши их и заставляем их долгое время пребывать в церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Во-вторых, не принадлежат к Церкви еретики, которые, хотя и не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и извращают ее в основных ее догматах. «Есть люди, – говорит апостол Павел, – слушающие вас и желающие превратить благовествование Христово; но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:7–8 ). «Еретика, – заповедует тот же апостол ученику своему епископу Титу, – после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:10–11 ); так не заповедал бы апостол пастырю поступать с теми, которые еще принадлежат к его стаду. Апостол Иоанн пишет об еретиках, которых он называет антихристами: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами» ( 1Ин.2:19 ). Не принадлежат, далее, к Церкви отщепенцы или раскольники, которые хотя и не искажают догматов веры, но не покоряются церковной власти, и чрез то самовольно отделяются от Церкви. Справедливость этой мысли видна из слов Спасителя: «Если (кто) Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Это видно и из правил вселенских и поместных соборов; эту же мысль выражали и святые отцы и учители Церкви. Так, святой Киприан пишет: «Ты должен знать, что епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и не находящиеся в единении с епископом, не находятся и в Церкви, и что напрасно обольщают себя те, которые, не имея мира с священниками Божиими, думают найти для себя бесчестное общение у некоих, когда Церковь Кафолическая едина, неразделима и нераздробима, но повсюду соединена и окреплена узами согласующихся между собою пастырей» (Письмо 69). К Церкви Христовой, наконец, не принадлежат все те, которых Церковь , по данной ей от Господа власти вязать и решить, находит нужным отлучать от общества верующих ( Мф.18:17–18 ), как поступает она и доселе («Чин в неделю Православия») и как видно из ее древних правил. Об этом же свидетельствуют древние церковные учители; так, святой Киприан говорит: «Гордые и упорные умерщвляются мечем духовным, когда извергаются из Церкви, потому что вне ее они жить не могут» (Письмо 62); а блаженный Иероним пишет: «Прелюбодей, любодей, человекоубийца и другие беззаконники бывают отлучаемы от Церкви чрез пастырей, а еретики сами произносят на себя приговор, добровольно удаляясь от Церкви» («На главу 3 Посл, к Титу»).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

За некоторыми из этих христианских обществ церковный обычай и богословие сохраняют историческое имя «церквей», именно за теми, которыя были некогда поместными церквами и имели непосредственное или посредственное, через другие церкви, апостольское происхождение, т. е. преемственное епископское рукоположение. Кроме исторического основания, это имя сохраняется из уважения к славному прошлому некоторых из них, в частности, к Римской церкви – ради памяти многочисленных и великих мучеников и мучениц древней церкви, ради славного ее прошлого веков гонений и катакомб; далее, это имя оставляется в неумирающей надежде на возвращение этих церквей к православию и воссоединение с Церковью вселенской; наконец, и потому, что в недрах этих церквей находятся лица, а может быть и массы, христианский душевный строй которых, сознательно или подсознательно, очень близок к православному: примером этого могут служить группы духовных лиц, а с ними и мирян, Римской церкви, выступавших против догматических и других нововведений этой церкви почти на каждом из позднейших ее общих соборов; то же можно сказать и о некоторых ее монастырях с древним уставным строем и т. под. Об отшедших от Церкви Православной нам можно сказать, применяя слова апостола: «отцы наши все были под облаком» первенствующей Церкви, и «все крестились» во Христа, «и все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного... камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:1, 2, 3–4 ) 48 . Далее идут христианские общества, или исповедания, потерявшие апостольское преемство церковное. Из них одни стоят ближе к Церкви, сохраняя многие основные догматы христианства; некоторые же другие настолько удалились от учения Церкви, что отвергли и крещение водой и веру в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия. Православная Церковь пережила много тяжелых испытаний и скорбей из за враждебных и наступательных действий со стороны исповеданий неправославных, ставящих целью отторжение православных от Церкви и разрушение православия; бывало, что эти действия шли вперемежку с тяжелыми ударами со стороны мира антихристианского, магометанского, не раз в сопровождении военной силы. Новонарождающиеся секты также ищут для себя сбора в среде тех православных, для кого кажется обременительным и тяжелым иго Христово, хранимое Церковью, и кто ищет «легкой веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Про Дионисия, епископа Коринфского (вторая половина II века), мы знаем, что он написал ряд посланий различным Поместным Церквам, увещая и одобряя их в связи с различными смущениями и опасностями, которые они переживали, особенно в связи с еретической опасностью. «Он свою ревность по Боге, – говорит Евсевий, – распространял не только на паству, но в обильной мере на верных и других Церквей». И так далее! Примеры радения о делах Церкви вообще или близкого участия в делах другой Поместной Церкви со стороны предстоятелей отдельных церковных общин могут быть умножены до бесконечности. Следует ли напоминать о том, как в эпоху великих догматических споров отдельные Поместные Церкви принимают живейшее участие в догматической жизни всей Церкви вообще и других частей Церкви – других Поместных Церквей – в частности, особенно в лице представителей своих, которые боролись с ересями, поддерживали, одобряли, увещали или обличали братьев по служению во исполнение слова апостольского: страждет ли один член, с ним страждут все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены 90 . Таким образом, роль вселенского учительства выпала на долю великих отцов – Афанасия, Василия, Григориев, Илария, Кирилла и других, учительская деятельность которых, распространяясь на всю Церковь , далеко за пределы собственных их Поместных Церквей, касалась непосредственнейшим образом всей Церкви. Это были светильники, поставленные высоко на подсвечнике и светящие всем в доме 91 . Но не только великие носители пастырского служения Церкви – и великие подвижники жизни христианской, не облеченные пастырским служением, являлись учителями жизни и веры для всей Церкви христианской – так, отцы египетские и сирийские, к которым стекались за словом поучения со всех концов христианского мира. Сознание ответственности за судьбы Церкви вообще, это сознание, которое горело в апостоле Павле (кроме посторонних обстоятельств, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? 92 ), – оно жило и горело во всех этих великих светочах Церкви – борцах за чистоту и неповрежденность веры во всем теле церковном. Это не было привилегией Римских епископов (хотя в лучших из них это сознание было развито очень сильно), это было действием Духа Божия, живущего в Церкви и направляющего судьбы Церкви через избранные Свои сосуды путем соборности, в соборном единении всех частей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В нынешний праздничный день мы восстанавливаем каноническое единство и полноту церковного общения в единой Поместной Русской Православной Церкви. Сегодня завершается путь, одобренный IV Всезарубежным и последующим за ним Архиерейским Собором минувшего года. Догмат о единстве Церкви выражается в Символе Веры, утвержденном Вселенскими Соборами на основании Евангелия Христова. Господь наш Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашей веры и спасения, основал на земле только одну Церковь, ей единой вручил истинную веру, ее одну сделал сокровищницею благодатных даров Своих. Он того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи, т.е. все православные христиане были «едино стадо» под управлением Его, «Единаго Пастыря» (Ин. 10:16.). К утверждению единства и нераздельности Церкви служат еще следующие изречения Спасителя: «Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет и всякий город, или дом, разделившийся сам в себе не устоит. Кто не со Мною, говорит Христос, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает » (Мф. 12:25-30). Существенные основания единства Церкви апостол Павел объясняет подобием единства членов тела человеческого. «Ибо, как тело одно, говорит апостол, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос... И вы — Тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:12, 27). Какая же, дорогие о Вознесшемся Господе отцы, братие и сестры, существенная для нас обязанность вытекает из понятия о единстве Церкви? По слову апостола Павла, все верующие, образуя в составе Церкви одно тело, должны «сохранять единение духа в союзе мира» (Еф. 4:3), не уклоняться от общения в Таинствах и не отделяться от вселенского согласия церковного непослушанием Богоучрежденному в Церкви Священноначалию. «Не обольщайтесь, братие, – говорит священномученик Игнатий, – кто последует расколоучителю, тот не наследует Царствия Божия, кто держится чуждаго учения, тот не имеет части в страдании Христовом». Священномученик Киприан Карфагенский свидетельствует, что люди, уклоняющиеся от общения с Церковью, «хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, — грех их не смоется и самою кровью; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями» (О единстве Церкви). Весьма выразительно тот же святой отец говорит: «Кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви, а кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

http://patriarchia.ru/db/text/242420.htm...

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и чадам Русской Православной Церкви Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. 5 февраля, 2012 Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года. Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры — верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2). Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Наши миссионерские, образовательные, благотворительные и иные труды следует в конечном итоге направлять на спасение каждой человеческой души. Призыв Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), — остается самым насущным и в наше время. Памятуя об этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие вопросы церковной и общественной жизни, приняв Соборные определения и иные документы, обращенные ныне к Полноте нашей Церкви. Заботясь о благоустроении церковной жизни, члены Собора определили на будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе, уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили совершенное Священным Синодом создание митрополий и новых епархий. Они также предложили решения важных задач, стоящих перед обществом.

http://pravmir.ru/poslanie-osvyashhennog...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010