Рождественский Александр Петрович (1864–1930), протоиерей. Член Собора по должности, как присутствующий член Святейшего Синода и по участию в Предсоборном Совете. Председатель Отдела о духовных академиях. В 1890 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. С 1894 г. исполнял должность доцента кафедры Св. Писания Ветхого Завета СПбДА- С 1896 г. магистр богословия. С 1901 г. экстраординарный профессор. В 1903 г. рукоположен во иерея. В 1911 г. удостоен степени доктора богословия. Член ряда общественных организаций. В 1911–1918 гг. ординарный профессор СПбДА. В 1912 г. член Предсоборного Совещания. В 1917 г. председатель Союза демократического православного духовенства и мирян, с 14 апреля 1917 г. член Святейшего Синода. После окончания работы Собора уехал на юг России, в 1919 г. участвовал в Ставропольском Юго-Восточном Русском Церковном Соборе, член Высшего Церковного Управления на Юге России. Эмигрировал через Константинополь в Болгарию. В 1921–1923 гг. профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на богословском факультете Софийского университета. В 1924 г. в связи с болезнью был освобожден от занятий, переселился в Моравскую Тршебову в Чехии, где и скончался. Руднев Сергей Петрович (1872–1934), член Симбирского окружного суда. Член Собора по избранию как мирянин от Симбирской епархии. В 1895 г. окончил юридический факультет Харьковского университета. С 1895 г. занимал должность судебных следователей в различных судах России, с 1916 г. проживал в Симбирске. После окончания работы Собора жил на Дальнем Востоке. После окончания Гражданской войны в эмиграции, проживал в г. Харбине. Самарин Александр Дмитриевич (1868–1932), член Собора по приглашению от Св. Синода от Государственного совета. В 1891 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1912–1917 гг. член Государственного совета. В 1915 г. обер-прокурор Св. Синода. В 1922–1932 гг. аресты и ссылки. Умер в ссылке. Санковский Александр Васильевич (1868–1937), протоиерей. Член Собора по избранию как клирик от Смоленской епархии. Избран членом Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Подписание капитулянтского Брестского договора явилось главным толчком к началу полномасштабной Гражданской войны, в которой белые армии сражались «за единую и неделимую Россию». Гражданская война осложнилась вмешательством иностранных государств. Антанта поддерживала белые армии, которые были готовы в случае свержения советской власти продолжать вести войну против Германии и ее союзников. Некоторые из белых генералов в борьбе с советской властью сделали ставку на немецкие оккупационные войска. Русскую землю разделили на севере и юге, западе и востоке линии фронтов. По всей стране вспыхивали восстания и мятежи, помимо основных противостоящих друг другу сил – Красной и Белой армий, возникли национальные сепаратистские движения, всюду во множестве появлялись анархические бандитские формирования; русские города и села по несколько раз переходили из одних рук в другие. Православные люди жили на территориях, контролируемых и красными, и белыми, и зелеными. К Православной Церкви принадлежали воины, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх Тихон, верховный пастырь Русской Церкви, считаясь с этим обстоятельством, старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. Весной 1918 г. перед отъездом на юг к генералу А. И. Деникину патриарха посетил известный церковный деятель князь Г. Н. Трубецкой. Впоследствии он вспоминал: «Я не просил разрешения патриарха передать его благословение войскам Добровольческой армии, и святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным». Авторитет Святейшего Патриарха Тихона у верующего народа весной 1918 г. стал исключительно велик. Его поездка в Петроград, состоявшаяся в мае 1918 г., явилась большим праздником для православного народа. На Московском вокзале народ встречал патриарха на коленях, многие со слезами радости на глазах. Сопровождавшие его народные толпы во главе с духовенством крестным ходом двинулись от вокзала к лавре, под звон колоколов всех петроградских храмов. Патриарх Тихон совершил Божественные литургии в Троицком соборе лавры, в Исаакиевском и Казанском соборах, и каждый раз при стечении несметных людских толп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1922 г. Н. был сотрудником Российской академии истории материальной культуры, изучал проблему соотношения древней иконописи и рукописной миниатюры (на основе рукописного собрания Кириллова Белозерского мон-ря). Директор Книжной палаты (с окт. 1920 - Научно-исследовательский ин-т книговедения) (18 сент. 1920 - 15 окт. 1924). Сыграл ключевую роль в реорганизации Книжной палаты в ин-т, при нем были созданы Курсы книговедения, на к-рых преподавали известные ученые, специалисты в области книжного дела. Сам Н. читал лекции по истории рукописной книги. На научных заседаниях ин-та им были представлены доклады, посвященные проблеме изучения «Повести временных лет» (ПВЛ). В докладе «О Корсунском культурном влиянии» Н. обосновал гипотезу о том, что Корсунская легенда - произведение церковной письменности, приспособленное к решению идеологической задачи - утверждения Византии как единственного источника правосл. веры для Древнерусского гос-ва. В докладе «О западных влияниях в древнерусской письменности» Н. доказывал необходимость поиска в рукописных памятниках невизант. влияний. После избрания в АН, с кон. 1900 - нач. 1901 г., Н. участвовал в работе общих собраний, научных и юбилейных комиссий, в т. ч. Комиссии по вопросу о русском правописании (1904), Комиссии по празднованию 200-летнего юбилея АН (1925), Комиссии по подготовке празднования 100-летия со дня рождения Л. Н. Толстого (1928). 20 июля 1917 г. избран представителем АН в Предсоборном присутствии, а 2 сент. 1917 г.- представителем правосл. членов АН на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 1918 г. по предложению Н. на общем собрании РАН было принято решение об организации в его доме в Детском Селе Музея славяно-рус. книжности на правах отдела Б-ки АН. В экспозицию музея были включены материалы, собранные Н. во время его научно-исследовательской работы, экспедиционной деятельности, б-ка и коллекционные материалы. В 1924 г. в результате реорганизации штата РАН деятельность музея была прекращена, но сотрудники продолжали работать до осени 1926 г., когда Н.

http://pravenc.ru/text/2566206.html

Обсуждая затем эту инициативу, члены Поместного Собора посчитали важным в рамках возможного Предсоборного присутствия сформировать несколько профильных комиссий (например, каноническую, богослужебную, образовательную, социальную), в работе которых могли бы принимать участие не только иерархи, но и миряне. Так, в итоговом документе Поместного Собора 2009 года появилось следующее поручение: «Священному Синоду надлежит озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора» . Спустя полгода в Русской Православной Церкви было образовано Межсоборное присутствие – совещательный орган, содействующий высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви . Сегодня в составе Присутствия 144 человека (56 архиереев, 19 священномонахов, 38 священнослужителей, 7 монашествующих, 24 мирянина) , которые распределены по тринадцати комиссиям, в повестку дня внесено более ста вопросов, около двадцати из них уже проработаны .За два с половиной года в Русской Церкви появилась совершенно уникальная система выработки своей позиции в отношении происходящих в обществе процессов. Деятельность Присутствия позволяет тщательнее подходить к изучению проблем, помогает Священному Синоду и Архиерейскому Собору (а в будущем, вероятно, и Поместному Собору) подключать к обоснованию ответов на вопрошания времени не просто широкий круг экспертов, но, через епархиальные и интернет-дискуссии, всю полноту Церкви.Некоторым заседания высших органов церковного управления кажутся почти что фиктивными: архиереи съехались, заслушали, постановили. Во многом данный стереотип сложился в годы перипетий XX столетия, отчасти в связи с пониманием архиерейства как чего-то оторванного от реальной жизни. При этом почему-то забывается работа Предсоборного присутствия (1905–1906 годы), а также дискуссии на самом Всецерковном Соборе 1917–1918 годов. Вот почему сегодня было бы полезным большими тиражами издавать дискуссии Поместных и Архиерейских Соборов ХХ века, дабы люди имели доступ к фактическому материалу, свидетельствующему о присутствии интеллекта, а не ритуала в Церкви.

http://bogoslov.ru/article/2462111

II. Також определить, что оные многочисленные моления, хотя бы и прямые были, однако не суть всякому должные, и по воле всякого наедине, а не в соборе церковном употреблять оных мощно, дабы по времени не вошли в закон и совести бы человеческой не отягощали» (Духовный регламент 1874, с. 13). Это положение подтверждает и принятое Собором 1917–1918 гг. «Определение о круге дел, подлежащих ведению органов Высшего церковного управления», согласно которому ведению Св. Синода подлежали: «1. Охранение текста богослужебных книг, наблюдение за его исправлением и переводом и, с одобрения Церковного Собора, благословение на печатание вновь составленных или переизданных отдельных служб, чинов, молитвословий; 2. Дела, касающиеся богослужебного чина» (ДСОП I, с. 12–13). Относительно контроля над богослужебными книгами предписания «Духовного регламента» практически не отличаются от положений, выработанных Поместным собором 1917–1918 гг. В обоих случаях постулируется жесткий контроль высшей церковной власти над исправлением богослужебных книг и введением в богослужебный обиход новых служб и акафистов. Другим унифицирующим фактором стала наметившаяся еще в XVIII в. тенденция ограничить число типографий, имеющих право издавать богослужебные книги. 5 октября 1720 г. появляется царский указ, запрещающий типографиям Киева и Чернигова предпринимать самостоятельные издания богослужебных книг. Разрешалась лишь перепечатка великорусских изданий при условии недопущения в них «никакой розни и особого наречия» (Харлампович 1914, с. 787). На основе этого указа Синод издает другой указ, согласно которому при переиздании в Киеве или Чернигове богослужебных книг перед началом распространения тиража необходимо послать в Синод два экземпляра ново-напечатанной книги для сличения с аналогичными книгами, напечатанными в Москве или Санкт-Петербурге, «чтобы розни и особого наречия никакого не было» (Харлампович 1914, с. 787). Вплоть до конца синодального периода периодически издавались различные указы, ограничивающие права местных типографий. Краткий очерк истории процесса уменьшения прав местных (Киевская, Черниговская) церковных типографий и закрепления права первых изданий богослужебных книг за Московской и Санкт-Петербургской типографиями см. Матьесен 1972, с. 69–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В этот труд вошли ценные биографические сведения, иллюстрации, а также документально подтверждённые случаи чудесных исцелений, совершившихся по молитвам св.Иоасафа. За свои глубокие научные труды в 1917 г. епископ Никодим был удостоен степени магистра богословия. Революционные события 1917 г. епископ Никодим встретил резким осуждением неоправданного насилия, волной захлестнувшего общество. В июне-сентябре 1918 г. епископ принимал участие во Всеукраинском Поместном Соборе в Киеве, провозгласившем автономию Украинской Православной Церкви, временно лишенной общения с недавно избранным патриархом Тихоном. Эти действия Собора понимались Никодимом  не как попытка раскола единой церкви, а как попытка сохранить духовную жизнь повсеместно, не взирая на трудности гражданской войны и нестабильность светской власти. В октябре-декабре 1918 г. еп.Никодим возглавил в Харькове комиссию по подготовке канонизации св.Мелетия (Лентовича), что было вполне закономерно, учитывая известность и авторитет епископа Белгородского как специалиста по отечественной агиографии. По завершении работы канонизационной комиссии в декабре 1918 г. еп.Никодим вернулся через линию фронта в Белгород. Неожиданное возвращение с территории, занятой противником, белгородского архиерея вызвало неудовольствие и подозрения в большевистской администрации города, и было с воодушевлением встречено местным духовенством и прихожанами. Высокий авторитет епископа среди белгородцев, опасение возможных волнений, и подозрения в причастности архиерея к подготовке антибольшевистского восстания в городе стали причинами его ареста. Известные сегодня документы весьма противоречиво освещают историю ареста и гибели еп.Никодима. Можно уверенно сказать только, что арест архиерея был санкционирован председателем Белгородского ГубЧК Васильевым и военным комендантом Белгорода С.А.Саенко. После возникших в городе беспорядков, вызванных вестью об аресте любимого архипастыря, большевистские власти отдали приказ о тайном расстреле еп.Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В 1917 году отец Владимир Востоков, как и многие представители духовенства, кратковременно отдал дань увлечению революцией, осуждению «Старого Режима» и даже симпатиям к большевикам как, якобы, «рабочей и крестьянской власти». Но довольно быстро образумился и уже на Поместном Соборе 1917-1918 гг., участником коего он был избран мирянами Уфимской епархии, начал призывать к осуждению Церковью революционной смуты. В январе 1918 года объявлен большевиками «вне закона». У белых отец Владимир также не нашёл понимания и поддержки. Кубанская Рада постановила выслать его «за развращение казацких душ монархизмом». Неприязненно отнёсся к протоиерею и генерал барон П.Н. Врангель. После революции протоиерей Владимир Востоков придерживался твёрдых легитимистских взглядов. Участвовал в Соборе 1921 г. в Сремских Карловцах, призвавшем к возвращению «на Всероссийский Престол Помазанника, сильного любовию народа, законного православного Царя из Дома Романовых» . На Страстную Неделю и Пасху 1926 г. он посетил императора Кирилла I в Кобурге. Несмотря на то, что некоторые консервативные крайности его общественных взглядов не соответствовали взвешенной позиции Российского императорского дома, и его надежды стать духовником императорской семьи в изгнании не оправдались , протоиерей В.И. Востоков хранил неизменную верность законным государям Кириллу Владимировичу и Владимиру Кирилловичу. Отец Владимир являлся разъездным священником-миссионером в Королевстве сербов, хорватов и словенцев; служил в Кикинде, в г. Великий Бечкерек, в селе Панчево. В 1944 году ввиду коммунистической угрозы он покинул Югославию, окормлял русских беженцев в лагерях в Австрии и Германии. В 1950 г. удостоен права ношения митры. В 1951 г. переехал в США и настоятельствовал в храме Святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, а также являлся духовником и проповедником созданного императором Кириллом I Корпуса императорских армии и флота . В 1954 г. возведен в сан протопресвитера. В 1955 г. ушёл на покой. Погребен на Сербском кладбище Сан-Франциско.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

Вот почему и во внешних проявлениях хочется неизменно опираться не на людскую поддержку и силу, а на тайный покров Вездесущего Бога и Спасителя. Никогда от Бога я не видел и не встретил ничего плохого. Творец изливает на каждого человека только любовь. И беспросветно скорбно становится лишь тем, кои сами вырываются из одеяния Божественной любви, не хотят признавать Бога и полагаются более на свои собственные разум, опыт, дарования…» Деревянная панагия владыки Досифея Деревянная панагия архиеп. Досифея      Архиепископ Досифей (Протопопов), уроженец смоленского села, сын священника, в прошлом и сам «белый» женатый священник, принявший постриг по вдовстве, начинал свое служение на Саратовской земле в январе 1909 года как епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. Ему шел тогда 43-й год, у него был достаточно богатый опыт, в основном педагогический (последнее перед архиерейской хиротонией место служения – ректор Смоленской семинарии). В Вольске владыка Досифей прослужил до 1917 года; он полюбил этот город на высоком волжском берегу, привязался к своей вольской пастве и весьма сожалел, когда ему пришлось ее покинуть. Летом 1917 года ради выхода из кризиса власти, который случился в Саратовской епархии, Святейший Синод (Патриарха еще не было!) благословил провести прямые выбора правящего архиерея. Голосование проходило в кафедральном Александро-Невском соборе, и епископ Вольский Досифей получил 248 голосов из 277 возможных. Так он стал епископом Саратовским и Царицынским. «Я откровенно сознаю, – сказал владыка в своей речи по избрании, – свои немощи и свое недостоинство для занятия Саратовской кафедры, и сначала у меня была мысль отказаться от нее в случае избрания, но затем, подумав, что этим своим поступком я поставлю свою волю выше послушания, я решил предать себя в волю Божию…» Он находился под домашним арестом и мог как-то участвовать в управлении епархией, но вскоре оказался в тюрьме Саратовский епископ Досифей участвовал в Поместном Соборе 1917–1918 годов и в интронизации Патриарха Тихона.

http://pravoslavie.ru/157890.html

Боже мой, Боже мой! Бедная моя родина. До чего мы дошли? Плач и рыдание... 23-е–24-е среда – четверг. В печати и в устных разговорах только и речи о новом подвиге нашей «демократизованной» армии: ею сдана неприятелю Рига, со всеми продовольственными, боевыми и техническими запасами. Рига сдана, и русское оружие покрыто новым позором. Нечего и говорить о значении Риги как стратегического пункта. От [слово нрзб.] прямой путь на Петроград. Теперь немцы являются полными хозяевами пространства между Ригой и Двинском. Вслед за сим, без сомнения, наступит очередь Двинска. Весьма возможно, что и более южные участки, под влиянием угрозы бокового удара с севера, будут вынуждены отойти к востоку, а это, в свою очередь отразится на положении нашего западного фронта. И так результат катастрофы обещает быть ужасным, так как дорога на Петроград открыта. Единственная надежда на осеннюю распутицу, которая, может быть, задержит натиск противника до зимы. Но его флот, конечно, будет действовать вероятно и в направлении Кронштадта. 23-го числа не было общего собрания членов Собора. Состоялся лишь ряд частных совещаний членов Собора по вопросу о системе выборов в отделы Собора, которых пока намечается до двадцати 219 . 24-го числа происходило полное заседание Собора 220 под моим председательством, так как митрополит Тихон служил в Успенском соборе, в день памяти митрополита Московского Петра 221 . В начале заседания были заслушаны проекты воззваний 222 , составленных от имени Собора, к армии и флоту протопресвитером Шавельским и к простому народу – кн. Е. Н. Трубецким. В общем оба одобрены. Мною предоставлено право, с разрешения Собора, делать указания членам Собора записками. Лично мне больше нравится послание Трубецкого. Написано оно мягко, проникновенно. Послание о. Шавельского слишком экспансивно, а некоторые выражения очень резки. Например «будьте прокляты», «насильники»... 25-е пятница. Сегодняшнее заседание Собора 223 было посвящено рассмотрению предложения соборного Совета об образовании различных отделов и комиссий по вопросам церковного строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Я вынес от этих господ самое тяжелое впечатление, и я все более и более укрепляюсь в мысли об ужасной грядущей опасности. Ведь все склады [слово нрзб.], а тем более аптечные – горят «вольно или невольно». Большею частью, конечно, вольно, для сокрытия воровства. Образована комиссия, которая должна энергично заняться этим делом переноса склада. Завтра предполагается заседание ее с участием представителей города. Конечно, я и настоящею ночью, как и прошедшею, и все по этой же причине, мало буду спать. Мне мерещатся ужасы грядущего пожара. Я так его ясно вижу и чувствую, что точно он происходит наяву. Господи, спаси Святую Софию! Суббота – 23-е декабря. Воскресенье – 31-е декабря. Праздники проходят в общем спокойно с внешней стороны. Но над этим внешним спокойствием чувствуется внутренняя тревога. Политический горизонт все более и более затуманивается; просвета не видно. Междоусобная война все более и более ширится. Юг и север России теперь разобщены. Подвоз продовольствия окончательно прекратился. Новгород уже буквально голодает, не исключая и меня. Большевики все свирепствуют, принимая меры против своих противников куда жесточе, чем это было при Царском правительстве. То и дело декретируют. Так, изданы декреты о гражданском браке, о национализации банков, об уничтожении судов. В Новгороде были арестованы: председатель суда К. Н. Драницын, прокурор Юренев и несколько представителей кадетской партии. Они были заключены в тюрьму; но через четыре дня были освобождены, после объявления всеми учреждениями забастовки. Ожидается выступление большевиков против саботирующих чиновников и вообще против буржуев и панов. Организуются домовые комитеты для самозащиты. Мирные переговоры комиссарского Совета с немцами, по-видимому, прерваны 603 , что и нужно было ожидать. Комиссары при этом объявили священную войну. Но во имя чего? Конечно, она не будет иметь никакого успеха. Разворошили армию и хотят воевать. Пропала Россия, моя родина! Праздниками часто служил в Софийском соборе и проповедовал по текущим вопросам. С удивительным вниманием слушают. Кажется, удачная проповедь была на Рождество – о духовном разделении и вырождении. Мною ярко обрисована картина современного вырождения России и ее духовного распада.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010